Введение.
Актуализация исследовательской работы.
Я очень люблю музыку и театр и два года занимаюсь в музыкальной школе вокалом. Поэтому часто принимаю участие в фольклорных фестивалях и конкурсах Белгородчины, которые поражают меня своими весёлыми русскими песнями, хороводами, мастер-классами.
Летом я побывала на фестивале деревенской культуры «Губкин-гурт» в Губкинском районе Белгородской области, где с восхищением разглядывала русские костюмы фольклорных артисток и певиц нашего края, которые сохранило нам время.
Желание сделать одежду красивой требовало огромного труда и терпения. Именно здесь проявлялись вкус, дарование и мастерство женщин – крестьянок Белгородчины XIX-XX века, которые не только удивляют, но и знакомят меня и других ребят с обычаями и традициями моих земляков.
Меня заинтересовали вопросы: когда появилась нарядная поясная одежда у девушек Белгородчины, что означают разные цвета и узоры на ней?
Поэтому я решила найти ответы на все эти вопросы в своей исследовательской работе «В каждом посаде в своём наряде».
2. Исследовательская часть.
2.1. Цель, задачи, гипотеза и методы исследования.
Я поставила цель исследования: выяснить отличительные черты и особенности белгородской поясной одежды понёвы.
Задачи исследования:
познакомится с женской поясной одеждой в Белгородском музее народной культуры, в Доме ремёсел г.Старый Оскол, в Доме культуры с.Тростенец Новооскольского района;
проанализировать состав южнорусского понёвного комплекса одежды;
выявить разновидности понёв по покрою, по расцветке; по технике наложения нитей;
установить орнамент и символику белгородской поясной одежды понёвы;
взять интервью у Покровского Василия Викторовича, художественного руководителя фольклорного ансамбля «Истоки» Новооскольского района;
выполнить практическую работу по изготовлению понёвы в Доме ремёсел п.Майский Белгородского района;
сделать выводы.
Гипотеза исследования: белгородскаяпонёва, как старинная одежда, имеет свои отличительные черты, свойственные только этой местности.
Объект исследования: белгородская понёва, как часть русского народного женского костюма Белгородчины.
Методы исследования:
участие в фольклорном фестивале «Губкин-гурт» в Губкинском районе Белгородской области;
экскурсия в Дом ремёсел г.Старый Оскол, в Белгородский музей народной культуры, в Дом культуры с.Тростинец Новооскольского района;
работа с научной литературой;
наблюдение, описание разновидностей понёв и их узоров и расцветок;
практическая работа.
2.2. В Доме ремёсел г.Старый Оскол.
Своё исследование я начала с того, что побывала в городе Старый Оскол в Доме ремёсел. Его директор Никишина Наталья Николаевна объяснила мне, что Белгородчину учёные-этнографы по праву называют «заповедником народного костюма». Именно здесь встречаются три комплекса традиционного женского костюма:
1. С понёвой.
2. С сарафаном.
3. С юбкой.
Причина такого разнообразия костюмов кроется в истории нашего края, когда в ХVI–XVIII веках заселялись белгородские земли. Сюда приезжал «служилый люд» из разных уголков России со своей культурой и традициями.
На разных улицах одного и того же белгородского села можно было встретить совершенно отличные друг от друга наряды.
2.3. Работа со словарями.
В Белгородской государственной научной библиотеке в историко-бытовом словаре Леонида Беловинского я выяснила значение слова «понёва».
Понёва – это элемент крестьянского костюма замужней женщины. Распространён в южных губерниях: Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской, а так же в центральных губерниях: Тульской, Калужской, Московской. Представляет собой кусок ткани домашней работы, обычно шерстяной, обвернутой вокруг талии внахлёст, с разрезом сбоку или спереди.
А вСловаре старорусских словОльга Ковалёва объясняет слово «понёва» так: шерстяная, тканная в полоску женская юбка.
2.4. В Белгородском музее народной культуры.
Знакомство с историей русского народного костюма я продолжила в Белгородском музее народной культуры и с помощью научного сотрудника, хранителя музея, Якубенко Ларисы Валентиновны я выяснила, что вюжнорусскийпонёвный комплекс входили:
богато вышитая рубаха;
клетчатая понёва;
пояс;
передник («запан»);
укороченная рубаха («навершник»);
кичкообразный головной убор («сорока»);
обувь.
Под руководством Ларисы Валентиновны я изучила понёвы из фонда музея народной культуры и выяснила, что понёва – это одежда, которая похожа на юбку, но имеет свои уникальные отличительные черты.
Понёва на Белгородчине изготавливалась из лоскутов ткани, которую делали на специальном станке, ширина которого была около 35 сантиметров. Поэтому чаще всего понёва состояла из трёх кусков (трёхполая).
Надевать юбку нужно было сверху рубахи, обернуть её вокруг бёдер. Специальным шнуром из шерсти – гашником юбка укреплялась.
Длина понёвы была такой же, как у рубахи. Каждый регион регулировал длину понёвы самостоятельно. Иногда на неё надевали фартук или передник.
2.5. Виды и разновидности понёв.
В с.Тростенец Новооскольского района я встретилась с Василием Викторовичем Покровским, художественным руководителем фольклорного ансамбля «Истоки», и с его женой Ольгой Алёхиной, руководителем Дома культуры. Они познакомили меня с разными видами понёв.
Под руководством Василия Викторовича я исследовала и выделила разновидности понёв.
Разновидности понёв по покрою.
Юбка понёва на Белгородчине имела четыре разновидности в зависимости от характера кроя.
Трёхполая, состоящая из трёх несшитых полотнищ, которые скреплялись пояском-гашником.
Распашная, в народе такие называли «разнополками». В этом случае три куска ткани сшивались в одно прямоугольное полотно. Носились эти понёвы разрезом на боку или спереди.
Глухая — три куска материи сшивались «глухо», то есть понёва превращалась в обычную юбку.
Глухая с прошвой. Прошва – это четвёртый кусок ткани, как правило, из другого материала и другого цвета. Она обычно вставлялась в переднюю часть понёвы, делалась короче и украшалась тесьмой или кружевом. Получалось что-то типа передника.
Понёва с прошвой появилась в начале XX века. Её одевали крестьянки, которые направлялись в город. Носить подотканную юбку в городе было зазорно.
Разновидности понёв по расцветке.
Василий Викторович познакомил меня со своей этнографической семейной коллекцией понёв. Под его руководством я составила таблицу о расцветках понёв в XVIII-XIX веке. Обычно она была своя в зависимости от губернии в России.
Виды понёв по расцветке в XVIII-XIX веке.
Цвет и узор понёвы |
Губернии России |
ткань в синюю клетку |
Рязанская, Курская, Пензенская, Тамбовская, Орловская, Воронежская |
чёрная клетка |
Рязанская, Воронежская, Калужская |
синяя и красная полосатая понева |
Мещерский район, Рязанская, Тамбовская |
красная понёва |
Тульская, Воронежская, Смоленская, Орловская, Рязанская |
тёмно-синяя и черная понёва в клетку |
Воронежская |
с замысловатыми узорами и орнаментами |
Рязанская, Калужская |
2.6. Обряды по надеванию понёв.
Певицы из фольклорного ансамбля «Истоки» и Василий Викторович Покровский познакомили меня с русским обрядом в белгородских сёлах, связанным с понёвами.
Я выяснила, чтопонёва в сёлах в свое время была «опознавательным» признаком: по ней можно было определить, стала ли девушка взрослой, сосватана она или уже замужем?
На Руси при взрослении девочек проводился специальный обряд по надеванию понёвы, в котором участвовала мать. Во время этого обряда девушка буквально «вскакивала» (впрыгивала) в юбку. Это ознаменовало её взросление. После этого к девушке можно было посылать сватов.
С момента обряда по надеванию понёвы про девушку могли говорить: «рубаху сняла», то есть сменила детскую рубашку на взрослое одеяние.
Понёва, как непременный атрибут жены, наделялась крестьянками такими сравнительными эпитетами, как «бабий хомут» или «бабья забота».
Традиции по ношению понёвы.
Первая понёва у девушек была о 12-ти клетках. Ёе носили перед свадьбой, на свадьбу и на праздник женщины до достижения ими 30-летнего возраста. Такая юбка отличалась красочным декором: рядами тесьмы и вышивки.
С 30-ти лет женщина вступала в пору зрелости, менялась и её одежда. Количество клеток на понёве уменьшалось до 10-ти.
В 40-50 лет женщины - до 8-ми клеток.
И старушечья – «сухая» понёва была о 6-ти клетках.
2.7. Знаки и символы на понёвах.
В книге «Белгородский народный костюм»Ираиды Павловны Зотовой, искусствоведа, сотрудника отдела изобразительного искусства Белгородского государственного центра народного творчества, я выяснила, что простой рисунок ткани на белгородских понёвах дошёл до нас из очень далёкого времени и наполнен глубоким смыслом.
Чёрное поле - это земля, наш южнорусский чернозём.
Полоски, из которых получаются клетки, - это дороги, тропинки, реки, овраги на поверхности земли.
По размеру клетки на понёвах отличаются. Встречаются клетки крупные и более мелкие. В каждом селе квадраты-клетки были разных размеров. В старину размер клеток указывал, велики или малы земельные наделы у крестьян в селе.
Пересечение вертикальных и горизонтальных полос, образующее квадраты или ромбы, – это древнейший земледельческий символ плодородия, знак засеянного поля. Но его чаще всего можно видеть в украшениях и вышивке женской одежды.
Из книги «Белгородский народный костюм я выяснила, что понёва украшалась символами жизни и плодородия, солярными знаками и растительным орнаментом.
Солнечный знак ерг (ярг) — это славянская свастика, символ бога Ярилы. Ярило — славянское божество весеннего плодородия, весеннего солнца, почитаемый славянами как Бог плодородия и страсти, умелый воин и первый земледелец.
Ерг на понёве могло быть нечётное количество, от одной до одиннадцати.
Традиции по ношению понёвы.
Перед приходом сватов и жениха — «печальный» наряд — надевалась понёва о 3-ёх ергах.
На третий день свадьбы молодая надевала понёву «под дары» и одаривала гостей платками и головными уборами, вынимая их из сундука с приданым.
На свадьбу надевалась праздничная понёва после перехода в дом мужа — об 11-ти ергах.
В детородный период женщины носили понёвы об 11, 9, 7 и 5 ергах.
«Старуха» (начиная с 40 лет) носила понёву о 3 ергах.
2.8. Белгородские (народные) названия разных видов понёв,
различающихся по технике наложения нитей.
В этнографической коллекции Василия Покровского я определила разные виды бирюченских понёв, которые отличаютсятехникой наложения нитей.
1. Орнамент «колодовая»: вышивка накладывается плотно с длиной стежка примерно в 1 см и под углом в 45 градусов то вправо, то влево, образуя чередующиеся ряды; такая понёва считается наиболее богатой, праздничной.
2. Орнамент «сосною»: укрупнённый колодовый рисунок; ширина полосы с одним наклоном — до 5 см.
3. Орнамент «косина»: нити на широких полосах вышивки всегда наклонены только в одну сторону.
4. Орнамент «рябка»: неплотные ряды вышивки, сквозь которые видны просветы чёрной основы ткани на повседневных понёвах.
2.9. Бирюченские понёвы в Белгородской области.
С моим научным руководителем Натальей Николаевной мы выяснили, что комплекс одежды с понёвой носили замужние женщины в сёлах Белгородско-Воронежского региона (восточная часть Белгородской области, современные Алексеевский, Красногвардейский, Красненский, Старооскольский районы Белгородской области).
Главный признак бирюченской понёвы—это наборная вышивка ковровым настилом по подолу и полотнищам яркими, преимущественно красными нитями. Техника вышивания — набор, поэтому вышитые понёвы называют в народе наборными.
Мы составили таблицу, где чаще всего девушки и женщины носили знаменитые бирюченские понёвы на Белгородчине.
Район Белгородской области |
Сёла |
|
1. |
В Алексеевском районе |
Афанасьевка, Иловка, Подсереднее, Глуховка, Березки, Хлевище |
2. |
В Красногвардейском районе |
Прудки, Сорокино, Нижняя и Верхняя Покровка, Большебыково, Большое, Казацкое, Стрелецкое, Малобыково |
3. |
В Красненском районе |
Ураково, Веретенниково, Камызино, Хмелевое, Сетище, Расховец, Польниково, Готовье, Круглое, Красное, Новоуколово |
4. |
В Новооскольском районе |
Боровое, Тростенец |
2.10. Мастер-класс в Доме ремёсел Белгородского района.
В Доме ремёсел п.Майский Белгородского района я познакомилась с руководителям кружка по шитью и вышиванию Черкасовой Надеждой Александровой. Под её руководством целых два месяца я изготавливала куклу и шила для неё рубаху и понёву. С этой работой я выступила в своём классе на уроке изобразительного искусства с темой своего исследования.
3. Выводы из моего исследования.
Моя гипотеза о том, что белгородская понёва, как старинная одежда, имеет свои отличительные черты, свойственные только этой местности, доказана.
В XVIII-XIX веке белгородские понёвы стали неотъемлемой частью русского народного костюма и сохраняли свою популярность вплоть до начала XX века. Даже при введении западной моды и изменении традиций носить понёву, она продолжала использоваться как элемент национальной одежды.
Сегодня понёва продолжает существовать в русской культуре, но стала скорее элементом народного костюма для национальных праздников и торжественных мероприятий на Белгородчине, чем повседневной одеждой. Тем не менее, понёва по-прежнему является важным символом народной идентичности и представляет историческое и культурное значение для русского народа: «В каждом посаде в своём наряде».
В ходе своего исследования:
1. Я проанализировала состав южнорусского понёвного комплекса одежды.
2. Познакомилась с женской поясной одеждой в Доме ремёсел г.Старый Оскол, в Белгородском музее народной культуры, в Доме культуры с.Тростенец Новооскольского района.
3. В Белгородском музее народной культуры проанализировала состав южнорусского понёвного комплекса одежды.
4. Выявила разновидности понёв по покрою, по расцветке; по технике наложения нитей.
5. Под руководством Покровского Василия Викторовича, художественного руководителя ансамбля «Истоки» Новооскольского района, определила орнамент и символику белгородской поясной одежды понёвы.
6. Познакомилась с русским обрядом и с традициями по ношению понёв.
7. Составила таблицу, где чаще всего белгородские девушки и женщины шили и носили знаменитые бирюченские понёвы
8. Приняла участие в мастер-классе по изготовлению понёвы для куклы в Доме ремёсел п.Майский Белгородского района.
4. Список научной литературы.
1. Е.Ананьева, С.А.Глебушкин. «Русский народный костюм: традиции и современность».Москва: Издательство «Образование», 2014г.
2. Л.В.Беловинский, Энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа, XVIII начало XX в. Москва: Издательство «Эксмо», 2007г.
3. А.Глебушкин. «Традиционный русский костюм ХIХ — нач. ХХв. Из собрания Сергея Глебушкина». Москва: Издательство «Северный паломник», 2008г.
4. В.М.Жигулёва. Русская народная одежда. Понёва и юбка. Москва: Издательство «Бослен», 2018г.
5. И.П.Зотова «Белгородский народный костюм». Белгород, Издательство «Истоки», 2005г.
6. М.С.Жиров, О.Я.Жирова, Т.А.Митрягина. Традиционный народный костюм Белгородчины: история и современность. Москва: Издательство «Политерра», 2005г.
7. Ф.М.Пармон. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества.Москва: Издательство «Шевчук», 2022г.