Введение
Актуальность исследования
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
С самого детства моим любимым занятием было рисование и лепка. На уроке технологии лепили из пластилина птичек и зверей. Ольга Сергеевна нам рассказала об игрушках - свистульках, которые использовали музыканты и о свистульках, которые делали для детей. Такие музыкальные игрушки лепили в прошлом веке в п. Борисовка. Так же мы узнали, что их можно изготовить своими руками. Это так меня увлекло, что я захотел побольше узнать о появлении Борисовской свистульки и сделать её своими руками. Для того, чтобы больше узнать о них, я обратился к интернет-ресурсам, книгам по данной теме.
Цель моей работы: изучить историю возникновения игрушки-свистульки и её связь с народными традициями
Гипотеза: предполагаю, что глиняные игрушки-свистульки возрождаются и возвращаются в жизнь людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций и промыслов.
Задачи:
- узнать историю свистульки;
- познакомиться с материалами и инструментами для работы;
- изготовить своими руками свистульки из глины;
- обобщить результаты исследования.
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.
Предмет исследования: техника изготовления глиняной игрушки-свистульки.
Методы исследования:
изучение литературы;
анкетирование;
просмотр мастер-классов по изготовлению борисовской музыкальной игрушки по интернету;
встреча с мастерами по изготовлению борисовской глиняной музыкальной игрушки;
практический - изготовление глиняных звучащих игрушек.
Основная часть
Глава І. Теоретическая часть
1.1. Что такое свистулька
Свистулька-древнейший духовой музыкальный инструмент со своеобразным звучанием, своего рода свистковая сосудообразная флейта. Другое ее название - окарина. Это слово итальянского происхождения (ocarina), переводится - «гусенок». Самой распространенной формой этого духового инструмента является птичка. Свистульки со звуками более высоких тонов называют свистками или дудками, а более низких - гудухами.
История происхождения свистульки
Первые упоминания об этом своеобразном музыкальном инструменте датируются четвертым веком до нашей эры. Речь идет о прообразе свистульки под названием «сюнь», его изготавливали китайские мастера. Самый древний инструмент был в виде шара и имел одно отверстие. Более поздние образцы имели большее число отверстий от 1-го до 5-ти. Так же они имели разные формы, такие как: шар, груша, яйцо или рыба, в основном с плоским основанием. Сюнь изготовляли из обожжённой глины. Во времена династии Шан-Инь (1766-1122 гг. до н.э.) сюнь принял свою стандартную грушевидную форму с пятью звуковыми отверстиями. На нем стали играть самые разные мелодии. В древности сюнь пользовался большой популярностью, ведь он обладал ярким и благородным звучанием. Сюнь даже участвовал в придворной ритуальной музыке.
Древние образцы окарин были найдены на территории Индии и Африки. А также в Европе и Америке. Причем у американцев это по сей день один из самых сложных акустических инструментов, который популярен у местных жителей.
В Африке свистульки активно использовали пастухи, они были в ходу у путешественников. Они обращались к ним в том случае, если необходимо было дать знать о себе или в случае опасности, то есть это было неким средством коммуникации. У древних народов свистульки-окарины применялись в основном в качестве обрядового инструмента. С его помощью обращались к богам и отгоняли злых духов. Делать их могли из подручных материалов, то есть тех, которые можно было найти в природе. Например, из глины, дерева или останков животных.
В классической музыке этот старинный инструмент начали использовать относительно недавно, не более 150 лет назад. Это произошло благодаря Джузеппе Донати - знаменитому итальянцу. Он создал оркестр, в котором использовал свистульку. Джузеппе модифицировал ее в музыкальный инструмент, на котором исполнял сложные мелодии благодаря десяти отверстиям. Он настроил звучание окарины на уже знакомую нотную гармонию. Очень интересная экспозиция окарин представлена в музее, который находится на родине изобретателя инструмента Д. Донати в итальянском городе Будрио. Международный фестиваль исполнителей на окарине традиционно проводится раз в два года в Италии на родине Д. Донати в городе Будрио. Во время 1-й мировой войны солдаты брали окарины с собой как оберег и маленькую игрушку, которая своим звучанием напоминала о доме и поднимала им настроение.
На Руси этот музыкальный инструмент появился на рубеже десятого века. Он сочетал в себе элементы игрушки, поскольку имел форму птиц или животных. Это были простейшие свистульки в виде петуха, утки, медведя, лягушки или даже барыни. Существовало поверье, что такая игрушка переманивает на себя хворь ребенка. Их активно использовали на ярмарках. С помощью веселого звонкого свиста или переливчатых трелей продавцы зазывали покупателей. Приложение 1
До 19 века они являлись основным элементом гуляния со звучным названием «Свистопляска». Ее устраивали в честь прихода весны, которую зазывали громкими звуками этого русского народного инструмента и щедрыми угощениями. Эта традиция канула в лета и только детская забава - свистульки напоминают о ней.
Традиционным материалом для изготовления свистулек считается глина и дерево, иногда их выполняют из стекла, кости, металла или пластика. От того из какого материала изготовлен инструмент, сколько и каким образом расположены отверстия, а также от объема и формы зависит ее звучание.
При изготовлении из дерева в основном используют липу. Готовые деревянные изделия сушат, при необходимости обжигают и расписывают, но не обязательно. В первозданном виде они выглядят достаточно интересно. Хотя именно роспись придает шарм каждому изделию и делает их неповторимыми.
В прошлом веке русский народный инструмент-свистульки изготавливались повсеместно, особенно славились дымковские, абашевские, жбанниковские свистульки. Формы свистулек поражают многогранностью. Это могут быть свистульки в виде медведя, собаки, лягушки, кошки или человека. Есть даже в форме фантастических животных. Самая популярная форма - птичка. Палитра цветов поражает воображение. Причем каждый цвет имеет свое значение. Например, белый - означает жизнь, красный - любовь, черный - плодородие. Еще они отличаются размером, музыкальными возможностями и областью применения.
1.3. Сфера использования
Свистульки-окарины — популярный музыкальный инструмент с древних времен. У них обширная география и свои национальные традиции. Немного найдется мест на планете, где бы они не использовались. В древности такие примитивные инструменты были востребованы на праздниках и сопровождали определенные обряды. Наши предки верили, что с их помощью можно вызвать дождь, который прекратит засуху.
В языческие времена их использовали как оберег. Каждая фигурка имела значение: корова - символ здоровья, пирамида-притягивала достаток, а уточка считалась символом плодородия.
Сейчас, благодаря Джузеппе Донати, окарину используют во многих оркестрах. Она вносит неповторимый шарм в каждое музыкальное произведение, независимо от жанра. При этом и соло того инструмента звучит потрясающе красиво. Приложение 2
Окарина на сегодняшний день поражает своим разнообразием, инструменты различаются по форме, размерам, строю, высоте звучания и диапазону. Окарина, наверное, единственный музыкальный инструмент, имеющий сегодня такое множество форм. Она может быть в виде птичек, рыбок, животных, а также различных геометрических фигур. Материал, из которого изготавливается инструмент, тоже весьма разнообразен: керамика, дерево, стекло, металл, пластик и другие. Приложение 3
Окарины по конструкции бывают простые и сложные. К простым относятся однокамерные инструменты, имеющие небольшой диапазон звучания. Сложные - это двух или трехкамерные инструменты с диапазоном до трех октав, а также окарины, снабженные клапанным и поршневым механизмом, который позволяет изменять строй у инструмента.
Окарины, различающиеся по размерам и высоте звучания, имеют названия: пикколо, сопрано, альт, тенор и бас. Эти инструменты, соединенные в ансамбль, позволяют исполнять любые произведения, от классики до модерна.
Инструменты отличаются и по строю: они могут быть диатоническими и хроматическими. Свистульки нашли применение как музыкальный инструмент в самодеятельных и профессиональных коллективах наряду с другими духовыми инструментами. Они подходят как для любителей, так и для профессионалов. Также это полезные расписные игрушки, которые любят дети. Пользуются спросом свистульки и в качестве памятных сувениров. Популярны такие вещи и среди коллекционеров.
1.4.История создания Борисовской музыкальной игрушки
Среди бескрайних просторов Черноземья, на святом Белогорье, недалеко от русско-украинской границы и в 40 км от Белгорода находится живописный поселок Борисовка, образованный в 1695 году. С 1705г. Борисовка становится центром богатейшей южной вотчины Шереметьевых.
По описанию краеведов Борисовка была самым многолюдным поселением Российской Империи, в котором насчитывалось до 25 тысяч жителей. Это известное на всю Россию село было одним из самых знаменитых центров художественных ремесел разных видов народного искусства.
Одним из старейших в Борисовке был гончарный промысел и с начала XYIII века он становится одним из развитых. Промысел развивался благодаря наличию достаточно крупных месторождений пригодной для изготовления посуды глины.
В конце XIX века в Борисовке насчитывалось более 100 дворов, принадлежащих гончарам. Борисовские гончары, в отличие от мастеров Курской губернии жили исключительно промыслом, забросив свои земельные наделы. Большая часть гончаров работала всей семьёй.
Гончарами изготовлялись простейшие предметы кухонной утвари – крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы и др. в день каждый работник изготовлял от 70 до 100 горшков средней величины.
В меньшей степени известны игрушки-свистульки борисовских гончаров. Это небольшие, наскоро вылепленные, скупо украшенные налепами и проминкой фигурки животных, реже человека.
Изначально борисовские мастера лепили игрушки из той глиняной массы, которая оставалась после изготовления горшков, других керамических изделий. Не у всех мастеров было художественное образование, поскольку Борисовка была по сути большим селом, обучаться они могли у старших родственников. Не было у них и прямых контактов с такими большими центрами по изготовлению народной игрушки, как, допустим, как тот же Старый Оскол или Филимоново. Поэтому в Борисовке игрушки делали по-своему, именно в тех образах, которые они часто встречали. И если в Старом Осколе игрушечный промысел начал развиваться ещё с XVII века, а расцвета достиг в XIX веке, то в Борисовке глиняные игрушки начали делать только во второй половине ХХ века, в 50-х годах.
Этот промысел начал развиваться благодаря двум мастерам-борисовцам: Михаилу Ивановичу Моргуну и Пётру Ефимовичу Ткаченко.
Михаил Иванович Моргун родился в 1910 году в Борисовке. Гончарный промысел начал осваивать с 9 лет. С детства же занимался лепкой игрушки. Это были в основном фигурки всадников на конях, а так же различные звери и птицы, выполненные так, что друг от друга они отличаются лишь моделировкой головы. Конь-с острыми торчащими вверх ушами, баран-с рогами-улитками, олень с венчиком в виде цветка, символизирующие ветвистые рога. Приложение 4
Небольшие игрушки-свистульки, выполненные Михаилом Ивановичем, напоминают по форме клеповские (Воронежская область). Они стоят на трех точках-опорах: две передние ноги в виде небольших бугорков и хвостик-свисток. Силуэт такой игрушки легко вписывается в равнобедренный треугольник, поставленный на один из катетов.
Из воспоминаний Юрия Петровича Агафонова, главного художника Борисовской фабрики, народный мастер Белгородской области: «Особенно колоритной фигурой был потомственный гончар Моргун Михаил Иванович. Он работал на гончарном круге собственной конструкции, хотя на фабрике работали на гончарных кругах с электрическим приводом. И обжигал свою продукцию не в электрических печах, а в горне тоже собственной конструкции, который он сам соорудил на фабричном дворе. Приложение 5
Петр Ефимович Ткаченко – уроженец Сумской области. Школу мастерства по гончарному ремеслу прошел под руководством своего отца и старшего брата. Мастер лепил глиняные игрушки-дудки: зайчиков, петушков, свинок, лошадок, стариков в шляпе с курицей и свистком.
Важно понять, на основании чего мастера создают именно такие образы. В Борисовке очень сильно влияние Украины, там ведь и граница совсем близко, и, несомненно, сказывается влияние украинской культуры. Мастер Ткаченко чаще лепил людей, а Моргун лепил и людей, и животных. Так что в изображении людей стилистика больше относится к украинской школе глиняной игрушки. После войны в газете «Борисовская Коммуна» писали о выставке, посвящённой освобождению посёлка от немецко-фашистских захватчиков, где наряду с керамическими изделиями были выставлены и глиняные игрушки. Приложение 6
К 90-м годам прошлого века о ней уже никто не знал - мастера умерли, про игрушку забыли, и она ушла из обихода. И если в целом говорить о глиняной игрушке как о виде искусства, культуры, она сейчас во многих регионах либо совсем исчезает, либо находится на грани, поэтому и поднимается вопрос о её возрождении и сохранении.
1.5.Возрождение промысла
С уходом мастеров, в конце 90-х годов исчез и промысел. Лишь в историко-краеведческом музее пос. Борисовка хранятся глиняные игрушки, выполненные руками мастеров. Их передал Народный мастер России Агафонов Юрий Петрович, знавший мастеров лично. Потомственные гончары и игрушечники Михаил Иванович Моргун и Петр Ефимович Ткаченко оставили нам в наследство чудесные образцы глиняной игрушки и глиняных сосудов. Все глиняные игрушки создавались согласно древним традициям, которые сохраняли и бережно передавали из поколения в поколение. Так, до сих пор глиняные игрушки, выполненные в виде животных, наделяют магическим сакральным значением:
- Птица (петух, курица, утица) - главный древний оберег, который олицетворял весну, тепло; являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. Символизирует воздух, небо, землю, воду. Является символ пробуждения природы.
- Конь, коник, олень – Символ Солнца, символ света, тепла, благополучия и счастья, знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.
- Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рождающих все живое.
- Баран – знак богатства, жизненного успеха, знатности.
- Корова, коза – знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье – при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит «ржаной» козел или корова.
- Баба – связь с культурой наших предков. Земля и женщина в языческой культуре едины в смысловом назначении. Великая Богиня, «Мать Сыра Земля» – это земля, способная дать
жизнь всему живому. Это символ плодородия, продолжения рода, хранительница домашнего очага, хранитель домашнего очага, символ плодородия земли, бессмертия, ≪начало всех начал≫, знак стихии ≪Земля≫.
- Мужчина (Мужик, Хозяин), Небесное божество, прародитель, предок, хранитель чести, рода, детей.
Таким образом, несмотря на то, что название Белгородской области не находится в списке наиболее известных школ глиняной игрушки, таких как Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, это не значит, что у нас нет таких традиций. На территории нашей области есть ремесло глиняной игрушки, которое также имеет свои особенности. Во многих населенных пунктах мастера лепили игрушки, которые получили свое название согласно местности их создания. В Белгородской области до наших дней дошли Борисовская, Старооскольская и совсем молодая, основанная в середине 90-х годов в мастерской А. В. Рябчикова Белгородская игрушка. Необходимо отметить, что Старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России». Прежде всего, это сам материал. Тут чистая глина, поэтому игрушки коричневого цвета. Если их расписывают, глину покрывают краской, и исчезает эта изюминка - сам природный материал.
Восстановление, сохранение и возвращение в наш быт традиционной глиняной игрушки, как составного элемента народной художественной культуры Белородчины-задача важнейшая и неотложная. С идеей возрождения промыслов традиционной южнорусской глиняной игрушки на базе средней школы № 46 г. Белгорода в1993 году создана «Мастерская традиционных народных художественных промыслов Белгородской области», основателем и руководителем которой в течение 9 лет был кандидат педагогических наук Александр Васильевич Рябчиков. Им и преподавателями мастерской с целью исследования этнохудожественной традиции в Белгородской области были проведены две этнографические экспедиции по селам Белгородского, Шебекинского, Красногвардейского районов. Более 270 учащихся прошли обучение гончарному ремеслу по изготовлению глиняной игрушки. После смерти А. В. Рябчикова с 2002 года музей возглавляет единомышленник и продолжатель его дела М. А. Алексеева
Народный мастер Белгородской области Евгений Алексеевич Иванов, единственный в области, занимался последнее время возрождением Борисовской звуковой игрушкой, но, к сожалению, он умер.В экспозиции Белгородского государственного музея народной культуры в разделе, посвящённом борисовской керамике, есть стенд, где представлена и Старооскольская игрушка, и экспонаты борисовской игрушки, его четыре работы. Это как раз барыня и хозяин с курами, которые либо отправляются на ярмарку, либо с неё возвращаются с покупками.
Эти работы сделаны именно по мотивам традиционной борисовской игрушки - но Евгений Иванов их сделал по-своему. Игрушка, которой он занимался, имеет какие-то общие черты с теми, которые когда-то делали мастера - допустим, форму глаз, рта, у них та же образно-стилистическая основа. Но повторять в точности контур работ мастеров ему было не интересно. Приложение 7
«Это вообще не путь развития традиции. Промысел развивается, когда есть творчество, когда на основе традиции создаётся то, чего ещё не было.» - думал Е. Иванов. У него было в планах - на основе этой игрушки создать коллекцию глиняной игрушки, а именно, людей, образы которой демонстрировали бы разнообразие промыслов и ремесел нашего края, Борисовки - а их было у нас больше 70.
Также в Борисовском историко-краеведческом музее сейчас есть его коллекция. Так что люди могут увидеть наглядно, каким был этот промысел. Из репортажа Татьяны Черных от 10.06.2021года «Из чистой глины. Как на Белгородчине делают борисовскую игрушку» узнал об Е. Иванове. Приложение 8
Он считал игрушку своеобразной, её образы не похожи ни на одни из известных в России. Сколько он ни смотрел и не изучал самых различных игрушек, не встречал ничего даже отдалённо похожего.
И еще немаловажный фактор - что этот промысел появился именно в нашей области, потому что сейчас мало можно назвать промыслов, которые, появившись в нашем районе, получили бы дальнейшее развитие именно у нас. Данным промыслом заинтересовались в Тульской области - там есть посёлок Одоево, где делают филимоновскую игрушку. Евгений Алексеевич Иванов дважды ездил туда на фестиваль «Сказки деда Филимона» и наблюдал большой интерес к борисовской игрушке.
Ещё он выставлялся в Москве на заочной выставке народных промыслов. А летом 2014 года, незадолго до всех событий, с супругой были на Украине, в Мелитополе, где проводилась научная конференция по народным промыслам. Там ему сказали, что наша игрушка очень необычна и что нужно ею заниматься.
А вот почему игрушка стала именно такой, - ответа на этот вопрос уже не получить, потому что мастеров уже нет в живых. Он общался с внучкой мастера Моргуна, - не говорят ничего больше того, что уже написано в книгах.
В настоящее время в Борисовском Доме ремесел работаетруководитель студии декоративно-прикладного творчества по глиняной игрушкеНовикова Елена Васильевна. Она была знакома с народным мастером Белгородской области, училась у него и других мастеров на различных творческих встречах и фестивалях. Я вместе с моими руководителями встречались с Еленой Васильевной. Рассматривали ее работы.Приложение 9
Новикова Елена Васильевна окончила Белгородский государственный институт искусств и культуры по специальности «Руководитель студии декоративно-прикладного творчества». В МБУК «Борисовский Дом ремёсел» работает с 2010 года. Елена Васильевна постоянно повышает квалификацию в областной школе мастера Белгородского государственного центра народного творчества. В 2021 году приняла участие в мастер-классах «Технологии изготовления традиционной глиняной игрушки Белгородской и Липецкой областей». Принимает активное участие в организации и проведении всех районных выставок декоративно-прикладного творчества.
На её занятиях дети приобщаются к традициям и секретам выполнения Борисовской музыкальной игрушки, выполняют образцы игрушек, участвуют в выставках, получают награды, что говорит о их заинтересованности в развитии и сохранении промысла.
Глава II. Практическая часть
2.1. Анкетирование среди одноклассников
Изучив историю происхождения свистульки, решил выяснить у одноклассников, что они знают по теме моего исследования и провёл анкетирование. Вопросов было 6, опрашиваемых 21 человек (дети 2в класса). Результаты опроса представлены в таблице. Приложение 10
Анализируя ответы, я выяснил, что дети видели деревянные и керамические свистульки в виде козликов, баранов и птичек. У некоторых ребят игрушки есть дома. Но ничего не знают о Борисовской свистульке, хотели бы узнать о её происхождении и попробовать даже изготовить их своими руками. В своей работе я решил узнать историю свистульки, рассказать о мастерах, возрождающих борисовскую музыкальную игрушку и научиться делать её своими руками. Убежден в необходимости изучения забытых промыслов.
2.2. Изготовление музыкальной игрушки.
2.2.1. Подготовка к изготовлению игрушки
Для изготовления музыкальной игрушки:
1) познакомился со статьями в интернете о том, почему в Борисовке изготавливали свистульки и о мастерах, возрождающих промысел;
2) просматривал в интернете мастер-классы:
- народного мастера Белгородской области Е. А. Иванова по изготовлению свистульки «Петушок»;
- руководителя студии декоративно-прикладного творчества по глиняной игрушкеЕ.В. Новиковой «Баран»
3) встретился с Е. В. Новиковой
4) приготовил инструменты и красную глину.
2.2.3. Посещение исторического музея и Дома ремесел в п. Борисовка
С моими руководителями Арефьевой Л.П. и Романенко Г.А. посетили исторический музей и Дом ремесел в п. Борисовка. В историческом музее рассмотрели работы Е.Иванова и Ю.П. Агафонова. Елена Васильевна рассказала о своей работе по возрождению традиции изготовления свистулек. С большим интересом рассмотрели ее работы и работы ребят. Показала мастер-класс по изготовлению свистульки «Петушок». Приложение 11
2.2.4. Мастер-класс по изготовлению свистульки «Петушок»
Приготовили инструменты, красную глину, образец «Петушок» и принялись за работу. Раскатали шарик, слепили «блинчик», соединили и загладили до середины, потом до конца. Приготовили два шарика для передних ножек, прилепили и разгладили. Добавили голову и сформировали гребешок. Разгладили влажной губкой. Нанесли рисунок на гребешок с помощью палочки. Приступили к формированию боковых отверстий с помощью обратной стороны кисточки. Палочкой сформировали отверстие для образования звука. Получилось! Петушок запел! Игрушку я забрал домой. Рассказал о своей поездке сестренке, родителям и бабушке с дедушкой. Поиграл на свистульке.
Приложение 11
2.2.5. Изготовление «Петушка» и «Барана»
С руководителями просматривали по интернету мастр-классы:
1) заслуженного мастера Белгородской области Е. Иванова и изготовили свистульку «Петушок», постоянно останавливая видео. Особенно трудно удавалось добиться звучания. Получилось только со 2 раза.
Приготовили инструменты, красную глину и краски. По совету мастера, я раскрасил игрушку, но сделал вывод, что петушок смотрится более интереснее из натуральной глины с вдавленным рисунком.
2) Следуя совету Е.В.Новиковой изготовили игрушку «Баран». Приложение 12
2.3. Знакомство одноклассников с материалами исследования «Борисовская музыкальная игрушка»
Мне очень хотелось узнать мнение моих одноклассников. Я решил познакомить с результатами моей работы. На онлайн классном часе показал одноклассникам получившиеся игрушки, продемонстрировал как они звучат. С помощью презентации познакомил с историей создания свистульки. Дети с удовольствием меня слушали и рассматривали игрушки мастеров. Были удивлены тому, как можно сделать музыкальную игрушку своими руками. Предложил ребятам на весенних каникулах посетить мастер-класс в Доме ремесел в п. Борисовка. Ребята с радостью согласились.
Заключение
Свистулька-не просто занятная вещичка, она имеет конкретный практический и мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание наших далёких предков. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Именно поэтому, думаю, родная культура должна стать неотъемлемой частью души каждого человека.
Борисовская глиняная игрушка в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Взрослые и дети, соприкоснувшись с глиняной игрушкой, приобщаются к традициям и секретам ее выполнения, заинтересованы в развитии и сохранении старинного промысла.
Вывод: гипотеза о том, что глиняные игрушки-свистульки возрождаются и возвращаются в жизнь людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций и промыслов.
Цель по изучению истории возникновения игрушки-свистульки и её связи с народными традициями достигнута.
Изготовил игрушки-свистульки, познакомил одноклассников с историей создания борисовской музыкальной игрушкой.
Практическая значимость: материалы исследования можно использовать для организации выставки, проведения тематических классных часов, на уроках по истории, краеведению, изобразительного искусства, музыки при изучении народных художественных промыслов, Помогут лучше узнать традиции, культуру своего народа и края.
Список использованных источников и литературы:
Блинов, Г. (1976, 29 января). Борисовские игрушечники. Призыв.
Ботова, С. И. (2000). Рукотворная краса земли Белгородской (С. И. Ботова, Т.
https://bel.aif.ru/culture/art/iz_chistoy_gliny_kak_na_belgorodchine_delayut_borisovskuyu_igrushku
https://www.showbell.ru/promysly/?st=borisovskaya
https://dzen.ru/a/YtB-AMjlPkkPRAwC
https://belstory.ru/goroda/borisovka/borisovka-tsentr-kustarnh-promslov.html
https://borisovka-remeslo.borisovka-kultura.ru/
Приложение 1 Древние простейшие свистульки |
||||||
Приложение 2 Разнообразие свистулек |
||||||
Приложение 3 Современные свистульки-окарины |
||||||
Приложение 4 Игрушки Михаила Ивановича Моргуна |
||||||
Приложение 5 Михаил Иванович Моргун за работой на гончарном круге собственной конструкции |
||||||
Приложение 6 |
||||||
РИСУНОК 2. БОРИСОВСКИЕ ИГРУШКИ. П. Е. ТКАЧЕНКО 1950–1960-Е ГГ. КРАСНАЯ ГЛИНА, ОБЖИГ, ГЛАЗУРЬ. ПОС. БОРИСОВКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. СЛИКА 2. БОРИСОВСКЕ ИГРАЧКЕ. П. Ј. ТКАЧЕНКО 1950–1960. ГОД. ПЕЧЕНА ЦРВЕНА ГЛИНА, ГЛАЗ |
РИСУНОК 1. БОРИСОВСКИЕ ИГРУШКИ. М. И. МОРГУН И П. Е. ТКАЧЕНКО 1950–1960-Е ГГ. КРАС- НАЯ ГЛИНА, ОБЖИГ, ГЛАЗУРЬ. ПОС. БОРИСОВКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. СЛИКА 1. БОРИСОВСКЕ ИГРАЧКЕ. М. И. МОРГУН И П. Ј. ТКАЧЕНКО 1950–1960. ГОД. ПЕЧЕНА ЦРВЕНА ГЛИНА, ГЛАЗУРА. НАСЕЉЕ БОРИСОВКА У БЕЛГОРОДСКОЈ ОБЛАСТИ |
|||||
Приложение 7 Мастер-класс народного мастера Белгородской области Евгения Алексеевича Иванова |
||||||
Приложение 8 Коллекция игрушек Иванова Е.А. в Борисовском историко-краеведческом музее |
||||||
Приложение 9 Работы Новиковой Елены Васильевны и работы детей |
||||||
Приложение 10 Анкетирование |
№ п/п |
Вопросы |
Да |
Нет |
Видели ли вы игрушки свистульки? |
21 |
0 |
|
Из какого материала они сделаны? |
14 дерево |
7 керамика |
|
Какой формы эти музыкальные игрушки? |
10 птички 6 козлики 5 бараны |
0 |
|
Есть ли у вас дома такие игрушки-свистульки? |
8 |
13 |
|
Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана свистулька |
3 |
18 |
|
Слышал ли ты, или может видел Борисовскую свистульку? |
4 |
17 |
|
Всего опрошено 21 человек |
Приложение 11 Мастер-класс с Новиковой Е.В.по изготовлению свистульки «Петушок» |
||
Приложение 12 Красная глина. Игрушки «Петушок» и «Баран» |
||