Великая Отечественная война в поэме участника войны Г.А.Фаерштейна «Первые Советские кадеты»

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великая Отечественная война в поэме участника войны Г.А.Фаерштейна «Первые Советские кадеты»

Гарькина Д.А. 1
1МОУ СОШ № 27 г.о. Подольск
Бутакова В.А. 1
1МОУ СОШ № 27 г.о. Подольск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Методы исследования:работа с Интернет-ресурсами, беседы-встречи, анализ произведений и видеосюжетов, обобщение, выводы, систематизация полученных данных,

Новизна исследования: изучением и анализом произведения Фаерштейна Григория Александровича никто ни в школе, ни

в городе не занимался.

Объект исследования:поэмаГ. А.Фаерштейна «Первые Советские кадеты»

Актуальность:решили как можно больше узнать о событиях Великой Отечественной войны с помощью литературного произведения очевидца войны Фаерштейна Г.А.и рассказать о нем учащимся нашей школы.

Цель: изучить литературное произведение Г. А.Фаерштейна для формирования у учащихся школы № 27г.о. Подольск патриотизма, его вклад в литературу родного края.

Задачи:

1.Познакомиться с биографией Г.А.Фаерштейна поиндивидуальнымвстречам, видеозаписям архива школы, газеты «Подольскийрабочий», «Императорские пушки», семейного архива.

2.Изучить поэму, узнать историю ее написания.

3.Проанализировать поэму Г.А. Фаерштейна, побеседовать с автором поэмы

Великая Отечественная война глазами поэтов и писателей

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения. Началась Великая Отечественная война нашего народа против немецко-фашистских захватчиков. Она длилась 1418 дней и ночей. Это было одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых страной. Решалась не только судьба нашего государство, но и будущее мировой цивилизации. Весь народ, как единое целое встал на защиту Родины. Сражающийся народ представлял собой единую семью наций и народностей. В результате фашистского нашествия наша страна потеряла около 26,6 миллионов человек, в том числе потери Вооруженных Сил составили 8 668 400 военнослужащих. Но остались живые свидетели Великой Отечественной войны -хранители её истории, которые многим могут поделиться с нынешним поколением.

С каждым годом их становится все меньше и меньше. Как мало их осталось и какое же счастье, что с теми, кто остался мы можем говорить о том трагическом времени.

На протяжении многих лет ученики нашей школы курируют ветерана Великой Отечественной войны, участника битвы под Москвой Григория Александровича Фаерштейна. Благодаря этому общению нам удалось многое узнать, многое и важное понять.

Биография участника битвы под Москвой Г.А.Фаерштейна

Фаерштейн Григорий Александрович родился 23.03.1926г. в Харьковской области Украинской ССР.Григорию Александровичу Фаерштейну было всего пятнадцать лет, когда гитлеровцы вторглись на территорию Советского Союза. Он вспоминает: «В сентябре1941 году я поступил в специальную артиллерийскую школу, при Военной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского, где проучился месяц и попал, практически, на передовую.» Гитлеровцы рвались к Москве. Против 1млн. 800 тыс. солдат и офицеров, 1700 танков и 1390 самолетовВермахта Советские войска под Москвой располагали такими силами: 1250 тыс. человек, 990 танков, 677 самолетов. Но Москву надо было отстоять, поэтому на подступы к Москве были брошены ополченческие полки, курсанты и воспитанники военных училищ, чтобы перегруппировать основные войска и обеспечить оборону столицы. «Прибыв на передовую, я подносил к орудию снаряды, весившие порядка 40 килограммов. Поднести эти снаряды надо было на 60 метров. Было трудно, но мы понимали, что это нужно для защиты Родины».Григорий Александрович от взрывной волны частично потерял слух на всю жизнь.В начале зимы стали прибывать настоящие воинские части, мальчиков отправили учиться обратно в 3 Московскую специальную артиллерийскую школу, которая была эвакуирована в Сибирь, г.Прокопьевск.

Государство вправе знать,

Как резервы создавать.

Что бы знания дать в ширь

Спецартшколы все в Сибирь.

После войны он окончил артиллерийскую академию и 30 лет прослужил на командующих должностях в армии.

У Григория Александровича много медалей и наград. Наиболее значимыми для него являются:

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль: «За оборону Москвы», награда: «За служение родине с детства»

Сейчас Григорий Александрович очень любит, когда его навещаем мы – Наследники Великой Победы! Он рассказывает, как он попал на фронт. Проявляет большой интерес к жизни всех ребят, а также читает нам свои воспоминания о военных годах.

Литературное творчество Г.А.Фаерштейна.

Поэма «Первые Советские кадеты»

Картину страшных лет войны до нас доносят архивные источники, документальные фильмы, фотохроника, аудиоматериалы, воспоминания очевидцев и их потомков, мемуары и авторские произведения.

Григорий Александрович Фаерштейнпосле войны начал писать мемуары и стихи о войне. Его поэма «Первые Советские Кадеты», написанная в 2004 году- это история его жизни, история побед и поражений:

Была страна СССР,

Со взрослых брали мы пример.

В стране все люди патриоты.

Шли в армию служить с охотой.

Эти строки из поэмы Г.А Фаерштейна описывают жизнь в СССР до начала войны, он описывает как пятнадцатилетние мальчишки, такие же, как и он тогда, с удовольствием и тягой шли поступать в специальные артиллерийские школы.

И создали спецартшколы

Все предметы средней школы

А программа быт таков,

По уставу корпусов.

Набирали в них мальчишек

Умных, крепких, ростом выше.

Отучившись чтоб лет пять

Офицерской кастой стать.

Поступали туда не все, кто-то не проходил по аттестату, а кто-то, как пишет сам Григорий Александрович, по судьбе:

Поступали, но не все

По оценкам, по судьбе.

Поступивших в строй поставили,

И устав учить заставили.

Тех, кто все же поступил в специальную артиллерийскую школу, ждала непростая задача:

Все военные предметы,

И зимой и жарким летом,

В лагеря нас вывозили

И стрелять там нас учили.

Учеба в специальной артиллерийской школе шла: курсанты занимались строевой подготовкой, подготовкой к параду, стрельбой, построениями. Но не долго все шло гладко, но началась Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков.

И никто не мог даже предположить, что этот день явится началом самой кровопролитной войны, которая продлится долгих четыре года.Немцы наступали, рвали оборону, об этом рассказывает Г.А Фаерштейн во второй главе своей поэмы:

Немец быстро наступал,

Оборону нашу рвал,

На кулак он не нарвался,

Под Москвою оказался

Фашисты вышли на канал

Как он тогда Москву не взял?

Не нужно нам больше копать

По танкам нужно нам стрелять.

Григорий Александрович вместе с кадетами были брошены на передовую под Гучково и под Икшу, чтобы остановить немецкие танки, рвущиеся к Москве по Рижскому направлению.

Собрали древние орудья,

Боеприпасы к ним свезли,

А в орудийные расчеты

Мальчишек из спецшкол ввели.

Они храбро и с честью приняли свою судьбу. Юные мальчишки действовали смело, ведь понимали, что на кону не только их собственные жизни, но и судьба всего государства:

Доверив нам поднос снарядов,

Расчеты с танками вели,

Остановили этих гадов.

Мы воевали, как могли.

Далее Григорий Александрович пишет, что солдаты старались не унывать, им не хватало теплой одежды, еды, воды, но они всё равно с честью защищали нашу Родину! Также он пишет, что солдаты распевали песни и помнят их до сих пор:

Учились мы не унывать,

Хоть одежонка, не меха,

Да и питания не хватало,

Но свои песни распевали,

Поем теперь их иногда.

Песни, рожденные в пламени военного времени, – бессмертные герои и свидетели той Великой войны. Нежные и лиричные, шутливые и патриотические, походные и строевые – они воодушевляли бойцов на атаку, напоминали о доме и близких, согревали души солдат в минуты боевого затишья. Окрыляя на передовой и в тылу, фронтовая песня прошагала в строю до первых залпов победного мая.

Успешно проведенные операции на втором этапе войны позволили советским войскам продолжить контрнаступление.

Азы дала нам спецартшкола,

Потом СКУЗА учило нас.

И офицерская дорога

Восток и Запад и Кавказ.

В офицерские те годы

Не до танцев было нам

Фронт больше переходы,

Жизнь со смертью пополам.

За четыре месяца была отвоевана Правобережная Украина. Армия вышла к южным границам Союза и начала освобождение Румынии.

В январе 1944 была снята блокада Ленинграда, апреле-мае – отвоеван Крым, июне-августе – освобождена Белоруссия, сентябре-ноябре – Прибалтика.В1945 начались освободительные операции советских войск за пределами страны.Красная Армия начала Берлинскую операцию, в ходе которой столица Германии сдалась.Водруженный на крыше Рейхстага штурмовой флаг стал Знаменем Победы. Война закончилась. Григорий Александрович пишет о своих сослуживцах, прошедших войну:

С честью пали часть в боях,

Кто пришел на костылях,

Кто остался и в живых

Как пример для молодых.»

«Когда закончилась та бойня

И в живых остались мы

Продолжали служить долго

До глубокой седины.»

«И офицеры и генералы

В строю службу завершили,

В труде гражданском продолжали

И дальше Родине служили.

В последних строках поэмы«Первые Советские кадеты»Григорий Александрович пишет о времени уже послевоенном, когда у всех солдат уже и внуки и правнуки, прошло уже много лет, но те кровавые и беспощадные годы останутся в их памяти навсегда!

Время летит неумолимо.

Годы бегут, скрипишь больной,

И внуки проскочили мимо

Друзья уходят в мир иной.

Вывод.

Цель, поставленная в работе, выполнена. Проанализировав поэму, мы изучили жизненный путь Фаерштейна Г.А., а также его вклад в литературу родного края. Также удалось рассказать учащимся нашей школы много интересной информации про ветерана Великой Отечественной войны, участника Московской битвы - Г.А.Фаерштейна

Заключение.

Мы счастливый народ: мы родились под мирным небом, не слышали воя

бомб, игрохотов канонады, не видели ужасов войны.

Война… Как много боли приносит она людям. И только те люди, которые сумелипройти путь служения Родине, могут понять, какое же страшное на самом деле значение имеет этослово. И даже невозможно передать весь тот ужас, который несет за собой война.Ее события не могут оставить равнодушным ни одного человека на свете, каким быон не был и, безусловно, ветераны Великой Отечественной войны, которые прошли через все ее тяжкиеиспытания – свидетели, которые должны рассказывать правду подрастающему поколению, чтобы каждый человек на Земле жил только в мире.

Список источников и литературы

1.Документы, фотографии из семейного архива Г.А. Фаерштейна

2.Воспоминания учащихся МОУ «СОШ №27г.о. Подольск.

3.Поэма Г.А. Фаерштейна«Первые Советские кадеты» (семейный архив)

Приложение №1

Фаерштейн Григорий Александрович

Приложение №2

Отрывки из поэмы «Первые Советские кадеты»

Награды Г.А. Фаерштейна

Приложение №3

М ы в гостях у Григория Александровича

Концерт специально для Григория Александровича в честь Дня Победы

Просмотров работы: 12