СТАНИЦА ЭРИВАНСКАЯ – ЖЕМЧУЖИНА В ЛАДОНЯХ ГОР

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СТАНИЦА ЭРИВАНСКАЯ – ЖЕМЧУЖИНА В ЛАДОНЯХ ГОР

Вольных О.М. 1Стронская К.В. 1
1МБОУ СОШ 9
Фоменко А.М. 1
1МБОУ СОШ 9
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

Станица Эриванская является центром притяжения туристов со всего Краснодарского края, сюда переезжают на постоянное место жительства люди из разных уголков России, про нее пишут книги и называют её «жемчужиной в ладонях гор». И это действительно так. Широко раскинувшись своими улицами вдоль реки Абин и многочисленных ручьев, она ограничена двумя горными хребтами. Пеший маршрут по станице входит в реестр экскурсий и туров для людей старшего поколения Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края [1].

Достопримечательности щедро разбросаны на тропах путешественников в окрестностях станицы Эриванской. Нужен не один день, чтобы увидеть всю красоту гор с вершин Коцехура, посидеть с удочкой на берегу реки Абин, увидеть таинственные дольмены, надышаться кристально чистым горным воздухом [1].

Актуальность работы связана с необходимостью решения стоящей перед обществом в настоящее проблемой сохранения исторического, культурного и природного наследия. Пусть и на уровне сельского поселения, но, мы, молодежь, готовы приложить все необходимые усилия, чтобы выполнить эту важную для всего государства конституционную обязанность.

Цель работы: выяснить, какие достопримечательности имеются в ст. Эриванской, и какие действия необходимо предпринять для охраны культурного и исторического наследия станицы.

Задачи работы:

- провести анализ литературы по теме исследования,

- выяснить, какие достопримечательности расположены на территории Светлогорского сельского поселения,

- провести социологическое исследование и выявить, готовы ли учащиеся школы стать волонтёрами,

- оценить влияние загрязнения на достопримечательности исторического и природного наследия,

- разработать и заниматься развитием официального сайта ст. Эриванской.

Также одной из задач проделанной нами работы является также популяризация волонтерского движения подростков и молодежи среде в области экологии, сохранения культурных памятников и исторического наследия в Светлогорском сельском поселении.

Объект исследования: памятники культуры и природы ст. Эриванской.

Предмет исследования: методы, способы и направления работы по охране культурного, природного и исторического наследия поселения.

Гипотеза: природа, культурные объекты и исторические памятники в настоящее время находятся в зоне риска уничтожения или потери своей ценности, в связи с чем требуют от общества пристального внимания, направленного на сохранение, защиту и передачу этого богатства будущему поколению. Данная работа под силу не только взрослому поколению, но и молодежи, подросткам и младшим школьникам.

Методы исследования:

- анализ литературы по теме,

- аналитический,

- социально-значимый проект,

- анкетирование.

1.1 Природные достопримечательности

Настоящим украшением станицы Эриванской является гора Шизе – это высшая точка хребта Грузинка — 542 м. Расположена в Абинском районе в 5,5 км к северо-западу от станицы Эриванской. Вершинная часть, пологая, вытянута в субширотном общекавказском направлении. Вершина г. Шизе — Великолепная панорамная точка. На юге длинной цепью протягивается хребет Коцехур, на востоке — Папайская цепь с глав¬ной вершиной 819 м, г. Пшада — 741 м, хребет Дерби с вершиной г. Убин-Су — 879 м, трапециевидная г. Собер-Баш — 735 м. Внизу, на юго-востоке, видны дома станицы Эриванской [1].

В годы войны эти места стали ареной ожесточенных сражений. Линия обороны проходила по северному склону хребта Грузинка. Вершина —важнейший стратегический плацдарм — переходила то в одни то в другие руки. Осенью 1942 года, заняв вершину Шизе, фашисты установили на ней минометы и крупнокалиберные пулеметы [1].

С вершины прекрасно просматривается долина реки Абин, где находились тылы и коммуникации наших войск — станица Эриванская. Днем противник открывал прицельный огонь по каждому человеку, подводе, машине, а ночью велся обстрел по площадям. Станица горела в нескольких местах. Наше командование не могло мириться со сложившейся ситуацией, и был отдан приказ овладеть вершиной Шизе. 

В операции прияли участие регулярные части 216-й стрелковой дивизии, 83-й морской стрелковой бригады и партизаны Абинского отряда. С наступлением темноты, осторожно продвигаясь по глухим лесным тропам, партизаны выводили наших солдат и матросов на исходные позиции. Вершина была окружена и в коротком, но жестоком ночном бою была отбита.

Об этом напоминает ныне обелиск на вершине с табличкой: «Матросам, солдатам, партизанам, сбросившим 25-27 сентября 1942 года фашистов с горы Шизе. В год 35-й Великой Победы», установлен 5-метровый православный крест, частично покрытый сусальным золотом [1].

   

Каскадный водопад «Крыло Ангела» поистине уникальный памятник природы! Один из самых живописных Водопадов Кубани! Расположен на Северном склоне Главного Кавказского хребта, в Краснодарском крае, в Абинском районе, в окрестностях станицы Эриванской (120 км. от Краснодара, 100 км. от Анапы, 70 км от Новороссийска) [1].

   

Водопад венчает величественная скала. Водопад прозвали так из-за каменных борозд, похожих на следы огромных крыльев. Летом вода прогревается до температуры +15-17 градусов. Природные чаши и «джакузи» на каждом каскаде – прекрасная возможность искупаться взрослым и детям

Осенью и зимой водопад довольно полноводный. В любое время года зрелище вас ждёт впечатляющее.

Если остановиться на 13-м километре автомобильной дороги, идущей в станицу Эриванскую, или в 5 километрах к югу от хутора Эриванский то справа на склоне горного хребта в 750 метрах на запад можно найти скальный дольмен. 

Древние умельцы из цельной скалы высекли «лицо» дольмена, прорубили щель, отсекая свое таинственное сооружение от горы. Еще недавно все считали это место жертвенником, но археологи раскопали нанесённый годами грунт у подножия и увидели, что под землей прячется «лицо» дольмена с входом. Странные чувства вызывает это каменное чудо: одни видят в нем воплощение злых духов, другие – испытывают чувство радости и умиротворение [1].

Выше по склону стоит полуразрушенный дольмен с ложным порталом. Древние зодчие достигли высокого уровня мастерства, что позволило им высечь этот дольмен-корыто из цельного куска каменной глыбы. На стене – отверстие, закрытое каменной пробкой. Но это – ложный портал. Настоящий вход в сооружение находится другой стороны. Можно предположить, что древние строители хотели обмануть злых духов и не допустить их в свое святилище.

Дольмены являются современниками египетских пирамид, возраст которых насчитывает до 4,5 тысячи лет.

По пути из станицы Эриванской в станицу Шапсугсую между малым хребтом Грузинки и Коцехутром вдоль реки Абин всегда много туристов, грибников, любителей природы. Самое популярное на этом направлении для туристов место – сосновая роща, около которой прячется Священный родник [1].

Священный родник находится в районе щели Плеханова. Мачтовые сосны свечками устремились к небу, на зеленых полянах – заросли целебных трав. Под плакучей ивой бьет животворный Священный родник. Здесь есть оборудованное место для привала. На большой поляне – разнотравье: душица, клевер, тысячелистник, мята, девясил, которые можно собирать для домашней аптеки [1].

Через все горы, пересекая Абинский район с юга на север течет река Абин, давшая название городу Абинску. Река Абин начинается с ручейка на склонах Западного Кавказа на высоте 80 метров, бежит, прыгая с камня на камень. Вырываясь из теснин многочисленных балок и щелей, она выходит в долину между гор [1]. 

Её течение становится спокойным, волны перекатываются через многочисленные пороги, останавливаясь в ямах, где прячется голавль. Долина неширока, и Абин затейливо Мы любим нашу малую родину и приглашаем всех: побывать у нас в гостях, удивиться необычайной красоте гор и рек, познакомиться с историей нашей земли, уходящей на многие тысячелетия в глубь времен, познать культуру, обычаи и традиции коренных жителей – кубанских казаков и просто отдохнуть от городской суеты в уникальном месте.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 7-11 КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ СТАНИЦЫ ЭРИВАНСКОЙ

С целью исследования уровня знаний учащихся МБОУ СОШ 9 с. Светлогорское МО Абинский район достопримечательностей ст. Эриванской, их исторического значения, местоположения, культурного значения. Было проведено анкетирование среди учащихся 7-11 классов. В анкетировании приняло участие 38 человек. Анкета включала в себя 9 вопросов с выбором одного или нескольких правильных ответов (см. Приложение 1). Вопросы анкеты были составлены с учётом уровня знаний учащихся 7-11 классов. Результаты анкетирования представлены ниже.

Таблица 1. Ответы учащихся на вопрос «Готовы ли вы стать волонтерами?»

 
  1. да

  1. нет

  1. затрудняюсь ответить

  1. другое

7 класс

6

4

2

1

8 класс

2

3

4

0

9 класс

2

3

6

0

10-11 класс

2

1

1

0

Итого

12

11

13

1

Рисунок 1. Ответы учащихся на вопрос «Готовы ли вы стать волонтерами?»

По итогам опроса, большая часть опрошенных выбрали вариант «затрудняюсь ответить» на поставленный вопрос «Готовы ли вы стать волонтерами?». Это свидетельствует о том, что большая часть опрошенных не понимает значение слова волонтёрство или не хочет делать так, чтобы будущие поколение жило на экологически чистой планете.

Таблица 2. Ответы учащихся на вопрос «Если ваш ответ да, то укажите причины…?»

 

1) мне это нравиться

2) это полезно для природы и общества

3) это является дополнительными баллами для поступления в ВУЗ

4) это связано с моей будущей профессией

7 класс

3

2

4

1

8 класс

1

1

1

0

9 класс

2

1

2

0

10-11 класс

1

2

1

0

Итого

7

6

8

1

Рисунок 2. Ответы учащихся на вопрос «Если ваш ответ да, то укажите причины…?»

На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод, что большая часть опрошенных, считает, что волонтёрство поможет дополнительными баллами при поступлении в ВУЗ. Это говорит о том, что нынешнее поколение заботится о своём будущем образовании.

Таблица 3. Ответы учащихся на вопрос «Участвовали ли, вы в волонтерском…»

 
  1. да

  1. нет

  1. скорее да, чем нет

  1. скорее нет, чем да

7 класс

5

5

2

1

8 класс

2

3

4

0

9 класс

4

2

3

2

10-11 класс

1

2

0

1

Итого

12

12

9

4

Рисунок 3. Ответы учащихся на вопрос «Участвовали ли, вы в волонтерском…»

На основании данных таблицы 3 можно сделать вывод, что только 32% опрошенных участвовали в волонтерском движении до 2023г.Это свидетельствует о том что 1/3 опрошенных думает о том, чтобы защитить экологию нашей малой родины. Это дает нам понять, что в скором будущем мы сможем преодолеть экологический кризис на нашей малой родине.

Таблица 4. Ответы учащихся на вопрос «Сколько памятников находиться в ст. Эриванской?»

 
  1. 5

  1. 10

  1. не более 15

  1. 16

7 класс

8

2

3

0

8 класс

4

3

2

0

9 класс

5

2

4

0

10-11 класс

3

0

0

1

Итого

20

7

9

1

Рисунок 4. Ответы учащихся на вопрос «Сколько памятников находиться в ст. Эриванской?»

На основании данных таблицы 4 можно сделать вывод, что большинство опрошенных знает всего о 5 достопримечательностях ст.Эриванской. Это показывает нам, что большая часть опрошенных не знает сколько всего достопримечательностей в ст. Эриванской.

Таблица 5. Ответы учащихся на вопрос «Какой из перечисленных памятников вам больше всего знаком?»

 

1)Храм Преподобного Сергея Радонежского

2)Гора Шизе

3) Музей «Казачье подворье»

4) Город дольменов

7 класс

1

8

1

5

8 класс

0

7

0

1

9 класс

0

11

0

1

10-11 класс

0

4

0

1

Итого

1

30

1

8

Рисунок 5. Ответы учащихся на вопрос «Какой из перечисленных памятников вам больше всего знаком?»

На основании данных таблицы 5 можно сделать вывод, что большая часть опрошенных знают лучше всего достопримечательность природного и исторического наследия «Гора Шизе».

Таблица 6. Ответы учащихся на вопрос «В каком году основали ст. Эриванскую?»

 

1) 1879

2) 1907

3) 1863

4)затрудняюсь ответить

7 класс

2

1

5

5

8 класс

1

1

1

6

9 класс

3

5

0

3

10-11 класс

0

0

3

1

Итого

6

7

9

15

Рисунок 6. Ответы учащихся на вопрос «В каком году основали ст. Эриванскую?»

На основании данных таблицы 6 можно сделать вывод, что большая часть опрошенных ответила на заданный вопрос, одним из вариантов ответа «понятия не имею». Это показывает нам, что большее количество людей не имеют знания об основании своей малой родины.

Таблица 7. Ответы учащихся на вопрос «Хотели бы вы побывать на экскурсии в ст. Эриванской?»

 
  1. да

2) нет

3) не люблю такие мероприятия

4) затрудняюсь ответить

7 класс

9

2

1

1

8 класс

4

3

0

2

9 класс

5

2

2

2

10-11 класс

0

2

1

1

Итого

18

9

4

6

Рисунок 7. Ответы учащихся на вопрос «Хотели бы вы побывать на экскурсии в ст. Эриванской?»

На основании данных таблицы 7 можно сделать вывод, что большая часть опрошенных, хотели бы побывать на экскурсии ст. Эриванской. Это говорит нам о том, что нашему поколению интересны данные мероприятия, связанные с достопримечательностями своей малой родины.

Таблица 8. Ответы учащихся на вопрос «Если да, то на каких из перечисленных памятников ст. Эриванской»

 

1) Гора Шизе

  1. Музей «Казачье подворье»

3) Город дольменов

4) Храм Преподобного Сергея Радонежского

7 класс

5

0

2

3

8 класс

6

0

2

0

9 класс

7

0

4

1

10-11 класс

3

0

0

1

Итого

21

0

8

5

Рисунок 8. Ответы учащихся на вопрос «Если да, то на каких из перечисленных памятников ст. Эриванской»

На основании данных таблицы 8 можно сделать вывод, что большинство опрошенных 21 человека хотели бы побывать на экскурсии по горе шизе.

Таблица 9. Ответы учащихся на вопрос «Волонтер должен быть»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7 класс

8

9

4

0

10

3

1

9

0

8 класс

7

4

2

1

6

1

1

2

1

9 класс

7

3

4

2

10

1

1

6

0

10-11 класс

0

3

1

2

2

0

1

3

0

Итого

22

19

11

5

28

5

4

20

1

На основании данных таблицы 9 можно сделать вывод, что большая часть опрошенных, считает, что волонтер должен быть ответственным.

Одной из задач проделанной нами работы является также популяризация волонтерского движения подростков и молодежи среде в области экологии, сохранения культурных памятников и исторического наследия в Светлогорском сельском поселении.

Руководители волонтерской деятельности – учащиеся 11 класса МБОУ СОШ 9 Вольных Олег и Стронская Каролина.

Участники движения - учащиеся МБОУ СОШ 9 (с. Светлогорское) и МКОУ ООШ 39 (ст. Эриванская).

Основные направления деятельности волонтерского движения: уборка территорий и поддержание видов объектов исторического и культурного наследия, транслирование информации через сеть интернет (в первую очередь, социальные группы и официальный сайт (см. Приложение 2).

Перспективы проекта – социальное волонтерство (помощь пенсионерам, детям войны).

Преемственность работы над реализацией проекта: Вольных Олег, после окончания 11 класса, с целью сохранения идеи реализации проекта оставляет за собой функции наставника, а руководство проекта передает следующему лидеру МБОУ СОШ 9.

С целью распространения информации о достопримечательностях ст. Эриванской был разработан официальный сайт, расположенный по адресу

https://xn--80aaexmrrm6h2a.xn--p1ai/. В приложении 2 расположен QR-код, использую который можно перейти на данный сайт и изучить размещенную там информацию.

Информация на сайте систематически обновляется и редактируется. Данной работай занимается руководитель волонтерского движения Вольных Олег Максимович.

Таким образом, проведенная работа (социологический опрос, организация волонтерской деятельности, работа над сайтом) показала заинтересованность подростков в сохранении природного, культурного и исторического наследия своей малой Родины. Для реализации поставленных задач был разработан план мероприятий на этот 2024 год:

  1. к 9 маю провести уборку исторического памятка «Гора Шизе», а также организовать поздравление детей войны,

  2. очистить озеро с. Светлогорское в течении 3-х недель с 17.01.2024,

  3. организовать уборку территории школы к весенним каникулам,

  4. к лету организовать экскурсию по достопримечательностям ст. Эриванской,

  5. провести субботник по уборке парка в ст. Эриванской в преддверии летнего сезона, и следить за чистотой в течение всего года,

  6. оказать помощь в подготовке к мероприятию «День Победы»,

  7. провести мероприятия, направленные на осуществление патриотического воспитания школьников.

Заключение

Станица Эриванская богата достопримечательностями и памятниками культуры. Необходимость решения проблемы сохранения исторического, культурного и природного наследия остро стоит в настоящее время перед обществом. Привлечение подростков и молодежи к волонтерской деятельности является актуальным направлением работы в направлении сохранения культурных и природных ценностей.

С целью исследования уровня знаний учащихся МБОУ СОШ 9 с. Светлогорское МО Абинский район достопримечательностей ст. Эриванской, их исторического значения, местоположения, культурного значения. Было проведено анкетирование среди учащихся 7-11 классов. В анкетировании приняло участие 38 человек. Анкета включала в себя 9 вопросов с выбором одного или нескольких правильных ответов (см. Приложение 1). Вопросы анкеты были составлены с учётом уровня знаний учащихся 7-11 классов. Результаты анкетирования представлены ниже.

В рамках проекта было осуществлено:

- проведен анализ литературы по теме исследования,

- изучены достопримечательности, расположенные на территории Светлогорского сельского поселения,

- проведено социологическое исследование и выявлена готовность учащихся школы стать волонтёрами,

- оценено влияние загрязнения на достопримечательности исторического и природного наследия,

- разработан официального сайта ст. Эриванской и реализуется работа над его развитием.

Одной из задач проделанной нами работы является также популяризация волонтерского движения подростков и молодежи среде в области экологии, сохранения культурных памятников и исторического наследия в Светлогорском сельском поселении.

Основные направления деятельности волонтерского движения: уборка территорий и поддержание видов объектов исторического и культурного наследия, транслирование информации через сеть интернет (в первую очередь, социальные группы и официальный сайт.

Цель работы достигнута, поставленные задачи решены.

Список использованной литературы

  1. https://xn--80aaexmrrm6h2a.xn--p1ai/ - официальный сайт ст. Эриванской (дата последнего обращения 20.01.2024).

  2. https://dzen.ru/a/X5lh5dIDVBq91XLy?experiment=942751 – статья «Станица Эриванская-переезд в Краснодарский край. Горы. Здесь хорошо отдыхать, а жить лучше в Краснодаре», 29.10.2020 (дата последнего обращения 18.01.2024).

Просмотров работы: 130