Сравнение мифических версий возникновения Уральских гор

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнение мифических версий возникновения Уральских гор

Шарипов А.А. 1
1МАОУ Лицей №4
Хабибуллина Л.Ф. 1
1МАОУ Лицей №4
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Исторически на территории Уральских гор проживали племена разных народов. С далеких времен они слагали легенды о возникновении привычного для нас окружающего мира. Особое место среди легенд коренных народов Урала имеют легенды о возникновении Уральских гор. К счастью эти легенды дошли до наших дней и стали уникальным наследием приоткрывающим завесу жизни наших предков.

Изучение мифологии актуально на сегодняшний день, так как каждый человек должен знать историю и культуру народов той территории, на которой он проживает. Именно поэтому легенды стали уникальным наследием, так как в них отображаются обычаи, культура и духовные ценности жизни наших предков.

Цель исследования: сравнение мифических версий возникновения Уральских гор на основе сравнительного анализа легенд коренных народов Урала.

Задачи исследования:

  1. изучить мифические версии возникновения Уральских гор;

  2. провести сравнительный анализ легенд о возникновении Уральских гор;

  3. сочинить свою легенду о возникновении Уральских гор и создать анимационный видеоролик по мотиву этой легенды.

Гипотеза исследования: легенды народов, проживающих на одной территории, имеют сходства.

Глава 1. Мифические версии возникновения Уральских гор

XVII-XVIII века стали периодом, когда складывались предания и легенды Урала. Фантастические элементы, основанные на народных сказках, смешивались с реальными историями [3]. Легенды о земле Уральской переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла.

Ещё до того, как термин «Урал» вошёл в широкий обиход, то есть где-то до середины XVIII века, горы, разделяющию Европу и Азию, каждый народ называл по-своему, но наиболее частым было сравнение с поясом, простирающимся от Северного Ледовитого океана до южных казахских степей.Так, например, башкирская легенда гласит, что на земле жил великан и носил он огромный пояс с глубокими карманами, куда прятал свои богатства – драгоценные камни. Но однажды он спал с гиганта, да так и остался на земле, протянувшись от Карского моря до Каспия. Время превратило пояс в горы, недра которых до сих пор сохранили богатства великана [4].

С целью ознакомления с мифическими версиями возникновения Уральских гор мы изучили легенды народов манси, удмуртов, башкир и коми-пермяков (содержание легенд см. Приложение 1). В легендах, достаточно точно и подробно отразились культура и духовные ценности народов.

1. Легенда манси о возникновении каменных столбов на вершине Мань-Пупунёр, относящейся к цепи Уральских гор. Согласно легенде, страшные великаны шли, чтобы напасть на мирный беззащитный народ и забрать в плен красавицу Аим, но были сражены Пыгрычумом и окаменели на горе Мань-Пупунёр.

Один каменный столб, высотой с десятиэтажный дом, стоит обособленно от других гигантов. По своей форме он напоминает мегалитическую бутылку, воткнутую горлышком в землю. Остальные шесть, достигающие высоты четырнадцатиэтажного дома, выстроились молчаливыми каменными стражами вдоль обрыва. В зависимости от точки обзора и освещения останцы причудливо меняют свою форму. Они напоминают то великана, то голову барана, коня или фантастической птицы [2].

Издревле для народов манси вершина Мань-Пупунёр — место сакральное и мистическое. В переводе с языка манси название Мань-Пупунёр означает «маленькая гора идолов». Будучи в древности язычниками, манси и коми поклонялись каменным столбам, отправляли в их честь различные религиозные обряды и слагали про вершину легенды.

2. Легенда удмуртов о возникновении Уральских гор. У удмуртов, относящихся к коренному народу среднего Урала, существует своя легенда о возникновении Уральских гор. Во время сотворения мира Шайтан, по велению Инмара, нырнул в Мировой Океан и достал со дна землю, принеся её во рту. Часть земли Шайтан утаил, но когда земля по велению Инмара начала разрастаться, он был вынужден её выплюнуть — так на ровной земле появились Уральские горы.

3. Легенда башкир о возникновении Уральских гор. Сюжет башкирской легенды довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов, змей. Согласно легенде из тел убитых Урал-батыром врагов, возникают Уральские горы.

4. Легенда коми-пермяков о возникновении Уральских гор. Согласно легенде, коми-пермяки произошли от братьев, Осьяса и Ожъяса, правивших многочисленным народом в мифические времена изобилия. Они должны были приносить человеческие жертвы богу Шурма, но за отказ от жертвоприношений были изгнаны в леса вороном. По велению бога Шурма, ворон воздвиг горный хребет (Уральские горы) из пера своего крыла, преградивший братьям путь на родину.

Вывод: Практически у каждого коренного народа Урала существует своя мифическая версия возникновения Уральских гор, дошедшая до наших дней в виде легенды.

Глава 2. Сравнительный анализ легенд о возникновении Уральских гор

Ознакомившись с содержанием легенд нам показалось, что между ними есть сходство. Поэтому мы решили провести сравнительный анализ прочитанных легенд.

Изученные легенды повествуют нам о том, что в далеком прошлом люди жили в единстве с природой. Природные силы: солнце, дождь, гром и молнии — вызывали у людей особое почтение, поэтому коренные жители территории Уральских гор поклонялись силам природы. Например, об этом свидетельствуют строки из легенды манси: «…Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: «О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума!» В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город.…». Или, к примеру, строки из легенды башкир: «…Подносил Урал-батыр дудочку к губам и извлекал из нее чудесные звуки, похожие то на журчание ручья, то на далекое лесное эхо. Дивная мелодия разливалась в воздухе - и умолкали в лесу птицы, замирали на деревьях листья, реки останавливали бег. Родная земля погружалась в сон…».

Согласно легендам в далекие времена наряду с людьми, на земле обитали божества и духи. Они были наделены сверхъестественными силами. Так, к примеру, согласно легенде удмуртов в возникновении Уральских гор непосредственное участие принимал Бог Инмар. По версии М. Г. Атаманова, слово Инмар возникло в результате слияния удмуртского инм «небо» и ар «человек» [1]. Строки из легенды манси свидетельствуют о том же: «Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними…». По версии легенды коми-пермяков братья Осьяс и Ожъяс жили в дружбе с богом Шурма: «…И был у тех братьев бог Шурма, страшный бог; питался он человеческим мясом и запивал его тёплой овечьей кровью. Пока братья удовлетворяли его кровожадным наклонностям, бог любил и защищал их…».

Условно, героев сравниваемых легенд, можно поделить на 4 группы (см. Приложение 4):

  1. Люди;

  2. Боги, духи;

  3. Вымышленные персонажи;

  4. Представители животного мира

Люди: Вождь, дочь вождя Аим, сын вождя Пыгрычум, старик со старухой, сын Урал батыр, Карагаш, братья Осьяс и Ожъяс.

Общим для трех из четырех легенд является то, что в каждой из них присутствует персонаж человеческого рода (отец, сын, старик и старуха, дочь). Герои наделены качествами, которые имеют большое значение в развитии сюжета легенды. Девушки Аим и Карагаш – красавицы, которые попадают в плен злых сил. Пыгрычум и Урал батыр, наделенные великой физической силой спасают красавиц, бесстрашно сражаясь со злыми силами.

Боги, духи: Добрые духи, Небесный Бог Инмар, Страшный Бог Шурма.

Во всех легендах, кроме башкирской встречаются духи и боги. Как правило, они покровительствуют людям и живут с ними в мире и согласии. По сюжету, рассматриваемых нами легенд, именно благодаря действиям добрых духов и богов возникли Уральские горы.

Вымышленные персонажи: Великан Торев, Земной шайтан, Огромный Девятиглавый Дэв, Огромный Двенадцатиглавый Дэв.

Во всех легендах фантастические персонажи наделены отрицательными качествами и им отводятся главные роли. Потому что на борьбе добра со злом строится сюжет каждой легенды.

Представители животного мира: Олени, Рак, Конь Акбузат (белый конь), Черный ворон.

В каждой легенде мы встречаем образ диких животных, которые наделялись человеческими качествами и чертами характера. По моему мнению, домашние животные не упоминаются, по причине того, что наши предки вели кочевой образ жизни и не обзаводились домашними питомцами.

Сравнивая сюжеты легенд, мы заметили, что в основе каждой легенды лежит вымысел, волшебство, неожиданный поворот событий, нарушение запрета. Добро и Зло - два основных моральных понятия в жизни, которые с древнейших времён считались главными противоборствующими силами. Добро - нравственная ценность, которая является эталоном человеческих отношений. Зло же изначально безнравственно и аморально. Все легенды построены на столкновении добра и зла, которое в трех из четырех случаев заканчивается победой добра.

Еще одной особенностью в сюжете легенд башкир и манси является то, что у богатырей, несмотря на их силу и мощь есть помощники (Акбузат и добрые духи). Именно благодаря помощникам богатырям удается одержать победу над злом. Я думаю, что во взаимопомощи и заключается мораль легенд.

В легендах белый цвет олицетворяет добро, черный- зло. Акбузат в переводе с башкирского Белый конь, оказывает помощь Урал батыру в борьбе со злыми Дэвами. В легенде коми-пермяков Черный ворон погубил поданных Осьяса и Ожъяса, а самих прогнал далеко от родных земель.

Мне показалось, что изученные легенды имеют общую структуру:

По структуре легенды очень похожи на сказки, к тому же в них есть вымысел, и, как правило, легенды имеют счастливый конец.

Вывод. В своей работе мы предположили что, легенды народов, проживающих на одной территории, имеют сходства (расположение коренных народов Урала на территории Уральских гор см. Приложение 3). На основании проведенного сравнительного анализа легенд о возникновении Уральских гор, мы можем сказать, что наше предположение подтверждается. Легенды коренных народов Урала, действительно, имеют сходства, потому что похожи представления всех народов о добре и зле, истине и неправде, о справедливости и обмане. Каждая легенда учит нас верности, взаимопомощи, любви.

Опираясь на общие черты сравниваемых легенд, мы составили свою легенду о возникновении Уральских гор (содержание легенды см. Приложение 2).

Заключение

По результатам проделанной работы, мы пришли к выводу, что легенды Урала полезны для тех, кто хочет лучше познакомиться с его историей. Потому что изученные нами легенды уральского края связаны с обычаями, традициями, образом жизни коренных уральских народов.

Для достижения намеченной цели исследования, предварительно была проведена поэтапная работа по сбору и анализу информации. Наше предположение о том что, легенды народов, проживающих на одной территории, имеют сходства, подтвердилась результатами проведенного сравнительного анализа легенд. Мы пришли к выводу, что в основе каждой изученной нами легенды лежит представление народов о добре и зле, о справедливости и обмане.

Храбрые герои легенд вдохновили меня на создание своей версии возникновения Уральских гор. При сочинении легенды я использовал знания о структуре легенд и об особенностях построения ее сюжета. Своим одноклассникам я представил легенду в виде мультфильма.

Список литературы

  1. Атаманов М. Г. Происхождение теонима Инмар «бог» в удмуртском языке// Г.Е. Верещагин и этнокультурное развитие народов Урало-Поволжья. Ижевск, 2004. С. 179

  2. Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии / Д. К. Зеленин. – М., 1991

  3. Предания и легенды Урала. – Свердловск, 1991

  4. Слукин В. М. Тайны Уральских подземелий / В. М. Слукин. – Свердловск, 1988

  5. Приложение 1

Легенда народов манси

Гора каменных идолов

В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.

В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджыд-Ляги.

Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.

Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: «О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума!» В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. – Коварная, – зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.

Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.

С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупунёр (Гора каменных идолов).

Удмуртская легенда

О сотворении мира

Сначала на свете ничего не было, всюду была одна вода. И жили на свете только два божества: небесный Инмар да земной шайтан. Однажды Инмар решил сотворить мир и повелел шайтану нырнуть под воду:

-Если что найдешь на дне, принеси во рту!

Нырнул шайтан под воду, но не донырнул до дна. Еще раз нырнул - пусто. В третий раз нырнул и встретил рака. Тот спрашивает:

-Куда направился?

-Ищу дно, а что там найду, во рту наверх понесу.

-Я здесь давно живу, - отвечает рак, - а дна еще не видывал.

-Что делать? - говорит шайтан. - Попробую еще раз нырнуть.

Долго-долго спускался шайтан вниз и, наконец, достиг дна. Набрал
полный рот донного песка и стал подниматься вверх. Предстал перед Инмаром с распухшими щеками и плотно сжатыми губами. Инмар велел все выплюнуть на воду:

-Не оставь во рту ни песчинки!

А шайтан обиделся: «Я нырял-нырял, едва достал до дна, а этот Инмар не хочет подарить мне ни песчинки!» И оставил щепотку песка за щекой.

Когда песок упал на воду, он начал на глазах расти и превращаться в ровную и гладкую землю. Но - удивительное дело! - песок начал расти и во рту шайтана. Увидел Инмар, что у шайтана опять щеки распухли, догадался, что шайтан обманул его, и рассердился:

-Почему ты не послушал меня? Выплюнь всё немедленно!

Пришлось шайтану подчиниться. Большие и маленькие песчинки
разлетелись в разные стороны, и на земле возникли Уральские горы. Если бы шайтан не обманул Инмара, то Уральских гор вовсе бы не было.

Башкирская легенда

Урал-батыр

Давным-давно, когда еще не было Уральских гор, жили старик со старухой. И был у них сын по имени Урал. Когда Урал вырос и стал настоящим батыром, он начал заботиться о родителях - ходить на охоту, добывать пищу. Так они и жили.

Днем Урал бил в лесу птицу и зверя, а вечером приносил добычу домой и разводил огонь. Пока в котле варилось мясо на ужин, батыр садился у огня и вырезал из сухого стебля дудочку - курай. Потом подносил дудочку к губам и извлекал из нее чудесные звуки, похожие то на журчание ручья, то на далекое лесное эхо. Дивная мелодия разливалась в воздухе - и умолкали в лесу птицы, замирали на деревьях листья, реки останавливали бег. Родная земля погружалась в сон.

Но однажды Урал пошел на охоту и увидел, что могучие деревья стали сохнуть, высокие травы желтеть и никнуть, быстрые реки высыхать. Даже воздух стал таким тяжелым, что было трудно дышать. Все в округе медленно умирали - и звери, и птицы, и люди. Никто ничего не мог сделать против Смерти.

Задумался Урал: как дальше жить? И решил сразиться со Смертью и навсегда победить ее. Положил в холщовую сумку краюху хлеба, горстку соли да свою волшебную дудочку. Попросил у отца алмазный меч, который при каждом взмахе высекал молнии. Отдавая оружие, отец предупредил:

- Никто на земле не устоит против этого меча! Да вот беда - он бессилен перед Смертью. Смерть можно уничтожить, целиком окунув ее в родник живой воды, который находится за темными лесами, за широкими полями, за каменистыми пустынями. Но другого выхода у тебя нет.

Урал отправился в путь. На третий день очутился на распутье трех дорог. Там повстречал седобородого старика.

- Дедушка, - обратился Урал к старику, - какой дорогой идти к роднику живой воды?

- А зачем тебе родник?

- Я хочу победить Смерть, а без живой воды это сделать невозможно.

- Сорок лет я стою здесь, сорок лет показываю путникам дорогу к роднику, - покачал старик головой. - Но никто еще не вернулся назад.

- Я все же отважусь!

- Тогда вот что я тебе скажу. Пойдешь по этой дороге и увидишь табун. В табуне будет один-единственный конь белой масти. Попробуй оседлать его, и он сослужит тебе верную службу.

И вправду - не прошел Урал по дороге и семи верст, как увидел в поле табун. Среди гнедых да вороных лошадей красовался высокий конь - ослепительно белый, как снег. Он был так красив, что батыр не мог глаз отвести. Подкрался Урал к жеребцу и стремглав вскочил на него. Рассвирепел конь, ударил одним копытом - земля содрогнулась, ударил другим копытом - столб пыли поднялся. Встал конь на дыбы и сбросил седока наземь. «Гордый попался скакун! - решил Урал. - Попробую его не силой приручить, а лаской».

Достал из холщовой сумки краюху, круто посолил и протянул жеребцу - конь с благодарностью принял хлеб и подставил батыру свою могучую спину. Уселся Урал на жеребца и слегка пришпорил пятками бока. Понесся конь через широкие поля, через каменистые пустыни, будто белая вьюга.

А Урал так вцепился в его гриву, что не оторвать. В конце концов, остановился конь посреди темного дремучего леса и говорит:

- Впереди пещера, где живет чудовище - девятиглавый дэв. Он сторожит дорогу к роднику. Придется тебе, Урал, сразиться с ним. Выдерни из моей гривы три волоска. Как только я понадоблюсь, подпали их, и я тут же предстану перед тобой.

Выдернул богатырь три волоска из гривы - взметнулся конь под облака и скрылся в темной чаще. Не успела из-под копыт пыль осесть, как показалась из чащи тень, похожая на черное дерево. Пригляделся батыр - это прекрасная девушка идет, согнувшись в три погибели, тащит на себе мешок.

- Здравствуй, красавица! - улыбнулся Урал. - Как тебя зовут? Куда идешь, что несешь?

- Зовут меня Карагаш. Несколько дней назад выкрал меня девятиглавый дэв и сделал своей рабыней. Теперь ради его забавы я с утра до ночи таскаю речную гальку к пещере.

- Брось мешок, красавица, да покажи мне, где живет чудовище!

- Дэв живет вон за той горой, откуда солнце встает,- махнула рукой Карагаш. - Но не вздумай даже приближаться к нему. Он погубит тебя!

- Ты подожди меня тут, - сказал Урал. - Я оставлю тебе свою дудочку - курай. Если со мной будет все хорошо, из курая будет капать молоко. А если мне станет худо - будет капать кровь.

Попрощался батыр с девушкой и отправился в путь.

Когда Урал, наконец, подошел к пещере, увидел, что прямо перед пещерой лежит девятиглавый дэв, а вокруг него валяются человеческие кости.

- Эй, дэв, - крикнул батыр. - Уходи с дороги, я иду к живой воде.

Но чудовище даже не пошевелилось. Урал еще раз крикнул. Тут дэв одним дыханием притянул Урала к себе. Но Урал не испугался и крикнул дэву:

- Бороться будем или сражаться?

- Мне все равно, - разинул пасть дэв, - Какой смертью хочешь умереть, той и умрешь.

Поднялись они на высокую гору и стали бороться. Уже солнце приблизилось к полудню, а они все борются. И вот дэв оторвал Урала от земли и бросил. Батыр по пояс ушел в землю. Дэв вытащил его и снова бросил. Батыр вошел в землю по шею. Дэв опять вытащил Урала, и они продолжили борьбу. А день уже клонится к вечеру.

И тут дэв, уже почувствовав близость победы, на какое-то мгновение расслабился. В это мгновение Урал так бросил дэва, что тот вошел в землю по пояс. Батыр вытащил дэва и вновь бросил его. Дэв ушел в землю по шею, и только девять его голов остались торчать.

Урал вновь вытащил Дэва и на этот раз бросил его с такой силой, что дэв навсегда провалился под землю.

На следующий день бедная Карагаш поднялась на гору, чтобы похоронить богатырские останки. Но когда она увидела, что батыр жив, заплакала от радости. А потом спросила:

- А куда же дэв подевался?

- А дэва я засунул под эту гору,- сказал Урал.

И вдруг из-под горы начали выходить клубы дыма. Это под землей горел побежденный дэв. С той самой поры эту гору народ называет Янган-тау - Горящей горой.

На Горящей горе Урал недолго пребывал. Вытащив три волоска, он подпалил их, и тотчас перед ним возник белый конь. Посадив Карагаш перед собой, батыр поехал дальше.

Проехали они через широкие поля и глубокие ущелья. Наконец, белый конь остановился и сказал Уралу:

- Мы уже близко от родника живой воды. Его сторожит двенадцатиглавый дэв. Тебе придется с ним сразиться. Возьми три волоска из моей гривы. Когда я тебе понадоблюсь, подпали их, и я тотчас приду.

Выдернул Урал три волоска из гривы - взметнулся конь под облака и скрылся за скалой.

Батыр наказал девушке оставаться на месте, изредка посматривать, что будет капать из волшебной дудочки курай - кровь или молоко, а сам пошел к месту, где лежал двенадцатиглавый дэв.

И вот впереди уже блеснул родник живой воды, и было слышно, как струилась из скалы целебная вода, одна капля которой могла исцелить больного и обессмертить здорового человека. Но охранял эту воду двенадцатиглавый дэв.

- Эй, дэв, - крикнул батыр, Уходи с дороги, я пришел за живой водой!

Дэв на голос Урала даже бровями не повел. Батыр еще раз крикнул. Тут дэв открыл глаза и своим дыханием начал притягивать к себе богатыря. Но Урал не испугался и бросил вызов:

- Будем бороться или сражаться?

- Мне все равно,- разинул пасть Дэв. - Какой смертью хочешь умереть, той и умрешь.

- Ладно, - сказал батыр и взмахнул своим алмазным мечом перед глазами Дэва. От вспыхнувших молний дэв чуть не ослеп.

- Этим мечом я тебя и прикончу! - крикнул Урал и начал отсекать головы Дэва - одну за другой, одну за другой.

Тут, услышав отчаянный рев старшего дэва, к нему на подмогу стали сбегаться со всех сторон маленькие дэвы. Только батыр расправился с ними, как появилось великое множество самой разной мелкой нечисти. Она так навалилась на Урала, что из курая, который остался у Карагаш, закапала кровь.

Увидев кровь, девушка забеспокоилась. Недолго думая, она приложила дудочку к губам и стала наигрывать мелодию, которую когда-то слышала в пещере девятиглавого дэва.

Услыхав родной наигрыш, мелкая нечисть пустилась в пляс. Урал воспользовался передышкой и разгромил всю эту свору. И на том месте, где осталась груда изрубленных дэвов, появилась высокая гора Яман-тау - Дурная гора. До сих пор на этой горе ничего не растет и не водятся ни звери, ни птицы.

Покончив с нечистью, батыр прошел к роднику. Увы, в роднике не осталось ни капли живой воды - ее выпили дэвы. Сколько ни сидел Урал перед высохшим источником, не дождался ни одной капли.

И все же победа Урала над нечистой силой принесла плоды. Зазеленели леса, запели в них птицы, ожила природа, а на лицах людей появились улыбки. И Смерть стала реже приходить в эти края, потому что боялась богатырского меча.

А Урал, посадив перед собой Карагаш на своего верного коня, помчался домой. Они поженились и стали жить в мире и любви. И родилось у них трое сыновей - Идель, Яик и Сакмар. И народ был благодарен Уралу, что вырастил таких славных богатырей.

Но Уралу, завершающему сто первый год жизни, недолго оставалось жить. Смерть давно дожидалась, когда батыр ослабнет. И вот лежит Урал на смертном одре. Со всех сторон собрались к нему люди, чтобы попрощаться с любимым батыром.

Тут один молодец подошел к Уралу и протянул ему рог с водой:

- Дорогой наш батыр! В тот день, когда ты лег на свое ложе, я пошел к роднику. Оказалось, там еще осталось немного живой воды. Семь дней я просидел у родника и по капле собрал ее остатки. Прошу тебя, испей этой воды и живи вечно на радость всем.

Урал медленно поднялся, с благодарностью принял рог, окропил живой водой все вокруг и промолвил:

-Не я, а наша родная земля пусть будет бессмертной. И пусть на этой земле люди живут счастливо.

Легенда коми-пермяков

Осьяс и Ожъяс

Далеко отсюда, на восходе солнца, жили когда-то два брата, Осьяс и Ожъяс; у них было в подданстве много народу. Житьё было всем хорошее; ни сеять, ни пахать было не нужно: всё само родилось, само в рот валилось. И был у тех братьев бог Шурма, страшный бог; питался он человеческим мясом и запивал его тёплой овечьей кровью. Пока братья удовлетворяли его кровожадным наклонностям, бог любил и защищал их. Но раз как-то братья забыли принести ему обычную еженедельную жертву - двух мальчиков, двух девочек и трёх овец, и свирепый Шурма разгневался и нагнал на них большого чёрного ворона. Ворон этот крыльями своими производил гром, а изо рта у него выходило пламя. Он напал на Осьяса и Ожьяса, подданых погубил и сжёг, а самих их прогнал далеко на закат. А чтобы они не могли воротиться назад и занять старое место, он провёл в земле борозду своим когтём, и вода потекла в той борозде, и образовалась глубокая широкая река. Он думал, что братья не в состоянии будут переправиться через реку; но случилось не так. Лишь только он улетел на солнце к Шурме, братья сделали плот, крепко перевязали его вичками (тонкими прутьями) и переехали реку: сердце звало их на родину. Но ворон увидел их и снова погнался за ними; гнал их пустынями, потом лесами, затем опять пустынями и снова лесами... И потом выдернул перо из хвоста и положил на землю, и выросли из этого пера большие горы (предположительно Уральские), покрылись и зазеленели лесом. Видят братья, что теперь уже не пробраться им до родной земли, остались жить в лесу... Сказывали старики,... что мы и народились от этих самых братьев.

Приложение 2

Своя легенда Мудрые черепахи

В далеком прошлом был период, когда на восточной половине земли было огромное море, на западной половине – суша, а на севере был огромный ледник, вершины которого достигали неба. Говорят, обитали на суше первые люди, а в водах огромные мудрые черепахи. Между ними была негласная договоренность никогда не приближаться к холодному леднику. Считалось, что в ледниках кроются алмазы, которые принадлежат лютому богу севера. И всех тех, кто посягнет на драгоценности бог севера замораживал и навсегда оставлял в своем холодном плену.

Люди и черепахи жили в дружбе и согласии. Люди занимались охотой, тем самым добывая пропитание для себя и для своих мудрых товарищей-черепах. А в летнее время, когда вокруг было много растительности люди собирали свежую траву, сочные ветви кустарников и угощали ими своих мудрых товарищей. В благодарность мудрые черепахи катали по водной глади людей, показывая им красоты водных пейзажей.

В один из дней, когда ничто не предвещало беды, нашлись среди людей те, кто захотел присвоить алмазы северного бога. И направились они к северному леднику. Увидел северный бог что к нему идут незваные гости. Сразу понял он, что люди хотят забрать у него его драгоценности. Очень разгневался тогда северный бог, поступку глупого человека. От ярости северного бога закипело все вокруг и огромный ледник стал очень быстро таять. Вода в море стала прибывать с каждой минутой. Мудрые черепахи поняли в чем дело, и чтобы защитить людей от гибели, которая грозила им от предстоящего наводнения, решили перекрыть путь воде. И пошли они цепочкой друг за другом с севера на юг, перекрывая собой сильнейший поток растаявшей воды. Говорят, так и застыли те огромные черепахи цепочкой от севера к югу, образуя возвышенности, которые в наши дни зовутся Уральскими горами. Кто знает, как могло сложиться если бы черепахи не спасли в то далекое время людей. Возможно, нас с вами и не было бы вовсе.

Приложение 3

Расположение коренных народов Урала на территории Уральских гор

Приложение 4

Таблица 1. Персонажи сравниваемых легенд

 

Персонажи

Легенда манси

Добрые духи

Вождь

Дочь вождя Аим (красавица)

Сын вождя Пыгрычум

Великан Торев

Олени

Легенда удмуртов

Небесный Бог Инмар

Земной шайтан

Рак

Легенда башкир

Старик со старухой

Сын Урал батыр

Смерть

Конь Акбузат (белый конь)

Красавица Карагаш

Огромный Девятиглавый Дэв

Огромный Двенадцатиглавый Дэв

Представители животного мира

Легенда коми-пермяков

Братья Осьяс и Ожъяс

Страшный Бог Шурма

Черный ворон

Приложение 5

Ссылка на мультфильм https://drive.google.com/file/d/1A3zuzM7yTNSKqzNtKsHxd8J_jweM64Sb/view?usp=drive_link

Просмотров работы: 222