Сидоровка - ты мое село родное

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сидоровка - ты мое село родное

Конюк О.О. 1
1МБОУ "Сидоровская СОШ"
Левкова Л.В. 1
1МБОУ "Сидоровская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашей огромной стране у каждого человека есть родной уголок-деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. При слове «Родина» сразу всплывают в памяти строки из песни Михаила Матусовского: «С чего начинается Родина?». А действительно, с чего?

Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с нею одной жизнью.

Тема моей исследовательской работы является актуальной. Особенно в наше время, когда современная молодежь при проведении опросов ничего не знает об истории своего населенного пункта. И я это попытаюсь восполнить эти пробелы своей работой.

Я считаю, что каждый уважающий себя человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. Он должен не только изучать историю своего родного края, его традиции, достопримечательности, памятники, но и обязан сохранять историю, духовные ценности родного региона. В этом заключается и практическая значимость моего исследования.

По рассказам жителей нашего село появилось давно, и мне хотелось бы узнать, когда именно это произошло, почему его так назвали, как они жили, развлекались. Поэтому целью моей работы стало выяснить историю возникновения села, традиции и обычаи местных жителей.

Для реализации данной цели мною были поставлены задачи:

1.Собрать и изучить материал по возникновению села Сидоровки

2. Проследить динамику численности населения в Сидоровском сельском совете с 1897 года по 2013год.

3. Узнать о жизни сидоровчан в военные годы начала XX века.

4. Рассказать об увлечениях жителей села Сидоровка.

В истории любого города, посёлка, деревни есть немало славных страниц, написанных вместе с историей страны. Об этом мы узнаем из разных источников: из устных (рассказы наших бабушек и дедушек) и письменных (летописей, записей архивов). Для написания этой работы я воспользовалась рассказами жителей нашего села, которые помещены в книгу Зверева В.А. «Это все с рассказов родителей...» основание переселенческой деревни в семейных преданиях Куриных», сведениями из Томского архива, Сидоровской сельской администрации и Новосибирскстата.

Новизна моей работы заключается в том, что подобной темой исследования в нашей школе и в нашем селе до сих пор никто не занимался.

Глава Ι. История возникновения и развития моего села Сидоровки

1.1.История возникновения села

Наша малая Родина - Сидоровка. У этого села есть своя биография, которая складывалась в течение 132 лет. Каждая для села цифра не велика, но, если посмотреть, что за это время пережито, то возраст приличный.

Начнем с 1891 года. Трудно сегодня восстановить всё до точности, но есть люди, которые из истинной любви к своей малой Родине, следили за историей села. Один из таких – житель села Сергей Иванович Курин. Его воспоминания - своеобразная летопись села от начала основания до последних лет его жизни. Именно они вошли в книгу Зверева В.А. «Это все с рассказов родителей...» основание переселенческой деревни в семейных преданиях Куриных». Поэтому свою работу я основывала именно на ней.

В записях Сергея Ивановича я нашла ответ на вопрос, а почему всё-таки Сидоровка? Оказывается, основателем селения, по рассказам Сергея Ивановича, да и других старожилов, был Иван Егорович Сидоров, чуваш по национальности. Каким образом он оказался в наших краях, никто толком не знает. Вот только не просто было приезжему издалека поселиться в какой - либо старожильской деревне «Тайга большая, ищи себе место, а к себе не пустим. Мы же не знаем, что ты за человек, чем дышишь, может ты вор или разбойник или может, сослан в Сибирь»1. Так рассуждали чалдоны, не разрешая пришельцу поселиться в той или иной деревне. Так и пришлось, Ивану Егоровичу подобрать местечко на реке Вьюнке, на небольшом из горке, на правом бережку, за сотню метров от русла реки. Ближе нельзя, ведь надо избу поставить, двор, огород. В общем, место вышло удачным. Лес кругом, вода рядом, да и полянки хорошие, есть, где разгуляться. Да и первое время было с чего начать. Приехал на паре лошадей. Правда, руки только его, да жены. Отец старичок, но и он по дому помогал. Но уже через пять лет после появления новой заимки к первопоселенцу стали присоединяться земляки и родственники из Чувашии, и уже к двадцатым годам девятнадцатого века образовался переселенческий поселок.

А Иван Егорович взял всю ответственность на себя. Он и планировкой занимался: кому и где селиться, как архитектор планировал, кому, где строить. Следил, чтобы всё было, как в Сибирских сёлах, чтобы улицы ровные и чтоб порядок наводили. По всем вопросам обращались к этому человеку. Нужно было взять в земельной управе разрешение на порубку леса или на строительство, или на заселение - сначала к Ивану Егоровичу за советом. Мужик он был по тем временам грамотный: читать и писать мог. Да и договариваться тоже. Другой раз ехал с челобитной в Колыванскую земельную управу. Никто не знает, как он там договаривался, но возвращался всегда с разрешением на порубку и на заселение. При этом всё бесплатно, как для переселенцев из России. Всё под свою ответственность брал: вести учёт переселению, следить за порядком. Вот и назвали село в честь его основателя. А самого Ивана Егоровича сельчане уважали. Ни один житель не проходил без низкого поклона, снимая шапку. Именно ему было поручено съездить в Москву за утверждением нового поселения с названием деревни. Целый год он был в дороге. В 1891 году наше село было официально зарегистрировано в_____

¹ Зверев В.А. «Это все с рассказов родителей…»: основание переселенческой деревни в семейных преданиях Куриных/ В.А.Зверев// Миграционные процессы в Азиатской России в ХІХ - начале ХХІ в.: сб. науч. тр./отв.ред .В.А Исупов . – Новосибирск: Параллель, 2009. – с.247-258.

документах. В материалах Первой Всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году наше село упоминается впервые (приложение № 1).

Позже в село стали приезжать жители Поволжья – мордва. Как узнали, что деревня строится, повалили со всех сторон. Потом и русские селились из разных губерний. В поисках свободной и нормальной жизни в деревне поселились рязанские, вятские, казанские, тамбовские, симбирские, ересенские люди из разных мест, а значит наречье разное. Перемешались, друг друга не по фамилии называли, а по той местности, откуда человек приехал. Каждого по фамилии знал только староста как Сергей Рязанский, Ефим Ересенинский. Вообще трудно сельчанам общаться друг с другом. Нации смешанные, по пути в Сибирь кое-как научились понимать русские слова, да и то с искажением, прибегали к мимике, как глухонемые. Не редко из-за этого получались скандалы, смешают свои национальные с русскими, а слово какое-нибудь обидное получается, до драк дело доходило по этой причине. Вот так постепенно наполнялось наше село жителями, преимущественно из переселенцев из Европейской части России.

1.2 Изменение численности населения в селе Сидоровка

Исследование показателя «численности населения в селе Сидоровка» проводилось на основе документов, хранящихся в Томском и Колыванском архивах, данными Сидоровской сельской администрации и статистической информации полученной по запросу из Новосибирска. На основе этих данных был построен график «Динамика численности населения в селе Сидоровка с 1897 года по 2023 год».

Анализируя, этот график (приложение №2) можно заметить, что численность населения в нашем селе никогда не была стабильная. Первые официальные сведения о численности населения мы обнаружили в архивах Томска. Это были результаты Первой Всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году. По ее результатам в нашем селе в 1897 году проживало 1061 человек. С этого года численность населения в Сидоровке неуклонно росла, и к 1926 году она составила уже 2430 человек. Затем она стала сокращаться: в 1934 году до 1176 человек, в 1939 году – до 987 жителей. Затем в течение восьми лет происходит увеличение численности населения до 1268 человек. После 1947 года число жителей Сидоровки стало уменьшаться: в 1953 она составила 780 человек, в 1954году – 834 человека и в 1959 году – 793 жителя. Такое сокращение населения (с1268 человек до 793 человек) происходило по разным причинам. Но затем с 1959 года наблюдается увеличение численности населения (на 438 человек к 1980 году). С 1980 года число жителей нашего села, стало незначительно возрастать, и так продолжалось только до 1985 года. С 1991 по 2013 год численность населения в нашем селе сократилась и не превышала уже 700 человек. В 2014 году численность составляла уже 676 человек, в 2018 году численность уже составила 673 человека, а в 2022 году – 606 человек. На начало 2023 года жителей в нашем селе всего 572 человека.

1.3 Жизнь села Сидоровка в военные годы начала XX века

Я считаю, что главным событием начала XX века был кулацко-контрреволюционный мятеж, который начался в 1920 году в Сибири. Не обошёл стороной он и Сидоровку.

Кулацким восстанием руководил штабс - капитан колчаковской армии Пухов Виталий Павлович. Штаб мятежников расположился в селе Сидоровка. Цель мятежников было захватить власть в советах путём уничтожения коммунистов. Тяжёлые, кровавые события. Были убиты коммунисты: Ефим Фролович Мамонов, Никита Михайлович Муханов из Южино, Иван Васильевич Пимонов из Сидоровки. Расправлялись с коммунистами жестоко. Мученическую смерть принял Иванов Михаил Степанович. Коммунист он был организатором кооперации и машинного товарищества, на первой районной партийной конференции он представлял Сидоровскую комсомольскую ячейку. Во время восстания М. С. Иванов находился в деревне Саврасухе на мельнице. Там и взяли его бандиты, а убивать повезли в Сидоровку. Пока везли, мучили; 24 раны нанесли пиками, в родном селе он только успел попрощаться с родными, знакомыми, домом. Так же из рук бандитов пострадали Семён Сентябов , Александр Перьфирьевич Головин, Николай Фёдорович Шахин. Все они были расстреляны. Позже убитых коммунистов похоронили в братской могиле возле церкви. Во время похорон дали салют из пулемёта поверх голов, выстроенных здесь бандитов, а затем здесь же расстреляли троих: полковника - руководителя повстанцев, кулацкого председателя и начальника штаба банды.

На этом кровавые бои не закончились. Мятеж продолжался. Сразу же после погрома партийно-советских учреждений было организовано своё управление, именуемое крестьянско-партийной думой, в состав которых входили представители купеческо-кулацких верхов: Шальнев из Сидоровки, Чупахин из Никольска, Балуев из Кочетовки. Они в первую очередь напали на милицию, а потом разразилось восстание по-настоящему. Повстанцы собирали оружие и вооружали повстанцев, мобилизовали кузнеца ковать пики, сабли, а население - рыть окопы, вели агитационную работу среди населения. Объявили мобилизацию людей, создали карательный отряд, красные флаги заменили белыми. Вывесили лозунги «Да здравствуют Советы без коммунистов». В итоге во время этого мятежа погибло 166 человек.

В память об этом событии, о людях, которые не щадили своей жизни был установлен памятник. Летом 2023 года он был отреставрирован (приложение №3). И на нем по-прежнему фамилии тех односельчан, коммунистов, которые погибли. И, конечно же, во время открытия этого обновленного памятника была я, мои одноклассник и жители нашего села. И у каждого в глазах была благодарность за то, что сейчас у нас мирное небо над головой. Я считаю, об этом должны мы знать и помнить всегда.

Глава II. Культура Сидоровки

2.1. Строительство церкви

Очень важной частью русской культуры всегда во все времена была церковь. Изучая дополнительную литературу, предоставленную мне Сидоровской сельской библиотекой и материалами из книги Зверева В.А. «Это все с рассказов родителей...» основание переселенческой деревни в семейных преданиях Куриных я выяснила, когда и как в нашем селе была построена церковь.

Согласно источникам церковь появилась в нашем селе только в 1911 году. До этого времени сидоровчане на венчание, миропомазание, крещение младенцев ездили в близлежащие церкви. Все они были в двадцати, двадцати пяти верстах от Сидоровки, что было неудобно. Поэтому «деревенское главенство» в 1909 году решило строить в нашем селе церковь.

«Собрали сход общедеревенский с предложением: обществом (совместно с соседними деревнями) строить свою церковь. И эта забота легла на плечи Ивана Егоровича Сидорова. Нужно обращаться в колыванское духовенство, но это дело быстро решилось. И подрядчиков нашли – не одного, а два подрядчика-строителя приехали на наемные торги. Да свой сидоровский мастер-строитель был – Рубцов Андрей. Назначили день торгов. Из Колывани приехали от духовенства представители, и из землеуправы. Сделали сбор сельчан, да из Южино приехало много, из Кочетовки с Никольским. «Дело было ранней весной, тепло на улице. Собрались народу много, всю площадь заполонили. Была сделана трибуна человек на десять, а то и больше, чтобы вся братия начальствующая уместилась. Выбран был судья торгов из землеуправы, который и вел торги, то есть рядился ценой за строительство с подрядчиками. Первую цену запросил Рубцов: четырнадцать тысяч. «Кто дешевле?» – объявляет судья. Один из приезжих: «Тринадцать», – объявил свою цену. Снова судья отстукивает молотком. Второй дал согласие на двенадцать. Первый приезжий – на одиннадцать. Рубцов больше не стал встревать в торги. Только приезжие друг друга старались перебороть снижением цены. Остановились на одиннадцати тысячах»1.

После того как были заключены сделки начались подготовительные мероприятия. В течение недели вывозили гранит из Колывани. Очищали площадку для церкви: выкорчевывали деревья, оставленные для привязи коней приехавшим на базар. Крупные деревья, которые росли около деревни, выпилили (оставили кое-где березовые деляны). Но впереди было еще много трудностей. О них очень подробно можно прочитать в книге В.А. Зверева.

«Возьмем первый вариант трудностей – заготовка леса. Лес нужно было возить издалека и только березняк – осинник не положено было «впускать в постройку божьего храма, так как Иуда задавился на осине, предатель Иисуса Христа». При заселении деревни деловой лес отступил на север, местами до двадцати километров – за Тойское займище, которое в летнее время непроезжее, отрезано топями болотными, зыбунами. Дорогу проложили санную только после заморозков, когда корка почвы промерзла. При выходе на берег обнаружилось, что займище в зарослях камыша и мелких кустарниках оставалось еще не замерзшим. Пришлось возвращаться во избежание утопления коней. Только спустя неделю после крепких заморозков снова сделали попытку, и удачно. На простых санях первые подводы прошли благополучно. Промяли снег, сделали след, но последние подводы стали проваливаться. Перебравшись на первые подводы, в полста саней проехали до березняков. Пришлось заночевать, хотя и нарезали березовых стволов, и загрузили на сани. Ночевка была безвыходная. Нужно переждать, чтобы проложенный с трудом путь сладило морозом, во избежание опасности.

Ночевка в лесу в мороз не такая трудная. Если поехал в такой путь в мороз, одевайся теплее. У каждого обозника – шуба, тулуп овчинный. Были кое у кого из двадцати пяти человек (таких было всего трое) шабуры из овчинной__

¹ Зверев В.А. «Это все с рассказов родителей…»: основание переселенческой деревни в семейных преданиях Куриных/ В.А.Зверев// Миграционные процессы в Азиатской России в ХІХ - начале ХХІ в.: сб. науч. тр./отв.ред .В.А Исупов . – Новосибирск: Параллель, 2009. – с.247-258.

шерсти … сшитые формой тулупа, с большим воротником. Все в пимах, из овечьей шерсти скатанных. Вдобавок еще лес-сухостой тут же рядом. Жги костры и грейся. Имеется коням корм, взятый с расчетом на два дня. Расчет был сделан для пробивки первого пути по целику вброд через снежные заносы. Без передышки не обойтись на таком дальнем пути, это ведь кони, а не машины. Вернулись на второй день к вечеру по первому пути.

Следующий обоз пошел уже по готовому пути, но все равно за один день не возвращались. Прошло больше недели, пока не накатали хорошую дорогу. Дальше уже стали и за день возвращаться, так как лес был заготовлен. Специально была еще летом переправлена за Тойское займище бригада лесорубов – человек десять, как сказывали старики. Они там устроились основательно. Построили избушку (полуземлянку) с расчетом по количеству людей. Лес пошел поступать ежедневно. Десятнику была работа по регистрации его вывозки домохозяйствами, чтобы знать, кто свой оброк выполнил, чтобы не было недоразумения и путаницы с селянами.

Строение продолжалось с наступлением оттепели. Выпадали хорошие дни и в зимнее время – готовили лес, пилили доски продольной пилой. Пилили вручную, так же, как и при постройке приходской школы. Строители были приезжие, расквартированные по сельчанам, где они и должны были питаться. Да и общественное питание было организованное, но только в теплое время, – по соседству, у Нестеренки, где и хлеб выпекался по договоренности с управой и подрядчиком стройки»1.

Одновременно со строительством церкви строился и дом для священнослужителя. Он вселился в него еще до окончания постройки церкви. Как рассказывают в нем и отмечали освящение церкви главы села и_______

¹ Зверев В.А. «Это все с рассказов родителей…»: основание переселенческой деревни в семейных преданиях Куриных/ В.А.Зверев// Миграционные процессы в Азиатской России в ХІХ - начале ХХІ в.: сб. науч. тр./отв.ред .В.А Исупов . – Новосибирск: Параллель, 2009. – с.247-258.

приехавшие из Колывани командированные священнослужители.

В 1911 году церковь была освещена, и первое богослужение было проведено на Покров. И с тех пор этот праздник считается в нашем селе престольным.

После строительства церкви и присвоения престольного праздника Сидоровка в праздничные дни многолюднее стала, так как стали приезжать жители с соседних деревень. По рассказам особенно многолюдна было в нашем селе на Пасху, то есть Христово воскресенье. С соседних деревень съезжались вечером в субботу куличи святить. Служба в церкви проходила всю ночь. На рассвете священник со всей своей свитой обходит вокруг церкви с молитвенной службой. На крыльце  в церкви остаются псаломщик и часть певчих, они отвечают: «Воистину воскресе» Священник, продолжая петь «Христос воскресе», входил в царские двери в алтарь. С алтаря уже возвращался с сосудом, в котором была освященная вода, и окроплял ею куличи. В церкви было так много людей, что не хватало места всем. Говорили, что даже куличи складывали на крыльце и до самых ворот церковной ограды.

Все это происходило до восхода солнца и даже раньше. После этого Сидоровка наполнялась пешеходами с куличами, спешившими на восходе солнца разговеться пасхой и освященными крашеными яичками. Говорили: «Христос воскресе и яичко послал».

Рассказывали, что креститься с детства приучали при посадке за стол, а на Пасхе – тем более. Вся семья становилась в ряд перед столом и молилась. Старший в семье читал молитву, отдавал команду садиться за стол, делил кулич по кусочку каждому сидящему за столом и раздавал по яичку, обязательно крашеному. Первым нужно было обязательно съесть кусочки пасхи, и только после этого подалась основная пища, у кого что приготовлено.

После завтрака взрослые ложились отдыхать. А дети ходили со двора во двор, Христа прославлять. Угощение было не богатое: яичко, коржики, конфеты, пряники сладкие. В нашем селе говорили: «Не подать просящему – это грешно. Если подал просящему, значит, Бог больше пошлет урожая».

К сожалению, эта церковь была разрушена в советское время, но сохранилась только одна фотография, на которой она изображена (приложение №4).

2.2 Развлечения жителей села Сидоровки

Любимым развлечением молодежи в нашем селе было святочное ряженье и колядки, когда «рядились в хари», пели песни, плясали. Летом водили хороводы, играли в бабки, лапту, городки, чехарду.

Мужчины были не прочь помериться силой в борьбе, кулачных боях «стенка на стенку», конных скачках. У них любимым зимним развлечением была игра «Взятие снежного городка». Вот как она проходила: «на поле строились две стены из снега, связанные сверху поперечиной также из снега. Это строение должно было представлять собой крепость, вокруг которой стояли служащие с очень длинными пиками, а другие служивые верхом должны были эту крепость взять. Невозможно описать, в какой суматохе всё это происходило. Крепость никогда ни атаковало более двух-трёх всадников, а чаще всего лишь один. Бешеным галопом мчался всадник к крепости, но его встречали ударами, сбивали с лошади и крепко отделывали. Всадники приходили в ярость от того, что не могли взять крепость, и хотели пустить в ход против её защитников стрелы, но воевода не разрешил этого делать, и крепость осталась в руках её первых владельцев»1. В такой жесткой игре была, конечно, своя доля потехи и развлечения, но главная её задача заключалась в выработке настоящего мужского характера, силы и ловкости.

У незамужних девушек, детей любимым праздником был и остается даже

¹ Зверев В.А. «Это все с рассказов родителей…»: основание переселенческой деревни в семейных преданиях Куриных/ В.А.Зверев// Миграционные процессы в Азиатской России в ХІХ - начале ХХІ в.: сб. науч. тр./отв.ред .В.А Исупов . – Новосибирск: Параллель, 2009. – с.247-258.

сейчас - Святки. Это двухнедельные новогодние празднества. Рассказывали, что не было более весёлого праздника, чем святки. Все двенадцать дней праздника заполнялись выдумками и проказами.

Самым весёлым на святках было колядование, или колядки, любимое занятие незамужних девушек и детей всего села. К святкам начали готовиться задолго. Придумывали шутки, проказы, святочные костюмы и маски. А начинали колядовать в ночь с 24-го на 25-е декабря по старому стилю. Но обходили село колядовщики не только в эту ночь, но и под Новый год, и накануне Крещения. И до сих пор дети нашего, наряжаются в смешные костюмы, и вместе с работниками Дома культуры приходят в дома наших жителей. Они обсыпают дом зерном, напевая колядки, желают мира, здоровья и удачи.

2.3 Увлечения жителей села Сидоровки

У жителей моего села, как и во многих других местах, издавна существуют свои увлечения. Самым любимым увлечением у наших прабабушек, бабушек и мам было вышивание крестом и гладью.

Вышивание крестом было популярным видом времяпрепровождения ещё со средних веков, когда стало модным украшать свою одежду вышивкой. Это были женские блузки из белой ткани, вышивка была выполнена на груди. Постепенно вышивание перенеслось на убранство в доме: стали вышивать наволочки на подушки, как крестом, так и гладью, покрывала на кровать, свесы.

В те далёкие времена было очень модно иметь в доме комод и эту мебель тоже стали украшать вышивками. Кроме всего женщины украшали полотенца вышивкой на обоих концах. Вслед за полотенцами начинали вышивать дорожки. В деревне было распространено вечерование, то есть женщины собирались по вечерам у кого-то в доме и занимались своим любимым делом. К этому занятию они привлекали своих детей. Девочки начинали вышивать с девяти - десяти лет. По воспоминаниям старожилов, когда ещё не было электричества, то вышивали при лампе, заправленной керосином, а у кого и этого не было, то старались перед печкой и пока ярко горели дрова. В нашем школьном музее есть несколько полотенец, дорожек, которые были вышиты жительницами нашего села (приложение 5).

Заключение

В результате реализации проекта я многое узнала о своей малой Родине – селе Сидоровка.

Во-первых, я узнала, что основателем моего села был Иван Егорович Сидоров, чуваш по национальности.

Во-вторых, в ходе анализа статистических материалов я выяснила, что численность населения в Сидоровке никогда не была постоянной, самые высокие её показатели были в 1934 году (1176 человек), а низкие - в 1980 году (438 человек).

В-третьих, строительство церкви в нашем селе началось в 1909 году, а закончилось в 1911 году. И это было, действительно, всеобщим делом.

В-четвертых, я убедилась, что в старину люди не только работали, но и любили отдыхать. У детей это были игры на свежем воздухе, а у женщин - вышивание крестиком и гладью. И до сих пор в каждом доме можно встретить женскую одежду, покрывала на кровати и даже мебель, украшенную вышивками.

Я могу с уверенностью сказать, что моё родное село навсегда оставит след в моей душе. Я люблю улицу, на которой выросла, свой дом, в котором меня воспитали любимые и никем не заменимые родители. Я благодарна всем людям, которые научили меня любить Родину, быть добрым и отзывчивым, настоящим гражданином своей страны. И в будущем, куда бы судьба ни забросила меня, моя малая Родина, моё село всегда будет в моём сердце.

Список использованных источников и литературы

  1. Зверев В.А. «Это все с рассказов родителей…»: основание переселенческой деревни в семейных преданиях Куриных/ В.А.Зверев// Миграционные процессы в Азиатской России в ХІХ - начале ХХІ в.: сб. науч. тр./отв.ред .В.А Исупов . – Новосибирск: Параллель, 2009. – с.247-258.

  2. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири ч.3. Сибирь: ХХ век, Новосибирск: «Инфолио», 2003г.

  3. Итоги Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897г. /под ред. Н.А. Тройницкаго – С._Петербург, 1905г.

  4. Статистическая информация Новосибирскстата.

  5. Список населенных мест Сибирского края. Округа Юго-Западной Сибири. Том 1, 1926г. стр.473

Приложение № 1

Итоги Первой Всеобщей переписи населения

Российской империи 1897 года

Приложение №2

Динамика численности населения в селе Сидоровка с 1897 года по 2023 год

Приложение №3

Памятник погибшим за советскую власть в селе Сидоровка

Приложение №4

Церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы

Приложение №5

Предметы домашнего обихода, выполненные жительницами

села Сидоровка

Просмотров работы: 48