ИЗУЧЕНИЕ КУСТАРНЫХ ПРОМЫСЛОВ НАЧАЛА XX ВЕКА КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА ШЕЛАЕВО ВАЛУЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ КУСТАРНЫХ ПРОМЫСЛОВ НАЧАЛА XX ВЕКА КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА ШЕЛАЕВО ВАЛУЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Степанова В.Ю. 1Меркелова В.Ю. 1
1МОУ "Шелаевская СОШ" Валуйский район Белгородская область
Салова С.В. 1Горохова А.М. 1
1МОУ "Шелаевская СОШ" Валуйский район Белгородская область
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Там,где река Ураевка впадает в широководный Оскол, примерно в 10 километрах от районного центра, расположилось живописное поселение, имя которому – Шелаево. В глубь веков и тысячелетий уходит история заселения нашего родного края.

Ос­но­ва­но оно в XVII веке при­слан­ны­ми в го­род-кре­пость Ва­луй­ки из Моск­вы и Тулы слу­жи­лы­ми лю­дь­ми. В 1859 году — Ва­луй­ско­го уезда «село ка­зен­ное Ше­ла­е­во при реке Оскол», «по боль­шо­му про­се­лоч­но­му трак­ту из го­ро­да Ва­лу­ек в город Ку­пянск». В 1900 году — Ва­луй­ско­го уезда Ка­зац­кой во­ло­сти «село Ше­ла­е­ва (Кня­зе­ва, Ха­ри­на, Ша­ла­ва) при реках Оско­ле и Ура­е­вой, при Харь­ко­во-Ба­ла­шов­ской линии Юго-Во­сточ­ной же­лез­ной до­ро­ги» — 3682,9 де­ся­ти­ны на­дель­ной земли, цер­ковь, 6 об­ще­ствен­ных зда­ний, цер­ков­но-при­ход­ская школа, 2 вет­ря­ные мель­ницы, 2 ме­лоч­ные и вин­ная лавки, яр­мар­ка. С июля 1928 года село Ше­ла­е­во в Ура­зов­ском рай­оне — центр Ше­ла­ев­ско­го сель­со­ве­та, в ко­то­рый вхо­ди­ло также село Ко­лы­ха­ли­но. Село Шелаево привольно раскинулось на левом берегу одной из крупнейших рек Белгородской области – Осколе. Из рассказов старожилов села, по воспоминаниям их предков мы узнали, что с самого зарождения села, наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: вышивка, лозоплетение, изготовление изделий из дерева, вязание, резьба по дереву и др.

Кустарные промыслы, распространенные на территории села Шелаево, до настоящего времени не являлись предметом специального исследования. Они уникальны, имеют свои условия возникновения. В нашем селе, которому более четырехсот лет, живут и работают люди, которые продолжают традиции предков, заботливо создают красоту своими руками на радость окружающим.

Актуальность нашей работы определяется социально-прикладной значимостью исследования, способствующего возрождению и сохранению традиционных производств как составной части русской национальной культуры.

Основная цель нашего исследования – определить место и роль кустарных промыслов начала XX вв., распространенных в настоящее время на территории села Шелаево.

Задачи:

1. Изучить основные кустарные промыслы, распространенные в настоящее время на территории села Шелаево.

2. Исследовать особенности технологии кустарных промыслов начала XX века, возрождающихся в современном селе.

3. Определить перспективы сохранения и развития кустарных промыслов в селе Шелаево в XXI веке.

Методы и приемы:

  • изучение и анализ источников и литературы по проблеме исследования;

  • изучение творческого опыта народных мастеров села Шелаево Валуйского городского округа;

  • опытно-исследовательская работа (беседы с мастерами народного творчества, работниками

Центра культурного развития с. Шелаево .

---- поисковый;

  • констатирующий;

  • самоанализ результатов.

Предметом исследования являются кустарные промыслы, распространенные на территории современного села Шелаево.

1. КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НАЧАЛА XX ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО СЕЛА ШЕЛАЕВО

Кустарное производство — это производство изделий с применением ручного труда. Под кустарным производством подразумевается массовая выработка товарных изделий мелкими производителями — крестьянами или горожанами деревенского типа, работающими на рынок, т. е. на посредника или неизвестного потребителя, или одиночно, или целой семьей, иногда при участии в этой работе наёмных рабочих, если того требует характер производства. 

Кустарные промыслы в Шелаево весьма разнообразны: их насчитывается свыше двадцати. Кустарные промыслы, которыми занималось сельское население распределяются на следующие виды:

1) иконописание с отдельными производствами: дощечным, киотным, позолотным и иконообделочным;

2) кожевенный, сапожный, шорный, овчинный и шубный промыслы;

3) производство роговых изделий;

4) производство волосяных изделий;

5) шерстобитный промысел;

6) войлочный;

7) деревообделочный промысел (бондарный, столярный, изготовление оконных рам, экипажей, телег, саней и пр., колес, дуг, ободьев, осей, ящиков, мерниц, обручей, граблей, ручек для кос, деревянных гребней и гребенок, прялок, берд, сундуков и других изделий);

8) корзиночный промысел;

9) производство сельскохозяйственных машин и орудий (борон, сох, плугов, раль, веялок, молотилок, шерсточесалок и др.);

10) кузнечный промысел;

11) изготовление проволочной изгороди;

12) гончарное и кирпичное производство;

13) изготовление жерновов;

14) ткачество (полотно, холст, рушник, полотенца, скатерти. Рукава для женских рубашек, кушаки, пояса, сукно, возжи, плахты, ковры, попоны, дорожки, ложники и др.);

15) производство рыболовных снастей;

16) пенькопрядный помысел;

17) шапочно-куртузный и портяжный промыслы;

18) чулочно-вязальный;

19) вышивной и кружевной;

20) разные промыслы: изготовление крестиков, колец, серег, разных жестяных изделий, добывание камня, изготовление ульев, лодок, гармоник, набойка холста, печение бубликов, изготовление мороженного, выжигание угля и пр.

К примеру, за период со второй половины XIX – начала XX вв. количество наименований промыслов уменьшилось более, чем в 3 раза.

С целью выяснения знают ли представители молодого поколения о том, какие ремесла распространены были на территории нашего села ранее мы провели анкетирование среди учащихся 2-4 классов. Были предложены следующие вопросы учащимся:

1. Знаешь ли ты, какие ремесла были распространены в нашем крае ранее?

2. Знаешь ли ты, какими видами ремесла занимаются жители нашего края сейчас?

3. Кого из жителей нашего села, народных умельцев, вы знаете?

Результаты были такие: из -х классов опрошено 26 человек на первый вопрос ответили; что знают, какими ремеслами занимались в нашем крае – 16 человек. Дети называют следующие ремесла в нашем крае:

  1. плетение из лозы, изготовление изделий из дерева (коромысла, ведра), ткачество,вышивка, изготовление половиков, гончарное дело,вязание , бондари

Отрицательно ответили – 10 человек, т.е. они не знают, какими ремеслами занимались в нашем крае.

На второй вопрос ответили положительно – 15 человек, назвав следующие виды ремесла: изготовление веников, метелок, лозоплетение, вышивка, вязание, шитье, резьба по дереву.

Отрицательно ответили 11 человек.

На третий вопрос смогли назвать среди жителей села людей, занимающихся ремеслом 10 человек.

1)Беляев Евгений – плотник (2 чел), Кубаева Маргарита – 2 чел (резьба по дереву).

2) Мазаловы -1 чел. ( плотничество и лозоплетение)

3)Потеряхина Зоя - швея.

Отрицательно ответили 16 человек.

Таким образом, анализируя анкету можно сделать вывод, что 26,9 % учащихся не знают, какие ремесла были распространены в нашем крае.

60% учащихся называют лозоплетение как самый распространённый вид ремесла в селе.

42.3% не знают, какими ремеслами занимаются сейчас в нашем крае.

38,4 % знают людей, которые занимаются различными видами ремесла в нашем селе.

Чтобы заполнить пробелы в знании ремёсел, я и начал работу над проектом.

2. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КУСТАРНЫХ ПРОМЫСЛОВ В С. ШЕЛАЕВО В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

2.1.Особенности технологии кустарных промыслов, популярных
в современном селе Шелаево

Плетение кружев и вышивание.

Промысел относят к самым незначительным, случайным местным промыслам кустарного вида. В целях поддержания кружевного промысла, в некоторых уездах были организованы школы кружевниц. Украшали вышивкой женскую и мужскую одежду, рушники, скатерти, набожники, подузорники, и др. Большую роль в жизни человека играл вышитый рушник, он сопровождал его от рождения до смерти, с ним всегда встречали дорогих гостей хлебом-солью. Свою особую роль играл он в родильных и крестильных обрядах, а также широко использовался в свадебном обряде, руки жениха и невесты связывали рушником. Когда умирал человек, гроб в могилу опускали на рушниках.

Ткани из конопляных нитей для всех изделий в основном ткали в домашних условиях на ткацких станках, а во второй половине XIX века стали применять покупные, такие как миткаль неотбеленная покупные хлопчатобумажные, реже - мягкие крученые шерстяные, которые назывались гарус, а после Великой Отечественной войны стали использовать мулине и ирис.

С работами шелаевских рукодельниц можно познакомиться в школьном краеведческом музее.Наталья Егоровна любила затейливые узоры из цветов, вышивала крестом и гладью. Работы Косовой Натальи Егоровны бережно хранятся в семье. В настоящее время традицию народного вышивания продолжают молодые мастера, которые создают вышивки, а также целые картины и красочные композиции. Вышивкой занимались даже мужчины. Очень красивые изделия вышивал Князев Михаил Ефимович.

Чулочно-вязальный промысел.

Промысел был наиболее распространен среди крестьянок, особенно пригородных слобод, которые занимались вязанием чулок, варежек. Промысел не имеет какой-либо определенной организации и не составляет постоянного занятия. Все женское население в свободное от хозяйственных работ время занималось чулочно-вязальным промыслом. С распространениемв конце XIX века чулочно-вязальных машин он заметно стал сокращаться. Но, на исследуемой территории, женщины и подростки – девочки, не отлучающиеся в отхожий промысел (на поденные работы), вязаньем чулков занимались круглый год, все свободное от других хозяйственных занятий время; большая часть мастериц настолько усовершенствовались в этом производстве, что выполняли его механически: некоторые женщины, шли на базар или ехали на работу и одновременно вязали чулки. Наемный труд в этом промысле никогда не применяется. Работа производилась зимой в избах, летом на открытом воздухе. Никаких особых приспособлений для производства не требовалось, единственным необходимым инструментом в этом промысле являются обыкновенные вязальные спицы. За рабочий день одна хорошая работница могла связать 1 пару больших женских чулков или 1½ пары средних; семья в три работницы в течение года могла приготовить 300-400 пар средних чулков. В наше время, чуть ли не каждая женщина умеет вязать носки, чулки, пинетки.

Производство соломенно-лозовых плетений

Выделкой соломенно-лозовых плетений крестьяне занимались во многих селах уезда, но этот промысел не носил характера кустарного, так как эти изделия изготавливались лишь для собственного употребления, производством плетений занимается почти каждый двор. Это вид деятельности был распространен только в зимнее время. Сырым материалом в производстве служит солома и лоза. Прежде всего вяжется жгут толщиной в ¾ см - 1 в диаметре; из этого жгута изготавливают дно, а потом постепенно начинают плести стенки напола (корзины). Наполы плетутся без крышек, но по заказу делают и с крышками. В промысле работали иногда и женщины; на них возлагалось строгание лозы. Работали в жилых помещениях.

В селе Шелаево издревле делали деревянные изделия: бочки, кадки, ступы, предметы кухонной утвари (ушаты, ухваты, жбаны, ложки, чаны, лохани, ковши), домашнего обихода (корыта, рубели), орудия труда (трепала, гребни и щетки для обработки волокна, мялки, прялки, ткацкие станы, вилы-тройчатки). А также удивительной красоты изделия из лозы. Одним из таких мастеров был Сурин Яков Митрофанович – наш односельчанин. Оказалось, что это тот самый человек, грамота которого висит в нашем музее. И мне захотелось узнать о нем как можно больше. Я выяснила, что родственников у Якова Митрофановича практически не осталось, но живет в нашем селе его внучка, Прасковья Александровна Шелаева. Мне удалось взять у нее интервью. Она рассказала мне много интересного о своём дедушке.

Был он человеком мастеровым и одарённым. Родился Яков Митрофанович Сурин в селе Шелаево в 1885 году. Детство, обычное для многих деревенских ребятишек, оставило в нём смутные воспоминания: очень уж тяжёлым и безрадостным оно оказалось. Дом был большим, под черепицей, гостеприимным и добрым. Растили детей в уважении к старшим и любви к младшим. Четыре года Яков Митрофанович посещал церковно-приходскую школу нашего села. Здесь научили его думать, интересоваться окружающим миром, привили любовь к чтению. Что не познал в школе, то одолел крестьянским умом и хваткой. А любовь к книге сохранил до глубокой старости. После школы Яков Митрофанович закончил ещё Валуйское ремесленное училище. Учился здесь лозоплетению. Отличался хорошим поведением и прилежанием к труду. До советской власти этот мастер работал как ремесленник: сам делал, сам возил свои изделия на базар. Его там хорошо знали, товар ценили. Об этом свидетельствует Похвальный лист за искусство лозоплетения, выданный Валуйским земством в 1908 г., который сейчас хранится в школьном музее. Немного позже работал Яков Митрофанович в Шелаевской артели. Из талантливых рук его выходили замечательные детские кроватки, кресла и стулья, этажерки для книг, корзиночные изделия (лукошки), шумовки и др.. Когда артель распалась Яков Митрофанович работал дома. Заказов всегда много было, особенно из посёлка Уразово. Люди там жили зажиточнее, чем у нас. Для врача Кобанова ремесленник смастерил всю мебель в дом. Делал изделия и для своих односельчан: Саловой Веры, Суриной Марфы, для семей Князевых, Вереиных. Для школьников мастерил этажерки.

Куст для изделий ремесленник заготавливал за рекой Оскол в своём селе Шелаево. Резал его по балкам, озёрам. Куст выбирал с краснинкой, называли его «шульга». Это был мелкий куст, который использовался для маленьких изделий: лукошек, корзинок, шумовок. Для более крупных изделий (кресла, этажерки, стулья, подцветочницы) нужен был материал покрепче. Его Яков Митрофанович тоже заготавливал в своём селе. Растёт он здесь всюду и называется – лоза. Куст приносил домой. Мелкий -складывал в чугун, заливал водой, кипятил, вытаскивал. Потом складывал в ровные стопочки и сразу укрывал «дерюгами», т. е. большим куском грубой ткани, чтобы куст пропарился и хорошо чистился. Чистил его Яков Митрофанович сидя, брал «драчку» (от слова отдирать) и отдирал кору. Крупный куст очищал ножом. После «драчки» мелкий куст мастер надрезал ножом у основания, маленьким колуночком раскалывал его и складывал. Заготавливал большие стопки. Затем мелкий куст пропускал через шинок (от слова «шинковать»). Подручный материал выходил гладкий, мягкий и удобный для дальнейшей работы.

Кресло Яков Митрофанович начинал изготавливать с нижней крестовины, потом делал к ней ножки. Для скрепления крупного куста использовались мелкие гвоздики и проволока. Для того чтобы выгнуть куст на спинку кресла, использовалась так называемая «жамка». После обработки на ней куст получался овальный или круглый. Характерной особенностью работы Якова Митрофановича было умение плести косички из куста для украшения своих изделий. Такие затейливые узоры использовал он и для кресел. Косички плелись из мелкого куста, из 7 кустиночек. Повторить эту кропотливую работу никто из последователей не смог. После изготовления украшений Яков Митрофанович начинал делать сиденье кресла. Для этого тоненький куст тщательно пропускал через шинок. Потом каждый кустик прибивал на обыкновенный обеденный стол и начинал плести кружева. Лишние боковиночки затем обрезал, округлял и прибивал. Работа готова. Работа эта была кропотливая, трудоёмкая, но, к сожалению, малооплачиваемая. В советское время народный умелец делал для колхоза, в который вступил в 1933 году, «кошёлки», т. е. большие корзины, при помощи которых колхозники собирали свеклу с закреплённых за ними участков. Звеньевые всегда хотели, чтобы именно Яков Митрофанович плёл корзины, потому что его изделия отличались хорошим качеством.

Прасковья Александровна часто оставалась с дедом дома, так как её мама рано уходила на работу и трудилась допоздна. Внучка помогала своему деду в работе: ходила за лозой, держала «жамку», чтобы гвозди с обратной стороны заворачивались и не кололи. Якову Митрофановичу труд был в радость. Плетя очередную корзину, он всегда напевал песни. Прасковья Александровна вспоминает, что дед никогда не ругался и был очень добрым человеком. Настолько добрым, что его любили все дети, а ведь было у него их пятеро (две дочери и три сына ). Матерью Прасковьи Александровны была старшая дочь Якова Митрофановича. Овдовел талантливый мастер рано. На руках осталось 5 детей, но он больше не женился. Вот так за всю жизнь Яков Митрофанович Наумкин, так его звали по-уличному, нажил пятерых детей и славу талантливого мастера. Всю жизнь этот незаурядный человек прожил в родном селе, а умирал в Уразово у сына Епифана . Не стало народного умельца 19 июля 1971 года, на 86 году жизни ушёл он в мир иной, оставив о себе память и благодарность потомков. Были у Якова Митрофановича соратники по лозоплетению: Кубаев Владимир Самсонович, Луншин Аликан, Шелаев Валентин Они тоже наши односельчане. Но никто из них не превзошел по мастерству Якова Митрофановича. Очень сожалел Яков Митрофанович о том, что никто из детей не пошёл по его стопам. Но, тем не менее, все они достойные наследники своего отца. Они сохраняли память о нём и передавали потомкам. Сегодня для нас ценны воспоминания внучки Якова Митрофановича - Прасковьи Александровны. Она может не только рассказать о своём деде, но и показать, как и чем он трудился. У неё сохранились некоторые инструменты деда, изделия. Часть этого наследия Прасковья Александровна передала Шелаевскому краеведческому музею. Внучку Якова Митрофановича часто приглашают в школу, в музей на краеведческие уроки. Прасковья Александровна говорит о своём дедушке с гордостью и любовью. Сама она участница народного хора при Шелаевском ДК, женщина одарённая и неравнодушная. Вероятно, сказываются гены.

Ткаций промысел.

Ткачество, как кустарный промысел тоже был распространен в нашем селе. Здесь ткались самые разнообразные ткани, выработанные из волокон конопли (замашка), льна, бумаги и шерсти, начиная от самых тонких, с прекрасными рисунками холстов, полотен и ковров, окрашенных в яркие цвета, собственной окраски, до самых грубых тканей, необходимых в крестьянском хозяйстве.

Материалы употребляемые в промысле: шерсть, замашки и лен – получаемые в своем хозяйстве, бумага, шелк и краски – покупные. Обработка зависела от рода материала и изделий. Наиболее ценный материал требуется для высокосортных кушаков – шленская шерсть и шелк. На шерстяные материи шли пристреж (шерсть осенней стрижки) и поярок (шерсть молодых овец). На сукно – старика (шерсть весенней стрижки) и пристрежь. На попоны – старика.

Орудия применяемые в промысле: прялка (покупная), стан ткацкий (самодельный), гребни и берда (покупные), лощильная машина (покупная и самодельная), сукновальни – при мельницах.

Одним из источников получения материала для пряжи служили посевы льна на частновладельческих землях. Льняное волокно, крестьянки обычно получали за уборку и молотьбу льна.

Женщина должна была выбрать лен, разослать на полу для просушки, связать в снопики, отвезти их на гумно, обмолотить на веретьях пральниками или вальками и провеять; только после этого она получала стебли льна для себя и забирала их домой, где и подвергала его дальнейшей обработке для получения волокна.

Особого искусства достигали крестьянки в тканье полотен для скатертей, так называемых, свадебных, которые ткались узкими, сшивались по два полотнища вместе, разделяясь посередине более или менее широкой разноцветной прошивкой (ткацкой), или кружевами, сделанными на коклюшках, или фабричными кружевами, что встречалось реже, почти исключительно у городского населения, которое также тканку заменяет кружевами, вязанными крючком из бумаги, такими же кружевами обшивали и узкие концы скатертей.

Сельские и деревенские женщины обшивали концы своих скатертей грубыми кружевами, плетеными на коклюшках, или украшали очень тонко и даже изящно мережками, а позднее концы скатертей стали, кроме кружев и мережек, вышивать разноцветной бумагой крестиком.

Весьма искусно также ткали рукава для рубашек. Ткани для рукавов выделывались особенно тонкие и украшались разнообразными красивыми рисунками, с местным орнаментом.

Не менее искусства и вкуса наблюдалось у ткачих при изготовлении полотенец: концы их очень часто оформляли красной бумагой в виде полос разной ширины, или различными рисунками, носящими чрезвычайно оригинальный характер местного орнамента, и обшивались кружевами и различными вышивками, до вышивки гладью включительно.

В основном для изготовления тканых изделий использовали коноплю.

Пришла эта культура на русскую землю в IX веке из Центральной Азии. В XIX - XX веках её растила каждая крестьянская семья. О том, как использовалась эта культура в крестьянских семьях села Шелаево, поведала известная мастерица села Галина Денисовна Наконечная. По ее словам, конопля была основным источником производства тканей для одежды. При этом для получения качественного урожая её сеяли на хорошо удобренной навозом земле. Хороший урожай также получали, если сеяли её на новой земле (то есть на целине). На прежнее место коноплю возвращали не раньше, чем через 4-6 лет. Посев осуществляли, когда земля прогреется до 8-10 градусов тепла. Обычно это приходилось на конец апреля - начало мая. Чаще всего коноплю сеяли мужчины, но в ХХ веке сеяли и женщины. На посев конопли мужчины надевали чистое бельё – так требовало поверье, - чтобы получить хороший урожай. Сеяли как можно гуще, чтобы и посконь (мужские стебли) и матерка (материнские стебли) выросли как можно тоньше, и из них ткали холсты тонкие и красивые.

В августе на посевах конопли выбирали посконь (дерганец). Сушили на солнце пучками (5-6 пучков – сноп). Сухие снопы мочили 8 – 10 дней в реке. Вымоченные снопы, извлечённые из реки, сушили, потом мяли, тёрли ногами, готовили кудели. Их пряли только на холсты.

Матерку выдёргивали подряд, вязали в пучки, сушили. Мочили 2- недели и после сушили, зачастую на печи. Из поскони и матерки холсты получались разные: из первой – нежные, из второй – грубые. Прясть начинали в самом начале Филипповки (Филипповского поста). Пряли каждодневно с утра и до позднего вечера до самого Рождества. Если не успевали попрясть все кудели, пряли весь мясоед (зимний М. с 25 декабря) до поста. Ткали до самой Пасхи. Весной холсты отбеливали: складывали их в бочки и засыпали сеяной подсолнечной золой, обдавали кипятком. Остуженные холсты несли на речку или озеро, укладывали их на мостик и колотили вильками, а после расстилали на траву. Они должны были сохнуть на солнце 3 дня при непрерывном поворачивании. Удивительной красоты мужские и женские сорочки, рушники, мотки ткани из конопли бережно хранят в семье Наконечных.

В конце XIX века женская рубаха служила одновременно нательной и выходной одеждой. Как и повсюду у восточных славян, преобладала рубаха, состоявшая из двух частей: верхней и нижней, соединённых поперечным швом, что объяснялось экономическими соображениями.

Верхняя часть обычно шилась из более хорошего материала и её называли «стан», «станина» или «грудка», «нагрудник», а нижнюю - «подстава». Рубахи, сшитые из целых кусков материи, обычно использовались в качестве обрядовых — свадебных, «смертных».

Среди реликвий у Наконечных хранится простыня, которая считалась роскошью в крестьянской семье. Она украшена полосками коричневого, жёлтого и красноватого цвета. На ощупь грубая (конопля ведь), но красиво. Были такие у единиц.

Настоящие мастерицы, которые создавали поистине произведения искусства - Сурина Мария Афанасьевна, Евстюхина Вера Афанасьевна, Косова Наталья Егоровна. По сей день они владеют удивительным мастерством и передают его своим детям и внукам.

2.2 Перспективы сохранения и развития кустарных промыслов

Научно-технический прогресс способствовал упадку промыслов. Товары, изготовленные кустарями, не могли конкурировать с промышленными по качеству и цене. Постепенно с развитием фабрично-заводской, промыслы стали исчезать. На территории села Шелаево, к сожалению, не было художественных промыслов. Это еще связано с тем, что район в основном был сельскохозяйственным. Только в зимнее время свободные от работы крестьяне могли заниматься ремеслами.

В школьном музее рассказывают о заселении края, жизни и быте крестьянства, женских и мужских ремеслах, праздниках и обрядах. В экспозиции представлены лучшие изделия современных мастеров и старинные образцы ткачества, костюма, вышивки, иконописи, гончарного производства.

В нашем селе ведется последовательная работа по развитию народных ремесел. Созданы кружки на базе Модельного Дома культуры. Основной задачей является сохранение, возрождение и развитие художественных народных промыслов, объединение народных мастеров, умельцев, оказание  содействия в их творчестве и производственной деятельности, эстетическое воспитание детей, молодежи через организацию обучения их навыкам, умению и мастерству народных умельцев. Это, в основном, плетение кружев, и вышивание, и чулочно-вязальный промысел, и производство соломенно-лозовых плетений и др.

Для трансляции промысловых кустарных технологий привлекаются мастера, владеющие аутентичными приемами того или иного производства, которые регулярно проводят мастер-классы для всех желающих приобщиться к возрождению историко-культурного наследия села.

Проблема сохранения и восстановления самобытной народной культуры, накопленного столетиями нематериального культурного наследия и его эффективного использования, в развитии отечественной культуры приобретает особую актуальность. Деятельность по сохранению и развитию традиционных ремесел осуществляет и Центр культурного развития с. Шелаево. Там проводятся различные мероприятия : выставки декоративно-прикладного творчества, мастер-классы и др. мероприятия. Действуют кружки декоративно-прикладного творчества.

Мы посетили мастер-класс по изготовлению куклы-травницы, который показала шелаевская рукодельница Глебова Надежда Васильевна. А ещё мастер-класс «мокрое валяние

« Валенки» , который провела для нас Косянчук Лариса Николаевна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиции – важнейшая составляющая духовного и культурного пространства любого народа, основа формирования национального самосознания. Это широкое понятие включает национальные особенности духовного уклада того или иного этноса, обряды, ритуалы, праздники, ремесла.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в работе реализованы полностью.

1. Изучены основные кустарные промыслы, распространенные на территории современного села Шелаево.

2. Исследованы особенности технологии кустарных промыслов начала XX века, возрождающихся в современном селе Шелаево, а именно: ткачество, лозоплетение, чулочно-вязальный промысел, вышивка.

4. Определены перспективы сохранения и развития кустарных промыслов в г.Валуйки в XXI веке.

Самым ценным в нашей работе стало то, что мы познакомились с прошлым и настоящим нашего села, узнали много нового и интересного о традиционных ремеслах, познакомились с замечательными людьми, которые делают нашу жизнь интересней. Обобщили собранный материал и готовы поделиться с теми, кто этим интересуется. Поэтому работу планируем продолжить и постоянно пополнять новыми именами. Полученные знания будут очень полезны для будущих поколений.

Таким образом, цель работы достигнута. Мы изучили некоторые кустарные промыслы, существовавшие в прошлом веке на территории нашей малой Родины и заложили новые традиции в исследовании такого интереснейшего направления как популяризация народной памяти, тем самым внесли вклад в сохранение историко-культурного наследия всей России. А итогом нашей работы стал проект « Мастера своего дела» о людях, продолжающих дело своих предков.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники

  1. ГАКО. Курский сборник. – Курск: Типография губ. пр., 1907.– С.18.

  2. Курские ведомости № 163. 1905.

  3. Кустарные промыслы в России. – СПб: Паровая скоропечатня «Восток» (М. М. Гутзац), 1900. – С.3.

  4. Кустарные промыслы Старооскольского уезда Курской губернии / Сост. Ф.И. Заикин. Курск: Типография Курского губернского земства, 1904.

  5. Материалы по исследованию кустарной промышленности в Курской губернии. Выпуск 1. Описание кустарных промыслов по отдельным уездам. Курск, 1904 год.

Литература

  1. Арцыбашева Т.Н. Кустарные и старинные промыслы Курского края // Арцыбашева Т.Н. Очерки культуры Курского края (Краеведческие материалы). – Курск, 2000. – С. 95–101;

  2. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. – М., 1972.

  3. Доливо-Добровольская В.А. Улучшение кустарного ткачества в Калужской, Вятской, Черниговской, Курской и Пензенской губерниях // Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. – СПб., 1895. – Т. 3. – С. 91–112.

  4. Друговская А.Ю. Народные промыслы и ярмарки Курского края (по материалам Государственного архива Курской области) // Из истории культуры Курского края (ч. I) / Ответственный редактор и составитель – доктор исторических наук, профессор А.Ю. Друговская. – Курск, 1995. – С. 100–125;

  5. Загоровский В.П. Белгородская черта. – Воронеж, 1969.

  6. Златоверховников Н.И. Краткий исторический очерк Курского края. – Курск, 1912.

  7. Колупаев А.А. Развитие промыслов в курской деревне в годы революционных событий 1917 года и гражданской войны // Труды Курского областного научного краеведческого общества. – Ч. II. – Курск: ЮМЭКС, 2004. – Т. 1. – С. 35– 36.

  8. Королева Н.С., Кожевникова Л.А. Современное узорное ткачество. – М., 1970.

  9. Курская область. Экономико-географический очерк. – Воронеж, 1966

  10. Кустарные промыслы Воронежской губернии второй половины XIX – начала XX века/ В. Егоров, О. Антонов, О. Зозуля. – СПб.: Алетейя, 2014. – 352 с.

  11. Кустарные промыслы Курской губернии / сост. Н.А. Добротворский. – Курск, 1886; Сборник статистических сведений по Курской губернии. Промыслы и грамотность Центрального района Курской губернии. Отдел общий / под ред. И.А. Вернера. – Курск, 1885. – Т. 1.

  12. Мухина З.З. Семейный быт и повседневность крестьян Курской губернии: традиции и динамика перемен в пореформенной России / М.: ИЭА РАН, 2012. – 299 с.

  13. Панькова И.С. Южнорусский народный костюм // Роль народной культуры в духовном возрождении России: Сборник докладов 1-й научно-практической конференции, под ред. Е.А. Тиняковой. – Курск, 1995. – С. 41–49.

  14. Перепелицын А.В. Кустарные промыслы крестьян Центрального Черноземья в пореформенный период: художественные особенности изделий // Исторические записки. – Воронеж: ВГУ, 2009. – № 2. – С. 5–9.

  15. Самсонов В.И. Курская Коренская ярмарка // Ученые записки Курского государственного педагогического института.– Курск, 1949. – № 2. – С. 103–130.

Электронные ресурсы

  1. Белгородский государственный дом народного творчества / http://bgcnt.ru/handicrafts/souvenir-shop.html

  2. Белгородский государственный дом народного творчества / http://bgcnt.ru/handicrafts/souvenir-shop.html

  3. Белгородский государственный дом народного творчества / http://bgcnt.ru/handicrafts/souvenir-shop.html

  4. Валуйский дом ремесел/http://valdvorec.ru/remeslo/

  5. История края. Экономика Белгородчины в  XIX – начале XX вв.http://sp3.oskoluno.ru/ blagodejanie/site/2/2_1_14.htm

Приложение 1.

Словарь устаревших терминов и понятий, использующихся в народных промыслах и ремеслах села Шелаево

Веретьё – грубое домотканое полотно из очесов пеньки, употребляемое в качестве подстилки и для иных хозяйственных надобностей (для изготовления мешков).

Подстилали при молотьбе, на сани, телеги (позднее было заменено брезентом).

Вилёк – массивный, слегка изогнутый деревянный брусок с ручкой.

Выбирать – теребить коноплю.

Горсть – собранные вместе несколько пучков конопли.

Гребенка – небольшой деревянный гребень для расчесывания волокон пеньки.

Замашки – мужская особь конопли с тонким стеблем (посконь), а также домотканый холст из этого волокна.

Затрапез – грубая пеньковая ткань, использовавшаяся для дешевой одежды. По фамилии фабриканта Затрапезникова.

Зеленец – мужская особь конопли.

Золить – парить холсты в воде с золой (зола обычно приготовлялась из вербы или осины).

Кипа – три пучка пеньки, свернутые жгутом, который сложен пополам.

Коломенка – гладкая пеньковая ткань, беленая или суровая.

Конопелина (коноплинка) – одно зерно или один стебель конопли.

Конопляник (конопник) – огород или поле, засеваемое коноплей; обычно это лучшая и удобряемая земля между двором и гумном.

Кудели – высеченное и обработанное волокно конопли, приготовленное для прядения.

Матерка (матёрка) - женское растение конопли. Отличается от мужского растения формой соцветий (короткий сложный колос), более низким ростом, более густой листвой и более поздними (на 40—50 дней) сроками созревания. Волокно матерки мягче и эластичнее, но несколько менее прочно, чем посконное. Отличить матерку от поскони можно ещё до начала цветения по чашечковидным цветочным почкам с маленькими усиками (зачаточными пестиками). У мужских цветочных почек форма ромбовидная, а усики отсутствуют.

Мыкать (мычить) – чесать пеньку.

Мычка – конопляная кудель.

Мяльница (мяльник)–приспособление для первичной обработки конопли вручную.

Набелки (набивка) – тонкий отбеленный холст.

Навой – домотканый холст.

Надежник – полотняная холщевая ткань, которой накрывают квашню.

Налыга – толстая веревка для связывания соломы, хвороста.

Намыка – горсть пеньки, расчесанная гребнем и приготовленная для прядения.

Нижник (наставки) – часть женской одежды, сшитая из более тонкой (или из более грубой) ткани.

Новина – некрашеный, небеленый суровый холст.

Осьмуха – толстый, грубый холст (осуждали бабу, которая ткала осьмуху).

Пенька – грубое волокно, полученное при обработке конопли.

Пестрядь – то же, что затрапез, грубая пеньковая ткань, обычно полосатая или пестрая, из нее изготавливали шаровары, рабочие халаты, тюфяки.

Посконщик – предприимчивый крестьянин, закупавший или менявший по селам посконь.

Половики – домотканое покрытие для пола.

Портки – мужские штаны.

Посконь - (также замашка, дерганец), мужское растение конопли. Отличается от женского формой соцветий (метёлка), более высоким ростом и тонким стеблем, менее густой листвой и более ранними (на 40—50 дней) сроками созревания. Отличить посконь от матерки можно ещё до начала цветения по ромбовидной форме почки и отсутствию «усиков» (зачаточных пестиков). Поскольку посконь поднимается раньше матерки и затеняет её, мешая расти, её принято удалять в самом начале цветения. В русском крестьянском хозяйстве посконь ценилась невысоко, так как холст из неё получается грубый и жёсткий. Основное достоинство посконного волокна — повышенная прочность. В старину из него вили тонкие морские канаты — лини и тросы.

Рушник – полотенце, полотнище белой ткани, отделанное вышивкой.

Рядно – грубая пеньковая ткань.

Убрус – тонкое полотно, полотенце.

Шип – сноп.

Бордюр — один из основных способов плетения на стоячках. Используется для украшения верхней границы плетеного изделия. В результате выполнения бордюра образуется ажурная кромка. В работе участвуют только стоячки.

Веревочка — один из основных способов плетения на стоячках, которое используется для закрепления прямого плетения при переходе к другому рисунку или при закреплении дополнительных стоячков в донышке, стенках и крышке большинства изделий. Принцип плетения строится на основе поочередного перевития стоячков двумя или более выбранными заготовками. Прутья здесь переплетают не только стоячки, но и перевиваются между собой.

Груз — один из инструментов, использующихся при лозоплетении.

Представляет собой невысокую металлическую болванку с ровным дном и проволочной ручкой. Основная область применения — плетение донышка корзин и формирование стенок изделия.

Длинные прутья — одна из групп, на которые разделяются прутья. Выделяется на основе соотношения длины прутьев и толщины их основания. Длина прутьев этой группы достигает 2,5 м, в редких случаях 3 м. Толщина основания не превышает 1,5- см. Преимущественно используется в качестве основы плетения больших изделий и для или прямоугольника. От формы донышка зависит профиль будущей корзины.

Древовидные ивы — разновидность ивы. Представляют собой деревья, достигающие в высоту 40-45 м. Встречаются реже, чем кустарниковые ивы. В основном произрастают в лесной полосе.

Жамки — один из инструментов, использующихся только при плетении больших изделий. Необходимы для гнутья толстых прутьев в дугу желаемой кривизны. Эти прутья будут использоваться для составления каркаса для плетеной мебели и больших корзин. Могут быть различной формы, но чаще всего напоминают гаечные ключи. Обычно встречаются двойные жамки, которые располагаются на одном стержне. Одна из них имеет круглый профиль диаметром от 3 до 6 см, а другая — прямоугольный с зазором от 2 до 5 см.

Загибка — один из способов оформления верхней границы плетения. Из всех способов является самым простым в выполнении. Принцип заправления стоячков основывается на загибке стоячка в сторону соседних, в выведении его на внешнюю сторону в промежуток между третьим и четвертым стоячками и последующей заправке на внутреннюю сторону в промежуток между четвертым и пятым стоячками.

Замачивание заготовок — процесс, при котором материал восстанавливает свои рабочие качества. Используется как в начале работы, так и в процессе плетения.

Ива — одна из многочисленных древесных пород, включающая в себя более видов растений. Различают кустарниковые виды и древовидные ивы. Встречается практически на всей территории России. Является основным поставщиком материала для лозоплетения. За один сезон прутья вырастают на 2-3 м в длину.

Изер — один из инструментов, использующихся при лозоплетении. Необходим для выравнивания рядов в плетеном изделии. По внешнему виду очень схож с прямой стамеской, напильником и отверткой.

Искусственное оживление прутьев — один из способов подготовки прутьев, заготовленных в осенне-зимний период, к окоренению. Особенность способа состоит в том, что прутья на некоторое время опускаются в воду до первых проявлений признаков сокодвижения. При этом древесина не теряет своих рабочих качеств.

Колотушка — один из инструментов, использующихся при лозоплетении. Конструкция колотушки состоит из небольшой ручки и основной части шириной примерно 3-4 см и толщиной 2-3 см. Колотушка изготавливается только из дерева.

Колунок — один из специальных инструментов, который используется при лозоплетении. С его помощью заготовленный прут расщепляется на отдельные пластины. Конструкция колунка состоит из основания и нескольких режущих граней, от количества которых зависит число получаемых пластин. Может быть двугранным, при этом прут раскалывается на две части; трехгранным, с его помощью прут расщепляют на три части; четырехгранным, при его использовании получают четыре пластины.

Комбинированная мебель — один из видов плетеной мебели, конструкция которой отличается тем, что каркас образуется при различном сочетании плетения, набора и установления мебельных палок.

Комбинированное плетение — один из видов плетения. Характеризуется чередованием полос плотного и ажурного плетения.

Корзиноплетение — один из разделов лозоплетения, который объединяет способы плетения корзин.

Корзиночный нож — вид ножа, использующегося для лозоплетения. Основная область его применения — заготовка материала для плетения, обработка и заострение прутьев в ходе работы.

Короткие прутья — одна из групп, на которые разделяются прутья. Выделяется на основе соотношения длины прутьев и толщины их основания. Длина коротких прутьев не превышает 1 м, толщина основания колеблется от 5 до 7 мм. Преимущественно такие прутья используются для тонкого плетения и для первых рядов оплетения каркаса донышка.

Кромка — вид плетения, который является заключительным этапом выполнения стенок изделия. Оформляет верхнюю границу плетения. В отличие от других способов, выплетающихся прутьями или пластинами на стоячках, здесь работают только стоячки, которые в определенной последовательности огибают соседние стоячки. При плетении используется шило или палочка с таким же диаметром стержня, как и загибаемые стоячки.

Кустарниковые ивы — разновидность ивы. Представляют собой невысокие кустарники, достигающие 6-10 м. Встречаются по берегам рек, озер, на заболоченных местах, вдоль дорог, магистралей, в городских парках и палисадниках.

Лента — часть прута, полученная при строгании пластинки на плоскостном струге.

Ленты основы — ленты, использующиеся при изготовлении плетеного полотна; перевиваются лентами-утками.

Лоза — длинные побеги или ветви некоторых растений, преимущественно ивы.

Лозоплетение — вид плетения, материалом для которого являются удлиненные стебли ивы.

Наборная мебель — один из видов плетеной мебели, конструкция которой отличается тем, что каркас образуется из прутьев, пластин одинарным, двойным, тройным или комбинированным набором.

Настил — приспособление, использующееся для сушки окорененных прутьев.

Неокорененный прут — прут-заготовка, с которой слой коры не удаляется. Используется при цветном плетении.

Нож-горбач — вид ножа, использующегося при лозоплетении. По своему строению еще более специфичен, чем серповидный нож. Основная область его применения строится не только на заготовке прутьев, но и на окончательной отделке готового изделия. Из-за несколько расширенной верхней части полотна и расположенной на ней режущей поверхности такой нож оптимально подходит для обрезки выступающих концов прутьев в изделии.

Нож-косяк — вид ножа, использующегося при заготовке материала для лозоплетения. Один из универсальных ножей, внешне похож на прямую стамеску.

Нож-струг — один из специальных инструментов, который используется при лозоплетении. С его помощью заготовленные пластины остругиваются, при этом получаются ленты необходимой ширины и толщины. Может быть двух типов: плоскостной, или шоф, и краевой, или шмол.

Обруч — один из видов основы. На его базе выполняется формирование стенок изделия. Образует верхнюю кромку стенок плетеного изделия. Изготавливается из толстого прута путем соединения его концов, заостренных на ус или на удлиненный срез. При фиксации крепления используются нить, леска, бечевка, ивовые ленты или гвоздики, способные пробить прутья на всю толщину.

Объемное плетеное изделие — вид изделия, для которого характерно загибание стоячков стенок на некоторый угол относительно плоскости донной части. Представляет собой все многообразие корзин, декоративных тарелок, ваз, кашпо и т.

Окорененный прут — прут-заготовка, с которой удалена кора.

Оплетение — способ плетения, который используется при плетении изделий.

Характеризуется тем, что заготовки переплетаются между собой, образуя плотные или ажурные полосы.

Оплетка — способ, использующийся, в основном, для закрепления деталей плетеного изделия к основанию или каркасу.

Отбеливание древесины — один из способов подготовки к работе прутьев, заготовленных в осенне-зимний период. Используется только после проваривания прутьев, при котором верхние слои древесины окрашиваются дубильными веществами, находящимися в коре.

Палочная мебель — один из видов плетеной мебели, конструкция которой отличается тем, что каркас образуется при соединении мебельных палок.

Пластина — лента, полученная при расщеплении прута на плоском колунке.

Плетеная мебель — один из видов мебели, конструкция которой отличается комбинированным плетением.

Плетение на стоячках — один из двух способов лозоплетения. Особенностью этого плетения является огибание заготовками установленных в основание прутьевстоячков. Используется при изготовлении донышка и стенок корзины.

Плетеное полотно — один из двух способов лозоплетения. Особенностью этого плетения является последовательное огибание заготовками-утками лент основы. Для получения плетеного полотна используются как ленты, так и прутья. Готовое полотно обладает большой гибкостью и эластичностью, хорошо компонуется с мягкими подушками.

Плоское плетеное изделие — вид изделия, для которого характерно расположение рядов стенок на одной плоскости с основанием. Чаще всего представляет собой настенное украшение.

Плотное плетение — один из видов плетения, которое характеризуется плотным прилеганием прутьев, образующих ряды.

Проваривание прутьев — один из способов подготовки прутьев к окоренению, заготовленных в осенне-зимний период. Особенностью этого способа является то, что прутья в течение некоторого времени проваривают в горячей воде, чтобы размягчить кору и легко ее потом снять. При этой процедуре кора, содержащая в себе большое количество дубильных веществ, окрасит близлежащие слои древесины. Для восстановления первоначального цвета потом используют отбеливание.

Проножка — один из конструктивных элементов устройства столов, стульев и кресел. Используется для большего фиксирования положения ножек. Устанавливается между ножками и крепится на уровне верхней трети высоты ножек.

Простая плетенка — один из распространенных способов оплетения стоячков прямым плетением. Его принцип заключается в том, что прутья поочередно огибают стоячки то с одной стороны, то с другой. Прутья соседнего ряда огибают стоячки в обратной последовательности.

Простой срез — один из приемов заострения прутьев, выполняющийся на обеих сторонах заготовки. Прутья срезаются с небольшим уклоном, длина среза равна примерно 1 см.

Прямое плетение — один из основных способов плетения на стоячках, которое используется при изготовлении донышка, стенок и крышки большинства изделий. Принцип плетения строится на основе поочередного перевития стоячков выбранными заготовками.

Распускание прута — процесс, при котором прут расщепляется либо на пластины, либо на шинки.

Садовый нож — вид ножа, использующегося для заготовки и обработки прутьев при лозоплетении. Основная область применения — срезка толстых прутьев для формирования каркаса донышка.

Сборный шаблон — вид шаблона, использующегося при лозоплетении.

Необходим при изготовлении плетеных изделий сложной формы. Состоит из нескольких частей, которые крепятся друг к другу при помощи шурупов или гвоздей.

Серповидный нож — вид ножа, использующегося при лозоплетении. Основная область применения — срезка толстых прутьев, расположенных близко от ствола. Особенность этого ножа состоит в том, что полотно немного загнуто, а режущая поверхность находится только на внутренней стороне этого полотна, из-за этого срез делают только на себя.

Сплошное плетение — то же самое, что и плотное.

Средние прутья — одна из групп, на которые разделяются прутья. Выделяется на основе соотношения длины прутьев и толщины их основания. Длина средних прутьев колеблется от 1 до 1,5 м, толщина основания достигает 1 см. Преимущественно используются для основного плетения донышка и изделий.

Срез для крепления ручки — один из приемов заострения прутьев, выполняющийся на двух концах прута. Совмещает в себе элементы других срезов. Представляет собой соструг и удлиненный срез.

Срез на ус — один из приемов заострения прутьев, выполняющийся только на основании прута. Используется при закреплении прутьев к обручу, а также при соединении двух концов одного прута в обруч.
Стоячок — прут, использующийся при плетении из лозы. Представляет собой прут основы, на которой выполняется плетение донной части изделия или стенок. Чаще всего в этом качестве используются как толстые, так и средние окорененные и неокорененные прутья. Толщина стоячков зависит только от периметра изделия и высоты его стенок.

Тренажер — одно из приспособлений, необходимых при плетении из лозы. Используется только на начальном этапе работы с ивовым прутом для освоения некоторых приемов плетения. В качестве тренажера может использоваться толстый фанерный диск или пенопластовый круг. От кромок диска отступают 1-2 см и высверливают по всему периметру небольшие глухие отверстия, в которые будут устанавливаться стоячки. Такие отверстия делают и по торцевой стороне круга.

Удлиненный срез — один из приемов заострения прутьев, выполняющийся только на основании прута. Используется при закреплении прутьев в донышке или стенках изделия, а также при соединении двух концов одного прута при формировании обруча. Длина заостренной поверхности должна быть приблизительно равна 1-2 см.

Уток — ленты, использующиеся при изготовлении плетеного полотна, которые перевивают ленты основы.

Царга — один из конструктивных элементов устройства столов, стульев и кресел. Используется для фиксирования положения ножек и способствует большей устойчивости конструкции. Устанавливается между ножками и крепится на уровне их верхнего края.

Цельный шаблон — вид шаблона, использующийся при изготовлении плетеных изделий. Предназначается только для одного изделия.

Шаблон — одно из приспособлений, которое используется при лозоплетении. Необходим при изготовлении изделия соответствующей формы. Позволяет аккуратно и ровно сплести стенки, скорректировать увеличение и уменьшение диаметра плетеного изделия. Для изготовления шаблона можно использовать фанеру, деревянные чурки, куски пенопласта. Может быть цельным и сборным.

Шило — один из инструментов, использующихся при лозоплетении. Необходим при заправке закончившейся ленты и закреплении новой, а также при оформлении кромок плетеного изделия. Для плетения чаще всего используется целый набор шильев с различным диаметром стержня, что позволит сплести по-настоящему красивое и прочное изделие.

Шинок — лента, полученная при расщеплении прута на трехгранном или четырехгранном колунке.

Шмол — один из видов ножей-стругов, использующихся для остругивания лент необходимой ширины. Конструктивной особенностью шмола является то, что закрепленный на основании нож должен изменять свое положение, образуя зазор нужной ширины. Сам нож должен быть расположен под небольшим углом к основанию — 5~10 градусов, что позволит вам ровно остругивать пластины, не перерезая их.

Шоф — один из видов ножей-стругов, использующихся для остругивания лент определенной толщины. Конструкция шофа состоит из основания, на которое с помощью шурупов крепится нож. Нож должен быть расположен под небольшим утлом к основанию. Этот угол должен быть не меньше 5 градусов, но не больше 10, что позволит вам ровно остругивать пластины, не перерезая их.

Щемилка — один из инструментов, необходимых для лозоплетения. Используется для окоренения срезанных прутьев. Может быть изготовлена из толстого ивового или орехового прута непосредственно на месте, из щепки дуба или березы в домашних условиях или из металлической проволоки. Устройство щемилки состоит из заостренного на конце основания и небольшой расщелины, через которую пропускают прут.

Приложение 2

Альбом « Мастера своего дела»

Умельцы села Шелаево

В нашем селе Шелаево тоже есть свои умельцы. Они изготовляют красивые вещи , выполняют резьбу по дереву, плетут ажурные кружева, занимаются лозоплетением. Их смело можно назвать умельцами. Своё умение они получили от предков, а сейчас с удовольствием делятся им с нами.

Мастер лозоплетения Сурин Яков Митрофанович

Родился Яков Митрофанович Сурин в селе Шелаево в 1885 году. Детство, обычное для многих деревенских ребятишек, оставило в нём смутные воспоминания: очень уж тяжёлым и безрадостным оно оказалось.

Дом был большим, под черепицей, гостеприимным и добрым. Растили детей в уважении к старшим и любви к младшим. Четыре года Яков Митрофанович посещал церковно-приходскую школу нашего села. Здесь научили его думать, интересоваться окружающим миром, привили любовь к чтению. Что не познал в школе, то одолел крестьянским умом и хваткой. А любовь к книге сохранил до глубокой старости. После школы Яков Митрофанович закончил ещё Валуйское ремесленное училище. Учился здесь лозоплетению. Отличался хорошим поведением и прилежанием к труду. До советской власти этот мастер работал как ремесленник: сам делал, сам возил свои изделия на базар. Его там хорошо знали, товар ценили. Об этом свидетельствует ГРАМОТА за искусство лозоплетения, выданная Валуйским земством в 1908 г., которая сейчас хранится в школьном музее.

Немного позже работал Яков Митрофанович в Шелаевской артели. Из талантливых рук его выходили замечательные детские кроватки, кресла и стулья, этажерки для книг, корзиночные изделия (лукошки), шумовки и др.. Когда артель распалась Яков Митрофанович работал дома. Заказов всегда много было, особенно из посёлка Уразово. Люди там жили зажиточнее, чем у нас. Для врача Кобанова ремесленник смастерил всю мебель в дом. Делал изделия и для своих односельчан: Саловой Веры, Суриной Марфы, для семей Князевых, Вереиных. Для школьников мастерил этажерки. Куст для изделий ремесленник заготавливал за рекой Оскол в своём селе Шелаево. Резал его по балкам, озёрам. Куст выбирал с краснинкой, называли его «шульга». Это был мелкий куст, который использовался для маленьких изделий: лукошек, корзинок, шумовок. Для более крупных изделий (кресла, этажерки, стулья, подцветочницы) нужен был материал покрепче. Его Яков Митрофанович тоже заготавливал в своём селе. Растёт он здесь всюду и называется – лоза. Куст приносил домой. Мелкий -складывал в чугун, заливал водой, кипятил, вытаскивал. Потом складывал в ровные стопочки и сразу укрывал «дерюгами», т. е. большим куском грубой ткани, чтобы куст пропарился и хорошо чистился.

Чистил его Яков Митрофанович сидя, брал «драчку» (от слова отдирать) и отдирал кору. Крупный куст очищал ножом. После «драчки» мелкий куст мастер надрезал ножом у основания, маленьким колуночком раскалывал его и складывал. Заготавливал большие стопки. Затем мелкий куст пропускал через шинок (от слова «шинковать»). Подручный материал выходил гладкий, мягкий и удобный для дальнейшей работы.

К ресло Яков Митрофанович начинал изготавливать с нижней крестовины, потом делал к ней ножки. Для скрепления крупного куста использовались мелкие гвоздики и проволока. Для того чтобы выгнуть куст на спинку кресла, использовалась так называемая «жамка». После обработки на ней куст получался овальный или круглый. Характерной особенностью работы Якова Митрофановича было умение плести косички из куста для украшения своих Повторить эту кропотливую работу никто из последователей не смог. После изготовления украшений Яков Митрофанович начинал делать сиденье кресла. Для этого тоненький куст тщательно пропускал через шинок. Потом каждый кустик прибивал на обыкновенный обеденный стол и начинал плести кружева. Лишние боковиночки затем обрезал, округлял и прибивал. Работа готова. Работа эта была кропотливая, трудоёмкая, но, к сожалению, малооплачиваемая.

В советское время народный умелец делал для колхоза, в который вступил в 1933 году, «кошёлки», т. е. большие корзины, при помощи которых колхозники собирали свеклу с закреплённых за ними участков. Звеньевые всегда хотели, чтобы именно Яков Митрофанович плёл корзины, потому что его изделия отличались хорошим качеством.

П расковья Александровна часто оставалась с дедом дома, так как её мама рано уходила на работу и трудилась допоздна. Внучка помогала своему деду в работе: ходила за лозой, держала «жамку», чтобы гвозди с обратной стороны заворачивались и не кололи. Якову Митрофановичу труд был в радость. Плетя очередную корзину, он всегда напевал песни. Прасковья Александровна вспоминает, что дед никогда не ругался и был очень добрым человеком. Настолько добрым, что его любили все дети, а ведь было у него их пятеро (две дочери и три сына ). Матерью Прасковьи Александровны была старшая дочь Якова Митрофановича. Овдовел талантливый мастер рано. На руках осталось 5 детей, но он больше не женился.

Вот так за всю жизнь Яков Митрофанович Наумкин, так его звали по-уличному, нажил пятерых детей и славу талантливого мастера.

Всю жизнь этот незаурядный человек прожил в родном селе, а умирал в Уразово у сына Епифана . Не стало народного умельца 19 июля 1971 года, на 86 году жизни ушёл он в мир иной, оставив о себе память и благодарность потомков.

Были у Якова Митрофановича соратники по лозоплетению: Кубаев Владимир Самсонович, Луншин Аликан, Шелаев Валентин Они тоже наши односельчане. Но никто из них не превзошел по мастерству Якова Митрофановича.

Ткачество

Ткачество – самое древнее народное творчество. В русских селениях пеньковые, льняные, шерстяные ткани были известны ещё в X веке. Ткачество бытовало в древнеславянском мире. Многие века оно было основным женским рукоделием. В основном для изготовления тканых изделий использовали коноплю.

Галина Денисовна Наконечная

Удивительной красоты мужские и женские сорочки, рушники, мотки ткани из конопли бережно хранят в семье Наконечных.

В конце XIX века женская рубаха служила одновременно нательной и выходной одеждой. Как и повсюду у восточных славян, преобладала рубаха, состоявшая из двух частей: верхней и нижней, соединённых поперечным швом, что объяснялось экономическими соображениями.Верхняя часть обычно шилась из более хорошего материала и её называли «стан», «станина» или «грудка», «нагрудник», а нижнюю - «подстава».

Рубахи, сшитые из целых кусков материи, обычно использовались в качестве обрядовых — свадебных, «смертных».

Среди реликвий у Наконечных хранится простыня, которая считалась роскошью в крестьянской семье. Она украшена полосками коричневого, жёлтого и красноватого цвета. На ощупь грубая (конопля ведь), но красиво. Были такие у единиц.

Корякина Мария Ивановна

Ткацкий станок – механизм, служащий для вырабатывания из нитей разных текстильных тканей, вспомогательный либо основной инструмент ткача. Существует большущее количество видов и моделей станков: ручные, механические и автоматические, челночные и бесчелночные, многозевные и однозевные, плоские и круглые. Различают ткацкие станки и по видам вырабатываемой ткани – шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных, железных, стеклянных и остальных. Ткацкий станок состоит из ремизки, челнока и бёдра, навоя и валика. В ткачестве используют два вида нитей – нить-основу и уточную нить. Таким образом, на станке появляется ткань.

Вышивка

Вышивка (или вышивание) – это распространенное искусство украшать что-либо с помощью нитей, бисера, золота, ленточек и кружева. Это может быть как одежда, так и предметы быта (подушки, скатерти, салфетки). При этом узоры выполняются вручную иглой. Стремление украсить себя и свою одежду, желание выделиться чем-нибудь среди себе подобных  было свойственно человеку даже в первобытные времена. Вышивание как ремесло было известно с глубокой древности.

Шелаевские мастерицы украшали вышивкой женскую и мужскую одежду, рушники, скатерти, набожники, подузорники. С работами шелаевских рукодельниц я познакомился в школьном краеведческом музее. Побывав здесь, я был поражен красотой рушников, расшитых яркими петухами, похожими на жар-птиц, сценами деревенского быта, затейливыми узорами из растений и геометрических фигур.

К убаева Ксенья Ивановна

Настоящие мастерицы, которые создавали поистине произведения искусства - Сурина Мария Афанасьевна, Евстюхина Вера Афанасьевна, Косова Наталья Егоровна. Они передали своё мастерство детям и внукам.

Косова Наталья Егоровна и её работы

Продолжатели традиций

В настоящее время традицию народного вышивания продолжают молодые мастера, они вышивают целые картины и красочные композиции.

Аридова Оксана Александровна

Косянчук Лариса Николаевна

Биссероплетение

Из истории известно, что практически все виды рукоделия возникли практически с появлением человечества. Вспоминаем первобытных людей и историю Древних цивилизаций — там было много чего интересного для современного человека. Ведь все эти техники, использованные тогда, настолько изменились, что человеку 21-го столетия очень трудно представить, как зародилось то или иное ремесло. Зарождение техники биссероплетения можно датировать тем временем, когда первобытные люди надевали на шею бусы на нитке из камней или клыков убитых животных. Бисер родился в Египте около 3 000 лет назад. Изначально разновидностями изделий из бисера были вышивка и нанизывание на нить. С изобретением сетчатого низания люди стали изготавливать самостоятельные изделия из бисера. Мастер изделий из бисера Аридова Оксана Александровна.

Деревообработка

Сергей Александрович Мазалов

Полдеревни любуются его изделиями: столами, межкомнатными дверьми, фигурками из дерева. Его знают не только в нашем селе, но и в районе. Силами его таланта сделан ресторанный комплекс « Станица», посещение которого позволит окунуться в неподдельную атмосферу казачества.

Вереин Александр Васильевич и его работы.

Просмотров работы: 32