Осетинский национальный костюм

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Осетинский национальный костюм

Гогичова А.С. 1
1МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Касабиева М.Ю. 1
1МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы исследования: вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал многих. Народный костюм вдохновляет на создание высокохудожественных произведений искусства многих художников - текстильщиков, керамистов, ювелиров, дизайнеров одежды и др. Мы не должны оставаться равнодушными к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры.

Цель работы: расширить свой кругозор при изучении истории осетинского народного костюма, исследовать его элементы, понять какие орнаменты использовались для украшения.

Задачи: собрать материал об осетинской национальной одежде; выяснить, какие материалы, цвет, орнамент применяли для изготовления костюма; поделиться с одноклассниками полученными знаниями.

Методы исследования: анкетирование одноклассников; изучение литературы по теме; анализ идей и материалов для выполнения исследования; практический.

Глава I. Из истории осетинского национального костюма

Национальная одежда моего народа имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. Женский костюм богато украшался вышивкой, бисером, орнаментальным рисунком. На свадебном женском наряде изображались символы плодородия. Такой декор делает наряд тяжелым и одновременно роскошным. Наряд скрывает от посторонних взглядов молодую девушку, включая руки и шею. Головной убор невесты, украшенный золотыми и серебряными нитями, обрамлённый фатой, играет немаловажную роль. Этот аксессуар – объект выкупа во время осетинской свадьбы. В древности считалось плохой приметой, если шапочка попадет в руки чужого человека.

Одежда - одна из самых выразительных характеристик развития материальной культуры народа. Она гибко реагирует на историко-экономические условия жизни, отражает стиль каждой эпохи и мировоззрение своего владельца, его жизненный уклад, достаток, эстетические взгляды. Национальный костюм каждого народа не является чем-то неизменным. Он развивается с учетом климата, географии и общественно-экономических условий. Современный осетинский национальный костюм, хоть и берет свои истоки в глубине веков, но не претерпел резких перемен в своих основных формах. Однако, если раньше национальное осетинское одеяние от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях (домотканое полотно женщины изначально окрашивали в нужные цвета и оттенки), то сегодня для изготовления костюма в качестве основного материала используется фабричное полотно. Влияние на различные видоизменения оказывают фабричное производство, мода, новые технологии, ткани и аксессуары.

Установлено, что одежда различалась по назначению, то есть была повседневной, праздничной, обрядовой. По элементам и украшениям костюма можно судить о социальной принадлежности, возрасте, семейном положении. В прошлом одежда представляла собой большую ценность. Ее не выбрасывали, а очень берегли, перешивали и донашивали до полной ветхости. Праздничные наряды переходил от родителей к детям. Они очень ценились, так как украшались особым способом и на их изготовление уходило больше времени и труда. Например, женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и растительным орнаментом, а на свадебное платье наносился символ плодородия. Нагрудные застежки - символ древа жизни - и серебряный пояс, который считался оберегом, символом счастья передавали из поколения в поколение.

В повседневной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью. На одежду, как и на многие другие составные части материальной культуры, оказывали влияние социальные и материальные различия. В обеспеченных домах вещи шили из купленных тканей, дорогостоящего шёлка, бархата и прочего. Осетинки ходили с украшениями из драгоценных металлов, которые были недоступны обычной женщине. Мужчины украшали края черкески и оружие серебром и золотом (Рис.1).

С малых лет осетины одевали своих детей в национальный костюм. Даже для ребенка надеть черкеску означало нести в себе идею мужества и смелости. Через одежду закладывалось чувство ответственности и мужской взгляд на жизнь. Кроме этого развивался эстетический вкус.

Осетинский мужской костюм, сформированный к концу 19 века считается воинским. Российская царская армия полностью его переняла для вооружения казачества. Высшее знатное сословие того времени носило черкески, а российский император Николай II носил черкеску именно осетинского покроя.

Историю возникновения черкески связывают с монгольским периодом. Первое упоминание об осетинской черкески можно найти в18 веке у путешественника Штедера1.

Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений.

1.1.Женский традиционный костюм.

 Современные осетинские дизайнеры стараются украсить свои модели традиционным орнаментом. Совсем недавно, на праздновании так любимого нашим народом Дня Хетага очень многие мужчины и женщины пришли в одежде с национальной вышивкой. Я думаю, что осетинский орнамент скоро станет очень популярным.

На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда. Женский осетинский национальный наряд включает в себя: легкую сорочку; корсет или специальный декоративный нагрудник; платье в пол, пошитое из светлой струящейся ткани; велюровое или бархатное платье-халат без застежек, которое фиксируется при помощи ремня или пояса; платок; шапочку, которую именуют «худ»; специальную мягкую обувь – «чувяки»2.

На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек. По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья. Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками. Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.

Сегодня осетинский национальный костюм сохранился в основном как праздничный или свадебный. Хочу обратить внимание на свадебный костюм. Он часто шился мастерами с использованием шелковых тканей светлых цветов: белого, серого, жёлтого, голубого. Спустя время некие части свадебного платья потеряли свою символическую значимость, однако светлые тона наряда на свадьбе остаются неотъемлемым правилом (Рис.2).

В покрое осетинского свадебного костюма отразилось представление древнего человека о структуре мира. Она состояла из трех зон: верх, середина, низ. В наряде это шапочка, ворот и пояс.

В начале XIX века головные уборы в Осетии были довольно разнообразными как со стороны материалов, так и по форме. Шапочка невесты украшалась растительностью змеевидной формы, нередко вышивались головы павлинов.

Интересен и тот факт, что женский осетинский платок тоже может о многом нам поведать. Невесомый кружевной головной убор по-осетински называется цыллае каелмаерзаен. Он сплетен филейной, или сетчатой, вязкой и расшит национальными орнаментами, которые имели особое, магическое значение. Украшается платок растительным орнаментом - символом жизни. Но главный женский символ осетинок - это змееногая крылатая богиня Апи. Она символизирует единство трех сфер: воды, земли и неба. Образ пришел из скифского эпоса. Фигура Апи представлена в виде треугольника или ромба, соединенного с растительным узором - бутоном или листьями. Образ богини часто стилизован в виде полукруга, распустившегося цветка: лепестки и листья обязательно устремлены вверх, к небу, а стебель цветка расшит треугольниками или ромбами, он завершает образ змееногой покровительницы. Целиком фигуру Апи можно рассмотреть на праздничной одежде осетинок (Рис.3). Так, вышитые на платье ромбы означают плодородие, ассоциируются с деторождением, стабильностью и богатством; квадраты означают четыре части света и четыре времени года; треугольники символизируют священное для осетин число три. Комбинации разных фигур - это магический оберег, который защищает от нечистой силы, привлекает удачу, оберегает и обеспечивает владелице стабильность в жизни (Рис.4).

1.2.Мужской традиционный костюм.

Ключевыми элементами мужского одеяния считаются: рубаха, черкеска, шаровары, бешмет, ноговицы, папаха, башлык, бурка, кинжал и узкий рон – пояс (Рис. 5).

В одежде доминировал бордовый цвет с золотой вышивкой на поверхности. Зимой в качестве верхней одежды выступала бурка-плащ без рукавов чёрного, бурого или же белого цвета, который делают из войлока.

Главной составляющей комплекса мужского костюма была рубаха — хæдон. По материалам осетинских позднесредневековых склепов известно, что рубаха была туникообразного покроя, с узким воротником-стойкой, глубоким вырезом на груди, скреплявшимся шнурками3 Рубаха, шившаяся из холста или домотканого сукна, одевалась под бешмет. Длина ее была чуть ниже пояса, рукав — вшивной, длинный, книзу сильно зауживался. Короткие рукава на рубахах встречались редко. С боков рубаха иногда имела разрезы по шву. Цвет ее был однотонный, чаще всего белый.

Черкеску, которую носили мужчины, производили из сукна многих цветов: белый, бурый, чёрный, серый, красный. Черкеску было принято до пояса застегивать на нитяные петлички, чтобы она плотно облегала фигуру, а от талии вниз ткань, обшитая по краям тесьмой, свободно спадала. Газыри – баерцытае являются необходимой деталью в черкеске. Если раньше в них хранился порох, то сегодня это элемент декора. Еще одним предметом костюма был узкий пояс, украшенный декоративными бляшками и язычками, который носили еще аланы. Праздничный пояс с металлическим, обычно серебряным, набором украшался накладными фигурными бляшками с чернью, гравировкой, иногда позолотой по серебру. Бляшки могли быть и железными с насечкой оловом, латунью или золотом. На поясе делали подвески-ремешки с металлическими наконечниками и бляшками, которые заказывали у мастеров-ювелиров или покупали у них готовыми. В начале XX в. некоторые предметы на поясах заменялись их имитацией.

В наше время в качестве аксессуара к черкеске выступает кинжал, расположенный справа на поясе. Но в прошлые века оружие было неотделимой частью костюма. Так на поясе слева осетины носили кинжал, а справа прикрепляли сафьяновый мешочек для пистолета. Через правое плечо или вокруг пояса обычно обвязывали тонкий ремешок, на котором висела шашка. Кроме кинжала мужчины носили с собой также небольшой нож для повседневных нужд. У осетин всегда было особое отношение к оружию, ведь оно является древнейшим предметом их материальной культуры, поэтому к нему всегда очень бережно относились – не использовали без крайней необходимости и передавали друг другу только в разряженном состоянии или дулом вниз.

Немаловажной частью традиционного осетинского костюма считается бурка. Она представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. Эту вещь жители Осетии очень любили и могли носить её круглый год. Такая вещь закрывала народ от снега, дождя, холода, а пастухи использовали её как подстилку для сна. Кроме того, бурка считалась составной частью облачения воина-кочевника и была важнейшей составляющей одежды осетинских прародителей – скифов-сарматов и аланов, которые и занесли её на Кавказ (Рис. 6).

Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена. Эта деталь одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным. Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона.

Главным аксессуаром мужского костюма была шапка – без шапки осетин не мог выйти из дома, и с этим связано много народных пословиц и поговорок. Традиционно осетины носили папаху – высокую шапку из овчины, а летом - легкие широкополые шляпы из войлока. Традиция горского этикета требовала обязательного ношения головного убора всеми взрослыми полноправными членами общины независимо от их пола. Шапка в глазах осетина - символ мужества, силы, отваги и превосходства над женщиной, а потому она должна быть на голове неприкосновенной. Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора4

Особой популярностью пользовался башлык, чьим прообразом был скифский головной убор. Башлык представлял собой капюшон с довольно длинными закругленными лопастями. Его шили из сложенного вдвое куска материи, сзади делали шов. Башлыки носили поверх шапки, в накидку, обматывали вокруг шеи, на плечах, на шнурке, со спущенным капюшоном и лопастями назад. Старики часто носили башлык на плечах, скрестив концы на груди и заткнув за пояс.

Будничные башлыки шили из домашнего сукна, иногда довольно грубой работы. Праздничные башлыки шили из белого, черного, серого или окрашенного в красный цвет домашнего сукна тонкой работы. Для торжественных случаев башлык богато украшали. Ценились башлыки из козьего пуха и верблюжьей шерсти. Их шили также из тонкого фабричного сукна разных расцветок. Башлыки украшали галунами, шелковой или шерстяной тесьмой, золотым шитьем, басонными пуговками. В конце XIX — начале XX в. башлык вместе с буркой и папахой входил в обязательный комплекс дорожной одежды всадника.

К древним элементам осетинского национального костюма также принадлежит шуба - каерц. Её носили в зимнее время в качестве верхней одежды. Она была прямой или слегка приталенной, неотрезной, распашной, с длинными рукавами. По борту шуба обшивалась полоской овчины. Такую шубу надевали прямо на бешмет и носили без пояса.

С начала XX в. она стала заменяться шубой, похожей на русский полушубок. Отрезная по талии и на боках присборенная, она закрывала грудь, а застежка была от шеи до пояса.

Интересно, что обувь мужчин мало отличалась от женской. Обувь - дзабыртае у жителей Осетии различалась как материалом, так и назначением. Чтобы сделать качественную обувь, за основу брали кожу лошадей и крупного рогатого скота. Сыромятная обувь была представлена тремя типами. К первому типу относится наиболее распространенная в горах обувь со сплетенной из ремней подошвой — æрчъи. Эта обувь была наиболее удобной при ходьбе в горах, поскольку ременной переплет обуви препятствовал скольжению. Ее носили охотники, пастухи, косцы на горных склонах. Такую обувь находили в наземных склепах Даргавса5.

Второй тип сыромятной обуви — чувяки, сшитые из одного куска шкуры крупного рогатого скота — æрчъиаг дзабыртæ, которые горцы (мужчины и женщины) носили в зимнее время с ноговицами. Высота такой обуви доходила до щиколоток, напоминая боты (Рис. 7.).

Третий тип обуви делали в виде чувяк из цельного куска кожи, скреплявшегося у щиколотки — къогъодзи. Носили такую обувь в основном мужчины. По всем краям кожи в форме вытянутой трапеции прорезали дырочки, через которые продевали веревочку или ремешок, собиравший кожу вокруг ноги и закреплявшийся у щиколотки. Славянским народам подобная обувь была известна под названием постолы, поршни.

Праздничная обувь шилась из цельного куска мягкого черного сафьяна в виде чувяк, в которых шов проходил по подошве и заднику -хæдбын дзабыртæ. Носок обуви был цельный и закрывал весь подъем. Шили эту обувь женщины выворотным швом. Носили ее и мужчины, и женщины поверх кожаных ноговиц или на босу ногу. Сафьяновая обувь была красива, удобна для верховой езды, однако при ходьбе она быстро изнашивалась. Обувь украшали национальным орнаментом, вышитым золотой или серебряной нитью, галунами, иногда аппликациями из кожи, в которых преобладал геометрический орнамент6.

Среди бедноты наиболее распространены были чувяки из сукна -фæсмын дзабыртæ или ткани хæцъил дзабыртæ, и суконные полусапожки -уæлфадджын дзабыртæ

Итак, национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим.

Глава II. Мое видение костюма

Рассмотрев основные части осетинской национальной одежды, мы убедились в том, что нельзя перечесть ее богатства красоты и значимости. Национальный осетинский костюм обладает уникальным духовным наследием, так как в нем отражается быт, культура и традиции народа. Современный осетинский национальный наряд сохранился лишь в качестве праздничного костюма. Осетины по-настоящему гордятся собственной национальной одеждой. Традиционный наряд осетин, невзирая на свою насыщенную, красочную расцветку, является в достаточной мере сдержанным по фасону и крою, прежде всего оттого, что осетины не допускают даже самые незначительные проявления вульгарности и непристойности в одежде.

В будущем я планирую, стать художником – модельером, хочу использовать в создаваемой мною одежде, элементы осетинского национального костюма. В данной работе хочу представить эскизы своих будущих нарядов (Рис. 8).

В результате проделанной работы мной были придуманы разные костюмы, которые можно носить в повседневной жизни. Предоставляю вашему вниманию четыре костюма: два женских платья, мужской и детский костюмы (Рис. 9, 10, 11).

Заключение

Выявление знаний учеников 9 «В» класса школы №25 г.Владикавказ об основных элементах национальной осетинской одежды.

Всего в классе 24 обучающихся. В процессе исследования было опрошено 24 человека. Анкета состояла из 10 вопросов. Обработав полученные сведения, мы выяснили, что:

75% - (18 человек) опрошенных детей не справились с заданием.

25% - (6 человек) правильно ответили на все вопросы анкеты.

Как видно по результатам проведенного опроса, дети плохо знают основные элементы национального осетинского костюма. Особую сложность вызвал седьмой вопрос. Правильно ответить на него смогли только 9 человек. Однако, на 8,9,10 вопросы все респонденты однозначно ответили «да». Многие хотели бы носить национальный костюм не только на праздники, но и использовать отдельные его элементы в повседневной одежде.

В заключение стоит отметить, что у народа Осетии очень интересный и красивый костюм. Осетины почитают и придерживаются своих обычаев, кроме того, они по-настоящему гордятся собственной национальной одеждой. Ведь она выражала вкус её создателей, их эстетические идеалы. Она представляла собой ценное культурное наследие.

Среди главных особенностей осетинской одежды можно выделить следующие: большое количество вышивки и традиционных осетинских орнаментов, каждый из которых имеет свое значение; ткань, из которой выполняется национальная одежда, используется предпочтительно местного происхождения; особенное значение в осетинской культуре имеет свадебный наряд, который украшается особенным образом. Между мужской и женской верхней одеждой осетин много общего по крою и по способу ношения.

Список использованных источников и литературы.

1. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство «Белый город», 2002 г.

2. Е. Н. Студенецкая Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв., «Наука», Москва, 1989 г.

3. Костюмы народов мира. Издательство «Литур», Екатеринбург, 2004 г.

4. Мисиков. М.А. Этнографические исследования об осетинах. Владикавказ.2011 г. Стр.45

5. Кокиев. Г.А. Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе. 1989г. Стр. 50-60.

6. Абаев. В. И. Этимологический словарь. Т. IV.Стр. 244.

7. Пфаф. Этимологические исследования об осетинах. Стр.136.

8. Калоев Б.А. Осетины в глазах иностранных путешественников. Орджоникидзе.1967 год. Стр. 94.

9. Уарзиати В.С. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Стр.158-159.

10. Калоев Б.А. Осетинские историко- этнографические этюды. М.1999 год. Стр.126.

11. Уарзиати В.С. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Стр. 36.

12. Тменов В.Х. История народов Северного Кавказа. - Орджоникидзе, 1988. С. 99)

13. Берладина К. А. Народная вышивка Северной Осетии // Известия СОНИИ. 1960. Т. XXII. Вып. IV.

Ссылки на материалы интернет-ресурсов:

https://fb.ru/article/349860/osetinskiy-natsionalnyiy-kostyum-mujskoy-i-jenskiy

https://fb.ru/article/274302/ornament-osetinskiy-vidyi-i-znachenie

https://etokavkaz.ru/traditcii/osetinskii-platok-obereg-traditciya-i-nelegkii-trud

Приложение

Рис. 1. Фотография начала 20 века.

Рис. 2. Свадебный костюм.

Рис. 3. Женский символ богини Апи на подвесных рукавах.

Рис. 4. Орнамент, используемый в одежде.

Рис. 5. Элементы мужского костюма.

Рис. 6. Элементы верхней мужской одежды.

Рис. 7. Старинная повседневная обувь

Рис. 8. Эскизы женского костюма.

Рис. 9. Эскизы мужского костюма.

Рис. 10. Эскиз детского костюма для вочки.

Анкета

1.Какие элементы одежды являлись показателем достатка?

2.В какой части черкески горцы хранили запас пороха?

3.Назовите элементы женского костюма.

4.Назовите элементы мужского костюма.

5.Какие осетинские головные уборы ты знаешь?

6.Чем украшали осетинский свадебный наряд?

7.Какие элементы одежды ты можешь назвать на осетинском языке (не менее 5)?

8. Вы купили бы одежду с национальными элементами?

9. Интересна ли вам история национального костюма?

10.Хотел бы ты пополнить свои знания о национальной одежде?

1 Кокиев Г Госиздат СО АССР //Осетины во II половине XVIII века по наблюдениям путешественника Штедера, Орджоникидзе 1940, №4.С.8

2 Электронный ресурс. - https://fb.ru/article/349860/osetinskiy-natsionalnyiy-kostyum-mujskoy-i-jenskiy

3 Тменов В.Х. История народов Северного Кавказа. - Орджоникидзе, 1988. С. 123

4 Мисиков. М.А. Этнографические исследования об осетинах. – Владикавказ, 2011 г. Стр.45

5 Тменов В.Х. История народов Северного Кавказа. - Орджоникидзе, 1988. С. 99)

6 Берладина К. А. Народная вышивка Северной Осетии // Известия СОНИИ. 1960. Т. XXII. Вып. IV.

Просмотров работы: 739