Северный традиционный женский костюм Архангельской области: прошлое и современность

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Северный традиционный женский костюм Архангельской области: прошлое и современность

Абрамова Я.А. 1
1МБОУ "Луковецкая СШ"
Агафонова С.П. 1
1МБОУ "Луковецкая СШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современное время много внимания уделяется изучению истории, традиций и культуры своих предков. Мне очень нравятся такие уроки. А еще я люблю слушать своих бабушек, которые рассказывают о прошлом. Однажды, находясь в гостях у бабушки в Пинежском районе, я узнала от нее, что раньше, ее мама, бабушки носили совсем другую одежду, отличающуюся от нашей. Меня это так заинтересовало, что я спросила у учителя. Светлана Павловна сказала, что это действительно так, а у нее сохранилась рубаха от своей бабушки, которую она мне показала. И я решила подробнее узнать, как в старину одевались северянки. Поделиться с одноклассниками знаниями. Тема моей исследовательской работы «Северный традиционный женский костюм Архангельской области: прошлое и современность»

Актуальностью темы является то, что изучение северного народного костюма помогает понять культурное наследие народа, традиций. Без прошлого нет настоящего. Использование народных традиций сохранилось и в настоящее время. Элементы вышивки, предметов одежды используются многими модельерами, а также в фольклоре.

Гипотеза: я думаю, что северный народный женский костюм не утратил своего значения и ценности в наше время, а также интересен в фольклоре, элементы его используются в современной одежде.

Цель: с помощью различных источников изучить особенности народного женского костюма Архангельской области.

Задачи:

  1. Собрать и проанализировать информацию из интернет источников и источников литературы об особенностях северного женского костюма XIXXX веков и об использовании элементов в современное время.

  2. С результатами исследования и познакомить одноклассников.

  3. Создать традиционный женский костюм для своей куклы.

Объект исследования: северный традиционный женский костюм Архангельской области.

Предмет исследования: особенности и различия северного народного женского костюма Архангельской области.

Методы исследования: анализ источников интернета и литературы по выбранной теме, беседа, наблюдение, анкетирование, обобщение

Глава I Северный традиционный женский костюм Архангельской области XIX – начала XX века

1.1 История северного костюма

Одежда, почти у всех народов была не только средством защиты людей от воздействия окружающей среды, но и знаком принадлежности человека к той или иной социальной или половозрастной группе. Костюм русских людей не был исключением из этого правила. Реформы, проведенные в России по Указу Петра1, разделили русскую культуру, которая с одной стороны стала аристократической, приближенной к традициям Запада, а с другой стороны сохранила свою народную самобытность, свойственную простому населению России.

Начиная с XVIII в. Русский Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому особенно сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний [3].

1.2 Описание костюмов

Из различных источников я узнала, что в конце 19 – начале 20 века на Русском севере оставался традиционный женский комплект с сарафаном. Но в тоже время активно проявляется городская мода. В начале 20 века комплект новой моды распространился почти во все уголки области, это была юбка и кофта или цельное платье. В отдельных уголках Мезени, Пинежья и Поморья сохранился вплоть до середины 20 века привычный сарафан (Приложение № 1).

Одежда была крестьянская и городская, праздничная (такой костюм украшали вышивкой, кружевом, тканым узором), будничная и обрядовая, а еще она различалась по возрасту, одежда молодой девушки, была иной, чем женщины зрелого возраста. Еще различия были в материале и цвете.

Одеяние девушки состояло из комплектов, в которые входили рубаха, сарафан, нижняя юбка, передник, головной убор, шаль или платок. В прохладную погоду надевали поверх сарафана коротёну. И обязательно пояса — символа законченности. В старину его считали оберегом от злых духов.

Слово «сарафан» на Русском Севере употреблялось редко. Чаще использовали принятые в каждой местности названия этого вида одежды. По фасону были прямые и косоклинные сарафаны. Также различали «синяки» (синий сарафан) и «пестрядинники» (в клетку). На название влияла и ткань: «штофники» делались из штофа, «гарнитурники» — из гродетура, «кашемирники» — из кашемира и так далее [5].

Более поздний тип сарафана – на кокетке, в виде полуплатья. В конце девятнадцатого – начале двадцатого века популярен в Холмогорском уезде [3].

Самым дорогим считался «кумачник» — сарафан из гладкокрашеной хлопчатобумажной материи, чаще всего красного цвета. У крестьянок таковым был шелковый сарафан с рукавами, то есть с короткой хлопковой рубахой [5].

Под сарафан надевали рубаху. Сшита она была из отбеленного холста в сочетании с красным кумачом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки. Узоры, тканные и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Использовали чаще всего белые, красные и синие цвета. Женская рубаха была сшита прямой и с длинным рукавом [3].

Девичий наряд отличался от женского формой головного убора. Незамужние девушки распускали волосы или убирали под повязку. Женщины носили головные уборы, полностью закрывавшие голову. Это были кокошники, повойники [3].

 В северных губерниях поверх сарафана надевали короткую одежду на лямках (названия разные — епанечка, душегрея, коротена и др.)

Коротёна (душегрея)– это нагрудная женская одежда с лямками, по спине укладывалась складками. Только в конце 19 века она стала доступной, а до этого ее носили богатые купчихи [3].

Еще одним важным элементом одежды был фартук. Его шили из одной или двух полос ткани, с длинными завязками. Он был праздничный и повседневный. Передник, запон, завеса, подол - так назвали его в старину. Его украшали вышивкой, кружевом. А еще я прочитала, что его применяли в старинных обрядах. Например, клали на порог молодоженам в день свадьбы [3].

Пояс – обязательная принадлежность костюма. Как я уже сказала раньше, он был не только, чтобы подпоясывать сарафан, а еще и оберег от злых духов. Его носили на правую сторону, так как по поверью православных людей, там находится ангел [8, с. 58].

Собрание северного народного костюма представлено в Архангельском государственном музее деревянного зодчества. Собраны костюмные комплексы, отдельные предметы, разные дополнения: головные уборы, украшения, обувь…

1.3 Сбор информации по различию в элементах костюмов в разных районах Архангельской губернии

Из рассказов хранителей музеев я узнала, что правильно использовать элементы народного костюма, это целая наука. И в каждом районе, деревне носили по-своему. В Лешуконском районе на тканый сарафан, который носили в будничные дни, сверху надевали рукава, а в других, наоборот, сарафан надевали наверх. В Пинежском районе на гуляния можно было ходить в домотканых сарафанах, а модницы из Лешуконии предпочитали ситец и сатин [8, с. 59].

Девушки в Мезени любили пышные наряды. Объёмный сарафан, платки на плечах и повязка на голове. Чаще были «синяк» и пестрядь красного, белого и синего цвета, как наш флаг. В Каргополье любили красные. Ближе к югу костюмы украшали растительным орнаментом. Северные костюмы более спокойных оттенков. На одежду влияние оказывал климат. Где хорошо росла конопля, использовали ее, в других районах лен. На севере добавляли шерсть. Философия каждого района отражалась в костюме [5].

На Пинеге и в Мезени носили повязки, в Каргополе кокошники.

Платки, например, в Устьянском районе повязывались, как бы небрежно, в Пинежском личико выделяли, щечки напоказ, в Каргополе закалывали под подбородком, он ложился вплотную вокруг головы или кокошника (Приложение №1).

1.4 Северный народный костюм в современное время

В городе Архангельске есть Государственный академический северный народный хор. По народной традиции это театр, в котором певцы, танцоры, музыканты совместно ведут на сцене повествование о жизни своего народа в увлекательных народных сценах, песнях, обрядах и т.д. Важное место в их творчестве занимают наши уникальные северные народные костюмы.

Из книги «Поморский традиционный костюм» я узнала, что в Архангельске существует клуб «Сугревушка». Участники этого клуба выступают с фольклорными концертами, сами шьют костюмы. Коллективом, под руководством Тамары Антоновны Левачевой собрана интересная коллекция подлинных костюмов различных районов Архангельской области. Многим участникам они достались по наследству от своих бабушек и дедушек [8, с.3].

Традиционная одежда издревле славится своей красотой и удобством. Многие элементы русско-народных костюмов актуальны и в современном мире. Современная одежда в русском народном стиле – это наслоение мотивов традиционных узоров и орнаментов на актуальные предметы одежды. А также народными традициями является рубашечный крой платья и блузы, наличие юбки прямого кроя со вставкой клина, простота и удобство. Например, платья, подол которого украшен подбоем, но уже в декоративных целях. Модели летнего платья, сшитые с ластовицами (элемент кроя женской рубахи, который давал свободу движениям). Я нашла в источниках интернета информацию о магазине «Терем», бренде женской одежды, который предлагает красивые современные наряды с ноткой русского северного стиля. Правда, находится он в Москве, пользуется большим успехом у дам [2].

Из новостей по телевизору я узнала о Северодвинском дизайнере Татьяне Воротынцевой, которая создает новый северный бренд. Она шьёт шёлковые платки, используя для этого изображения северной природы и быта. Это и морошка, и рыжики, и северное сияние и многое другое. А в планах у нее новая линия яркой одежды.

Сейчас моден стиль оверсайз, широкие рубахи, футболки, т.е. больших размеров. Мне было очень интересно узнать, что народная одежда, это и есть оверсайз. В молодости шилась рубаха, которая девушка могла носить до старости. А также модно носить рубашки и блузки с вышивкой на рукавах, плечах и т.д.

Элементы душегреи можно наблюдать в современных жакетах.

Головной убор – повязка, широко используется у людей, занимающихся спортом. Теплые и стильные гетры также используются и сейчас в качестве элемента спортивной одежды, в туризме. От кокошника пошли ободки, которые также применимы в наше время. Они не отличаются по размеру от обычных ободков, но имеют форму кокошника. Фартук сегодня в большинстве случаев служит деталью рабочей одежды. Выполняет в основном защитные свойства. Примеры элементов одежды представлены в Приложении № 2.

Глава II Практическая часть

    1. Результаты соцопроса

Для того, чтобы выяснить, что известно по теме северного народного костюма моими одноклассникам, я провела исследование. По его результатам можно сделать вывод, что ребята обладают совсем небольшой информацией.

На вопрос, видели ли северный женский традиционный костюм, только 25% ответили, что в музее и по телевизору, 75% учащихся нигде не видели. Из каких предметов состоит комплект, 25% ребят ответили, что рубаха, сарафан, головной убор. Остальные 75% учеников не знают. Далее я предложила написать, что обозначают данные слова «кокошник», «коротёна», «епанечка», «пестрядинник». 25% учащихся знают, что кокошник, это головной убор. К сожалению, остальных слов не смогли объяснить. И последнее, это где в современное время можно увидеть элементы традиционного женского костюма? На этот вопрос ребята отвечали так: в музее 42% одноклассников, на ярмарке – 8%, нигде не видели половина учащихся моего класса. Эти результаты представлены в Приложении № 3.

Думаю, что данная тема актуальна и для моих одноклассников. Поэтому я предложила им узнать о северном народном женском костюме.

3.2 Творческая деятельность

Я провела для ребят занятие и поделилась собранной информацией. Мы обсудили данную тему и нарисовали костюм. А еще я приготовила для них лэпбук, в котором собрала разные интересные задания. Это изображения женских народов костюмов разных районов Архангельской области, небольшая информация о них. Раскраски, пословицы, загадки, задания на соответствия и потрясающие наряды с бумажными куклами для девочек. Всё это можно найти в моём лэпбуке.

А еще я побывала в нашем школьном музее. Елена Федоровна показала мне северные народные сарафаны Холмогорского и Устьянского районов, которые находятся там. Я примерила их на себе, покрутилась у зеркала и ощутила себя красавицей в старинном наряде. Также мы посетили экскурсию в музее села Ломоносово. Экскурсовод познакомила нас с укладом жизни людей 19 века, рассказала какую одежду носили женщины, из каких тканей шили, как ее изготавливали.

С классом мы совершили увлекательную поездку в школу народных ремесел Бурчевского в городе Архангельске, в которой до сих пор занимаются народными ремеслами, и учат этому детей. Там есть и северная вышивка, лоскутное шитье, вязание с использованием северных узоров, и самое главное, ткачество и шитье народных костюмов. Вместе с ребятами мы изготовили по старинной технологии элемент пояса. Шитье пояса, это был самое первое, что делали девушки в ткачестве, когда начинали готовить свое приданое. Там я поняла, насколько это кропотливая и трудная работа (Приложение № 4).

3.3 Изготовление костюма

Я люблю играть с куклами и, изучив материал по данной теме, мне захотелось сшить костюм для одной из них. Ведь именно в этом творчестве я смогу применить свои знания. Работа оказалась сложной, но очень интересной. Я сшила рубаху, сарафан – «синяк», повязку. В моих планах пополнить гардероб еще новыми костюмами и продолжить знакомство с элементами женских костюмов 20 века.

Этапы изготовления сарафана для куклы представлено в Приложении № 4.

Заключение

В заключении подведём итог. С помощью различных источников изучили особенности народного женского костюма Архангельской области. Поставленные задачи выполнены. Я убедилась в том, как важно знать традиции наших предков, которые раскрывают нам истоки русской народной культуры. Была раскрыта красота женского образа, который воплощали в себе наши прабабушки, владеющие самыми разными женскими ремеслами: ткачеством, шитьем, вышивкой.

Гипотеза подтверждена. Мы доказали, что северный традиционный женский костюм имеет значение и в наше время. Созданы клубы и объединения, в которых активно показывают традиции наших предков. Элементы одежды того времени использованы и у нас. Можно даже сказать, что наша одежда похожа, только немного изменена.

Выполненная мною работа может быть образцом для освоения одноклассниками темы традиций наших земляков.

Мне очень нравится видеть у своей куклы наряд, который я создала сама, и я обязательно покажу его бабушке. И закончить хочется теми же словами «Без прошлого, нет настоящего». Очень важно, чтобы мы ценили и помнили историю, традиции и культуру.

Список литературы

Источники интернет

  1. Досюльная мода. Народный костюм Архангельского Севера. -https://www.youtube.com/supported_browsers?next_url=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D_WXtudH0NqU&feature=youtu.be

  2. Как вплетать традиции в современные наряды: примеры от магазина «Терем» – Православный журнал «Фома» (foma.ru)

https://foma.ru/kak-vpletat-tradicii-v-sovremennye-narjady-primery-ot-magazina-terem.html

  1. Кислуха Л. Ф. Народный костюм Русского Севера(1) (booksite.ru)

https://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/1.htm

  1. Русский костюм: от истоков к современности | Журнал Ярмарки Мастеров (livemaster.ru)

https://www.livemaster.ru/topic/1925503-russkij-kostyum-ot-istokov-k-sovremennosti

  1. Старинная женская одежда в Архангельской области: коллекция музея «Малые Корелы» | 29.ru - новости Архангельска

https://29.ru/text/culture/2020/12/10/69611636/?ysclid=lcu4r4etym544631025

Литературные источники

  1. Морянка: Рабочая тетрадь для 3- х классов общеобразовательных учебных заведений/Под общей редакцией И.Ф.Поляковой.- 3-е изд, стереотип. – Архангельск, 2013. – 36с.

  2. Пинежский народный костюмXVIII– начала XX века. Карпогоры, 2008.

  3. Поморский традиционный костюм /Т.А.Левачева –Архангельск: ИПП «Правда Севера», 2007

  4. Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда/ Григорьева Г.А. – Архангельск: ЗАО «Архангельский печатный двор», 2003

Приложение № 1 Женские народные костюмы Архангельской губернии 19 – начала 20 века

Экспонаты

музея

(Мезень начало 20 века)

Нёнокса (начало 20 века)

 

Каргополье (начало 20 века)

 
     

Кокошник

Способы завязывания платков

Повязка

Приложение № 2 П римеры женского костюма в современное время

«Сугревушка» Северный народный хор

Жакеты

Одежда магазина «Терем»

Ободок Повязка

Гетры Чулки

Приложение № 3 Результаты соцопроса

Приложение № 4 Т ворческая работа

Изготовление элемента пояса в школе Бурчевского

Ш итье сарафана Шитье рубахи Шитье повязки

Урок для ребят Рисунки ребят

Приложение № 4 Творческая работа

В школьном музее

В сарафане Устьянского р-на

Р
ассказ о женском костюме

К укла в традиционном

костюме, который я сшила

В музее

 

З адания из лэпбука

В музее

с.Ломоносово

Просмотров работы: 965