Педагогическая династия Абрамовых

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Педагогическая династия Абрамовых

Журавлёва А.Н. 1
1МОУ СОШ № 1 г. Талдома
Маруфи Д.В. 1
1МОУ СОШ №1 г. Талдома
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Династия - гордое слово,

Сплелись поколения в нём.

Мы славу труда наших предков

Достойно сквозь годы несём.

Ирина Веренчик

Трудно перечесть все профессии, существующие на Земле. Но, наверное, не найдётся на нашей огромной планете такого человека, который не был бы знаком с учительской профессией. Сложная, ответственная, но, пожалуй, самая необходимая. Учитель – кладезь знаний и мудрости, которые необходимо передать подрастающему поколению. И пусть нелёгок учительский труд, но не редеют ряды лучших преподавателей своего Отечества. О призвании к педагогическому труду, любви к детям свидетельствуют многочисленные учительские династии. Одной из них посвящена моя работа.

Тема работы «Во славу единого дела они на Земле родились (педагогическая династия семьи Абрамовых)» выбрана неслучайно. Собирая материалы по истории школы, от одного из учителей-ветеранов, я узнала, что в нашей школе работали представители педагогической династии. Заинтересовавшись, решила собрать и систематизировать информацию для школьного музея как по истории школы, так и к 75-летию победы в Великой отечественной войне.

Работа рассказывает о династии педагогов, которые через всю жизнь пронесли доброту сердец и свет образования детям. Они любили свою работу и воспитывали любовь к учительской профессии в своих детях - ведь только так можно продолжить династию.

Каждый представитель данной династии по-своему уникальный человек, творческий и талантливый учитель. И для них самая лучшая награда – любовь и признание учеников.

Актуальность  работы обусловлена тем, что сегодня, когда мир стремительно меняется и развивается, именно учитель способен донести до учеников самые важные человеческие истины, а педагогические династии-  один из источников сохранения отечественных традиций служения своей профессии

Кроме того, данная работа - это способ выразить огромную искреннюю благодарность не просто отдельным людям, а целой семье, посвятившей жизнь воспитанию, образованию, педагогике, науке и просвещению. Рассказ о педагогической династии - лишний повод задуматься о том, что Учитель - это больше, чем просто профессия, это великая миссия, вечная и гуманистическая!

Цель работы: изучить историю династии педагогов, которая берет свое начало с 1942 года и её представители и сегодня отдают свои сердца детям.

Задачи:

  • собрать материал, отражающий историю педагогической династии Абрамовых;

  • изучить факты и события по документам семейного архива, материалам школьного музея, воспоминаниям очевидцев;

  • собрать биографические сведения и систематизировать собранную информацию в схему родственных и семейных связей.

Методы исследования: подбор и поиск необходимого материала; беседы с родственниками, учителями-ветеранами школы; ознакомление с публикациями в СМИ, материалами школьного краеведческого музея; интервью; анализ собранного материала; подведение результатов.

Научно-практическая значимость: работа «Педагогическая династия семьи Абрамовых» имеет практическую значимость: позволяет обобщить материалы, имеющие непреходящее воспитательное значение, сохранить сведения об учительской династии, чьи представители живут и работают в нашем посёлке.

Материалы нашего исследования можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1942 по 2019 год.

Работая над темой, я изучила документы архива семьи Абрамовых, беседовал с родственниками, учителями – ветеранами, выпускниками школы, ознакомился с публикациями в СМИ, с материалами школьного музея.

2. Основная часть

2.1. Родоначальники династии.

Первые представители педагогической династии - Абрамов Николай Сергеевич и Абрамова (до замужества Ушкова) Мария Захаровна.

Николай Сергеевич (12.12.1922–30.01.1986) родился 12 декабря 1922 года в деревне Горки Калязинского района Тверской области в семье железнодорожного рабочего.

В 1940 году окончил школу и переехал к брату в Москву. Работал на заводе № 22 учеником токаря, а по вечерам занимался парашютным спортом в аэроклубе. Здесь его и застала война. Мог ли тогда 18-тилетний парнишка представить, что придётся пережить ему в ближайшие четыре года.

Как пригодились ему заводские и спортивные навыки на войне, когда 16 июля 1941 года после окончания спецшколы, где обучали подрывному делу, Николай Сергеевич в составе отдельного диверсионного отряда «Мститель» был заброшен в тыл врага - в Белоруссию и вскоре назначен комиссаром отряда, целью которого была организация партизанского движения на территории Белоруссии. Партизаны пускали под откос немецкие эшелоны с боевой техникой, уничтожали фашистов, передавали важные сведения, полученные от местных жителей. Не раз им приходилось оказываться в кольце врага.

Николаю Сергеевичу удалось выжить в этом аду, хотя был ранен 4 раза. Однажды в разведке партизаны попали в засаду, спастись удалось только Николаю Сергеевичу. Когда он вернулся в отряд, то обнаружил на шапке и полушубке 12 пробоин, но пули каким-то чудом прошли вскользь, даже не оставив царапин. С тех пор в отряде за ним закрепилось прозвище «счастливчик». В ноябре 1942 года Николай Сергеевич прибыл в Москву с отчётом о боевых действиях отряда и был приглашён в Кремль, где народный староста М.И. Калинин вручил 20-летнему комиссару отряда орден «Боевого Красного знамени».

В партизанском отряде вместе с Николаем Сергеевичем воевал Всеволод Саблин, ставший впоследствии писателем. В своей книге «Партизаны Минщины. Болотная быль» он описал, как группа партизан, в том числе и Николай Абрамов, во время блокады, не имея возможности вырваться из кольца противника, отсиживались в Вороничском болоте.

3 июля 1944 года Минск был освобождён, и на этом закончилась военная жизнь партизана Абрамова. Вместе с боевыми друзьями он восстанавливал мирную жизнь в Минске, был назначен зав. военно-фронтовым отделом Белорусского государственного музея истории Отечественной войны. Родина высоко оценила его боевые заслуги: награждён орденом «Великой Отечественной войны 1степени» и 6-ю медалями, в том числе «Партизан Великой Отечественной войны».

На родину он вернулся в 1946 году и поступил в Орехово-Зуевский пединститут, который окончил в 1949 году по специальности «учитель истории», был направлен по распределению в семилетнюю школу д. Борцово Талдомского района и сразу назначен её директором. От этой должности он пытался отказаться, но в РОНО пристыдили: «Неужели комиссар не справится с директорством»? Так и стал Николай Сергеевич в 26 лет директором сельской школы. 15 лет, отданных Борцовской школе, он считал лучшими в своей жизни, хотя, конечно, трудностей хватало. После войны тяжело жилось в деревне, многие дети осиротели, поэтому молодому педагогу нужно было быть особенно терпеливым и внимательным к своим учащимся, которые были лишены отцовского тепла. К тому же он был единственным мужчиной в женском коллективе и решение многих проблем взваливал на свои плечи. Николай Сергеевич был очень уважаемым человеком. Многие обращались к нему за советом. Никому и никогда он не отказал ни в чем, так же как и его жена, которая преподавала в школе географию и была завучем по учебной части. Они поженились в 1950 году, воспитывали троих детей.

В 1965 году после закрытия Борцовской школы был назначен инспектором школ Талдомского РОНО, где проработал 14 лет до 1979 года. В это же время преподавал историю в вечерней школе г. Талдома.

Последние 4 года своей педагогической деятельности Николай Сергеевич отдал Квашонковской восьмилетней школе, где преподавал историю и был завучем по учебной части. За 33 года работы запомнился всем душевной теплотой, великолепным знанием своего предмета. Его ученики, ставшие уже взрослыми, пожилыми людьми, до сих пор с уважением и теплотой вспоминают своего учителя.

К сожалению, Николай Сергеевич не работал в нашей школе, но он был её частым гостем, сотрудничал со школьным музеем боевой славы, передавал свой богатый жизненный опыт подрастающему поколению. За большую работу по патриотическому воспитанию неоднократно был награждён грамотами Мособлоно и РК партии.

Совет ветеранов п. Северный и школьный музей к 75-летию победы собирают информацию о жителях посёлка - участниках Великой отечественной войны для создания Книги памяти, и первая страница в ней будет посвящена Абрамову Николаю Сергеевичу.

Абрамова Мария Захаровна родилась 13.06.1922года в д. Борцово в крестьянской семье. После окончания Запрудненской средней школы в 1940 году поступила в Тимирязевскую академию, мечтая стать агрономом, выращивать хлеб на родной земле. Но война круто изменила её судьбу. Мария Захаровна не принимала участия в боевых действиях, но она сражалась на трудовом фронте. Летом 1941 года студенты были направлены под Смоленск, где рыли противотанковые окопы. А осенью, вернувшись в Москву, охраняли один из заводов. Враг всё ближе подходил к столице, и Тимирязевскую академию, как и другие учебные заведения, эвакуировали в Казахстан. Мария Захаровна решила вернуться в родную деревню. Учителей в школе не хватало, и ей предложили попробовать себя на педагогическом поприще. Так и стала Мария Захаровна учителем Дутшевской начальной школы. Мария Захаровна вспоминала, что было не просто: школа деревянная, топили печку, не хватало учебников, не было ни бумаги, ни чернил. Зимой раскапывали под снегом траву, настаивали её и писали чернилами светло-зелёного цвета.

Есть профессии, которые люди выбирают для себя, а есть профессии, которые выбирают людей. И тогда мы произносим доброе старое слово «призвание». Так произошло и с Марией Захаровной: изначально она выбрала профессию агронома, но поработав учителем, окончательно определилась в профессии и поняла, что школа и ученики – главное в жизни, что ей нравится этот труд, нелегкий, с бессонными ночами и интересными событиями. О таком повороте судьбы потом не жалела никогда. После окончания войны поступила в Загорский Государственный Учительский институт на естественно-географическое отделение. Время было тяжёлое, родители не могли помочь ей материально, но она твёрдо решила получить высшее педагогическое образование: летом собирала ягоды, продавала их на рынке, а деньги откладывала на учёбу. В 1947 году после окончания института была назначена в Борцовскую школу Талдомского района учителем географии и завучем по учебной части. Но пришлось ей учить детей и химии, и биологии, и даже иностранному языку.

С 1965 года в связи с переводом мужа на другую должность, начала преподавать географию в Северной средней школе, в которой проработала 21 год. Мария Захаровна вспоминала, что классы в то время были большие, по 45 человек, но работать было нетрудно, т. к. дети относились к учителям с уважением. Она была невысокого роста, хрупкая, говорила очень тихо, но слышали её в классе все.

Учителя-ветераны школы вспоминают о её исключительной добросовестности, любознательности. Каждый день она открывала для себя что-то новое и делилась этими знаниями с коллегами и учениками. На её уроках всегда было интересно, даже самый сложный материал она умела объяснить так, что все становилось понятным

А в памяти учеников она осталась мудрой, доброй и справедливой.

У неё был уникальный талант воспитывать: без нотаций и поучений, к каждому ученику находила Мария Захаровна свой подход. И ценила она учеников не за отличные отметки, а за таланты, данные каждому, и старалась эти таланты поддержать и развить.

Мария Захаровна привила любовь к профессии учителя не только своим детям, но и ученикам, многие из которых связали свою судьбу с педагогической деятельностью и вернулись в родную школу. Это и И.П. Хохлов, учитель физкультуры, и Солнцева Г.А., учитель физики, и Киселёва О.А., учитель изо, и Митрофанова Л.Р., прошедшая путь от пионервожатой до завуча нашей школы, и многие другие.

За 44 года педагогической деятельности Мария Захаровна неоднократно отмечена Благодарственными письмами и Почётными грамотами управления образования. В 1954 году награждена медалью «За трудовое отличие», а в 1992 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В школьном музее хранится письмо выпускников, которые выражают ей свою благодарность: «Мы очень любили ваши уроки, любили мысленно путешествовать по земному шару вместе с Вами, любили Ваши рассуждения о жизни, о людях. Вы учили нас любить свою страну, свою родину, любить всё живое. Мы всегда будем вас вспоминать». Эти слова – высшая оценка её труда.

2.2. Второе поколение династии.

Николай Сергеевич и Мария Захаровна воспитали троих детей: двух сыновей и дочь. Когда близкие тебе люди посвятили себя учительской профессии, ты поневоле осознаёшь её важность, во всём стараешься подражать, впитываешь их мастерство. Сын, Владимир Николаевич, и дочь, Надежда Николаевна, продолжили дело родителей и стали педагогами. Хотя Владимир Николаевич сначала не предполагал связать свою жизнь с преподаванием: после школы поступил в МГГРИ на экономический факультет, закончил аспирантуру, и вот тут-то и проснулась в нём педагогическая жилка, и решил передать полученные знания студентам, навсегда связав свою судьбу с родным экономическим факультетом, деканом которого был много лет. За 45 лет работы он подготовил немало квалифицированных специалистов. Выйдя на пенсию, он продолжает трудиться на факультете «Производственного и финансового менеджмента».

А вот дочь Надежда (в замужестве Димидова) с детства знала, какую профессию выберет. Когда ей задавали вопрос, кем же она хочет быть, неизменно отвечала: буду учителем, как мои родители. Успешно закончила в 1975 году МОПИ имени Н.К. Крупской по специальности «химия и биология», но путь к родной Северной школе, ученицей которой была, оказался не близким. Сначала по распределению работала в Кемеровской области в Ново- Покровской школе Тяжинского района учителем химии. В 1978 году вернулась на родину и в течении 9 лет преподавала химию и была завучем по воспитательной работе в Ермолинской школе.

С 1987 года жизньсвязала Надежду Николаевну с Северной средней школой. На сегодняшний день её педагогический стаж составляет 44 года, из них-32 отданы родной школе. За эти годы Надежда Николаевна побывала во всех ипостасях: и учитель, и классный руководитель, и завуч по учебно-воспитательной работе, а с 2006 по 2017 годы – директор.Это очень жизнерадостный человек, любящий детей, отдающий им всю свою душу Мудрый талантливый учитель, влюблённый в свою профессию. Переживая душой за любимое дело, она даже болеть себе не позволяла.

Будучи директором, она успешно работала не только с детьми, но и с родителями, создавала условия для творческой работы учителей и учеников. И это сотрудничество давало замечательные результаты как в обучении, так в воспитании. Сейчас Надежда Николаевна работает учителем химии и по-прежнему она и для учеников, и для своих коллег – эталон настоящего педагога.

За добросовестный труд, профессиональное мастерство, творчество педагог отмечена Благодарственными письмами и Почётными грамотами различного уровня, награждена значком «Отличник народного просвещения». Главная же её награда – уважение учеников и их родителей.

3.Заключение

В ходе проведённого исследования мне удалось достичь поставленной цели: собран уникальный материал, раскрывающий историю педагогической династии,общий педагогический стаж которой на сегодняшний день составляет 166 лет.

Династия этой семьи – люди большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств. Из поколения в поколение как эстафету передают гордое знамя учительской профессии. Они преподают разные предметы, но их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая требовательность к себе и желание отдавать сердце детям. Мы надеемся, что эта педагогическая династия не прервётся, а продолжится в последующих поколениях этой славной учительской семьи.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что мы собрали сведения об учительской династии, чьи представители живут и работают в нашем посёлке и предоставили материал школьному краеведческому музею.

Работа в данном направлении будет продолжена.

Николай Сергеевич составил родословную семьи Ушковых, из которой мы узнали, что у Марии Захаровны было 4 брата, трое из них связали свою жизнь с образованием. Ушков Михаил Захарович, учитель истории, был директором Павловической школы, Ушков Фёдор Захарович, филолог по образованию, возглавлял Великодворскую школу, Ушков Сергей Захарович преподавал литературу в Пензенском пединституте. Их дети пошли по стопам родителей. Сын Фёдора Захаровича, Ушков Владимир Фёдорович, работал учителем физики, дочь - Муравьёва Лидия Фёдоровна - учителем русского языка и литературы в школе Николо-Кропоток. Дочь Сергея Захаровича, Людмила Сергеевна, - учитель математики в одной из московских школ, а внучка Вера - учитель биологии.

В дальнейшем мы хотим собрать полную информацию о славной педагогической династии Абрамовых – Ушковых, многие представители которой жили и трудились в Талдомском районе, а значит, творили его историю.

Список использованной литературы

  1. Н.С. Абрамов «Из отряда «Мститель», газета «Заря», 20.02.1988г.

  2. О. Виноградова «Партизанил в лесах Белоруссии», газета «Заря», 11.10.2009 г.

  3. Л.А. Соболева «Прикрыли сердцем Родину свою», изд. «ГП Кимрская типография», 2000 г.

  4. Документы и фотографии из архива семьи Абрамовых.

  5. Документы и фотографии из архива музея Северной СОШ.

  6. Приложение 1

  7. Абрамов Н.С. 2. На приеме в Кремле

3.Партизанский отряд «Мститель»

  1. Удостоверение к ордену «Красное знамя»

6. Удостоверение к ордену «Отечественной войны»

  1. Временное удостоверение к медали

«Партизану отечественной войны»

  1. Директор Борцовской школы.

  1. В избе – читальне.

  1. Выступление на митинге . 9 мая .

  1. В школьном музее боевой славы.

  1. Абрамова М.З.

  1. Учитель географии Борцовской школы.

  1. Студентка ЗГУИ

  1. Учитель географии в Северной средней школе

  1. Удостоверение к медали

17.Удостоверение к медали

  1. Абрамов В.Н. 19. Димидова Н.Н.

  1. Директор Северной средней школы.

  1. Учитель химии.

  1. Награждение главой района Юдиным В.Ю.

23. Почетная грамота Министерства образования М.О.

24. Почетная грамота Департамента М.О. по образованию

25. Родословная семьи Ушковых.

Приложение 2

Просмотров работы: 68