Учительская династия моей семьи - гордость нашей Родины

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учительская династия моей семьи - гордость нашей Родины

Отаралиева Х.М. 1
1МКОУ «средняя общеобразовательная школа» №8 а. Куликовы Копани
Отаралиева Г.О. 1
1МКОУ «средняя общеобразовательная школа» №8 а. Куликовы Копани
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. ВВЕДЕНИЕ

Мои предки во второй половине 17 века нашли приют и опору в России1. Мне очень отрадно, что они не потеряли свою самобытность и уникальность, благодаря просвещённым людям, которые несли все самое прогрессивное, разумное в массы.

Мне очень интересно было узнать о просвещенных людях, благодаря которым мой народ стал равным среди равных народов великой России.

1.1 Актуальность

Наша семья обладает уникальной особенностью - недра каждого поколения выдают на гора представителя самой ответственной профессии на земле - Учителя. Я считаю, что преданность к этой профессии формируется на генном уровне и моя семья- яркий пример замечательной династии педагогов.  Для меня они являются идеалом настоящего Человека и Учителя и не случайно моя исследовательская работа посвящена изучению нашей педагогической династии. Педагогический стаж нашей династии достаточно велик. Низкий поклон тем людям, которые сеяли зёрна знаний, помогавшие строит новую жизнь, воспитывали патриотизм и любовь к Родине. Несомненно, зёрна дали добрые всходы, которые помогли нашей Родине стать такой сильной и величавой.

Цель исследования: изучить историю педагогов семьи Тойкеевых как отражение исторических событий.

Тема исследования: Учительская династия моей семьи - гордость нашей Родины.

Объект исследования: жизнь и трудовая деятельность учительской династии Тойкеевых.

Предмет исследования: вклад каждого представителя педагогической династии семьи Тойкеевых в развитие системы образования, общественно- политическую жизнь моей малой Родины.

Гипотеза исследования:

Я считаю, что представители учительских династий являются своего рода катализатором успешного развития образования, прогрессивного развития общества.

Задачи исследования:

  1. Изучение исторической эпохи, составление соотношения: эпоха- учитель.

  2. Изучение семейного архива, обработка и систематизация.

  3. Составление генеалогии педагогического древа семьи Тойкеевых.

Методы:

  1. проблемный

  2. поисковый

  3. исследовательский

II. Генеалогия педагогического древа семьи Тойкеевых.

2.1. Первая ветвь генеалогии педагогического древа.

По рассказам моего прадедушки Тойкеева Султанбека, основателем педагогической династии Тойкеевых был его отец, мой прапрадедушка - Яздурдыев Тойкей. Ещё во времена царской России родоначальник клана Тойкеевых- Тойкей стал первым и единственным представителем ставропольских туркмен, окончившим Высшую мусульманскую школу – медресе в городе Стамбул (Турция) и получивший статус «учитель арабского языка». Именно он заложил фундамент учительской династии Тойкеевых. Революция 1917 года в корне изменила жизнь населения ставропольского туркменского приставства. В 1918 году на пост председателя комитета бедноты2 был избран Тойкей Яздурдыев. В годы строительства Советской власти Тойкей был избран первым председателем местного сельсовета. В 1928 году советская власть привлекла Тойкея Яздурдыева, как грамотного человека к решению задач партии по ликбезу3. Тойкей Яздурдыев имея великолепный багаж знаний, житейскую мудрость, грамотность стал «мугалым»4 в одноклассном училище аула, преподавателем национального языка, что для того времени было очень значимо. Местные жители аула Эдельбай высоко ценят вклад Тойкей Яздурдыев в дело просвещения и обучения своих земляков.

2.2. Вторая ветвь генеалогии педагогического древа.

Продолжателем педагогической династии стал сын Тойкея- Тойкеев Джума Тойкеевич Приложение 1. Он обучался с группой земляков в городе Ашхабад, получил специальность «учитель физики и математики». По стопам своего отца стал учителем начальных классов. Великая Отечественная война прервала педагогическую деятельность. Вместе с братом Тойкеевым Бекей (погиб в Польше) призван на фронт. Джума Тойкеевич - участник Сталинградской битвы.

В 1943 году во время получил ранение, был госпитализирован. После войны работал учителем физики, директором, заведующим районным отделом образования в селе Летняя Ставка Туркменского района. Как учитель был строгим, но как человек справедливым. Удивительный это был человек, до глубины души влюбленный в свой предмет. Джума Тойкеевич- это эталон настоящего мужчины, учителя, отца обладавшего такими качествами как тактичность, справедливость и самое главное его «золотое правило»- уважение ученика. Награжден правительственными наградами: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне1941-1945гг», медаль «За боевые заслуги», медаль «За оборону Сталинграда», Орден Отечественной войны I степени и юбилейные медали. Удостоен звания «Отличник народного просвещения», ветеран педагогического труда, ветеран Великой Отечественной войны, депутат сельского и районного совета депутатов. Коллеги, земляки, ученики очень уважали его. Стаж педагогической работы Джумы Тойкеевича 46 лет.

Джума Тойкеевич был примером для подражания своим племянницам и племянникам. Сразу четыре племянницы и племянник выбрали педагогическую деятельность.

2.3. Третья ветвь генеалогии педагогического древа Тойкеевых

Третьей ветвью педагогической династии стали внучки Тойкея Яздурдыева: Гульджамал Султанбековна, Халджемал Султанбековна, Гульнара Султанбековна, Хасан Султанбекович, Зулейха Язаевна.

Баратова Гульджамал Султанбековна - первая женщина с высшим экономическим образованием в ауле Эдельбай. Приложение 2 Профессия профессией, но гены сыграли свою роль, Гульджемал Султанбековна смело принимает решение стать учителем! Как признаются ее бывшие ученики, Гульджемал Султанбековна смогла так заинтересовать своим предметом, что абсолютно не было пропусков. Ее ученики всегда могли поступать в средние и высшие учебные заведения, что для того времени являлось настоящим показателем работы учителя.

Она стала непросто Учителем, а главным женским руководителем в ауле. Работая на общественных началах председателем женсовета, часто и убедительно вникала в проблемы женщин на селе. Неслучайно, районное руководство называли ее «патриоткой». Именно она, не раз и не два, обращалась к Валентине Терешковой -оказать помощь в открытии детского сада в ауле Эдельбай. Валентина Терешкова обратилась к местным чиновникам и районное руководство её просьбу выполнила в кратчайшие сроки.

Ее отличает целеустремленность, вера в ученика, справедливость, ответственное отношение к судьбе каждого ребенка. Как умный и грамотный учитель, активный общественный лидер завоевала несомненный авторитет среди учеников, родителей, жителей аула Эдельбай. Педагогический стаж Гульджемал Султанбековны 38 лет, удостоена звания «Ветеран труда».

Абдулаева Халджемал Султанбековна родилась в 1955 году. Приложение 3 Окончила педагогическое училище в городе Элиста по специальности «учитель начальных классов». Работала в Эдельбайской средней школе № 14. Она не просто учила детей, она отдавала им гораздо больше, чем знания – свое свободное время, свое внимание, свою любовь. Она говорила всегда о своих учениках с теплотой. Для нее не было понятия «плохой ученик» -  все были равны, все одинаково любимы. Это был человек, про которого говорят-«золотые руки». Ученики, учителя школы, помнят ее доброй, уважительной и отзывчивой. К ней всегда тянулись дети. К сожалению 8 июня 2004 года ее не стало. Это стало для всех огромной потерей. Стаж педагогической работы Халджемал Султанбековны 29 лет.

Кочекова Гульнара Султанбековна окончила исторический факультет СГПИ. Приложение 4 Моя прабабушка Бектотой (мама Гульнары Султанбековны) – главная хранительница семейной истории своими рассказами подтолкнула дочь к выбору профессии историка. Студенткой педагогического института стала пионером изучения истории переселения туркмен Северного Кавказа.

Опытный педагог истории в 2003г круто изменила сферу своей деятельности и стала заведующим детского сада аула Эдельбай.

В начале XXI веке Гульнара Султанбековна добилась строительства нового детского сада в ауле Эдельбай. Сёстры Гульнара Султанбековна и Гульджамал Султанбековна сыграли решающую роль в развитии дошкольного образования в ауле Эдельбай.

На протяжении многих лет Гульнара Султанбековна отдаёт всю себя любимому делу. Пришлось ей пройти столько трудностей, что невольно восхищаешься её самоотверженностью и упорством. Она хозяйка в своём учреждении и доказала это не раз. Гульнара Султанбековна одаривает духовным богатством и открытостью души всех, кто находится рядом. Прекрасные организаторские способности, знания психологии людей, умение увлечь коллектив общим делом – это её фишка. Ей удалось создать в учреждении семейную атмосферу, где каждый готов прийти на помощь в любую минуту, не считаясь с личным временем. Она как ходячая энциклопедия может помочь в решении любых вопросов: бытовых, юридических, семейных и даже строительных. Она искренне переживает за каждого сотрудника, ко всем умеет подобрать ключ, в каждом находит изюминку. Гульнаре Султанбековне присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования РФ». Педагогический стаж работы 34 года.

Тойкеев Хасан Султанбекович окончил кубанский государственный институт искусств. Приложение 5 Работал учителем музыки в средней школе и музыкальным руководителем в детском саду с. Алексеевское. Хасан Султанбекович- умный и творческий человек. Ему присущи оригинальность мысли, неугомонность, кропотливость в труде. Стаж педагогической работы Хасана Султанбековича 32 года

Казмухаметова Зулейха Язаевна окончила Ставропольское культпросветучилище по специальности «библиотекарь». Приложение 6. В среднюю школу аула Эдельбай принята в качестве библиотекаря в 1979г. По совместительству работала учителем домоводства, впоследствии учителем технологии. Зулейха Язаевна-руководитель историко –этнографического музея МОУ СОШ№14. Именно благодаря ей крупицы истории ставропольских туркмен превращаются в занимательный и интересный материал и экспонат музея. Отрадно, что именно в ауле Эдельбай, музей имеет огромную материальную базу, которая является основой многих исследовательских работ. Награждена почетной грамотой Министерства образования РФ. Стаж педагогической работы Зулейхи Язаевны 40 лет.

2.4. Четвертая ветвь генеалогии педагогического древа Тойкеевых

Куздеева Нурджамал Сайлаубековна -правнучка Тойкея Яздурдыева, окончила Ташкентский университет имени Низами5 и получила специальность «учитель начальных классов и музыки». Приложение 7. Трудовую деятельность начала в 1994 году в средней школе №7 посёлка Янгибазар. Сейчас работает в городе Ташкент. Она вселяет в умы и души детей вечное, мудрое, светлое как это делала ее мама. Быть учеником её класса настоящая удача считают родители, ее выпускников отличает высокий уровень подготовки. Педагогический труд моей тети неоднократно отмечался: она имеет много благодарностей администрации школы, награждалась грамотами отдела образования.

Нурджамал Сайлаубековна - добросовестный, исполнительный, пунктуальный человек. Обладает способностями быстро налаживать контакты с людьми, поддерживать добрые взаимоотношения. Ее учеников отличает высокий уровень знаний и социализации в обществе. Педагогический стаж 28 лет.

Халилова Лейли Абдулсалиховна-правнучка Тойкея Яздурдыева. Приложение 8. В 2005 году окончила Ставропольский государственный университет по специальности «Педагогика и психология», в 2010 г. окончила аспирантуру Ставропольского государственного университета. Начала трудовую деятельность в 2003 г. – архивистом в отделе научно-технической обработки документов Государственного архива Ставропольского края, с 2006 г. – по настоящее время – сотрудник кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета.

Защитила диссертацию «Развитие креативности как структурного компонента педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы». Педагогический стаж Лейлы Абдулсалиховны- 18 лет.

Халилова Медине Абдулсалиховна – правнучка Тойкея Яздурдыева учитель изобразительного искусства и технологии. Приложение9. Она участник -муниципальных, региональных конкурсов: 2013г муниципальный этап Всероссийского конкурса "Воспитать человека", 2014г победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель Года-2014". Медине Абдулсалиховну отличает разносторонность знаний своего предмета, незаурядный учительский артистизм. Умение увлекать детей в мир красоты и добра и неподдельная любовь к своему предмету составляют основу ее профессиональной деятельности. Педагогический стаж работы Медине Абдулсалиховны 17 лет.

Базарова Гульнур Зерипхановна- правнучка Тойкея Яздурдыева. Приложение 10 Окончила в 2005 году ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», факультет искусств, по специальности «Музыкальное образование», дирижер. Защитила диссертацию на тему: «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае)»

 Базарова Гульнур Зерипхановна носитель туркменского языка, владеет разговорной и письменной речью на диалекте чарджоуских туркмен. Как соискатель с туркменского на русский язык ею переведено значительное количество фольклорного материала: дестан, рукописи Назар-бахши, пословицы, поговорки, песни, танцы, сказки, считалки и игровой материал.

За период 2014-2018 гг. Гульнур Зерипхановна подготовила и разработала учебные издания в помощь педагогам дополнительного образования:

1.программа формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса6 «Цветок дружбы» (Ставрополь, 2017г)

2. учебно-методическое пособие для учителей начальных классов - «Родные истоки» (Ставрополь,2017)

3.монографии7 «Поликультурная личность в полиэтнической среде: педагогический ресурс» (Пятигорск ,2015), «Формирование ценностного отношения младших школьников к этнической культуре туркменского народа: реалии и возможности (Пятигорск, 2016).

Педагогическое мастерство, профессионализм, находчивость, оригинальность мышления и организаторские способности – вот далеко не полный перечень качеств, которыми обладает этот замечательный человек. Творческий потенциал Гульнур Зерипхановны неиссякаем. Стаж ее педагогической работы 18 лет.

Отаралиева Гульнур Оразмухаметовна –правнучка Тойкея Яздурдыева. Приложение11.

Окончила УМК «Педучилище-школа» п. Иноземцево, и МГОПУ им. Шолохова, получила специальность «учитель начальных классов». Работает учителем в МКОУСОШ №8 .

Талантливый педагог, профессионал своего дела. Она строгая, но справедливая. С детьми общается как со взрослыми. Дети её уважают и ценят за познавательные уроки, интересные мероприятия. Награждена почетной грамотой Министерства образования Ставропольского края. Стаж педагогической работы 24года.

2.5 Пятая ветвь генеалогии педагогического древа Тойкеевых

Сайлаубекова Айгерим Нурлыбековна- праправнучка Тойкея Яздурдыева. Приложение12 Окончила Ташкентский университет имени Низами по специальности «учитель начальных классов с казахским и русским языком обучения». Работает в средней школе №18 Юкорчирчикского района.

У Айгерим Нурлыбековны есть всё: талант педагога, душевная теплота, внешняя красота, ум, чуткость, терпение, неиссякаемая энергия, душевный трепет, духовная искренность. Она добрая и отзывчивая, но в то же время строгая и требовательная и очень любит свою работу. Стаж 2 года.

III.Заключение

Завершив исследование, я пришла к следующим выводам:

  1. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи.

  2. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем.

  3. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе.

  4. 5 поколений нашей семьи – педагоги. Приложение 13

Каждая педагогическая династия составляет славу и гордость села, района, страны.   Каждый учитель – это целая история, история твоей школы, история родного села, страны. А историю нужно знать. Нужно помнить о тех, кого с нами уже нет, знать о тех, кто живёт с тобой рядом, кто вкладывает в  свою работу душу, «сердце отдаёт детям».  Вот так шаг за шагом открывалась передо мной история моей семьи. Я думаю, что материалы моего проекта будут полезны, тем кто последует за мной. И может быть спустя много лет кто-нибудь из внуков или правнуков напишет историю моих предков, а основой для его работы станет вот это моё исследование.

Общий педагогический стаж нашей учительской династии на сегодняшний день составляет 320 лет. Династию Тойкеевых определяет одно, что ее ядром являются учителя, а преподаваемая область разнообразна. Я считаю, что все мои сородичи уникальны и талантливы, а знания их многогранны.

У моей семьи давние и глубокие корни, у нее высокая крона, устремленная в будущее. Результаты проведенного исследования привели меня в восторг и изумление от глубины вклада моей династии в развитие России и для меня выбор профессии, несомненно, решен: я хочу стать продолжателем педагогической династии Тойкеевых.

Я считаю, что профессия Учитель важна и нужна особенно сейчас, ибо идет суровая и беспощадная война за умы детей. Ведь уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снизить качество образования. Пациенты будут умирать от рук неграмотных врачей, здания будут рушиться от рук неграмотных инженеров. Деньги теряются от рук неграмотных экономистов и бухгалтеров, справедливость утрачивается в руках неграмотных юристов. Учитель, не обучая и не развивая детей, обрекает систему образования к краху, не только к краху самой системы образования, но и к краху нации. Неслучайно, первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко отметил, что российские педагоги и наставники трудятся «на линии фронта», борясь за будущее России и поэтому они достойны колоссального уважения и благодарности за свой труд не только от учеников, но и от всей России.

Я благодарна своим предкам, которые волей судьбы оказались в России и горжусь, что свой вклад в величие, стабильность и устойчивость России вносит и моя педагогическая династия Тойкеевых. Воистину учителями славится Россия!

Список источников и литературы

Источники:

  1. И.В. Бентковский «Трухмяне -кочующие в ставропольской губернии»//Ставрополь 1869г. Выпуск 2

  2. А.В Курбанов «Ставропольские туркмены» // Санкт Петербург 1995г

3.Кочевых С. В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. С.- Петербург, 2006

4. Архив семьи Тойкеевых: документы, грамоты, награды, фотографии

5. Полевые записи « Аудио , видео записи

6. Периодическая печать « Благодарненские вести» 12 август 2020г

7. Материалы историко-этнографического музея МКОУСОШ № 14 а. Эдельбай

8. Карта: Российская империя 17 век.

Приложение 1 Приложение 2

Приложение 3 Приложение 4

Приложение5 Приложение 6

Приложение 7 Приложение 8

 

Приложение 9 Приложение 10

 

Приложение 11 Приложение 12

 

Приложение 13.

Педагогическое древо семьи Тойкеевых

поколение

ФИО

предмет

стаж

Первая ветвь

Тойкей Яздурдыев

Учитель национального языка

 

Вторая ветвь

Тойкеев Джума Тойкеевич

Учитель физики

46

Третья ветвь

Баратова Гульджамал Султанбековна

Абдулаева Халджемал Султанбековна

Кочекова Гульнара Султанбековна

Тойкеев Хасан Султанбекович

Казмухаметова Зулейха Язаевна

Учитель математики

Учитель начальных классов

Заведующая детским садом

Учитель музыки

Учитель технологии

38

29

34

32

40

Четвертая ветвь

Куздеева Нурджамал Сайлаубековна

Халилова Лейли Абдулсалиховна

Халилова Медине Абдулсалиховна

Базарова Гульнур Зерипхановна

Отаралиева Гульнур Оразмухаметовна

Учитель начальных классов

Сотрудник кафедры педагогики

Учитель изо, технологии

Учитель музыки

Учитель начальных классов

28

18

17

18

24

Пятая ветвь

Сайлаубекова Айгерим Нурлыбековна

учитель начальных классов с казахским и русским языком обучения

2

итого

   

Более 326

1 И.В. Бентковский «Трухмяне , кочующие в ставропольской губернии» 1869г.

2 Комбед-орган Советской власти в сельской местности в годы «военного коммунизма», созданный декретами ВЦИК

3 Ликбез-массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России.

4 Мугалым- учитель

5 Низами Гянджеви –классик персидской поэзии.

6 Этнос –исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей.

7 Монография –научное исследование, посвященное одному вопросу, теме

Просмотров работы: 17