В поисках утраченного

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В поисках утраченного

Казанцев А.С. 1
1МБОУ г. Иркутска СОШ № 1
Демьянович И.В. 1
1МБОУ г. Иркутска СОШ № 1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Фотография – это возможность сохранить мгновения жизни. Это память, которая позволяет сохранить воспоминания о прошедших годах и событиях.

Проблема исследования. В наш век современных технологий бумажная фотография исчезает из нашей жизни, приоритетом является использование изображений на электронных носителях. Буквально совсем недавно, на рубеже веков, бумажная фотография была широко распространена в нашем обществе. В каждой семье имеются альбомы, хранящие снимки на бумажной основе, но их становится всё меньше и важно их сохранять.

Что же собой представляют фотографии прошлого? Чёрно-белые, наклеенные на твёрдую основу, пожелтевшие от времени, с потрёпанными краями, они бережно хранятся в фотоальбомах и передаются из поколения в поколение.

Держа в руках пожелтевший снимок, появляется возможность «прочесть» его и узнать детали, которые могут рассказать о людях, мгновения жизни которых запечатлены фотографом, об их образе жизни, профессии, родственных связях, социальном положении. Это становится возможным благодаря характерным деталям, чертам, которыми обладает фотографический снимок, таким как: период, в который он был сделан, мастерская и фотограф, его создавший, а также оформление, присущее каждой конкретной фотографии.

Когда я был младше лет на пять, моя мама принесла домой необычный альбом с фотографиями. Я заинтересовался данным альбомом. Однако, в силу своего возраста, я не придал должного внимания их изучению.

Прошло немало времени, когда я снова взял в руки старинный альбом. На этот раз у меня в голове возникло много вопросов, с которыми я обратился к своей маме. Откуда данный альбом? Кто эти люди, изображённые на фотографиях? В какой период времени были сделаны эти фотографии и где? Почему такое разительное отличие от современных фотографий, а также от фотографий из нашего семейного архива?

Из всех многочисленных вопросов я получил ответ лишь на первый и узнал, где был найден данный фотоальбом. Оказалось, когда мы раньше жили в другом доме, моя мама нашла его в старой кладовке. Она пыталась узнать у соседей, кому же он принадлежит. Так и не выяснив, кто является его владельцем, решила сохранить этот альбом.

Понимая всю значимость и ценность сохранения таких старинных семейных реликвий, я решил найти потомков тех людей, которые изображены на фотографиях, для того, чтобы помочь этим фотографиям вернуться в родную семью и восстановить утерянный пробел в большой семейной истории.

Для этого мне необходимо было выяснить, какие люди на них запечатлены, попробовать установить их имена, а также имена их потомков, для того чтобы возвратить эти фотографии тем, у кого они должны храниться. Поэтому я решил исследовать сами фотографии, в результате чего и была создана эта работа.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что старинные фотографии помогают исследователям восстановить многие исторические детали того времени, воссоздать образ жизни и уклад.

Объект: старинные фотографии.

Предмет: люди, изображенные на фотографиях.

Цель: доказать на примере нескольких фотографических снимков, что старинная фотография может быть источником познания фактов и событий прошлого.

Задачи:

  1. Изучить историю появления фотографии в мире, в России, в городе Иркутске;

  2. Установить по изображённым на фотографиях людям их род занятий, образ жизни, постараться установить факт родства между ними и, возможно, их связь с историей города Иркутска;

  3. Установить, в какой период времени и где сделаны данные фотографии;

  4. Провести анализ отличительных признаков фотографических карточек.

Методы исследования: статистический, сравнительный, исторический, логический, социологический.

Гипотеза исследования: возможно ли в результате изучения старинной фотографии установить период её создания, получить сведения о людях, изображённых на снимках.

Теоретическую основу исследования составили труды в области изучения фотографии и истории, к имеющимся проблемам обращались такие авторы как В.К. Мирович, С.И. Медведев, Р.Г. Берестенёв.

Данная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.

Личный вклад автора в решение избранной проблемы прослеживается на всех этапах проведённого исследования и заключается как в постановке целей и задач, так и в их решении. Автором проведена серьёзная работа по систематизации и анализу полученных сведений, что в свою очередь позволило достичь поставленной цели.

Практическая значимость работы состоит в том, что теоретическая часть работы может быть использована педагогами на уроках краеведения, посвящённых истории возникновения и развития фотографии в Иркутской губернии.

Глава 1. История создания фотографии

    1. История появления фотографии в мире

Впервые изображение было зафиксировано без участия художника в 1822 году французом М. Ньепсом. Съёмка только одного кадра длилась несколько часов при солнечном ярком освещении и носила очень утомительный характер.

За время своей деятельности Ньепс искал совершенные способы для фиксации изображений с помощью света, им разрабатывался и усовершенствовался как химический процесс изготовления, так и технологический.

В 1837 году его ученик Дагер разработал дагерротип – это способ закрепления фотоизображения на серебряной пластинке, обработанной парами йода. Качество изображения было очень высоким. Серебряные пластины устанавливали в камеру-обскуру и открывали объектив. Под действием солнечных лучей в слое серебра получалось едва заметное изображение, после этого пластину вынимали из камеры и обрабатывали парами ртути или йода. Но в этом случае был один большой минус, в результате длительного процесса получали только один экземпляр снимка, копию с которого было невозможно сделать.

В 1838 году Дагер сообщил: «Я окрестил мой процесс так: «дагерротип». Солнечные лучи, проходя через собирательные линзы в тёмную камеру, передают изображение на металлическую дощечку». Дагерротипию признали и приняли многие художники мира.

Однако, увлечение дагерротипией было доступно только богатым людям, которые выписывали дагерротипные аппараты из Парижа. Процесс изготовления даггеротипов был очень трудоёмким.

У истоков фотографии стоял и англичанин Фокс Уильям Талбот, который предложил иной, в отличие от Дагера, способ сохранения информации, своё изобретение он назвал калотипия. Изображение получалось в камере-обскуре на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором. Калотипия дала основу современной фотографии.

В итоге в 1839 году в Париже на заседании в Академии наук было объявлено об изобретении нового процесса воспроизведения изображения.

Таким образом, можно сделать вывод, что изобретение и становление фотографии в мире дало большой толчок к развитию запечатления информации и искусства. Ещё с давних времен учёные ломали головы над загадкой, как остановить мгновение. И только в 1839 году получилось, казалось бы, невозможное, был изобретён первый способ фотографирования, который в последующем совершил настоящую революцию и способствовал развитию искусства фотографирования в мире.

    1. История появления фотографии в России

История фотографии в России началась в 1839 году, когда И. Гамель отправился в Англию для изучения процесса создания фотографии. И уже в 1840 году он открывает первый в России «художественный кабинет».

После изобретения фотографии в мире, очень быстрыми темпами она пришла и в Россию. В ряды первых мастеров фотографии вошло и имя Алексея Грекова, который открыл первое в России заведение для фотосъемки в 1840 году. В то время помещения для фотографии делались очень светлыми, с большими окнами, порой со стеклянными стенами или потолками. Всё это позволяло делать портреты разных размеров: от очень маленьких до очень больших. А. Греков пришел к выводу, что дагерротипный способ существенно урезает возможности фотографов, потому что он ненадежен и дорог. А. Греков в своей фотографии использовал пластинки не из серебра, а из более доступных материалов, таких как латунь и медь. Это упростило процесс фотографирования, и дагерротипия стала более доступной.

Первые фотосалоны в России отличались тем, что в качестве обязательного атрибута для фотосессии являлся металлический держатель для головы, который устанавливался позади фотографируемых.

Искусство фотографии стремительно развивалось не только в крупных городах Российской империи, но и в других регионах. В 1843 году в Россию прибыли на заработки два французских литографа – Давиньон и Фоконье, которые открыли первое дагерротипное заведение в Москве. Позднее фотограф начал путешествовать по России, перевозя с собой громоздкие камеры-обскуры. Он посещал сибирские города, в том числе и Иркутск.

В 1845 году Российскую империю облетела новость о том, что в Санкт-Петербурге, близ Исаакиевского моста, появился домик с надписью «камера-обскура». Войдя туда, человек мог увидеть подвижную панораму Петербурга. Камера-обскура Санкт-Петербурга явилась прообразом первых фотокамер и совершила революцию в фотографии Российской империи.

Фотографии тех лет имеют определённые размеры. Самыми популярными были «визит-портреты» традиционного размера бумажных визиток (6,5 см на 10, 5 см). Также пользовались спросом «кабинет-портреты», появившиеся спустя десять лет. Их размер был 10,5 см на 16,5 см. «Визит-портреты» чаще всего дарили родным, друзьям, знакомым. А вот «кабинет-портреты» служили больше для украшения дома, на них часто были изображены несколько лиц. Существовал ещё один вид фотографии, это «будуар-портреты». Такие портреты украшали кабинеты, гостиные.

С появлением первых бумажных фотографий в дореволюционной России возникла необходимость в картонной основе, на которую наклеивался снимок или, как его называют, «паспарту». Картонный бланк являлся неотъемлемой части фотографии: он защищал снимок от повреждений, был носителем информации и важным элементом оформления. В конце 19 века использовались разные форматы паспарту: миньон, визитный, кабинетный, променадный, будуарный, империаль, панель.

Фотографии из альбома выполнены в двух форматах, самых популярных в то далёкое время: «визит» или «Виктория» (54 мм на 80 мм – это размер самой фотографии, 62 мм на 101 мм – это размер паспарту) и кабинет-портрет (100 мм на 137 мм / 108 мм на 166 мм). Бланки были по размеру несколько больше фотографий и придавали им изящный вид.

Изучая становление фотографии в России, мы видим, что несмотря на то, что технология фотографирования была привезена из Франции, однако, немаловажный вклад был внесён и русскими мастерами фотографии, которые стремились усовершенствовать имеющиеся технологии, сделать процесс более простым и удобным.

    1. История появления фотографии в Иркутске

В 1845 году из Петербурга приехал в Иркутск Альфред Давиньон, именно он сделал первые снимки декабристов в ссылке [7].

В 1849 - 1881 годах в Иркутске А. К. Окуловским было открыто дагерротипное ателье, в котором создавались портреты иркутян. В 1850 году в его ателье дагерротип размером 6,4 см на 4,6 см стоил 5 рублей серебром. Чуть большего размера – 20 рублей серебром.

В 1857 году в Иркутске существовало три заведения которые занимались фотографией: один салон принадлежал фотографу Денисову (Денисьеву), который специализировался на портретах. Его заведение было открыто в доме Тюрюменых на Ивановской площади.

Первый фотосалон был открыт в 1857 году в доме Денисова (Денисьева). Денисьев давал рекламу своему заведению в Иркутских губернских ведомостях № 38 за 1857 год: «Салон работал с 11 до 15 часов, оплата от 5 до 7 рублей за дюжину фотографий – принималось не только деньгами, но также птицей, рыбой, хлебом» [2].

В 1857 году разрешение на открытие в Иркутске своей фотографии получил купец А. К. Гофман. Его фотозаведение располагалось на улице Харлампиевской в доме Либгардта. Облик нашего родного города до пожара 1879 года донесли работы именно Гофмана. Третий салон принадлежал А. О. Либгардту. Также в конце 1860-х годов в Иркутске работали три фотографии: Гофман, Мальнберг и Н. В. Пестерев.

В 1870-х годах после каторги в Иркутске открывают свои заведения политические ссыльные: фотографы И. Е. Кабрицкий, С. Катерль, братья Войшицкие, а также Пётр Завальский и Габриель Богданович.

До пожара 1879 года в Иркутске работало пять фотографий. Все они сгорели, но хозяевам удалось спасти часть оборудования. В этом году сгорели заведения фотографии Гофмана, Милевского, Динесса, Богдановича, Мальберга [6].

В 1880 году открылась новая фотография В. А. Динесса. Динесс работал на улице Большой Трапезниковской вместе со своим ретушером. Они делали снимки восстановления города после пожара.

В 1883 году Петр Милевский купил у иркутского фотографа В. А. Динесса его заведение. Фотография Милевского находилась на улице Большой и в конце 19 века была самой востребованной в городе Иркутске. Милевский активно фотографировал жизнь города при восстановлении его облика после пожара 1879 года [3]. Позднее одним из крупнейших фотографов 1900 - 1920 годов являлся И. В. Булатов. Его портретная мастерская находилась сначала на улице 2-ой Солдатской, а позднее на улице Тихвинской.

Большой вклад в развитие фотографии в Иркутске был внесён фотографами Р. Ю. Тиле и А. И. Серебриным, которые являлись совладельцами фотоателье. Их фотография имела отделения в крупных городах Российской империи. В Иркутске фотомастерские Тиле и Серибрина располагались на улицах Большая и Амурская.

В конце 19 – начале 20 века появляются новые фотомастера: Пророков, Мамонов, Дектярев, и другие. Городской голова В. П. Сукачёв также занимался фотографией.

В конце 19 – начале 20-го столетия в Иркутской фотографии преобладала не натурная съёмка, а портретная. Фотографии тех лет – это очень сложное изделие. На паспарту из бристольского картона наклеивались позитивы на тонкой альбуминовой бумаге. Сами паспарту фотографы заказывали в специальных мастерских в Москве и Санкт-Петербурге. На паспарту наносилось имя фотографа, название и адрес заведения, эффектные рисунки, награды, медали и почетные звания [1].

В конце 1908 года в Иркутске было открыто первое фотографическое общество, которое проводило в Иркутске выставки, организовывало курсы фотографии. Журнал «Фотографические новости» за 1909 год № 4 сообщал, что «председателем Иркутского фотографического общества избран Иннокентий Михайлович Портнягин. Адрес фотографического общества: ул. 3-я Солдатская, 39» [4].

Несмотря на то, что Сибирь являлась отдалённым регионом Российской империи, развитие фотографии в Иркутске пользовалось большим спросом и популярностью.

Глава 2. Фотографии из старого альбома

Своё исследование я начал с описания фотографий, а именно внешнего вида снимков и тех людей, кто изображён на фотографиях.

Фотография 1(приложение 1)

Размер фотографии 16 см на 10 см, данный размер соответствует виду фотографии, который назывался «кабинет-портретом» или «кабинетка» [5]. На картонной основе наклеен фотографический снимок, на котором изображены мужчина и женщина средних лет и маленький ребёнок. На лицевой стороне фотографии на картонной основе просматривается надпись «И. В. Булатовъ Иркутскъ».

На обратной стороне снимка – изображение девушки, держащей палитру с красками. В нижнем правом углу имеется вензель, переходящий в бутоны цветов, а также напечатанная надпись: «Фотография и художественная портретная мастерская И. В. Булатова в Иркутске Тихвинская ул. 14 противъ Тихвинской церкви». Мастерская Булатова работала в городе Иркутске с 1902 года по 1920 год, в связи с чем можно сделать вывод, что фотография № 1 была сделана именно в этот период времени.

Фотография 2(приложение 2)

Размер фотографии 16 см на 10 см, данный размер соответствует виду фотографии, который назывался «кабинет-портретом» или «кабинетка». На картонной основе наклеен фотографический снимок, на котором изображены женщина средних лет и маленький мальчик. На лицевой стороне фотографии на картонной основе просматривается надпись «Thiele et Cerebrine Irkutsk». Рядом с надписью расположен герб в виде двуглавого орла.

На обратной стороне снимка имеется рукописная надпись, выполненная чернилами «Нашей дорогой Танечке от Нини и его мамы. Снимался двух с половиной лет. Светает, товарищ, работать давай: работы усиленной требует край. Работай руками, работай умом, работай без устали ночью и днём. ст. Омулевского». Также имеется надпись, выполненная типографским способом «Тиле и Серебринъ. Негативы сохраняются». Мастерская Тиле и Серебрина работала в городе Иркутске с 1911 год по 1920 год, в связи с чем можно сделать вывод, что фотография № 2 была сделана именно в этот период.

Фотография 3 (приложение 3)

Размер фотографии 16 см на 10 см, данный размер соответствует виду фотографии, который назывался «кабинет-портретом» или «кабинетка». На картонной основе наклеен фотографический снимок, на котором изображены мальчик и девочка школьного возраста. На лицевой стороне фотографии на картонной основе просматривается надпись «П. Милевский Иркутскъ», также имеется герб и два изображения медалей.

На обратной стороне снимка имеется рукописная надпись, выполненная чернилами: «Идётъ карта въ питеръ къ Екатерине Григоровой от Тани и Миши Григоровых на добрую память дорогой Кате Т. Г.» и другая надпись, выполненная типографским способом: «Фотография П. Милевскаго Иркутскъ», а также изображение герба и двух сторон одной медали с надписью: «Серебр. Медаль за всеросс. фотогр. выст. въ Москве 1889 г.» Мастерская Милевского работала в городе Иркутске с 1883 года по 1901 год. Однако, на обратной стороне паспарту имеются изображения медалей с указанием даты «1889 год». Это позволяет сделать вывод о том, что фотография № 3 была изготовлена в период с 1889 года по 1901 год.

Фотография 4(приложение 4)

Размер фотографии 10 см на 6 см, данный размер соответствует виду фотографии, который назывался «визит-портрет». На картонной основе наклеен фотографический снимок, на котором изображена женщина молодых лет. На лицевой стороне фотографии на картонной основе просматривается надпись: «J. Burger st Peterbourg», а также изображены четыре медали.

На обратной стороне снимка имеется выполненная типографским шрифтом надпись: «Бюргеръ, фотография Невский № 1 Противъ Главного Штаба надъ магазиномъ дациаро ст Петербургъ». А также на оборотной стороне снимка имеется четыре медали с надписями: «Удостоенъ отзыва поощрения на всеросс. Выставке 1894 года». Мастерская Бюргера работала в Санкт-Петербурге с 1892 года по 1909 год. Соответственно делаем вывод, что фотография № 4 была сделана в этот период времени. Однако, она была изготовлена не ранее 1894 года, так как на обратной стороне фотографии изображены медали именно года.

После описания фотографий своё исследование я продолжил и установил, что все четыре фотографии выполнены в чёрно-белом цвете, наклеены на картонную основу – паспарту, содержат как типографские надписи, так и рукописные, выполненные чернилами.

Далее для установления периода создания данных фотографий мной был проведён сравнительный анализ одежды людей, изображённых на них. Исходя из проведённого анализа видно, что на женщине, изображённой на трёх фотографиях, отсутствует корсет. На всех этих фотографиях на её платьях имеется высокий ворот, мягкий лиф, длинный рукав, завышенная талия, широкая длинная юбка, что соответствует моде начала 20 века.

Поскольку всё чаще в костюмах этого времени звучат отголоски неоклассицизма, то исчезла S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, сильно стягивавший и деформировавший фигуру, и широкие нижние юбки. Платье укорачивалось и приобретало строгий, стройный силуэт. Лиф его делался мягким, с небольшим напуском и завышенной талией. Неудобная, а порою жертвенная красота, сменялась с каждым разом практичностью и удобством. Данное описание соответствует той одежде, в которую облачена женщина, изображённая на фотографиях. Проведя данный анализ был сделан вывод о том, что все фотографии, сделаны в период, относящийся к концу 19 – началу 20 века.

В ходе исследования, мной было сделано предположение о том, что люди, изображённые на фотографиях, являются членами одной семьи. Подробный анализ снимков показал, что на них на двух снимках изображена одна и та же женщина, но в разном возрасте. Кроме того, на одном снимке, где она с ребёнком, имеется надпись: «Нашей дорогой Танечке», а на снимке с изображением двух детей – надпись: «К Екатерине Григоровой от Тани и Миши Григоровых». Таким образом, можно сделать вывод, что дети являются родственниками женщины, изображённой на фотографиях. Из рукописного текста можно предположить, что данную женщину зовут Екатерина Григорова.

На одном из снимков она изображена с маленьким ребёнком и мужчиной, стоящим позади неё и рукой придерживающей ребёнка. Соответственно, скорее всего, мужчина является её супругом. А ребёнок – их сын.

Таким образом, предположение о том, что люди, изображённые на всех фотографиях, являются членами одной семьи, подтвердилось.

На фотографии № 2 женщина по имени Екатерина Григорова одета в чёрное длинное платье, которое носили преподаватели учебных заведений в городе Иркутска конца 19 – начале 20 века.

Таким образом, мной был сделан вывод о том, что данная женщина преподавала в каком-то из учебных заведений Иркутска.

В ходе мониторинга информации о педагогическом составе учебных заведений того периода, я нашел информацию о том, что одним из преподавателей Иркутского начального училища имени А. М. Кладищевой была некая Анна Лукинична Григорова, которая занималась обучением девочек в период с 1914 года по 1916 годы.

Совпадение фамилий и отчеств двух женщин даёт основание полагать, что Анна Лукинична скорее всего является родной сестрой Екатерины Лукиничны Григоровой. А тот факт, что они являлись членами одной семьи, навёл меня на мысль, что Екатерина могла получить аналогичное с сестрой образование и профессию. Так, моё предположение подтвердилось: среди педагогического состава женской гимназии А. М. Григорьевой я нашёл сведения и о Екатерине Лукиничне Григоровой, которая являлась выпускницей гимназии в 1909 году, после чего стала работать учительницей в начальной школе Иркутского общества приказчиков. И с этого же года по 1916 год работала преподавателем русского языка и арифметики в женской гимназии А. М. Григорьевой.

Исследованию были подвергнуты и надписи на фотографиях.

Надписи не только несли информацию, но и были элементом украшения: выполнялись декоративным шрифтом, обрамлялись различными рамочками и вензелями, со стилизованным растительным орнаментом. Как и на все предметы быта, мода распространялась на оформление фотографических бланков. Наиболее популярным в конце 18 – 19 века был стиль модерн, именно в нем оформлено большинство бланков дореволюционных снимков.

Рассматривая текст, изображённый на паспарту, выполненный типографским и рукописным способом, выяснилось, что он был выполнен, используя дореволюционную орфографию русского алфавита.

В 1917 - 1918 годах в России была проведена орфографическая реформа большевиками, и употребление твёрдого знака, а также «и десятеричного», используемых при подписании фотографий, было упразднено.

Буква «ЯТЬ» на фотографии № 3 использована при написании слов: «Кате, Екатерине» в конце. Буква «ЯТЬ» считалась во время своего существования символом белой интеллигенции.

«I» – это «и десятеричное», которое использовалось наряду с «И» – «иже». Это разные буквы дореформенного алфавита русского языка.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что данные надписи на фотографиях сделаны не позднее 1918 года.

В результате полученной информации сделан вывод о том, что, скорее всего, данные фотографии изготовлены в период не позднее 1918 года.

Что чаще всего занимает нас на фотографиях? Мы обращаем внимание на детали одежды, позы, прически людей, изображённых на снимках, но не всегда уделяем внимание оборотной стороне паспарту, которое изготавливалось в специальных типографиях и содержало рекламный штамп ателье. Паспарту – это особый мир со своим языком и символикой, где всё подчинено строгим правилам. Это своеобразный «послужной список» фотографа, где литографическим способом напечатано его имя и название мастерской, адрес, кое-где номер телефона и, наконец, все награды и регалии, полученные владельцем заведения. Некоторые знаки на фотографиях изображать можно было только по специальному разрешению. Например, поместить на бланке изображение государственного герба Российской империи мог лишь фотограф, удостоенный особого разрешения, заслуживший его «особо полезным трудом для общества». Двуглавый орёл означал, например, что владелец ателье является поставщиком двора Его императорского величества.

Паспарту нам также поможет дополнительно определить период, в который были сделаны фотографии. Так, на всех паспарту имеется изображение медалей, полученных фотографами на различных конкурсах. Только после получения награды хозяин мастерской имел право размещать изображение медалей, полученных им на выставках, на паспарту своего фотосалона.

Фотография № 1 была изготовлена в период с 1902 года по 1920 год. Фотография № 2 была изготовлена в период с 1911 года по 1920 год. Фотография № 3 была изготовлена в период с 1889 года по 1901 год. Фотография № 4 была сделана в период с 1984 года по 1909 год.

В ходе длительного поиска с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» мной была найдена фотография женщины (приложение 5). Данная фотография была очень похожа на фотографию женщины, изображённой в найденном мной альбоме.

Удалось выяснить следующую информацию: данную женщину звали Екатерина Лукинична Ковригина (Григорова). Причём, фамилия Григорова является её девичьей фамилией, так как указана в скобках. Дата её рождения – 1881 год, дата смерти – 1945 год. Она умерла в возрасте 64 года в Иркутске. Екатерина Григорова являлась дочерью Луки Фёдоровича Григорова и Анны Ивановны Григоровой, была замужем за Владимиром Филаретовичем Ковригиным. У Екатерины Ковригиной (Григоровой) было трое детей: Нина Ковригина, родившаяся в июле 1917 года, и Надежда Ковригина, которая родилась в 1919 году, а также сын, изображённый на фотографии № 2, о котором, однако, не удалось собрать никакой информации. Имя и фамилия женщины, изображённой на снимке, обнаруженном в Интернете, совпадает с именем и фамилией, указанными на паспарту фотографии № 3: «Екатерине Григоровой». Кроме того, совпадают и изображения этой женщины – взятое из Интернета и имеющееся в нашем альбоме. На нас «смотрит» одно и то же лицо.

Также в Интернете мной была найдена фотография, на которой имеется изображение мужчины (приложение 6), с точностью совпадающее с его изображением на фотографии № 1. Было установлено, что данного мужчину звали Владимир Филаретович Ковригин. Он родился 10 декабря 1879 года в городе Санкт-Петербурге и умер в 1918 году в возрасте 39 лет в Новосибирске.

Заключение

Сохранение Памяти – дело крайне важное, очень ответственное и весьма благородное, оно требует к себе соответственно серьёзного, деликатного и даже порою трепетного отношения. Ведь каждая фотография как запечатлённое мгновение жизни – это отпечаток, образ и исторический документ эпохи, который может рассказать очень многое. 

Однако, для сохранности и продления жизни сделанным фотографиям, очень важно подписывать имеющиеся фото, чтобы в дальнейшем было возможным определить, когда была сделана фотография, кто на ней изображён, где именно она была изготовлена. В противном случае информативность самой фотографии сначала уменьшится, а затем утратится и вовсе.

Проведённое мной исследование позволило установить, как временной период, в который были сделаны найденные мной фотографии, так и личности людей, изображённых на них. Это подтвердило выдвинутую мной гипотезу исследования о том, что в результате изучения старинной фотографии возможно установить период её создания, получить сведения о людях, изображённых на снимках.

Немаловажным аспектом данного исследования явилось то, что удалось установить потомков изображённых на фотографиях людей, которым будет возвращена их семейная реликвия, но это уже тема моего следующего исследования.

Список использованных источников и литературы

  1. Берестенев Р.Г. Иркутская земля: Яркий почерк светописцев. Фото образы времени. – Иркутск, «Анком», 2008. – 536 с.: ил. 1176.

  2. Иркутские губернские ведомости № 38 за 1857 г.

  3. Медведев С.И. «Иркутск и иркутяне Город и его жители на фотографиях и открытках 1850-1920». Иркутск 2015. – С. 613.

  4. Мирович В.К. К 150-летнему юбилею фотографии// Сибирь. – 1989. - № 3. – С. 126-127.

  5. Мухортов В. Очей очарование… // Вост-Сиб. Правда – 1992. – 29 февр. – С. 1, 8-9.

  6. Пешкова В.К., Ямщекова Г.Ф, Инешина Н.В., Митина О.Ю., Иркутск: Библиогр. указ., Издательство «Иркут.гос.ун.-та, 2009. – Вып. 2: 1917 – 2006 гг. – 487 с.

  7. Ягумнова Н.Д., Ильина Е.В., Пешкова Е.К., Дулов А.В. Иркутск: библиогр. указ изд-во «Облмашинформ», 2002. – Вып. 1: (XVII-XX вв. до 1917 г.) – 449 с.

Приложение 1

Фотография с изображением мужчины, женщины и ребёнка и оборотная сторона снимка

Приложение 2

Фотография с изображением женщины и ребёнка и оборотная сторона снимка

Приложение 3

Фотография с изображением мальчика и девочки и оборотная сторона снимка

Приложение 4

Фотография с изображением женщины и оборотная сторона снимка

Приложение 5

Фотография с изображением женщины

Приложение 6

Фотография с изображением мужчины

Просмотров работы: 18