Введение
Два года назад мой дедушка Диянов Сергей Константинович построил и установил в поле православную часовню в память о когда-то находившейся здесь деревне. Эта деревня, располагавшаяся в нескольких километрах от с. Екатеринославка Шербакульского района Омской области, называлась Саурск. Именно сюда в 1920-х гг. приехали из Пензенской губернии мои предки, давшие начало новой, сибирской ветви рода Дияновых.
О том, что в этих местах было поселение, свидетельствует небольшое старое кладбище и предметы, которые мы находили с дедушкой, гуляя по бывшим улицам – монеты, гвозди, подковы. Меня заинтересовал вопрос, почему исчезла деревня Саурск, ведь от нее не осталось ни одного строения, какие причины могли привести к этому. Я решил провести исследование и найти ответы.
Мое исследование актуально. Оно лежит в плоскости изучения локальной истории и связано с восстановлением неизвестных страниц истории моей Малой Родины и семьи. Считаю, что каждый гражданин должен знать об этом.
Я выдвинул гипотезу – деревня Саурск могла исчезнуть из-за того, что ее жители переехали в другие, более крупные поселения Шербакульского района.
Объект исследования – поселение Саурск (в разное время было деревней, колхозом, отделением совхоза).
Предмет – история Саурска с 1912 по кон. 1970-х гг., в частности, причины его возникновения и упадка.
Цель исследования – восстановить историю поселения Саурск, выявив причины его возникновения и упадка до полного исчезновения.
Для достижения цели мне предстоит решить следующие задачи:
- выяснить, откуда прибыли первопоселенцы д. Саурск, и охарактеризовать их бытовой уклад;
- описать особенности повседневной жизни в д. Саурск в 1930-х -1940-х в годы бытности ее колхозом «Молодой Большевик»;
- установить, в чем заключались особенности организации сельскохозяйственного производства на молоко-товарной ферме – ведущем предприятии Саурского поселения в 1950-1970-е гг.
- выяснить, какие причины привели к ликвидации молочного производства и упадку поселения Саурск;
- установить, каким образом сегодня сохраняется память об исчезнувшей д. Саурск.
В ходе исследования я использовал такие общенаучные методы, как анализ и синтез, интервьюирование, фотофиксация.
В работе над исследованием опирался на источники: письменные воспоминания моего прадеда Диянова Константина Ивановича, материалы интервью с прабабушкой Дияновой Валентиной Ефтефеевной, дедом Дияновым Сергеем Константиновичем [8], дояркой-орденоносцем Кашициной Валентиной Яковлевной [9], а также данные семейного архива (план расположения домов и объектов в Саурске в 1950-е гг., выписки из личных документов членов семьи Дияновых).
Также использовал разную историческую литературу, которая помогла мне увидеть историю Саурского поселения в свете истории страны (сначала Российской империи, потом – Советского Союза) и Шербакульского района. В частности, книги Л. С. Евсеева «Быль о сибирском селе» [3], «Лыхенко. Знакомый и… незнакомый. Очерки о характере человека» [4], А. Д. Колесникова «Шербакулю – 100 лет» [6], Энциклопедию Омской области [7], Энциклопедию «История России. От 1917 г. до наших дней» [5], статью И. Гильденбанд «Хороша была деревня» [2].
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использовать собранный материал для публикации статьи на краеведческую тематику, а также для выступления на классном часе, уроке истории.
Глава 1. Саурск: от деревни до колхоза (1912 – 1940-е гг.).
Первопоселенцы д. Саурск и их бытовой уклад.
Территория будущей деревни Саурск в 1912 г. (год ее основания) входила в Омский уезд Акмолинской области, включавший в себя степные просторы – угодья казахских аулов, служившие им для выпаса и зимовок скота. Именно эти места стали изыматься (выкупаться) у местных казахов в 1907-1912 гг. в пользу переселенцев из Центральной Росси под будущие поселения [6, C. 12].
Почему же люди ехали в Сибирь? История многих сел и деревень современной Омской области началась в годы Столыпинской аграрной (земельной) реформы. Дело в том, что к началу ХХ в. земли в Центральной России не хватало, тогда как в Сибири, а также на Дальнем Востоке ее было много. Крестьянам при поддержке государства предлагалось переселиться на свободные земли, завести хозяйство, основать новые деревни, посекли [7, C. 213].
Именно благодаря этой инициативе и была основана деревня Саурск в 1912 г. Название Саурск происходит от казахского слова «саур», что означает пятница. Земли будущего поселения до начала Столыпинской реформы принадлежали казаху из рода Саурбай – Сауру. Его имя и лежит в основе топонима Саурск [2, C. 4].
Первопоселенцами Саурска стали выходцы из Центральной России, Украины (Донбасса) и Белоруссии. В 1920 г. из Пензенской губернии сюда приехали и мои предки – Диянов Яков Анисимович с женой Пелагеей, дочерями Натальей, Варварой, Василисой, сыном Константином. Кроме земли под домовладение, им был выделен надел № 21, который у нас в семье зовется Диянова дача. В основном этот участок служил семье летом, там косили траву – запасали корм для скота, собирали грибы и ягоды [8, C. 4].
В брошюре «Осколки памяти моей» мой прадедушка Константин Иванович описывает, что привозили с собой приезжие. По словам его отца, Якова Анисимовича, везли плотницкие станки, борону, чугуны, глиняные горшки, кувшины, деревянные ложки [8, C. 3].
Новые жители сразу принялись за постройку домов. Строили в основном саманные землянки. Саман – это строительный материал, получаемый при смешивании глины, соломы, навоза, конского волоса и других волокнистых веществ. Стены возводили из пластов, скрепляли их глиной, глиной же обмазывали дом изнутри и снаружи. Глину добывали в лесу неподалеку. Внутри белили. Крыша могла быть одно- или двускатная, ее покрывали сначала. На жерди укладывали земляные пласты – так получалась крыша. Пол в землянках сначала был земляной – натирался только разведенным с водой коровьим навозом [8, C. 4].
Внутренний интерьер всех домов отличался скромностью и простотой – русская печь с лежанкой, деревянный стол, полки для посуды, длинные лавки вдоль стен. У жителей побогаче встречались домотканные дорожки для пола. Зимой в избе держали скот – кур, за печкой – теленка, в сенях (неотапливаемом коридоре) – корову. Поэтому становилось тесно.
Одежду шили сами. Женщины носили толстые кофты, юбки, передники, цветную шаль надевали по праздникам. Мужчины надевали рубахи-косоворотки, штаны, из обуви – сапоги, валенки. Летом дети бегали босиком. В одежде проявлялись особенности той местности, откуда родом были переселенцы, в основном – в узорах вышивки [2, C. 4].
Чем занимались сауряне на новых землях? Преимущественно работали на земле – пахали и сеяли, выращенное продавали; разводили скот – в почете были коровы, быки, лошади, так как они составляли основную рабочую силу для всех крестьянских хозяйств. Некоторые местные жители ремесленичали – изготавливали деревянные бочки, выкладывали печи, валяли валенки.
Деревня строилась в три улицы, в плане образовывавшие букву П. В центре располагался Соленый лес. Лес получил название от колодца, в котором вода была не пресной – горько-соленой. Сохранились названия улиц – Кузбасс (или Копай-город), Прицепиловка, Голо. Их на карте Саурска указал мой прадедушка Диянов Константин Иванович.
Поселение быстро разрасталось: в 1918 г. в нем проживало 103 души, числилось 871 десятина земли, в 1920 г. – уже 162, в 1924 г. население увеличилось до 182 человек [3, С. 71].
Таким образом, я могу сделать вывод, что д. Саурск была переселенческой. Ее основали выходцы из Центральной России, Украины, Белоруссии в 1912 г., прибыв в Омский уезд по Столыпинской аграрной реформе. На новых землях люди обустроились, стали заниматься сельским хозяйством. Со временем ее население только увеличивалось. Покидать обретенные территории никто не собирался.
Жизнь в колхозе «Молодой Большевик» в 1940-е гг.
В начале 1930-х гг. в Советском союзе наметился новый политический курс, направленный на сплошную коллективизацию. Ведущей формой коллективного объединения крестьян стал колхоз. Колхоз, или коллективное хозяйство, – это кооперативная организация добровольно объединившихся крестьян для совместного ведения социалистического сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда [7, C. 178].
Колхоз объединял в общее пользование землю, технику, скот, машины, здания. У самих колхозников в личном пользовании оставались подсобные участки. Земля считалась собственностью государства, которая была отдана в бессрочное пользование колхозам. Колхозы же несли ответственность по правильному использованию земли, а также по выполнению государственных планов по получению продукции растениеводства и животноводства.
В начале 1930-х гг. в д. Саурск был создан колхоз «Молодой большевик» – отныне все хозяйства вынуждены были объединиться и работать сообща, артелью [4, C. 129]. Мужики побогаче неохотно вступали в колхоз – пришлось отдать в общее пользование скот, инвентарь, но выбирать не приходилось, по факту – не спрашивали. Техники в колхозе сначала было мало, почти всю работу выполняли вручную. Весной и осенью мужчины трудились на полях, летом к ним присоединялись женщины и дети: пололи пшеницу, осенью вязали снопы, на гумне молотили зерно. Также у колхоза была небольшая ферма. На ней содержали крупнорогатый скот, свиней, овец, гусей. Всю работу выполняли за трудодни, которые учитывались и фиксировались в конторских книгах в виде палочек. Необходимо было набрать определенное количество трудодней за год, иначе человека могли отдать под суд, если у него их было меньше положенной нормы. За это колхозники получали небольшую денежную плату или зерно, иногда – и то, и другое [2, C. 4].
Во второй половине 1930-х гг. в колхозе появилась техника: колесные тракторы «ХТЗ», «ЧТЗ», «Нати», прицепные комбайны «Сталинец», «Коммунар». Работать стало легче. В это время в деревне имелся коровник, конюшня, овчарня (для содержания овец). В центре, в Соленом лесу, стояла начальная школы (учились дети с 1 по 4 класс), в ней же располагался клуб. Воду набирали из двух колодцев [9, C. 4].
С началом Великой Отечественной войны на фронт призвали и саурян. Ушел вместе с рядовыми рабочими председатель колхоза Сердюк Дмитрий Филиппович. Его забрали на фронт за самовольное строительство школы и разбазаривание колхозных средств в Саурске. На покрытие убытков колхозу он отдал две собственные коровы [9, C. 5].
В деревне, как и везде в стране, остались старики, женщины и дети. Работать приходилось всем. Женщины трудились на ферме, они же пахали землю. За штурвал трактора встала и сестра моего прадедушки – Екатерина Диянова. Огороды вспахивали на коровах, иногда женщины и дети сами впрягались в ярмо.
Прадедушка вспоминал об этом времени так: «Питались скудно. Сажали в огородах картофель, брюкву, репу. Делали заготовки на зиму, но все равно еды не хватало. Когда весной земля оттаивала, находили мерзлые комки картофеля. Их мыли, растирали, солили и пекли оладушки на плите. Жарили сусликов. Я их не ел, хотя очень хотел. Печи топили в доме соломой, ветками деревьев. Женщины, когда выдавалась свободная минутка, собирались вместе и вязали, шили для солдат на фронт» [9, C. 5].
Все это время люди не прекращали сдавать государству налоги – мясом (40 кг в год), маслом, молоком. Поэтому держали в подсобном хозяйстве еще по 2 и более коров. Сами же не доедали.
После окончания войны сауряне, хотя и не все, вернулись в родную деревню. С почестями встретили 24 солдат, это была половина от общего числа призванных на фронт. Бывший председатель колхоза Сердюк Дмитрий Филиппович домой не вернулся [2, C. 4].
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. начинается укрупнение колхозов. Колхоз «Молодой большевик» д. Саурска вошел в состав колхоза «Красная звезда» с. Екатеринославка, находившегося от него на расстоянии нескольких километров [4, C. 157].
Стоит сказать, что в военные и послевоенные годы были очень тяжелые еще и потому, что людей преследовали за якобы политические преступления. Порой за сказанные между делом слова о власти. Так был осужден на 10 лет житель Саурска Кашицин Иван, сказавший фразу: «Сталин трубку курит, а нам на самокрутку нет табаку». Арестовали 24 октября 1945 г. и отца моего прадедушки – Ивана Яковлевича Диянова, работавшего ветеринарным врачом. Его приговорили на 6 лет исправительно-трудовых работ за то, что заступился за скот и указал на безответственное отношение к колхозной живности со стороны колхозников. Реабилитировали 19 июня 1963 г. за отсутствием состава преступления [8, C. 5].
В начале 1930-х гг. жизнь в д. Саурск изменилась с образованием коллективного хозяйства. Отныне люди должны были работать на общее дело, обобществлялся скот, инвентарь, вводилась система продовольственных налогов и трудодней. Вместе с тем, постепенно появилась техника в виде тракторов и комбайнов, позволившая более эффективно использовать земельные угодья, облегчать ручной труд и получать большую урожайность зерновых. В нач. 1950-х гг. колхоз «Молодой большевик» вливается в более крупный соседний колхоз «Красная звезда» и становится одним из его отделений.
Глава 2. Послевоенный расцвет Саурска и исчезновение поселения.
2.1. Молочно-товарная ферма – ведущее сельскохозяйственное предприятие: особенности организации производства в 1950-1970-е гг.
В 1950-е гг. жизнь в Саурске постепенно налаживается: в колхозе появляется больше техники, люди начинают покупать мебель, вещи, строить деревянные дома. Однако по-прежнему в деревне ограниченным оставалось электричество – переданный из соседнего с. Екатеринославка дизельный генератор включали только вечером, числился единственным сепаратор, и мясо летом хранили в колодцах [2, C. 5].
Саурская молочно-товарная ферма славилась высокими надоями и сохраняла долгие годы вплоть до своего закрытия в 1977 г. передовые позиции в Омской области. Об особенностях работы на ферме я узнал, взяв интервью у бывшей доярки, жительницы д. Саурск Кашициной Валентины Яковлевны (Приложение 2, фото 13).
Валентина Яковлевна пришла работать на ферму подменной дояркой за два месяца до своего 14-летия, в 1960 г. Так и осталась там до конца. Она вспоминает, что рабочий день начинался в 4 часа утра. Коров нужно было покормить, напоить и подоить. Весь уход за животными доярки осуществляли сами, вручную – накладывали вилами сено, носили флягами воду, чистили и вывозили навоз. Затем в летние месяцы коров выгоняли на выпас. В обед следовала вторая дойка, после – третья и последняя. Завершали работу доярки в 9-10 часов вечера. У каждой доярки были свои коровы – не меньше 20 на одного человека. Всего же на ферме числилось 100 голов [8, C. 1].
Доили молоко вручную, у некоторых животных было тугое вымя, значит, требовалось больше сил и времени, трудолюбия, чтобы получить от нее все молоко. Если не выдоить его, а, например, оставить, то потом количество надоенных литров могло сокращаться, коровы «портились».
Получаемый объем молока зависел от многих факторов – от возраста животного, ухода, а также – человеческого отношения. Именно поэтому каждая доярка доила и ухаживала только за своими коровами, которые к ней привыкли. Часто во время работы пели песни [8, C. 2].
Труд доярок хорошо оплачивался и уважался. Зарабатывали 1200 – 1300 р. в месяц. Машину «Москвич» в то время можно было купить за 5000 р.
В 1967 г. молочно-товарная ферма д. Саурск отделения совхоза «Екатеринославский» стала передовой. В это время бригадиром была двоюродная сестра моего прадедушки Варцаба (Диянова) Мария Ивановна. В ее обязанности входило ведение всей документации, учет телят, а также показателей надоев, составление отчетности и др. [9, C. 6].
В то время в Советском союзе широко было развернуто социалистическое соревнование между колхозами, совхозами, отдельными трудящимися. Соревновались, кто соберет больший урожай зерновых, сдаст мяса, молока и т.д. Так вот при бригадирстве Марии Ивановне показатели надоев выгляди стабильно высокими, с постоянным приростом [9, C. 6]:
Таблица 1. Показатели надоев молочно-товарной фермы в д. Саурск.
1965 г. |
1967 г. |
1970 г. |
1974 г. |
1977 г. |
2100 л |
2400 л |
2870 л |
3520 л |
4000 л |
В 1960-1970-е гг. ферма занимала лидирующие позиции в Шербакульском районе, объявлялась призером областных соревнований. Валентина Яковлевна рассказала, что все время соревновалась с дояркой из д. Солнцево. Учет надоя велся строго. Молоко каждой доярки измеряли молокомером, цифры в совхоз подавали ежемесячно. Валентина Яковлевна надаивала в день по 350 литров молока и занимала в Омской области первые места. За победу в соцсоревновании ей выделили машину. Но за ненадобностью она от нее отказалась. За ударный многолетний труд имеет Валентина Яковлевна имеет государственные награды – орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина [8, C. 3].
В 1977 г. молочно-товарную ферму закрыли. В. Я. Кашицина перешла на работу в совхоз «Екатеринославский». Но дояркой работать больше не смогла – на новой ферме были свои работницы, коров уступать никто не хотел, так как труд этот хорошо оплачивался. Она занялась уходом и разведением овец. Сегодня Валентина Яковлевна находится на заслуженном отдыхе.
Таким образом, я выяснил, что в 1960-1970-е гг. отделение совхоза «Екатеринославский», колхоз «Молодой большевик» или д. Саурск, был известен на весь Шербакульский район и Омскую область своим предприятием – молочно-товарной фермой. Надои молока ежегодно увеличивались и в 1977 г. составили 4000 л со ста голов. На ферме трудились доярки-передовики – Валентина Яковлевна Кашицина, Мария Ивановна Варцаба, а также Любовь Сергеевна Космачева, Нина Евдокимова Сергеева. Предпосылок для того, чтобы жители покинули свою деревню, не было. Хозяйство продолжало успешно развиваться.
2.2. Причины ликвидации молочного производства и упадок деревни Саурск.
Однако в 1960-е гг. начались преобразования внутренней политики в Советском Союзе в области сельского хозяйства. Отныне государство стало поощрять концентрацию сельского трудового населения в центральных усадьбах колхозов и совхозов, численностью от 1-2 до 5-10 тысяч человек. Только такие населенные пункты признавались «перспективными», а значит, могли претендовать на дальнейшее развитие в них инфраструктуры – электрификацию, прокладку и поддержание дорожной сети, газификацию и пр., улучшение социально-культурной и бытовой жизни, дальнейшую механизацию сельского хозяйства [5, C. 289].
Населенные пункты с меньшей численностью (порядка 80% от общего числа в стране) объявлялись «неперспективными». В таких мелких деревнях закрывались предприятия, магазины, школа, клуб, прекращалась поддержка, ремонт и обслуживание зданий, убирались транспортные маршруты. Людей вынуждали уезжать – покидать свои дома, оставлять приусадебные участки. При этом им выделялось жилье в соседних, более крупных совхозах, хотя его строительство не всегда шло нужными темпами. Многие люди уезжали в районные центры или в города.
В 1977 г. вышло распоряжение о закрытии молочно-товарной фермы в д. Саурск, остававшейся на тот момент передовой по надоям молока в Шербакульском районе [2, C. 5]. Именно это событие послужило толчком к постепенному исчезновению деревни. Производство, обеспечивающее экономическое развитие деревни, рабочие места ликвидировались. Закрылась и школа – обучение детей с 1 по 4 класс перенесли в Екатеринославскую школу. Люди не питали надежд на возрождение жизни в Саурске – это была общая тенденция во всей стране [9, C. 7]. Потому оставляли свои дома и уезжали. Семья моего прадедушки переехала в с. Екатеринославка, а его сестры Варцаба Марии Ивановны уехала из Шербакульского района в совхоз Новоомский. Одной из последних покинула бывшую деревню Кашицина Валентина Яковлевна, доярка-передовик и орденоносец.
Таким образом, я пришел к выводу, что моя гипотеза подтвердилась, но лишь частично. Д. Саурск действительно исчезла по причине переезда местных жителей в другие места. Но это переселение оказалось вынужденным и обусловленным государственной политикой по укрупнению агропоселений (колхозов, совхозов) и признанию малых деревень «неперспективными» вопреки тому, что у них могло быть успешное будущее. Вместе с Саурском в Шербакульском районе исчезло еще 57 поселений (Айбас, Большая Каратоля, Болдыревка, Гайворонск, Каттау, Мариуполь, Топал и др.) [6, C. 176].
2.3. Сохранение памяти об исчезнувшей деревне Саурск.
Семьей мы часто бываем в Саурске, или Сауре, как ласково называли ее жители. Из сохранившихся объектов посещаем кладбище, где похоронен мой прапрадед Иван Анисимович Диянов (1898-1968 гг.) (Приложение 2, фото 9). Сегодня на месте бывшего поселения можно наблюдать только холмы, частично оставшиеся плодовые деревья.
Я изучил карту поселения, нарисованную моим прадедушкой Дияновым Константином Ивановичем, и посетил предположительные места – Соленый лес (Приложение 2, фото 1, 2), где когда-то находилась начальная школа и вокруг которого располагались три деревенских улицы. К сожалению, лес пропал, от него осталось несколько голых березовых стволов. Побывал в Школьном колке, увидел ямы, в них добывали глину и делали саман (Приложение 2, фото 11). Посетил заброшенное здание молочно-товарной фермы (Приложение 2, фото 3, 4). После закрытия фермы в нем еще какое-то время разводили свиней. Сегодня оно пустует. Увидел, где стояли амбар, кузница, кладовая.
Также я обнаружил в одном из мест расположения домов и хозпостроек саурян старые гвозди, болты, изготавливаемые вручную на кузнице, осколки посуды, вилки, подошвы от обуви с датировкой «1968», фрагмент деревянного пола (Приложение 2, фото 10, 12). Эти артефакты наглядно доказывают – здесь жили люди!
Там, где располагался пресный колодец, в 2012 г. его бывшие жители установили памятный знак – кирпичный крест с надписью «Сей памятный знак установлен 21.10.2012 в честь 100-летия основания в 1912 г. д. Саурск Екатеринославской волости Омского уезда» (Приложение 2, фото 5). Рядом с ним – модель колодца (Приложение 2, фото 6). А днем памяти и встречи сауряне выбрали православный праздник Троицу. Раз в год приезжают они в эти места почтить память своих предков и вспомнить былую жизнь.
В 2020 г. рядом с кладбищем в дополнении к ранее поставленному кресту (Приложение 2, фото 7) мой дедушка Диянов Сергей Константинович установил деревянную часовню (Приложение 2, фото 8). Она была освещена в честь Божьей матери, Девы Марии. Часовня построена на пожертвования жителей с. Екатеринославки и д. Саурск. Так сегодня сохраняется и передается память о д. Саурск.
Заключение
В данной исследовательской работе я постарался восстановить основные исторические вехи от возникновения, развития и до исчезновения д. Саурск Шербакульского района Омской области, выяснить причины, приведшие к упадку этого поселения. Именно деревня Саурск является Малой Родиной моего рода. Сюда из Пензенской губернии в 2020 г. приехал мой прапрадед Дианов Иван Анисимович с семьей, положивший начало сибирской линии семьи Дияновых.
Саурск возник на землях, принадлежавшим казахам, которые были выкуплены правительством для раздачи под будущие крестьянские поселения. Люди из Центральной России, Украины, Белоруссии прибывали в эти края по Столыпинской аграрной реформе. Несмотря на то, что многие переселенцы возвращались обратно, будущие сауряне остались. В 1920-е гг. жить было сложно: дома строили сами из саманного кирпича, пахали землю, сеяли, собирали урожай вручную.
В начале 1930-х гг. д. Саурск попала под политику сплошной коллективизации и стала колхозом «Молодой большевик». Скот, инвентарь вошли в собственность колхоза, а люди были вынуждены трудиться на колхозных землях за трудодни, сдавать государству продовольственные налоги. С неохотой сауряне шли в колхоз, но выхода не было. Со временем колхозу выделили технику – трактора, комбайны.
В годы Великой Отечественной войны мужчин призвали в армию. В Саурске остались только старики, женщины и дети. Женщинам приходилось управлять тяжелой техникой, пахать и сеять, ухаживать за крупнорогатым скотом. После окончания войны Саурск стал отделением совхоза «Екатеринославский».
В 1950-1970-е гг. деревня славилась своей молоко-товарной фермой, с 1967 г. ставшей передовой в Шербакульском районе. Труд на ней был ручной, тяжелый. Доярки ухаживали за коровами – кормили, убирали навоз, доили. По надоям молока ферма неоднократно была победителем социалистического соревнования в Омской области, а несколько доярок числились орденоносцами – были награждены орденами Трудового Красного Знамени, Ленина. В их числе Валентина Яковлевна Кашицина.
В 1970-е гг. деревня продолжала развиваться. Однако, начиная с 1960-х гг., в нашем государстве изменился политический курс в области сельского хозяйства. Мелкие населенные пункты с количеством проживавших менее 1000 признавались неперспективными. В них закрывались производства, школы, магазины, прекращалось транспортное сообщение. Людям предлагалось переселяться в соседние, более крупные совхозы. Такая участь постигла и д. Саурск. В 1977 г. была закрыта молочно-товарная ферма, приносившая тогда 4000 л молока в год, школа. Начался постепенный разъезд деревни. Не все сауряне предпочли Екатеринославку – многие и вовсе покинули Шербакульский район.
Вот так вынужденно была ликвидирована д. Саурск, одна из 57 только в Шербакульском районе. Радостно, что память о ней продолжает сохраняться – сегодня она увековечена памятным знаком и православной часовней.
Моя гипотеза, выдвинутая в начала исследования, подтвердилась частично. Действительно, кто-то из саурян переехал в другие, более крупные поселения Шербакульского района, в частности, совхоз «Екатеринославский». Но переезд был вынужденной мерой. Из-за закрытия молоко-товарной фермы и признания Саурска «неперспективным», деревня по сути прекратила свое существование, стала менее выгодной для жизни в социально-экономическом и культурном отношении. Это и привело к ее упадку и полному исчезновению.
Список литературы
Вибе П. П., Михеев А. П., Пугачева Н. М. Омский историко-краеведческий словарь. – М.: Отечество, 1994. – 320 с.
Гильденбранд И. Хороша была деревня / Наша газета. - № 40 (9889) – 3 августа 2012 г. – С. 4-5.
Евсеев Л. С. Быль о сибирском селе. – Омск: Омскбланкиздат, 2007.
Евсеев Л. С. Лыхенко. Знакомый и… незнакомый. Очерки о характере человека. – Омск: Омскбланкиздат, 2009. – 336 с.
История России. От 1917 г. до наших дней: энциклопедия. – М., 2010. – 512 с.
Колесников А. Д. Шербакулю – 100 лет. Очерки истории. – Омск: редакция газеты «Омский вестник», 1993. – 216 с.
Энциклопедия Омской области. – Том 1. – Омск: Ом. кн. изд-во, 2010. – 591 с.
Список источников:
Материалы интервью с Кашициной В. Я., Дияновой В. Е., Дияновым С. К. // Семейный архив автора. – 4 с.
Личные записи бывшего саурянина Диянова К. И. // Семейный архив автора. – 13 с.
Приложение 1. Карта д. Саурск 1950-1970-е гг., составленная прадедушкой Дияновым К. И.
Приложение 2. Фотографии мест д. Саурск сегодня.
Фото 1. Соленый лес. В нем располагалась школа-клуб. |
Фото 2. Напротив Соленого леса с братом и сестрой. |
Фото 3. Молочно-товарная ферма. |
Фото 4. Молочно-товарная ферма. Вид изнутри. |
Фото 5. Памятный знак. Установлен в 2012 г. |
Фото 6. Имитация колодца. Установлен рядом с памятным знаком в месте расположения пресного колодца. |
Фото 7. Православная часовня во имя Божьей матери, Девы Марии. Установлена в 2020 г. Построена на пожертвования жителей с. Екатериновлавка, бывших жителей д. Саурск. |
Фото 8. Памятный крест возле кладбища. |
Фото 9. Могила прапрадеда Диянова Ивана Анисимовича на кладбище в бывшей д. Саурск. |
Фото 10. Остатки деревянного пола на дома в д. Саурск. |
Фото 11. Напротив ямы, где делали саман в Школьном колке. |
Фото 12. Находки, сделанные в д. Саурск: гвозди, болт. Фрагмент посулы, вилка, подошва, детали. |
Фото 13. С Кашициной Валентиной Яковлевной, дояркой-орденоносцем. |