Элементы народной культуры в городских традициях ХХ века. (на примере города Копейска)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Элементы народной культуры в городских традициях ХХ века. (на примере города Копейска)

Зайнетдинова Р.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 Копейского городского округа/ МОУ «СОШ №21» г. Копейска/
Шпакова Е.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 Копейского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Немало в мире разных городов,

и в каждом есть своя неповторимость.

Георгий Александров

Каждый отдельный город несёт в себе уникальную историю традиций и судеб, отражающих историю страны, знать и чтить которые должен каждый его житель. В современной культурологии сложилось несколько теорий на существование «народной культуры» в ХХ веке. Наиболее актуальные, на наш взгляд, это теория профессора Санкт – Петербургского государственного университета А.А. Бурыкина, главная идея которой в том, что «традиционная архаическая этническая культура после 20 – 30 – х годов ХХ века переживает депрессивные времена, но не перестаёт существовать, лишь обрастая социально – обусловленными инновациями». Вторая теория В.П. Терина- профессора Московского Государственного Университета международных отношений. Он говорит о том, что «в 40 – е послевоенные годы и вся вторая половина ХХ века – это время формирования региональных культур, подъём национального самозрзнания, бурное развитие техники, активное освоение теорий, слияния наук с производством, формирование нового мировоззрения. На смену народной культуре приходит «массовая культура», появляются устойчивые словосочетания "Массовые издания", "массовые зрелища", "массовые песни", "места массового отдыха", "оружие массового поражения", "товары массового спроса", "массовое производство" и "массовое потребление" - этих примеров достаточно, чтобы вспомнить, что все эти понятия взросли в лоне культуры "массового сознания", иначе, "массовой культуры". Традиционность носит лишь прикладной характер». Какая из этих теорий может подтвердиться в результате исследования культуры Копейска?

Данная тема актуальна тем, что сегодня такие процессы, как «массовая культура», «народная культура» уходят в прошлое. Им на смену приходят такие новые элементы городской среды, как «торгово – комплексная» культура, «тематические праздники», «интернет – пространство» города. Поэтому важно выявить особенности культурного развития таких городов, как Копейск, изучить особенности городской среды прошлого.

Отличительной особенностью нашего города является отсутствие глубоких исторических корней – большинство городов формировались в период средневековья на пересечении торговых путей. Но история Копейска – это история индустриального города с прочной советской идеологией. Этим обусловлены и хронологические рамки моего исследования 1933–2000 гг. К тому же, наш город глубоко провинциальный, большая часть его территории занимает частный сектор. Можно ли вообще говорить о наличии элементов массовой культуры в сложившихся традициях ХХ века? Это вопрос, на который сегодня нет объяснения, так как данная проблема поднимается впервые в краеведении Копейска.

Целью нашего исследования является исследование элементов массовой культуры в городских традициях ХХ века (на примере г. Копейска).

Объект исследования: городские традиционные мероприятия ХХ века как результат трансформации народных праздников.

Предмет исследования: элементы массовой и народной культуры в городских традициях ХХ века. (на примере города Копейска)

Задачи исследования:

1.Изучить, обобщить и проанализировать информационные источники по данной теме.

2.Определить особенности культурного развития Копейска.

3.Выявить элементы народной культуры в городских традиционных мероприятиях. (массовые гуляния, танцевальные вечера).

4.Сравнить культурные праздничные традиции Копейска прошлого и настоящего на примере праздников «Новый год», «День города».

5.Провести анализ современного состояния элементов народной культуры в городских традициях ХХ века (на примере города Копейска)

Методы исследования:

1.теоретический: анализ исторических источников, систематизация

статистического и документального материала;

2.сравнительно-исторический: сравнение социокультурного пространства Копейска прошлого и настоящего.

3.интервьюирование с деятелями культуры изучаемого периода. (Гейдт Ниной Адольфовной, Клевакиной Людмилой Ивановной, Петроченко Дмитрием Владимировичем и другими).

Гипотеза: Городская индустриальная культура в ХХ веке была основана на обычаях и традициях народной культуры.

Новизна работы: Новизна работы состоит в том, что данная тема в краеведении Копейска до сих пор не поднималась.

Практическая значимость: Материалы данной работы использованы

для подготовки к классным часам посвященным изучению родного края,

урокам МХК.

Перспективы: Для более полного раскрытия темы необходимо

продолжить исследовательскую работу, расширив хронологические рамки

исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Особенности городской культуры Копейска

По времени своего происхождения – начало ХХ века, Копейск можно отнести к городской культуре индустриального типа. Её особенность заключается в том, что она начинает формироваться в России в конце ХIХ–начале ХХ века и продолжался до конца 50-х гг ХХ века. Внешними признаками проявлений этого процесса служат резкое увеличение численности городов и городского населения, и неизменный процесс - индустриализация.

Присутствие большой доли частного сектора, говорит о том, что городской образ жизни упорно сохраняет черты сельского. На протяжении ХХ века в Копейске создавались новые советские традиции, которые несли в себе элементы народной культуры.

1.1. Городские массовые гуляния в Копейске как элемент народной культуры

Обрядовые гулянья издавна были спутником народного быта. Еще с XIV-XV вв. на народных гуляньях проходили выступления актеров-«потешников» и «забавников». Сроки народных гуляний совпадали с вехами церковного календаря. [4.С.144].

Народные гулянья почти до конца 1890-х гг. проводились на открытом воздухе – в Петербурге на Адмиралтейской площади, на Марсовом поле; в Москве – на Новинском бульваре. В традиционной культуре народные гуляния были очень зрелищными. Они включали в себя ярморочную торговлю, выступления цирковых коллективов, балаганы и аттракционы. В ХХ веке, «народные гуляния» принято называть «массовыми». Изучив большой объём литературы, мы впервые представляем результат нашего исследования о массовых гуляниях ХХ века, основанного на материалах интервью и публицистических источниках.

Одним из центров формирования городской культуры Копейска был городской парк. Традиционно здесь проводились мероприятия для ветеранов, еженедельно организовывались танцы под живую музыку. Выступали Вокально-инструментальные ансамбли с песнями группы «Битлз», «Пинк Флой», Синие Гитары», Ю. Антонова. Молодёжь приходила пешком даже с посёлков. Цветомузыка собиралась из светофоров и подручных средств. Городской парк в народе называли «огород», так как сцена-ракушка была огорожена деревянным заборчиком. Обычным явлением для нашего города были «массовые» или народные гуляния. Которые сопровождались игрой на гармони, баяне, исполнением песен, играми и танцами. Вот выдержка из статьи газеты 1968 года: «Около двух тысяч трудящихся побывали в прошедшее воскресенье в городском саду на массовом гулянии. Оживлённо было возле качелей и каруселей. Не пришлось скучать и шахматистам, в библиотеке сада расположились несколько шахматных досок. Здесь же можно было почитать свежие газеты и журналы. Когда опускались сумерки на танцевальной площадке сада собралась молодежь. До полуночи не смолкали в городском саду музыка, смех, шутки». [7]

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в отличие от традиционной культуры, массовые гуляния индустриального ХХ века отличаются прежде всего:

1. Сроками своего проведения – они проходили вне зависимости от церковного календаря, в летнее время.

2. Помимо зрелищности, обязательным была досуговая составляющая гуляний – игра в шахматы, чтение книг и газет, мероприятия для ветеранов.

Традиционными оставались зрелищные мероприятия – выступления творческих коллективов города, танцы под живую музыку, аттракционы, игры, песни под народные музыкальные инструменты – гармонь и баян.

1.2 Танцевальные вечера и дискотеки – молодёжные традиции ХХ века

Изначально, Копейск был городом молодёжи, поэтому и 100 и 50 лет назад после тяжёлых «забойных» смен на шахтах и заводах, молодёжь Копейска шла общаться и танцевать. Слово «танцы» или «танцульки», это не просто название одного из видов спорта, это слово означало досуг, образ жизни, который становится традицией рабочей советской молодёжи. Танцевали, прежде всего под живую музыку, под песни Вакально – инструментальных ансамблей, котрых в Копейске было достаточно много. Зимой танцы проходили во Дворцах культуры, которых в Советское время насчитывалось больше 20. В конце 60 – х гг. танцы проводились в ДК им. Кирова. Танцпол собирал по 1600 человек. Гардероб был переполнен. Даже в зимнее время на танцы приходили очень нарядно одетыми, приносили вторую обувь. Девушки обязательно одевали капроновые чулки и туфли на каблуках, красивые платья, все старались быть одинаково красивыми. Что бы не перепутать валенки, их подписывали. Переодевались везде - в холле, на втором этаже, административных кабинетах. В начале 70 - х годов пришла установка принимать на танцы столько человек, сколько вмещает зрительный зал. Поэтому на танцы стали пускать не больше 500 чел.

В 1974 г. по инициативе Гейдт Н.А впервые была проведена дискотека. Проходила она в ДК им. Кирова. Оборудование и записи музыки привезли из г. Челябинска, дворца культуры Железнодорожников. По городу были развешаны афиши, но, несмотря на это, на первой дискотеке в Копейске было всего 15 человек. Люди не знали, что это такое, и никто не пришёл. Слово «дискотека» казалось чем – то страшным и буржуазным. Музыка на дискотеке была в записи на граммофонных пластинках или в бобинных магнитофонах, её включал и регулировал ди-джей. На следующей дискотеке был уже полный зал. В середине 70 – х годов в Копейск пришло стиляжное направление, юноши носили брюки – клёш, яркие рубашки с большими воротниками. Девушки делали начёсы на волосах и одевали яркие юбки и платья. Так, дискотека в Копейске пришла на смену танцам. Хотя в городском парке ещё долго традиционно проходили танцевальные вечера. [5]

Глава 2 Трансформация традиций празднования массовых праздников горожан в ХХ веке

2.1. Изменения в обычаях празднования Нового года на страницах газеты

«Копейский рабочий»

Празднование нового года в России можно разделить на три больших периода:

1) Царский период. 2) Советский период. 3) Постсоветский период.

В нашем исследовании мы рассматриваем складывание традиций «советского нового года», так как имеющиеся у нас источники - газета «Копейский рабочий», отражает жизнь общества именно в этот период. Если проследить динамику публикаций о празднования Нового года в Копейске на страницах газеты «Копейский рабочий» №1 за 1947 г. по 1997 г., то разница очевидна. Меняется само отношение к этому мероприятию. В ранних газетах нет обращения с поздравлениями граждан города, в статьях написано лишь о проведении новогодних утренниках в детских садах, обязательно упоминание о том, что дети славили товарища Сталина, подаривших им счастливое детство. Есть и публикации о том, что Рождество – это праздник «буржуазного общества», изживший себя в Советском государстве. В газете 1967 года впервые говорится о том, что проводится «Голубой огонёк», в школе №6. О праздновании нового года в училищах города (училище №1), где проводились «танцы, игры, аттракционы», Дед Мороз и Снегурочка традиционно раздают подарки. На новый год коллективы самодеятельности города готовили премьеры своих постановок. Так, в 1977 г. «Коллектив самодеятельности Дворца культуры им. 30 лет ВЛКСМ под руководством А. Пискарёва закончили работу над пьесой – водевилем «Свадебное путешествие». Так же в 70- е годы впервые упоминается о проведении новогодних маскарадов. Однако, мы встречаем статью под заголовком «Молодёжные вечера организуются неумело», в которой студентка Челябинского культпросветучилища Р. Устьянцева пишет в редакцию с жалобой о том, что Новогодний вечер, проведённый во дворце Кирова сводится лишь к организации танцев. «Новогодний вечер превратился в обычные «танцульки», не было ни аттракционов, ни новогодней викторины». Редакция газеты просит прислушаться к голосу молодёжи и правильно организовывать подобные мероприятия.

С появлением и расцветом деятельности творческих коллективов в 1960 – 1980 гг. меняется и сам Новогодний праздник. Теперь его задача «стать ярким, незабываемым, искрящимся». Именно к концу 80-х годов он приобретает современный вид и сценарий. (Приложение). К детям приходят не только Дед Мороз и Снегурочка, но и лесные звери, сказочные герои. На площадях города появляется нарядная ёлка и фигуры Деда мороза. [7]

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что особенностями «Советского Нового года» были такие элементы как:

1) На ранних этапах – Новый год был политизирован и отражал культ личности Сталина.

2) Рождество воспринималось как праздник буржуазного общества.

3) Этот праздник праздновался локально на предприятиях и не носил массовый характер.

4) Лишь с 60 – х годов ХХ века праздник становится зрелищным и массовым – появляются Дед Мороз и Снегурочка, к 80 – м годам приобретает современные обычаи - появляется центральная ёлка в городе, организуются городские новогодние праздники для детей. Новый год приобретает коммерческие черты.

2.2. Элементы народной культуры в традиционном городском празднике

«День Шахтёра – День города»

Городские праздники – это важная составляющая культурно-развлекательной и информационной жизни любого города. Создать масштабный праздник в пределах целого города является, бесспорно, задачей не из легких. С одной стороны, это необходимость разработать и воплотить в жизнь тщательно спланированное, многостороннее мероприятие, а с другой стороны предоставляет невероятно широкое пространство для реализации творческих задумок креативных режиссеров и сценаристов. Без сомнения, городской праздник требует привлечения существенных ресурсов, участия большого количества людей и невероятно кропотливую и масштабную разработку сценария. Что характерно только для городской культуры. [15] Большие праздники предусматривают одновременное проведение мероприятий на разных площадках, включают в себя множество различных отдельных событий, проведение концертов, выступлений, выставок, шоу-программ и многое другое. Участниками и гостями городского праздника являются люди разного возраста и сценарий мероприятия должен обязательно предусматривать интересную и насыщенную программу для разных возрастных категорий от детей дошкольного возраста до пенсионеров. Шествие в День города всегда объединяет жителей. Участники – школьники, учащиеся ДК, молодые семьи, почетные жители города и все желающие. Театрализация отражает основные вехи истории и культурного становления города. [13]

В Копейске до 1992 года не знали о празднике под названием «День города». Копейск как город угольных шахт в конце августа праздновал традиционный и всеми любимый праздник «День шахтёра». Мероприятия проходили на стадионах, на площадях, во дворах. Единого места празднования не было. В каждом посёлке славили своих ударников труда, шли массовые гуляния, спортивные (бег, бокс), интеллектуальные состязания (шахматные баталии). Проводились городские ярмарки. Обращение к традициям проведения ярмарки как торгово-развлекательного комплекса является показателем степени уважения к истории государства, города и в целом к памяти нескольких столетий в истории России. [9] Название «День города» появился впервые в 1992 году, его истинное название «Виват, Копейск». Этот праздник объединили с Днём шахтёра. В 1992 году впервые праздник вывели на центральную площадь города. Работало телевидение. Лучшие творческие коллективы Дворцов и домов культуры наполняли программу. Всё делалось бесплатно. 3 года подряд со сценарием «Виват, Копейск» наш город завоёвывал I место на Уральском фестивале «Дней культуры». Появлялись и новые традиции праздника – поздравлять вновь родившихся в этот день, приглашать столичных звёзд. [9]

Большой городской праздник, бесспорно, становится информационным центром и местом формирования общественного мнения. Особая роль в этом отводится формированию мнения о человеке как части городского сообщества. Безусловно, что приехавшие или пришедшие на День города воспринимают его не как будничное мероприятие, а как большой праздник. Обязательным элементом культуры Дня города выступали гуляния. Они еще раз свидетельствуют в пользу праздничного характера рассматриваемого явления. В наши дни мероприятия в честь Дня города проходят на центральных улицах, площадях и парках населенного пункта. В этот день устраиваются спортивные соревнования. В них принимают участие дети и взрослые. Организовываются выставки декоративно-прикладного искусства. Народные умельцы делятся опытом с посетителями. Художники показывают собственные работы.

В День города принято открывать возведенные объекты при участии первых лиц населенного пункта. Праздник насыщен выступлениями творческих коллективов. Костюмированное шествие объединяет сотрудников предприятий. Вручаются звания почетного гражданина. На сцену вечером выходят приглашенные популярные исполнители. Финальным аккордом становится салют. День города Копейск отмечается в последнее воскресенье августа. Зачастую торжественные мероприятия начинаются с пятницы. Дата закреплена в уставе. [15]

Празднование Дня города становится кульминационной точкой городской культуры. Она демонстрирует степень успешности города, способности его самоорганизации.

2.3. Выводы и рекомендации

Изучив элементы традиционной культуры в индустриальном ХХ веке, мы можем сделать ряд выводов. Мы выяснили, что с момента своего создания 1930-е годы, Копейск являлся узкопрофильным (шахтёрским) городом индустриального типа. Где городской образ жизни сохранял черты сельского из-за присутствия большой доли частного сектора. Как показал анализ публицистических источников, в Копейске сложились крепкие советские традиции в культуре, отрицавшие элементы традиционной культуры, как пережитки буржуазного прошлого. Но, тем не менее, элементы народной массовой культуры трансформировались под советский уклад жизни. Например, «народные» гуляния, широко распространённые в дореволюционной России, получают новое название «массовые». Они носят организованный характер, не зависят от религиозных праздников. Проходят в основном в летнее время. Мы можем встретить такие элементы народной культуры, как игры, песни под народные инструменты – гармонь и баян, ставшими символами рабочей молодёжи ХХ века.

Наиболее ярко элементы традиционной культуры проявляются во время проведения Дня города в Копейске. Традиционно, в этот день или чуть позже проводятся городские ярмарки. Обращение к традициям проведения ярмарки как торгово-развлекательного комплекса является показателем степени уважения к истории государства, города и в целом к памяти нескольких столетий в истории России. Обязательным элементом культуры Дня города выступают гуляния. Они еще раз свидетельствуют в пользу праздничного характера рассматриваемого явления. Фольклорные традиции казачества наиболее ярко представлены в нашем городе хором «Казачей песни», который выступал на всех городских праздниках. Он был знаменит на всю страну, его первое название - «Хор русской песни» под руководством Пыжова А.В., который включал в себя 120 человек. Позднее он превратился в «Хор казачьей песни» под руководством Глинкина Анатолия Константиновича. Сейчас он является профессором Челябинского института культуры. Этот хор имел славу по всей стране. Участники коллектива поощрялись поездками по России, состоял, в основном, из рабочих завода им. Кирова. [5]

Что касается танцевальной культуры, то в ХХ веке она приобрела невиданный ранее размах. Танцы превратились в массовый вид досуга, развился культ дискотек. Сменяющиеся формы музыки приводят к возникновению новых танцевальных стилей и исчезновению некоторых старых. В традиционной культуре, организованные танцевальные вечера – «балы», были элементом элитарной культуры. В индустриальную эпоху танец становится формой досуга рабочей молодёжи. Копейск не стал исключением, «танцульки», были любимым видом отдыха молодых шахтёров.

История культуры г.Копейска не может развиваться без отрыва от процессов, происходивших в нашей стране на протяжении ХХ столетия. Если в начале 20-го века Новый год был лишь одним из праздников, который относился к рождественской неделе. То после установления социалистической идеологии празднование Рождества и других религиозных праздников было запрещено. Особенно ярко это проявлялось в городах. В Копейске на страницах газеты «Копейский рабочий», мы встречаем статьи критикующие праздник Рождества, призывающие отказаться от него как пережитка буржуазного мира. Однако Рождественские традиции становятся Новогодними – традиция наряжать ёлку, устраивать праздник детям, дарить подарки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге данного исследования мы пришли к ряду важных выводов:

1.Анализ исторических источников по изучению становления и развития городской культуры Копейска показал, что данная тема в краеведческой литературе изучена недостаточно и носит «осколочные» сведения. Культурной жизни города наиболее полно отражена в краеведческих сборниках «Музейный вестник», «Культура Копейского городского округа», в монографии Косолаповой В.А. «Мой город». Главными источниками изучения стали интервью деятелей культуры города Копейска, газета «Копейский рабочий», в которой культурная жизнь города представлена в рубрике «культурная хроника», фото из личных архивов. 2.Мы выяснили, что традиции народной культуры в нашем городе претерпели трансформацию и продолжали жить в рамках новой идеологии. Перерождались в массовую культуру. Например, «народные гуляния» превратились в «массовые», сохранив большинство традиционных для этого явления элементов – зрелищность, игры, песни, танцы. Рождественские традиции продолжили жить в Новогодних праздниках – традиция наряжать ёлку, дарить подарки детям. Масленица стала называться «проводами зимы», и так же сохранила свою традиционность. 3.Некоторые элементы народной культуры в Копейске носят прикладной характер – это проведение Городской ярмарки и гуляний на День города, сохранение фольклорных традиций в «Хоре казачьей песни». 4.Обобщив изученный материал мы можем подтвердить в своём исследовании как теорию Бурыкина А.А. о «инновации народной культуры», так и теорию Терина В.П. о «прикладном характере «народной культуры». 5.В исследовании показаны малоизвестные факты культурной жизни города, которые публикуются впервые. Это материал о проведении танцевальных вечеров и появлении дискотек в городе, о массовых гуляниях в городском парке, о праздновании Нового года, Дня города и Дня шахтёра в Копейске. Таким образом, исследование доказывает, что, несмотря на то, что Копейск не имел исторических культурных корней, он сумел стать культурно-самобытным городом, сохранив элементы народной культуры.

Выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что городская индустриальная культура в ХХ веке была основана на обычаях и традициях народной культуры - частично доказана.

Поставленная в исследовании цель – исследование элементов массовой культуры в городских традициях ХХ века, на примере г. Копейска – достигнута. Задачи выполнены.

Список литературы:

1.Ахиезер А.С., Коган Л.Б., Яницкий О.Н. Урбанизация, общество и научно-техническая революция // Вопросы философии. 1969. – 78 с.

2.Баканов, С.А. Копейск: 100 лет в истории Отечества [Текст]/ С.А. Баканов. – Абрис, 2007. – 254 с.

3.Бурыкин А.А. Элементы массовой культуры в традиционной духовной культуре этноса// Серия “Symposium”, Российская массовая культура конца XX века. , Выпуск 15 / Материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.15.

4.Гейдт Нина Адольфовна (20.12.1947 г.р) Материалы интервью.

5.Герасимова О.Ю. Телевидение копейска / Музейный вестник КГО 2008. С.72.

6.Клевакина Людмила Ивановна (25.08. 1947г.р) Материалы интервью.

7.Копейск: краткая энциклопедия [Текст]/ ред. Е.Л. Богуж. Челябинск: Книга, 2007. 480с.

8.Копейский рабочий / Культурная хроника № 1,1947 г. № 2, 1958 г., 1968 г, 1977г, 1987 г, 1997 г, 2007 г, 2017 г.

9.Косолапова В.А. Мой город или 6 путешествий по Копейску. 2010 – 172 с

10.Петроченко Дмитрий Владимирович. Материалы интервью.

11.Конорева Л.К. Культурная жизнь Копейска в годы Великой Отечественной войны. // Музейный вестник КГО 2008. С. 74- 78.

12.Культура Копейского городского округа. Копейск -2012. 126 с.

13.Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М.: 2001.- 473 с.

14.Моторенко А. Копейск должен быть культурным, благоустроенным городом. / Копейский рабочий, №52, 14 марта 1981 г.

Интернет ресурсы:

15. http://www.statdata.ru/

16. http://www.kopeysk-okrug.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ I.

Фото 1. Солисты Казачьего хора г. Копейск. 1970 – е гг. Встреча с М. Останговым.

   

ПРИЛОЖЕНИЕ II.

Культурная жизнь города на страницах газеты «Копейский рабочий»

Фото 2. Статьи Копейского рабочего 1947 г, 1967 г, 1987 г. о праздновании Нового года в Копейске.

 
 

Фото 3.Копейский рабочий №1, 1947 г. Новогодний плакат.

Фото 4. Снежный городок 1977 г. на площади Трудовой Славы.

ПРИЛОЖЕНИЕ III.

Праздники города Копейска

Фото 5. Первомайские праздники 1956 г. Выступление творческих коллективов Копейска 1968 г.

Праздник «День города Копейска. День шахтёра».

Фото 6. Новоё название Дню шахтёра. Копейский рабочий № 139. 1992 г.

Фото 7. Площадь трудовой славы в День города Копейска. 2015 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ IV.

Праздничные мероприятия к Дню города и Дню шахтёра в столетний

юбилей. 2007 г.

Афиша праздничных мероприятий, посвящённых Дню города и Дню шахтёра 2014 г. г.

Афиша праздничных мероприятий, посвящённых Дню города и Дню шахтёра 2017 г. г.

ПРИЛОЖЕНИЕ V.

г. Копейск, городской парк 1950 е -1960 – г.г.

ПРИЛОЖЕНИЕ VI.

Народные традиции в праздничных мероприятиях

   
Просмотров работы: 35