Исследование истории появления и значения масок как элемента культуры коренных народов Южного Урала

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование истории появления и значения масок как элемента культуры коренных народов Южного Урала

Кондакова К.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 Копейского городского округа/ МОУ «СОШ №21» г. Копейска/
Шпакова Е.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 Копейского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Богатая история русского народа всегда привлекала меня своей уникальностью и самобытностью. Как коренному уральцу особенно интересна мне культура народов Южного Урала. Из глубокой старины доходят до нас обрывки информации о том, какие народы проживали на Урале, чем они занимались, и какой образ жизни вели. Сведения, которые мы имеем сегодня, известны преимущественно из преданий, сказаний, былин, а также из данных раскопок, произведенных археологами.

Копейский городской округ не избалован находками древностей, поскольку его территории подвергались угледобыче. Однако в 1983 году в поселке Потанино в карьере по добыче трепальной глины был найден «зеленый человечек». Это небольшое скульптурное изображение человеческой головы, с четко обозначенными чертами лица, которое ученые назвали «двуликим Янусом». Данная находка очень похожа на театральную маску: «портрет» словно срисован с натуры, его черты отличаются индивидуальностью и художественной утонченностью. При детальном рассмотрении можно отметить в ней признаки монгольских черт: особый разрез глаз с нависающими верхними веками, умеренно расширенный нос с четко очерченными линиями, заниженная переносица, губы средней величины и резкие очертания высоких скул.

Желание узнать могли ли наши предки делать маски, из чего и для чего они изготавливались, какой народ многонационального Урала этим занимался, побудило меня провести исследование.

Целью работы является исследование истории появления и смыслового значения масок в культуре народов нашего края, и, используя эти знания, создать собственную уникальную маску.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1.собрать и изучить различные источники информации по данной теме, изучить сохранившиеся и найденные документы.

2.исследовать историю этапов заселения нашего края и выявить коренные народы Южного Урала;

3.рассмотреть историю маски как культурного явления и определить основные функции маски;

4.проанализировать особенности символики и значения масок в культуре народов Урала;

5. провести анкетирование учащихся и родителей по теме исследования;

6.разработать эскизы маски и описать технологию создания собственной маски.

7.систематизировать и оформить полученный материал.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что народ, заселявший Южный Урал с древности использовал маски в своей культуре. И знание истории появления, значения и символики масок народа Южного Урала позволит создать собственную уникальную маску.

Объект исследования: маски народов Южного Урала как отражение традиционной культуры России.

Предмет: работа с интернет -ресурсами, книги, очерки, повествующие об истории появления маски, архивные документы, фотографии.

Методы исследования:

1.теоретический (изучение и анализ архивных документов и фотографий, сайтов, литературы и данных периодической печати – это позволило мне создать основную базу для организации исследовательской деятельности);

2.интервью (встреча с интересными людьми – это помогло расширить круг моего общения, для сбора и уточнения информации об интересующей нас теме), социологический опрос-анкетирование, поисковый.

3.индукция, для построения выводов на базе обобщения имеющихся фактов;

4.историческая ретроспектива

5.метод анализа и синтеза для изучения и сопоставления данных с целью создания наиболее полной картины истории появления масок;

Этапы работы:

1.Организационный

2.Опрос, беседа, сбор материала и ознакомление с ним

3.Систематизация, описание, оформление

Ожидаемые результаты:

  • Приобретение навыков поисково-исследовательской работы.

  • Расширение знаний о масках и культуре народов нашего края

  • Обобщение полученных результатов

Теоретическая и практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что материалы и результаты исследования используются в школе и городском музее для проведения уроков истории, МХК, ОДНКР, классных часов, экскурсий, посвященных культуре родного края. Материалы работы являются дополнительным информационным источником для других исследований, связанных с культурологией Южного Урала. Хронологические рамки исследования: со II по XVII века.

2. Основная часть. Теоретические аспекты изучения масок коренных народов Южного Урала

2.1. Историография коренных народов Южного Урала.

Свое исследование мы начали с определения границ историко-культурного региона Южного Урала. В широком смысле это понятие охватывает территорию Предуралья, южные отроги Уральских гор, Зауралье, часть Оренбуржья, часть Башкирии. В узком смысле - это территория Челябинской области: земли, расположенные к югу от реки Исеть и к северу от истоков рек Урал и Уй.

Обозначив границы исследуемого региона, мы обратились к изучению истории заселения Южного Урала людьми с глубокой древности до сегодняшних дней. Это необходимо для определения «коренных народов», культуру которых мы будем изучать в данной работе. Для удобства рассмотрения полученную информацию мы представили в таблице. (ПРИЛОЖЕНИЕ II) Таблица 1. Основные этапы заселения Южного Урала.

Проведенный анализ этапов заселения Южного Урала показал, что уже в бронзовом веке имеются первые упоминания об индоевропейской общности, к которой относятся четыре группы людей: западноевропейская (греки, французы и др.), восточная (армяне, таджики и др.), славянская (русские, поляки, сербы и др.) и балтийская (литовцы, латыши, эсты).

В период раннего средневековья отмечается заселение Южного Урала ираноязычным, угроязычным и тюркоязычным этносами, в состав которых входит от 11 до 29 народов разных национальностей. Существует другая, очень распространенная точка зрения. Ученые А.П. Абрамов, А.И. Добросмыслов, Р.Г. Игнатьев, А. Рыбалко и др. говорят о том, что коренным народом Южного Урала являются башкиры, которые пришли сюда в XV веке и остались до сегодняшних дней.

Нам удалось найти кардинально противоположную предыдущим точку зрения о том, что в строгом соответствии с определением понятия «коренной народ» нет оснований считать какой-либо народ коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы – пришлые и сегодня уже невозможно поделить народы на коренных и некоренных. Таким образом, вопрос о коренном народе Южного Урала является весьма спорным. На сегодняшний день самый крупный этнос в Челябинской области (по данным Челябинскстата, 2021) – русские (83,8%), второе место занимают – татары (5,4%), третью группу по численности составляют башкиры (4.8%). (Приложение 3) Поэтому мы в своей работе будем более подробно говорить о культуре и масках этих народов.

Итак, анализ научно-популярной литературы показал, что люди на Урале появились совсем недавно, если сравнить со временем появления человека вообще на нашей планете – чуть больше ста тысяч лет назад. Во всяком случае, ни геологи, ни археологи не находят более ранних следов людской деятельности на территории нашего края. Так что, по историческим меркам времени, люди только – только принялись осваивать Южный Урал.

2.2. Страница истории. История появления маски. Маска как элемент культуры коренных народов Южного Урала

   

Изучив теоретические аспекты по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что маска является одним из важнейших элементов культуры всех известных науке обществ и традиций. Прежде чем изучать маску как элемент культуры коренных народов Южного Урала, мы исследовали значение самого слова «маска» и вот что выяснили.

В настоящее время нет единого мнения о том, откуда в русский язык пришло слово «маска». Некоторые ученые считают, что оно происходит от французского masque, другие - от итальянского maschera, третьи – от испанского mascara. Кроме того, возможными предками являются латинские mascus, где masca означает «призрак» или арабское maskharan – «шут», «человек на маскараде».

В Полном словаре иностранных слов маска означает следующее:

- слепок из гипса (снять маску значит обложить лицо мягким гипсом и дать ему таким образом застыть);

- изображение человеческого лица, птичьей или звериной морды, или же просто небольшая накидка с отверстиями для глаз (для случаев, когда хотят остаться неизвестными);

- личина притворства, лицемерия.

В Словаре иностранных слов даются 2 дополнительных понятия маски:

- человек, надевший маску; замаскированный и костюмированный участник маскарада;

- проволочная решетчатая личина, надеваемая противниками при фехтовании.

Джек Тресиддер в своем Словаре символов дает следующее понимание маски - это «трансформация, защита, опознавание, маскировка».

В русском языке близким по значению слову «маска» или «маскироваться» являются слова «ряженный» и «рядиться». В словарях С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой и Д.Н Ушакова, «ряженый» - одетый в маскарадный костюм, переодетый в необычную одежду. Мы в своей работе термин «маска» будем понимать как трансформацию, защиту от кого или чего-либо, маскировку, сокрытие истинных намерений. Продолжая исследование, мы узнали, что проблемой изучения славянской культуры и традиций занимались такие ведущие ученые как Еремина В.И., Иванов В.В., Топоров В.Н. Криничная Н.А., Рыбаков Б.А. и другие. В книгах этих авторов можно найти расшифровку старинных рукописей, толкование обрядов, объяснение археологических находок. Однако, информации о масках как культурном феномене крайне мало. Исследователи отмечают, что в отличие от культур других народов, в славянской народной культуре маска была сравнительно мало разработана.

Действительно, анализ работ известных художников – славянистов показал, что маски встречаются только в полотнах современных художников: В.А. Королькова, В. Семочкина, М. Сочилиной, В. Чумакова – Орманского и др. Чаще всего они пишут портреты Богов и героев Древней Руси, изображают языческие праздники и обряды. Среди их произведений нам удалось найти такие, где авторы показывают людей в масках животных (козы, медведя, коровы, волка и др.) или ряженых во время масленичных и святочных гуляний. Ряженые, как правило, изображены без маски, она порой лишь намечена гримом: лица участников обряда испачканы сажей, «занавешены» листьями и обрывками ткани, что делает их неузнаваемыми. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная функция маски - скрыть лицо, защитить его, отвлечь от него внимание. Вместе с тем, маска представляет собой другое лицо, способное внушать страх, напоминать об иных существах.

По мнению В.В. Иванова человек в маске может оказаться воплощением божественного или демонического начала, приобщиться к миру зверей, теней или духов, стать иной личностью, вовсе не похожей на того, кто под маской. Это очень ярко прослеживается в мифах и легендах славян о сотворении Земли, природы и человека, в поверьях о духах природы и домашних демонах, о высших Богах и загробном мире.

К сожалению, оказалось, что информации о масках как о культурном феномене коренных народов Южного Урала крайне мало. Однако нам удалось найти сведения о масках народов Северного Урала.

Так, например ханты и манси, вытесненные кочевыми народами с юга на север Урала, во время «медвежьего праздника» использовали берестяные маски с длинным носом, а к некоторым пришивали кусочки меха - в качестве бороды и усов. Считалось, что такая маска может обеспечить связь человека со

всеми медведями, некогда жившими, и дает возможность наделить себя сверхчеловеческими качествами. У ненцев, которые по одной из теорий также когда-то являлись коренными жителями Южного Урала, маски делались из сукна. Изготавливались они

 

четырехугольной формы, без прорези для глаз и рта, и назывались «тадибея», что в переводе означает «скрывающий глаза». Сукно для маски было черного цвета, украшали красным сукном и белой шерстью оленя. Бусины или пуговицы пришивали вместо глаз, рта или носа. Смысл облачения в маску заключался в том, что под маской скрывается не сам шаман, а другое лицо.

Возвращаясь к коренным народам Южного Урала, следует отметить, что в отличие от башкирской и татарской культур, в культуре славян, к кому относится русский народ, о масках есть редкие упоминания. Связаны они с языческими ритуалами и обрядами, когда люди могли принять любой облик и перевоплотиться в кого угодно, хоть в зверя, хоть в Бога. Это нужно было для того, чтобы иметь возможность общения с существами из иных миров. Некоторым это было необходимо для того, чтобы просить духов и богов о благоденствии, успешности, достатке, другие надевали маски потому, что им позволялось, и даже было обязательным, то, что в обычной жизни было под запретом. Из мифов и легенд славян мы узнали, что маски назывались по-разному – «харями», «лярвами», «личинами», «скуратами», «рожами». Они изготавливалась, в основном, из бересты, кожи и бумаги, дополнялись и украшались кусочками меха, льняной куделью, пучками непряденой шерсти, тканью, кружевами. На маске с помощью краски иногда изображались глаза, брови, нос, рот. Некоторые «личины» дополнялись длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, зубами, вырезанными из брюквы, репы или картошки.

Рассмотрев основные характеристики славянских масок, мы выяснили, что существует единая типология для всех масок, а именно: (ПРИЛОЖЕНИЕ III) Таблица 2 Типология славянских масок

Анализ показал, что для славянских масок характерно преобладание овальных форм, максимально приближенных к форме человеческого лица, цветовая гамма скудная и ограниченна двумя цветами кожи – черным и коричневым. Детальная проработка элементов маски отсутствует. Определить смысловую нагрузку данных масок крайне сложно.

2.3. Опрос учащихся школы и родителей об их информированности о данной проблеме

В соответствии с задачей исследования, я провела опрос среди учащихся нашей школы, чтобы выяснить: знакомы ли учащиеся школы с историей возникновения масок Южного Урала, как они назывались, связаны ли они с языческими ритуалами и обрядами, из чего и как изготовлялись.

Было проведено 2 опроса среди учащихся нашей школы и родителей. В 1-м опросе принимали участие родители 5-9 классов МОУ «СОШ №21». На вопросы анкеты отвечали 94 человека. Опрос среди взрослых показал, что им не известна история возникновения масок Южного Урала и что она символизирует? (93%). (Приложение I) Второе анкетирование проводилось среди учащихся 5-9 классов. Всего было опрошено 103 человека. Респондентам было предложено несколько вопросов: 1.Знакомы ли вы с историей возникновения масок Южного Урала ? 2.Кому маска посвящена и что она символизирует? 3. Когда и для чего применяется?

Вопросы:

Школьный возраст учащихся

младший

44ч.

средний

59ч.

Общее кол-во

103ч.

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1.Знакомы ли вы с историей возникновения масок Южного Урала ?

да

2

6

4

7

6

6

нет

42

94

55

93

88

94

2. Если знакомо, то укажите:

А)Что символизирует маска?

Б) когда и для чего применяется?

да

0

0

1

2

1

1

нет

44

100

58

98

93

99

да

0

0

0

0

0

0

нет

44

100

59

100

103

100

Результаты анкетирования показали, 94 % считают, что маски посвящены каким-то традиционным праздникам, народным гуляниям и смогли назвать некоторые(Святки, Масленица), но историю создания маски, что она символизирует - 91 % опрошенных - не знают. На вопрос «Знакомы ли вы с историей возникновения масок Южного Урала ?» большинство ответили «нет». Лишь 12 % учащихся написали что, слово слышали, но что оно означает и для чего применяется, не знают. На вопрос: Нужна или нет более подробная информация о масках Южного Урала, о событиях предшествовавших ее появлению? - 69%опрошенных ответили утвердительно. (Приложение 7) (Приложение I)

Анализ социологического опроса показал, что нам, копейчанам, и нашим потомкам необходимо знать историю народа, заселявшего Южный Урал с древности, который использовал маски в своей культуре. Так как, изучая историю появления масок, мы изучаем культуру родного края, культуру России и историю мира.

2.4. Практическая работа по изготовлению маски в домашних условиях. Разработка эскизов маски. Технология изготовления.

Итак, изучив основные характеристики и функции маски, мы приступили к практической работе по созданию маски в домашних условиях.

Знания, полученные в ходе анализа научно-популярной литературы и интернет-источников, позволили нам приступить к работе по созданию собственной маски. По канонам славянских предков, маски изготавливались из бересты или кожи, а затем украшались кусочками меха, ткани, пучков шерсти и т.п. Мы решили не отступать от традиций. Далее мы решили разработать эскиз будущей маски. Попробовали изобразить несколько образов. Вот что у нас получилось. Это изображение славянского Бога Грозы и Молнии - Перуна.

В мифах и легендах Перун описывается как немолодой разгневанный мужчина с рыжей клубящейся бородой и черно-серебрянными волосами Он был главнейшим Богом славян, отвечал за плодородие

 

и имел особое отношение к хлебу.

Маска русалки. Несмотря , что она является нечистью, враждебно настроеной к людям, она, как правило, очень красивая девушка с длинными распущенными волосами. Мы решили остановить свой выбор на маске славянского Бога Перуна и приступили к работе.

Технология изготовления маски

Сначала я создала эскиз будущей маски на бумаге. В маске мы решили воплотить образ Перуна - Бога Грозы и Молнии, но не такого страшного. На втором этапе практической деятельности мы обработали бересту: сняли тонкий верхний белый слой и очистили его от пыли и грязи мягкой тряпочкой. С внутренней стороны убрали кусочки бересты с других слоев.

 

Название операции

Описание операции

Графическое изображение

1

Подготовка материалов

Для создания собственной маски нам потребуются следующие материалы: береста, ножницы, канцелярский нож, разноцветный шпагат, деревянные бусины для украшения, кусочки кожи, клей «Момент»

 

2

Изготовление шаблона маски и перенос его на основу

Шаблон будущей маски мы создавали по разработанному ранее эскизу из бумаги. Данные операции нужны для того, чтобы задать пропорции будущего изделия

 

3

Изготовление деталей и основы маски. Примерка деталей

По намеченному контуру вырезаем основу маски и делаем дополнительные детали. Из кожи вырезаем брови, из шпагата делаем бороду, из кусочков бересты - наконечники на молнии. Прикладываем детали к основе.

 

4

Создание маски. Завершение работы.

Создаем собственную уникальную маску, опираясь на разработанный эскиз. К готовой маске привязываем нитки, чтобы ее можно было носить.

 

Заключение

В своем исследовании мне удалось обобщить сведения об истории появления и смыслового значения масок в культуре народов нашего края, и, используя эти знания, создать собственную уникальную маску. В результате исследования, я пришла к следующим выводам:

На первом этапе мной была проанализирована литература и восстановлены этапы заселения Южного Урала, которые я систематизировал в таблицу. Главным источником послужили исследования истории заселения нашего края Леонида Волкова. (краеведа, члена Русского географического общества). Таким образом, анализ этапов заселения Южного Урала показал, что вопрос о коренном народе этой территории является весьма спорным. Во 2 веке Ирано- и Угро – язычные племена (предки современных манси) смешивались с тюркоязычным населением, а к 15 веку были полностью вытеснены с территории нашего края. Татары, башкиры и Русские пришли в наш край в 15 – 17 веках, и сегодня уже невозможно поделить народы на коренных и некоренных.

На сегодняшний день (по данным переписи населения 2021 г) самые крупные этносы в Челябинской области – русские (83,8%), татары (5,4%) и башкиры (4.8%). Поэтому в своей работе мы говорим о культуре и масках этих народов.

К сожалению, оказалось, что информации о масках как о культурном феномене коренных народов Южного Урала крайне мало. Изучив культуру тюркского этноса, мы не нашли сведений о масках в их культуре. И можем лишь предположить, что с принятием ислама, в их обрядах появился запрет на поклонение человеческому облику. Возвращаясь к коренным народам Южного Урала, следует отметить, что в культуре славян или русских, о масках есть редкие упоминания. Связаны они с языческими ритуалами и обрядами, когда люди могли принять любой облик. Даже с принятием Христианства, маска широко применялась в народных праздниках и ритуалах.

Из мифов и легенд мы узнали, что маски назывались по-разному – «харями», «лярвами», «личинами», «скуратами», «рожами». Они изготавливалась, в основном, из бересты, кожи и бумаги, дополнялись и украшались кусочками меха, льняной куделью, пучками шерсти, тканью, кружевами. Некоторые «личины» дополнялись длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, зубами, вырезанными из брюквы, репы или картошки.

Рассмотрев основные характеристики масок народов нашего края в древности, мы выяснили, что существует единая типология для всех масок, а именно: антропоморфные, зооморфные, смешанные.

Анализ показал, что маски народов Северного и Южного Урала имеют ряд общих черт – использование бересты и кожи, длинный нос, безглазые маски. Это свидетельствует об общей истории этих народов, некогда едином культурном пространстве.

На третьем этапе мы разработали технологическую карту. И, изучив основные характеристики и функции маски, мы создали маску в домашних условиях.

В ходе исследования и написания работы мне удалось систематизировать и оформить полученный материал в единое целое. Были изучены и систематизированы все данные об истории маски как культурного явления и определены основные функции маски, исследована история этапов заселения нашего края и выявлены коренные народы Южного Урала, проанализированы особенности символики и значения масок в культуре народов Урала.

Цель поставленная в работе полностью достигнута, решены все поставленные задачи, гипотеза подтверждена. Мы частично подтвердили гипотезу исследования и доказали, что знание истории масок позволит создать собственную уникальную маску.

Список литературы

1. А.И. Добросмыслов. Тургайская область. Исторический очерк. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1900 года. издательство "Санкт-петербург".2013-65с. Подробнее: https://www.cataloxy.ru/books/24229902_turgayskaya-oblast-istoricheskiy-ocherk.htm

2. А. А. Рыбалко. Этническая карта Челябинской Области. Очерк-М.-1998

3. А.А. Рыбалко. Чуваши Южного Урала/вторая половина XIX - начало XXв./Челябинск-2013

4. Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров. Славянская мифология. // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.450-456.

5. Джек Тресиддер «Словарь Символов». – М. 1999

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений.- 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2008. — 944 с.

7. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Сост. М. Попов. 3-е издание. 1907.

8."Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи. Составлен под ред. А. Н. Чудинова. Издание третье, тщательно исправленное и значительно дополненное (более 5000 новых слов) преимущественно социально-политическими терминами, вошедшими в жизнь в последние годы. СПб., Издание В. И. Губинского, 1910.

9.Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ I

 Результаты анкетирования среди учащихся:

 1)   Знакомы ли вы с историей возникновения масок Южного Урала ?

Какому событию она посвящена?

2) Нужна или нет более подробная информация о масках Южного Урала?

О событиях предшествовавших ее появлению?

3)    Захочешь ли ты продолжить разговор об историографии коренных народов Южного Урала после бесед о подробностях этого периода, в музее или на выставке?

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Основные этапы заселения Южного Урала. Таблица 1.

Временные рамки

История заселения

Каменный век

Заселение территории Южного Урала человеком началось в раннем палеолите (100-80-40 тыс. лет назад). Древние люди мигрировали на Южный Урал из передней Азии с Ближнего Востока.

Бронзовый век

Рядом с местными неолетическими племенами (или оттеснив их на север) начали селиться пришедшие с запада (из-за Волги) племена скотоводов, принадлежавшие к индоевропейской общности. Возможно, именно тога в Южном Зауралье началась эпоха контактов между угорским и индоевропейскими мирами.

Ранний железный век

Переход племен к кочевому или полукочевому хозяйству. Мобильность племен и поиски лучших пастбищ, приводили к частым военным столкновениям и образованию крупных союзов, в которые помимо наиболее сильного и господствующего племени входили подчиненные кочевые и соседние земледельческие. Это привело к одинаковому уровню развития и образу жизни, этническому родству и формированию близких культур.

Раннее средневековье

Во II веке н.э. произошло смешение пришельцев из Центральной Азии с местными ирано- и угроязычными племенами, что привело к формированию союза кочевых племен – гуннов.

Около первой половины IX века тюркоязычные племена пришли на

Южный Урал, где вступили во взаимодействие с местными уграми и индоиранцами, что положило начало тюркизации последних.

XV век

Южное Зауралье заселялось башкирскими племенами.

XVI век

В 1557г. Башкирия добровольно присоединилась к России

XVII век

В начале XVII века калмыки вытеснили ногаев из степей Зауралья. Территорией между Иртышом и Уралом в то время владели киргиз-кайсаки (казахи). Яицкие казаки защищали южные границы от кочевников (нагайских татар, киргиз-кайсаков и калмыков).

Население Южного Зауралья в численном соотношении продолжало оставаться незначительным: всего 1417 дворов (около 5 тыс. душ мужского пола)

XVIII век

Во времена радикальных реформ в России началась и осуществлялась колонизация Урала и Сибири. Увеличивалось многонациональное население края, в котором преобладали русские и башкиры.

XIX век

Построенные в конце XIX века Самаро-Златоустовская и Транссибирская железнодорожные магистрали активизировали рост населения Южного Урала за счет переселенцев из центральных губерний России.

XX век

В первый год ВОв в Челябинскую область стали прибывать люди, эвакуированные из западных районов страны

XXI век

По данным переписи населения в 2010 г. Южный Урал объединяет представителей около 40 национальностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Таблица 2 Типология славянских масок

Пример

Описание

1 тип – антропоморфные. Маски с более или менее узнаваемыми человеческими чертами, мужские или женские

 

Материал изделия - кожа. Представляет собой смеющееся человеческое лицо. Углы рта высоко подняты, зубы намечены зигзагообразной линией.

Размеры: 16 см* 13 см.

 

Материал изделия - кожа. Представляет собой лицо овальной формы, с асимметрично расположенными овальными прорезями для глаз, узкой вытянутой прорезью для рта и полуовальным вырезом для носа, прикрытым клапаном. Размеры: 14,6 см. x 12 см. x 0,3 см.

2 тип – зооморфные. Маски, изображающие разных животных

 

Маска выполнена из плотной кожи черного цвета.

Глаза, нос, в форме клапана и рот вырезаны схематично, но четко прослеживаются зубы. Размеры: 16 см* 28 см.

 

Маска выполнена из плотной кожи темно-коричневого цвета.

Отверстия глаз, носа и рта вырезаны неаккуратно, отсутствует детальная проработка. Нос прорезан в форме клапана.

Размеры: 13 см* 17 см.

3 тип – смешанные. Маски, сочетающие в себе человеческие и животные признаки

 

Маска выполнена из кожи черного цвета. Представляет собой лицо смешанного типа. Глаза, нос и рот выполнены весьма схематично, детальная проработка отсутствует: глаза разного размера, выполнены на разном уровне. Во рту, с правой стороны внизу, четко прослеживаются зубы. Размеры: 22 см* 22 см.

 

Маска выполнена из мягкой толстой кожи черного
цвета. Предположительно вырезана из голенища сапога. Глаза, нос и рот намечены очень схематично. Нос имеет форму клапана. Рот похож на щель с одним зубом внизу. Размеры: 13,5 см* 13 см.

     

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Этнический состав Челябинской области (по переписи населения 2021 г)

Просмотров работы: 70