Культура, традиции и быт татар Оренбуржья

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Культура, традиции и быт татар Оренбуржья

Мазитов А.Э. 1
1МАОУ "Александровская СОШ имени Рощепкина В. Д."
Подшивалова Г.Н. 1
1МАОУ "Александровская СОШ имени Рощепкина В. Д."
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Уважение к своей культуре, языку, обычаям своих предков должно быть в крови.

- Туфан Миннуллин

Я родился в Оренбургском крае. Это моя малая Родина, которой я очень горжусь. Здесь живу я и моя семья, здесь жили и трудились мои дедушки и бабушки, мои предки. По национальности мы – татары. Наш родной язык - татарский. Мои родители хорошо знают родной язык, свободно общаются по-татарски. Мою маму научила этому моя прабабушка, Аймукатова Нуршат Зелеевна. Она была очень начитанной и грамотной, несмотря на то, что родилась в годы военного лихолетья и, как и все, трудилась с ранних лет на тяжелых работах. Она очень любила читать, как на русском, так и на татарском языках. Именно она привила любовь к родному языку, культуре и традициям татарского народа моей бабушке, а затем и маме. К сожалению, прабабушки уже нет на этом свете, но в моей семье всегда стараются общаться на родном языке, чтить и уважать национальные обычаи и традиции и научить этому меня и мою сестренку.

Я живу в России, многонациональной стране, учусь в русскоязычной школе. Я люблю русский язык и горжусь тем, что я – россиянин. Но мне очень хочется научиться хорошо говорить и на своем родном языке - татарском, знать как можно больше о культуре моего народа. Каждый человек должен хранить и чтить традиции своего народа, знать и не забывать свою историю.

Народная мудрость гласит: «Чтобы жить благоразумно, изучай усердно дела своих предков». Человеку любой национальности не надо отрываться от своих корней, забывать свое традиционное, родное: культуру, обычаи, песни, обряды, праздники. 

Именно поэтому я решил выбрать темой своего исследовательского проекта именно «Традиции татар Оренбуржья», моей малой Родины. Тема эта очень обширная и интересная. Традиции нашего народа складывались из накопленного житейского опыта, мудрости, тяге к прекрасному и широкой души многих поколений. Татарам присущи такие черты как гостеприимство, трудолюбие, семейственность, взаимопомощь, чистоплотность, дружелюбие, здоровый образ жизни, умеренность, скромность и доблесть.

Много веков татары живут в соседстве с русскими, казахами и другими народами, проявляя интерес друг к другу, обмениваясь накопленным многими поколениями опытом и при этом не утрачивая своего лица, своей оригинальности и национальной самобытности. Традиции любого народа складываются веками и передаются из поколения в поколение и в устном и письменном виде. Некоторые традиции уже, к сожалению, канули в лету, так как современные течения (образование, телевидение и геополитическая обстановка в мире т. д.) формируют человека нового поколения.

Национальная память хранит особенности старинных праздников, традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, но веяния нового времени, конечно, сказываются на формировании уже человека нового поколения. Поэтому моя задача состоит в сборе и в обобщении материала, который хранит национальная память народа.

Актуальность работы состоит в том, что культура и быт современного человека, современной семьи неизменно строится на знаниях национальных традиций, обычаев, устоев, которые составляют культурное достояние любого народа.

Цели и задачи:

Цель проекта: узнать о традициях, культуре и быте татарского народа в Оренбуржье и сохранить их для следующих поколений.

Задачи:

  • собрать и изучить историю оренбургских татар

  • познакомиться с традициями, культурой и бытом своих предков

  • составить базовое представление о духовных и материальных реликвиях, в том числе обрядах и праздниках

  • систематизировать полученную информацию.

  • подготовить проект и презентацию

  • защитить проект

Гипотеза: знакомиться с культурой своего народа – значит найти ключ к понимаю его традиций, ценностей, национальной идентичности. В современном мире у всех народов забыты многие традиции, теряется и преемственность поколений, а это, в свою очередь, влияет на уровень культуры.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез, обощение.

Эмпирические: изучение и анализ научных источников,

наблюдение (целенаправленное восприятие объекта исследования).

Научная значимость заключается в изучении влияния традиций на культуру и быт семьи с исторической точки зрения.

Социальная значимость в том, чтобы ознакомить окружающих с элементами традиций, которые закладывались нашими предками, чтобы они не были утеряны во времени.

Личностная значимость состоит в том, чтобы открыть для себя много нового, интересного в традициях, культуре и быте татар Оренбуржья.

Глава 1. Страницы истории татар Оренбуржья

1.1. Первые поселенцы.

Татары – второй по численности коренной народ в Российской Федерации. А в Оренбуржье сегодня проживает более 160 тысяч татар (8 процентов). Поэтому их по праву называют коренным населением области.

Начало заселения татарами территории края относится к середине ХVIII века. В 1744 году казанские купцы-татары обратились к первому оренбургскому губернатору И. И. Неплюеву с предложением поселиться при Новом городе с условиями освобождения от рекрутской повинности и разрешения свободно строить мечети.

Первым приехал богатый торговец, инициатор и организатор переселения 52-летний Сеит Аитов. Поселок стал называться по имени основателя – Сеитова слобода, ныне Татарская Каргала.

    1. Занятия татар.

Татары принадлежали к числу хороших земледельцев губернии. Традиционными занятиями татар считались пашенное земледелие и скотоводство. Активно развивались различные ремесла: рогожно-кулеткацкое, бондарное, экипажное, плотницкое, столярное. Татары обладали высоким мастерством в обработке кожи, овчины, шерсти. Значительное место в татарском хозяйстве занимало птицеводство: разведение кур, гусей, уток, реже индеек.

Татары занимались и торговлей. При своей расторопности и торговой ловкости, многие из них быстро обогащались. Например, братья Хусаиновы, выходцы из Татарской Каргалы, вели торговлю с некоторыми городами европейской части России. Позже выдающийся предприниматель и благотворитель Ахмет Хусаинов основал в Оренбурге кожевенные, шерстемоечные фабрики, открыл бакалейные и галантерейные магазины. По его инициативе и на его средства в 1889 году в Оренбурге появилось медресе «Хусаиния».

Те татары, которые не могли отдать себя земледелию и торговле, были заняты в производстве кирпича-сырца, в чугуноварении, на мельницах, медных и солевых рудниках. Из поколения в поколение передавалось умение добротно строить дома, украшать их, шить обувь, одежду и головные уборы, выделывать кожу, создавать мебель. Среди оренбургских татар было много мастеров по изготовлению украшений из драгоценных металлов и камней: колец, запястьев (белэзек), серег, подвесок (тэнке). Для украшений использовались бирюза, сердолик, яшма.Женщины-татарки отличались искусством золотого шитья гладью, многоцветной вышивкой тамбуром, аппликациями по ткани, коже, войлоку, а также славились пуховязальным мастерством. Так, в 1927 году в Чебеньках организовали первую пуховязальную артель. Мастера высшего класса Р. Кунафина и Г. Насырова долгие годы вязали оренбургские платки на всемирные выставки за границу, в честь великих событий в нашей стране.

Сегодня в Оренбургской области насчитывается 88 татарских и 63 смешанных населенных пункта, 87 школ с изучением национального языка. Для верующих действует 76 мечетей. На территории региона создано 7 татарских общественных и культурных центров, фонд «Намус», «Народный центр возрождения и культуры», Оренбургский государственный драматический театр имени М. Файзи.

Много славных имен связано с татарским народом в Оренбуржье. Среди них Герой Советского Союза Ш. Абдрашитов, который совершил 240 боевых вылетов и сбил в воздушных боях 16 вражеских самолетов. Он погиб в 1944 году, его именем названа одна из улиц областного центра.

Оренбуржье прославили выдающиеся литераторы: поэт-герой М. Джалиль, Х. Такташ, Ш. Камал, С. Р Рамиев, М. Рафиков.

Глава 2. Быт и материальная культура оренбургских татар

2.1. Поселения, жилища и хозяйственные постройки

Большинство татарских селений имели уличную (в два ряда) и линейную (в один ряд) планировку. В крупных населенных пунктах она была поквартальной, как в современных городах.

Усадебное место обычно огораживалось забором, причем со стороны улицы он нередко был высоким и глухим. В нем устраивались одно- или двустворчатые ворота тесовые ворота. Использовались традиционные татарские ворота, в которых столбы соединялись доской, брусом или вообще не были связаны. В степных районах Оренбуржья из-за недостатка леса створки делали из жердей.

Сооружали дома в основном из дерева, но встречались и мазанки. Зажиточные же татары строили каменные или смешанные двухэтажные дома. В этом случае на первом каменном этаже устраивали торговую лавку, а второй, деревянный был жилым.

Дом обычно не выходил на улицу, а стоял за забором, отступив от линии. Это связано с принятой в исламе традицией затворничества женщин. Дом у татар обыкновенно состоял из двух изб, между которыми ставились сени. Одна изба («черная») служила кухней, а вторая («белая») - для жилья и приема гостей. В этой избе были все предметы роскоши – разостланы ковры, на нарах набросаны перины и подушки. Днем их складывали горкой в углу и накрывали красивой накидкой. Полы покрывали домотканные дорожки-паласы, на окнах обязательными были занавески, простенки и углы дома украшены полотенцами. На печке стоял самовар и поднос с чашками, комната разделялась ситцевой навесью. Характерным было наличие одного или нескольких сундуков. Для хранения припасов также использовали подпол. В начале XX в. стали распространяться предметы городского интерьера: кровати, стулья, буфеты, зеркала и др.

Снаружи дома татар тоже выглядели красиво. Крыши были тесовыми, соломенных крыш в татарских деревнях почти не было, окна со ставнями снаружи были украшены наличниками с резьбой.

Характерной особенностью татарского жилища была яркая многоцветная окраска, тем самым оно отличалось от серых домов окружающего населения. Преобладало чередование белого и синего, белого и зеленого, желтого и коричневого, красного и синего цветов.

На усадьбе располагались разнообразные хозяйственные постройки, необходимые в крестьянском хозяйстве и быту: хлева (коровники), конюшни, овчарни, клети и амбары, сараи и навесы, погреба (ледники), бани, гумна и овины.

2.2. Национальная одежда

Одежда татарских мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубахи свободного покроя (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Рубахи были белыми и синими, украшались вышивкой или многоцветной тесьмой и никогда не подпоясывались. Воротники обычно делали со стойкой. Для женского платья – «кульмяк» - характерны также оборки и различные вставки около подола. Рубахи шили из «китайчатых» тканей: легкого шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и парчи. Традиционные татарские штаны с широким шагом шились из полосатой ткани (пестряди) для мужчин и однотонной – для женщин.

Верхней одеждой служили казакины, халаты, камзолы, а зимой – стеганый бешмет или шубы, овчинные тулупы.

Головной убор мужчин – тюбетейка, а поверх нее – полусферическая шапка на меху, у женщин вышитая бархатная шапочка - «калфак» и платок. Традиционная обувь – кожаные ичиги (сапожки до колен из юфти и сафьяна) с мягкими подошвами, туфли, нередко из цветной кожи. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве. Зимой татары повсеместно носили короткие или высокие валенки.

Обязательным атрибутом костюма татарки были ручные украшения – браслет, перстни и кольца. Традиционными были миндалевидные серьги с подвесками. Ювелирным искусством славились каргалинские мастера, которые делали из благородных металлов серьги, кольца, подвески, запястья.

Я и моя семья тоже очень любим надевать национальные татарские костюмы и участвовать в разных конкурсах и играх! Приложение 1. (фото)

2.3. Национальная кухня

Кулинарное искусство татарского народа богато национальными традициями. Перенимая опыт предков, татары сумели сохранить колорит и своеобразие кухни.

Основу питания оренбургских татар составляла мясомолочная и растительная пища. Фирменное блюдо татар – шулпа (суп). Его заправляют домашней лапшой (она нарезалась тонкой вермишелью «токмач» или мелкими квадратиками «тэнке-токмач»). Как правило, к первому блюду подавалось мясо по-татарски (мясо, вынутое из бульона, тушится некоторое время в котле с небольшим количеством бульона вместе с луком, картофелем, морковью, при подаче на стол такое мясо поливается тем бульоном, в котором оно тушилось). Из конины оренбургские татары готовят вяленую колбасу (казылык). Любимым лакомством остается вяленый гусь.

Кухня татар Оренбуржья богата разнообразными печеными изделиями. К изготовлению теста татарские женщины относились с трепетом, очень внимательно и прекрасно умели его готовить. Это кулинарное искусство сохранилось и по сей день у оренбургских татарок.

Выпечка делится на сладкую и несладкую. Наиболее древним и простым является кыстыбый, для которого сочень из пресного теста начиняется пшенной кашей или картофельным пюре. Из жидкого дрожжевого или пресного сдобного теста готовится коймак – оладьи, которые обычно подаются к завтраку с растопленным маслом, часто в дни религиозных праздников.

Королем татарской выпечки с несладкой начинкой можно назвать «Зур бэлиш» - закрытый пирог из пресного или дрожжевого теста с кусочками жирного мяса (баранины, говядины, гусятины, утятины), которые смешиваются с пшеном, рисом или картофелем. К этой же категории относятся небольшие круглые пирожки – «перемячи», треугольные – «очпочмаки» из рубленого мяса и картофеля, которые подаются обычно с бульоном.

Татарская кулинария очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые предлагаются к чаю. На праздничном столе татар обязательно присутствуют пироги «бэлиши» с калиной, курагой, яблоками, черносливом. Очень много вариантов сдобного печенья, которое обжаривается в кипящем масле и подается в виде птичьих языков (кош теле), спирали (урама), цветочков (гульбанак, роза) и шариков, величиной с грецкий орех (баурсак). Как же это вкусно! Почетным угощением и одним из сладких обрядов на свадьбах является вынос чак-чака (чэк-чэка). Одно из самых любимых медовых лакомств маленьких татарских сладкоежек и не только.

Вершиной кулинарного мастерства является татарский круглый высокий пирог с многослойной начинкой из красного творога (корта), риса, вареных яиц, распаренного изюма (урюка, чернослива). А называется он «губадия».

И конечно же, традиционный татарский стол в Оренбуржье нельзя представить без чая, который заваривали очень густо и пили сильно горячим с молоком, медом или сахаром. Чай обычно пьют из круглых татарских чашечек – пиалушек. Чаепитием всегда заканчивается угощение гостей.

Я и моя семья очень любим нашу татарскую кухню. У нас есть книга рецептов на татарском языке «Татар халык ашлары», которая досталась нам от нашей прабабушки, это своего рода «семейная кулинарная реликвия». Мама часто балует нас вкусной татарской выпечкой: очпочмак, зур бэлиш, чак-чак, кыстыбый. Пальчики оближешь! Приложение 1. (фото)

Глава 3. Духовная культура. Национальные традиции

3.1. Религиозные праздники

Татарская национальная культура отражает историческое прошлое и определяет современную сущность народа. Она объединяет его бесценное наследие – традиции и обычаи, язык, образцы интеллектуального и художественного творчества. Это достояние, постоянно обновляясь, передается следующим поколениям. Богатейшим культурным наследием обладают татары, впитавшие в себя многовековые традиции своих предков, которые сумели достичь высокого уровня культурного развития, соединив тюркские корни и арабское влияние, обусловленное принятием ислама в Х веке. Это стало той основой, на которой в дальнейшем развивалась и развивается до сих пор вся татарская культура.

У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

Праздничная культура оренбургских татар включала в себя как религиозные, так и светские праздники. Большинство татар – мусульмане. Они исповедуют Ислам. Двумя главными праздниками, как и во всем мусульманском мире, были и остаются: Ураза-байрам (Рамазан) — праздник поста и Курбан-байрам — праздник жертвоприношения. Эти мусульманские праздники включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой участвуют все мужчины и мальчики. Потом полагается пойти на кладбище и помолиться возле могил своих близких. А женщины и помогающие им девочки в это время готовят дома угощения.

В религиозные праздники, которые длятся обычно несколько дней, татары с поздравлением обходят дома родственников и соседей. Особенно важно посещение родительского дома. В дни Курбан-байрам — праздника жертвоприношения нужно угостить как можно больше людей. Поэтому столы накрываются два-три дня подряд и каждый входящий в дом, кто бы он ни был, имеет право угощаться.

3.2. Народные праздники

Наиболее значимым, ярким народным праздником является Сабантуй. Дословно «Сабантуй» переводится с тюркских языков как «торжество плуга» - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба). Приложение 1. (фото)

Истоки этого праздники уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель обряда заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

Раньше Сабантуй отмечали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне).

В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту - победителю в национальной борьбе или в скачках.

На Сабантуе великое множество развлечений: скачки, бег в мешках, лазание по канату, прыжки в длину, выжимание двухпудовой гири и многие другие. А самое главное – национальная борьба на кушаках - «кэряш». Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель кэряша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета.

И какой же праздник без угощения! На веселом празднике, под мелодичные звуки татарской музыки, можно отведать домашней лапшы (токмач), шашлыка, плова и традиционных татарских угощений: чак-чака, бялешей с различными начинками, губадию, перемячей и очпочмаков, запивая эти вкусности ароматным горячим чаем из душистых трав.

Праздник «Каз омэсе» (праздник «Гусиных крыльев») проводился и проводится в холодную погоду, после того как выпадет снег, в основном в первые недели ноября-декабря. Гусь считается очень полезной птицей. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла, а любимым лакомством татар Оренбуржья был и остается «какланган каз» - вяленый гусь.

4. Семейные традиции и обряды

Гордость татарского народа – традиции и обычаи, сформировавшиеся за многие века. Безусловное уважение к старшим, трепетная любовь к детям и создание крепкой семьи – жизненный императив татар. Все члены рода – туганнар (родные). Отсюда – понимание взаимной ответственности друг за друга и взаимопомощи – как священного долга по отношению к близкому человеку.

4.1. Свадебные обычаи

Самыми значимыми семейными событиями у оренбургских татар, как и у других народов, были свадьба и рождение ребенка.

Никях. Татарские свадебные обычаи

Через 1-2 недели после сватовства, обычно в четверг во второй половине дня в доме невесты проводили Никях-туй. Единственным запретом на проведение Никях был пост в месяц Рамазан по мусульманскому календарю.

Никях — это мусульманский брак, заключаемый в соответствии с шариатом. Никях предусматривает, что оба будущих супруга приняли ислам, что они достигли брачного возраста и не состоят в родственных связях, а также, согласно Никяху, материальное положение мужчины должно позволять ему уплатить выкуп (калым) и содержать семью. Никях читается духовным лицом в доме родителей невесты, при обоюдном согласии сторон в присутствии двух свидетелей-мужчин.

После Никяха начиналось угощение. Свадебные гуляния продолжались 2-3 дня, родственники невесты поочередно принимали родственников жениха. Праздничное меню молодых составляли кияу перемяче – беляши для жениха и кияу пилмэне – пельмени для жениха, по размеру они были с наперсток и подавались в бульоне. Вступление невесты (молодой жены) в дом мужа сопровождалась песней «Килен коршылау» (Встреча невестки). У крыльца молодых встречали родители. Прежде чем зайти в дом мужа, невестка вставала на подушку, а свекровь угощала невестку маслом и мёдом (бал-май). Приложение 1. (фото)

4.2. Рождение ребенка

Рождение ребенка сопровождалось целым рядом обязательных обрядов, имеющих как чисто ритуальное, так и практическое значение. Повсеместно В конце XIX - начале XX в. в большинстве случаев роды принимали повивальные бабки - эби (дословно - бабка), бала эбисе (повитуха), кендек эби (дословно - пупочная бабка). Случаи рождения детей в доме при помощи повитухи были еще довольно частыми в 40-50-е годы XX в. Занятие повитух называли эбилек. Спустя несколько дней в доме, где родился ребенок, устраивали обряд исем кушу (имянаречения). Приложение 1. (фото) Приглашали муллу и гостей - мужчин из числа родственников и знакомых семейства. Мулла открывал обряд традиционной молитвой, затем к нему подносили на подушке ребенка, и он обращался к Всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывал на ухо младенцу азан (призыв к молитве для правоверных мусульман) и три раза произносил имя новорожденного. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба.

Заключение

Собрав и изучив материалы по данной теме, послушав рассказы моих бабушек и других родственников почтительного возраста, я понял, что национальная культура татар невозможна без национального самосознания. На основе народных традиций складывалось понимание духовных ценностей, почитание памяти предков и осмысленное восприятие собственного происхождения.

Исследования по этой теме позволили мне узнать много нового, интересного о своем народе. Я пришел к выводу, что обычаи и традиции любого народа - это его “приданое”, ценное наследие. Я хорошо осознал, что духовные традиции предков формируют нравственность, веру, воспитывают уважение к старшим, скромность и трепетное отношение к семейным ценностям. Только мы сами можем взять на себя ответственность за родную культуру, язык, за сохранение традиций, за все, чем дорожили наши предки.

Мне очень понравилось работать над проектом, это было ценно и увлекательно для меня, я узнал много нового. Надеюсь, что и моим сверстникам, друзьям будет интересно и познавательно узнать о культуре, традициях и быте другого народа.

Список использованной литературы

1.  Амелин В. В. «Мы – оренбуржцы. Историко-этнографические очерки» – Оренбург, 2007.

2. Андрианова Н. А. «Удивительная Россия» - М., 2020.

3. Амелин В. В. «Этнокультурная мозаика Оренбуржья» - Оренбург, 2003.

4. Губин А. И. «Традиции и обычаи народов мира» - М., 2008.

5. Левашева Е. «Национальные кухни народов России» - М., 2011.

6. Андрианова Н. А. «Я гражданин России» - М., 2022.

6. Амелин В. В. «Татары в Оренбургском крае» - Оренбург, 1996.

7. Крюков Д. В. «Города России» - М., 2018.

Интернет-источники: https://milliard.tatar/news/orenburgskie-tatary-dikoe-pole-kargalinskaya-sloboda-i-kazacya-sluzba-427

http://100tatarstan.ru/structure/profile/obryady-i-prazdniki-traditsii-i-sovremennost

https://dzen.ru/a/X48rjGymnHgCGJW4

Приложение 1. (фото)

  1. Свадебный обычай «Бал-май» (мед-масло) на свадьбе моих родителей/вынос свадебного чак-чака доверяют близким почетным гостям со стороны невесты/свадебный чак-чак моих родителей.

2. «Имянаречение моей сестры Аделины. С. Тукай»

  1. «Я и чак-чак»/ Бэлиш.

3. Мама и бабушка в Казани – столице Татарстана.

4. Сабантуй в Казани.

5. Мама, я и моя сестренка Аделина в национальных костюмах.

6. Я и моя сестренка Аделина в национальных костюмах.

Просмотров работы: 570