ВВЕДЕНИЕ
В 2021 году готовясь ко дню Победы, моя прабабушка Манзурова Любовь Нифонтовна рассказала мне историю моего прапрадеда Пахомова Нифонта Емельяновича. Она рассказала, что после войны он лежал в госпитале где сейчас находится наша школа, мне стало очень интересно, а где и что было раньше? Как шло строительство, и как преобразился наш город?
Цель работы - изучить историю города, узнать и рассказать своим сверстникам о городе Улан-Удэ.
Задачи работы:
узнать какие важные обьекты были в городе, о жителей, населяющих Верхнеудинск;
выяснить какие медицинские услуги оказывали, как велось обучение,
найти информацию, изучить литературу.
Методы исследования: сравнение, анализ
Значимость работы: моя работа позволит найти много нового и интересного. Я считаю, что мы должны больше знать о своем городе и любить его.
Мой город - это мои маленькие открытия. Важно быть счастливым там, где ты живешь. Выбранная мной тема актуальна потому что, изучение своей малой Родины не только интересно и познавательно, но и очень важно. Ведь здесь жили наши предки и наша жизнь связанна с этим удивительным город
ГЛАВА 1
Верхнеудинск –древний город России
Здания, сооружения и события в Верхнеудинске 1870-1880 гг.
Город Улан-Удэ, носивший несколько веков имя Верхнеудинск, миновал свое 350-летие. Основанный в XVII веке руcскими служилыми царевыми людьми Осипом Васильевым и Гаврилой Лонцовым, он со временем превратился в один из крупнейших городов Сибири.
На Троицкой улице (Куйбышева улица) находилось здание городской больницы, окрашенное по-тогдашнему в традиционный жёлтый цвет, с заброшенными решёткой пятью окнами по улице в нижнем этаже. Здесь помещались две палаты для арестантов, так как тюрьма своей больницы не имела.
Были еще два каменных дома: один на Соборной площади (улица Линховоина) – Мордовского и другой на Соборной улице – Фролова. Вот и все каменные постройки Верхнеудинска.
Против Троицкой (Куйбышевой) улицы находилась Троицкая Церковь со старинным кладбищем1, обнесенным деревянными балясинами, вделанными в ограду кирпичной кладки. Церковь была небольшая с двумя зимними приделами и летним
По мимо Троицкой церкви в городе имелись еще две: Собор и Спасская (Приложение1). В Соборе был устроен антирелигиозный музей, а последнюю в Советское время разобрали, материал использовали на стройки.
Город страдал отсутствием зелени: ни садов, ни бульваров. Единственный садик с цветником только на Базарной улице. Городская управа пыталась разводить сады, но ничего не выходило. А так садик с цветником поливали две пожарные машины, но рост не давал и потихоньку садик засыхал. Сейчас наш город цветет, много зелени.
Реки, омывающие город, по характеру своему разнятся. Полноводная Селенга течет издалека, с гор и степей Монголии. Течение ее величаво, спокойно, и только половодье реки яростно бушует и рвет берега.
Жители предпочитали пользоваться водой из Уды, потому что доступ к ней был удобным. В ближайших к Мокрослободской (Балтахинова) и Закалтусной (Профсоюзная) улицам вода бывала желтого цвета и солоновато-горькая на вкус, непригодная к употреблению. Причина объяснялась так: там где пролегали эти улицы , была, по преданию, старица2 Уды, превратившаяся потом в болото.
Уда берет свое начало в болотцах на Яблоновском хребте, около станции Верхнеудинской, верстах в четырехста от города по бывшему Сибирскому тракту. Носит Уда характер горной реки.
На Соборной площади (ул. Линховоина) городская управа оборудовала колодец с помпою, дававший прекрасную воду, профильтрованную через песок из Уды.
Зимой во льду делалась длинная прорубь и над нею ставился легкий досчатый балаган с железною печкою для обогревания.
Переправ на реке было две: на Уде и на Селенге. На Уде ходил карбас, связывавший город с его предместьем Заудой (Приложение 2), казачьим поселком, управлявшимся станичным правлением со станичным атаманом во главе. Переправа через Селенгу находилась верстах в полутора от города, по Московскому тракту. Переправа через Селенгу совершалась на плашкоуте, сооружений, кажущемся в настоящее время архаическим и, несомненно, отходящим в область преданий.
С наступлением весеннего тепла впредь до первых осенних заморозков город охранялся по ночам околоточным караулом, который ежегодно организовывала городская управа. В караул посылались нередко и подростки.
Как то, в конце 80-х гг., на ярмарке был убит приезжий купец Бабуев, - так это единственное убийство, оставшееся загадочным и нераскрытым, так взволновало общественность, что разговору о нем было на несколько лет.
В городе существовало три базара. На центральной площади – хлебный базар, на выезде из города по Троицкой (Куйбышевой) улице – мясной и рыбный базар, а на Сенной площади (Свердлова улица) (Приложение3), в углу, при слиянии рек, торговали сеном, дегтем, граблями, вилами, лопатами и прочим.
Летом в 1878 года Верхнеудинск почти наполовину выгорел. Пожар начался в жаркий день, часа в два с сеновала в усадьбе Самсоновича (угол Большой (ул. Ленина) и Базарной (Кирова) улиц) при безветренной погоде, но, когда пламя достигнуто наивысшего напряжения, поднялась внезапно буря, и пламя тотчас же перекинулось на соседние постройки. Всю ночь бушевал пожар и кровянил жутким заревом небо и землю. К утру ветер затих. Пламя, как будто насытившись и устав, стало ослабевать. Явилась возможность оказать ему сопротивление. Пожар «слизнул» все постройки от Базарной (Кирова) улицы до Уды и от Собора до Спасской церкви. Уничтожены были кварталы между Большой (Ленина) улицей и Лосевской (Коммунистическая), начиная от Базарной площади (площадь Революции) вплоть до Набережной Уды. Не сгорел только дом купца Фролова (с колоннами) и прилегающие к нему каменные лавки. Кварталы между Троицкой (Куйбышева) и Соборной (Линховоина) уцелели. Не сгорел и Собор, а также и один небольшой в три окошка деревянный домик, оказавшийся под защитой церкви. Как чудо стоял он среди полного разрушения. Как раз во время пожара городу угрожала еще и одна беда – наводнение. Вода в Селенге поднялась в уровень с дамбой, и боялись, что она вот-вот хлынет в город. Обе переправы на реках были сняты. Наводнение все же не случилось, - вода пошла на убыль.
В 90-х годах, когда Верхнеудинск с проведением железной дороги начал застраиваться и жить более полной жизнью, городская дума как-то на одном из своих заседаний «глубокомысленно» обсуждал вопрос, дать ли сто рублей на составление фотографического альбома видов города, что предлагал сделать хороший фотограф-любитель3, но «прижимистые отцы города» отклонили эту «затею».
В Верхнеудинске в 70-80 гг. преобладало русское население, но было немало и евреев и несколько татарских семейств, проживали здесь поляки-повстанцы, отбывавшие ссылку за польское восстание. Бурят в городе почти не проживало, за исключением нескольких учеников уездного училища да двух-трех писарей, работавших в правительственных учреждениях.
Буряты славились своим каллиграфическим почерком. У евреев была скромная синагога и хедер-еврейская религиозная школа для мальчиков. По сословиям и роду деятельности жители распределялись на мещан (основная масса), чиновников, военных, купцов и мелких торговцев, ремесленников и казаков. Рабочего класса, как такового, не существовало, ибо не было в городе ни фабрик, ни заводов. Но батрачество в виде домашней прислуги, подмастерьев и прочих имело. В хозяйственном отношении город в начале 70-х гг. управлялся ратушей, помещавшейся в доме на углу Базарной и Мокрослободской (Балтахинова) улиц. Ратуша как-то ночью сгорела со всеми своими делами и бумагами. Уподобится фениксу, возникшему из пепла, ей не пришлось – сменила ее городская дума с ее исполнительным органом – городской управой. Во главе думы и управы стоял городской голова, который общим собранием думы избирался на четыре года, так же, как и три члена управы и секретарь. Кандидатуры в головы (из гласных) намечались записками.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
2.1 Пожарная служба, школы и врачевание
Пожарная городская команда не столько тушила пожары, случавшиеся редко, сколько служила развлечением и забавой для властей. Впрочем, была как-то и полоса частых пожаров, причины которой остались невыясненными. Такие же пожары прошли и по России.
Пожарный гараж помещался на том же самом месте, где и теперь, но до большого пожара города был деревянный, а уже после него построили каменный. В пожарном депо имелись две машины (качали людьми, больше добровольцами-любителями из глазеющей толпы), три-четыре бочки и дроги с лестницами и баграми. В машины и дроги закладывались тройки лошадей, в бочки – пары. Когда пожарная команда под тревожный звон набата, под заливной гомон собственных колокольцов неслась в тучах пыли по улицам на пожар, сверкая медными касками, она являла эффектное зрелище. Водовозы и домохозяева, имевшие бочки и лошадь, обязаны были помогать при тушении пожаров подвозкой воды.
Школы и врачевание
В школах преподавались детям, только начало некоторых наук. Приходится отметить, что особенно усиленно насаждалась религия, как оплот царизма, и преподаванию так называемого «Закона божия» отводилось среди других предметов предпочтительное место – до 5-6 уроков в неделю. Преподавателями являлись священнослужители христианского культа.
Август Иванович Миллер не был учителем, а оказался им случайно. Он был просто ссылно-поселенец, но за что сослан не известно.
Лечебное дело оставляло желать лучшего. Ведь в городе было всего два врача: уездный (полицейский), он же нес таковые обязанности по городу. Второй врач был военный, он же несколько лет заведовал и городской больницею4 .
В деле врачевания верхнеудинцев немалую роль играл и цирюльник, тот самый, что окривел из-за самодурства начальнической особы. Он направо и налево прикидывал кровососные банки, являвшиеся в те времена излюбленным средством обывателя «очищать дурную кровь», имелись так же в запасе пиявки. О больнице того времени мало что, можно сказать. Население боялось больницы. Санитарный надзор по городу совсем отсутствовал, если не считать, что это сложное и ответственное дело выполнял до некоторой степени по своему умению, разумению и своеобразно полицейский надзиратель.
Немалую роль в лечении горожан играли ламы. Большой славой, как целитель, пользовался лама Шалотайского дацана Шойнзон Урельтуевич Урельтуев, в последствии – бандидо-хамба-лама главного Гусиноозерского дацана. Лечили ламы исключительно высушенными травами, превращенными в порошок, лекарства возили в вожаном из мягкой желтой кожи мешке.
В настоящее время в городе есть дацаны, центр восточной медицины, где лечат традиционными методами диагностики.
В школах прививки производили так: прививали вакцину десятку ребят, и когда у них созревали пустулы, то содержимое их прививали другим детям, не считаясь тем, что таким образом был риск внести какую-нибудь от непроверенного ребенка инфекцию. В таком весьма печальном состоянии находилась лечебная помощь населению в старом Верхнеудинске.
Аптека была одна, помещалась в маленьком домике против Собора. В большой пожар в 1878 г. аптека сгорела, и аптечное дело город взял в свои руки. Первое время после пожара аптека помещалась в маленьком в два окна флигелечке при больнице (ныне не существует). Потом ее перевели на Соборную улицу. В дальнейшем в этом доме поместилась Дума с управою, а аптека устроилась в доме Лосева (угол Лосевской (Коммунистической) и Базарной (Кирова)).
Так же в доме Лосева торговали китайцы, у них имелась своя китайская кухня, где повар китаец изготовлял своеобразные блюда. У наших китайцев парадных обедов не устраивалось, а кяхтинские купцы часто заказывали такие обеды в Маймачине (соседний с Кяхтой китайский городок), как для себя, так и для каких-нибудь заезжих почетных гостей. Угощали на этих обедах всякими диковинкам. Особенно вкусно зажаривали поросят – свое любимое блюдо.
В конце 1880 появился первый велосипед, и не на пневматической дутой шине, а на массивной резиновой. Отмечу еще некоторые бытовые факты. Появление первого рояла должно быть отнесено к середине 80-х гг. швейная машина, ручная «Зингер», с чугунным остовом и на ножках, без постамента и футляра появилась в середине 70-х гг. не существовало только мясорубок. Мясо рубили в деревянных корытцах полукруглыми ножами с приделанными к ним деревянными ручками - «сечками». Писчими металлическими перьями и карандашами пользовались уже широко. Пчел в крае не водилось. Мед завозили из Томска. Первая пасека с двумя-тремя ульями была оборудована много позднее священником, и с той поры начался быстрый рост пчеловодства.
Первая воскресная школа для бесплатного обучения грамотности взрослых появилась в 1904 году, инспектором народных училищ Окунцовым, но просуществовала недолго. В 1905 году началась революция и Окунцов был арестован, и школа прекратила свое существование. Вновь она была восстановлена в 1908 году учительницей Е.А. Танской, которая вместе со своей сотрудницей бесплатно повели это дело.
В 1934 году Верхнеудинск переименовали в Улан-Удэ, а сам город стал неузнаваемым: раскинулся на большой площади, благоустроился. Насчитывает много тысяч населения. Появилось много двухэтажных и трёхэтажных каменных домов, на горе красуется грандиозное здание оперы и балета; улицы покрылись асфальтированными и булыжными мостовыми, город озеленился; нарядная толпа наполняет панели, ходят автобусы, бегают автомобили, такси, шмыгают мотоциклы, велосипеды; существует водопровод; движение регулируют милиционеры; исчезли на реках первобытные переправы; вместо них перекинули постоянные мосты; там, где когда то шумели сосны, расположились мощные заводы: паровозовагонный, механлит, стеклодетальный, мелькомбинат, мясокомбинат, суконная фабрика и прочее. Неизмеримо далеко ушла вперёд настоящая культурная жизнь города от прежней! В городе появилось несколько высших учебных заведений, много прекрасно оборудованных школ, обязательно на то время семиклассное обучение для всех детей; несколько больниц и амбулаторий, оказывающих населению квалифицированную медицинскую помощь; два театра – оперы и драмы; филармония, музыкальные школы, кино, масса клубов, организация спорта.
Первый толчок к росту и развитию города дала железная дорога. С проведением ее в Сибирь.
Прекрасная, но дикая в его окрестностях природа уступила место культуре и технике, полезным для человечества, которое ее облагородило.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я изучила факты из истории города который назывался Верхнеудинск, а сейчас вся наша большая страна знает, как красивый и замечательный город Улан-Удэ. А помогли мне в этом литература, моя мама – Плюснина Ирина Владимировна, которая провела мне экскурсию по центру города, где мы рассмотрели еще сохранившие свой старинный образ дома и моя учительница Аюшеева Бэла Бадмаевна, которая давала мне ценные рекомендации и управляла ходом моей работы.
А в заключение я хочу предложить своим одноклассникам посетить наши интересные музеи.
Слава города, его история – это заслуга жителей, которые это чтят, благоустраивая и украшая его.
Мне понравилось работать над данной темой, так как я узнала много нового и интересного о своем любимом городе.
ЛИТЕРАТУРА
М.А. Танский книга «Верхнеудинск Улан-Удэ» изд. Улан-Удэ, 2016г
Улан-Удэ-древний город России. К 135 летию Верхнеудинской городской Думы. Самоуправление: время, события, люди. Изд-во «ОАО Республиканская типография»,2010.-160с.:ил
Любовь моя –Улан –Удэ. Изобразительное искусство и позия.- Москва: Изд-во Принтлето,2016-144 с.:цв.ил
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
А.И. Батуров/Улица Свердлова/2007/ Темпера, гуашь/55х72 /С.а
1 Каменная церковь была построена на месте старой деревянной в 1809 г.
2 Старое русло реки
3 Николай Николаевич Бурлаков - фотограф-любитель, верхнеудинский учитель, асессор
4 Создана в 1869 году на средства города