Личность М.Е. Пятницкого в истории Воронежского края

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Личность М.Е. Пятницкого в истории Воронежского края

Агеев И.Д. 1
1МБОУСОШ №16, МБУДО ДТДиМ
Рязанцева А.С. 1Чигарёва Т.В. 2
1МБОУСОШ №16, МБУДО ДТДиМ
2МБОУСОШ №16
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Зачем нужно знать историю – таким вопросом задаются многие школьники, получая домашние задания, выполняя контрольные работы или размышляя над темой исследования. История рассказывает о былом, а значит, ее события уже не актуальны, — так скажут многие наши ровесники — и будут ошибаться. Потому что, наверное, нет более значительной науки, чем история. Кто-то из великих исторических деятелей как-то сказал, нет будущего у той страны, которая не изучает уроки своего прошлого, потому что история имеет тенденцию повторяться. Мы полностью согласны с этим высказыванием. История раскрывает нам целый огромный мир событий, поучительных историй, исторических личностей и судеб. Изучать обычаи, нравы, порядки различных культур захватывающе интересно

Однажды на уроке краеведения, наш педагог рассказала нам о наших земляках, которые известны не только в нашем крае – о них узнал весь мир. Особенно меня тронул рассказ об основателе хора имени Пятницкого.О его творческой судьбе и нелёгкой жизни мне захотелось узнать как можно больше. Именно поэтому я решил провести исследовательскую работу.

Тема моей исследовательской работы «Личность М.Е. Пятницкого в истории Воронежского края

Цель работы: Собрать материал о жизни и деятельности М.Е. Пятницкого.

Задачи:

  1. Изучить литературу, связанную с жизнедеятельностью М.И. Пятницкого

  2. Побывать в Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина и изучить архивный материал

  3. Проследить основные вехи жизненного пути композитора в период с 1864-1927 годы;

  4. Выявить личную и творческую связь М. Е. Пятницкого с Воронежским краем;

  5. Исследовать историю создания и деятельность Государственного Академического Русского Народного Хора имени М. Е. Пятницкого

  6. Полученный материал оформить для передачи в школьный музей

Тему своей работы считаю актуальной, т.к. всем нам очень важно знать своё прошлое. Эти знания рождают любовь к своему краю. Любовь к малой родине помогает найти человеку своё место в жизни.

ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

М. Е. ПЯТНИЦКОГО

1.1 Детские и юношеские годы М. Е. Пятницкого

 Если сказать, что русский человек не может жить без песни, это не будет преувеличением. Особое место занимает народная песня. В этих песнях отражается загадочная русская душа, о которой столько сказано и написано. Русская песня славится во всем мире и является частью культуры русского народа.

Огромный вклад в сохранение культурного наследия России и в том числе Воронежского края внес наш земляк, музыкант,   исполнитель и собиратель народных песен, Митрофан Ефимович Пятницкий.

Пятницкий Митрофан Ефимович родился 21 июня (3 июля по новому стилю) 1864 года в селе Александровка Бобровского уезда Воронежской губернии (сегодня Таловский район Воронежской области).[приложение1 фото№1] Эта затерявшаяся среди беспредельных степных просторов Черноземья слобода была типичным «медвежьим углом» крепостнической России.

Отец Пятницкого Ефим Петрович был страстным любителем пения.. Он был дьячком. [17, с. 5]

В семье Пятницких было двенадцать человек, мал - мала меньше. Сыновей в семье было пятеро. [Приложение1, фото №2] Жили они очень скромно. Митрофан рос обычным ребенком. Вместе с деревенскими мальчишками он бегал по широким улицам, весной пускал кораблики по ручьям, играл в прятки. В пасхальную ночь помогал отцу украшать церковь разноцветными фонариками, трезвонил на колокольне. [28, с. 374]

Но все же особенно именно много хлопот доставлял родившийся по счету девятым сын Митрофан. Вечерами, когда кончались хозяйственные дела, начиналась проверка – все ли домочадцы дома. И практически всегда не хватало Митрофана.

Митрофан был очень шустрым мальчиком. Часто бывало, что он засветло уходил к соседям на посиделки и, забравшись со своими сверстниками на печь, слушал,  как поют деревенские девушки.

Митрофан Ефимович любил наблюдать за народными традициями и обрядами, слушать крестьянские песни в поле, плач невесты на свадьбе, участвовать в рождественских гуляньях.

Родители мечтали о священнической карьере для сына. И вот в одиннадцать лет Митрофан, был принят в приготовительный класс Воронежского духовного училища. Прекрасный голос и слух выдвинули его в число лучших солистов хора. Но учится, ему пришлось там не долго.

Кое-как перешел он из приготовительного класса в первый. Наступили рождественские каникулы. Каждый покупал какой-нибудь подарок: кто коньки, кто маски, кто бенгальские огни, кто сводные картинки… Пятницкий купил на толкучке песенник. В это время к нему приехал брат Николай, который работал учителем в селе Усмань и они должны были поехать вместе в родной поселок. И вот когда Пятницкий собирал вещи подошел к нему одноклассник Прозоров и попросил переписать. За этим занятием и застал его смотритель училища священник И.И. Путилин. Прозоров сказал, что взял песенник у Пятницкого. [18, с. 8-9]

Из духовного училища Митрофану Пятницкому выдали документ, в котором говорилось, что «он уволен по постановлению училищного правления» и, видимо, в назидание другим было добавлено, что «Пятницкий не может пользоваться преимуществами, присвоенными окончившим полный курс учения в духовном училище». [17, с. 7]

После двухлетнего пребывания в большом городе сельская жизнь уже не могла удовлетворить жизнедеятельного мальчика. Он  едет к своей сестре Наталье в село Садовое. Там на сахарном заводе механиком работал ее муж и Митрофан устраивается учеником в механическую мастерскую. Работает он два года, но желание учиться, продолжать образование не покидает Пятницкого. У него была заветная мечта – стать сельским учителем. И вот в 17 лет Митрофан  опять едет в Воронеж. Большой город встретил его сурово. Работая писцом в Контрольной палате, Пятницким вел скромную жизнь на свой ничтожный заработок. Он занимается самообразованием, настойчиво овладевает знаниями, чтобы получить аттестат зрелости. Наконец он добивается своей цели и получает права учителя. Но специальность сельского учителя его больше не прельщает, у него появляются другие идеалы.

1.2 Профессиональное становление М.Е. Пятницкого

С годами у Пятницкого сформировался сильный голос, и еще больше выросла любовь к песне и пению. Он начинает увлекаться техникой пения, постановкой голоса. У Пятницкого появляется много друзей. Образуется небольшая группа вокалистов, которая вечерами собирается у Митрофана Ефимовича дома. В этом тесном кружке можно было услышать массу горячих споров о музыке, песне и исполнительском мастерстве.

Старясь проникнуть в тайны звучания человеческого голоса, разгадать «волшебство» прославленных мастеров пения, Митрофан Пятницкий посвящает много времени совершенствованию своего певческого мастерства. Он мечтает стать оперным певцом и петь как «итальянцы». А случилось это после того как Митрофан Ефимович услышал итальянскую оперу – выступление певцов из какой – то плохонькой труппы, гастролировавшей по ярмаркам малых городов России.[33]

А пел Митрофан Ефимович свои воронежские песни поистине замечательно. Он умел в сольном исполнении передать хоровую стихию русской песни, вплетая местами в свою партию звуки хоровых подголосков… Пятницкий обладал высоким баритоном, ровным во всем широком диапазоне…» [10, с. 74]

. В 1899 году он окончательно переезжает в Москву. [17, с. 9]

С этого момента у Митрофана Пятницкого начинается новая жизнь. Все время свободное от работы он отдает пению и песне. Но упорство при достижении своей цели дает результаты. Митрофан Пятницкий становится эстрадным певцом, исполнителем русских народных песен. Его репертуар состоит из народных песен в подлинной народно гармонизации. И это были те самые песни, которые он, будучи ребенком, слышал в своем родном селе Александровка.

В то время существовало общество народных развлечений, которое устраивало концерты в Сокольниках. В этих концертах участвовали знаменитые артисты, На один из таких концертов пригласили и Митрофана Ефимовича, как исполнителя русских песен. После этого концерта, где он имел огромный успех, пять раз пел на бис, Пятницкого пригласили на работу в общество. Митрофан Ефимович начал устраивать от имени общества концерты  - летом в Сокольниках, зимой в Политехническом музее.

 И вот первого сентября 1903 года Пятницкий Митрофан Ефимович, как признанный авторитет в области русской народной музыки, становится членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Начинается новый этап его творческой деятельности.

 

1.3  Экспедиционная деятельность М.Е. Пятницкого

 

И так с присущей ему энергией, Пятницкий принимается за собирание русских народных песен, сознавая, что «если еще есть в мире поэзия, то ее нужно искать среди народа» (Добролюбов). [17, с. 11] Проникнувшись идеей сохранения и популяризации музыкального фольклора, Митрофан Ефимович осуществляет свою первую фольклорную экспедицию.

Первым делом, он отправляется на свою родину в село Александровка, так как понимает, что именно здесь в «медвежьем углу» в большей мере сохранились нетронутыми формы народного быта, искусства и культуры. Работа в полевых условиях, собиратель фиксировал только поэтические тексты, музыкальный материал ему приходилось запоминать и затем по памяти производит нотировку самостоятельно или прибегая к помощи опытного музыканта В. Пасхалова.

Митрофан Ефимович  понимал все несовершенство подобных экспедиционных материалов. Песни, записанные с помощью карандаша и бумаги, не могли передать красоту тембра исполнителей, всю тонкость ее мелодики и фактуры.

Мечта об осуществлении полноценных сеансов звукозаписи реализовалась. Вскоре он приобретает фонограф и начал производить механическую запись. Важно отметить, что это было большим шагом вперед.

Механическая запись давала возможность получить песню со всеми ее мельчайшими оттенками. [17, с.14]

Пятницкий продолжает свою экспедиционную деятельность. Он вновь возвращается на свою родину. Приехав в Александровку, Пятницкий обнаруживает там прекрасную песенницу Арину Колобаеву. [Приложение 3 Фото №1] Эта женщина своим пением развеяла все сомнения Митрофана Пятницкого, все его искания многих лет. Простая крестьянка была представительницей той хоровой культуры, которая отвечала самым строгим требованиям специалиста – музыканта. Стиль, постановка голоса, природная исполнительность – все было в ее пении.

Продолжая свои поиски, Пятницкий приезжает к своему брату в Усмань и находит там «клад» -  целую семью песенников. Вот как он вспоминает об этом:

«- В поселке, говоришь хорошие певцы. У нас, брат, ест не хуже. Усмань тоже не лыком шита. Позовите Леденевых и Калашниковых…

На столе  - угощение, за столом – жалеечник Иван Алексеевич Леденев, его жена, Ефимия Васильевна, две его замужние сестры, Ефросинья Алексеевна Калашникова и Аграфена Алексеевна Трубчанинова, а так же их сваха, Марфа Максимовна Кривцова. Поют они складно, умело. Не раз, видно, пели вместе. Пятницкий в восторге и от певцов, и от жалеечника.

- Клад! Ни чего не скажешь. Хорошо!» [18, с. 28]

Именно в это время и зародилась у Митрофана Пятницкого мысль показать широкой русской общественности лучших представителей подлинно народной русской школы пения. Хоровая культура, уходящая своими корнями в глубокую древность, сохранившая стиль народного песенного искусства былых веков, целиком и полностью поглощает Пятницкого. Пятницкий занимается не только собиранием народных песен, но и старается  полностью фиксировать все обычаи и обряды русского народа.

Первая поезда по собиранию русского фольклора дала хорошие результаты. Он постарался зафиксировать наиболее яркие в концертном плане образцы. Особое внимание уделялось плясовым, протяжным песням и духовным стихам, практически не затрагивая обрядовый фольклор. Воронежские песни, записанные им в поездке, были исполнении самим Пятницким на заседании этнографической комиссии и произвели  большое впечатление. Но вся это работа носила характер лишь исследования песен узким кругом любителей -  специалистов, которые считали народную песню пережитком старины, образцом «уходящего» искусства, не имеющего ни какого значения для современности.

Пятницкий понимал, что искусство самобытное всегда оригинально, всегда ново. Знавшего настоящую цену русской песни Пятницкого не могло удовлетворить такое «любование стариной», он записывал песни не для простого коллекционирования, а для широкой пропаганды русского народного творчества. В 1904 году в свет выходит его первый сборник «Двенадцать русских народных песен Воронежской губернии, Бобровского уезда». Этот сборник, который издал на свои деньги, а точнее на деньги которые он взял в долг, сразу стал популярным среди музыкальной общественности.

Также он совершает свои экспедиции и записал  много песен в селах Козловка Бобровского уезда (ныне Таловский район), Гвазда Павловского уезда (ныне Бутурлиновский район) [Приложение3, Фото№2] и многих других местах.

Выступая с эстрады, Пятницкий продолжает исполнять народные песни. Его пение можно было услышать на народных гуляньях в Сокольниках, на Девичьем Поле и в других общественных местах перед «простой» публикой. [17, с. 12]

Через некоторое время вокруг  энтузиаста – песенника собираются любители народной песни, и создается «Ансамбль старинной песни М.Е. Пятницкого». В этот коллектив вошли певцы П.В. Козьмовская – Яковлева, М.А. Охримович, испонитель русских народных песен Мельников, исполнитель украинских песен В.К. Шевченко. [Приложение 3  Фото №3]

Экспедиционная деятельность Митрофана Пятницкого продолжалась на протяжении всей его жизни. Эти выезды Митрофана Пятницкого в период с 1920 по 1926 годы, положили начало новому этапу в истории региональных полевых исследования. Впервые на территории Воронежской губернии была осуществлена запись свадебных песен в этнографическом контексте, фонограммы которых являлись своеобразной звуковой иллюстрацией к текстовому описанию свадьбы.

В ходе полевых исследований Митрофан Ефимович этнографический материал записывал не со слов информаторов, как это делали раньше другие исследователи, а в процессе имитации обрядового действия. По его просьбе местные девушки разыгрывали свадьбу, но не сплошным спектаклем от начала до конца, а с паузами, которые использовали для пояснений происходящего. В результате все записи были наполнены интересными подробностями.

Пятницкий не только объединил разные для того времени направления – этнографию и музыку, но и в первые ввел методологический принцип фиксации интервью информаторов на звукозаписывающую аппаратуру. [14, с. 14]

К настоящему времени сохранились этнографические описания двух свадебных обрядов, записанных им в 1920 году в селе Донское Землянского уезда Воронежской губернии (ныне село Донская Негачевка Хлевенского района Липецкой области) и в 1925 году – в селе Усмань Собакина Воронежского уезда Воронежской губернии.

Тяжела политическая и экономическая ситуация Гражданской войны, последующих разрухи, голода, эпидемий делали полевые выезды Пятницкого крайне тяжелыми. Но, не смотря на все трудности, привезенные им фольклорные материалы, получили самую высокую оценку в музыкально – этнографической комиссии: «… достичь хороших результатов при сложившихся обстоятельствах, доставить этнографической секции ценный научный материал, извлечь из народа новые,  то есть не записанные до сих пор прекрасные по напевам и содержанию песни, - мог человек с таким громадным опытом обращения с крестьянским народом и так глубоко преданный восстановлению народного искусства, как М.Е. Пятницкий. Считаю, что тов. Пятницкий блестяще выполнил возложенную на него музыкальным отделом задачу по экскурсии». До 1920 года полевые экспедиции называли экскурсиями. [5, с. 13]

 

Выводы: Митрофан Ефимович Пятницкий – великий русский музыкант, исполнитель, собиратель русских народных песен. Влияние на формирование личности М.Е. Пятницкого повлияло множество факторов, но прежде всего окружение в детские годы. Рос Митрофан Пятницкий в семье священнослужителя. Начальное музыкальное образование получил в духовном училище и от отца, который прививал сыну навыки церковного пения. Погружение в духовную музыку сказалось на формировании его вокального и художественного вкуса. Страсть к академическому пению, появившаяся в детстве, прослеживалась в течении всей жизни как в желании петь на оперной          сцене, так и в исполнительской манере исполнения народных песен.

С другой стороны на формирование Пятницкого огромное оказала традиционная музыкальная культура родного села. Воспитываясь непосредственно  в среде естественного бытования народных песен, он сохранил в своей памяти красоту и богатство местной культуры.

С селом Александровка Бобровского уезда (ныне Таловского района) связаны основные этапы его творческой жизни: издание первого нотного сборника «12 русских народных песен Воронежской губернии Бобровского уезда», начало экспедиционной деятельности и применение фонографа и, наконец, идея создания первого в России  этнографического крестьянского хора. 

Активно занимаясь собирательской практикой в области фольклора и этнографии, он внес значительный вклад и в историю региональных полевых исследований, внедрил новаторские для того времени приемы записи экспедиционных материалов, прославил воронежскую песенную культуру, собрав большое количество музыкальных образцов.

Глава II ". ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР ИМЕНИ М. Е. ПЯТНИЦКОГО

 Познакомившись с Ариной Колобаевой, Семьями Леденевых и Калашниковых, Митрофан Ефимович был полон намерений отвести их в Москву: «- Надо их повезти в Москву, - говорит Митрофан Ефимович после ухода певиц. – Обязательно! Три посельских, пять усманских. Это уже чуть ли не хор. Ведь никто еще не показывал в Москве настоящих певцов – крестьян. Выступали рожечники Н.В. Кондратева, балалаечники В.В. Андреева. А вот певцов с подлинными песнями «поющей деревни» в концертах еще не было. А их – то и надо не в трактир, а на большую сцену, на концертную эстраду.». [18,  с. 28].

Приехав в Москву, Пятницкий делится своими мыслями с женой Анастасией Владимировной и ближайшими друзьями -  В.К. Шевченко, В.Ф. Лебедевым, В.В. Пасхаловым. Эта мысль поразила всех. Но для того что бы организовать эти концерты нужны были деньги, которых у Пятницкого не было. И Пятницкий решил обратиться за помощью в Музыкально-этнографическую комиссию: «- Неужели музыкальная Москва, в частности Музыкально – Этнографическая Комиссия, не поможет осуществить этот план и откажется от такой сокровищницы, как эта воронежская деревенская капелла!». [10, с. 76]

Но, увы. Оказать материальную помощь для проведения в жизнь его проекта Комиссия не смогла. Средств на организацию экспедиции и на устройство этнографических концертов она не имела. Казенные средства имелись только на издание «Трудов» и просить об экстренном добавлении на «выписку» в Москву крестьянского хора было бесполезно. Но Пятницкий не терял надежды.

Тем временем гулял Митрофан Ефимович как-то, раз за Новодевичьим монастырем и услышал пение. Пятницкий, не колеблясь, подошел к девушке и завел разговор. В разговоре он узнал, что она работает на ткацкой фабрике, и зовут ее Матрена Рогачева. [Приложение 3, Фото№4] Пятницкий приглашает Рогачеву к себе вместе с ее подругой Евдокией Тарасовой. Слушает их Митрофан Ефимович и восторгается: «- Какая правильная постановка голоса!.. Хоть на показ веди в консерваторию.».[18, с. 31]

От Матрены Рогачевой Митрофан Ефимович узнал о том, что возле общежития, в котором она живет, часто играют песни, водят хороводы, пляшут. И что есть там двупалый весельчак, балагур, плясун – Кузьмич Клоднин.

 С тех пор у постоянно у Пятницкого бывали гости с фабрик и заводов. Особенно ему понравились К.И. Абрамов и С.С. Хорошев. У них были сильные высокие голоса и хорошая народная манера петь. Ефрем Кузьмич Клоднин познакомил Пятницкого еще с одной певуньей: «Я тебе, Митрофан Ефимович, приведу не девку, а черта,  - шутит Клоднин и приводит очень интересную девушку Матрешу Гражданенкову.».[18, с. 31] [Приложение 3, Фото № 4]

Так появился Московский крестьянский хор. Начались репетиции. Певцы рязанские, смоленские перенимали песни воронежские, слушая фонограммы. Вот, что об этом писал В. Пасхалов: «Довелось мне побывать в лаборатории самого Пятницкого – пишет Пасхалов. – Там, на его квартире, шел процесс «перенимания» песен. Участники Московского крестьянского хора… выслушав фонограмму хоровой песни Воронежской губернии, «расшифровывали» ее… не опуская никаких деталей. А потом сам Митрофан Ефимович становился хористом, пел и «перенимал» песни Смоленской и Рязанской губернии». [18, с.32]

Мысль где - же все таки достать средства для осуществления своей мечты не оставляла Пятницкого в покое. И вот, наконец, после долгих мытарств Пятницкому, наконец, удалось заинтересовать одну великосветскую даму – баронессу Бутберг, которая как раз в это время занималась организацией концерта в пользу детской сельскохозяйственной колонии.

«-Вы же поймите, - говорил ей Пятницкий, - в первый раз в Москве «поющая деревня» не трактирная, не ресторанная, а подлинная. Чистое золото, Когда и где это было».[18, с. 32]

Мысль Пятницкого об устройстве в Москве такого «экзотического» крестьянского концерта заинтересовала баронессу и показалась ей заманчивой. Она была уверен, что, вне всякого сомнения, москвичи поспешат познакомиться с новинкой и, таким образом, полный сбор с концерта будет обеспечен.

Баронесса Бутберг решила пойти на встречу Митрофану Ефимовичу и предоставить ему необходимую сумму. Но прежде чем это сделать она потребовала от Пятницкого, что бы он указал ей на авторитетного эксперта, который подтвердит научно – художественное значение концерта. И таким экспертом стал В. Пасхалов. Будучи знакомым с фонограммами и восхищаясь песенным материалом и своеобразием крестьянского хорового пения, В. Пасхалов, не колеблясь, подтвердил культурно – музыкальное значение крестьянского концерта.

Наконец Пятницкий получил необходимую субсидию от баронессы, и крестьянский хор прибыл в Москву.

Мечта Пятницкого осуществилась. В Москве произошло неслыханное событие. В зимний погожий день на улицах появилась маленькая невзрачная афиша, напечатанная на сероватой оберточной бумаге. Афиша извещала, что в четверг 17 и пятницу 18 февраля 1911 года в Малом зале «Благородного собрания» состоится концерт крестьян Рязанской, Смоленской и Воронежской губерний. [Приложение 4,  Фото №1]

Когда поднялся занавес, перед переполненным зрительным залом предстала группа крестьян, одетых в праздничные домотканые наряды. Здесь все было просто, самобытно, без прикрас, сама жизнь в звуках. И песни были самые обыкновенные «мужицкие», с соблюдением характерных черт местного говора.

Пятницкий о первом концерте рассказывал так: «- Народу было полным – полнешенько. У меня температура 38. Поехал на концерт совсем больной. Но концерт отложить нельзя было. Я решил сказать несколько слов перед концертом. Говорил приблизительно так: «…Чтобы показать подлинно русскую народную песню в подлинном не испорченном исполнении, я пригласи певцов крестьян в Москву. Пусть они сами покажу, сто такое русская песня»… Беру Аринушку за руку и сам запеваю.… Хор подхватывает так, что меня в дрожь бросило. В публике такой гвалт, такой гвалт – невероятное. Я успокоился. Сел и только объявлял названия песен». [18, с. 33]

Концерт прошел с большим успехом, особенно второе отделение. Когда запели песню «Чтой – то звон…» все заплясали.

Вот, что писал об этом концерте известный музыкальный критик Ю.Д. Энгель:

«Подлинные старинные русские песни в подлинно народном исполнении – такова была выдающаяся по интересу программа «утра», устроенного М.Е. Пятницким в пользу дамского благотворительного Комитета, Участвовало  в «утре » несколько групп крестьян – певцов и певиц Воронежской губернии, с которыми он познакомился во время своих поездок «за песнями» Таким образом, публика могла встать лицом к лицу с настоящими народными певцами  - теми самыми деревенскими артистами и артистками, жившими художественными традициями которых и доселе держится еще на Руси старинное песенное  искусство». [10, с.76] [Приложение 4,  Фото №2]

После первого концерта Пятницкий ищет новые формы преподнесения песен. Как известно, народная песня всегда связана с игрой, обыгрываниями, поэтому со второй программой Пятницкий старается раскрыть не только все мелодическое богатство народной песни, но и показать ту бытовую обстановку, при которой совершается тот или иной обряд, связанный с песней, сохранить колорит места и времени.

Концерты повторились в январе 1912 года. Но строились они немного по-другому.

«…Настоящий концерт, - читаем мы в программе концерта хора Пятницкого, - представляет из себя попытку демонстрировать русскую песню в той обстановке, в которой она зарождается и живет у народа, ее создавшего». [18, с. 35]

Все песни преподносились на очень высоком уровне. Именно поэтому уже впервые годы концерты хора Пятницкого нашли горячий отклик и поддержку со стороны передовой общественности России. В адресе, преподнесенном ему от публики на одном из концертов в 1913 году, говорилось: «Вы много сил и трудов положили на пользу родного искусства. В Вас счастливо сочетались: умение сблизиться с народом, выдающаяся энергия и вкус настоящего музыканта». [17, с. 18]

Первые концерты хора крестьян Митрофана Ефимовича Пятницкого явились триумфом русского народного искусства. Заслуженный успех выпал на долю, как самих исполнителей, так и исполнявшихся песен.

Газеты писали, что концерты были «неожиданным откровением», что «песни, исполняемые крестьянами, очень интересны и, по словам и по напевам, среди них есть прямо  жемчужины». [17, с. 19]

Успех крестьянского народного хора никак нельзя считать случайным. Секрет хора заключался в том, что все его участники были талантливым самородками, которые владели в полной мере даром проникать своим пением в души людей. Это был люди, для которых пение было не просто обязанностью, а жизненной необходимостью.

Во время Пятницкий не предполагал, что устраивая концерты крестьян, он тем самым содействовал зарождению и развитию нового типа хора – русского народного хора, в котором участники не только певцы, но и исполнители хороводов плясок, бытовых народных сцен.

Обстоятельства складывались благоприятно для процветания крестьянского хора. Но начавшаяся в июле 1914 года война вырвала из этого коллектива лучшие мужские голоса. Два последующих революционных года сильно затормозило дело начатое Пятницким. К счастью у него всегда был под рукой организованный им ансамбль, в котором все участники кроме Козмовской, не были оперными певцами.

Что бы иметь материальную базу для организации «крестьянских» концертов, Митрофан Ефимович решил искать меценатов в торговой среде. И в скорее эти поиски увенчались успехом. Такой меценат нашелся. Это был Роберт Кенц – владелец магазина металлических конструкций. Этот этап деятельности Пятницкого продолжался в период с 1913 по 1917 год, в результате чего появился документ сборник под общим заглавием «Концерты М.Е. Пятницкого с крестьянами».

До Великой Октябрьской  революции крестьянских концертов под руководством М.Е. Пятницкого было не много. Но даже те немногие концерты оставили глубокий след в русском искусстве. Прежде всего, они сделали то, что повысили интерес к «поющей деревне», к особенностям строения подлинной русской песни.

В 1917 году на улицах шли дискуссии о земле, войне и мире. Часто звучало имя Владимира Ильича Ленина. Наступила Великая Октябрьская революция, которая открыла широкую дорогу для деятельности  Митрофана Ефимовича и его хора. Хор стал выступать не три-четыре раза в год, а постоянно в клубах, воинских частях, садах. Особенно большую работу проделал хор на вокзалах.

«В крестьянских зипунах, с котомками в руках в солдатскую гущу пробирался незаметно крестьянский хор Пятницкого. Кое-как умащивался и как будто для себя и про себя он начинал петь крестьянские песни. Умолкал шум, и тесное кольцо слушателей охватывало поющих… И крестьяне пели долгими часами, в то время как поезда один  за другим загружали вокзалы». [18,  с. 49]

Песни хора были понятны, близки и дороги широким массам трудящихся, красноармейцам. Хор повсюду был желанным гостем. Но ничто так не взволновало Пятницкого и не поддержало его, как высокая оценка  его работы данная В.И. Лениным. Свидание с вождем заставило его еще энергичней, настойчивей вести работу в области собирания и широкой пропаганды народного творчества. Это свидание состоялось 23 сентября 1918 года и проходило оно по рассказу Митрофана Ефимовича так:

«Владимир Ильич выздоравливал после ранения. 22 сентября мы должны были петь в Кремле, в Свердловском клубе, для красноармейцев. И вдруг нам передают, что на концерт пришел Владимир Ильич. Одеваемся, волнуемся. Думаем: послушает Владимир Ильич одну-две песни и уйдет. А вышло по–другому. Раскрывается занавес. Внизу, в первом ряду, сидит Ленин. Рука перевязана.… Когда кончился концерт, мы отправили через коменданта полевые цветы Владимиру Ильичу. Комендант вернулся и сказал мне: «Владимир Ильич просит вас прибыть к нему завтра», - и дал пропуск в Кремль ». [18,  с. 50-51]

После разговора с Владимиром Ильичом, Пятницкий дарит ему фотографию хора, а Ленин говорит: «Это хорошо! И продолжайте это делать, Если что-нибудь нужно будет вам, черкните на клочке бумажки, и я вам помогу». [18, с. 52]

Пятницкого поразила эта встреча с Лениным. Он не раз рассказывал об этом. До революции никогда никому не было дела до его работы, до его хора, а теперь сам Ленин глава государства заинтересовался его делом и обещал помощь. Но никогда Пятницкий не беспокоил Ленина, как бы тяжело ему не было. Со своими проблемами он обращался к А.Д. Цюрюпе или А.В. Луночарскому и они помогали.

Хор Пятницкого являлся неизменным участником народных гуляний в городском Сокольническом саду, на Андроньевской площади, в Екатериненском парке и других площадях и парках Москвы.

Популярность хора росла из года в год. В апреле 1922 года он как художественный коллектив был зарегистрирован в секции работников искусства и просвещения при отделе труда Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов.

В 1923 оду участие в судьбе хора принимает М.И. Калинин. Постановлением ВЦИК от 4 июня 1923 года ассигнуются средства на содержание хора. В том же году хор с успехом выступает на Всесоюзной выставке сельского хозяйства. Это выступление имело огромное значение, так как по всей стране началась массовая организация своих «хоров Пятницкого» и сельских певческих коллективов.

Только с приходом советской власти народ по-настоящему узнал о хоре Пятницкого. Когда в 1924 году началось развитие радиовещания, то это способствовало распространению славы хора до самых дальних уголков страны.

Не смотря, на свою большую концертную деятельность, Митрофан Ефимович продолжает работу по собиранию народных песен, каждое лето разъезжая со своим фонографом преимущественно по селам родной Воронежской губернии.

22 февраля 1925 года ознаменовался для хора большим событием. В это время по  решению правительства был отмечен двадцатипятилетний юбилей деятельности М.Е. Пятницкого. И постановлением коллегии Наркомпроса от 17 февраля 1925 Митрофану Пятницкому было присвоено звание заслуженного артиста республики и вынесено решение об организации при хоре музея русской народной песни. Этот юбилей еще больше укрепил авторитет хора.

Окрыленный званием заслуженного артиста республики Митрофан Пятницкий летом 1925 года снова едет в Воронежскую область. Это была его последняя поездка на родину.

С осени 1925 года Митрофан Ефимович все реже и реже появляется в концертах. Все организационные дела он передает своему племяннику Петру Михайловичу Казьмину.

В конце 1926 года, когда болезнь уже совсем приковала Пятницкого к постели, он пишет письмо Наркому просвещения А.В. Луначарскому, просит изыскать средства для содержания хора, закрепить его состав. 21 января 1927 года Пятницкий получил ответ от Луночарского, в котором писалось: «Хочу, чтобы вы были уверенны, что я приложу все усилия для поддержки дорогого вам дела, которому я надеюсь, вы еще послужите». [18,  с. 65]

Когда Пятницкому прочитали эти строки, по его довольному лицу разлилась улыбка. Но что - либо ответить он уже не мог, не было сил. Это было всего за несколько минут до того как перестало биться благородное сердце, беззаветно любившее народную песню Митрофана Ефимовича Пятницкого.

Заключение

 

Митрофан Ефимович Пятницкий  – величайшая фигура культурной жизни России конца XIX начала XX веков. Он был одним из тех, кто горячо любил русскую природу, русский народ, кто всю свою жизнь посвятил русской народной песне. Благодаря стараниям и большому труду Митрофана Пятницкого им было записано около 400 песенных образцов, изданы нотные сборники старинных русских песен, сделаны записи на фонограф голосов народных исполнителей, создан первый крестьянский хор. Сын деревни, воспитавшийся под могучим обаянием народного художества, он посвятил народной песне всю свою жизнь. Митрофан Ефимович Пятницкий увлекался народной песней с детских лет и до последнего дня своей жизни.

Пятницкий беззаветно преданный песне народа, немало сделал для ее изучения, а в частности -  для изучения песен Воронежского края, где он почерпнул для себя богатый песенный материал.

О заслугах М. Пятницкого для науки веское слово сказали знаток народной музыки, такие как В. Пасхалов, А. Кастальский высоко оценив его работу. Заслуга Пятницкого в том, что он показал городу неведомую ему подлинную русскую  поющую деревню.

Больше 25 лет своей жизни Митрофан Ефимович Пятницкий посвятил русской народной песне. Он глубоко верил, что русская песня займет почетное место в Советской стране, что пытливые собиратели песен и народных танцев откроют еще немало богатств, созданных великим народом, что на советской эстраде появится большое количество отдельных певцов и коллективов, хорошо исполняющих русские народные песни.

Неоценимый вклад внес Митрофан Ефимович и хоровую культуру.  На заре становления его хорового коллектива была создана новая форма сохранения и популяризации народной песни.

Впервые крестьяне из глубинки, хранящие архаическую традицию, были выведены на профессиональную сцену. В области вокальной музыки – это был совершенно новый опыт.

Покоренный задушевностью народных напевов и голосами деревенских певцов, Митрофан Ефимович снимал селя с завалинок и отрывал от сохи, чтобы все узнали насколько «дивны и чудны русские песни».

Хор имени М.Е. Пятницкого и по сей день бережет вековые традиции, но при всем этом является современным коллективом, соблюдая баланс между вековыми традициями и сегодняшними реалиями. Хор имени М.Е. Пятницкого и посей день, является визитной карточкой нашей страны.

Память о Митрофане Ефимовиче Пятницком жива и сегодня. Его творчество востребовано до сих пор как на малой родине  - в селе Александровка Таловского  района Воронежской области, так и по всей России. 

В настоящее время культурное наследие Митрофана Пятницкого представлено:

- многочисленными песенными коллективами такими как: в Москве – Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого. В Воронеже – Государственный академический Воронежский русский народный хор, при музее «Русская песня» существует детский фольклорный ансамбль «Желанушка», названый в честь Арины Колобаевой. Так же в селе Александровка на родине Пятницкого ансамбли «Анастасия», «Молодость», «Веснянка», «Колечко», «Соловьюшки».

- сборники старинных русских песен. Надо отметить, что приемники Пятницкого продолжали начатое им дело. И на протяжении XX  начала XXI веков пополняли и пополняют эти сборники.

- музеи имени М.Е. Пятницкого.  Самым главный музей – это «Музей русской песни», который находится в Москве. Этим музеем стала квартира Митрофана Пятницкого на Девичьем поле. В городе Воронеже на улице Пятницкого, в СОШ №37 расположен народный музей имени М.Е. Пятницкого «Русская песня». Директор Римма Ивановна Харахурсах. Этот музей открылся 24 декабря 1969 года. С того времени количество экспонатов в нем увеличилось от ста до двух тысяч трехсот двадцати трех предметов русского народного творчества. Роль и значение музеев  очень велико, поскольку они являются значимым культурным историческим центром по сохранению памяти о великой выдающейся личности М.Е. Пятницкого, его творческой деятельности

Культурное наследие Митрофана Пятницкого живет и востребовано. Сегодня, когда остро ощущается потребность в знании национальной культуры, когда мы пытаемся вернуть России ее забытую историю, русская народная песня помогает сохранению и возрождению народных традиций, способствует их пропаганде и популяризации русской культуры в целом.

Можно с уверенностью сказать, что личность Митрофана Пятницкого неразрывно связанна с Воронежским краем. Он навсегда останется нашим земляком, который внес огромный вклад в сохранение и изучение Воронежского края, его обычаев и быта.

 

Список источников и литературы

  1. Источники

Опубликованные документы

 

  1. Из архива М.Е. Пятницкого// Советская музыка, 1964.- №7

  2. Келдыш Ю.В. История русской музыки  В 10 т. Т 9 Конец XIX начало XX века часть вторая/ Ю.В. Келдыши [и др] – Музыка, 1994. – 398с.

 

  1. Литература

Статьи из журналов  и сборников

  1. Глазкова Л. Об исполнении русской народной песни // Советская музыка. – 1950. - №5 – С.38-40

  2. Кириллова З. Наша песня не забава // Московская правда. – 1986.

  3. Красикова Н. Где ты, русская песня? // Воронежский телеграф. – 2014. - №175 – С.28-29

  4. Кретова А. Памать об Аринушке жива // Коммуна. – 07.09. 1995. – С.5

  5. Маврина В. Хор им. М.Е. Пятницкого: возвращение к истокам // Народное творчество. – 2011. - №1 – С.8-10

 

  1. Павлова В.А. митрофан Ефимович Пятницкий // Подъем. – 1964. - №4. – С.120-125

  1. Павлова В.А. Наш Митрофан Ефимович. К 100 – летию со дня рождения // Коммуна. – 1964. - №155. – С.3

  1. Пасхалов В. М.Е. Пятницкий и история возникновения его хора // Советская Музыка сборник статей. – Музгиз, 1944. -  С.73-85

  1. Подлесных С.Н. Собиратель русской песни // Битюгъ. – 2014. - №3 –С.30-33

  2. Пырин Н. Прикоснись душой к песне // Знамя труда. – 1997. – С.3

  3. Речменский М. Встречи с М. Пятницким (Из воспоминаний) // Советская музыка.  – 1961. - №3 – С.110-112

  4. Цветкова Е. Собиратель народных песен // Воронежское подворье.- 2014. - №2(48).- С.11-14

  5. Черноусов В. 90 лет с русской песней // Молодой коммунар. – 17.07.2001 – С.7

  6. Шереметьевская Н. Хору Пятницкого  - 85 лет // Народное творчество. – 1996.- С.9

Монографии

  1. Дорохов Г. М.Е. Пятницкий – создатель русского народного хора.- Воронежское областное книгоиздательство. – 1950. – 39с.

  2. Казьмин П.М. Страницы из жизни М. Пятницкого.- Центрально-черноземное книжное издательство. – 1964. – 68с.

  3. Ретова А.Ф. История села Александровка. Люди и судьбы . – Воронеж: Издательство имени Е.А. Болховитинова, 2004. – 139с.

  4. Мартынов И. Хор имени Пятницкого 1911-1961. – М.: Советская Россия, 1961. 52с.

  5. Массалитинова Н.К.,Красикова Н.П. Константин Массалитинов . С любовью к русской песне. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005. 230с.

  6. Мальцев В. Воронеж: Встреча с прошлым и настоящим. – Воронеж: ВГУ, 2005. 211с.

  7. На родине Пятницкого: буклет/ ГУК «Областной центр народного творчества». – Воронеж, 2008. – 18с.

  8. Полевой Ю.Л. Воронежцы. Знаменитые биографии в истории края. – Воронеж: Кварта, 2007. 519с.

  9. Сафонов Л.Г. Край песенный. – Воронеж: Издательство Воронежского Университета,1972. 186с.

  10. Сапелкина И.В. История Воронежского хора в песне и костюме. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство,2012. 95с.

  11. Широкова А. русские народные песни, записанные М.Е. Пятницким. – М.: Музыка,1964.

  12. Музыкальный словарь

  13. Музыкальная энциклопедия

Материалы конференций

  1. Косарева Т.В. Воронежское краеведение Традиции и современность // Культурное наследие М.Е. Пятницкого: материалы научно краеведческой конференции (Воронеж 27 ноября 2011 г.). – Воронеж, 2012. – С.374-378

  2. III.         Электронные ресурсы

    1. О былинах и песнях Великой Руси. Концерты М.Е. Пятницкого с крестьянами. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=2792#n=47 (Дата обращения 10.04.2016)

    2. Тюменские известия №80 от 15 мая 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://t-i.ru/article/new/1882 (дата обращения 15.04.2016)

    3. Хор имени Пятницкого Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pyatnitsky.ru/Zolotie-stranici-hora.html (дата обращения 01.04.2016)

    4. Хор имени Пятницкого. Статья в электронной энциклопедии «Википедия». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_академический_русский_народный_хор_имени_М._Е._Пятницкого (дата обращения 07.04.2016)

    5. Сайт http://wikella.ru

    6. Пермякова Александра Андреевна. Хор Пятницкого.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mega-stars.ru/video-yt/NlxqUoYloZk.php (дата посещения 20.04.2016)

    7. Песня русская, родная. Музей Пятницкого на улице Пятницкого. .[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://communa.ru/kultura/pesnya-russkaya-rodnaya-muzey-pyatnitskogo-na-ulitse-pyatnitskogo/(дата посещения 21.04.2016)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

АФИШИ, ФОТОГАФИИ, ИЗ НОВОУСМАНКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ.

Приложение 3

Приложение4

Просмотров работы: 49