Введение
Исторически на территории Уральских гор проживали племена разных народов. С далеких времен они слагали легенды о возникновении привычного для нас окружающего мира. Особое место среди легенд коренных народов Урала имеют легенды о возникновении Уральских гор. К счастью эти легенды дошли до наших дней и стали уникальным наследием приоткрывающим завесу жизни наших предков.
Изучение мифологии актуально на сегодняшний день, так как каждый человек должен знать историю и культуру народов той территории, на которой он проживает. Именно поэтому легенды стали уникальным наследием, так как в них отображаются обычаи, культура и духовные ценности жизни наших предков.
Цель исследования: сравнение мифических версий возникновения Уральских гор на основе сравнительного анализа легенд коренных народов Урала.
Задачи исследования:
изучить мифические версии возникновения Уральских гор;
провести сравнительный анализ легенд о возникновении Уральских гор;
сочинить свою легенду о возникновении Уральских гор и создать анимационный видеоролик по мотиву этой легенды.
Гипотеза исследования: легенды народов, проживающих на одной территории, имеют сходства.
Глава 1. Мифические версии возникновения Уральских гор
XVII-XVIII века стали периодом, когда складывались предания и легенды Урала. Фантастические элементы, основанные на народных сказках, смешивались с реальными историями [3]. Легенды о земле Уральской переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла.
Ещё до того, как термин «Урал» вошёл в широкий обиход, то есть где-то до середины XVIII века, горы, разделяющию Европу и Азию, каждый народ называл по-своему, но наиболее частым было сравнение с поясом, простирающимся от Северного Ледовитого океана до южных казахских степей.Так, например, башкирская легенда гласит, что на земле жил великан и носил он огромный пояс с глубокими карманами, куда прятал свои богатства – драгоценные камни. Но однажды он спал с гиганта, да так и остался на земле, протянувшись от Карского моря до Каспия. Время превратило пояс в горы, недра которых до сих пор сохранили богатства великана [4].
С целью ознакомления с мифическими версиями возникновения Уральских гор мы изучили легенды народов манси, удмуртов, башкир и коми-пермяков (содержание легенд см. Приложение 1). В легендах, достаточно точно и подробно отразились культура и духовные ценности народов.
1. Легенда манси о возникновении каменных столбов на вершине Мань-Пупунёр, относящейся к цепи Уральских гор. Согласно легенде, страшные великаны шли, чтобы напасть на мирный беззащитный народ и забрать в плен красавицу Аим, но были сражены Пыгрычумом и окаменели на горе Мань-Пупунёр.
Один каменный столб, высотой с десятиэтажный дом, стоит обособленно от других гигантов. По своей форме он напоминает мегалитическую бутылку, воткнутую горлышком в землю. Остальные шесть, достигающие высоты четырнадцатиэтажного дома, выстроились молчаливыми каменными стражами вдоль обрыва. В зависимости от точки обзора и освещения останцы причудливо меняют свою форму. Они напоминают то великана, то голову барана, коня или фантастической птицы [2].
Издревле для народов манси вершина Мань-Пупунёр — место сакральное и мистическое. В переводе с языка манси название Мань-Пупунёр означает «маленькая гора идолов». Будучи в древности язычниками, манси и коми поклонялись каменным столбам, отправляли в их честь различные религиозные обряды и слагали про вершину легенды.
2. Легенда удмуртов о возникновении Уральских гор. У удмуртов, относящихся к коренному народу среднего Урала, существует своя легенда о возникновении Уральских гор. Во время сотворения мира Шайтан, по велению Инмара, нырнул в Мировой Океан и достал со дна землю, принеся её во рту. Часть земли Шайтан утаил, но когда земля по велению Инмара начала разрастаться, он был вынужден её выплюнуть — так на ровной земле появились Уральские горы.
3. Легенда башкир о возникновении Уральских гор. Сюжет башкирской легенды довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов, змей. Согласно легенде из тел убитых Урал-батыром врагов, возникают Уральские горы.
4. Легенда коми-пермяков о возникновении Уральских гор. Согласно легенде, коми-пермяки произошли от братьев, Осьяса и Ожъяса, правивших многочисленным народом в мифические времена изобилия. Они должны были приносить человеческие жертвы богу Шурма, но за отказ от жертвоприношений были изгнаны в леса вороном. По велению бога Шурма, ворон воздвиг горный хребет (Уральские горы) из пера своего крыла, преградивший братьям путь на родину.
Вывод: Практически у каждого коренного народа Урала существует своя мифическая версия возникновения Уральских гор, дошедшая до наших дней в виде легенды.
Глава 2. Сравнительный анализ легенд о возникновении Уральских гор
Ознакомившись с содержанием легенд нам показалось, что между ними есть сходство. Поэтому мы решили провести сравнительный анализ прочитанных легенд.
Изученные легенды повествуют нам о том, что в далеком прошлом люди жили в единстве с природой. Природные силы: солнце, дождь, гром и молнии — вызывали у людей особое почтение, поэтому коренные жители территории Уральских гор поклонялись силам природы. Например, об этом свидетельствуют строки из легенды манси: «…Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: «О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума!» В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город.…». Или, к примеру, строки из легенды башкир: «…Подносил Урал-батыр дудочку к губам и извлекал из нее чудесные звуки, похожие то на журчание ручья, то на далекое лесное эхо. Дивная мелодия разливалась в воздухе - и умолкали в лесу птицы, замирали на деревьях листья, реки останавливали бег. Родная земля погружалась в сон…».
Согласно легендам в далекие времена наряду с людьми, на земле обитали божества и духи. Они были наделены сверхъестественными силами. Так, к примеру, согласно легенде удмуртов в возникновении Уральских гор непосредственное участие принимал Бог Инмар. По версии М. Г. Атаманова, слово Инмар возникло в результате слияния удмуртского инм «небо» и ар «человек» [1]. Строки из легенды манси свидетельствуют о том же: «Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними…». По версии легенды коми-пермяков братья Осьяс и Ожъяс жили в дружбе с богом Шурма: «…И был у тех братьев бог Шурма, страшный бог; питался он человеческим мясом и запивал его тёплой овечьей кровью. Пока братья удовлетворяли его кровожадным наклонностям, бог любил и защищал их…».
Условно, героев сравниваемых легенд, можно поделить на 4 группы (см. Приложение 4):
Люди;
Боги, духи;
Вымышленные персонажи;
Представители животного мира
Люди: Вождь, дочь вождя Аим, сын вождя Пыгрычум, старик со старухой, сын Урал батыр, Карагаш, братья Осьяс и Ожъяс.
Общим для трех из четырех легенд является то, что в каждой из них присутствует персонаж человеческого рода (отец, сын, старик и старуха, дочь). Герои наделены качествами, которые имеют большое значение в развитии сюжета легенды. Девушки Аим и Карагаш – красавицы, которые попадают в плен злых сил. Пыгрычум и Урал батыр, наделенные великой физической силой спасают красавиц, бесстрашно сражаясь со злыми силами.
Боги, духи: Добрые духи, Небесный Бог Инмар, Страшный Бог Шурма.
Во всех легендах, кроме башкирской встречаются духи и боги. Как правило, они покровительствуют людям и живут с ними в мире и согласии. По сюжету, рассматриваемых нами легенд, именно благодаря действиям добрых духов и богов возникли Уральские горы.
Вымышленные персонажи: Великан Торев, Земной шайтан, Огромный Девятиглавый Дэв, Огромный Двенадцатиглавый Дэв.
Во всех легендах фантастические персонажи наделены отрицательными качествами и им отводятся главные роли. Потому что на борьбе добра со злом строится сюжет каждой легенды.
Представители животного мира: Олени, Рак, Конь Акбузат (белый конь), Черный ворон.
В каждой легенде мы встречаем образ диких животных, которые наделялись человеческими качествами и чертами характера. По моему мнению, домашние животные не упоминаются, по причине того, что наши предки вели кочевой образ жизни и не обзаводились домашними питомцами.
Сравнивая сюжеты легенд, мы заметили, что в основе каждой легенды лежит вымысел, волшебство, неожиданный поворот событий, нарушение запрета. Добро и Зло - два основных моральных понятия в жизни, которые с древнейших времён считались главными противоборствующими силами. Добро - нравственная ценность, которая является эталоном человеческих отношений. Зло же изначально безнравственно и аморально. Все легенды построены на столкновении добра и зла, которое в трех из четырех случаев заканчивается победой добра.
Еще одной особенностью в сюжете легенд башкир и манси является то, что у богатырей, несмотря на их силу и мощь есть помощники (Акбузат и добрые духи). Именно благодаря помощникам богатырям удается одержать победу над злом. Я думаю, что во взаимопомощи и заключается мораль легенд.
В легендах белый цвет олицетворяет добро, черный- зло. Акбузат в переводе с башкирского Белый конь, оказывает помощь Урал батыру в борьбе со злыми Дэвами. В легенде коми-пермяков Черный ворон погубил поданных Осьяса и Ожъяса, а самих прогнал далеко от родных земель.
Мне показалось, что изученные легенды имеют общую структуру:
По структуре легенды очень похожи на сказки, к тому же в них есть вымысел, и, как правило, легенды имеют счастливый конец.
Вывод. В своей работе мы предположили что, легенды народов, проживающих на одной территории, имеют сходства (расположение коренных народов Урала на территории Уральских гор см. Приложение 3). На основании проведенного сравнительного анализа легенд о возникновении Уральских гор, мы можем сказать, что наше предположение подтверждается. Легенды коренных народов Урала, действительно, имеют сходства, потому что похожи представления всех народов о добре и зле, истине и неправде, о справедливости и обмане. Каждая легенда учит нас верности, взаимопомощи, любви.
Опираясь на общие черты сравниваемых легенд, мы составили свою легенду о возникновении Уральских гор (содержание легенды см. Приложение 2).
Заключение
По результатам проделанной работы, мы пришли к выводу, что легенды Урала полезны для тех, кто хочет лучше познакомиться с его историей. Потому что изученные нами легенды уральского края связаны с обычаями, традициями, образом жизни коренных уральских народов.
Для достижения намеченной цели исследования, предварительно была проведена поэтапная работа по сбору и анализу информации. Наше предположение о том что, легенды народов, проживающих на одной территории, имеют сходства, подтвердилась результатами проведенного сравнительного анализа легенд. Мы пришли к выводу, что в основе каждой изученной нами легенды лежит представление народов о добре и зле, о справедливости и обмане.
Храбрые герои легенд вдохновили меня на создание своей версии возникновения Уральских гор. При сочинении легенды я использовал знания о структуре легенд и об особенностях построения ее сюжета. Своим одноклассникам я представил легенду в виде мультфильма.
Список литературы
Атаманов М. Г. Происхождение теонима Инмар «бог» в удмуртском языке// Г.Е. Верещагин и этнокультурное развитие народов Урало-Поволжья. Ижевск, 2004. С. 179
Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии / Д. К. Зеленин. – М., 1991
Предания и легенды Урала. – Свердловск, 1991
Слукин В. М. Тайны Уральских подземелий / В. М. Слукин. – Свердловск, 1988
Приложение 1
Легенда народов манси
Гора каменных идолов
В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.
В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджыд-Ляги.
Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.
Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: «О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума!» В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. – Коварная, – зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.
Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.
С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупунёр (Гора каменных идолов).
Удмуртская легенда
О сотворении мира
Сначала на свете ничего не было, всюду была одна вода. И жили на свете только два божества: небесный Инмар да земной шайтан. Однажды Инмар решил сотворить мир и повелел шайтану нырнуть под воду:
-Если что найдешь на дне, принеси во рту!
Нырнул шайтан под воду, но не донырнул до дна. Еще раз нырнул - пусто. В третий раз нырнул и встретил рака. Тот спрашивает:
-Куда направился?
-Ищу дно, а что там найду, во рту наверх понесу.
-Я здесь давно живу, - отвечает рак, - а дна еще не видывал.
-Что делать? - говорит шайтан. - Попробую еще раз нырнуть.
Долго-долго спускался шайтан вниз и, наконец, достиг дна. Набрал
полный рот донного песка и стал подниматься вверх. Предстал перед Инмаром с распухшими щеками и плотно сжатыми губами. Инмар велел все выплюнуть на воду:
-Не оставь во рту ни песчинки!
А шайтан обиделся: «Я нырял-нырял, едва достал до дна, а этот Инмар не хочет подарить мне ни песчинки!» И оставил щепотку песка за щекой.
Когда песок упал на воду, он начал на глазах расти и превращаться в ровную и гладкую землю. Но - удивительное дело! - песок начал расти и во рту шайтана. Увидел Инмар, что у шайтана опять щеки распухли, догадался, что шайтан обманул его, и рассердился:
-Почему ты не послушал меня? Выплюнь всё немедленно!
Пришлось шайтану подчиниться. Большие и маленькие песчинки
разлетелись в разные стороны, и на земле возникли Уральские горы. Если бы шайтан не обманул Инмара, то Уральских гор вовсе бы не было.
Башкирская легенда
Урал-батыр
Давным-давно, когда еще не было Уральских гор, жили старик со старухой. И был у них сын по имени Урал. Когда Урал вырос и стал настоящим батыром, он начал заботиться о родителях - ходить на охоту, добывать пищу. Так они и жили.
Днем Урал бил в лесу птицу и зверя, а вечером приносил добычу домой и разводил огонь. Пока в котле варилось мясо на ужин, батыр садился у огня и вырезал из сухого стебля дудочку - курай. Потом подносил дудочку к губам и извлекал из нее чудесные звуки, похожие то на журчание ручья, то на далекое лесное эхо. Дивная мелодия разливалась в воздухе - и умолкали в лесу птицы, замирали на деревьях листья, реки останавливали бег. Родная земля погружалась в сон.
Но однажды Урал пошел на охоту и увидел, что могучие деревья стали сохнуть, высокие травы желтеть и никнуть, быстрые реки высыхать. Даже воздух стал таким тяжелым, что было трудно дышать. Все в округе медленно умирали - и звери, и птицы, и люди. Никто ничего не мог сделать против Смерти.
Задумался Урал: как дальше жить? И решил сразиться со Смертью и навсегда победить ее. Положил в холщовую сумку краюху хлеба, горстку соли да свою волшебную дудочку. Попросил у отца алмазный меч, который при каждом взмахе высекал молнии. Отдавая оружие, отец предупредил:
- Никто на земле не устоит против этого меча! Да вот беда - он бессилен перед Смертью. Смерть можно уничтожить, целиком окунув ее в родник живой воды, который находится за темными лесами, за широкими полями, за каменистыми пустынями. Но другого выхода у тебя нет.
Урал отправился в путь. На третий день очутился на распутье трех дорог. Там повстречал седобородого старика.
- Дедушка, - обратился Урал к старику, - какой дорогой идти к роднику живой воды?
- А зачем тебе родник?
- Я хочу победить Смерть, а без живой воды это сделать невозможно.
- Сорок лет я стою здесь, сорок лет показываю путникам дорогу к роднику, - покачал старик головой. - Но никто еще не вернулся назад.
- Я все же отважусь!
- Тогда вот что я тебе скажу. Пойдешь по этой дороге и увидишь табун. В табуне будет один-единственный конь белой масти. Попробуй оседлать его, и он сослужит тебе верную службу.
И вправду - не прошел Урал по дороге и семи верст, как увидел в поле табун. Среди гнедых да вороных лошадей красовался высокий конь - ослепительно белый, как снег. Он был так красив, что батыр не мог глаз отвести. Подкрался Урал к жеребцу и стремглав вскочил на него. Рассвирепел конь, ударил одним копытом - земля содрогнулась, ударил другим копытом - столб пыли поднялся. Встал конь на дыбы и сбросил седока наземь. «Гордый попался скакун! - решил Урал. - Попробую его не силой приручить, а лаской».
Достал из холщовой сумки краюху, круто посолил и протянул жеребцу - конь с благодарностью принял хлеб и подставил батыру свою могучую спину. Уселся Урал на жеребца и слегка пришпорил пятками бока. Понесся конь через широкие поля, через каменистые пустыни, будто белая вьюга.
А Урал так вцепился в его гриву, что не оторвать. В конце концов, остановился конь посреди темного дремучего леса и говорит:
- Впереди пещера, где живет чудовище - девятиглавый дэв. Он сторожит дорогу к роднику. Придется тебе, Урал, сразиться с ним. Выдерни из моей гривы три волоска. Как только я понадоблюсь, подпали их, и я тут же предстану перед тобой.
Выдернул богатырь три волоска из гривы - взметнулся конь под облака и скрылся в темной чаще. Не успела из-под копыт пыль осесть, как показалась из чащи тень, похожая на черное дерево. Пригляделся батыр - это прекрасная девушка идет, согнувшись в три погибели, тащит на себе мешок.
- Здравствуй, красавица! - улыбнулся Урал. - Как тебя зовут? Куда идешь, что несешь?
- Зовут меня Карагаш. Несколько дней назад выкрал меня девятиглавый дэв и сделал своей рабыней. Теперь ради его забавы я с утра до ночи таскаю речную гальку к пещере.
- Брось мешок, красавица, да покажи мне, где живет чудовище!
- Дэв живет вон за той горой, откуда солнце встает,- махнула рукой Карагаш. - Но не вздумай даже приближаться к нему. Он погубит тебя!
- Ты подожди меня тут, - сказал Урал. - Я оставлю тебе свою дудочку - курай. Если со мной будет все хорошо, из курая будет капать молоко. А если мне станет худо - будет капать кровь.
Попрощался батыр с девушкой и отправился в путь.
Когда Урал, наконец, подошел к пещере, увидел, что прямо перед пещерой лежит девятиглавый дэв, а вокруг него валяются человеческие кости.
- Эй, дэв, - крикнул батыр. - Уходи с дороги, я иду к живой воде.
Но чудовище даже не пошевелилось. Урал еще раз крикнул. Тут дэв одним дыханием притянул Урала к себе. Но Урал не испугался и крикнул дэву:
- Бороться будем или сражаться?
- Мне все равно, - разинул пасть дэв, - Какой смертью хочешь умереть, той и умрешь.
Поднялись они на высокую гору и стали бороться. Уже солнце приблизилось к полудню, а они все борются. И вот дэв оторвал Урала от земли и бросил. Батыр по пояс ушел в землю. Дэв вытащил его и снова бросил. Батыр вошел в землю по шею. Дэв опять вытащил Урала, и они продолжили борьбу. А день уже клонится к вечеру.
И тут дэв, уже почувствовав близость победы, на какое-то мгновение расслабился. В это мгновение Урал так бросил дэва, что тот вошел в землю по пояс. Батыр вытащил дэва и вновь бросил его. Дэв ушел в землю по шею, и только девять его голов остались торчать.
Урал вновь вытащил Дэва и на этот раз бросил его с такой силой, что дэв навсегда провалился под землю.
На следующий день бедная Карагаш поднялась на гору, чтобы похоронить богатырские останки. Но когда она увидела, что батыр жив, заплакала от радости. А потом спросила:
- А куда же дэв подевался?
- А дэва я засунул под эту гору,- сказал Урал.
И вдруг из-под горы начали выходить клубы дыма. Это под землей горел побежденный дэв. С той самой поры эту гору народ называет Янган-тау - Горящей горой.
На Горящей горе Урал недолго пребывал. Вытащив три волоска, он подпалил их, и тотчас перед ним возник белый конь. Посадив Карагаш перед собой, батыр поехал дальше.
Проехали они через широкие поля и глубокие ущелья. Наконец, белый конь остановился и сказал Уралу:
- Мы уже близко от родника живой воды. Его сторожит двенадцатиглавый дэв. Тебе придется с ним сразиться. Возьми три волоска из моей гривы. Когда я тебе понадоблюсь, подпали их, и я тотчас приду.
Выдернул Урал три волоска из гривы - взметнулся конь под облака и скрылся за скалой.
Батыр наказал девушке оставаться на месте, изредка посматривать, что будет капать из волшебной дудочки курай - кровь или молоко, а сам пошел к месту, где лежал двенадцатиглавый дэв.
И вот впереди уже блеснул родник живой воды, и было слышно, как струилась из скалы целебная вода, одна капля которой могла исцелить больного и обессмертить здорового человека. Но охранял эту воду двенадцатиглавый дэв.
- Эй, дэв, - крикнул батыр, Уходи с дороги, я пришел за живой водой!
Дэв на голос Урала даже бровями не повел. Батыр еще раз крикнул. Тут дэв открыл глаза и своим дыханием начал притягивать к себе богатыря. Но Урал не испугался и бросил вызов:
- Будем бороться или сражаться?
- Мне все равно,- разинул пасть Дэв. - Какой смертью хочешь умереть, той и умрешь.
- Ладно, - сказал батыр и взмахнул своим алмазным мечом перед глазами Дэва. От вспыхнувших молний дэв чуть не ослеп.
- Этим мечом я тебя и прикончу! - крикнул Урал и начал отсекать головы Дэва - одну за другой, одну за другой.
Тут, услышав отчаянный рев старшего дэва, к нему на подмогу стали сбегаться со всех сторон маленькие дэвы. Только батыр расправился с ними, как появилось великое множество самой разной мелкой нечисти. Она так навалилась на Урала, что из курая, который остался у Карагаш, закапала кровь.
Увидев кровь, девушка забеспокоилась. Недолго думая, она приложила дудочку к губам и стала наигрывать мелодию, которую когда-то слышала в пещере девятиглавого дэва.
Услыхав родной наигрыш, мелкая нечисть пустилась в пляс. Урал воспользовался передышкой и разгромил всю эту свору. И на том месте, где осталась груда изрубленных дэвов, появилась высокая гора Яман-тау - Дурная гора. До сих пор на этой горе ничего не растет и не водятся ни звери, ни птицы.
Покончив с нечистью, батыр прошел к роднику. Увы, в роднике не осталось ни капли живой воды - ее выпили дэвы. Сколько ни сидел Урал перед высохшим источником, не дождался ни одной капли.
И все же победа Урала над нечистой силой принесла плоды. Зазеленели леса, запели в них птицы, ожила природа, а на лицах людей появились улыбки. И Смерть стала реже приходить в эти края, потому что боялась богатырского меча.
А Урал, посадив перед собой Карагаш на своего верного коня, помчался домой. Они поженились и стали жить в мире и любви. И родилось у них трое сыновей - Идель, Яик и Сакмар. И народ был благодарен Уралу, что вырастил таких славных богатырей.
Но Уралу, завершающему сто первый год жизни, недолго оставалось жить. Смерть давно дожидалась, когда батыр ослабнет. И вот лежит Урал на смертном одре. Со всех сторон собрались к нему люди, чтобы попрощаться с любимым батыром.
Тут один молодец подошел к Уралу и протянул ему рог с водой:
- Дорогой наш батыр! В тот день, когда ты лег на свое ложе, я пошел к роднику. Оказалось, там еще осталось немного живой воды. Семь дней я просидел у родника и по капле собрал ее остатки. Прошу тебя, испей этой воды и живи вечно на радость всем.
Урал медленно поднялся, с благодарностью принял рог, окропил живой водой все вокруг и промолвил:
-Не я, а наша родная земля пусть будет бессмертной. И пусть на этой земле люди живут счастливо.
Легенда коми-пермяков
Осьяс и Ожъяс
Далеко отсюда, на восходе солнца, жили когда-то два брата, Осьяс и Ожъяс; у них было в подданстве много народу. Житьё было всем хорошее; ни сеять, ни пахать было не нужно: всё само родилось, само в рот валилось. И был у тех братьев бог Шурма, страшный бог; питался он человеческим мясом и запивал его тёплой овечьей кровью. Пока братья удовлетворяли его кровожадным наклонностям, бог любил и защищал их. Но раз как-то братья забыли принести ему обычную еженедельную жертву - двух мальчиков, двух девочек и трёх овец, и свирепый Шурма разгневался и нагнал на них большого чёрного ворона. Ворон этот крыльями своими производил гром, а изо рта у него выходило пламя. Он напал на Осьяса и Ожьяса, подданых погубил и сжёг, а самих их прогнал далеко на закат. А чтобы они не могли воротиться назад и занять старое место, он провёл в земле борозду своим когтём, и вода потекла в той борозде, и образовалась глубокая широкая река. Он думал, что братья не в состоянии будут переправиться через реку; но случилось не так. Лишь только он улетел на солнце к Шурме, братья сделали плот, крепко перевязали его вичками (тонкими прутьями) и переехали реку: сердце звало их на родину. Но ворон увидел их и снова погнался за ними; гнал их пустынями, потом лесами, затем опять пустынями и снова лесами... И потом выдернул перо из хвоста и положил на землю, и выросли из этого пера большие горы (предположительно Уральские), покрылись и зазеленели лесом. Видят братья, что теперь уже не пробраться им до родной земли, остались жить в лесу... Сказывали старики,... что мы и народились от этих самых братьев.
Приложение 2
Своя легенда Мудрые черепахи
В далеком прошлом был период, когда на восточной половине земли было огромное море, на западной половине – суша, а на севере был огромный ледник, вершины которого достигали неба. Говорят, обитали на суше первые люди, а в водах огромные мудрые черепахи. Между ними была негласная договоренность никогда не приближаться к холодному леднику. Считалось, что в ледниках кроются алмазы, которые принадлежат лютому богу севера. И всех тех, кто посягнет на драгоценности бог севера замораживал и навсегда оставлял в своем холодном плену.
Люди и черепахи жили в дружбе и согласии. Люди занимались охотой, тем самым добывая пропитание для себя и для своих мудрых товарищей-черепах. А в летнее время, когда вокруг было много растительности люди собирали свежую траву, сочные ветви кустарников и угощали ими своих мудрых товарищей. В благодарность мудрые черепахи катали по водной глади людей, показывая им красоты водных пейзажей.
В один из дней, когда ничто не предвещало беды, нашлись среди людей те, кто захотел присвоить алмазы северного бога. И направились они к северному леднику. Увидел северный бог что к нему идут незваные гости. Сразу понял он, что люди хотят забрать у него его драгоценности. Очень разгневался тогда северный бог, поступку глупого человека. От ярости северного бога закипело все вокруг и огромный ледник стал очень быстро таять. Вода в море стала прибывать с каждой минутой. Мудрые черепахи поняли в чем дело, и чтобы защитить людей от гибели, которая грозила им от предстоящего наводнения, решили перекрыть путь воде. И пошли они цепочкой друг за другом с севера на юг, перекрывая собой сильнейший поток растаявшей воды. Говорят, так и застыли те огромные черепахи цепочкой от севера к югу, образуя возвышенности, которые в наши дни зовутся Уральскими горами. Кто знает, как могло сложиться если бы черепахи не спасли в то далекое время людей. Возможно, нас с вами и не было бы вовсе.
Приложение 3
Расположение коренных народов Урала на территории Уральских гор
Приложение 4
Таблица 1. Персонажи сравниваемых легенд
Персонажи |
|
Легенда манси |
Добрые духи Вождь Дочь вождя Аим (красавица) Сын вождя Пыгрычум Великан Торев Олени |
Легенда удмуртов |
Небесный Бог Инмар Земной шайтан Рак |
Легенда башкир |
Старик со старухой Сын Урал батыр Смерть Конь Акбузат (белый конь) Красавица Карагаш Огромный Девятиглавый Дэв Огромный Двенадцатиглавый Дэв Представители животного мира |
Легенда коми-пермяков |
Братья Осьяс и Ожъяс Страшный Бог Шурма Черный ворон |
Ссылка на мультфильм https://drive.google.com/file/d/1A3zuzM7yTNSKqzNtKsHxd8J_jweM64Sb/view?usp=drive_link