История Белохолуницкого завода в математических задачах

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История Белохолуницкого завода в математических задачах

Суворова М.С. 1
1МКОУ СОШ с УИОП им.В.И.Десяткова г.Белая Холуница Кировской области
Суворова Н.Г. 1
1МКОУ СОШ с УИОП им. В.И.Десяткова г.Белая Холуница Кировской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Знание истории страны начинается со знания истории малой родины, с тех мест, где мы родились и провели своё детство.

Белая Холуница – город, в котором я родилась и живу, мой любимый город. Город основан в 1764 году в связи со строительством Белохолуницкого железоделательного завода. В 2016 году Белохолуницкий машиностроительный завод был признан банкротом и, к сожалению, прекратил своё существование.

Актуальность: В юбилейный для Белой Холуницы год (в 2024 году городу исполняется 260 лет) проблема сохранения памяти об истории Белохолуницкого завода наиболее актуальна. Она значима не только для людей, живущих в нашем городе. История завода неразрывно связана с историей района, области и страны в целом. Поколения меняются, с ними уходит в прошлое история. Поэтому сохранение исторической памяти о заводе, положившем начало нашему городу, приобретает особую важность.

Нами было проведено анкетирование семиклассников нашей школы (см. Приложение 1), в ходе которого мы выяснили, как они оценивают своё знание истории Белохолуницкого завода. 48% опрошенных ответили «отлично» и «хорошо», при этом только 3% правильно назвали год строительства завода. Результаты анкетирования выявили проблему недостаточного знания школьниками истории завода, а, значит, и истории города. При этом 73% опрошенных хотели бы больше узнать о Белохолуницком заводе (см. Приложение 2).

Мы решили изменить ситуацию. Мне нравится решать математические задачи, и я увлекаюсь историей. Поэтому мы решили объединить историю и математику: изучить историю Белохолуницкого завода и представить её с помощью сюжетных математических задач. Мы думаем, что задачи не про абстрактные города А и Б, а про родной город, должны вызвать интерес у обучающихся. Это позволит познакомить учеников с историей Белохолуницкого завода, сохранить историческую память о нём.

Цель: составление сюжетных математических задач для сохранения исторической памяти о Белохолуницком заводе.

Задачи:

  1. Провести анкетирование семиклассников на знание истории Белохолуницкого завода и выявление интереса к ней.

  2. Изучить литературу и источники Интернета по истории Белохолуницкого завода, посетить Белохолуницкий краеведческий музей.

  3. Составить разнотипные математические краеведческие задачи и решить их.

  4. Напечатать брошюру «История Белохолуницкого завода в математических задачах»

  5. Апробировать составленные задачи на внеклассных занятиях с учениками 7-х классов.

Методы реализации проекта:

- анкетирование, анализ полученной информации,

- сбор, анализ и синтез информации,

- фотографирование,

- интервьюирование,

- проведение внеурочного занятия.

Гипотеза: решение краеведческих математических задач способствует не только формированию умения решать текстовые задачи, повышению интереса к решению задач, но и изучению истории нашей малой родины, в частности, истории Белохолуницкого завода, сохранению исторической памяти о нём.

Объект исследования: история Белохолуницкого завода.

Предмет исследования: факты и числовые данные из истории Белохолуницкого завода в разрезе их применения для составления математических задач.

Новизна работы: описание истории Белохолуницкого завода нетрадиционным способом - с помощью сюжетных математических задач. Подобных исследований в нашей школе не проводилась.

Практическая значимость работы: краеведческие задачи можно использовать на уроках математики, истории, регионоведения, на внеурочных занятиях. Они помогут расширить кругозор, полюбить малую родину ещё больше, развить математические способности, логику и мышление.

Ожидаемый результат: сохранение исторической памяти о Белохолуницком заводе посредством сюжетных математических задач.

Глава 1. Обзор литературы.

Изучение истории Белохолуницкого завода мы начали с прочтения книги местного краеведа Игоря Владимировича Порошина «Белая Холуница», в которой он описывает все вехи развития города, начиная со строительства Холуницкого завода и рабочего поселка, до современного города Белая Холуница, градообразующим предприятием которого является Белохолуницкий машиностроительный завод.

Книга «Годы и люди» рассказала нам о более чем двухвековой истории Белохолуницкого завода, известного своими славными революционными и трудовыми традициями, о жизни и работе его коллектива.

В книге «1917-1967. Пятьдесят советских лет» мы прочитали об истории металлургической промышленности Кировской области, о создании металлургических заводов, в том числе на реке Белая Холуница.

На сайте Белохолуницкого краеведческого музея мы познакомились с публикациями по данной теме: «А.С. Ярцов – основатель г. Белая Холуница», «Белохолуницкий пруд», «Мастер Василий Пятов», «Её величество броня» и др.

В статье онлайн - энциклопедии «Википедия» мы прочитали краткую историю Белохолуницкого машиностроительного завода.

На сайте «Охрана водных ресурсов. Министерство охраны окружающей среды Кировской области» мы нашли данные о Белохолуницком пруде и других водных объектах Кировской области.

Для того чтобы составить задачи, мы изучили литературу о том, как они устроены, из каких составных частей состоят, каких бывают видов и как их составляют.

В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. дана такая трактовка понятия «задача»: «упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления»[6]

Российский психолог и педагог Фридман Л.М. пишет, что задача «представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ,

опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче»[11]

Советский педагог-математик Чекмарёв Я.Ф. называет задачей «вопрос, для решения которого требуется определить искомое число по данным числам и по указанной в словесной форме зависимости между данными и искомым числом» [12]

Мы узнали, что Аксёнов А.А. выделяет семь основных видов школьных математических задач. «Наиболее распространённый в современной средней школе вид задач – задачи на нахождение. Это первые задачи, с которыми встречаются учащиеся ещё в начальных классах» [2]. У каждого вида задач можно выделить подвиды. «Из задач на нахождение можно выделить такие подвиды: сюжетные задачи; задачи на преобразование выражений; уравнения, неравенства и их системы и др.» [2]

Составлению задач детей учат ещё в начальной школе. Мы изучили статью из журнала «Начальная школа» Н.А. Матвеевой, в которой она предлагает алгоритм составления текстовых задач. Первоначально необходимо придумать «сюжет» задачи, какое-либо ключевое слово, характеризующее действие над предметами. Далее следует ввести объекты - действующих лиц. На следующем этапе дополняют объекты количественными и качественными характеристиками, включая различные отношения. В завершение формулируют «требования», которые можно начать со слов: «Сколько…», «Найти…», «На сколько…», «Во сколько…». На основе выбранного сюжета, объектов и их количественных характеристик, а также требований, моделируется текст задачи.

Изучив различные источники информации, мы пришли к выводу, что в своей работе будем составлять текстовые (сюжетные) задачи на вычисление. В качестве сюжета будем выбирать исторические факты, в качестве объектов - предметы, связанные с историей Белохолуницкого завода. В этих фактах будем выделять математическое содержание и определять, какого вида задача будет составляться. После этого установим зависимость между числами и сформулируем «требование» - вопрос.

Глава 2. Основная часть

Чтобы убедиться в актуальности темы проекта, мы провели анкетирование учащихся 7-х классов и выяснили, что они недостаточно знают историю Белохолуницкого завода, но хотели бы больше узнать о ней. (см. Приложение 1, 2)

Мы решили представить историю Белохолуницкого завода в математических задачах и решить эти задачи с семиклассниками.

2.1. Изучение истории Белохолуницкого завода

Свою работу мы начали с того, что изучили историю Белохолуницкого завода. Факты о нём мы нашли в книгах краеведа Игоря Владимировича Порошина «Белая Холуница» и «Годы и люди», сборнике статей о Кировской области «1917-1967. Пятьдесят советских лет». Много интересной информации получили из публикаций Белохолуницкого краеведческого музея.

Затем мы посетили Белохолуницкий краеведческий музей. В зале истории машстройзавода мы рассмотрели различные экспозиции и стенды: Белохолуницкий завод в 20-е – 30-е годы, в годы ВОВ, в 50-е – 60-е годы, в 70-е годы, в 80-е годы, в конце 20 – начале 21 века, руководители Белохолуницкого завода.Также посмотрели экспозиции «Быт служащих Холуницких заводов к.XIX – н.XXв.», «Чугунное художественное литье», сделали фотографии экспонатов музея.

В результате изучения различных источников мы изложили историю Белохолуницкого завода в хронологической последовательности, подобрав самые интересные факты не только о заводе, но и о Белохолуницком пруде.

2.2. Составление краеведческих математических задач

Чтобы разобраться в том, что такое задача и как её составлять, мы обратились к книге Фридмана Л.М. и Турецкого Е.Н. «Как научиться решать задачи», к статье Н.А. Матвеевой в журнале «Начальная школа», к книге Чекмарёва Я.Ф. «Методика преподавания арифметики в 5-6 классах».

Рассмотрим алгоритм составления краеведческой задачи на примере одной из составленных задач.

  1. Поиск источника краеведческого материала о Белохолуницком заводе, из которого можно почерпнуть числовые данные.

В книге «1917-1967. Пятьдесят советских лет» мы нашли: «Но Омутнинско-Холуницкие заводы постепенно развивались. В начале XIX века (1804 г.) здесь имелось 1800 рабочих, из них 30 проц. крепостных и 70 проц. вольнонаемных. Условия их труда и быта были невыносимыми» [9]

  1. Анализ числовых данных.

В задаче должно находиться необходимое количество данных, чтобы можно было ответить на вопрос, поставленный в задаче.

В выбранном историческом материале достаточное количество данных для составления задачи.

  1. Определение степени сложности задачи и её типа.

Числовой материал и вид задач следует подбирать в соответствии с программой данного класса по математике.

Составим задачу на проценты, это соответствует программному материалу по математике 5-6 класса. Значит, семиклассники смогут решить такую задачу.

  1. Формулировка условия задачи.

Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся.

В начале XIX века (1804г.) на Омутнинско-Холуницких заводах имелось 1800 рабочих, из них 30% крепостных, остальные были вольнонаемными.

  1. Формулировка вопроса, на который нужно найти ответ в задаче.

Определите количество крепостных и вольнонаемных рабочих на заводах в 1804 г.

  1. Решение задачи.

Если крепостных рабочих было 30%, значит, вольнонаемных было 100-30=70%

Переведем проценты в десятичные дроби 30%=0,3; 70%=0,7

Чтобы найти, сколько крепостных и вольнонаемных рабочих было, нужно число всех рабочих умножить на соответствующую десятичную дробь:

1800*0,3=540 крепостных рабочих

1800*0,7=1260 вольнонаемных рабочих

Ответ: на заводах в 1804 г. имелось 540 крепостных рабочих и 1260 вольнонаемных рабочих.

На основе полученных в первой части исследования исторических сведений и найденным числовым данным мы составили и решили краеведческие математические задачи (см. Приложение 3) следующих видов:

- простая задача (задача, решаемая в одно действие),

- составные задачи (решаемые в несколько действий),

- задача на проценты,

- задача на части,

- задача, решаемая с помощью уравнения,

- задача на представление данных в виде диаграммы.

2.3. Создание брошюры

На следующем этапе работы приступили к созданию брошюры «История Белохолуницкого завода в математических задачах», проектированию её дизайна.

В брошюру, кроме математического содержания, мы поместили сведения об истории Белохолуницкого завода, а в конце - стихотворение местной поэтессы Альбины Ильиной «Заводской вальс». Чтобы сборник задач выглядел более привлекательным, подобрали фотографии, иллюстрирующие задачи. Все задачи оформили в едином стиле: историческая справка, иллюстрация, условие задачи, решение и ответ (располагаются в разделе «Решения и ответы»).

На обложке брошюры разместили логотип завода, фото стелы на въезде в город Белая Холуница, информирующей о дате его основания (см. Приложение 4).

2.4. Апробация краеведческих задач

На заключительном этапе исследования была проведена апробация составленных задач при проведении внеклассных занятий в 7-х классах.

При подготовке к занятиям я прочитала в книге Фридмана Л.М. и Турецкого Е.Н. «Как научиться решать задачи» об этапах решения математических задач. Также перед проведением занятий учитель математики Суворова Н.Г. дала мне дополнительные рекомендации об организации процесса решения математических задач (см. Приложение 5)

На занятии ребята, решая задачи, не только учились находить ответы на поставленные вопросы, но и могли одновременно изучать историю Белохолуницкого завода.

После проведения занятий мы взяли интервью у семиклассников об их впечатлениях о решении краеведческих математических задач.

Для привлечения внимания к теме исследования, повышения интереса к изучению истории Белохолуницкого завода мы написали пост в сообществе ВКонтакте «Школа им.В.И.Десяткова» https://vk.com/wall-167179433_4605

Заключение.

В ходе исследовательской работы мы узнали много нового и интересного об истории Белохолуницкого завода.

Работа позволила мне побыть не только в роли ученика, но и в роли автора задач. Придумывая собственные задачи, удалось глубже вникнуть в их математическую суть, проанализировать известные типы задач и пополнить свой математический опыт.

Цель и задачи работы были достигнуты полностью.

Составлены сюжетные математические задачи, брошюра «История Белохолуницкого завода в математических задачах» напечатана, тем самым сохранена историческая память о Белохолуницком заводе.

Описание истории Белохолуницкого завода нетрадиционным способом - с помощью сюжетных математических задач позволило повысить уровень знаний и интереса школьников к истории малой родины, истории Белохолуницкого завода. В результате проведения занятий по решению краеведческих задач повысился интерес семиклассников к решению текстовых математических задач, улучшился уровень их решения.

Показателем эффективности нашей работы являются отзывы участников:

«Задачи мне понравились, это интереснее, чем решать задачи из учебника. А здесь 2 в 1: и история города, и математика».

«Мне понравилось решать задачи, хотел бы ещё решать такие задачи».

«Я узнал, что завод много раз прекращал свою деятельность. Я хотел бы научиться составлять такие же задачи».

«Мне было интересно узнавать историю нашего завода, я никогда её не знала».

«Мне понравилось, как необычно были составлены эти задачи. Было интересно послушать про наш город и порешать задачи, вспомнить, как они решаются».

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: решение краеведческих математических задач способствует не только формированию умения решать текстовые задачи, повышению интереса к решению задач, но и изучению истории нашей малой родины, в частности, истории Белохолуницкого завода.

Перспективы дальнейшего исследования: продолжить работу по составлению краеведческих задач для школьников другого возраста, на другие темы.

Список использованных источников и литературы

  1. Белохолуницкий машиностроительный завод [Электронный ресурс]/Материал из Википедии — свободной энциклопедии. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Белохолуницкий_машиностроительный_завод (дата обращения 11.09.2023)

  2. Виды школьных математических задач / Аксёнов А.А. // Учёные записки Орловского государственного университета. – 2018. - №3(80). – С. 186-191.[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-shkolnyh-matematicheskih-zadach (дата обращения 12.09.2023)

  3. Годы и люди: К 225-летию Белохолуниц. машиностроит. з-да / [Редкол.: Порошин И. В. (отв. ред.) и др.]. - Киров: Волго-Вят. кн. изд-во : Киров. отд-ние, 1989. - 222 с. : ил.

  4. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Белохолуницкий краеведческий музей Кировской области» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bhmuzey.ru/item/486840 (дата обращения 07.09.2023)

  5. Обучение учащихся составлению текстовых задач / Н.А. Матвеева // Начальная школа. – 2003. - №6. – С. 41-45

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990 – 943 с.

  7. Охрана водных ресурсов. Министерство охраны окружающей среды Кировской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://priroda.kirovreg.ru (дата обращения05.09.2023 )

  8. Порошин И.В. Белая Холуница. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское отд., 1991, - 160 с., ил.

  9. 1917-1967. Пятьдесят советских лет. Кировская область.-Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское отд., 1967, - 240 с., ил.

  10. Фотографии из фондов Белохолуницкого краеведческого музея

  11. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.

  12. Чекмарёв Я.Ф. Методика преподавания арифметики в 5-6 классах. – М., 1962.

Приложение 1

Анкета

  1. Как ты оцениваешь свои знания истории Белохолуницкого завода?

    1. отлично

    2. хорошо

    3. удовлетворительно

    4. неудовлетворительно

  2. В каком году был построен Белохолуницкий завод?

  3. Хотели бы ты больше узнать о Белохолуницком заводе?

    1. Да

    2. Нет

Приложение 2

Результаты анкетирования

Всего участвовало 66 человек

Респонденты – учащиеся 7 классов школы им. В.И. Десяткова

1.

  1. Верный ответ - 1764 год 2 чел. 3%

  2. Да 48 чел. 73%

Нет 22 чел. 27%

Приложение 3

История Белохолуницкого завода в математических задачах

В конце XVII века на Вятской земле были открыты крупные залежи железной руды. В середине XVIII века в северо-восточных районах области возникают металлургические заводы, из них наиболее крупные Чернохолуницкий (1762г.), Климковский (1762г.), Белохолуницкий (1764г.), Омутнинский (1773г.)

В 1764 году по инициативе и на средства генерал-прокурора Александра Ивановича Глебова был основан железоделательный завод на р. Белой Холунице. Завод назвали Ново-Троицким Холуницким. Руководил сооружением известный русский инженер Аникита Сергеевич Ярцов.

Задача № 1.

Сосчитайте, сколько лет исполнится городу Белая Холуница в 2024 году?

 

Задача № 2.

В начале XIX века (1804г.) на Омутнинско-Холуницких заводах имелось 1800 рабочих, из них 30% крепостных, остальные были вольнонаемными. Определите количество крепостных и вольнонаемных рабочих на заводах в 1804 г.

Групповой снимок рабочих Белохолуницкого завода.1901г.

Условия труда и быта рабочих заводов были невыносимыми. О переселенных на заводы крестьянах писали, что «участь их весьма похожа на участь негров, кои томятся в американских плантациях».

Несмотря на общую технико-экономическую отсталость, металлургическая промышленность области внесла ряд усовершенствований в отечественную и мировую металлургию.

В 1855-59гг. на Белохолуницком заводе работал управляющим видный русский металлург Василий Степанович Пятов. При активной поддержке и помощи рабочих Пятов построил в 1858 г. «листокатальную машину». Это изобретение имело для России громадное техническое, экономическое и оборонное значение. Производственный процесс броневого листа на прокатном стане Пятова был сокращен до трех дней вместо двух недель при сварочном методе. Расход топлива сократился вдесятеро.

Задача № 3.

Метод проката, предложенный В.С.Пятовым, улучшил качество брони, в несколько раз увеличилась прочность листа. Стало возможным делать плиты толщиной в 3 раза больше, чем сварочным методом, при котором толщина железа достигала не более 1,5 дюймов. Определите толщину броневого листа, полученного методом проката в 1858г. Результат выразите в миллиметрах и округлите до десятков. (1 дюйм = 2,54 см)

 

Разработав технологию производства, Пятов обратился в Морское министерство с ходатайством организовать производство броневых плит на казенных заводах. Высокопоставленные чиновники над изобретателем просто посмеялись. Они не могли себе представить, что где-то в глуши Вятской губернии могли изобрести такое, чего нет даже за границей. Министерство передало изобретение на консультацию иностранным заводчикам. В 1860 г. консультанты ответили, что способ Пятова трудноосуществим, дорог и опасен. А в следующем году английский заводчик Джон Броун объявил о новом способе прокатки толстых броневых плит. Только в 1949 г. по документам было установлено, что способ прокатки броневых плит изобретен В.С.Пятовым, а не англичанином Броуном.

3 июля 1974 г. на территории Белохолуницкого машиностроительного завода была открыта мемориальная доска.

 

В 1870-1890 гг. завод был переоборудован и расширен. В 1895 г. на нем работало уже 2000 человек. Как по количеству рабочих, так и по выпуску продукции он занимал первое место среди горных предприятий Приуралья, да и развивался более интенсивно.

С первых лет XX века начался упадок завода. 7 ноября 1902 г. Холуницкие горные заводы прекратили своё действие за недостатком оборотных средств, оставив рабочее население в самом тяжелом положении.

Высочайшими повелениями Государя Императора Николая II от 1-го и 21-го февраля 1903 года заводы возобновили свое действие средствами казны 4 марта 1903 г. Благодарное население Холуницкого Горного округа сделало настоящую надпись для сохранения в памяти потомства на вечные времена сей величайшей Высочайшей милости.

Задача № 4.

Сосчитайте, сколько дней бездействовал Холуницкий завод в начале XX века?

Из фондов музея

В 1909 г. он был законсервирован, перешёл в казну и бездействовал до 1916 г.

В январе 1916 г. Вятское губернское земство арендовало завод и к весне 1917 г. Белохолуницкий завод выпустил первую партию конных плугов. К концу этого года их собрали уже более 5 тысяч штук.

Задача № 5.

После Октябрьской революции развитие завода пошло значительно быстрее. В 1924г. было изготовлено на 24255 плугов больше, чем в 1918 году, но на 96824 меньше, чем в 1928г. Всего в эти годы было выпущено 166769 плугов. Определите, сколько плугов было выпущено на заводе в 1918, 1924 и 1928 годах.

Плуг марки ХК7

(экспонат музея)

Положение на заводе изменилось к лучшему с образованием Кировского края, а затем Кировской области. Кроме плугов был налажен выпуск окучников, льнотрепальных машин, веялок, запчастей к сельскохозяйственным машинам.

В предвоенные годы производственное и силовое оборудование выросло на заводе в пять раз.

В августе – сентябре 1941 года в Белую Холуницу был эвакуирован завод подъёмно – транспортного машиностроения имени В.И. Ленина из г. Никополя Днепропетровской области Украины. Уже в 4 квартале 1941 года производство было восстановлено, объединённый Белохолуницкий завод работал «полным  ходом».

Задача № 6.

В первый год Великой Отечественной войны завод выпускал наряду с основной продукцией для фронта и новые машины: ленточные транспортёры, элеваторы и шнеки, их доля в производстве составляла 71%. Начиная с 1942 года, наибольшее значение в работе завода имело производство боеприпасов. Их выпуск в этом году увеличился, доля в производстве возросла на 49 % по сравнению с прошлым годом. Следующие 3 года увеличивалась доля выпуска гражданской продукции. Сначала незначительно: на 2% в 1943г., в следующем году ещё на 6%. В последний год войны, когда 9 мая была одержана победа, доля военного производства на заводе была на 18% больше, чем в 1 год войны.

Военная продукция Белохолуницкого машиностроительного завода

(экспонаты музея)

По имеющемуся описанию постройте столбчатую диаграмму доли производства военной продукции на Белохолуницком заводе в 1941-1945гг.

В послевоенный период потребность в подъёмно-транспортных механизмах возросла: они находили применение для восстановления разрушенных и строительства новых фабрик, заводов и шахт, сооружения каналов и каскадов гидроэлектростанций, в речном и морском портовом хозяйстве. Белохолуницкий машиностроительный завод экспортировал произведённые конвейеры и элеваторы в 15 стран мира.

30 июня 2016 года Белохолуницкий машиностроительный завод был признан банкротом. Возродиться после этого завод не смог и прекратил своё существование.

В 1764 году было положено начало не только Белохолуницкому заводу, но и местному пруду. Новому производству требовалось много воды, поэтому русло реки Белая Холуница перекрыли плотиной. Образовался пруд. В начале XIX века его углубили с привлечением к работам военнопленных наполеоновской армии. Площадь водного зеркала Белохолуницкого пруда 15 квадратных километров, средняя ширина — полтора километра, глубина у плотины 5,75 метра, наибольшая — 11. Пароход «Холуница» таскал по водохранилищу баржи с чугуном, плоты с лесом. В XXI веке пруд утратил промышленное значение и превратился в место отдыха.

Задача № 7.

Наиболее крупными в Кировской области являются водохранилища: Белохолуницкое, Омутнинское и Большое Кирсинское. Объёмы воды в них относятся как 17: 11: 6 соответственно. Суммарный объём воды в водохранилищах составляет 102 млн. куб. м. Найдите объём воды Белохолуницкого водохранилища.

Местная жемчужина – Белохолуницкий пруд

ЗАВОДСКОЙ ВАЛЬС

Невелик городок Холуница.

Расположен на Вятской земле.

В нем истории нашей страницы

Очень дороги мне и тебе.

Здесь родились, учились, мужали.

Жизнь связали с заводом родным.

Мы с гудком на работу шагали,

Шли путем проторенным, прямым.

И каждый день всех нас встречали

Березки, что у проходной,

Они нам тихо напевали –

Завод родной, завод родной.

Хорошел машзавод, изменялся,

Коллектив ему славу ковал,

Из седой старины поднимался,

Мир его оценил и признал.

Сколько выросло здесь поколений

И династий рабочих – не счесть,

Заводская судьба, без сомнений,

Трудовая путевка и честь.

Альбина Ильина

Решения и ответы:

1

Решение.

Город был основан в 1764 г.

2024-1764=260 лет

Ответ: 260 лет будет городу в 2024 году.

2

Решение.

Если крепостных рабочих было 30%, значит, вольнонаемных было 100-30=70%

Переведем проценты в десятичные дроби 30%=0,3; 70%=0,7

Чтобы найти, сколько крепостных и вольнонаемных рабочих было, нужно число всех рабочих умножить на соответствующую десятичную дробь:

1800*0,3=540 крепостных рабочих

1800*0,7=1260 вольнонаемных рабочих

Ответ: на заводах в 1804 г. имелось 540 крепостных рабочих и 1260 вольнонаемных рабочих.

3

Решение.

Известно, что толщина броневого листа достигала 1,5 дюйма, а методом проката стало возможным делать толщину в 3 раза больше. Значит, толщина листа методом проката составляла 1,5*3=4,5 дюйма. Зная, что 1 дюйм=2,54 см, найдем толщину броневого листа 4,5*2,54=11,43 см = 114,3 мм ≈ 110 мм

Ответ: примерно110 мм – толщина броневого листа, полученная методом проката.

4

Решение.

30-6=24(дн.) в ноябре

31 день в декабре, 31 день в январе, 28 дней в феврале, 3 дня в марте

24+31+31+28+3=117 (дн.)

Ответ: завод бездействовал 117 дней

5

Решение.

Пусть в 1924 г. было выпущено x плугов, тогда в 1918 г. (x-24255) плугов, в 1928 г. (x+96824) плугов.

Составим уравнение: x-24255+x+x+96824=166769

3x=166769-96824+24255

3x=94200|:3

x=31400 (плугов) выпущено в 1924 г.

х-24255=31400-24255=7145 (плугов)выпущено в 1918 г.

x+96824=31400+96824=128224 (плуга) выпущено в 1928 г.

Ответ: в 1918 г. было выпущено 7145 плугов, в 1924г. – 31400, а в 1928г. – 128224 плуга.

6

Решение.

В 1 год войны завод выпускал 71% гражданской продукции, значит, военной продукции выпускалось 100-71=29%.

В 1942 г. доля выпуска увеличилась на 49%29+49=78%

В 1943 г. доля гражданская продукция увеличилась на 2%, значит, военная уменьшилась на 2% 78-2=76%

На следующий год доля гражданской продукции увеличилась ещё на 6%, значит, военной стало 76-6=70%

В 1945 г. боеприпасов стало выпускаться на 18% больше, чем в 1941г. 29+18=47%

Ответ:

 

Диаграмма  из альбома «История БХЗ в цифрах»

7

Решение.

Найдем количество всех частей17+11+6=34(части)

Для нахождения 1 части нужно объем всех водохранилищ разделить на количество всех частей102:32=3 млн. куб. м – 1 часть

17*3=51 млн. куб. м – объем Белохолуницкого водохранилища

Ответ: объём воды Белохолуницкого водохранилища – 51 млн. куб. м

Приложение 4

Обложка брошюры

Приложение 5

Рекомендации по организации

процесса решения математических задач

  1. Прочитайте задачу не менее двух раз.

  2. Попытайтесь установить, к какому виду принадлежит задача.

  3. Постройте наглядную вспомогательную модель задачи – её схематическую (краткую) запись.

  4. Найдите способ решения задачи.

  5. Решите задачу.

  6. Проанализируйте ответ, дайте его интерпретацию.

  7. Прочитайте ещё раз вопрос задачи, выпишите ответ.

Просмотров работы: 34