«Свой псевдоним он взял как дань любви к родному краю» (к 160-летию со дня рождения А. К. Денисова-Уральского)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Свой псевдоним он взял как дань любви к родному краю» (к 160-летию со дня рождения А. К. Денисова-Уральского)

Малая С.Л. 1Лебедева Р.А. 1Казанцева Е.В. 1Сальникова Е.В. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 5"
Кокшарова Н.В. 1
1МБОУ "СОШ № 5"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Свердловская область 17 января 2024 года отметила свой 90-летний юбилей. Регион был образован в 1934 году в результате разделения Уральской области РСФСР на 3 отдельных субъекта: Свердловскую, Челябинскую и Тюменскую области. Свердловская область — один из самых таинственных российских регионов: только здесь можно одновременно находиться в Европе и Азии, искать самоцветные камни, спускаться за золотом, испытывать свою храбрость, сплавляясь по быстрым рекам или поднимаясь на скалы, при этом всегда имея возможность вернуться в современные, уютные и динамично развивающиеся города.

В истории Уральской культуры конца ХIХ – начала ХХ веков особое место занимает камнерезное искусство. Его открыл России и всему миру уральский художник и камнерез Алексей Козьмич Денисов-Уральский. Кистью и резцом Алексей Козьмич открывал Урал России и всему миру, но был незаслуженно забыт. Бесценный дар, завещанный родному городу Екатеринбургу, - 400 картин, 1 000 этюдов, уникальное минералогическое собрание, камнерезная коллекция и ювелирные вещи – разбросаны Октябрьской революцией по всему миру. После смерти художника имя его было надолго вычеркнуто из истории страны. Именно эта неизвестность знаменитого уральского мастера и сделала нашу работу актуальной.

Цель исследования: создание лэпбука о жизни и творчестве Алексея Козьмича Денисова-Уральского.

Задачи исследования:

1. Исследовать имеющуюся в различных источниках информацию по теме работы.

2. Проанализировать полученную информацию.

3. Отобрать наиболее интересный материал по теме работы.

4. Включить отобранный материал в конечный продукт (лэпбук).

5. Оформить результаты работы и подготовить презентацию проекта.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-5 классов.

Методы работы:

1.Работа с литературными и другими источниками информации.

2.Моделирование (создание эскиза лэпбука).

3.Фотографирование и видеофиксация процесса и результата работы над проектом.

Данная работа - результат поисковой деятельности по изучению жизни и творчества А. К. Денисова-Уральского. Она основана на материалах музеев, публикаций в СМИ и различных издательствах. В работе использованы фотоматериалы как сделанные при посещении музеев, так и взятые из интернет-источников.

В ходе работы над проектом были использованы материалы книг известной исследовательницы жизни и творчества Денисова-Уральского Светланы Семёновой:

  1. Семёнова С. В. Алексей Денисов-Уральский (серия «Жизни замечательных уральцев»).

  2. Семенова С. В. Очарован Уралом: Жизнь и творчество А.К.Денисова-Уральского.

  3. Семенова С. В. «Пламя и камень. Жизнеописание и размышления о том, как жил и работал художник и каменных дел мастер А. К. Денисов-Уральский».

Огромную помощь также оказали материалы краеведов и музеев, представленные в Интернет-источниках.

Основная часть

Теоретическая часть

Все свои увлечения и таланты Денисов подчинил одному делу - служению родному Уралу. Была в жизни художника заветная мечта - создать в родном Екатеринбурге художественный музей. Он поставил перед собой фантастическую цель: запечатлеть на холсте весь Урал, от крайней северной точки до южной, с его хребтами, шиханами, реками и озерами. Пополнялась и его минералогическая коллекция, создавались новые произведения камнерезного искусства. Настанет день, мечтал Денисов, и все это будет преподнесено Уралу: все сразу - от крошечного редкого камня до монументального полотна; все, над чем, не зная покоя, трудился он всю жизнь.

Алексей Козьмич Денисов (именно такую фамилию он носил при рождении, а псевдоним Уральский взял уже в сознательном возрасте как дань любви к родному краю) появился на свет в феврале 1863 года (по другим сведениям, 1864-го). Он вырос в семье горного рабочего, художника-самоучки, чьи работы из самоцветов экспонировались на выставках в Москве, Петербурге, Вене. Учился камнерезному искусству у отца. В 1884 получил от ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства.

В 1887 году по совету писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка приехал в Петербург и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств. С этого времени занимался в основном живописью. В поездках по Уралу исполнял многочисленные пейзажи, точно передающие не только красоты края, но и разнообразные явления природы, растительность и геологические особенности. За картину «Лесной пожар» получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Сен-Луи в 1904 году. Запечатлел также виды уральских деревень, добычу и переработку полезных ископаемых.

«Будучи хорошо практически знаком с геологией, минералогией, я как художник смог подметить, понять и воспроизвести те характерные детали явлений природы, которые для обыкновенного наблюдателя остались бы незамеченными. Вот почему мои геологические картины и картины, изображающие горные породы, помимо художественной стороны, должны быть интересны в научном отношении», - писал Денисов-Уральский.

Наряду с живописью Денисов-Уральский продолжал заниматься камнерезным искусством: исполнял декоративные чернильницы, пресс-папье, фигурки из самоцветов, наборные картины (макеты горного пейзажа из самоцветов на фоне акварельной живописи) и «горки» (коллекции камней, соединенных в виде миниатюрных гротов). Наивысшее мастерство художник-камнерез продемонстрировал в серии небольших (20-25 сантиметров) скульптурных карикатур из самоцветов «Аллегорические фигуры воюющих держав», показанной в 1916 году в Петрограде на специально устроенной выставке.

Выдающийся художник постоянно выступал за развитие отечественной горной промышленности и бережное отношение к природным ресурсам Урала. В 1912 году Денисов-Уральский организовал в Петербурге общество для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального производства «Русские самоцветы.

В конце 1910-х годов Денисов-Уральский жил на даче в финском поселке Усикирке. Все случилось неожиданно. В начале 1918 года закрылась граница с Финляндией. Вечером он лег спать в России, а утром следующего дня проснулся на территории Финляндии, к которой отошла Усикирка - местечко, где находилась его дача. Больной художник, только что перенесший опасную операцию на брюшной полости, оказался отрезанным от родины. За несколько месяцев до этого он пережил одну за другой две тяжелейшие утраты: умерла в Екатеринбурге старушка мать, а вслед за ней трагически, в расцвете сил, погиб его единственный сын Николай - студент Петербургского мореходного училища, которому прочили большое будущее. Жизнь, казалось, потеряла всякий смысл. Он оставался один среди угрюмых, молчаливых и непонятных финнов, без дома, без родственников, без друзей, без корней, питающих соками родной земли, без своих картин и каменных сокровищ.

Думал ли когда-нибудь Денисов, что судьба забросит его за пределы России? Ведь пройди граница несколькими километрами севернее, и не было бы этой трагической случайности, и Усикирка осталась бы на родной земле, и судьба его картин, его детищ (о собственной он думал меньше, она отступала на второй план), сложилась бы совсем иначе... Жизнь близилась к закату: надламывалось здоровье, последние физические силы покидали его. И все-таки несгибаемым оставался его дух, неизменной - жизненная позиция.

В апреле 1924 года в Екатеринбург в адрес Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) пришла телеграмма из Финляндии:

«Дарю Екатеринбургу принадлежащую мне картинную галерею в 400 полотен, минералогические коллекции и изделия из уральских камней. Денисов-Уральский».

Денисова-Уральского в УОЛЕ, конечно, все знали. Коренной уралец, сын потомственных камнерезов-староверов, впитавший в себя таланты, мастерство и упорство нескольких поколений камнерезов Березовска, он стал всемирно известным художником, признанным мастером камнерезного искусства. Многие любили и уважали его и в свое время гордились дружбой с ним.

Знали и другое: к моменту Октябрьской революции Денисов владел изумрудными копями близ Екатеринбурга, а в Петербурге возглавлял Горнопромышленное агентство, которое, как и фирма знаменитого Фаберже, поставляло камнерезные и ювелирные произведения Двору Его Императорского Величества. В центре Петербурга на аристократической Большой Морской у Денисова был собственный магазин.

Правление общества отправило ему депешу с выражением благодарности за щедрый дар и ходатайствовало о разрешении художнику въезда в СССР. Спустя некоторое время представитель УОЛЕ старый большевик В.М.Быков выехал в Ленинград, чтобы получить коллекцию из Финляндии и переправить ее на Урал...

В последние годы жизни Денисов-Уральский написал цикл картин об Урале, работал над рельефной картинкой «Уральский хребет с птичьего полета». Алексея Козьмича Денисова-Уральского не стало в 1926 году. Он умер на территории Финляндии в местечке Растимяки близ Выборга.

Практическая часть.

Создание лэпбука на тему «Свой псевдоним он взял как дань любви к родному краю»

(к 160-летию со дня рождения А. К. Денисова-Уральского)

Этапы работы над проектом

Вводный этап.

Цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры будущих проектов. Утверждение темы проекта и индивидуального плана работы. Установление процедур и критериев оценки проекта.

На данном этапе мы с научным руководителем определили тему и жанр проекта. Также мы познакомились с критериями оценки проекта.

Далее был утвержден календарь работы над проектом, определены обязанности каждого члена проектной группы. (Приложение 1).

Поисково-исполнительский этап.

Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций.

В течение двух месяцев мы осуществляли сбор материалов: изучали печатные и Интернет-источники. Очень помогли материалы краеведов и музеев.

Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности. Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.

Далее мы оформили теоретическую часть проекта. Отобрали материал для создания лэпбука (иллюстративный и литературный), записали аудиосопровождение и с помощью программы «ВидеоМОНТАЖ» (https://videomontazh.softok.info/) создали презентацию проекта.

Подробнее о процессе работы над созданием лэпбука можно узнать из материалов в Приложении 2 и в видеопрезентации по ссылке -

Таже были отобраны видеоматериалы о жизни и творчестве Денисова-Уральского, которые размещены на Рутуб-канале 4а класса «Фантазеры» - https://rutube.ru/plst/362705/

Заключительный этап. Публичная защита проектов. Подведение итогов, конструктивный анализ выполнения работы.

Первый пробный показ видеопрезентации лэпбука был осуществлен в 4А классе для одноклассников и родителей. Затем он был размещен в официальной группе школы и класса - https://vk.com/public210727651?w=wall-210727651_219 и на Рутуб-канале нашего класса «Фантазеры» - https://rutube.ru/video/9fcedced2a384fab587aabe064908743/ .

Проект представлен для защиты на муниципальном этапе Форума «Уральский характер» - 2024 в рамках конкурса «Юные знатоки Урала».

Итоговый этап. Обобщение материалов. Архивирование проектов.

После презентации проекта на муниципальном этапе Форума «Уральский характер» - 2024 в рамках конкурса «Юные знатоки Урала» данная работа будет заархивирована и передана в школьный музей.

Заключение

Алексей Кузьмич Денисов имел полное право добавлением второй части к своей фамилии уточнить место своего рождения, свою любовь к родному краю, тематику большинства своих картин.

Изучив доступные материалы о жизни и творчестве А. К. Денисова-Уральского, мы создали лэпбук.

Во время работы над проектом были приобретены такие умения, как работа с различной информацией, сбор материалов и их обработка. Также мы научились работать в программе видеомонтажа.

В результате создания лэпбука были получены такие универсальные умения, как:

    • умение планировать предстоящую деятельность;

    • договариваться со сверстниками;

    • распределять обязанности;

    • искать нужную информацию, обобщать еѐ, систематизировать;

    • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

    • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

    • используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Данная работа может быть использована для знакомства обучающихся с творчеством А. К. Денисова-Уральского как неотъемлемой части богатого духовного наследия родного края.

Наш край - уникальное явление. Его история тесно переплетена с историей страны. В дальнейшем мы планируем изучать историю Урала и Свердловской области и создать серию творческих презентаций, посвященных уникальным людям родного края.

Чем больше мы изучаем страну, в которой живем, чем больше мы к ней привязываемся, тем дороже она для нас становится.

Список используемых источников и литературы

  1. Семёнова С. В. Алексей Денисов-Уральский (серия «Жизни замечательных уральцев») – издательство «Сократ», 2011 год.

  2. Семенова С. В. Очарован Уралом: Жизнь и творчество А.К.Денисова-Уральского. - Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1978.

  3. Семенова С. В. «Пламя и камень. Жизнеописание и размышления о том, как жил и работал художник и каменных дел мастер А. К. Денисов-Уральский».

  4. Денисов-Уральский А. К. «Урал и его богатства».

  5. Егорова, Е. И. Бывший дом Н. В. Мешкова, в котором в 1901 г. была открыта первая выставка произведений художника А. К. Денисова-Уральского // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР.

  6. Павловский Б. В. «А. К. Денисов-Уральский».

  7. Серебренников Н. Н. «Денисов-Уральский Алексей Кузьмич».

Приложение 1

Календарь работы над проектом

Содержание работ

Сроки

Исполнитель

Контроль

Вводный этап

1.Установочное занятие: цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры проектов. Мотивирование учащихся на проектную деятельность.

01.12.23

Кокшарова Н. В.

 

2.Стендовая информация о проектной работе

4.12 – 11.12.23

Кокшарова Н. В.

 

3.Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и проч.)

Кокшарова Н. В.

 

4.Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов.

Кокшарова Н. В.

 

5.Формирование проектной группы, распределение задач (обязанностей) между членами группы.

11.12 – 12.12.23

Кокшарова Н. В.

 

6.Обсуждение идей будущего проекта, составление индивидуального плана работы над проектом, определение способов сбора и анализа информации.

13.12 – 15.12.23

Кокшарова Н. В.

 

7.Утверждение темы проекта и индивидуальных планов работы. Установление процедур и критериев оценки проекта.

15.12.23

Кокшарова Н. В.

 

Поисково-исполнительский этап

8.Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций.

16.12.23- 15.01.24

Кокшарова Н. В.

Проектная группа

 

9.Организационно-консультативное занятие: промежуточные отчёты, обсуждение предложений, возникающих в ходе выполнения проекта.

10.01.24

Кокшарова Н. В.

 

10.Индивидуальные и групповые консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления.

11.01 – 21.01.24

Кокшарова Н. В.

Проектная группа

 

11.Регулярные консультации по содержанию учебного проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, формулировании выводов.

11.01 – 31.01.24

Кокшарова Н. В.

Проектная группа

 

Обобщающий этап

12.Оформление результатов проектной деятельности.

01.02 – 10.02.24

Кокшарова Н. В.

Проектная группа

 

13.Репетиционно-консультативное занятие.

09.02.24

Кокшарова Н. В.

Проектная группа

 

14.Доработка проекта с учётом замечаний и предложений.

До12.02

Кокшарова Н. В.

Проектная группа

 

15.Подготовка к публичной защите

До12.02

Кокшарова Н. В.

Проектная группа

 

16.Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение окончательного порядка мероприятия.

12.02.24

Кокшарова Н. В.

Проектная группа

 

Заключительный этап.

17.Публичная защита проектов.

 

Кокшарова Н. В.

Проектная группа

 

18. Подведение итогов, конструктивный анализ выполнения работы.

19.02.24

Кокшарова Н. В.

Проектная группа

 

Итоговый этап.

19.Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материалов).

До 01.03

Зам.директора по УВР

 

20.Обобщение материалов. Оформление отчётов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов. Архивирование проектов.

До 15.03.24

Кокшарова Н. В.

Проектная группа

 

Приложение 2.

Отчет о работе над созданием лэпбука

«Свой псевдоним он взял как дань любви к родному краю»

(к 160-летию со дня рождения А. К. Денисова-Уральского)

1. Целеполагание (выбор темы)

Темой лэпбука стала жизнь и творчество уральского мастера – Алексея Козьмича Денисова-Уральского.

При определении темы большую помощь оказали занятия, которые с 1 сентября проходят совместно с Городским краеведческим музеем им. Анцифрова «Мой родной край», а также поезки с классом по памятнынм местам Свердловской области.

2. Разработка лэпбука (составление плана)

После того,как определились с темой,составили план лэпбука.Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому продумали, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Далее определили, о чем будем рассказывать в лэпбуке:

  • Страницы биографии Денисова-Уральского.

  • Рассказ о Денисове-Уральском – художнике, камнерезе и ювелире.

  • Викторина по творчеству мастера.

3. Выполнение (практическая часть)

Следующий этап самый интересный.Теперь надо придумать,как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Было решено, что лэпбук будет фигурный – в форме трехгранной пирамиды-кристалла. Сотоять он будет из трех частей – одна в другой (по принципу матрешки). На первой (внешей) – будет инфорация о жизни Денисова-Уральского и галерея его живописных работ. На следующей – сведения о шедеврах его камнерезного мастерства. На внутренней – ювелирные работы и насыпные иконы. В центре – созданная участниками проекта горка (из минералов и эпоксидной смолы) и викторина по творчеству мастера. Для оформления страниц лэпбука были использованы созданные участниками проекта в технике рисования на воде «эбру» листы бумаги. Данные листы были выкрашены в оттенки уральских камней и минералов.

  • содержимое лэпбука вошли:

- стандартные кармашки;

- кармашки-гармошки;

- кармашки-книжки;

- карточки;

Подготовка исходных материалов для оформления страниц лэпбука:

   
   
 

Обтяжка листов лэпбука и разметка для размещения кармашков:

   
   

Оформление листов лэпбука: размещение материалов:

Изготовление горки из минералов:

Подготовка частей лэпбука к сборке (привлечение к работе над проектом учителя технологии Андросова Дмитрия Васильевича):

Сборка лэпбука:

Видеопрезентация ЛЭПБУКА - https://rutube.ru/video/9fcedced2a384fab587aabe064908743/31

Просмотров работы: 22