История моей семьи в истории страны

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История моей семьи в истории страны

Пояскова П.С. 1
1МБОУ СОШ с Кувак-Никольское
Пояскова Н.Г. 1
1МБОУ СОШ с Кувак-Никольское
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ведение

«Человек должен постоянно думать,

что он может сделать для мира,

для человечества, для семьи…»

22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Крепкая семья – это залог стабильности и процветания общества.

Семья - это важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, нравственных ценностей. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семья – это то место где тебя всегда поддержат и примут таким, какой ты есть. Но ведь семья любого человека состоит не только из мамы и папы, но и огромного количества родственников. Порой о некоторых ты даже не подозреваешь. И я уверена, что любому человеку интересно, да просто и необходимо знать, кем были его предки, чем занимались, как жили.

Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды или прадеды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для его нормального развития.
В семье осуществляется воспитание личности. От того, как семья относится к своей истории, к своим традициям, к своим предкам, во многом зависит результат этого воспитания. Поддерживать интерес людей к своей родословной очень важно. Изучать свою родословную надо, чтобы с уверенностью смотреть в будущее. Исследование истории своей семьи способствует духовному росту личности, укреплению семьи и самосознания нации в целом.

Цель работы:

через поисково-исследовательскую деятельность проследить жизненный путь моих родственников - участников Великой Отечественной войны и ветеранов педагогического труда; показать их вклад в легендарную биографию страны, в победу над фашизмом, в патриотическое воспитание молодого поколения.

Задачи исследования:

1. Изучить архив семьи Голубевых.

2. Изучить архив семьи Зобниных.

3.И зучить архив семьи Пережогиных.

4.Собрать материалы, связанные с фронтовой деятельностью Пережогина В.П..и Зобнина И. М. с доступных интернет-порталов в рамках проекта «Народная Книга памяти Пензенской области».

5..Изучить материал из школьного краеведческого музея МБОУ СОШ с. Кувак-Никольское, связанный с педагогической деятельностью прадеда.

6.Провести серии интервью с коллегами и бывшими учениками моих родственников, которые составили педагогическую династию Пережогиных.

7. Составить генеологическое древо .

8 .Проанализировать и систематизировать полученный материал;

Предмет исследования:

жизнь родственников и события, происходившие с ними в годы исторических событий страны

Методы исследования:

исследовательский, поисковый, работа с архивными материалами, анализ и обработка информации.

Гипотеза: история страны складывается из истории жизни конкретных людей

Основная часть

1.Период коллективизации и раскулачивания в СССР.

1.1 Голубев Алексей Николаевич.

Мой прапрадед Голубев Алексей Дмитриевич родился в 1896 году в мордовской деревне Парцы в семье псаломщика. Окончил вместе со своими тремя братьями Краснослободское духовное училище, выпускавшее не только кадры для духовного ведомства, но и учителей для народных и церковных школ.

В качестве священнослужителя начал работать в селе Рязановка Инсарского уезда Пензенской губернии (нынешней республики Мордовия), в очень трудный для церкви период, так как с приходом советской власти в конце 1917 г. начались гонения на русскую православную церковь, которые приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 г., после издания 23 января декрета «Об отделении Церкви от государства», и продолжались на протяжении всего советского периода.

Сразу после Октябрьской революции власти поставили цель - арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей и мирян. Аресты тогда исчислялись тысячами и для многих завершились мученической кончиной. Целые уезды таких губерний, как Пермская, Ставропольская, Казанская, лишились священнослужителей.

В 1921 году родилась дочь Валя (моя прабабушка).

Она рассказывала мне о моём прапрадеде, что он был добрый, справедливый, правильный человек, всегда готовый прийти на помощь людям в трудную минуту, не считаясь с собственным временем. Он был не только священнослужителем. Много сил отдавал просветительской деятельности. В неофициальной обстановке отец Алексей проводил со взрослыми и детьми беседы, в которых восхвалял доброту, честность, порядочность. К нему обращались также за помощью, когда хотели получить дельный совет. Поэтому его часто называли учителем»

В 1925 году переехал вместе со своей семьёй в село Засечное Нижнеломовского района, где продолжил свою религиозную деятельность, а в 1928 году он работал священником в Кувак-Никольской церкви.(Приложение 1)

Усиление террора в отношении церкви во всероссийском масштабе, в 1929-1930 гг, привело к массовым расстрелам и арестам.

В этот период отец Алексей работал священником в церкви села Серый Ключ Нижнеломовского района.

Волна террора не обошла стороной и его духовную и просветительскую деятельность. Поэтому иерея Алексея арестовали. Он находился в тюремном заключении г. Архангельска, работал на лесоразработках. В 1939 году он освободился и пешком пришёл домой. Вышел весной, а пришёл в конце лета.

Он освободился в 1937 году и продолжил церковную службу в Башмаковском районе до 1941 года.

В военные годы он охранял Нижнеломовский госпиталь. После войны прапрадедушка жил в г. Белинске Пензенской области и работал в местном храме.

В этом же городе в1956 году он умер от сердечной недостаточности.

Хотя мой прапрадед был священником, а не педагогом, тем не менее, я считаю его основоположником учительской династии Пережогиных , потому что он учил людей всему тому светлому, доброму, что и учитель.

К тому же именно его просветительская работа помогла дочери Валентине определиться с выбором профессии.

2.Боевая страница летописи моей семьи

Историю, которую мы изучаем за школьной партой, создали мой прадеды и миллионы таких, как они. Наше поколение в неоплатном долгу перед теми, кто был на полях сражений; перед теми, кто трудился в тылу, чтоб заводы и фабрики ни на минуту не остановились, посылая на фронт всё, что нужно для Победы. Из разрозненных фрагментов я хочу сложить мозаику, которая в виде опубликованного исследования станет своеобразной капсулой времени.

Нашу Родину в годы войны защищали мои прадедушки: Зобнин Иван Михайлович, Пережогин Владимир Петрович

2.1..Зобнин Иван Михайлович.

История судьбы моего прадеда, Зобнина Ивана Михайловича, могла бы послужить сценарием для кинофильма о войне. Она трагична, и даже не верится, что простой человек, мог столько испытаний вынести на своих плечах.
Зобнин Иван Михайлович родился 22 февраля 1924 года в многодетной семье крестьян. У него было две сестры и брат. Семья была трудолюбивая, дружная. Рос он весёлым, озорным мальчуганом. Обладал хорошими организаторскими способностями. В уличных играх со сверстниками всегда был командиром. Друзья к нему прислушивались и советовались с ним. Окончил школу-семилетку села Кувак-Никольское. Очень любил математику. Хотел выбрать профессию, связанную с математическими вычислениями.

Но оборвалась мирная жизнь. Началась Великая Отечественная война. В 1942 году Иван был призван в ряды действующей армии. Воевал под Украиной. Из архивных документов электронного банка данных «Мемориал» установлено, что Иван Михайлович командовал взводом автоматчиков.

Весной 1943 года почтальон принёс печальное известие о том, что младший лейтенант Иван Зобнин погиб в бою в Снежнянском районе Донецкой области. Родители Ивана были верующими людьми. Они организовали скромные поминки, заказали панихиду об упокоении души погибшего сына. Вместе с тем продолжали оплакивать его. «Он тогда не вернулся из боя», - говорила его мама Зобнина Мария Ивановна.

Осенью 1943 года Боровкова М.А. (соседка Зобниных) видит сон: летят по небу два дударя. Она начала их зазывать к себе. Но птицы полетели в дом к Зобниным». Женщина поведала об этом сне матери Ивана, а та лишь слёзы платочком вытерла и сказала: «Мой Ваня всё равно не придёт, не прилетит». Ночью она не могла уснуть, её охватило такое же волнение, как перед тем, когда пришла похоронка.

Через несколько дней в село Кувак-Никольское вошли два солдата. Один из них был Иван Зобнин, которого односельчане не узнали. Он не был похож на того кудрявого, озорного весёлого паренька, каким его знали до войны. А скорее походил на старика, слабого, худого, кости которого обтянуты жёлтой кожей. Когда перед обедом солдаты вошли в дом к Зобниным, мать, увидев сына, потеряла сознание. Глаза Ивана отражавшие боль и страдание, излучавшие всё ту же любовь к родным, словно сказали: «Это я, ваш сын Ваня». (Приложение 2)

У А. Т. Твардовского в стихотворении «Отец и сын» есть такие строки: Бывает всё несчастье от почты полевой.

Его считали мёртвым, а он пришёл живой.

Из рассказа Ивана родственники узнали, что во время разведки их группа попала в засаду. При сопротивлении три товарища погибли, а девять были взяты в плен и попали во Владимиро-Волынский концлагерь. До войны это был военный городок Войска Польского, затем – РККА. Несколько зданий фашисты обнесли колючей проволокой в 8 рядов, через которые пропустили электрический ток, а по углам установили пулемёты.

В лагерь всех привезли раздетых и босых. Немцы ограбили русских солдат, сняли с них не только сапоги и верхнее платье, но и бельё. Люди кутались в лохмотья, куски мешковины. Зимой помещения не отапливались, все окна были выбиты, спали на цементном полу.

Однажды военнопленных погнали к шахте, выстроили в колонну и стали по одному толкать к командующему фашисту. Тот внимательно осматривал внешний облик военнопленного и резким движением руки определял его дальнейшую судьбу. Правая сторона – пока жить, левая – гореть в огне. Военнопленных евреев бросали в шурф шахты живыми. Когда очередь дошла до Ивана, фашист долго всматривался в него. Сердце солдата учащённо забилось, но не от испуга, а от осознания того, что больше не придётся жить, а жить девятнадцатилетнему юноше ещё ох как хотелось! Вдруг фашист схватил Ивана за шиворот и толкнул вправо, приговаривая «Rusisch!» Это означало, что Иван Зобнин не еврей, значит, гореть в огне не будет.

Питались военнопленные один раз в сутки сваренным на воде просом, 100 граммами хлеба из проса с опилками. Бывало, что местные жители бросали кусочек хлеба, когда военнопленных гнали как рабов по улице. Но фашисты отбирали еду и выбрасывали. Чувство голода Ивану запомнилось на всю жизнь. Десять месяцев, которые он провёл в плену, показались бесконечно долгими. При подходе советских войск пленных погнали к границе. Остановились возле родника, который находился рядом с болотом. Ивану и его товарищу удалось скрыться в трясине болота. Фашисты выпустили по кустам пулемётные очереди, но искать беглецов не стали. Подошедшие советские солдаты помогли выбраться из болота, отогрели, накормили. Ивана Михайловича отправили в госпиталь подлечиться, так как здоровье было подорвано. А для закрепления лечения отпустили домой на 4 месяца.

Вскоре младший лейтенант Зобнин Иван снова вернулся на фронт. В 1945 году он принял участие в войне с Японией, которая продолжалась несколько месяцев.

Мой прадед награждён орденом Отечественной войны II степени, юбилейными медалями.

В 1948 году Иван Михайлович женился на моей прабабушке Родионовой Екатерине Васильевне. У них родилось 13 детей, 22 внука, 30 правнуков. Я являюсь одной из правнучек Ивана Михайловича. Всех своих детей и внуков Иван Михайлович очень любил и воспитал достойными людьми.

23 сентября 1993 года прадед умер после продолжительной болезни.

Мой дедушка, Пережогин Г.В., посвятил ему и сотням других фронтовиков, оказавшихся в фашистском плену, стихотворение «Тесть». Вот несколько строчек:

Фронтовиков пришло гораздо меньше,

Чем призвано их было на войну.

Одни вначале без вести пропали,

И похоронки слали на других,

А третьи без сознанья в плен попали,

Им ада уготованы круги….

Иван Зобнин долгое время в архивных документах числился погибшим в бою под Снежнянском, но он, к счастью, остался жив, перенеся суровые испытания в годы Великой Отечественной войны.

Я горжусь своим прадедом, отношусь к нему с огромным уважением и любовью. Верю, что память о нём сохранится, и история его нелёгкой военной судьбы будет передаваться в нашей семье из поколения в поколение.

2.2. Пережогин Владимир Петрович

Мой прадед, Пережогин Владимир Петрович, родился 7 июля 1923 года в многодетной семье кузнеца Пережогина Петра Гавриловича.

С детства отличался высокой наблюдательностью, проявлением большого интереса ко всему происходящему.

Окончил школу - семилетку села Кувак-Никольское с хорошими оценками. В 1938 году поступил в Нижнеломовское педагогическое училище, которое закончил в 1941 году.

Из воспоминаний моего прадеда: «Выпускной вечер состоялся 21июня 1941 года. Мы праздновали до рассвета, утром пришли на базарную площадь г. Н-Ломова, где обычно с самого раннего утра суетился народ, а тут вдруг тишина. К нам подошёл наш военрук и сказал: «Ребята, началась война».

21 июня 1941 года был призван в действующую армию и вскоре направлен в военное училище. Проучившись 2 месяца, Владимир подал рапорт, чтоб отправиться на фронт. Но ему не разрешили. Лишь через 4 месяца после 3 рапорта в звании сержанта в составе курсантского батальона он был переброшен под Москву. Со слов Владимира Петровича, моего прадеда: «Стояли очень сильные морозы. Обмундирование не соответствовало погоде, были обморожения. Но в этом были и свои плюсы. Для немцев, не привыкшим к таким холодам, они казались настоящим адом. Бои шли ожесточённые. Фашисты рвались к Москве, считая, что захватив её, они выиграют войну. Но и наши солдаты понимали, что отступать некуда – позади Москва.

Наконец-то, наступление немцев прекратилось и впервые они были остановлены».

Впереди было много жестоких сражений. Далеко впереди была долгожданная Победа. Но всё это будет потом.

Со слов сестры Пережогина В.П. Пономарёвой Е.П. «Он пошёл воевать, потому что считал это своим долгом, посчитал за честь участвовать в защите Родины. Защитники, уходя на фронт, не говорили громких фраз. Знали только слово "надо”. Таким человеком был и мой брат». (Приложение 3)

Из воспоминаний Владимира Петровича: «Когда я ехал на фронт, мысленно составлял портрет фашиста.

По мере приближения к линии фронта интерес к нему возрастал, как к существу с другой планеты. Ибо какому нормальному человеку хочется войны, убийств?

Когда я впервые увидел немца, то пристально начал всматриваться в него. Вид обычного человека. Но глаза…. В них читалась холодность, злость, жестокость. Я не струсил, а несколько растерялся, опешил. Он ещё осуждающе смотрит на меня! Да как ты смеешь!

Это ты напал на мою Землю! И тут - выстрел… Мой товарищ опередил его и выстрелил. Вот так состоялась моя первая встреча с противником2».

Со слов Лосякова Антона, правнука Пережогина В.П.: «Прадед очень много рассказывал мне о боевых событиях. Я часто спрашивал его о том, как он всё это вынес: голод, холод, пули над головой; знаешь, что смерть ходит рядом с тобой?

Он отвечал, что ему помогла выдержать и не падать духом любовь к своей Родине, а ещё педагогическая жилка. Ему и на войне приходилось учить солдат стойкости, выносливости и даже ругать за сквернословие. Ведь нельзя засорять наш родной язык. А самые высокие требования предъявлял к себе. Я должен, я смогу, я вынесу - ведь я будущий учитель ».

И вот, наконец, долгожданная победа!(Приложение 4)

В 1946 году Владимир Петрович вернулся в родное село и стал работать учителем физкультуры. Через год поступил в Пензенский государственный педагогический институт имени В.Г.Белинского. Учился с огромным желанием, был настойчивым и упорным. Он блистал знаниями, и преподаватели не только хвалили его, но удивлялись его способностям. Он сдавал экзамены экстерном. После окончания института Владимиру Петровичу была присвоена квалификация и звание «Учитель средней школы с правом преподавания истории в 8-10 классах».

С огромной любовью о Владимире Петровиче вспоминают его ученики. Один из них, Теплов И.И., рассказывал: «Моим любимым предметом была история. Владимир Петрович так интересно объяснял, что мне удавалось перенестись в ту эпоху, о которой шла речь. Но особенно я любил темы о Великой Отечественной войне, когда Владимир Петрович вспоминал о военных действиях, в которых принимал участие».

Его знания, организаторские способности отмечали все. Поэтому в 1951 году Владимир Петрович назначается директором школы, которая с 1952 года преобразовалась в среднюю. Усилиями моего прадеда школа благоустраивается и освещается, тогда как всё село ещё пользуется керосиновой лампой.

Моего прадеда ученики не просто уважали, они его любили, тянулись к своему учителю, потому что он не только хорошо знал свой предмет, а был добрым, честным, отзывчивым, благородным, мудрым человеком. Владимир Петрович возглавил педагогическую династию Пережогиных. По его стопам пошёл сын Геннадий Владимирович и внучка Наталья Геннадьевна, моя мама. Она уже 27 лет преподает географию.

42 года Владимир Петрович вместе с учениками листал страницы истории. В 1983 году прадед ушел на заслуженный отдых, имея много наград. Он отец четверых детей и дедушка шестерых внуков.

Владимир Петрович известен жителям села как активный общественник, который часто выступал с лекциями на разные темы в Библиотечно-досуговом центре.

Он был частым гостем в родной школе, одним из основателей школьного краеведческого музея. Ежегодно, накануне Дня Победы, он встречался с краеведами и рассказывал о фронтовых событиях, об истории села, школы. Ему очень хотелось, чтоб современное поколение знало о прошлом своего родного края. На протяжении многих лет он являлся председателем совета общественности нашего села.

На примере жизни моего прадеда я хочу показать, как велика и значительна роль учителя! Судьба не раз ставила его в сложные ситуации, но из них он всегда выходил достойно. Честь и хвала таким педагогам, которые живут для других, отдают им свои силы и знания. Он учил детей тому, что прекрасно знал сам.

Я с гордостью могу сказать, что мой прадед Владимир Петрович Пережогин – Учитель с большой буквы, фронтовик, ветеран войны и труда, настоящий патриот своей Родины.

3. Труженики тыла

3.1 Зобнина Елена Михайловна

Моя двоюродная прабабушка Зобнина Елена Михайловна родилась 22 мая 1910 года в селе Кувак – Никольское. Она была старшим ребёнком в семье и с детского возраста помогала родителям по хозяйству. Школу не посещала.

В годы войны народное хозяйство страны находилось в тяжелейших условиях: падало промышленное производство, ухудшалась ситуация в сельском хозяйстве. Большинство мужчин ушло на фронт. Их заменили женщины, подростки, старики. В военные годы Елена Михайловна трудилась в колхозе имени Чапаева села Кувак-Никольское. Работали практически без выходных. День был ненормированный. Выполняли любую работу. Весной сеяли вручную зерновые культуры: рожь, пшеницу. В конце лета косили хлеб лобогрейками, в которые запрягали лошадей. Лобогрейка похожа на силосный комбайн. Только силосный комбайн тащит трактор, а лобогрейку - лошади. Сзади сидит человек и вилами захватывает то, что упало на полок, находящийся на лобогрейке, и с этого полка сбрасывает «горсти». Эти «горсти» ложились на землю. Когда в них высыхало зерно, женщины вязали его в снопы, ставили в крестцы, затем возили на полевой стан, который находился в нашем селе. Молотили зерно руками с помощью деревянных цепов — пригузов. Ручка цепа изготавливалась из ели, а било (рабочая часть) - из берёзы. Соединялись они двумя ременными петлями из сыромятной кожи. Потом зерно возили на мельницу и муку отправляли на фронт. (Приложение 5)

Также Елене Михайловне приходилось работать на волокушах —специальных приспособлениях для подвозки сена к месту складывания его в стога. Женщины нашего села, в том числе и Зобнина Е.М., выращивали коноплю под Ендовской горой. Выращенную коноплю вязали в снопы, затем замачивали в местной речке. Вынимали и клали, теперь уже моченец, на берегу. А когда высыхал, отправляли на пенькозавод с. Прянзерки Нижнеломовского района для переработки и изготовления ниток. Конопля придает ткани повышенную прочность и износостойкость. Полотно, сотканное из моченца, шло на изготовление гимнастерок и другой одежды для солдат. Вечерами Елена Михайловна вязала носки, варежки, шапки, изготавливала кисеты для табака. Потом женщины собирали посылки и отправляли на фронт. Работали с энтузиазмом, лозунг был такой: «Всё для победы, всё для победы». Зобнина Е.М. была неграмотной, в 50 летнем возрасте научилась писать свою фамилию. Всю свою жизнь Елена Михайловна трудилась в поле, помогала брату в воспитании племянников, так как своей семьи у неё не было. Находясь на пенсии, нянчила внучатых племянников. 4 апреля 1987 года Елена Михайловна скончалась.

Воспоминания родных о вкладе тружеников тыла в достижение победы над гитлеровской Германией доказывают то, что победу ковали не только на фронте, но и в тылу.

3.2 Пережогина (Голубева) Валентина Алексеевна

Моя прабабушка Пережогина (Голубева) Валентина Алексеевна родилась 16 февраля 1921 года в мордовской деревне Парцы.

В детстве очень любила играть в куклы, которые ей мама делала из лоскутков.

В 1925 году со своей семьёй переехала в село Засечное, а в 1929 году – в село Кувак-Никольское.

Часто вместе со старшим братом Анатолием посещала церковные службы, но с большим удовольствием вечерние собрания, которые организовывал её отец с целью просветительства. Слушала папу с большим интересом.

Поэтому, когда перед Валентиной встал вопрос, кем быть, сомнений не было - только учителем.

В 1936 году она поступила в Нижнеломовское педагогическое училище, которое закончила в 1939 году. Рано осталась без мамы. На её хрупкие плечи легли заботы по хозяйству.

В военные (1941-1945) годы Валентина Алексеевна работала сначала учителем, а потом завучем начальной школы в селе Ворона Пачелмского района Пензенской области.

Со слов прабабушки: « Для меня это были самые тяжелые годы.

Повсюду царил голод. Если появится кусок хлеба в доме, хочется поделиться им с моими учениками, которые часто недоедали.

Сама понимала, что фашисты могут быстро добраться и до нас. Но я сохраняла спокойствие. Ведь кому как не мне нужно было оставаться выдержанной».

После войны снова переехала в село Кувак-Никольское.

В этом же году вышла замуж за моего прадеда Пережогина Владимира Петровича. У них родилось четверо детей.

С сентября 1946 года они вместе работают учителями в селе Кувак-Никольское. На вопрос - легко ли приходилось вам с прадедом работать вместе, прабабушка отвечала, что бывало по-разному. В чём-то легко, а в чём-то трудно. Ведь спрашивал он работу, будучи директором школы, прежде всего с неё, а уж затем с коллектива. Да и требования у него к самому себе и к ней были завышенные. Но потихоньку справлялись. (Приложение 6)

Валентина Алексеевна преподавала русский язык, литературу, работала воспитателем группы продлённого дня.

Со слов прабабушки: «Свою деятельность мне приходилось неоднократно прерывать, так как на свет появлялись детки. Их у меня было четверо. Но в школу меня всегда тянуло. Я считаю эту профессию своим призванием».

Со слов бывшей ученицы Романовой Светланы Викторовны: «Валентина Алексеевна к каждому ученику находила особый подход, отыскав из тысячи один ключик к сердцу маленького человека»

В 1976 году Валентина Алексеевна Пережогина ушла на пенсию, имея награды. Она скончалась 5 октября 2012 года на праздник педагогов.

4. Период СССР и перестройки.

4.1 Пережогин Геннадий Владимирович

Мой дедушка Геннадий Владимирович Пережогин родился в селе Кувак-Никольское 18 сентября 1947 года .

С детства проявлял интерес к спорту. Часто собирал вокруг себя ребят и учил их тем спортивным приёмам, которыми уже овладел сам.

В школе учился хорошо. Любимым школьным предметом была литература. Возможно, любовь к этому предмету подтолкнула Геннадия Пережогина сочинять стихи. После окончания школы Геннадий Владимирович поступил в Пензенский политехнический институт. Продолжал заниматься спортом. За 1 год учебы выполнил норму 1 разряда и стал чемпионом области по метанию диска. Институт закончить не удалось.

В 1968 году был призван в ряды армии. Служба проходила на Северном флоте – на острове Новая Земля. В 1965 году здесь был произведен взрыв мощной ядерной бомбы. Ударная волна дважды облетела земной шар. На службе в армии Геннадий Пережогин и начал писать стихи.

С 1971 г работал на Кувак-Никольской птицефабрике слесарем, но позже понял, что это не его призвание. В 1972 году Геннадий Владимирович женился на моей бабушке Лидии Ивановне. У них родились две дочери (одна из которых моя мама).

В 1986 году Геннадий Владимирович поступил в Пензенский государственный педагогический институт имени В.Г.Белинского на заочное отделение по специальности «физическая культура».

Учитель физической культуры Пережогин Г.В. не только прививал любовь к своему предмету, но и сам активно занимался спортом. Сильный физически, он был крепким и выносливым. Такими же хотел видеть и своих учеников. Под руководством Геннадия Владимировича в школе проводилось немало спортивных мероприятий. Его воспитанники занимали призовые места по разным видам спорта на муниципальном и региональном уровнях. Спортивные кубки, грамоты хранятся в краеведческом музее МБОУ СОШ с. Кувак-Никольское.

Тяжёлым годом Геннадий Владимирович считает 1990 г, когда зарплату задерживали или отдавали частями. Некоторые виды продуктов пропали с прилавков магазинов. Другие товар получали по талонам, которые выдавались на семью. Но эти трудности не остановили его.

Даже в нерабочее время он организовывал на школьной площадке спортивные игры, в которых мог принять участие любой желающий.

Для многих своих выпускников Геннадий Владимирович стал не только любимым учителем, но и другом, человеком, которому можно довериться, обратиться за помощью.(Приложение 7)

В 2007 году он ушёл на заслуженный пенсионный отдых. Ему вручили грамоту Министерства образования и науки РФ за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку учащихся.

В своём селе Геннадий Владимирович был известен не только как учитель физкультуры, но и как Председатель общественности, как местный поэт.

Из – под его пера вышло 13 поэтических сборников, которые интересны широкому кругу читателей. В «Единый миг» уместились и детство, и юность, и зрелость с их неравнодушием восприятия окружающего мира, ступени памяти времени, в котором жил Геннадий Владимирович Пережогин», - так написал в одном из предисловий к его книге стихов поэт Николай Куленко. Также стихи можно встретить в районной газете «Маяк».

21 октября 2021 года мой дедушка скоропостижно скончался.

4.2 Пояскова (Пережогина) Наталья Геннадьевна

Моя мама, Пояскова Наталья Геннадьевна родилась 9 июля 1977 года в селе Кувак-Никольское. С самого детства была тихой, послушной девочкой.

Со слов бабушки, Пережогиной Лидии Ивановны: «Наташа могла часами в своей комнате играть в куклы. Сначала она рассказывала им сказки, посадив в кружок. А затем начинала обучать их буквам и слогам, так как сама рано научилась читать. Куклы - ученицы, помимо чтения, занимались рисованием, пением. Вот так она организовала свой первый класс».

В 1984 году мама пошла в школу. Училась прилежно, добросовестно готовилась к урокам.

На протяжении многих лет выполняла обязанности командира отряда.

В 8-9 классах была вожатой у младших школьников.

В 1992 году Наталья Пережогина поступила в Нижнеломовское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов».

В 1996 году пришла работать в родную школу воспитателем группы продлённого дня. Воспитывать школьников ей очень нравилось. Она учила детей рисовать, выполнять различные поделки, организовывала экскурсии, походы.

В 2000 году Наталья Геннадьевна поступила в Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского на естественно-географический факультете.

С 2002 года работает учителем географии. (Приложение 8)

И вот уже на протяжении 27 лет она растёт со своими учениками, совершенствуясь и сохраняя молодость в своём сердце. Сколько любви, сил, доброты, знаний, упорного труда потребовалось, чтобы за годы своей деятельности дать прочные, глубокие знания сотням учеников! Её воспитанники участвуют во всех предметных олимпиадах, являются победителями и призёрами муниципальных олимпиад по географии и географии Пензенского края, занимают призовые места в региональных и муниципальных конкурсах научно-исследовательских работ «Старт в науку» и «Земля родная». Имеет много наград.

Наталья Геннадьевна вместе с учениками пишут письма,

изготавливают поздравительные открытки солдатам на передовую, а также подготовили новогодние подарки для военнослужащих, выполняющих боевые задачи в зоне СВО

Мне очень повезло, что моя мама такая умная, ласковая, любящая – самая лучшая мама на свете! Она заботится о своих детях, одаривая теплом своего горячего материнского сердца.

Заключение

Каждый человек должен знать, как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». Люди, изучающие историю, справедливо считают, что она помогает жить. Изучая прошлое, мы видим, что и в далёкие времена наши предки испытывали трудности, невзгоды, лишения. Но всегда старались достойно выходить из сложившейся ситуации.

Каждое поколение моей семьи было связано с ключевыми событиями истории нашей страны: революцией, коллективизацией, Великой Отечественной войной, перестройкой и распадом СССР, проведением специальной военной операции. На примере одной семьи можно проследить историю страны.

Это пример патриотизма, долга перед Родиной, человеческого мужества.

Мои прадеды внесли достойный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков и японских империалистов. В составе действующих частей они сражались на фронте, проявив при этом образцы подлинного героизма. Я горда за то, что среди моих родных есть Герои, внесшие огромный вклад в Великую Победу над фашизмом. Наше поколение в неоплатном долгу перед теми, кто был на полях сражений; перед теми, кто трудился в тылу, чтоб заводы и фабрики ни на минуту не остановились, посылая на фронт всё, что нужно для Победы. Ежегодно я принимаю участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» и несу портреты своих прадедов.

История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на современный мир. Мы должны уважать и помнить тех, кто не жалея сил и собственной жизни, боролся и борется за независимость, свободу и счастье соотечественников и будущего поколения. Мы с родственниками оказываем посильную помощь солдатам, которые выполняют боевые задачи в зоне СВО: пишем письма, вяжем носки, изготавливаем маскировочные сети, отправляем посылки. Из обратной связи мы узнали, что несколько из написанных мамиными учениками писем дошли до наших земляков. Они подняли боевой дух нашим солдатам!

В результате исследования биографии родственников я также поняла, как велико значение семейного воспитания в жизни человека и всего общества в целом. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем своё положение в настоящем. В моей семье есть представители педагогической династии Пережогиных. Она насчитывает четыре поколения учителей. Педагогическая династия Пережогиных внесла значительный вклад в дело воспитания и обучения сотен детей; в историю Кувак-Никольской средней школы, в историю родного края и страны

Все представители династии Пережогиных всегда понимали, что учитель должен быть безукоризнен перед обществом, перед детьми, перед собственной совестью. Они любили и любят свою работу и воспитывают любовь к профессии в своих детях. Ведь только так можно продолжить династию.. . Но я надеюсь, что педагогическая династия Пережогиных не закончилась. Меня привлекает профессия учителя и, быть может, я выберу в дальнейшем педагогический путь.

На примере моей семьи я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые всегда готовы прийти на помощь в трудную минуту.

Я с уверенностью могу сказать, что из историй отдельных простых судеб и складывается история нашей страны.

Использованные источники

1. «Куранты» от 29 марта 2006 года

2. «Любимая газета» №14 2001 г.

3. Материал интервью с Зобниным Виктором Ивановичем, бывшем учеником Пережогина В.П., записанный Поясковой П 19 августа 2023 г

4. Материал интервью с Пережогиной Валентиной Алексеевной, записанный

Лосяковым Антоном (братом), 20 марта 2013 г

5. Материал интервью с Пережогиным Владимиром Петровичем, записанный Лосяковым Антоном, 20 марта 2012г

6. Материал интервью с Пережогиным Геннадием Владимировичем, записанный Поясковой Полиной 10 июля 2020 г

7.Материал интервью с Пережогиной Лидией Ивановной, записанный

Поясковой Полиной, 19 августа 2020 г

8.Материал интервью с Пережогиной Натальей Геннадьевной, записанный

Поясковой Полиной 24 сентября 2020 г

9. Материал из альбома «Летопись школы» школьного краеведческого музея.

10. Сведения из интернета: www.ru.wikipedia.org/wiki/коллективизация;

www.mordowia.info/wiki/Краснослободск

5. «Никто не забыт, ничто не забыто». Всенародная книга памяти Пензенской области.

6. Общедоступный электронный банк документов

«Подвиг Народа в Великой Отечественной войне

1941-1945 гг.»

7. Общедоступный электронный банк документов «Мемориал».

Приложение 1

Голубев Алексей Николаевич

Приложение 2

Зобнин Иван Михайлович

Приложение 3

Пережогин Владимир Петрович

Приложение 4

Награды за боевые заслуги Пережогина В.П.

Приложение 5

Зобнина Елена Михайловна

Приложение 6

Пережогина Валентина Алексеевна

Валентина Алексеевна – учитель русского языка и литературы

с. Кувак-Никольское, 1955 год

Приложение 7

Пережогин Геннадий Владимирович

Приложение 8

Пояскова Наталья Геннадьевна

Просмотров работы: 725