Чувашские национальные костюмы как этнокультурное наследие переселенцев Тальменского района

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чувашские национальные костюмы как этнокультурное наследие переселенцев Тальменского района

Клюева А.С. 1
1Тальменская СОШ №5 Алтайского края
Смирнова Л.А. 1
1Тальменская СОШ №5 Алтайского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С помощью традиций каждый народ сохраняет свою материальную и духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Люди всегда знали, что если в очаге погас огонь, то можно попросить его у соседа, но если в силу каких-то потрясений прервалась связь времен, если молодые поколения утратили добрые традиции и обычаи, то сразу их не восстановить. Именно поэтому многие столетия преемственность поколений, верность детей обычаям и традициям своих отцов и матерей народ рассматривал как основной закон жизни. Сегодня проблема сохранения и возрождения этнокультурного наследия по-прежнему актуальна. Этнокультура наших предков зародилась под влиянием необходимости противостояния природной стихии и адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Пройден путь от коллективного бессознательного этноса к целостной системе взглядов на личность и ее место в мире. Мифы, легенды, сказки, песни, сказания всегда интересовали и продолжают интересовать как детей, так и взрослых. Именно через них мы проникаем в тайны нашего прошлого. В связи с этим, одной из приоритетных задач работников образования является как оказание помощи пришлому населению в сохранении и представлении культурных элементов своего наследия, так и приобщение учащихся и взрослого местного населения к культурам народов — переселенцев, самобытности их традиций, что в свою очередь способствует воспитанию патриотизма, гражданской ответственностиперед потомками за сохранение культурного наследия отдельных народов России.

По данным переписи 2010 года, в Алтайском крае проживают 2322 чуваша. В 2002 году их численность составляла 3385 человек. Чуваши Алтайского края расселены дисперсно: они проживают в Тальменском, Первомайском, Благовещенском, Залесовском районах и в деревнях под Барнаулом. Городские чуваши живут в основном в Барнауле, Бийске и Рубцовске. Но даже при всем при этом факт находки очень удивляют во время экспедиции по селам, можно найти старинную одежду и предмета быта чувашей, мордвы, украинцев и даже немцев.Находки датируются XIX –ХХ веком. Среди них детали национального костюма, предметы промыслов и ремесел. В настоящее время на территории Тальменского района проживают русские, немцы, чуваши, мордва. Многие народности внесли вклад в духовную и материальную культуру района. Отдельные элементы культуры переселенцев сохранились до наших дней. В частности, хорошо сохранились предметы одежды чувашей, приехавших сюда после Великой Отечественной войны.

В фонды Тальменского районного краеведческого музея поступили некоторые предметы одежды семей чувашей —Евдокии Кузьминичны К., Виктора Николаевича Н., Зинаиды Васильевны Ш. и Галины Анатольевны К.

Евдокия Кузьминична родилась в 1925 году в обыкновенной большой крестьянской крестьянской семье в Чувашии. Она была единственной

дочерью среди пяти братьев в семье своих родителей. Ее мать передала ей свое умение рукодельничать: изготавливать нити из льна, ткать полотно, шить одежду, вышивать, плести кружево. Поэтому перед замужеством у Евдокии Кузьминичны уже было собственноручно приготовленное приданое: вышитые полотенца, рубахи мужские и женские, одеяла самотканые и многое другое. Одна из рубах экспонируется в районном музее.

Зинаида Васильевна, проживающая в районном поселке Тальменка, подарила музею свадебный костюм своей матери Ирины Ивановны 1899 года рождения. Платье изготовлено из льна, который сеяла, выращивала, обрабатывала и красила сама Ирина Ивановна. Чтобы достичь разных оттенков нитей при окраске применялся отвар коры дуба разной консистенции. Крашеные нитки при этом после стирки не линяли, сохраняя до настоящего времени первоначальный цвет. Такой эффект достигался с помощью стирки в древесном щелоке. Наряд датируется 1915–1920 гг., готовился как приданное несколько лет.

Галина Анатольевна К. —уроженка Чувашии. В 1954 году ее отец привез всю семью для осваивания целины в Алтайский край. Дочери в это время исполнилось 11 лет. В этом возрасте она уже являлась хранителем семейной реликвии. Свадебный костюм и украшения при переезде были подарены ее тетей. Кроме того, как приданное, ей были переданы два нагрудных украшения «Маниста», изготовленных из натуральной кожи и серебряных монет. К сожалению, одно украшение было украдено односельчанами, а другое, в целях надежного сохранения, , отправлено дочери в г. Санкт-Петербург, как этнокультурное наследие переселенцев, Другие чувашские костюмы и вышивки Г.А. Корягина с удовольствием предоставила для экспонирования в районном музее.

Все эти костюмы изготовлены из грубого домотканого полотна шириной 38–42 сантиметра серого цвета. Рукава прямого покроя. По обшлагам рукавов рубаха украшена вышивкой черно-красного цвета. Вышивка выполнена в технике «простой крест» по счету нитей холста хлопчатобумажными нитками. Вышивка представляет собой мелкие повторяющиеся мотивы. Оканчивается рукав кружевом шириной 5 см ручного плетения. От горловины по центру передней полочки идет щелевидный разрез, который украшен тесьмой шириной 1,5–2 см.То место, где идет соединение полотен, по плечу пришита тесьма длиной 37–40 см и шириной 3 см. По низу рубахи пришито самотканое кружево такой же ширины, как и по низу рукава, но немного другого рисунка. В обоих случаях в кружевах использован повторяющийся мотив геометрических фигур. С внутренней стороны, так называемая воротниковая зона, оторочена подкладкой шириной 51 см из конопляного полотна более грубого и редкого плетения. Такая подкладка предохраняла верхнюю декоративную ткань от быстрого изнашивания. Все детали женских рубах сшиты ручным швом и конопляными нитками. Переселенцы из Чувашии рассказали, что для того, чтобы изготавливать повседневную одежду и предметы домашнего обихода, нужно было заготовить домотканый холст из конопли. По качеству плетения и по толщине заготавливали несколько видов холста. Использовали технику плетения в две и четыре нити. Для пошива одежды брали холст более тонкий и светлый, а для пошива предметов домашнего обихода использовали грубый и темный.Особо интересна методика изготовления конопляных нитей для того, чтобы ткать холст. Вот как они это делали: сеяли коноплю, в августе убирали первый урожай конопли невызревшей — это для шитья, а в сентябре убирали семенную. Затем вручную молотили, связывали в снопы и мочили в воде две недели. Затем сушили в бане, после чего мяли специальной заостренной палкой и чесали щеткой. Если нитки предназначались для одежды, то чесали до появления мелких и мягких волокон, а если для полотенца или мешка, то крупные и жесткие. Специальное приспособление, которым протягивали конопляные нитки и ткали полотно, называлось на чувашском языке «хещ».

В основе как женской, так и мужской рубахи использовался фасон народной туникообразной рубашки «кепе». Мужская рубаха напоминает русскую народную рубашку-косоворотку. Она носится поверх брюк и подпоясывается плетеным поясом. Эту бесхитростную, незатейливую мужскую рубаху со стоячим воротником и боковой застежкой на груди любили и носили многие народности. Рубаха мужская чувашская изготовлена из грубого домотканого конопляного полотна серого цвета. Ширина сотканной полосы 36 см. Рукава прямого покроя. Щелевидный вырез горловины (ворот) сделан по линии сгиба центрального полотна. Разрез ворота расположен по центру передней полочки; обработан «планкой». При застегивании ворота «планка накладываются одна на другую. Застежка — на правую сторону. Длина рубахи составляет 68 см.

Интересны и женские штаны, которые напоминают народные чувашские женские штаны с широким шагом — «ейм». Сшиты они из двух полос грубого, домотканого конопляного полотна. Ширина сотканной полосы 36 см. Между ними вшита клиновидная вставка такого же полотна. По поясу пришиты четыре (две спереди, две сзади) плетеные веревочки из конопляных нитей. Все детали штанишек сшиты ручным швом конопляными нитками. Длина штанишек — 52 см.

До сих пор речь шла о повседневной рабочей одежде. Совсем по-другому выглядят отделка и ткань нарядной праздничной одежды. Примером такой одежды являются свадебное платье Евдокии Кузьминичны и рубаха ее мужа Николаева Виктора Николаевича. Сшито платье по принципу все той же туникообразной рубашки «кепе». Но теперь оно отличается по ткани, и сшито оно машинным швом. Воротник — стоечка. По центру полочки проходит щелевидный разрез, обработанный «планкой». При застегивании ворота «планки» накладываются одна на другую. Застежка на левую сторону. По заниженной талии проходит декоративный шнурок, сплетенный вручную, и вкруговую заложены складки. По низу платья проходят шесть защипов. Затем пришито кружево шириной 8 см. Продолжает платье вышивка на ткани техникой «гладь» цветными нитками. Использован растительный орнамент. Ширина ткани с вышивкой 6 см. После вышивки опять пришито кружево 6 см. По низу рукава заложены два защипа. «Воротниковая зона» так же, как и у рабочей одежды, оторочена самотканой подкладкой шириной 28 см. Длина платья — 122 см.

Свадебная мужская рубаха выполнена по тому же принципу, что и рабочая, только использована белая ткань промышленного производства. И, конечно, рубаха празднично украшена вышивкой однотонными нитками голубого цвета. Вышивка шириной 7 см проходит по низу рубахи и по низу рукавов. По воротнику и по «планке» проходит вышивка шириной 5 см. В вышивке использованы повторяющиеся мотивы растительного орнамента. Длина рубахи — 73 см. Все детали сшиты и обработаны машинным швом.

Обязательной деталью гардероба женщин как рабочей, так и праздничной одежды, являлся фартук. «Рабочий» фартук от «праздничного» отличался текстурой ткани, способом пошива и оформлением. Праздничный фартук изготовлен из белой ткани. Фасон его относится к наплечным изделиям. Состоит из основного полотна, «грудки» и лямок. Все они соединяются поясом. Обязательным элементом фартука являются карманы. По низу фартука, карманам и «грудки» проходит вышивка цветными нитками. В вышивке использованы мотивы растительного орнамента. Лямки и «грудка» с внутренней стороны оторочены подкладкой из домотканого полотна. Со спины лямки пришиты к поясу крест-накрест.

Интересен чувашский головной убор, «сурпан», который хранится в школьном музее с. Анисимово. Представляет он собой длинное узкое «полотенце» шириной 16,5 см и длиной 2 м 57 см. На расстоянии 0,5 см от каждого края проходят по две нити красного цвета. Затем еще через 0,5 см проходят две нити красного цвета. Поперек полотенца тоже проходят красные полоски в чередовании: четыре полосы и через 2 см еще четыре полосы. Поперечные полоски обозначают определенное расстояние прикрепления перевязи. К этому головному полотенцу с помощью петелек крепится широкая подшитая тесьма, перекинутая через голову.

Все детали головного убора сотканы вручную. Тесьма использовалась не только для отделки деталей одежды, но и как отдельный элемент. Например, чувашский пояс, основу которого составляет домотканая тесьма.

По краям тесьмы пришиты вручную изготовленные кисточки. Кисточки сделаны из разноцветных самотканых нитей, украшены бусинками. И на каждой кисточке несколько нитей объединены металлическими заклепками.

Переселенцы из Чувашии поведали, что на декоративную тесьму подвешивались еще и звонкие колокольчики. Эти колокольчики вешали на детские качели. Они очень звонко звенели и были разного диаметра. Такие колокольчики, датируемые серединой XIX в., доставались им, как правило, от бабушек.

В Тальменском районе открыт Центр чувашской культуры. Идейным вдохновителем и организатором создания центра, стала, члена Общественной палаты Алтайского края Людмилы Смирновой: «Начало чувашской коллекции в музее было положено 15 лет назад, когда Зинаида Васильевна Ш. подарила национальный свадебный костюм, которому больше 100 лет. Чувашские обряды и традиции показывали в 2011 году группе преподавателей и аспирантов Академии Наций города Мюнхен. Возили их в село Язово, где сохранилась чувашская живая архитектура: это 12 домов и здание школы, построенные чувашами в 60-х годах прошлого века. По данным переписи 2010 года, в Алтайском крае проживало 2322 чуваша. В 2002 году их численность составляла 3385 человек. Людмила Смирнова рассказала, что чуваши вместе с современными татарами являются наследниками культуры Волжской Булгарии и упоминаются арабским путешественником уже в 922 году. Чуваши – самый многочисленный тюркский народ, а их язык – единственный живой язык тюркской ветви. Чувашские мужчины сражались в левонской войне 1583 и 1588 годах, участвовали в освободительном походе на Москву 1611-1612 гг., русско-турецких сражениях 18 века, отечественной войне 1812 года, когда они составили два полка в Казанском ополчении. Самые известные чуваши - герой Гражданской войны Василий Чапаев, третий космонавт России - Адриан Николаев, отец Ленина – Илья Ульянов. У чувашского народа много национальных праздников - после посевной они проводят Моление о дожде, а осенью праздник пива – Кер сари. Республика производит качественное пиво и дает России 90 процентов сбора хмеля.

Ежегодно Центр чувашской культуры проводит национальные праздники чувашей. Следуя обряду поклонения чувашей огню, жгут черные ленты, завязанные узелками, чтобы горе и беда сгорели в очищающем огне, а цветные ленты оставляют себе на память. Участницы ансамбля «Канашенки», исполняют песни и частушки, аккомпанируя ногами на печной заслонке и простыми алюминиевыми ложками. Используют в мероприятиях поклонение сакральному дереву чувашей – рябине.

Таким образом, выше перечисленные переселенцы и члены их семей являются хранителями национальных чувашских костюмов, изготовленных, примерно, в одно и то же время, проводят национальные традиционные праздники, которые являются значимыми объектами этнокультурного наследия чувашей Тальменского района.

Библиографический список

1. Григоричев, К.В. Чувашская жилая архитектура на территории Тальменского района // Нижнее Причумышье: Очерки истории и культуры. Тальменка-Барнаул: б/и, 1997. 268 с.

2. Акулич, Е.М. Школьный музей как социально-культурное явление // Социологические исследования. 2004. №10 (246). С. 89-91.

3. Маслова, И.Н. Взаимодействие русской и чувашской культур. Томск: Изд-во Тюменского государственного университета, 2006. 92 с.

4. Николаев, В.В. Чувашский костюм от древности до современности / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары-Оренбург: Научно-художественное издание, 2002. 395 с.

На фотографиях коллекции чувашских костюмов, вышивок, предметов быта в экспозиции Центра традиционной чувашской культуры Тальменского района Алтайского края.

Платье с историей. Женское свадебное платье чувашской невесты первого десятилетия XX в., выполненное в условиях натурального домашнего хозяйства от посева льна и конопли,его обработки, пошива, покраски и вышивки. Платье туникообразной формы с нагрудным украшением из кожи, головным вышитым убором.Передано в фонды Тальменского краеведческого музея Алтайского края житльницей Тальменки Шестерниной. Заслонка,ложки сопрвождали пение.

Традиционный чувашский обряд сжигание черных ленточек символизировало борьбу с мраком и злом. Привязывая к сакральным деревьям ленточки, пытались вернуть утраченное счастье.

На традиционном мероприятии в Центре чувашской культуры Тальменского района Алтайского края женщины чувашки угощают гостей своей вариацией вареников - хуран кукли, кислым молоком (турaх) – вариация закваски.

На двух фотографиях ниже ансамбль чувашской песни «Канашенки» Первомайского района Алтайского края , руководитель Людмила Петровна Мизерная в гостях в Центре традиционной чувашской культы Тальменского района Алтайского края с традиционными национальными песнями и чувашской кухней — это простой микс из овощей, мяса, субпродуктов, круп, молочных продуктов и выпечки.

Просмотров работы: 34