ВВЕДЕНИЕ
В 2019 году мы с семьей впервые побывали в Рузаевском районе в поселке Левженский на празднике «Кургоня». Это мероприятие произвело на меня настолько яркое впечатление, что мне захотелось посетить его и в следующем году. Однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в 2020, 2021 годах праздник проводился в онлайн формате. А вот в прошлом и нынешнем году мы снова всей семьей посетили этот праздник, который удивляет своим размахом и национальным колоритом.
Каждый раз, принимая участие в проводимых конкурсах, выставках, я узнавала много нового о мордовском народе, о Рузаевском районе, о нашей Республике.
Когда я после летних каникул возвращалась в школу, то делилась с друзьями своими самыми яркими впечатлениями лета. Среди них было и посещение фестиваля «Кургоня». Мне было очень обидно, что кроме меня никто там не был. Поэтому я решила собрать как можно больше информации о празднике и познакомить своих одноклассников с самыми интересными фактами.
Объект исследования: праздник «Кургоня».
Предмет исследования: История возникновения и развития праздника «Кургоня».
Цель работы: определить роль праздника для подрастающего поколения.
Задачи:
познакомиться с историей праздника;
изучить традиции и особенности проведения праздника;
выяснить насколько популярен праздник среди жителей республики;
познакомиться с участниками и организаторами мероприятия;
узнать рецепт приготовления символа праздника;
сделать вывод о значении этого праздника для подрастающего поколения.
Методы исследования:
работа с научной литературой и интернет-источниками;
анкетирование;
наблюдение;
интервью;
фотографирование;
посещение производства.
Гипотеза: я предполагаю, что праздник «Кургоня» имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения, так как приобщает нас к национальной культуре, знакомит с Рузаевским районом, Республикой Мордовия и легко и доступно рассказывает о том, как жили наши предки.
Теоретическая и практическая значимость: работу могут использовать мои одноклассники для знакомства с праздником и его особенностями.
Актуальность: я считаю, что тема моей работы очень актуальна в настоящее время, потому что, чем больше людей будут знать об этом мероприятии и принимать в нём участие, тем увереннее мы будем смотреть в завтрашний день. Потому что «знание прошлого помогает лучше и правильнее понять настоящее и не ошибиться по пути в будущее»1.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Прежде, чем приступить к работе, я решила провести анкетирование среди одноклассников (учащихся 3 «В» класса школы № 40), чтобы выяснить, какой информацией необходимо дополнить свою работу и получить от нее максимум практической пользы.
Вот такие были получены результаты:
1. Известно ли тебе о празднике «Кургоня»?
2. Приходилось ли тебе принимать участие в празднике?
3. Знаешь ли ты, к национальной культуре какого народа относится праздник?
4 . Знаешь ли ты, что является символом праздника?
5. Знаешь ли ты, где проводится праздник?
6. Хотел бы ты узнать больше об этом празднике?
Таким образом, мои предположения о том, что большинство ребят не знают ничего о празднике, подтвердились.
Значит моя исследовательская работа будет очень полезна, потому что я не только смогу сама узнать много нового, но и познакомить с этим учащихся.
СИМВОЛ ПРАЗДНИКА
Для того, чтобы узнать об истории возникновения праздника «Кургоня» и его символе, я обратилась за помощью к Директору Республиканской национальной библиотеки им. Пушкина Анастасии Владимировне Бакулиной, потому что идея проведение фестиваля принадлежит именно ей.
М ы встретились в Центральной модельной библиотеке "Библиоэкспресс" г. Рузаевка. Это была очень интересная и увлекательная история человека, бережно и с любовью хранящего и передающего традиции своего народа.
Вот, что мне рассказала Анастасия Владимировна.
Кургоня – это мордовская лепёшка с картошкой и творогом, традиционно выпекаемая в мордовских сёлах Рузаевского района. Само слово «кургоня» в переводе с мордовского языка означает «на маленький ротик».
Мне было интересно узнать, что идея сделать именно ватрушку символом фестиваля, пришла во время посещения Республики Карелия, где существует похожее национальное блюдо, которое называется «калитка».
Благодаря сотрудникам библиотеки я узнала очень интересную легенду о Кургоне.
Много веков назад мокшанский народ сильно множился, и стали мокшане ругаться и драться друг с другом. А ругался мокшанский народ из-за того, что земли поделить не мог, ведь луга, поля и реки поделить было сложно. Наконец устали враждовать мокшане и обратились с молением к Верховному Богу (Вярдень Шкаю):
- Рассуди и примири нас, Боже. Не хотим мы воевать друг с другом, а хотим жить мирно в добре и радости.
Услышал Бог свой народ. Обратился к помощницам своим земным - Мастораве (богиня Земли), Ведьаве (богиня Воды), Вирьаве (богиня леса), Паксяве (богиня полей), Кудаве (богиня дома), Толаве (богиня огня): - Соберите дары свои земные и воплотите их в символ добра, мира и благополучия. И пусть символ этот в каждом доме мокшанском будет, в каждой семье, чтобы мой народ не знал воин, бед и несчастий!
Масторава зерна собрала, Ведьава воды принесла, Паксява картофель, Кудава в дом всех созвала, а Толава очаг разожгла. И получился у них пирог огромный – Кургоня. В начинке пирога было все тепло и добро богов мордовских. С тех пор ни воин, ни горестей, ни напастей не было.
В от так «Кургоня» и стала символом солнца, тепла и радушного гостеприимства, которыми и славится праздник.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Рассказала Анастасия Владимировна и о страницах истории фестиваля. Красочные материалы, тщательно собираемые и хранимые сотрудниками библиотеки - Рединой Ларисой Михайловной и Расстригиной Светланой Николаевной, помогли окунуться в атмосферу этого события.
В 2015 году в Рузаевском районе впервые был организован Межрегиональный фестиваль национальной культуры «Кургоня». Проводился он в селе Левжа. На праздник приехало более 5 тысяч человек, как с республики, так и из соседних регионов. Для села с населением в одну тысячу человек это было грандиозно! Здесь собралось и руководство республики. Для записи самых ярких моментов фестиваля была изготовлена деревянная книга «Летопись фестиваля «Кургоня», высотой около 1 метра.
В 2016 году фестиваль встречал гостей и участников в знаменитом мордовском селе Сузгарье. Расширилась география фестиваля. Тогда же он становится международным. Символу фестиваля был открыт памятник. Его автор – учитель технологии и изобразительного искусства Перхляйской СОШ А.С. Жбанов.
С 2017 года постоянной площадкой фестиваля становится Приреченское сельское поселение. Здесь число гостей увеличивается вдвое, сюда приезжает и огромное количество жителей столицы нашей республики.
В связи с возросшей популярностью этого сельского поселения, здесь начинают строиться многоквартирные дома, открыт новый детский сад, реконструирован Дом культуры, обновлена библиотека.
Таким образом, фестиваль «Кургоня» является не только знаковым культурным мероприятием республиканского значения, но и дает мощный толчок для развития территории, ее инфраструктуры.
В связи с пандемией фестиваль в 2020-21 гг. встретил своих зрителей на онлайн-площадке. Но в 2022 году «Кургоня» вновь заявляет о себе, как о ярком событии культурной жизни республики, которое посетило более 15 тыс. человек. В 2023 году праздник снова был проведен близ поселка Левженский в Приреченском сельском поселении.
За время существования фестиваля появилось и много песен о «Кургоне». Есть у праздника и свой неофициальный гимн. Его исполняет фольклорный коллектив «Лихтибря», что в переводе с мордовского означает «источник». Он был создан в селе Левжа в 60-е годы.
В от так придуманный несколько лет назад Межрегиональный фестиваль национальной культуры «Кургоня» завоевал популярность не только среди жителей Рузаевкого района и Мордовии.
Праздник, который получил своё название в честь национального угощения, гости выбирают за многообразные площадки, насыщенную программу, возможность прикоснуться к культуре разных народов и настоящий праздник на природе. В 2017 г. «Кургоня» вошел в число 10 самых популярных гастрономических фестивалей России, в 2021 г. – в число номинантов проекта «Сокровища России», а в 2022 году фестиваль мордовского гостеприимства занял второе место в XI Национальной премии в области туризма и стал финалистом Всероссийского конкурса Эко, Этно, Креативный туризм. А по итогам 2023 года фестиваль «Кургоня» занял 3 место в номинации «Укрепление межнационального мира».
ПОСЕЩЕНИЕ ПРАЗДНИКА
Посещение фестиваля «Кургоня» стала доброй традицией нашей семьи. Последнее воскресенье августа 2023 года не стало исключением. Так что же интересного и особенного удалось увидеть мне в этот день?
На поле около поселка Левженский собралось огромное количество гостей.
Сама площадка была похожа на нарядную скатерть-самобранку. «Кургоня» не случайно проводится в августе. Это самая благодатная пора для сбора урожая. Каждое сельское поселение Рузаевского района представило свою презентацию, из которой понятно, чем оно славится. Причем национальный колорит можно было не только увидеть, но и попробовать.
П айгарма предлагала гостям мёд.
К расное Сельцо угощало яблоками, малиной, выпечкой с ягодной начинкой.
Татарская Пишля раскрывала секреты чаепития, Хованщина предлагала грибы, а шишкеевцы представили оригинальные овощные букеты и скульптуры из овощей.
Кроме того, на фестивале было организовано множество тематических площадок. При этом каждый мог найти интересную именно для него, принять участие в конкурсах, хороводах.
Мне было интересно участвовать в викторине от центральной модельной библиотеки «Библиоэкспресс» и даже получить приз!
Т акже я побывала на мастер-классе «Читек» («Татарский сапожок») от Тат-Пишлинской модельной библиотеки. От ведущего библиотекаря Ляйли Рафаильевны Саляевой я узнала, что у татар села Татарская Пишля существует поверье. Если тебе хочется, чтобы осуществилось задуманное, выходя из дома, нужно начинать дорогу с правой ноги. Кстати, надевать обувь тоже нужно с правой ноги.
П
оэтому татарские сапожки «читек», которые мне предложила разрисовать Ляйля Рафаильевна на мастер-классе, исключительно, на правую ногу.
Когда наносишь орнамент, нужно подумать о том, о чем мечтаешь. А придя домой, нужно положить в сапожок частичку того, что вы хотели бы получить. Если семью, то кольцо, если путешествие, то билет, если богатство, то монетку, и т. д. У татар считается, что сила мысли и вера в исполнение задуманного обязательно помогут.
Вот такое уникальное единение народов в рамках одного фестиваля. И такая интересная информация, которая помогает узнать о самобытности народов, проживающих в нашей многонациональной республике.
М не очень понравились фотозоны, которые были организованы здесь. Это уникальная возможность прикоснуться к прошлому в настоящем!
Е ще на фестивале были представлены работы народных мастеров на площадке «Знай наших!». Здесь в каждом изделии ручной работы сохранена частичка души мастера, и, приобретая что-то, ты словно получаешь тепло.
Сама программа фестиваля началась с театрального представления об истории возникновения «Кургоня». Здесь мы увидели яркие красочные номера артистов Рузаевского района. А в завершении гости праздника, взявшись за руки, закружились в огромном хороводе дружбы, в котором я тоже участвовала. Затем состоялась официальная часть с выступлением руководства района и республики и награждением жителей, которыми мы можем гордиться.
После награждения на главной сцене праздника выступала самарская группа "Кирилл да Марья".
Для детей в это же время на малой сцене проходили фестиваль детского творчества «Кургоняша собирает друзей» и фестиваль-конкурс народной песни.
Вот так весело и ярко проходил фестиваль, на котором каждый чувствовал себя как дома. Возвращаясь домой, я вспоминала многонациональный хоровод и думала о том, что здорово все-таки, что существует такой праздник, на котором каждый, независимо от национальности, профессии, местожительства чувствует себя членом огромной многонациональной, но дружной семьи и сюда хочется возвращаться снова и снова!
А как же символ фестиваля? О нём я расскажу в завершении своей работы.
СЕКРЕТЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО СИМВОЛА
Как я уже рассказала выше, главный символ фестиваля – ватрушка с картофелем и творогом - кургоня.
Впервые в 2015 году специально для праздника была приготовлена огромная ватрушка диаметром 1 метр 50 см и весом 60 кг, которой угощали всех гостей.
А как же её испекли?
Когда возникла идея приготовить огромную кургоню, чтобы её мог попробовать каждый гость, за помощью обратились к руководителю Рузаевского хлебопекарного предприятия Петру Александровичу Екатеринину.
К ак настоящий профессионал, Пётр Александрович нашёл решение - с математической точностью был рассчитан размер отдельного кусочка, изготовлены шаблоны, выпечены 8 частей, из которых потом и собрали готовую «Кургоню».
Годы шли, количество гостей фестиваля росло, а значит и угощения должно становиться больше. И вот в 2023 году предприятие Петра Александровича Екатеринина устанавливает новый рекорд. Национальная мокшанская ватрушка кургоня была изготовлена диаметром 3 метра 30 см и весом 240 килограммов! Это - абсолютный рекорд за всю историю фестиваля. Для рекордной ватрушки замесили 60 килограммов теста. На его приготовление 40 килограммов муки, 2 с половиной килограмма сахара, 80 яиц, килограмм дрожжей, 400 граммов соли, 5 с половиной килограммов сливочного масла, 12 килограммов кефира, растительное масло. Общий вес начинки из картофеля, творога, сливочного масла и сметаны составил 180 килограммов.
Невозможно писать про такое уникальное чудо национальной кухни и не посмотреть своими глазами, как и где происходит его приготовление.
Петр Александрович Екатеринин оказался замечательным человеком и любезно согласился помочь моему исследованию.
И вот я на производстве! Уверена, что даже многие взрослые хотели бы оказаться на моём месте. Настолько здесь интересно.
В кондитерском цехе меня встретили мастера Валентина Владимировна и Ирина Олеговна. Валентина Владимировна выдала мне форму настоящего мастера-кондитера с фирменным логотипом.
И вот я непосредственный участник процесса производства самых настоящих мордовских национальных ватрушек.
Итак, сначала замешивается тесто. Основные его ингредиенты традиционны – молоко, мука, сахар, дрожжи, соль, сливочное масло, растительное масло.
Когда тесто поднимется во второй раз, его необходимо обмять и можно разделывать.
Параллельно готовится начинка. Для этого необходимо смешать отварной картофель и творог, добавить желтки, сахар, растопленное масло и сметану
И з готового теста формируются лепешки. Их укладывают на смазанные жиром кондитерские листы, деревянным пестиком делают углубление в центре и заполняют его начинкой. Края лепешек необходимо загнуть так, чтобы они были с бортиками.
Затем изделия ставят в теплый шкаф на расстойку на 10-20 минут.
В это время яйца смешивают с молоком и смазывают этой смесью ватрушки.
Выпекают кургони около 30 минут.
А еще я успела записать рецепт для домашнего приготовления ватрушек кургоня. Я обязательно сохраню его и приготовлю самостоятельно, как только стану чуть взрослее.
Ну, а пока я очень горда тем, что сегодня в дома жителей Рузаевского района попадут маленькие солнышки с теплом души мастеров-кондитеров предприятия и маленькой частичкой моей души.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследовательской работы я:
познакомилась с историей праздника Кургоня, узнала, что за 9 лет из межрегионального он превратился в международный;
изучила традиции проведения праздника, выяснила, что с каждым годом на фестивале появляются свои особенности, неизменно лишь то, что для каждого праздника обязательно готовится кургоня огромного размера, для того, чтобы никто не остался без кусочка вкусного символа солнца, тепла и гостеприимества;
выяснила, что праздник пользуется популярностью не только среди жителей Республики Мордовия, но и далеко за её пределами;
познакомилась с участниками и организаторами мероприятия, узнала, что традиции праздника, а также национальные особенности мордовского народа изучаются, бережно хранятся и передаются от поколения к поколению;
узнала рецепт приготовления символа праздника и приняла непосредственное участие в его приготовлении.
Да, моя гипотеза о том, что праздник «Кургоня» имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения, полностью подтверждается, потому что праздник легко и доступно рассказывает о том, как жили наши предки, знакомит с особенностями современного Рузаевского района и его территорий.
Сегодня нам, нынешним девчонкам и мальчишкам, знать опыт поколений крайне важно. И то, что проводится такой фестиваль в нашей Республике – это, можно сказать, помощь тем, кто будет жить завтра, потому что мы можем узнать, как жили наши бабушки и дедушки, какие события, какая культура влияла на них и какую мудрость они несли нам.
Важно, чтобы среди школьников было в тренде уважение к культуре своей малой Родины, только так мы сможем уверенно стоять на родной земле и смотреть вперед.
Кургоня объединяет поколения, народы и традиции. Вечный круг и вечное солнце. И я очень надеюсь, что благодаря моей работе к числу гостей фестиваля присоединятся и мои одноклассники.
Список литературы:
1. Геннадий Шаталов. Туристическое событие: от идеи до туриста. – Киров: Издательский дом «Маури», 2023. – 448 с.: ил.
2. Савенкова С. О. «Фестиваль «Кургоня» в Левже» /Журнал/ «Ковчег» № 39 2015
3. Савенкова С.О. «Фестиваль «Кургоня»: тепло солнца – в каждом сердце!» /Журнал/ «Ковчег» № 42 2016
4. Савенкова С.О. «Межрегиональный фестиваль национальной культуры «Кургоня»: красочное сплетение традиций старины и изысканности современности» /Журнал/ «Ковчег» № 46 2017
5. Савенкова С.О. «Фестиваль «Кургоня-2018»: гармоничное сплетение традиций, национальные характеры и вкусы» /Журнал/ «Ковчег» № 49 2018
6. Савенкова С.О. «Фестиваль «Кургоня» - символ дружбы, щедрости, доброты, душевного тепла» /Журнал/ «Ковчег» № 53 2019
7. Веретнова О.С. «В условиях пандемии» /Журнал/ «Ковчег» № 60 2021
8. Будник О.В. «VIII Межрегиональный фестиваль мордовского гостеприимства «КУРГОНЯ» /Журнал/ «Ковчег» № 64 2022
9. http://ruzkultura13.ru/festival-nacionalnoj-kultury-kurgonya
10. https://rg.ru/2023/08/28/reg-pfo/na-festivale-kurgonia-ispekli-mordovskuiu-vatrushku-diametrom-33-metra.html?ysclid=lplj2f0oi2170063165
11. https://хранителиродины.рф/Article/?id=35515&ysclid=lplj3l9pgy958539953
1 Назарбаев Н.А. «Семь граней Великой степи» - официальный сайт Президента Республики Казахстан.