Люби и знай родной свой край

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Люби и знай родной свой край

Окотэтто Ф.В. 1
1МБОУ "Сеяхинская ШИ"
Суханова Н.А. 1
1МБОУ «Сеяхинская ШИ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок.

В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое-

Это всё моё, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!

Мы живём на великой земле. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.(4.с50

Актуальность темы:

Каждый человек должен знать о том месте, где он родился и живёт.И мне захотелось узнать, как мои одноклассники выразят любовь к своей малой родине в своих фотографиях.

Объект исследования:

Моя родина – Ямал.

Предмет исследования:

Природа родного края.

Мой план действия.

1.Приготовил анкету, и провел опрос одноклассников об истории возникновения Ямала.

2.Подвел итоги своей предварительной работы.

3.Проанализировав ответы анкеты , я получил следующие результаты.

 \Приложение 1\

Опрос детей показал:

80% знают, где расположен наш край

100% знают, как он называется

60% знают историю возникновения края

53% могут ответить на вопрос, за что можно любить свой край

Проблема исследования:

Затрудняются ответить на вопрос, за что можно любить свой край.

Так возникла тема исследовательской работы

«Люби и знай родной свой край»

Гипотеза

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Цель работы – изучить родные сердцу уголки своей малой родины.

Для выполнения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1.Подобрать материал по исследуемой проблеме.

2.Расширить знания о своём родном крае.

3.Создать фильм «Я люблю тебя Ямал».

Наметил план действий.

Для поиска ответов обратились за помощью к толковому словарю, поговорила со старожилами села, встретилась с работниками библиотеки , посетила сайты интернет, обратилась за помощью к руководителю школьного музея и учителю.

Методы исследования:

1. Изучение материала

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.    

3. Наблюдение и фиксация наблюдений.

Практическая значимостьматериалы данного исследования могут быть использованы при изучении истории нашего края на уроках окружающего мира, истории, географии, русского языка и литературы, при проведении классных часов и общешкольных мероприятий.

2.Основная часть.

Вы на карту посмотрите,

И Ямал на ней найдите.

Посмотрите: здесь наш дом...

Мы на Севере живём.

2.1Из истории Ямала.

Каждый народ имеет свою историю. И мне захотелось рассказать вам о суровом, но сказочно прекрасном северном  крае и о жизни народов, которые населяют Крайний север. Мы с вами живём на ямальской земле, на земле, у которой действительно великая судьба .Ямало-Ненецкий автономный округ – один из северных регионов Российской Федерации, расположенный на крайнем севере Западно-Сибирской равнины./Приложение 2/

Часть территории расположена за Северным полярным кругом. С севера Ямал омывается Северным Ледови­тым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. /Приложение 3/Первые сведения о ямальской земле, о коренных её народах: хантах и ненцах, относятся к IX веку. Первоначальное представление о богатствах северной земли и её людях было фантастическим. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают в виде дождя из туч. А местные жители покрыты шерстью и у них длинные хвосты. В 1595 году было построено укрепление под названием Обдорск. Сегодня это столица автономного округа Салехард. (4.с 24)

2.2.Промысел.

Включение северных земель в состав сильного русского государства имело огромное значение и содействовало росту могущества России. Сибирская казна приносила России более 600 (шестисот) тысяч рублей в год. А это третья часть бюджета страны!  Постепенно росло население. В крае развернулась широкая торговля пушниной, рыбой, мамонтовой костью, птицей и птичьим пером./Приложение 4/ Этому способствовала знаменитая Обдорская ярмарка, которая проходила через великий торговый путь Мангазея. Край земли - так переводится с ненецкого языка на русский слово «ямал». В старину называли эти места «краем крещённого света». С давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы./Приложение 5/ Но силён человек! На бескрайних просторах тундры пасут тысячные ста­да оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу - нельму, осетра, муксуна - ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов, ягод. Территорию округа населяют малочисленные представители таких народов как: селькупы, ханты, ненцы, манси. Самый многочисленный народ из них – это ненцы. В ЯНАО их проживает около 27 000 человек.(3.с 25)  Местные жители ведут кочевой образ жизни. /Приложение 6/ Жизнь кочевых народов соответствовала космическим ритмам природы, которые определяли жизнь животного и растительного мира тайги .

Наш край богат ягодами- брусникой, морошкой, клюквой. Все они помогают людям не болеть в экстремальных климатических условиях. Мне очень нравится брусничный морс, для его приготовления ягоды нужно положить в кастрюлю, залить водой и довести до кипения.

Морошка ,это северная клубника, хотя не такая сладкая, но очень полезная. В начале лета на болотах появляются полянки, густо покрытые белыми цветочками. И буквально через месяц , с небольшим уже можно собирать ягоды, жёлтые и водянистые. Хороша морошка и в замороженном виде! И если ей дать немного оттаять, получается изысканное блюдо, вкуснее, а тем более, полезнее любого мороженного./Приложение 7/

В Ямало-Ненецком автономном округе большое количество озёр и рек, которые зимой не промерзают до дна – они только покрываются льдом. Чтобы поймать рыбу в эту пору требуется больше усилий умений, чем летом. Ненцы и ханты прирожденные и удачливые рыбаки – умеют заводить невод под лёд. Это считается большим искусством, сформировавшимся в результате многовекового опыта./Приложение 8/

А я как рыбак – любитель обратил внимание на то, что рыба лучше клюёт, когда сильный мороз или ветерок с позёмкой.

2.3. Жилище

  К условиям кочевого образа жизни коренных народов, приспособлено разборное жилище – чум, которое прекрасно приспособлено к суровому климату севера. Это конусообразное сооружение, состоящее из овечьих шкур и 25-30 деревянных шестов. Всего на изготовление чума требовалось в среднем около 70 овечьих шкур. /Приложение 9/Устанавливали чумы женщины и девочки-подростки. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками – нюками из шкур оленя, а летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костёр, а сейчас растапливают железную печь. За огнём следили женщины. Разводили огонь из гнилого дерева или сухой лучины. Огонь поддерживали до утра, а утром женщины могла из одного уголька разжечь новый огонь в очаге. Топят печь валежником, сухой травой и мхом.  Найти топливо в тундре не так-то просто. По обе стороны печи располагаются спальные места. Освещается чум жировыми светильниками, свечами из оленьего жира, а чаще всего, только огнём из очага. При каждой перекочёвке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.и тундры.  Чтобы выжить народы вынуждены были кочевать по безбрежным просторам тундры в поисках новых богатых оленьих пастбищ, рыбных водоёмов. Им приходилось перевозить с собой не только предметы домашнего обихода, но и продукты питания. В течение года жители кочевали по определённому маршруту: весной на север, а осенью на юг. Поэтому не было смысла перевозить с собой все вещи. Их оставляли на старых нартах в определённых местах.(6.с55)

Вывод:

Для каждого человека родина начинается с отчего дома, с земли, на котором жили его предки ,там, откуда произрастают его корни. И в какой бы дали от дома волей судьбы он ни оказался, его мысли и воспоминания возвращаются туда, где начинаются его истоки…

3.«Нам есть чем гордиться и что беречь…»

«Всякому мила своя сторона» гласит народная мудрость. И с этим трудно не согласиться. И мне захотелось узнать, как мои одноклассники выразят любовь к своей малой родине в своих фотографиях. У меня получился фильм «Я люблю тебя Ямал»». Представляю его вашему вниманию.

Вывод

Откуда начинается Родина?

Однозначного ответа нет. У каждого он будет свой.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его мы славим, воспеваем

- Ямальский округ - родина моя!

/Приложение № 10/

4.Заключение

Я считаю, что достиг цели, узнал историю происхождения моего края и рассказала своим одноклассникам.

                       

Моя жизнь ещё впереди, но я уже осознаю, что никогда не предам свою малую Родину, даже если не буду здесь жить, но я буду часто приезжать, а ещё – с гордостью рассказывать своим друзьям и знакомым о самом лучшем, самом светлом и замечательном, самом дорогом месте на планете Земля!

Будет время идти, будут новые песни слагаться

О богатствах Ямала, об этой прекрасной земле,

Будут внуки детей, как и вы, в эту землю влюбляться,

Будет солнце светить им в морозно-сиреневой мгле.

 

5.Литература:

1.Василий Быковский. Азбука Ямала. Часть 1-Екатеринбург: Издательство Баско 2012.

2Лапцуй Л.В. Песнь моя – моей земле: Избранное. /Сост. Н.И. Ного; предисл. В.А.Рогачева. – Тюмень: Издательство Ю.Мадрики, 2000

3.Морозов Ю.А. Коренные малочисленные народы севера Ямала. Санкт-Петербург: ООО «Русская коллекция», 2005.

4.Морозов Ю.А. Салехард-город на Полярном круге.- Санкт-Петербург: ООО «Русская коллекция», 2005.

5.Ругин Р.П. Избранные стихи. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2004.

6.Сусой Е.Г. Из глубины веков.- Институт проблем освоения Севера СО РАН. – Тюмень, 1994.

.                                                                Приложение №1

Социологический опрос: Что я знаю об истории своего края? 

Цель: получение инфомации с целью проведения дальнейшего исследования истории родного края.

Срок проведения: ноябрь 2023года

Анкетирование проводилось среди обучаюшихся 1 б класса Сеяхинской школы –интернат.

В анкетировании приняли участие 22 обучающихся.

Вопросы анкеты

Знаете ли вы:

1.Где расположен наш край?

2.Как он называется?

3.Историю возникновения края.

4.За что можно любить свой край?

Опрос детей показал:

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение №4

Приложение № 5

Приложение № 6

Приложение № 7

Приложение № 8

Приложение № 9

Приложение № 10

Просмотров работы: 11