Мой прадед - учитель-фронтовик

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой прадед - учитель-фронтовик

Нимаев А.М. 1
1МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
Елтунова С.Ц. 1
1МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

В моей родословной нет людей, вершивших судьбу страны. Но среди них были достойные, уважаемые люди с интересными биографиями. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.

В Год семьи я хочу рассказать в своей исследовательской работе о нашем земляке, ветеране Великой Отечественной войны, учителе-фронтовике, о своём прадедушке. В настоящее время изучение своего древа стало особенно важным, так как утрачивается связь поколений. У меня есть интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Что я знаю о судьбе моего прадеда, который участвовал в войне? В каких частях он служил, за что получал боевые награды? Как сложилась его трудовая деятельность в послевоенные годы? Задумавшись над этим, я решил раскрыть некоторые моменты истории жизни моего прадедушки.

В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Даже в сложных боевых ситуациях учитель, ставший солдатом, оставался педагогом-воспитателем. Мы все должны знать и помнить об учителях – фронтовиках, которые честно сражались на фронте и трудились на благо нашей Родины, выполняя свою работу по воспитанию подрастающего поколения.

Цель работы: познакомиться с биографией моего прадеда Нимаева Дабы Нимаевича и проследить историю его жизненного пути; сохранить ценный материал для последующих поколений.

Задачи: 1. Изучить семейный архив и музей школы. 2.Систематизировать имеющуюся информацию о жизни прадедушки. 3. Создать презентацию для наглядного представления изученного материала.

Предметом исследования является биография прадедушки; соответственно, объектом работы будет его жизненный и трудовой путь.

Гипотеза: Возможно, что в результате исследовательской работы удастся собрать воедино материал о жизни старшего поколения, найти новые неизвестные факты, оформить в виде интересной презентации, сохранить для будущих поколений.

Методы исследования: 1. Собеседование с родственниками, сбор информации, фотоматериалов.2. Изучение семейных и музейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни старшего поколения Нимаевых.3.Анкетирование. 4.Поиск и обзор интернет-материалов.5.Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

Практическая значимость данного исследования в том, что я смогу рассказать всем родственникам о наших предках, о тех людях, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться. Показать мужество, героизм, любовь к Родине, значимость ветеранов-педагогов в воспитании подрастающего поколения.

2. Основная часть

2.1. Мой прадед- мой герой.

На длинную «дорогу войны» с Курумканского района на фронт было призвано 1767 человек. Лучшим памятником героям - землякам и всем погибшим в той войне является память. Как и во многих других семьях, война оставила свой след в истории моей семьи.

С реди этих участников войны есть имя нашего прадеда (по линии папы). Его зовут Нимаев Даба Нимаевич. Я узнал от своих родных, что он - ветеран Великой Отечественной войны. Прадед родился в весеннюю пору 1916 года в улусе Харамодун Курумканского района. В многодетной семье Нимаевых Даба Нимаевич был самым старшим среди трех братьев и четырех сестёр. Из восьмерых детей профессиональный трудовой путь прадед начал еще до войны. После окончания восьмилетней школы поступил в Улан-Удэнское педагогическое училище. Получив педагогическое образование, стал работать учителем начальных классов. С началом Великой Отечественной войны деятельность педагога прервалась. В 1941 году был призван в армию и прошел обучение в Забайкальском пулемётно-миномётном училище. После его окончания был направлен на фронт в звании гвардии лейтенанта. Боевое крещение Даба Нимаевич получил на Донском фронте, командовал стрелковым взводом минометного полка 24-й гвардейской стрелковой дивизии. Прадед участвовал в боях на Волховском и Сталинградском фронтах.

В боях юго – западнее города Калач при уничтожении немецко – фашистских войск, окруженных под Сталинградом, Даба Нимаевич получил тяжелое ранение. Несмотря на ранение, он продолжал командовать взводом и поддерживать огнем наступление роты. Тогда возник у меня вопрос: в каком сражении принимал участие и был ранен мой прадедушка? При ответе на вопрос помогла сеть Интернет.

Историческая справка:

Немецко-фашистское командование планировало летом 1942 года разгромить советские войска на юге страны, овладеть нефтяными районами Кавказа, богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом, и создать условия для окончания войны в свою пользу. Противник пытался в большой излучине Дона окружить советские войска, выйти в район города Калачаи с запада прорваться к Сталинграду. Но врагу не удалось осуществить это.

П осле этого боя Даба Нимаевич не вернулся в боевой строй. В этом тяжелом бою прадедушка получил сквозное пулевое ранение в живот и правую руку. После этого несколько месяцев находился на излечении в эвакогоспитале, а после – демобилизован как инвалид войны. Даба Нимаевич награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней, орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г. г».

2.2. Учитель– фронтовик.

Вернувшись в родные края после демобилизации, Даба Нимаевич начал работать в Курумканской средней школе учителем математики. Только мел теперь, после ранения в правую руку, держал в левой руке, но зато как объяснял математику, которую любил до самозабвения! В послевоенное время Даба Нимаевича как одного из лучших просвещенцев направили на учёбу в Бурятский Учительский институт, на физико-математический факультет. После окончания института, он работал директором Кучигерской семилетней школы, учителем математики в с.Аргада, инспектором районо, директором школы в с.Барагхан, заведующим госинтернатом в с.Курумкан, в Курумканском райисполкоме. В 1954 – 1959 г.г. работал директором Галтайской семилетней школы. Под его руководством укрепилась учебно - материальная база: построено несколько учительских квартир, интернат, столовая, разбит плодово- ягодный сад. Он был не только умелым и требовательным руководителем, хорошим организатором учебно – воспитательного процесса, но и прекрасным учителем математики, отличным шахматистом. Он - один из известных организаторов народного образования Бурятской АССР. Свои знания, энергию и организаторские способности Даба Нимаевич полностью отдавал делу обучения и воспитания детей. Многолетний труд учителя оценен по достоинству.

Даба Нимаевич удостоен почётного звания «Заслуженный учитель школы Бурятской АССР», награжден Почетной грамотой Министерства образования РСФСР. Его имя занесено в Книгу Почёта Баргузинского аймачного отдела народного образования (1967 г.), а также в Книгу Памяти Курумканского района.

2 .3. Любитель шахматной игры.

Нужно отметить, что Даба Нимаевич был большим любителем шахматной игры, многих своих учеников научил этой мудрой и древней игре. В честь заслуг учителя, как основателя педагогической династии Нимаевых, несколько лет назад в районе был организован турнир по щахматам, который стал традиционным.

Э.Д. Олзобоева, тренер-преподаватель ДЮСШ пишет в статье «Опытный педагог прекрасно знал, что шахматы – это не только игра, но и действенное средство умственного развития детей»:«Помимо интеллектуальной деятельности на школьных уроках, наш земляк, учитель Даба Нимаевич Нимаев во внеклассной работе иногда включал развлекательные игры, прежде всего шахматы. Опытный педагог прекрасно знал, что шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Я уверена, что будущие наши свершения напрямую зависят от того, что мы встречаем в своей жизни таких прекрасных и отзывчивых людей, каким был Д.Н.Нимаев». 

3. Учитель, пред именем твоим…

Но самая высокая награда - успехи, признание и уважение учеников, среди которых государственные и общественные деятели, известные ученые и педагоги высшей школы.Большое число учеников Даба Нимаевича с благодарностью вспоминали своего учителя и продолжали дело его жизни.Письма признательности учителям:«Наш 29-й выпуск был счастлив уже тем, что нашими учителями были великолепные педагоги, талантливые воспитатели и умнейшие люди. Нам очень хочется вспомнить их по именам. Это талантливейший учитель математики, ветеран Великой Отечественной войны Даба Нимаевич Нимаев, учитель многих поколений курумканцев, увлеченный шахматист, прививший многим любовь к этой игре интеллектуалов. Именно благодаря Дабе Нимаевичу шахматы и по сей день остаются самым популярным видом спорта в Курумкане.»   С уважением, 29-й выпуск Курумканской средней школы 1974 года.

И з воспоминаний Ц.Ц. Чойропова, доктора социологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РБ в статье «Жизнь, прожитая достойно», посвященная 100-летию известного земляка.

(Районная газета «Огни Курумкана №14 от 08.04.2016): «В этом месяце отмечается 100-летний юбилей Нимаева Даба Нимаевича - одного из известных организаторов народного образования Бурятии, заслуженного учителя школы Бурятской АССР, ветерана Великой Отечественной войны. Весь жизненный путь, педагогическая и общественная деятельность Д.Н. Нимаева являются примером подвижнического служения делу народного образования в родном районе. Любимому делу отдано много лет творческого труда. Имя Дабы Нимаевича Нимаева как учителя и одного из руководителей народного образования в районе было известно мне ещё в детстве. Он был другом моего отца. С тех пор Д.Н. Нимаев остался в моей памяти не только чутким, внимательным руководителем, наставником, но и авторитетным, уважаемым учителем».

Педагогическая династия семьи

В династии Нимаева Дабы Нимаевича дети и внуки выбрали профессию учителя, они педагоги уже в нескольких поколениях, чей совокупный стаж работы составляет уже несколько сотен лет.

Его супруга, моя прабабушка, Янжима Сажиновна (1922-2007 гг.), из другой известной в Бурятии учительской династии Сажиновых, десятки лет отдала сфере образования. Работала учителем начальных классов в школах Курумканского района. Прабабушка была участницей первой декады бурят-монгольского искусства в Москве (1940 г.) Янжима Сажиновна была хранительницей домашнего очага, большой труженицей. Награждена медалями материнства I, II, III степеней, орденом материнства III степени, медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «За доблестный труд в ВОВ».

При работе с книгой памяти Курумканского района я нашел информацию о родных моей прабабушки, которые тоже были известными и достойными людьми нашего района. Её брат Занабазар Сажинович Сажинов является основателем и первым директором знаменитой Курумканской школы – интерната. Участник битвы за Ленинград. Был трижды ранен. Старший брат Сажинов Жамсаран Сажинович. Призван летом 1942 г. и направлен на Сталинградский фронт, был тяжело ранен и демобилизован. Доктор филологических наук, профессор.

В дружной семье Дабы Нимаевича и Янжимы Сажиновны Нимаевых выросли 8 детей. Из них 3 детей получили педагогическое образование и продолжили династию педагогов. Сын Зоригто Дабаевич и его супруга Лариса А.- преподаватели химии и биологии, ветераны педагогического труда. Дочь Сэсэгма Дабаевна- учитель математики, заслуженный учитель РБ, ветеран педагогического труда, супруг Санжи Г.- учитель физики, директор школы, заслуженный учитель РБ и РФ, ветеран пед.труда. Дочь Эржена Дабаевна- учитель математики, супруг Валерий О.- учитель трудового обучения, оба ветераны педагогического труда. Всего у Нимаевых 17 внуков и 34 правнука. Все они выросли достойными людьми, некоторые из них продолжили династию педагогов. Внук Мунхо, мой папа- географ по образованию, мама Светлана –языковед. Внук Вячеслав - учитель физики. Внук Саян- доцент кафедры физики в ВУЗ, супруга - преподаватель физики в ВУЗ. Внучка Эльвира- декан факультета в ССУЗ. Внучка Елена- заведующая детским садом. Внучка Виктория- библиотечный работник в ССУЗ. Внучка Юлия- преподаватель хореографии в школе, внучка Александра-востоковед. Новые поколения педагогической династии Нимаевых и Сажиновых успешно продолжают благородное дело и добрые традиции, заложенные старшим поколением, умными, талантливыми педагогами, Учителями с большой буквы.

3.1. Анкетирование «Моя семья в годы войны»

В каждой семье есть своя маленькая история войны. Я придумал вопросы и провел анкетирование среди одноклассников (опрошено 23 чел.) Результаты анкеты показали, что не все мои одноклассники помнят и знают о героях своей семьи.

  1. Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны.

  2. Знаете ли вы имена родственников - ветеранов тыла ВОВ?

  3. Знаете ли вы имена учителей школы – участников ВОВ?

Результаты анкетирования.

  1. Знают дату начала и окончания Великой Отечественной войны – 70 %.

  2. Знают имена родственников ветеранов тыла - 24 %

  3. Знают имена учителей школы – участников ВОВ -10 %

4. Заключение

Итак, в своей работе я представил жизненный и трудовой путь моего прадедушки Д.Н. Нимаева. Для этого я собирал информацию о нём. Я считаю, что в данной исследовательской работе удалось воссоздать особенности жизни педагога-ветерана, его участие в войне и профессиональной деятельности. О преданности педагогическому делу свидетельствует вся его биография. Эта исследовательская работа поможет пополнить школьный музей полезной информацией. Историю школы в лицах учителей необходимо сохранять и продолжать. Я горжусь тем, что мой прадедушка боролся против такого сильного врага за свободу своей Родины. Исследуя историю моей семьи, я понял, что события далеких лет стали намного понятнее. В результате исследовательской работы я испытываю чувство гордости за свой род, ведь мои родственники – хорошие семьянины, работящие люди, защитники Отечества, прекрасные педагоги. Они внесли свой вклад в победу в годы Великой Отечественной войны на войне и в тылу, воспитание подрастающего поколения, являясь для меня примером патриотизма и самоотверженности.

Е жегодно, в День Победы мы, внуки и правнуки, участвуем в акции «Бессмертный полк» и гордо несём портреты своего прадеда и прабабушки - участника ВОВ и труженицы тыла. Мы должны всегда помнить, какой ценой досталась победа нашей страны в Великой Отечественной войне и какой огромный вклад внесли ветераны - педагоги в воспитание подрастающего поколения.

Мы помним, мы гордимся!

Список использованной литературы

  1. Барагханская школа - лидер образования, г. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2008г.

  2. Книга Памяти Курумканского района «Мы помним, мы гордимся», г. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2010 г.

  3. Материалы Интернет-ресурсов:

  1. https://ok.ru/group100letdyre/topic/65383194007017 (к 100-летию со дня рождения известного педагога и организатора народного образования)

  2. https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2013/02/12/prezentatsiya-muzeya-istorii-kurumkanskoy-sredney-shkoly-no2 Презентация музея истории Курумканской средней школы №2

  3. http://kurumkansosh2.do.am/index/pisma_pozdravlenija/0-106 Письма - поздравления выпускников Курумканской средней школы.

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Сталинградская битва, 24я_гвардейская_стрелковая_дивизия

  5. Районная газета «Огни Курумкана» №14 от 8 апреля 2016 г.

Статья «Жизнь, прожитая достойно». Автор Чойропов Ц. Ц., доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ.

  1. Семейный архив (фотографии); архив школьного музея (Курумканская СОШ 2).

Краткое описание (аннотация) работы

Данная работа «Достойный сын Баргузинской долины» посвящена исследованию боевого пути и трудовой педагогической деятельности Нимаева Дабы Нимаевича.

Цель работы: познакомиться с биографией прадеда и проследить историю его жизненного пути; узнать больше о нём как об учителе; сохранить ценный материал для последующих поколений. В ходе исследовательской деятельности автором работы были изучены семейные и музейные архивы, документы, фотографии и интересные эпизоды из жизни старшего поколения Нимаевых. Также проведено собеседование с родственниками, сбор информации и фотоматериалов, поиск и обзор интернет-материалов, анкетирование в классе. Автором сделан сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

Данная исследовательская работа поможет пополнить школьный музей полезной информацией, сохранить интересный материал для будущих поколений, показать мужество, героизм, любовь к Родине, значимость ветеранов-педагогов в воспитании подрастающего поколения. Благодаря проделанной работе, автор может рассказать родственникам о своих предках, с которых надо брать пример, на кого нужно равняться.

Просмотров работы: 61