Старинные народные игры жителей Пильнинского муниципального округа

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Старинные народные игры жителей Пильнинского муниципального округа

Поспелов Д.А. 1
1МБОУ Пильнинская средняя школа "Содружество"
Сулиманова К.Я. 1Демидова Е.С. 2
1МБОУ Пильнинская средняя школа "Содружество"
2МБОУ ПСШ "Содружество"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

Особое место на карте Нижегородской области занимает Пильнинский район. Он является многонациональным. Многонациональный состав района накладывает определенное своеобразие на те или иные исторические события. А творцами истории являются люди разных национальностей.

В нашем Пильнинском районе испокон веков в бок о бок живут в мире и согласии представители разных народностей – русские, татары, мордва.

И на жителях лежит особая ответственность за сохранение русской, татарской, мордовской культуры – неотъемлемой частью которой являются национальные народные игры.

Ежегодно традиционно в нашем районе проводятся национальные праздники, фестивали. Летние встречи «Жайге очрашулар» – фестиваль татарской культуры, мордовский праздник, «Эрзян покш ши», русский праздник «Родимый край, земля моя родная», «Проводы русской зимы»- «Масленица».

Главной составляющих которых являются традиционные национальные игры и состязания, пришедшие в наши дни из глубокой древности, но сохраняющих свою актуальность. Так как в этих играх из века в век играющие открывали в себе чувство родства с землей и культурой предков.

И поэтому приобщение новых поколений к национальной культуре становится еще актуальным вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и обычаи, но и стремится перенести в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

В нашей школе и в классе учатся дети разных национальностей, и это ни сколько не мешает нам общаться. Однажды на классном часе разбирая старинные игры народов России, мы заинтересовались, а в какие игры играли народы разных национальностей, проживающие в нашем районе.

Нам стало интересно, знают ли дети хоть одну игру, способную напомнить нам о наших корнях? Игру, в которую играли наши далекие предки; переходящую из поколения в поколение? Ведь лучше понять своего одноклассника можно только тогда, когда знаешь его национальную культуру, традиции и обычаи. Поэтому это нас заинтересовало, появился интерес к истории возникновения игр народностей, проживающих на территории нашего района и к истории малой родины.

Анализируя литературу мы узнали, что народные игры – это неоценимое национальное богатство. Старинные народные игры – это своеобразная информация об истории наших предков это их быт, обычаи, традиции, трудовая деятельность, занятие, мировоззрение, умение наших предков жить в гармонии с окружающим миром.

Цель

Изучении старинных народных игр народов, проживающих в Пильнинском районе, как культурной традиции.

Задачи

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение особенностей истории возникновения русских, татарских и мордовских игр;

2. Работать с разными источниками информации:

• Специальная литература;

• Интернет

3. Разработать вопросы для анкетирования.

4. Провести опрос, анкетирование жителей района и учащихся 3 класса.

5. Обобщить, сделать выводы, которые позволят подтвердить высказанную гипотезу;

6. Разучить русские, татарские и мордовские народные игры;

7. Составить описание популярных народных игр народов, проживающих в Пильнинском районе.

Этапы исследования:

1. Обсуждение темы с руководителем проекта.

2.Формулировка цели и задач работы, составления плана исследования.

3. Работа с информационными источниками (сбор информации).

4. Проведение опроса и анкетирования жителей Пильнинского района и учеников 5 класса.

5. Разучивание русских, татарских и мордовских игр.

6. Оформление работы, подготовка его к представлению.

Гипотеза

Мы предполагаем старинные игры русского, татарского и мордовского народа несут не только развлекательный характер. Каждая игра – это своеобразная информация об истории наших предков. Это их быт, обычаи и традиции, культура, трудовая деятельность, занятие, умение наших предков жить в гармонии с окружающим миром.

Объект исследования: старинные игры народов Пильнинского района.

Предмет исследования: содержание и особенности игр, в которые играли народы разных национальностей Пильнинского района.

Методы исследования:

  • Работа с информационными источниками

  • Анкетирование

  • Опрос

  • Анализ

  • Организация мероприятий, направленных на знакомство с народными играми

  • Наблюдение, чтобы выяснить сохранились ли народные игры в настоящее время.

История возникновения и особенности русских народных игр.

Предыстория народных игр в нашей местности уходит в глубину веков. В прошлые времена наша Пильнинская земля была пограничной территорией. Во времена Нижегородского великого княжества, а потом Московского за Сурой была чужая земля. Поселения славян на левый берег Суры и Припьянье было приостановлено на целый век всеразрушающим монголо-татарским нашествием. Прошли годы и века. Славянские народы начали заселение этой территории с XII века. До прихода славян, здесь проживали мордовские и тюркские племена. А в самом конце XVII столетия, в 1698 году по указу Петра Великого на реке Пьяна для массового производства корабельного дубового теса будут установлены две пиловальные водяные мельницы. Поселение людей прозовется Пиловальный завод, который потом будет называться Пильна. Земли вокруг Пильны обжили давно, и названия поселений перекликаются на разных наречиях: Андосово, Майдан, Ягодное, Болобново, Соколиха, Медяна, Княжиха, Знаменское, Деяново, Курмыш, Куликовка, Балеевка, Столбищи, Архангельское. Именно здесь в Пильнинском крае переплелись судьбы многих народов со своей культурой, традициями и самобытностью.

Анализируя литературу, мы узнали возникновение игр в нашем крае начинается со стародавних времен. В течение исторического пути у народов нашего края складывались свои самобытные черты национальной культуры. Древние времена не были богаты развлечениями, но зато носили массовый характер – все от мала до велика принимали участие в обрядах, торжествах и праздниках. Первоначально игра отображала только трудовые навыки. Игры наших предков служили не только развлечением и забавами, а воинской тренировкой перед боями с противниками, так как у славян их было множество.

Русская народная игра не возникла сама по себе. Это историческое явление, которое произошло из определенных обрядов и праздников. Составной частью народных праздников и русского народа были различные игры, игрища и забавы. Из разговоров со старожилами нашего поселка мы узнали, что праздники и обряды проводились в разные время года в зависимости от трудовых действий населения. Простой русский народ старался сохранить поверья и обычаи предков. Конечно, времена менялись и в первоначальном виде праздники, обряды, игры, песни до нас не дошли. Но многие игры сохранили свою самобытность. С календарными праздниками Масленица, Пасха, Красная горка, Троица, Святки были связаны многие русские игры и обряды. Это старинные игры «Водяной», «Метелица», прыжки через огонь; «Кто быстрее бросит венок», «Заря-зарница», «Плетень»; «Солнышко - ведрышко»; «Березка»; «Весна - красна», «Бай качи, качи»; «Венок»; «Горшки». В игре «Лён», дети водили хороводы, пели песни хороводного цикла:

А мы землю парили, парили,

А мы земли пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо сеяли, сеяли.

Из литературы мы узнали, что на Руси всегда любили играть в игры. Русские народные игры разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Русский народ называл игры забавами, развлечениями, потехами. Простейшие игры с бегом и ловлей друг друга «Салки», «Ловушки», «Догонялки», «Салки на деревьях», «Качания на суку», «Подпрыгивания» появились в глубокой древности, но популярны и в настоящее время. Внешне эти игры напоминают игры животных. Позже появились игры «ловушки», «Дедушкин рожок», «Коршун», «У медведя на бору», «Бубенцы» и другие. Все эти игры начинались со считалок, чистоговорок, закличек, зазывалок, часто сопровождались диалогами и песенкой. Зазывалки, помогали организовывать игру. Эта традиция, существующая с давних времен помогала собрать участников игры и использовался как игровой зачин. В игре «Бубенцы», играющие пели песню:

Трынцы – брынцы, бубенцы

Диги – диги – диги – дон

Отгадай, отгадай звон!

А перед началом игры «Молчанка» играющие произносят зазывалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе

По чужой полосе

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Русские народные игры, создавались столетиями, они отражали историю, быт, родовые и семейные отношения.

Из краеведческой литературы мы узнали, что главное занятие населения нашего края было земледелие. Поэтому многие народные русские игры в условной игровой форме показывали труд крестьян, включая земледелие, взаимоотношения людей во время труда. Это игры «Капуста», «Лен», «Уже мы просо сеяли», «Мак», «Яблонька» и другие игры. Содержание этих игр включало движение по кругу с пением и танцевальными движениями. В этих играх ребёнок знакомился с нелёгким крестьянским трудом, учился ценить и уважать его.

Многие народные русские игры на ярмарках и гуляниях давали возможность играющим помериться с силой, ловкостью и стремлением стать сильным и победить «Бои на бревне», «Цепи кованные», «Бой петухов», «Перетягивание каната», «Сильный бросок».

Доброе отношение к окружающему миру, природе, воспитывали игры «Гуси - лебеди», «Ежик и осы», «Пчела и ласточки», «У медведя на бору», «Хромая лиса», «Стадо», «Кошки-мышки».

Русский народ издавна занимался разными видами деятельности. Через игру дети знакомились с промыслами: рыбалкой, охотой, земледелием. Игры «Охотники и утки», «Продаем горшки», «Ловись рыбка», «Дедушкин рожок», «Корзинки», «Птицелов» - отражают занятия русских людей. Изучая русские народные игры, их особенности, мы узнали, что они развивали у наших сверстников прошлых лет находчивость, смекалку, быстроту, правильную координацию движений. Это игры «Горелки», «Чехарда», «Чижик», «Лапта», «Городки», «Двенадцать палочек», «Котик». Во многих играх использовались мячи, дощечки, кости животных, палки, веревки. Это игры «Лапта – бита, мяч», «Чижик» - бита , «Жмурки» - повязки, «Городки». Играя в разные игры, дети переживали и поддерживали друг друга, старались не обидеть и понять товарищей. Игры сплачивали детей в коллективе. В нашем районе помнят и хранят немало старинных игр, обрядов и заговоров, помогавших в далекие времена в нелегком крестьянском труде. Традиционно в поселениях района помнят и соблюдают старинные религиозные праздники Рождество, Пасха, Троица, Крещение. В культурных центрах проводятся мероприятия. Ежегодно в районе проводится славянский традиционный праздник «Широкая масленица». Цель праздника – прощание с зимой. Этот праздник не обходится без веселых русских народных игр, забав и потех. Игры в снежки, катание на лошадях, запряженных в сани, катание с горок на санках, сжигание чучела Масленицы. В таких играх и забавах участвуют все от мала до велика. Эти игры для русского народа до сих пор популярны, так как забавы наших предков отражали истинные и неподдельное его веселье.

Русские народные игры, создаваясь веками, отражали быт, с родовыми и семейными отношениями, с праздниками и обычаями, стоят в ряду лучших творений народа.

История возникновения и особенности татарских игр в нашем районе

На юго-востоке Нижегородской области находится Пильнинский район. В его составе имеются четыре поселения татар-мишарей: Петряксы, Красная Горка (Сафаджай, Собачий остров), Старые Мочалеи и Новые Мочалеи. Исследуя исторический материал по теме, мы узнали, что поселение Красная Горка (Собачий остров) и Петряксы в Посурье считаются самыми древними поселениями. Эти присурские селения создавались во времена Казанского ханства или после присоединение Казани к Московскому государству в 1552 году, на свободных землях. По преданиям, записанным сабачайскими муллами, татары Петряксов поселились в крае спустя 50 лет после образования Собачьего острова. Эти селения располагались на окраинах Татарской степи. Основателями этих селений были вольнопоселенцы, осевшие на свободных землях, по окраинам Татарской степи. А поселение Старые Мочалеи возникли в XVII веке как поселение служилых татар. Служилые татары в течение столетий принимали активное участие в боевых действиях по защите и укреплению Российского государства. Кроме военной службы на выделенных поместьях наши предки занимались сельскохозяйственными работами. Татарское население этих поселений занимались земледелием, отличались особым отношением к земле. Среди них были крупные земледельцы (иген байлары), которые производили зерно на продажу, продавали его на базарах и ярмарках. Многие татары в те давние времена занимались стойловым содержанием скота.

Как уже было сказано, татарское население наряду с разведением скота, занимались обработкой земель. Нелегко было нашим предкам осваивать простейшими орудиями труда целину, новые земли. Это были труднопроходимые земли, заросшие кустарником.

В те далекие времена в татарских селениях начинает развиваться кустарные производства. Из народа выросли прекрасные мастера кузнецы, портные, плотники, сапожники, кожевенники. И в связи с этим получила начало мелкая торговля. Население присурских поселений Красная Горка (Собачий Остров), Петряксы и Старые Мочалеи – татары по вероисповеданию мусульмане. С давних времен основания татарских деревень в них были свои абызы (муллы). Они исполняли религиозные обязанности: мусульманские обряды, обычаи и традиции среди татарского народа. Татарское население нашего района почитает и соблюдает традиции, которые передались из глубины веков.

История и особенности татарских игр прямо связана с историей татарского народа юго-востока Нижегородского края. Еще с древних времен они ясно отражали образ жизни татарского народа, его быть, национальные устои, верование, трудовую деятельность, обычаи и традиции, представление о чести и совести, смелости, мужестве, выносливости, учили проявлять смекалку и стремление к победе. Для национальных народных игр татар характерны высокая эмоциональность, дух соревнования и сотрудничества, самостоятельность действий играющих, коллективность. Изучая татарские игры, мы узнали, что существуют различные по-своему содержанию и происхождению игры. Среди татарских народных игр есть игры, которые имеют столетнюю или многовековую историю. В играх татар много юмора, шуток, соревновательного задора. В народных играх наши потомки отражали искреннюю любовь к веселью и движениям. Местные особенности, природные социальные условия, этническое окружение имели большое значение в появлении народных игр татарского народа. Огромное внимание оказало территориальная отдаленность татарского народа Окско-Сурского бассейна (мишарей) от казанских татар. Это способствовало формированию у татарского народа местных особенностей игр. Татарские народные игры часто сопровождались веселыми моментами, интересными и любимыми считалками и жеребьевками, потешками. До сих пор они сохранили художественную прелесть и составляют необыкновенный, ценнейший игровой фольклор татарского народа. Например, игра «Перехватчики» - содержит считалку и воспитывает честность.

Мы умеем быстро бегать

Любим прыгать и скакать

Раз, два, четыре, пять!

Ни за что нас не поймать!

А игра «Тимербай» - содержит потешку и учит точности движений, развивает творческие способности.

Пять детей у Тимербая.

Дружно весело играют,

В речке быстро искупались

Намылись, наплескались

Хорошенько отмылись

И красиво нарядились

Ни есть, ни пить не стали

В лес под вечер прибежали

Друг на друга поглядели.

Интересная народная татарская игра «Тюбетейка» воспитывает уважение к культуре татарского народа, развивает патриотические чувства. Веселый и сюрпризный момент в игре – внесение тюбетейки. У татарского народа нашего края было развито гончарное дело. Древние люди изготавливали горшки из глины. Распространены были игры, связанные с этими предметами – горшками.

Народная игра «Продаем горшки» - (Чулмяк сату) пополняют знания детей о профессиях прошлого, воспитывают уважительное отношение к человеку труда. Очень популярной среди детишек татарского народа была игра «Займи место» (Урын алу.) – содержит считалку, учит ритмичности действий.

Никого в дом не пущу

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу –

Игра «Хлопушки» (Абакле) – учит быстроте движений, начинается считалкой:

Хлоп да, хлоп – сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!

Многие народные татарские игры сопровождаются диалогами. Есть игры в которых используются разные предметы: мячи, косички, платочки, ленточки, палки, кости, горшки, камушки. Интересны игры с песнями и хороводами. Татарская народная игра «Хромая лиса» (Аксак тельке) содержит диалог.

- Лиса-лисонька, хромая, куда ночью ковыляешь;

- Бикчетай, сынок Мамая, меня бабка ждет родная.

- А зачем к ней торопился?

- Моя шуба там за печкой.

- А если шуба загорится?

- Окуну я шубу в речку.

- Вдруг унесет ее теченье?

- Я заплачу с огорченья.

- Лиса, лисонька, хромая, как без шубы ты пойдешь?

- Бикчетай, сынок Мамая, как пройду, тогда поймешь.

В татарских народных играх «Узелок» (Тисечек уены), «Забери платок», «Битье горшков», «Жмурки», обязательным было наличие платочка, наличие палок в игре «Двенадцать палок» (Унике таяк), наличие мяча в игре «Мяч по кругу».

Многие народные татарские игры сопровождались хороводами. Это игра «Земля, вода, огонь, воздух» - она учит детей умению понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой. Хороводы водились под протяжные татарские песни, при этом играющие держались не за руки, а за полы одежды или платочки.

Вейся, ты вейся

Капуста, мая!

Вейся, ты вейся

Вплывая моя

Как мне капустке, не виться

Как мне видовой, не свится

Вечор на капустке,

Вечор на виловой

Частный сильный дождик!

В игре «Татарский плетень» - присутствовала хороводная песня, эта игра воспитывает бережное отношение к природе, к татарским играм. В этой игре взявшись за платочки девочки становились в круг. Одна из них начинала плести плетень, вела за собой вереницу девочек подпрыгивая под руки двух самых последних участниц в ряду. Эта пара разворачивалась, начинала движение в обратном направлении. Во время игры девочки пели хороводную песню «Вейся, вейся, плетень, завивайся…».

Помимо традиционных игр у татарского народа присутствуют игры издавна, связанные с народными обрядами и праздниками.

Самым известным татарским праздником был и есть Сабантуй. Праздник Плуга. Сабантуй – исконный татарский национальный праздник, корнями своего происхождения уходит вглубь веков. Это праздник в честь землепашцев плуга – основного земледельческого орудия, праздника весеннего сева, яровых. Татары сейчас празднуют Сабантуй. В древние времена, он праздновался перед началом полевых работ в апреле. А сейчас в нашей местности его празднуют по окончанию сева. В сценарии праздника широко используются сохранившиеся с глубокой древности народные игры. Они развивают ловкость и силу. Эти игры как по форме и так и по характеру очень просты, по вместе с тем самобытны. У татарского народа они нашли широкое признание, стали традиционными. К ним относятся народные игры, перетягивание каната, битье горшков, бег в мешках, скачки на лошадях, бег с коромыслом, бег с яйцом в ложке, бои на бревне. Воплощая в себе многовековой жизненный уклад, самобытность и неиссякаемый дух татарского народа. Сабантуй сегодня в нашем районе обрёл поистине всенародное признание. Сохраняя свою уникальную особенность, он объединяет представителей всех национальностей и вероисповеданий нашего края. Праздник стал истинным показателем самобытности обычаев, духовного наследия и культуры татарского народа.

История возникновения и особенности мордовских игр

Самыми первыми переселенцами наших мест считаются мордва. Они заселяли территорию около Суры с VI по XII века. В далеком прошлом, мордовские племена занимали земли вдоль рек Пьяна и левобережье реки Суры. Анализируя литературу по этой теме, мы узнали, что существует много легенд о возникновении мордовских поселений в нашем районе. Мордовские переселенцы селились на богатых землях. Это были места, окруженные вековыми елями и соснами. Леса были богаты диким зверем, ягодами и грибами.

Главным занятием мордовских переселенцев было земледелие на основной кормилице земле. Живя около рек и озер, они пользовались тем, что давала им природа – ловили рыбу «вандой» (вершой), сплетеной из ивовых прутьев, охотились на птицу и мелкого дикого зверя, занимались бортничеством, продавали пушнину, мед, воск. Мордовский народ испокон веков отличался гостеприимством, любовью к детям и заботой о них, трудолюбием. Пахали на лошадях, сеяли вручную. По окончании основных работ – сев, сенокос, уборка урожая – мордовский народ устраивал «Катакуй» (праздник). На празднике водили хороводы, пели народные песни, частушки, устраивали забавы и игры. В настоящее время мордовское население в нашем проживает в селах Наваты, Кисленка, Бокшандино. В нашем районе живут мордва – эрзя.

Мордовские села – это прекрасные уголки многоликой России, очаровывают своими лесами, реками Сурой и Пьяной, бесконечными лесами, лугами трав и цветов, а главное народом, история, которого увлекательна и самобытна. Жители этих мордовских поселений помнят и хранят традиции, обряды, обычаи и игры, которые были присущи мордовскому народу. Доказательством этому служит ежегодное проведение в селе Наваты большого мордовского праздника – «Эрзянь покш ши». У мордовского народа, как и других народностей живущих в нашем районе есть свои национальные игры, которые имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до современности из глубокой старости. Игры мордовского народа создавались столетиями, отражали быт, родовые и семейные отношения, праздники и обряды. Многие мордовские игры возникли благодаря мордовским обрядам и праздникам. Дети принимали активное участие в проведении обрядов и праздников. Надо отметить многие игры мордовского народа учили играющих определенным трудовым навыкам, помогали освоению сложных крестьянских занятий. В мордовской игре «В звонкие камешки». С помощью 20-25 упражнений девочки тренировали проворность, ловкость пальцев, гибкость, упражнялись в быстрой реакции, что очень важно было при выполнении различных работ в вышивании и прядении, при выполнении различных работ по возделыванию конопли.

Мордовские игры по времени бытования и содержанию делятся на несколько групп.

Игры, в которые играют весной и зимой. Эти игры очень многочисленны. Они воспитывают в детях ловкость, смелость, гибкость и точный глазомер. Эти игры «В копу», «В круговой мяч», «В бабки», «В пету-лату».

В весенних и летних играх дети показывали отношение к природе, отождествляли птиц и зверей, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и зверей. Это игры «В коршуна и цыплят», «В белочку», «В ворону».

Очень популярны были среди мордвы театрализованные игры (ролевые). Такие игры как «На ярмарку», «Едем, едем по чугунке», «На водяной мельнице», «В петушки», «На пасеке» - они воспитывали в детях художественный вкус, наблюдательность, умение фантазировать. В этих играх дети изображали бытовые эпизоды. При играх использовали театрализованные средства, при помощи которых дети стремились показывать в изображаемых героях – в людях, птицах и зверях им присущие черты: манеру двигаться, разговаривать и вид деятельности. В ролевых играх дети старались показать душевные качества изображаемых героев – доброту, смелость, злость, трусость.

Особой популярностью у крестьянских детей пользовались хороводы и хороводные игры, они составляли особую часть мордовского фольклора. В этих играх участвовало большое количество детей и молодежи. Во время игры выявлялись способности детей в пении, в игре на разных музыкальных инструментах. В некоторых хороводных играх играющие показывали изготовление предметов ручного труда и возделывание земли («Маковица - головица», «А мы парку парили, «Холст Шуниной Анки»). Многие хороводы были посвящены любимым дохристианским праздникам. В посвященных к этим праздникам играх, дети просили повышение урожайности полей, умножение поголовья скота в крестьянском хозяйстве, создание дружной семьи.

Значительное место в хороводных играх занимала свадебная тематика. В каждой мордовской семье, где рождалась дочь, мать по традиции предков уже начинала готовить приданное для дочери. Девочек уже пяти лет начинали приучать к домашним заботам, большому событию в их жизни. Считалось, что играми в свадьбу, дети благословляют молодых на счастливый брак. («Сбор приданного», «Девичья баня», «Кража клубков», «Уточка и селезнь», «Колечко счастья».)

Анкетирование и опрос жителей разных поселений Пильнинского района

Для того, что бы узнать в какие старинные народные игры играли в разных селах нашего района, мы провели анкетирование и опрос жителей разных поколений и выявить необходимость изучения народных игр. Жителям было предложено три вопроса:

  1. В каких годах проходило ваше детство?

  2. В какие игры вы играли? Перечислите

  3. Опишите 2-3 свои любимые игры.

Более 30 жителей мы посетили с одноклассниками, опрашивая взрослое население об играх детства. Результат превзошел все ожидания: получился богатый, познавательный и интересный материал о народных играх детей первой половины XX века. Вспоминая свое детство, многие погрузились в воспоминания своего детства. Жители, родившиеся в 30-х и 40-х годах вспомнили послевоенные годы. Полураздетые и полуголодные, но такие счастливые. Игрушек не было. Было много воспоминаний об интересных случаях, о детях своей улицы, с которыми дружно играли.

А нам было очень интересно и познавательно слушать их трогательные воспоминания.

Проводя исследование, нам хотелось убедиться в том, что изучая народные игры жителей нашего края с одноклассниками, мы сохраним преемственность такого культурного исторического развлечения как игра из поколения в поколение.

Поэтому учащимся пятого класса 20 человек мы предложили в анкете следующие вопросы.

Анкета № 1

  1. Знаете ли вы историю вашего края?

  2. Какие народные национальные игры жителей нашего района вы знаете?

Анкета № 2

  1. Понравилось ли вам на занятиях играть в старинные игры?

  2. Как вы думаете, какое значение имеет для вас изучение и игра в старинные национальные игры?

  3. Будете ли вы на занятиях подбирать и использовать на занятиях старинные национальные игры?

Результат исследования

В ходе опроса и обработав полученные данные анкет, мы получили следующие результаты.

  1. В каких годах проходило ваше детство?

Годы детства

Количество принявших участие

30-е годы 20 века

2 человека

40-е годы 20 века

3 человека

50-е годы 20 века

10 человек

60-е годы 20 века

5 человек

70-е годы 20 века

7 человек

80-е годы 20 века

3 человека

Результаты исследования

В русских поселениях нашего района по результатам исследований в следующие народные игры.

Опрос жителей русских поселений Пильнинского района.

В какие игры играли в детстве?

Прятки

35

лапта длинновая

33

лапта круговая

31

жмурки

29

чижик

28

городки

27

чехарда

26

фанты

25

козны

24

вышибалы

23

классики

22

штандер

20

гуси-лебеди

19

кошки мышки

15

Результаты исследования

В русских поселениях нашего района по результатам исследования играли в народные игры.

 

В татарских поселениях нашего района играли в народные игры.

прятки

40

угол-почмак алыш

38

татарский плетень

39

хромая уточка-аксак тельке

35

тюбетейка

36

узелок - тисечек уены

34

картошка - картош уене

30

12 палочек - унике таяк

28

продаем горшки - чульмяк уене

25

битье горшков - чульмяк ватыш

20

В мордовских поселениях нашего района играли в народные игры.

продажа лаптей

40

в жмурки

38

в мышку

37

чики

36

кострички

35

в пешки

28

в белочку

27

в ворону

26

в колечко

25

уточка и селезень

20

девичья баня

15

Результаты исследования учеников 5 «А» класса Пильнинской средней школы «Содружество»

Учащимся 5 класса (20 человек) была предложена анкета, в которой был вопрос: «Знаете ли вы старинные национальные игры жителей Пильнинского района? Напишите название игр».

30% обучающихся назвали игру Прятки

15% Кошки-мышки

20% Жмурки

Остальные дали отрицательный ответ.

Мы пришли к выводу, обучающиеся 5 класса не знают старинные национальные игры жителей Пильнинского района. А 65% обучающихся назвали русские народные игры.

После анкетирования мы предложили одноклассникам найти национальные народные игры и историю их возникновения. Провести опрос у родителей и людей старшего поколения с целью узнать игры и правила проведения.

С целью изучения татарских и мордовских игр была организована экскурсия в школьную и районную детскую библиотеку. Сотрудники библиотек познакомили с национальными народными играми жителей района, беседы сопровождались показом презентации – правил игры. Во время экскурсии в краеведческий музей, сотрудниками музея был проведен мастер-класс с разучиванием старинных народных игр.

В школе на классных часах были разучены найденные старинные игры. Интересно и познавательно прошли классные часы – встречи со знаменитыми людьми нашего района и почетным гражданином Нижегородской области Н.А. Абдуллиным 1928 года рождения и почетным гражданином Пильнинского района, Е.Г. Галкиной 1933 года рождения. Ветераны вспоминали свое трудное детство и познакомили нас с местными народными играми в которые они играли.

В конце исследования мы провели повторное анкетирование №2, которое показало, что обучающиеся 3 класса запомнили национальные народные игры жителей района и играли в них на переменах, на школьном дворе во время прогулок с одноклассниками. Нам особенно понравились татарские игры «Тюбетейка», «Битье горшков, «Двенадцать палочек», «Угол». Мордовские игры: «В бабки», «В пету - лапту», «В коку», «Круговой мяч» » (Приложение 1).

На основе исследования мы составили книгу о национальных играх.

Вывод

Изучив и проанализировав в историю возникновения и особенностей национальных игр, мы пришли к выводу:

  • Одной из причин появления игр являются календарные праздники и обряды.

  • Русские, татарские, мордовские игры были не просто развлечением, а способом организация хозяйственной, семейной и общественной жизни человека.

  • Играя в национальные игры мы знакомимся с привычками и обычаями местности.

  • Народные игры содержат в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

Все высказанное подтверждает выдвинутую нам гипотезу.

Эта тема была нам по-настоящему интересна, и мы считаем, что занимаясь изучением народных игр народов Пильнинского района, мы тем самым сохраняем культурные традиции и историю. Ведь мы расскажем об этом своим детям, а они своим и таким образом хотя бы не большая частица культуры наших народов будет сохранена.

Заключение

Подводя итог нашей исследовательской работы, можно отметить, что наши предки, основавшие несколько столетий тому назад поселение Межпьянье и Присурье, наряду ратными подвигами в течении столетий во славу Российского государства сумели еще своим мирным трудом освоить и превратить «дикое поле» в плодородную ниву для будущих поколений. Основатели наших поселений, несмотря на разные трудности, сумели сохранить и передать из поколения в поколении свои родной язык, национальную культуру, христианскую и мусульманскую религию, народные игры, обычаи и традиции.

Мы должны помнить славные дела наших предков, способствовавших сохранению татарского, мордовского населения нашего района. Память об основателях наших селений должна сохраняться вечно. Это наша всеобщая история.

В ходе исследования мы узнали различные народные игры народов, живущих на территории Пильнинского района. Каждая старинная игра – это история наших предков. Но самое главное, изучая старинные игры, мы поняли, как важно помнить и сохранить это неоценимое национальное наследие.

Эта работа нас увлекла, что мы готовы продолжить наше исследование истории народных игр малой родины.

Со своими исследованиями мы выступили сначала перед одноклассниками, затем на школьной научно-практической конференции. Потом провели опрос среди сверстников. Мы спросили у них, почему надо знать историю родного края и народные игры. Большинство ребят ответили, изучая народные игры, мы знакомимся с жизнью людей своего края и его интересной историей и культурой.

Список литературы:

  1. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. М.: физкультура и спорт, 1985 г.

  2. Булатов М. Тридцать три пирога. М.: «Детская литература», 1968 г.

  3. Галеев Э.Х., Ханбеков Я.И. Татарские игры и праздники. Казань, издательство, 1985 г.

  4. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. Москва. Просвещение, 1989 г.

  5. Литвинова М.Ф. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть»

  6. Новицкий М.Ю.»Русский детский игровой фольклор»

  7. Осокина Т.И. «Русские народные подвижные игры»

  8. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские, 1985 г

  9. Шарафутникова Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа, К. Гасыр, 2004 г.

  10. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М.: Детская литература, 1988

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.detskietovary.ru/article/51

  2. http://www.formychild.ru/cgi-bin/toys.cgi?stp=art_card&id=139

  3. Lurkmore.ru. – Дворовые игры.

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложение 1

Ашханэ - Столовая

  • С.Новомочалеи, Старомочалеи, Куликовка Пильнинского района

  • Время бытования примерно 1945- 1980 г.г.

  • Игра на улице и в помещении

  • Соревнования нет

  • Игра групповая с ведущим

  • Об игре рассказала: Билялова Сания Абдулхаевна, 1938 г.р.

В 1945 году переняли от более взрослыхребятишек

Столовая-Ашханэ

Дети встают вкруг. Ведущий игры встает в центр круга и всем присутствующим дает имена продуктов, еды или блюд.Потом ведущий начинает рассказывать истории, которые якобы были в столовой. В этом рассказе обязательно должны присутствовать названия еды, блюд, которыми нарекли играющих.

В повествовании название какой еды выйдет - тот должен покружиться, если не успеет это сделать , то выбывает игры.Когда произнесётся слово “Столовая” все присутствующие игроки должны покружится. Игра прекращается когда в кругу останется всего один человек он и победитель.

Почмакалыш

  • С.Новомочалей, с.Старомочалеи Пильнинского района

  • Время бытования примерно 1945 1960 г.г.

  • Игра на улице

  • Соревнуются в красноречии и быстроте

  • Игра групповая с ведущим

  • Об игре рассказала: Билялова Сания Абдулхаевна, 1938 г.р.

В 1945 году переняли от более взрослых ребятишек

Угол - Почмакалыш

Дети встают в разные места, они –«бабки» (“эбилэр”). Один из играющих подходит к «бабкам» и просит себе угол - например, баню:

  • Бабушка, а отдай мне баню?

  • Баня занята!

  • Бабушка, а отдай мне баню?

  • Камни выпали!

  • Бабушка, а отдай мне баню?

  • Сруба нет чтоб её построить ( и т. д. надо найти разные причины).

Затем быстро произносится “хоп, хоп!” и дети должны меняться местами.

Просящий баню должен успеть занять один “угол" - одно место. Кто остаётся без “угла”, тот продолжает вести игру, (из этой игры видно, что она помогает развить речь, фантазию, быстроту движений).

Битьё горшка-Чулмэкватыш

  • село Новомочалеи, с.Старомочалеи Пильнинского района.

  • Эта игра всегда была, она национальная, татарская, можно увидеть на сабантуях.

  • Соревнование - битьё горшка

  • Можно в помещении играть или на улице.Чаще играют на улице.

  • Игра групповая с ведущим

  • Об игре рассказала: Ибатуллина Сания Абдрахмановна (бабушка), 1948 г.р.

В 1960 году переняли от более взрослых детей, от бабушек и дедушек

Битьё горшка-Чулмэкватыш

На кол вешается горшок, можно положить его на землю или на пол. Водящему завязываются глаза и даётся палка. Задача - разбить горшок. Чтобы усложнить игру, водящего можно “запутать”: перед тем, как дать палку, покружить вокруг себя несколько раз.

В этой игре надо уметь координировать свои движения.

Мордовская игра «Продажа лаптей».

  • Мордовское село Наваты Пильнинского района, время бытования 1930-1950 г.г.

  • Игра на улице, соревнования нет

  • Игра групповая

  • Об игре рассказала: жительница села Наваты.

В 1940 года переняли от взрослых ребят

Продажа лаптей - мордовская народная игра.

Эта игра у нас в селе называлась по – разному: В рыбу, «Кража шапок». Для игры нужны поношенные лапти. Можно вместо них использовать рваные шапки, галоши, верёвка длиной 3 или 4 метра. Верёвку привязываем к колышку и зарываем в землю колышек.

По жребию выбирали продавца рыбы, рыбой называли во время игры лапти. Продавец с помощью верёвки чертил круг – как бы торговый ряд. По кругу раскладывали товар – это старые лапти, калоши, шапки.

Продавец одной рукой брал верёвку, а другой рукой держал старый лапоть.

Проходя по кругу, он говорит: «Продаётся рыба! Продаётся рыба! Щука, караси, окуни! Подходи, налетай, не скупись – налетай!»

Играющие с разных сторон бегут к торговому ряду: Они стараются взять свою вещь. А продавец старается догнать их и ударить локтем по спине. Тот кого он поймает становится вместо него. А игра начинается сначала. Игроки – покупатели стараются не попадать под удар, используют обманные ходы, отвлекают внимание продавца. Нужно заметить, продавец может ударить игрока – покупателя только, когда он наклоняется за товаром – рыбой.

Если продавец никого не смог ударить по спине, то он расплачивался с покупателями сам. А расплата происходила так!

Игроки - покупатели становились в две шеренге одна против другой. Игрок – покупатель должен был пройти мимо них, получая от каждого рыбой по спине.

Мордовская игра «Раю – Раю».

  • Мордовское село Кисленка Пильнинского района

  • Время бытования 1966-1970 г.г.

  • Игра на улице и дома, соревнования нет

  • Игра групповая

  • Об игре рассказала: Любаева Любовь Ивановна, 1954 г. рождения.

В 1960 перешла от взрослых ребятишек

Мордовская игра «Раю – Раю».

Сначала для игры выбирали двух играющих – ворота, другие дети - мать с детьми.

В начале игры, дети ворота поднимали свои сцепленные руки вверх и произносили громко!

Раю – раю. Пропускаю

А последних оставляю

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

Играющие, становясь паровозиком идут за матерью и проходят в ворота. Ребята – ворота, опускают руки и отделяют последнего играющего и тихо спрашивают у него два слова – пароль ( например, один играющий яблоко, а другой дерево.) Отвечающий игрок выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому играющему, чей пароль он назвал . Когда мать остаётся одна ворота очень громко спрашивают у неё яблоко или дерево?

Она отвечает и встаёт в одну из команд. Дети ворота встают лицом друг другу, взявшись за руки. Получаются две команды, они перетягивают друг друга. Та команда, которая перетянула другую команду, считается победительницей. Дети должны помнить правило игры – они не должны подслушать пароль.

Старинная народная игра «Козны»

  • с. Можаров- Майдан Пильнинского района

  • Время бытования 1930 г.

  • Игра на улице

  • Соревнование

  • Игра групповая

  • Об игре рассказала: Макарова Мария Васильевна, 1918 г.р.

В 1928 году переняли от взрослых ребят

Старинная народная игра «Козны»

В тридцатые годы среди детей была распространена игра- «козны».

Козны - это мосолки от животных. Козны варили ииз костей свиней.

На кознах замечали лицо и изнанку. Игра заключалась в том, кто дольше бросит козок. Если он упадёт лицом к тебе, то ты выиграл, если изнанкой-козок переходит к другому игроку.

Был и другой вариант игры. В те далекие времена козны ставили на землю и кидали в них битой, кто больше выбивал козок, тот и выиграл.

Старинная народная игра «Бирюльки»

  • с. Можаров- Майдан, Пильнинского района

  • Время бытования 1930 г.

  • Игра в помещении

  • Соревнование

  • Игра групповая

  • Об игре рассказала: Шулаева Александра Николаевна, 1922 г.р.

В 1930 году переняли от более взрослых ребят, от родителей

Старинная народная игра «Бирюльки»

Игра родилась в старые времена. В избе зимой делать особо нечего было, а помещение не большое, чтобы в салочки-догонялочки играть. Тогда детям предлагали игру в бирюльки. Игра эта тихая, требовалось сосредоточиться на мелких детальках, и действовать осторожно, чтобы "не заронить", то есть, не ошибиться.

Правила этой старинной игры чрезвычайно просты. Бирюльки высыпают на стол так, что они ложатся кучкой, из которой играющие поочередно вынимают их при помощи проволочного крючка, насаженного на палочку. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает крючок следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не разберут всю кучку. Выигрывает тот, у кого набралось больше бирюлек. Или играют до тех пор, пока у одного из игроков не наберется условленное число бирюлек.

Старинная игра «Чехарада» или «Драматешка»

  • с. Мамёшево Пильнинского района

  • Время бытования 1960 г.

  • Игра на улице

  • Соревнование

  • Игра групповая

  • Об игре рассказал: Пичугин Вячеслав Александрович, 1946 г.р.

Старинная игра «Чехарада» или «Драматешка»

Мой дедушка Пичугин Вячеслав Александрович рассказал мне об игре, в которую они в детстве часто играли со своими друзьями. Игра называлась «Чехарда», дедушка рассказывает, что часто играли в эту игру когда хотели погреться, например после купания. Этой игре уже более 5 веков. Дедушка в неё играл, когда ему было двенадцать лет в 1960 году в с. Мамёшево Пильнинского района.

Правила этой игры:

Игроки становятся в одну колонку. Первый игрок принимает положение согнувшись, подбородок прижимает к груди, упирается руками в колени; по сигналу второй перепрыгивает через первого и встаёт в трёх шагах от него в такое же положение и так все по очереди, эта игра на выбывание тех кто не перепрыгнул или не смог удержаться на ногах – тот проиграл и выбывает из игры, победителя катают как всадника на коне.

Русская народная игра «Лапта».

  • р.п. Пильна Пильнинского района

  • Время бытования 1945 – 1970 г.

  • Соревнование присутствует

  • Игра групповая

  • Об игре рассказала: Прокофьева Маргарита Егоровна, 1933 г. р.

В 1945 г. перешла от более взрослых детей

Русская народная игра «Лапта».

Эта игра была весьма популярной в сельской местности. Играли дети и взрослые. Местом для игры выбирали ровную площадку.

Правила этой игры были довольно просты. Для игры нужен небольшой мяч и лапта – круглая палка (длиной примерно 60 см). Мячи во время нашего детства были не резиновые, а из коровьей шерсти. Весной, когда шла линька, шерсть коров скатывали в клубок. При этом мячи получались твёрдые. На площадке проводили две линии, на расстоянии 20м. Играющие делились на две команды и выбирали «матку», которая отбивала мяч. На одной стороне площади находился город, а с другой кон. По жребию мы выбирали играющих кто идёт в город, а другие водили. Играющие команды города начинали игру. Мяч подбрасывал вверх помощник. Тем временем ведущая команда становится по всему полю, а другая команда должна перебежать на противоположную сторону, когда «матка» отбивает мяч. Те, кто стоит на поле ловит мяч и кидают его в бегущих. Если в кого-то попали, то команды меняются местами. Если нет, то бегущая команда достигает противоположной стороны поля и бежит обратно. Выигрывает та команда, которая большее количество раз попадает мячом сопернику.

Мордовская игра «Клёк»

  • Мордовское село Бакшандино Пильнинского района

  • Соревнование присутствует, игра групповая

  • Об игре рассказала: Горбушкина Н.А.

Мордовская игра «Клёк»

Для этой игры мы брали биты или палки для определенного количества играющих. Они были размером 70 см или 80 см и ещё брали одну небольшую чурку (клёк) деревянную. Деревня была большая, народу было много в то время, Иногда играли по 10, 12, 14 человек. Мы чертили два квадрата, один большой, а другой маленький. В маленький квадрат ставили клёк- чурочку. По количеству игроков от центра большого квадрата- мы называли его кон, на расстоянии 8- 10 шагов играющие копали ямочки- лунки. Игрок, который был водящим стоял у «клёка» сбоку. У других лунок становились игроки с битами пяткой в лунку. Затем играющие по очереди бросали биты. Каждый тщательно старался выбить клёк за пределы копа. Водящий быстро бежал, если клёк был выбит, потому что ему нужно было успеть схватить клёк, поставить на место и , конечно, же занять лунку играющего. А в это время играющий быстро должен взять свою биту и возвратиться к лунке. Если играющий не успевал занять свою лунку, становился водящим. Если бита упала недалеко от водящего или клёк не сбит броском, то играющий ждал своей очереди и удачного броска. Ну и как и в других играх в игре «Клёк» были правила: игрок при броске не должен был заходить за линию копа и выходить из лунки.

Играя в эту игру мы выбирали водящего мордовской считалкой:

Вейке, кавто, колмо, ниле,

Монсэвинь саразонь пиле.

Кавто, колмо, ниле, ветесь,

Кинень понги псакань пекесь?

Нармунцьярцамссуродо,

Монкундайнепулодо,

Нармунцьярцамсчашкасто,

Монкундайнепакштасо.

Один, два, три, четыре.

Я съел куриное ухо.

Два, три, четыре, пять,

Кому достанется кошкин живот?

Птичка клюёт зерно,

Я поймал её за хвост.

Татарская игра «Спутанные кони»

  • Татарское село Петряксы Пильнинского района

  • Время бытования примерно 40- 50 годы

  • Игра на улице

  • Соревнование присутствует

  • Игра групповая

  • Об игре рассказала: Юнисова Разия Искаковна, 1933 г. рождения

В 1940 г. перешла от более взрослых ребятишек.

Татарская народная игра «Спутанные кони»,

«Тышаулыатлар».

Рассказала жительница с. Петряксы Юнисова Разия Искаковна 1938 года рождения.

Моё детство было послевоенное. Мама работала с утра до вечера в колхозе. А мы, деревенские ребята, помогали взрослым. Машин и тракторов не было в хозяйствах и всё приходилось делать вручную. Помощниками в колхозе были лошади. Мы часто наблюдали за их тяжелой работой.

Любимой моей игрой была игра «Спутанные ноги».

На земле чертили линию. Напротив линии мы ставили стойки. Расстояние от стоек до линии было примерно 20 м. Затем мы делились на две или четыре группы в зависимости от количества играющих. Взрослые и игрок, который не играл, давал сигнал и по сигналу мы первые игроки начинали прыгать, обегать стойки и возвращались обратно бегом. Бежать следовало в нужном направлении. Далее бежали вторые. Выигрывала та команда, которая заканчивала эстафету первой.

Татарская игра «Продаю горшки», «Чулмяк сату»

  • Татарское село Сафаджай Пильнинского района

  • Время бытования примерно 30- 70 годы

  • Игра на улице и в помещении

  • Соревнования нет

  • Игра групповая

  • Об игре рассказала: Кадырова Ляйля Анвяровна, 1954 г. р.

В 1960 г. перешла от более взрослых детей.

Татарская игра «Продаю горшки»

В эту игру мы начинали играть ранней весной. Играющие делились на две группы. Одни играющие становились горшками и садились на корточки в кружок. У каждого за спиной стоял хозяин. Обращаясь к хозяину ведущий спрашивал:

- Продашь горшок?

- Продам!

- За сколько рублей?

- За три рубля.

Покупатель, стукнув по руке хозяина 3 раза вместе с «горшком» пускались по кругу на встречу друг другу, чтобы скорее занять место, которое освободится быстрее среди сидевших детей. Отставший становится следующим покупателем.

Русская народная игра «Чижик»

  • р.п. Пильна Пильнинский район

  • Время бытования примерно 1945 – 1950 г.г.

  • Игра на улице

  • Соревнование

  • Игра групповая

  • Об игре рассказала: Галкина Екатерина Григорьевна.

В 1945 году перешла от более взрослых детей

Русская народная игра «Чижик»

Рассказала жительница р.п. Пильна Екатерина Григорьевна Галкина, родилась в 1933 году в селе Языково Пильнинского района.

В 1940 – 1950 годы очень большой популярностью пользовалась игра «Чижик».

Сначала мы делали ровную, гладкую палочку толщиной в палец, длиной 4 – 5 вершков. Концы этой палочки заостряли, но не очень остро. Эта палочка называлась «Чиж». В соседних селах называли «щильце» «клёк». Потом делали другую палочку, потолще «чижа», в раза 3 длиннее. Она была предназначена «для битья по чижу». На ровном открытом месте мы чертили круг. Это был «коп» или город. Иногда вместо него мы копали ямку. Далее выбирали место, куда, и в каком направлении следует бить по «чижу» из города или лунки. Игра проводилась между двумя ребятами, иногда играли командой. Очень любила играть в прятки. Правила игры всем известны, они сохранились до наших дней.

Хочу поделиться считалкой, которую проговаривали во время игры в прятки!

Дождик, дождик, перестань.

Я поеду в Орестань

Богу молиться, царю поклониться

А у царя сирота, открывайте ворота!

Ключиком, замочком, белым платочком

Раз, два, три, четыре, пять

Я иду уже искать.

Фестиваль народных игр народов, проживающих

в Пильнинском районе.

Мордовская народная игра «Раю- раю».

Раю- раю пропускаю

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

Перетянувшая команда считается победительницей.

Фестиваль народных игр народов, проживающих

в Пильнинском районе.

Татарская народная игра «Битьё горшков».

Фестиваль народных игр народов, проживающих

в Пильнинском районе.

Спортивная мордовская игра «Продажа лаптей».

Мордовская народная игра «Продажа лаптей».

Продаётся рыба! Продаётся рыба!

Щуки, караси, судаки! Приходи- налетай, не скупись- покупай!

Изучаем результаты анкетирования среди жителей Пильнинского района и учеников 5 класса.

Лепка русской народной игрушки.

Слушаем беседу о русских народных игрушках.

Мастер- класс в подростковом центре.

Такие русские народные игрушки для игр детей мы изготавливали и изучали на классных часах.

Русская народная игра «Ворота».

Народная игра «Кошки-мышки».

«Колечко, колечко - выйди на крылечко».

Русская народная игра «Колечко».

В краеведческом музее р.п. Пильна изучаем старинные игры.

Русская народная игра «Гуси- лебеди».

Очень понравилась нам старинная игра «Штандер».

Встреча с почетным гражданином Нижегородской области

Н.А. Абдуллиным

Слушаем интересный рассказ о старинных народных татарских играх.

Встреча со старейшей жительницей посёлка Пильна Е.Г.Галкиной. Слушаем рассказ о старинной русской игре «Козны».

Русская народная игра «Третий лишний».

Популярная старинная игра «Жмурки».

Фестиваль народных игр народов, проживающих

в Пильнинском районе.

Русская народная игра «В море волнуется…»

Русская народная игра «Съедобное и несъедобное».

Просмотров работы: 25