Театр - школа души

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театр - школа души

Колягина Я.П. 1Павленко Р.К. 2Ребикова В.А. 2
1МОУ «Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района города Волгограда»
2МОУ «Лицей № 5 им. Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда»
Кузнецова Л.А. 1Музюкова С.С. 1
1МОУ «Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района города Волгограда»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«… Театр поучает так, как это не сделать толстой книге…» Вольтер

В прошлом году мы провели большую исследовательскую работу на тему «Кукла из прошлого» о герое кукольного театра Петрушке. Узнали много нового, подружились с артистами Волгоградского кукольного театра. Побывали на премьерном спектакле «Петрушка», поставили свой спектакль по мотивам пьесы С.Я. Маршака «Петрушка - иностранец». Учащиеся лицея с большим интересом отнеслись к нашей работе.

Мы задумались: в кукольный театр детей-малышей водят мамы, потом учитель. А в какие театры ходят школьники сами? И есть ли такие театры у нас в Волгограде? А хотят ли дети сами посещать эти театры? Так перед нами появилась новая ПРОБЛЕМА: интересен ли сегодня нам, цифровому поколению детей, театр, и не уходит ли театр на задний план после кино и интернета. С развитием информационных технологий дети стали меньше читать книги, изучать живопись слушать классическую музыку.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в наше время огромное место в жизни детей занимает интернет. Современный ребенок познает мир с помощью компьютеров, телефонов, телевизоров. Взрослые также забывают о культурных ценностях и не приобщают к ним детей. Есть опасность, что театральное искусство в скором времени может исчезнуть совсем. А ведь оно приносит очень большую пользу обществу: пробуждает чувства, формирует понятие прекрасного, развивает воображение. В театральном искусстве есть что-то магическое, дарящее особую атмосферу радости, воспитывающее доброту.

Мы решили провести исследование и разобраться в данной проблеме.

Выдвинули ГИПОТЕЗУ: современное поколение детей и подростков, в отличие от старшего, больше предпочитает гаджеты или поход в кино нежели в театр.

ЦЕЛЬ нашего исследования: привлечь внимание учащихся начальной школы к театральному искусству и театральной деятельности.

Поставили ЗАДАЧИ:

- изучить историю развития театрального искусства в Царицыне/Сталинграде/Волгограде;

- познакомиться с основными театрами города Волгограда и их закулисной жизнью, взять интервью у действующих актеров и режиссеров;

- определить роль театра в жизни человека;

- провести анкетирование ребят для выявления их отношения к театру;

- выступить с инициативой о расширении действия Пушкинской карты для детей от 7 лет;

- обобщить предложения детей, учителей и родителей по повышению интереса школьников к театральной культуре;

- подготовить игру «Мемо. Театр.» для изучения основных театральных терминов.

Методы исследования:

  • анализ литературы по теме исследования;

  • анкетирование среди учащихся МОУ Лицей № 5;

  • анализ результатов анкетирования;

  • интервьюирование;

  • систематизация информации;

  • фотографирование.

  1. История развития театра в Царицыне/Сталинграде/Волгограде.

1.1 Первые театры Царицына

История Волгоградского театра насчитывает более 150 лет! И в разные времена театр выполнял разные функции в жизни народа. Он развлекал, просвещал, объединял и поднимал дух для борьбы с врагом.

Регулярные театральные представления в Царицыне начались в 1872 году. Это был период бурного развития Царицына.

«Здание театра Конкордия» г. Царицын.

Первый деревянный театр был построен в долине реки Царицы и получил название «Конкордия». Здесь давались представления в летний сезон.1

«Здание Общественного собрания

г. Царицын»

В 1899 году появилась вторая театральная сцена Царицына - построено деревянное здание клуба Общественного собрания. (В настоящее время там находится здание Волгоградского театра музыкальной комедии). Собственной труппы в Царицыне тогда не было. На городских сценах выступали артисты-гастролеры под руководством антрепренеров (Антрепренёр — администратор или бизнесмен в ряде видов развлекательного искусства).2

Чтобы выжить и привлечь как можно больше публики, театры имели очень пестрый репертуар и часто играли почти без повторений. Однажды за 4 месяца «Конкордия» дала 117 спектаклей. Артисты выходили на сцену и «творили» под суфлера. Конечно, качество таких спектаклей было невысоко и единственной их задачей было развлекать3.

В 1915 году в Царицыне состоялось торжественное открытие Дома науки и искусства (сейчас это здание Нового Экспериментального театра). Четыре массивные колонны поддерживали портал с лепным изображением лаврового венка. Высокая гранитная лестница вела к парадному входу, а внизу стояли огромные былые львы. По бокам на фасаде были барельефные изображения на темы науки и искусства. Фронтон украшали скульптуры греческих богов. Зрительный зал вмещал 1100 человек; был еще и малый зал.4 В 1922 году Дом науки и искусства стал называться Государственным музыкально-драматическим театром, в него вошли опереточная и балетная труппы. А с 1933 театр получил название краевого драматического театра имени Горького.

После октябрьской революции театр получил новую миссию: он должен был поднять свой занавес для тех, кто до революции не имел возможности пользоваться культурными благами. Театр и музыка заняли первое место в культурной жизни России. В отличие от литературы, театр и музыка не требовали грамотности, а ведь многие не умели читать.

В 1925 году Царицын переименован в Сталинград.5

1 ноября 1932 года в Сталинграде в здании бывшей «Конкордии» открылся государственный театр музыкальной комедии; коллектив театра насчитывал 150 человек. В первом сезоне поставили 13 пьес. Летом 1933 года сталинградский театр уже давал гастроли в Москве.

Мысль о театре для детей всегда была заветной мечтой. До революции драматические труппы лишь иногда, по праздникам и на каникулах давали детские спектакли. В 1933 году открылся сталинградский Театр юного зрителя (ТЮЗ). Коллектив театра свою задачу видел в том, чтобы развить у детей чувство прекрасного, дать им правильное эстетическое и гражданское воспитание.6 В декабре 1939 года на сцене ТЮЗа состоялась невиданная премьера: давался балет «Лебединое озеро», танцевали в нем ученики балетной студии в возрасте 14-16 лет.7

21 июня 1941 года война вторглась в жизни людей неожиданно. Многие артисты и музыканты ушли на фронт, оставшиеся рыли окопы. Артисты театра музыкальной комедии взяли шефство над госпиталем. Женщины работали санитарками, мужчины переносили раненых.

«Здание Сталинградского драматического

театра в годы войны».

Военное время заставило театры взять на себя новую функцию – нужно было дать людям надежду и объединить всех для борьбы с врагом! 450 концертов в фонд обороны дали работники искусства Сталинграда за полтора летних месяца.

Режиссер театра музыкальной комедии Д.Ю. Ерофеев ушел добровольцем на фронт и погиб в первый год войны. 26 человек из театра ушли в действующую армию. Здание театра музкомедии заняла танковая часть, и спектакли шли на сцене ТЮЗа.8

23 августа 1942 года небо потемнело от вражеских самолетов. Целую неделю продолжалась беспощадная бомбардировка города.

Имущество драмтеатра погибло в огне. Актеры переправились через горящую Волгу и 200 километров прошли пешком до Сызрани. От труппы осталось всего 13 человек.

Но Сталинград выстоял! Пленили фельдмаршала Паулюса. Отгремел митинг победителей на площади Павших борцов. Ушли на запад солдаты. Началось восстановление города. Подвиг продолжался. 1 мая в Сталинграде вновь открылся городской театр в бывшем клубе СталГРЭС.9 Выступления для солдат и строителей проходят каждый день. Музыка в руинах. Город был в развалинах, он только перевел дыхание после великой битвы, а над развалинами уже неслась «Песня без слов» Чайковского.

В августе 1943 года для многочисленной армии строителей на площади Павших борцов состоялся грандиозный концерт. Площадь была заполнена до отказа. А театр стоял на площади и его черные провалы были пугающими. Театра не было. Но сталинградцы помнили его тем светлым праздничным дворцом, каким был до войны.

Наконец наступил День Победы! Весь город бурно ликовал. В театрах начался послевоенный сезон. Представления давали в неотапливаемых залах, зрители сидели в валенках и шубах, но всегда переполненные залы говорили о популярности театра. Сильно изменился и репертуар. Зрители требовали больше пьес о советских людях, современниках, нужно показать идеал, героя времени в его трудной жизни, его лучшие черты, с особой силой проявившиеся в дни Великой Отечественной войны.

Все сталинградские театры: театр музыкальной комедии (сегодня Музыкальный театр), Драматический театр им. Горького (сейчас это Новый экспериментальный театр), Филармония, Театр юного зрителя были восстановлены после войны или получили новые здания и успешно работают в наши дни, радуя и взрослых и детей своими постановками.10

  1. Ведущие Волгоградские театры и их закулисная жизнь

За время работы над проектом мы посетили спектакли ведущих Волгоградских театров. Посмотрели «Сказку о Попе и работнике его Балде» в Волгоградской Филармонии, «Алладин» и «Золотая антилопа» в Волгоградском музыкальном театре, «Летучий корабль» в Молодежном театре и «Аленький цветочек» в Новом экспериментальном театре. Хочется отметить огромное разнообразие очень интересных и ярких представлений для детей, которые сейчас предлагают Волгоградские театры.

Макеты декораций в Волгоградском музыкальном театре

З накомство с закулисной жизнью театров мы начали с Волгоградского музыкального театра и Нового экспериментального театра. Для нас провели интереснейшие экскурсии! Художник-сценограф Волгоградского музыкального театра Алексей Юрьевич Михальчёв рассказал нам, что спектакль начинается с больших и интересных задумок. Сценограф должен придумать, что будет находиться на сцене, чтобы было удобно работать актеру, и чтобы было понятно зрителю. Вот, например, огромные часы из спектакля «Обыкновенное чудо», одновременно с обратной стороны являются большим камином. А циферблат этих часов служит дверью для выхода актеров.

Начинается оформление сцены с изготовления макета декораций – уменьшенной копии будущей сцены. Потом на основе этих макетов, столяры, плотники и другие мастера создаются сами декорации. Жесткие декорации, такие как лестницы, фасад дома, или камин – называются в театре станками. А мягкие декорации, такие как занавесы, кулисы– все, что делается из ткани – называют мягкой одеждой сцены. И хранится вся эта красота в специальных «карманах» сцены.

В

Столярная мастерская и пошивочный цех в Новом экспериментальном театре

столярную мастерскую мы, кстати, тоже заглянули, но уже в Новом экспериментальном театре. Там же мы побывали и в пошивочном цехе, где шьют костюмы для спектаклей, и в костюмерной, где хранится невероятное количество разнообразных костюмов разных эпох и стилей, а также в бутафорском цехе. (Бутафория – это весь остальной реквизит на сцене, кроме декораций и костюмов)11.

«Подземелье» в НЭТе

Новый экспериментальный театр поразил нас своими масштабными конструкциями фонтана с бассейном на сцене. Во время спектакля «Ромео и Джульетта» зрители видят на сцене настоящий огромный фонтан. И Ромео падает в чашу этого фонтана, наполненную водой. Нас заверили, что вода теплая и ни один артист не простудился. Между прочим, глубина этой чаши 2,5 метра! Во время экскурсии мы даже спустились в подземелье НЭТа и смогли сами оценить размеры этой чаши.

Люстра НЭТа

К онечно же, нас не оставила равнодушными и знаменитая люстра НЭТа из богемского стекла, которая недавно отметила свой 70-ти летний юбилей. Первый раз она предстала взору зрителей 2 августа 1952 года, в день открытия восстановленного после войны Сталинградского областного драмтеатра имени М. Горького. Ее размеры впечатляют: диаметр — шесть метров, высота – более трех метров. В основании — бронза, в самой люстре более 300 лампочек.

Комната звукорежиссера и светооператора в НЭТе

Удалось нам заглянуть также в комнаты звукорежиссера и светооператора. В обоих театрах комнаты эти очень маленькие и тесные, но в них размещено большого количество специального оборудования: компьютеры, пульты управления с множеством кнопочек и лампочек, осветительные приборы. И от каждой такой кнопочки зависит что именно увидит и услышит зритель.

Звукозаписывающая студия в НЭТе

В НЭТе нам показали даже собственную звукозаписывающую студию. Вся музыка, песни, саундтреки к спектаклям сочиняется специально для каждого спектакля и записывается именно здесь.

Есть у них также собственная столовая, парикмахерская и даже спортзал. А гримерные артистов похожи на маленькие и очень уютные домашние комнаты.

Спортзал и гримерки для артистов в НЭТе

На репетиции спектакля

«Двенадцать стульев»

в Музыкальном театре

Но самое главное, нам удалось побывать на настоящей репетиции премьерного спектакля театра Музыкальной комедии «12 стульев». Артисты, хоть и без костюмов и грима, полностью погруженные в свои роли, выкладывались на сцене так, как будто перед ними настоящая публика, а не пустые кресла. Но режиссер, как и полагается, был доволен не всем. Звучало: «стоп!», «заново!». И артисты покорно играли сцену еще раз.

Оказывается, такие репетиции на сцене у артистов проходят далеко не каждый день, а только уже непосредственно перед премьерой. А начинается подготовка любого спектакля с «начитки». Артисты, получившие роли, читают пьесу «по ролям». Затем идут репетиции в репетиционном зале. И только после того, как уже все сыграно и отрепетировано, начинаются прогоны на сцене.

3. Интервью с действующими актерами и режиссерами

Во время посещения спектаклей и закулисья театров, нам удалось пообщаться с действующими актерами и режиссерами.

Нам хотелось узнать их мнение о том, нравится ли им принимать участие в детских спектаклях. Может ли театр чему-то научить детей или его основная задача развлекать публику? Много ли детей сейчас посещают театр и как юные зрители откликаются на представления? И вот что нам удалось узнать.

Дирижёр Волгоградской филармонии Андрей Лапин.

Когда играешь для детей, очень трудно соврать. Поэтому детские спектакли всегда и честные и интересные», - сказал нам дирижёр Волгоградской филармонии Андрей Лапин.

Буквально тоже подтвердили главный режиссер Волгоградского музыкального театра Кутявин Александр Александрович и ведущий артист-вокалист этого театра Куприн Александр Александрович: «Детей никогда не обманешь. Они всегда искренне реагируют на происходящее на сцене. Поэтому для детей всегда играть сложнее. Детские сказки интересны тем, что там всегда очень яркие персонажи, такие как Баба-Яга, Кощей-Бессмертный. В сказках всегда активно страдает зло, добро побеждает, но дети почему-то все равно любят отрицательных персонажей.»

Интервью с главным режиссером Кутявиным Александром Александровичем и ведущими актерами Волгоградского музыкального театра

Режиссер-постановщик Волгоградской областной филармонии Павел Лаговский

Режиссер-постановщик Волгоградской филармонии Павел Лаговский отметил: «Дети разного возраста ведут себя по-разному. Маленькие дети больше верят во все, что происходит на сцене. Дети постарше начинают критически ко всему относиться. Театр должен нести в себе много функций: и образовательную, и просветительскую, и развлекательную, и историческую – говорить о наших истоках. Как сказал Шекспир: «Весь мир – театр и все мы в нем актеры.» По сути, мы каждый день играем какие-то роли в жизни. И поэтому навыки игры на сцене очень полезны и в жизни».12

Наталья Долгалева – солистка Волгоградской областной филармонии поделилась с нами: «Мне очень нравится принимать участие в спектаклях для детей, потому что дети – это всегда самые искренние зрители. Их не обманешь никогда! И когда ты выступаешь перед ними это всегда истинные эмоции!».

Солистка Волгоградской областной филармонии

Наталья Долгалева

Актриса отмечает также: «Сейчас, когда появилась Пушкинская карта, очень много именно подростков стало посещать концерты и спектакли. Мы всегда стараемся чем-то зацепить их. Придумываем какие-то «фишечки», чтобы даже если они ковыряются в телефоне, привлечь их внимание на сцену, заставить увидеть, что там происходит что-то интересненькое. Театр учит всему самому лучшему: доброте, теплу, широкой улыбке! В каждом спектакле, в каждой программе есть своя мораль. Считаю, что прям с самого раннего возраста, буквально с трех лет нужно уже приучать детей ходить в театр».

  1. Роль театра в жизни человека

Роль театра в жизни человека и общества менялась в зависимости от времени (эпохи) и цели, которую преследовали театральные деятели.

Но основной функцией театра была и остается развлекательная. Театр – место для полезного и приятного времяпрепровождения.

Театр выполняет игровую функцию. Игра изолирует участников от повседневной жизни, от производственной деятельности и от социальной среды. 13

Вторая важнейшая роль театра в жизни человека – развивающая. Благодаря своим функциям, театр дает возможность для развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Функция социализации. В театре зритель погружается в иллюзорный мир образов и живет там вместе со своими персонажами.14

Познавательная функция. Театр расширяет границы человеческого опыта, это одно из средств сохранения и передачи рационального и эмоционального опыта человечества.15

Воспитательная функция. Основная цель театра как социального института - нравственное развитие зрителей, формирование ориентиров и целей повседневного поведения. Искусство театра стремится побудить людей проникнуться идеалами и нормами общества, в котором они живут. 16

Театр помогает задумываться о судьбах персонажей. Ребенок учится сопереживанию и пониманию другого человека, через сопереживание героям. Учится строить отношения, отличать добро от зла, быть смелым и отважным.17

В нашем классе уже 4-й год ведутся дополнительные занятия по театральному и вокальному искусствам. Мы ставим кукольные постановки, выступаем на концертах. Нам это очень нравится! Эти занятия нас развивают и обогащают, развивается любознательность, настойчивость и целеустремлённость.

Кроме того, роль театра в формировании личности ребенка подтверждена детскими психологами как верное средство для преодоления неуверенности в себе, развития важных коммуникативных навыков и формирования здоровой самооценки у детей всех возрастов. 18

  1. Обращение в Правительство Российской Федерации о расширении действия Пушкинской карты

Мы знаем, что с 14-ти лет каждый учащийся получает Пушкинскую карту, которая даёт возможность оплатить культурные мероприятия на территории России.

Задумались над вопросом, как привлечь школьников начальных классов посещать театры чаще? Может быть, для этого нужна поддержка государства?

С помощью родителей мы обратились с официальным письмом к Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В. по вопросу изменения возраста участников программы «Пушкинская карта».

Пришел ответ о невозможности на данный момент выдачи Пушкинских карт детям младше 14 лет. (Приложение 1).

4 «В» класс на представлении в театре

Музыкальной комедии

Значит, детям начальной школы посещать театры должны помогать взрослые: родители и учителя. С нашим классным руководителем мы регулярно ходим в различные театры.

6. Отношение современных школьников к театру. Результаты анкетирования и выводы

Чтобы выяснить отношение школьников к театральному искусству, в ходе нашего исследование, мы провели анкетирование среди учеников начальной школы. Результаты представлены в Приложении № 2.

По результатам анкетирования мы, к сожалению, видим, что наши ровесники предпочитают поход в кино, использование гаджетов, спорт и другие занятия походу в театр. При этом, большинству опрошенных ребят (42%) на вопрос нравится ли им посещать театр ответили положительно. Хотя они ходят туда 1 раз в год и реже с учителем или родителями.

Значение театра в жизни современного человека стало ощутимо снижаться в результате возникновения искусства кино. С появлением домашних телевизоров выросло не одно поколение, воспитанное не сценой, а «голубым экраном».19

В ходе исследования нам удалось создать игру «Мемо. Театр» для изучения основных терминов, связанных с театром, а также вовлечения наших ровесников к жизни театра. Теперь в эту игру мы играем на переменах, благодаря чему ребята узнают много нового и интересного о театральной жизни, применяя свои навыки при посещении театра.

Заключение

В результате работы над проектом мы познакомились с историей развития театрального искусства в нашем городе. Узнали какую роль играл театр в жизни людей в разные периоды времени.

Выяснили, что многие наши одноклассники хотели бы участвовать в школьных спектаклях: театр развивает артистизм, смелость, обогащает душу добром, сочувствием к другим. Мы считаем, что театр дарит положительные эмоции, заряжает энергией, развивает культуру, речь, память, обогащает духовный мир человека.

В процессе работы над проектом мы научились взаимодействовать друг с другом и одноклассниками. Заметили, что некоторые ребята из нашего класса раскрылись в ролях сыгранных спектаклей, мы сплотились, научились слушать друг друга, нам стало легче общаться, мы стали дружнее. По результатам исследования наша ГИПОТЕЗА подтвердилась. Молодое поколение все же предпочитает использовать гаджеты и интернет, посещать кинотеатры, нежели посещать театры.

Однако, установлено, что ребята интересуются театром, желают участвовать в нем. Только надо создать условия для посещения молодым поколением театров.

Мы бы хотели предложить, во-первых, сделать посещение театров частью обязательной школьной программы, чтобы, например, 1 раз в триместр все без исключения школьники посещали театральные представления вместе с классом. Во-вторых, распространить действие Пушкинской карты на всех школьников начиная с 1 класса, это даст возможность посещать театры всем детям независимо от доходов их семей. В-третьих, стимулировать создание бесплатных школьных театральных кружков, поддерживать педагогов, готовых проводить такие занятия с детьми.

Будем продолжать работать над проектом.

Список используемых источников:

  1. Агапова И.А. Школьный театр. / И.А. Агапова, М.А. Давыдова М.: «Вако», 2006

  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л.: «Детская литература», 1986.

  3. Алянский Ю.Л. 10 книг о театре для детей – Композитор, 1993.

  4. Андрианова Г.Н. Из театрального прошлого. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1985. – 112 с.

  5. Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына -Сталинграда – Волгограда. – Волгоград: Изд-во «Универсал», 1991. – 192 с.

  6. Беспальцева, Г.И. Волгоградскому ТЮЗу – 50! : Abriss театра / /Предисл. В. Федоровой/.

  7. Библиотека русского фольклора. Народный театр. – М.: Советская Россиия, 1991. – 544 с. 1.

  8. О театре: Д/Э (детская энциклопедия): познавательный журнал ждя мальчиков и девочек. – 2008 - № 3.

  9. Развлечения: сцена, экран, актеры. Издательство: Росмэн, 1993.

  10. Раугул Е. Театр в чемодане. Издательство: Литера, 1998.

  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80.

  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бутафория#:~:text=Бутафо́рия%20(итал.%20buttafuoria)%20%20поддельные%2C,театральных%20спектаклях%20взамен%20настоящих%20вещей.

  13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Антрепренёр.

  14. https://www.teatr-benefis.ru/staty/drugoe/teatr-i-ego-rol-v-sovremennom-obshhestv/.

Приложение 1

Приложение 2

Результаты анкетирования

В анкетировании приняли участие 68 респондентов. Ниже приведены основные вопросы и ответы, полученные в ходе исследования.

24% отпрошенных предпочитают сходить в кино, еще 24% выбирают гаджеты, 19% отдают предпочтение спорту. Поход в театр - 0%.

При этом, большинство опрошенных ребят (42%) любят посещать театр, хотя ходят туда 1 раз в год и реже с учителем или родителями.

Опрошенные респонденты отметили, что больше любят смотреть интересующее их в интернете или посещать кинотеатры.

30 % опрошенных ребят начальной школы предпочитают поход в Театр юного зрителя.

Однако, большинство ребят не имеют любимого спектакля (63 %) и актеров (75 %).

Посещая театры большее количество опрошенных ребят (36 %) привыкли красиво одеваться, зная и соблюдая правила поведения в театре (43%).

Однако, опрошенные ребята предпочитают использовать гаджеты и не желают часто посещать театры.

Не смотря на то, что большинство интервьюированных не знают, что такое Пушкинская карта и как ее использовать, но при этом хотели бы ее иметь.

1 Андрианова Г.Н. Из театрального прошлого. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1985. – 112 с.

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/Антрепренёр

3 Андрианова Г.Н. Из театрального прошлого. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1985. – 112 с.

4 Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына -Сталинграда – Волгограда. – Волгоград: Изд-во «Универсл», 1991. – 192 с.

5 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80

6 Беспальцева, Г.И. Волгоградскому ТЮЗу – 50! : Abriss театра / /Предисл. В. Федоровой/.

7 Андрианова Г.Н. Из театрального прошлого. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1985. – 112 с.

8 Андрианова Г.Н. Из театрального прошлого. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1985. – 112 с.

9 Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына -Сталинграда – Волгограда. – Волгоград: Изд-во «Универсл», 1991. – 192 с.

10 Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына -Сталинграда – Волгограда. – Волгоград: Изд-во «Универсал», 1991. – 192 с.

11https://ru.wikipedia.org/wiki/Бутафория#:~:text=Бутафо́рия%20(итал.%20buttafuoria)%20%20поддельные%2C,театральных%20спектаклях%20взамен%20настоящих%20вещей

12 https://www.teatr-benefis.ru/staty/drugoe/teatr-i-ego-rol-v-sovremennom-obshhestv/

13 О театре: Д/Э (детская энциклопедия): познавательный журнал для мальчиков и девочек. – 2008 - № 3.

14 Библиотека русского фольклора. Народный театр. – М.: Советская Россиия, 1991. – 544 с. 1.

15 Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л.: «Детская литература», 1986.

16 Агапова И.А. Школьный театр. / И.А. Агапова, М.А. Давыдова М.: «Вако», 2006

17 Развлечения: сцена, экран, актеры. Издательство: Росмэн, 1993.

18 Раугул Е. Театр в чемодане. Издательство: Литера, 1998.

19 О театре: Д/Э (детская энциклопедия): познавательный журнал для мальчиков и девочек. – 2008 - № 3.

Просмотров работы: 3