«Истоки педагогического мастерства» (на примере трёх педагогов трёх поколений)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Истоки педагогического мастерства» (на примере трёх педагогов трёх поколений)

Шумихина А.А. 1
1КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района
Карловская Н.В. 1
1КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Список сокращений

 

ЭЗВ – энциклопедия земли Вятской.

СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

РК КПСС - Районный комитет Коммунистической партии Советского Союза.

ПНПО - Приоритетный национальный проект «Образование».

КГПИ – Кировский государственный педагогический институт.

Введение

Тема моего исследования «Истоки педагогического мастерства» (на примере трёх педагогов трёх поколений). Актуальность темы заключается в том, что 2023 год был объявлен годом Педагога и Наставника. В этот год мне бы хотелось не просто изучить деятельность нашего директора школы Зашихина Владимира Александровича, но и проанализировать причины успехов его деятельности, рассказать о нём ученикам, дать возможность другим педагогам позаимствовать его опыт. В результате работы удалось познакомиться ещё с двумя замечательными педагогами, о которых также захотелось рассказать.

Директор нашей школы Владимир Александрович Зашихин поделился с нами своими воспоминаниями о замечательном педагоге, которым восхищалась учительница и классный руководитель Владимира Александровича Бякова Валентина Фёдоровна1. Меня заинтересовала эта история, и появился вопрос, почему же этим педагогом восхищаются из поколения в поколение.

Возникла проблема: узнать, повлиял ли и каким образом повлиял педагогический путь одного учителя на становление его учеников, будущих педагогов.

Гипотеза: предполагаем, что наставником нашего директора школы Зашихина Владимира Александровича стал не только его классный руководитель, но и учитель классного руководителя Кропачев Виталий Матвеевич.

Целью работы стало выявление истоков педагогического мастерства и связь трёх педагогов трёх поколений.

Задачи исследования: 1) изучить жизненный путь и выявить истоки педагогического мастерства учителя химии и биологии Кропачева В. М.; 2) выявить особенности педагогической деятельности классного руководителя Бяковой В. Ф.; 3) изучить педагогический путь и кредо директора школы Зашихина В. А.

Объектом исследования стали три учителя школ Зуевского и Богородского районов, предметом исследования – их педагогическая деятельность и общественная работа.

Новизна работы заключается в том, что впервые автором проводится исследование трёх поколений педагогов и выявление особенностей и взаимосвязи их творческой деятельности. Сведений о педагогах Зуевского района в районном и школьном музее не было обнаружено.

Исследования начали с поиска материалов в краеведческом отделе Зуевской районной библиотеки. Краеведы библиотеки предоставили ценные материалы из газеты «Заветы Ильича» о педагогической деятельности Кропачева В. М. Был направлен запрос в Зуевский районный архив, который предоставил сведения о Кропачеве В. М. Обращались в другие архивы, в музей народного образования Кировской области, к Интернет-ресурсам. Просмотрели сайт Зуевского района и школы № 1, где работали педагоги, сайты «Память народа», «Подвиг народа», из которых узнали, в какой части, в каком звании сражался Кропачев В. М., год его рождения и когда он был призван на войну. На сайте Богородского района просмотрели статью о заслуженных учителях района, в которой есть сведения о Зашихине В. А. На этом же сайте в разделе «Образование» имеется достаточно сведений об Ошланской школе и её директоре, в том числе и видеофрагменты. Просмотрели статью Помелова В. Б. «Народное образование в 1917 - 1999 годах» из 9 т. ЭЗВ, справочник о Богородском районе «Связь времён», где представлены сведения о Зашихине В. А. и Ошланской школе. Важные воспоминания получили от респондентов Бяковой В. Ф., Зашихина В. А., Карловской Н. В., моих родных – бабушки Востриковой Е .А. и мамы Шумихиной М. Ю.

Основная часть.

Методика и техника исследования

В ходе исследования нами были использованы следующие методы структурированного интервью: беседа с директором школы Зашихиным В. А. и его учителем Бяковой В. Ф., опрос родственников о директоре школы, запись меморатов; анкетирование обучающихся; поиск и сбор материалов об учителе Кропачеве В. М., изучение статей из книг, газет и журналов; поиск информации в сети Интернет; исследование достоверности полученных материалов. Использованы наглядные методы: наблюдение и просмотр видеопрезентаций о директоре и школе, фотографий и вырезок из газет. Проведён анализ, синтез, сравнение и обобщение собранных материалов.

Изучены 5 статей из газет, просмотрено 7 статей из журналов и книг, сделано 24 фотографии, просмотрено 5 сайтов в сети Интернет, записано 4 мемората, проведено 4 встречи, организован выезд в город Киров. Опрошено 15 обучающихся: 100 % обучающихся 10 – 11 классов Ошланской школы и 100% обучающихся 6 – 9 классов школы с.Ошлань. Сделано 5 обращений по телефону в краеведческий отдел районной библиотеки г. Зуевка, 4 обращения в архивы, 1 обращение в музей народного образования Кировской области.

Жизненный путь и истоки педагогического мастерства учителя Кропачева Виталия Матвеевича

Изучив материалы газет «Заветы Ильича» Зуевского района, краеведческого фотоальбома, мы познакомились с биографией, профессиональной и общественной деятельностью учителя химии и биологии школы № 1 г. Зуевка Кропачева Виталия Матвеевича. Он родился в 1919 г. В 1938 г. окончил 10 классов. Затем поступил в государственный университет в г. Молотове (ныне г. Пермь). В 1941 г. был призван в ряды Красной Армии2. В 1941-1942 гг. окончил 18 авиашколу и 2-ю Ленинградскую авиационную школу авиатехника. Сражался в составе 70 гвардейского штурмового авиационного полка 3 гвардейской штурмовой авиационной дивизии в звании гвардии старшего сержанта [22]. С 1942 г. участвовал в боях на Северо-Западном, 1 и 2 Белорусском фронтах, участвовал в штурме Берлина. Имеет 13 правительственных наград [22].

Пройдя через всю войну, закалившись в боях, Виталий Матвеевич с таким же упорством, энтузиазмом и рвением приступил к решению мирных задач воспитания подрастающего поколения. Осенью 1945 г. начал трудовую деятельность в Зуевской средней школе № 1 в качестве учителя химии и биологии [1]. Очень волновался перед первым своим уроком, но тщательная подготовка к уроку, стремление всё делать на совесть помогли ему с первых дней завоевать любовь и уважение детей. Учитель создал хороший химико-биологический кабинет, заложил основы учебно-опытного участка. В дальнейшем учебно-опытный участок стал постоянным участником районных, областных выставок, а также выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР. 16 учеников школы были награждены медалями ВДНХ, дважды удостоен этой награды Кропачев В. М.[18]. За 34 г. работы в школе учитель завоевал любовь и уважение учащихся. Почему же ученики помнят своего учителя до сих пор? В результате поиска мы выяснили, что он очень хорошо знал свой предмет. Свободно ориентировался по всем жизненным вопросам, умел увязать изучаемый вопрос с жизнью3, раскрыть его практическую значимость, с интересом раскрыть любую тему урока. Мог сказать детям на уроке химии: «Я – водород…» и ребята с удивлением слушали, что же произойдёт дальше.4Его уроки отличались также и высокой требовательностью к учащимся, отработкой главного на уроке, систематическим повторением пройденного, постоянным учётом знаний учащихся. Прекрасно оборудованный им самим кабинет постоянно совершенствовался, учитель старался вместе с детьми изготовить наглядные пособия к каждой теме. В кабинете по химии и биологии были созданы электрифицированные таблицы, была аппаратура для показа слайдов, фильмов, к которой он сам подключил звуковое сопровождение[5]. Его кабинет5 на протяжении многих лет был лучшим не только в районе, но и в области. Вместе с детьми им были построены теплицы, парники, даже птичник и класс для проведения занятий и практических работ. Всё это позволяло добиться учителю глубоких знаний, привить интерес к предмету и внимательное отношение детей к учителю.

Виталий Матвеевич6 проводил большую внеклассную работу. Вёл предметные кружки, проводил вечера, беседы с родителями на разные темы с показом детьми опытов, готовил учащихся к олимпиадам. На районных олимпиадах его воспитанники занимали первые места[16].

В течение многих лет он являлся руководителем районного методического объединения учителей химии. Постоянно делился опытом своей работы с коллегами, выступал в институте усовершенствования учителей. Несколько его выступлений имеются в сборниках областного издательства. В 1960 г. Виталий Матвеевич был делегатом Всероссийского съезда учителей. В 1979 г. ему присвоено звание «Учитель-методист» [18].

В. М. Кропачев вёл большую общественную работу. Являлся активным членом районного общества «Знание». С 1957 г. по 1979 г. избирался депутатом городского и районного Советов народных депутатов в г. Зуевка, был депутатом Верховного Совета РСФСР шестого созыва [18].

Своим отношением к детям, к школе, к родителям, к окружающим его людям он снискал уважения и почёт. Педагогический коллектив школы № 1 г. Зуевка гордился тем, что у них работал «такой талантливый учитель, прекрасный воспитатель, скромный и честный товарищ»[18]. В краеведческом альбоме о Виталии Матвеевиче есть замечательные слова о том, что он является образцом раз и навсегда избранному делу, на его опыте воспитывалось не одно поколение детей. Его биография находит продолжение в судьбах сотен его выпускников. Это большое счастье – повторить себя в учениках, которым отдал всё, что имел [5].

За многолетний творческий труд Виталий Матвеевич отмечен высоким почётным званием «Заслуженный учитель школы РСФСР»[19]. Награждён значком «Отличник народного просвещения», орденом «Знак Почёта» и Орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и «30-лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», отмечен Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР. Имеет военные награды [22].

Таким образом, Виталий Матвеевич, закалённый в боях, испытавший тяжести войны на своих плечах, окунувшись в мирную жизнь, всего себя посвятил детям и школе. Завоевал внимание и доверие детей своим уважением и требовательностью к ним, творческим, ответственным отношением к делу.

Педагогический путь Бяковой Валентины Фёдоровны

В результате встречи с учительницей Бяковой Валентиной Фёдоровной7 и изучения предоставленных ею документов мы узнали о её творческом пути. Бякова В. Ф. родилась 20 января 1941 г. в д. Ардаши Зуевского района Кировской области в многодетной семье. Окончила 7 классов школы, затем 3 года (с 1955 г. по 1958 г.) училась в г. Зуевка, так как обучение было платное, она жила у тёти (сестры отцова брата), которая помогала оплачивать обучение. Там, в Зуевской школе, учителем химии и биологии работал Кропачев В. М. После окончания школы поступила в КГПИ им. В.И. Ленина. Сначала училась очно, а затем перевелась на заочное обучение и была приглашена в Селезеневскую школу8. Преподавала физкультуру, географию, русский язык. В 1964 г. вышла замуж, и семья переехала в п. Лянгасово, где в течение 15 лет учила детей русскому языку и литературе. В 1986 г., когда Валентине Фёдоровне было 45 лет, семья переехала в г. Киров. Валентина Фёдоровна преподавала русский язык и литературу 4 года в школе № 58 и 16 лет в школе № 59.

Валентина Фёдоровна была ученицей учителя химии и биологии Кропачева В. М. Уже работая в школе, она часто вспоминала его прекрасные уроки и рассказывала о них своим ученикам. О нём она говорила: «Его уроки невозможно забыть…». Валентина Фёдоровна отмечала, что его уроки отличались необычностью преподавания. Он рассказывал очень интересно, как артист. У него была такая методика: при ответе был задействован весь класс, 4 человека – у доски, 1 делал опыты, 1 отвечал у доски, все остальные должны были наблюдать за ними.»9. У него единственного был кабинет (тогда ещё не было кабинетной системы), оснащённый аппаратурой и разными наглядными пособиями и образцовый участок. Грядки были сделаны ровно, как по линейке, и все растения были подписаны [6].

Валентина Фёдоровна старалась брать пример в педагогической деятельности со своего учителя. Она также отличалась добросовестным отношением к своей деятельности, творческим подходом к каждому уроку, уважительным отношением к детям. Она говорила, что «дети – это моя жизнь, моя судьба, я их любила, отдавала себя без остатка, а они платили своей привязанностью и благодарностью» [12]. Она часто ходила с детьми в походы (что очень запомнилось нашему директору школы Зашихину В. А.)10зимой пешком и на лыжах, а осенью и весной - на велосипедах [8]. Это были не просто походы, а походы с концертами перед жителями деревень. Встречали их с большой радостью, и они довольные возвращались домой, проходя 10-20, а иногда и 30 км [12].

Валентина Фёдоровна, так же, как и её учитель, проводила большую общественную работу. В течение 25 лет была депутатом Лянгасовского поселкового Совета народных депутатов11. Она вспоминала, что это было почётно, но ответственно и трудно, так как нужно было отчитаться перед жителями о своей деятельности. Не всегда удавалось выполнить наказы людей, приходилось выслушивать заслуженную критику, так как не в силах была помочь. Это отнимало много сил, времени и здоровья. За свой труд она награждена двумя медалями «Ветеран труда», знаком «Победитель соцсоревнования», ей присвоено звание «Учитель-методист».

Общаясь с ней, мы увидели, что это очень оптимистичная, доброжелательная, внимательная к людям женщина. Она и сейчас творчески относится к любому делу. Об этом говорит оформленный ею альбом с фотографиями о своём жизненном пути, фотостенки и комнаты её квартиры.

Так, мы узнали, что Бякова В. Ф. – такой же творческий, ответственный, любящий детей учитель, как и её наставник Кропачев В. М. В своей деятельности она во многом хотела быть похожей на своего учителя.

Педагогическое кредо директора школы Зашихина Владимира Александровича

В результате изучения документов, из воспоминаний учеников и беседы с директором нашей школы Зашихиным Владимиром Александровичем, узнали о его творческом педагогическом пути.

Владимир Александрович родился в деревне Бородинцы Богородского района Кировской области 20 июня 1949 года в семье учителей. Отец Зашихин Александр Фёдорович проработал учителем и руководителем в школах Богородского и Зуевского районов 50 лет. Мать Зашихина Мария Кузьминична проработала педагогом 38 лет. Родители – участники Великой Отечественной войны[15]. Супруги Зашихины были ответственными и преданными профессии людьми, служение детям было их главным ориентиром в педагогической деятельности. Продолжили заданное направление педагогического пути и их дети, сын Зашихин Владимир и дочь Чижова Наталья. Они посвятили свою жизнь педагогике и продолжают свое дело и сейчас[2].

Владимир Александрович после окончания Селезеневской восьмилетней школы12 Зуевского района в 1964 году поступил в Омутнинское педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов». После окончания училища в 1968 году начал работать учителем математики в Лобанской восьмилетней школе Богородского района. С ноября 1968 года по ноябрь 1970 года служил в рядах Советской Армии. Награждён медалью «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». С ноября 1970 года по июль 1976 года работал учителем немецкого языка и физики в Тумановской восьмилетней школе Богородского района. В 1977 году окончил Горьковский государственный педагогический институт иностранных языков имени Н.А. Добролюбова по специальности «преподаватель немецкого языка». С июля 1976 года работал инструктором отдела пропаганды и агитации Богородского РК КПСС[2].

С июля 1978 года работает в Ошланской средней школе Богородского района, сначала заместителем директора по учебной работе и учителем немецкого языка, а с 1981 года – директором нашей Ошланской средней школы.

Жена Владимира Александровича Валентина Матвеевна – отличник народного просвещения, ветеран педагогического труда. У него две дочери, обе имеют высшее педагогическое образование и работают с детьми в школе и детском центре.

Казалось бы, это сухие даты, числа, но за ними стоит целая жизнь педагога, которого уважают и помнят не только его ученики, но и жители Богородского района. Руководитель исследования Карловская Надежда Викторовна была одной из его первых учениц. Летом 2023 г. у этого выпуска (1977 г.) в деревне Туманы состоялась встреча, на которую был приглашён и классный руководитель выпускников Зашихин В. А. Вот что вспоминали его ученики: «как интересно мы жили: походы, праздники, работа на подшефной ферме, в саду, лыжные прогулки зимой за 7 км.!», «к праздникам готовили сами костюмы, рисовали их, учили песни, стихи», «переписывались с ребятами из Украины, разучивали их песни, танцы и на празднике выступали в украинских костюмах», «интересно было слушать детские радиопередачи, мы отвечали на вопросы ведущих, писали письма на радио и даже получили грамоту за правильные ответы», «а с каким нетерпением мы ждали весны или осени, чтобы сходить в поход на реку Масиху и посмотреть там мельницу!». Запали в душу слова выпускника Наймушина Виктора: «Владимир Александрович, большое вам спасибо за то, что все из нашего класса стали хорошими людьми, неплохо работают и имеют семьи»13. Карловская Н. В. отмечает, что Владимир Александрович был очень ответственным, внимательным к детям, творческим человеком. Дети часто приходили к нему домой рисовать газеты, печатать фотографии, оформлять альбомы и репетировать. Особенно запомнились репетиции спектаклей для смотров художественной самодеятельности. Выпускники отмечают, что именно творческим подходом к организации любого дела, внимательным отношением к каждому он завоевал уважение учеников и родителей [9].

Я, как и моя бабушка, считаю, что Владимир Александрович – замечательный, творческий человек делает всё, чтоб наша школа процветала и совершенствовалась с каждым днём.14 Владимир Александрович вкладывает в каждого своего ученика частицу своего большого сердца для того, чтобы в будущем гордиться своими детьми. Наш директор имеет такие качества, как трудолюбие, доброжелательность, умение услышать каждого и помочь всем. Владимир Александрович учил мою бабушку, мою маму и тётю, а сейчас учит и меня. Он отдаёт всего себя на благо развития Ошланской средней школы и её учеников.

Ученики Ошланской школы также доброжелательно отзываются о нём, как об учителе и директоре школы [10]. Например, бывшая ученица школы Рылова Ольга отмечала, что это человек, который относится с добротой и отзывчивостью к людям, он делает многое: организует экскурсии в разные города, возит на турслёты и оснащает учебные кабинеты новым и необходимым оборудованием. Владимир Александрович – директор, который горячо любит школу [20]. Воробьёва Наталья вспоминала, чтоб лагодаря ему наша школа выиграла миллион, и мы купили спортивный и туристский инвентарь, музыкальную технику, появился компьютерный класс. Она говорила: «Если бы директор не заботился о развитии школы, то её, может быть, уже и закрыли. Мы благодарны ему за всё то, что он сделал для благополучия школы и детей, которые в ней учатся» [10].

Владимиру Александровичу удалось создать высококвалифицированный коллектив педагогов. Он всегда заботился о повышении педагогического мастерства учителей, направляя их на различные курсы, семинары, конкурсы. Примером является участие четырёх педагогов в областном конкурсе «Учитель года», участие учителя русского языка и литературы во всероссийском конкурсе «Учитель словесности» в г. Рязани (стала лауреатом). Дважды школа принимала участие во всероссийских образовательных форумах и не однажды – в областном. Четыре педагога его школы носят звание заслуженного учителя РФ, это заслуга директора школы. Как отмечает сам Владимир Александрович, таких педагогов нужно вырастить. Ежегодно с 2018 г. в школе проводятся областные педагогические Сухомлинские чтения, по результатам которых выпущено 4 сборника.

С целью изучения мнения современных детей, обучающихся в нашей школе, я провела среди них анкетирование. Учащиеся Ошланской школы отметили, что важными качествами Владимира Александровича, как учителя, являются: отличное владение предметом и немецким языком, оказание помощи на уроке и после, требовательность, доброжелательность, терпение, умение услышать каждого. У директора они отметили такие качества, как забота о школе, ответственность, требовательность, забота о росте педагогов, индивидуальный подход. Дети хотели бы поблагодарить Владимира Александровича за то, что он может помочь в сложной ситуации, умеет поддержать учеников в их учёбе и развитии, за то, «чтобы ученики учились в комфорте», за большой вклад в развитие школы15.

Владимир Александрович отмечает, что педагогический стаж их династии составляет 860 лет. Педагогическое кредо семьи: «Жизнь посвящаю школе», передается в семье Зашихиных из поколения в поколение, в том числе и от его учителей.

За долголетний добросовестный труд Владимир Александрович имеет многочисленные награды:16 [25] старший учитель, отличник народного просвещения, Почётный гражданин Богородского района, лауреат Премии Правительства Кировской области (конкурсный отбор ПНПО), победитель конкурса «Лидеры образования Кировской области (номинация общее образование)», Почётный донор РФ. Имеет благодарность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ17, районное звание «Лучший по профессии». Награждён Почётными знаками: «80 лет Кировской области», «За любовь и верность», «За заслуги перед Кировской областью». Самая дорогая награда – это почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»18, была вручена Владимиру Александровичу в 1998 г. Педагогический стаж Владимира Александровича – 55 лет [23].

В результате удалось установить, что важными качествами учителя немецкого языка Владимира Александровича и директора школы стали творческий подход к любому проводимому им делу, внимание к детям и педагогам, к жителям, ответственное, заботливое отношение к работе. Владимир Александрович сам отмечает, что многое в своей педагогической деятельности он перенял у своей учительницы и учителя, о котором она так вдохновенно рассказывала, а также от своих родителей – учителей. Свой опыт он передаёт другим педагогам.

Заключение

В результате исследования удалось изучить статьи, материалы Интернет-ресурсов, Зуевского районного архива, других архивов, музея народного образования Кировской области встретиться и записать воспоминания о трёх учителях трёх поколений, провести анкетирование обучающихся и сделать следующие выводы:

1. Всех трёх педагогов уважают и почитают не только ученики, но родители и жители населённых пунктов, в которых они работали и работают.

2. Причиной этого является творческое и ответственное отношение к труду, внимание к детям и забота о них, пример предыдущих поколений. На трудовую деятельность Кропачева В. М. оказала большое влияние Великая Отечественная война, его личные качества также сформировались под воздействием исторических условий. Его трудовая деятельность стала примером для учеников.

Считаем, что наша гипотеза подтвердилась. Наставником нашего директора школы Зашихина Владимира Александровича стал не только его классный руководитель, но и учитель классного руководителя Кропачев Виталий Матвеевич. Это доказывают общие черты творческой профессиональной и общественной деятельности учителей и слова нашего директора школы об учителе Кропачеве В.М., он хотел стать похожим на него. Разрешена проблема исследования - педагогический путь одного учителя повлиял на становление его учеников, будущих педагогов.

Исследование о педагогах можно продолжить - исследовать творческий путь педагогов Ошланской школы – заслуженных учителей Российской Федерации, которых воспитал наш директор Зашихин Владимир Александрович.

Список источников и литературы

Источники:

архивные:

1. Справка администрации Зуевского района Кировской области № 321-01-06.от 24.10.2023, ответы музея народного образования Кировской области, Государственного архива кировской области, ГАСПИКО.

личный архив автора:

2. Автобиография Зашихина В. А. (1 л.).

3. Анкеты о Зашихине В. А. (15 л.).

4. Копия документа учителя Бяковой В. Ф.(1 док.).

5. Копии страниц фотоальбома о Кропачеве В. М.

7. Меморат Востриковой Е. А. 13.10.2023 (1л.).

8. Меморат Зашихина В. А. 13.10.2023 (1л.).

9. Меморат Карловской Н. В. 15.10.2023 (2 л.).

10. Отзывы родителей и учащихся о Зашихине В. А. 2007 г. (1л.).

11. Удостоверения к наградам Зашихина В. А. (4 уд.).

12. Фотографии Бяковой В. Ф. (24 шт.).

13. Фотографии Зашихина В. А. (10 шт.).

14. Фотографии Кропачева В. М. (6 шт.).

музейные:

15. Исследовательская работа ученицы Ошланской средней школы Софоян Э. Э. «Учителя Ошланской школы в боях за Родину (1941-1945 гг.)». 2015 г. (Школьный краеведческий музей. 26 л.).

Список литературы:

16. Ануфриев Ю. Негасимый факел знаний. // Заветы Ильича. – Зуевка. – август. – С..2.

17. Помелов В. Б. Народное образование в 1917-1999 годах. / В. Б. Помелов // Энциклопедия Земли Вятской в 10 т. Т. 9. Культура. Искусство. –. Киров: 2005.

18. Торопова Л..Г., Ануфриева О. Признание. // Заветы Ильича. – Зуевка. – ноябрь.

19. Швецова В..Школа №.1: как было и как стало. // Нива. – Зуевка, 2019 – 3 октября (№ 79). – С. 2.

Справочные издания:

20. Связь времён. – Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2009. – 344 с., илл.

Электронные ресурсы:

21. Заслуженные учителя Богородского района. Режим доступа: https://bogorodskoe43.ru/people/204-zasluzhennye-uchitelya-bogorodskogo-rajona.html (дата обращения 30.10.2023).

22. Кропачев Виталий Матвеевич. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/heroes/(дата обращения 13.10.2023).

23. 860 лет труда и четыре поколения педагогов в династии Зашихиных. Режим доступа: https://43edu.ru/news/events/81744/ (дата обращения 16.10.2023).

24. Официальный сайт органов местного самоуправления Зуевского района Кировской области. Режим доступа: https://zrko.ru/ (дата обращения 13.10.2023).

25. Подведены итоги областного конкурса для педагогов «За нравственный подвиг учителя» https://bogorodskoe43.ru/main/10799-podvedeny-itogi-oblastnogo-konkursa-dlja-pedagogov-za-nravstvennyj-podvig-uchitelja.html (дата обращения 23.10.2023).

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Воспоминания директора школы

Зашихина Владимира Александровича

Зашихин Владимир Александрович родился 20 июня 1949 года в д. Бородинцы Спасского сельского совета. Работает директором Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа с.Ошлань Богородского района».

Воспоминания относятся к 1960-м гг.

«Это было в 1962 году..Мы с ребятами и классным руководителем Бяковой (Наговицыной) Валентиной Фёдоровной ходили пешком из села Селезениха на станцию Ардаши, там мы давали концерт перед жителями деревни. Концерт закончился поздно вечером, и мы в деревне ночевали. Обратно шли утром пешком. Остановились на привале пообедать, и наша классная руководительница Валентина Фёдоровна рассказывала нам про своего учителя биологии и химии, она говорила о нём с таким воодушевлением, что я не мог долго забыть об этом. Она говорила о своём учителе: «Его невозможно забыть.»

Прошло 56 лет и три года назад, то есть в 2019 году в нашем районе учительница начальных классов Верховойской школы Ольга Ивановна Микрюкова рассказывала про этого же учителя с большим воодушевлением и восторгом. Она училась тогда в Зуевской школе, а жила в деревне Субботы и каждый день преодолевала 10км до школы и обратно.

Мне стало очень интересно, потому что это был учитель моей классной руководительницы. Его звали Виталий Матвеевич, фамилия, возможно, Кропачев. Мне очень хочется узнать, что это был за учитель моей учительницы и моей коллеги».

О Валентине Фёдоровне Бяковой. Она учила нас с 5 по 8 класс и была классным руководителем в 6 и 8 классах. Уроки физкультуры проводились в приспособленном зале, где находились одни брусья и один мат. На улице был гимнастический городок, в котором были бум(бревно), шест, лестница, яма для прыжков в длину. Всю зиму ходили на лыжах, изучали лыжные ходы. Ездили на районные соревнования. Я ездил также на соревнования по лёгкой атлетике (прыжки в высоту, бег 60 м.) и по лыжам. С Валентиной Фёдоровной разучивали украинские танцы, песни. Готовили физкультурные номера, также концерты, ходили в поход на природу. Она рассказывала о Виталии Матвеевиче, и меня зацепил образ этого учителя. У костра она рассказывала нам книгу «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Она была добрая, отзывчивая и в тоже время строгая и внимательная.

Однажды мы с ней ходили на лыжах в предвыборную кампанию по деревням. Она была агитатором, и мы вместе с ней разносили агитационные листы.»

Воспоминания взяты ученицей 10 класса КОГОБУ СШ с.Ошлань Богородского района Шумихиной Ангелиной Алексеевной 13.10.2023. и 23.10.2023

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Воспоминания Бяковой Валентины Фёдоровны

Бякова (Наговицына) Валентина Фёдоровна родилась в 1941г. в д. Ардаши, работала учителем физкультуры в с. Селезениха и учителем русского языка и литературы в п. Лянгасово и г. Кирове. В настоящее время на заслуженном отдыхе, живёт в г. Кирове.

Воспоминания относятся к 1950-м – 2023 гг.

«Я родилась 20 января 1941 г. в д. Ардаши Зуевского района. В семье было 6 детей. В Зуевке мы жили до 1947 г. В 1947 г. снова приехали в д. Ардаши. Я окончила там 7 классов, нужно было учиться дальше, школа была платная, у родителей денег не было, и меня взяла к себе тётя,папина сестра. Так я попала снова в Зуевку и училась там с 1955 по 1958 г. Все 3 года была комсоргом. Тогда и учил меня учитель химии и биологии Кропачев В. М. После поступила в КГПИ им. В. И. Ленина, сначала очно, потом перевелась на заочное обучение. Работала в с. Селезениха 3,5 года учителем физкультуры, географии, русского языка. Вместе с детьми мы ставили физкультурные номера, разучивали песни, пляски, ходили в походы. Кроме того, была пионервожатой. Потом вышла замуж в 1964г. и переехала в п. Лянгасово. Там работала 15 лет. В 1986 г. переехали в Киров, мне было тогда 45 лет. Я работала в 2 школах города: 4 года в школе №58 и 16 лет в школе № 59. Вышла на пенсию и стала заниматься воспитанием внуков.

Когда я училась в Зуевке, у нас не было кабинетной системы, мы учились всё в одном классе. Был единственный кабинет химии и биологии на первом этаже. Он был оборудован по последнему слову техники: с наглядными пособиями, электронными таблицами и аппаратурой. Наш учитель химии и биологии Кропачев Виталий Матвеевич поразил меня необычностью преподавания. Он рассказывал очень интересно, как артист. Он мог сказать на уроке химии: «Я – водород…», и мы ждали, что будет дальше. У него была такая методика: при ответе был задействован весь класс, 4 человека – у доски ,1 делал опыты, 1 отвечал у доски, все остальные должны были наблюдать за ними. В 1 четверти мне по химии поставил «2», но потом я стала заниматься и в 10 классе получила «5». Он был очень строг. Но у него был образцово-показательный участок, все грядки по линейке, все названия подписаны. Именно этот учитель средней школы мне очень запомнился».

Воспоминания взяты ученицей 10 класса КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района Шумихиной Ангелиной Алексеевной 17.10.2023.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Воспоминания учителя

Карловской Надежды Викторовны

Карловская Надежда Викторовна

родилась 18 июня 1962 года в д. Березник Тумановского сельского совета. Окончила Тумановскую восьмилетнюю школу, КГПИ им. В. И. Ленина. Работает учителем истории КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района Кировской области

Воспоминания относятся к 1970-м, 2023 гг.

«Мне повезло. В этом прекрасном мире детства не только я, но и класс, в котором я училась, встретил и искусно вёл по дороге детства и юности Зашихин Владимир Александрович. Он горел и жил делами школы, класса.Это были 1970-е годы. Владимир Александрович был моим классным руководителем. Это действительно был классный руководитель.

Что он с нами только не проводил! Это интересные, запоминающиеся классные часы о пионерах-героях, о Н,К, Крупской, об отношениях девочек и мальчиков и другие. Очень интересно проходили в школе праздники, на которых выступал и наш класс: нарядные костюмы, сделанные своими руками, оформление зала, подготовленное вместе с классным руководителем (он очень красиво рисовал). Помню, что к Дню птиц мы рисовали на головы специальные маски птиц. А как рисовал Владимир Александрович! (наверное, это у них семейное). Мы с восхищением смотрели на птиц, которых он нам рисовал к празднику! У каждой - своё оперение и особенности физического строения. Всё это было подчёркнуто в рисунке. А уж когда были свадьбы в Туманах, то мы приходили смотреть не только на жениха с невестой, но и на плакаты, искусно написанные и нарисованные нашим учителем.

К празднованию годовщины СССР представляли Украинскую республику, разучивали украинский танец, песню на украинском языке, делали украинские костюмы с орнаментом. Запомнилось шефство над одинокими ветеранами и над молочно-товарной фермой в деревне Ларенцы (мы ходили за 3 км. зимой вечерами и даже показывали небольшие концерты с песнями и инсценировками).С нетерпением мы всегда ждали весны, а именно того момента, когда нужно будет работать в саду. (У каждого класса был свой яблоневый сад). Владимир Александрович знал всё: как надо правильно окапывать яблони, оставляя канавку для сбора воды, как формировать крону дерева, какие ветки вырезать. Поработали мы с ним и на уборке турнепса в деревне Ежи.

Совершали ежегодные походы выходного дня на реку Масиха, варили обед и коронное третье блюдо – кисель с компотом, а Владимир Александрович каждый раз делал нам сюрприз – угощал нас привезённой из города колбасой (тогда в деревне колбаса не продавалась). А на 9 мая у нас проходил смотр строя и песни, так он всегда привозил из Горького (так назывался Нижний Новгород) какие-либо знаки отличия или шевроны того рода войск, который мы представляли (были лётчиками, пограничниками). И всё за свой счёт, никогда не собирал с нас за это денег. Зимой после уроков ходили в лыжные походы за 7 км в д. Шмаги кататься с гор. Летом ходили в многодневные походы. Мне запомнились походы в Рябово и на реку Косу и велопоход в 5 классе в село Ухтым. Ночевали в шалаше, спали на пихтовых ветках. На велосипедах переправлялись через реку Ухтымку.

Ежегодно в каникулы ездили с Владимиром Александровичем в города – Москву или Нижний Новгород.В поездках и походах в непринуждённой обстановке он старался воспитать в нас любознательность, культуру поведения, отношений со сверстниками и взрослыми. С пониманием относился ко всем непредвиденным ситуациям.

Сколько было шуток, увлекательных и поучительных историй рассказано им во время работы, походов, на классных часах (о них нужно говорить особо)! Не знаю, отдыхал ли когда Владимир Александрович? Он всегда был то в школе, то мы приходили к нему домой что-то оформляли, писали, то он вместе с Тумановской молодёжью участвовал в концертах, отлично пел и читал стихи. Часто мы ходили к нему домой рисовать газеты, печатать фотографии (Владимир Александрович занимался фотоделом), оформлять альбомы и что-нибудь репетировать. Особенно запомнились репетиции спектаклей для смотров художественной самодеятельности. Мы ставили пьесы «Рубиновое колечко», «Кусок мыла».Интересно было вместе с учителем слушать детские радиопередачи, мы отвечали на вопросы ведущих, писали письма на радио и даже получили грамоту за правильные ответы. Всё своё свободное от уроков время Владимир Александрович проводил с нами. Многое можно ещё вспомнить доброго и интересного мне из школьной жизни. Скучать с таким классным руководителем нам было некогда!

Запомнились и уроки Владимира Александровича. Они отличались чёткостью, умением включить в работу каждого ученика (в классе нас было 16 человек), осуществлением индивидуального подхода к нам, его ученикам. У нас в классе была организована взаимопомощь, сильные ученики помогали более слабым. Владимир Александрович был очень требовательным, но в тоже время доброжелательным учителем, от нас требовал большой аккуратности в выполнении работ (чтобы заработать пятёрку по черчению или немецкому языку, в работе не должно быть никаких исправлений). Занимался с получившими двойку после уроков и давал возможность исправить двойку. До сих пор помню его интересные уроки и особый к каждому из нас подход.

В текущем, 2023 году у нас была встреча одноклассников, на которую были приглашены и наши учителя. Так вот, все до одного говорили только добрые слова в адрес наших учителей, в том числе и Владимира Александровича.

Вот некоторые отзывы моих одноклассников:«как интересно мы жили: походы, праздники, работа на подшефной ферме, в саду, лыжные прогулки зимой за 7 км.!», «к праздникам готовили сами костюмы, рисовали их, учили песни, стихи», «переписывались с ребятами из Украины, разучивали их песни, танец и на празднике выступали в украинских костюмах», «…а с каким нетерпением мы ждали весны или осени, чтобы сходить в поход на реку Масиху и посмотреть там мельницу!». Запали в душу слова выпускника Наймушина Виктора, который повторил их несколько раз: «Владимир Александрович, большое вам спасибо за то, что все из нашего класса стали хорошими людьми, неплохо работают и имеют семьи».

Со всеми отзывами моих одноклассников я полностью соглашаюсь»

Воспоминания взяты ученицей 10 класса КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района Шумихиной Ангелиной Алексеевной 15.10.2023.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Воспоминание Востриковой Е. А.

Вострикова (Жулдыбина) Елена Анатольевна родилась в с. Ошлань Богородского района, окончила Ошланскую среднюю школу, КСХИ, в настоящее время работает специалистом администрации Богородского муниципального округа.

Воспоминания относятся к 1980-м гг.

«Я, Вострикова (Жулдыбина) Елена Анатольевна училась в Ошланской средней школе с 1975 по 1985 гг. все 10 лет. Зашихин Владимир Александрович работал в школе завучем, а затем директором и учителем немецкого языка. Уроки проводились очень интересно. Но особые слова благодарности хочется сказать за организацию досуга и отдыха: особенно запомнились участие в смотрах художественной самодеятельности, поездки в г. Нижний Новгород, г. Ленинград и г. Москву. Владимир Александрович всегда интересуется своими учениками и поддерживает их. Работая главой Ошланского сельского поселения, я всегда прислушивалась к его словам и предложениям. За это хочу сказать огромное спасибо».

Воспоминания взяты ученицей 10 класса КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района Шумихиной Ангелиной Алексеевной 13. 10. 2023.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Фото 1,2.

Копии страниц альбома о Кропачеве В.М. 1,2,3.

Кропачев В. М. в молодом возрасте и средних лет.

Фото из архива краеведческого отдела районной бибдиотеки г. Зуевка.

Кабинет химии, созданный Кропачевым В. М., и Кропачев В. М. у киноаппарата «Украина».

Копии страниц из краеведческого альбома о Кропачеве В. М.

Связь уроков химии и биологии учителя Кропачева В. М.Копия страницы из краеведческого альбома о Кропачеве В. М.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Фото 6,7,8.

Бякова В. Ф. Фото из альбома учителя Бякова В. Ф. и Зашихин В. А.

Фото Карловской Н. В. 17.10.2023.

Страница альбома Бяковой В. Ф. о своём жизненном пути.

Фото Карловской Н. В. 17. 10. 2023.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Фото 9, 10

Класс Бяковой В. Ф. (сзади, третий ряд) в школе с. Селезениха.

Во 2-м ряду 3-ий слева Зашихин В. А. Фото 1962 года.

Поход 6-го класса (кл. рук. Бякова В. Ф.) с. Селезениха на ст. Ардаши.

1-ый ряд справа Зашихин В. А. Фото 1962 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Фото 11, 12.

Копии документов 1, 2, 3, 4.

Пионер Зашихин В. А. Фото 1960-х г. Награждение директора школы Зашихина В. А.

на областном конкурсе «За нравственный подвиг учителя»

Фото 2023 г.

Копия удостоверения заслуженного учителя РФ Зашихина В. А.

Копия благодарности Совета Федерации РФ и диплома Всероссийского конкурса «Созвездие талантов» Зашихина В. А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Анкета обучающихся о Зашихине В. А.

1Приложение 1.

2 Приложение 5. Фото 1.

3 Приложение 5. Фото 3.

4Приложение 2.

5Приложение 5. Фото 1,2.

6 Приложение 5. Фото 2.

7 Приложение 6. Фото 6,7.

8Приложение 7. Фото 9.

9Приложение 2.Меморат.

10Приложение 7. Фото 10.

11Приложение 6. Фото 8.

12Приложение 8. Фото 11.

13Приложение 3.Меморат.

14Приложение 4.Меморат.

15Приложение 9. Анкета.

16Приложение 8. Фото 12, копии документов 1, 2, 3, 4.

17Приложение 8. Копия документа 3.

18 Приложение 8. Копия документа 1.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Просмотров работы: 81