Домашняя пасека как вариант сохранения пчёл и производства натуральных продуктов пчеловодства

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Домашняя пасека как вариант сохранения пчёл и производства натуральных продуктов пчеловодства

Смирнов С.С. 1
1МБОУ «СОШ № 29 с.Центральное» Шкотовского МО
Вандышева Н.Н. 1
1МБОУ "СОШ № 29 с.Центральное" Шкотовского МО Приморского края
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Паспорт проекта

Наименование проекта: «Домашняя пасека как вариант сохранения пчёл и производства натуральных продуктов пчеловодства». Информационно-исследовательский проект.

Направление проекта: духовно-нравственное, социальное.

Срок реализации:  2023-2024 гг.

Исполнитель:  Смирнов Сергей учащийся 9 класса МБОУ "СОШ № 29 с.Центральное"

Цель проекта:   изучить роль пчел в природе и жизни людей, научиться с помощью опытов, определять натуральность мёда.

Задачи:

1) изучить литературные источники;

2) изучить причины гибели пчёл и их последствия;

3) провести исследование мёда для выявления его натуральности в домашних условиях;

4) оформит результаты работы, сделать выводы и составить рекомендации.

Объект исследования: пчёлы и мёд (АГРОЦЕНОЗ)

Предмет исследования: свойства пчёл и качество мёда

Методы исследования:

  • информационный поиск,

  • анкетирование,

  • экспериментальное исследование,

  • анализ,

  • обобщение,

  • фотографирование.

План исследований

Дата

Проведённая работа

Сентябрь-октябрь

Сбор и изучение теоретического материала по теме

Ноябрь

Проведение эксперимента

Январь

Анализ работы и выводы по работе

Февраль

Оформление проектной работы

Апрель

Защита проекта

2. Введение

C раннего детства я употребляю мёд, так как гордостью нашей семьи – является своя пасека. Дело, передаваемое от прадеда к деду, от деда к папе, от отца возможно и ко мне. Нашу семейную пасеку основал мой прадед Павел Сергеевич Цветков. Он с детства любил природу, все живое. Прадед с супругой и восьмью детьми жили в Костромской области. Почему пасека обычно называется семейным делом? Да потому что работают с пчелами, как правило все члены семьи. это очень трудоемкое и продолжительное занятие. В 1958 году одна из дочерей прадеда Римма Павловна переехала в Приморье, где ее муж, мой дед Смирнов Владимир Васильевич в 1963г. пошел работать пчеловодом в пчелосовхоз «Южный», и завел свою пасеку.

В 1976 году по возвращении моего отца из армии дед подарил ему первые 4 пчелосемьи вместе с ульями. В течение нескольких лет, не имея большого опыта и знаний, у отца была стопроцентная потеря пчел. Весной папа снова приобретал пчел. И снова неудачная зимовка. Но он не бросил занятие пчелами, так как ему это очень нравилось.

Методом проб и ошибок, консультируясь со старшими и более опытными пчеловодами, отец учился и набирался опыта. Сейчас мы живем в селе Стеклянуха. Наша пасека составляет весной 40, осенью 56-58 пчелосемей.

Часто при покупке нашего мёда многие задают вопрос: «А настоящий ли ваш мёд?» Меня заинтересовал вопрос, как научится отличать настоящий мёд от медового продукта. Какую роль в природе играют пчёлы? Почему отец всегда напоминает мне и окружающим о бережном отношении к ним. Так определилась тема моего исследования «Домашняя пасека как вариант сохранения пчёл и производства натуральных продуктов пчеловодства»

Чтобы ответить на вопросы, я решил проконсультироваться с отцом, изучить литературу и провести исследование, на определение натуральности мёда в домашних условиях. 

Моя гипотеза основана на предположении о том, что существует тесная связь между активностью пчёл и благополучием экологической обстановки местности. Я считаю, что мед, собранный только на пасеке собственного хозяйства, обладает лечебно-терапевтическими свойствами. Своими исследованиями я постараюсь подтвердить мою гипотезу.

Цель: изучить роль пчел в природе и жизни людей, научиться с помощью опытов, определять натуральность мёда.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. изучить литературные источники;

2. изучить причины гибели пчёл и их последствия;

3. провести исследование мёда для выявления его натуральности в домашних условиях;

4. оформить результаты работы, сделать выводы и составить рекомендации.

Объект исследования: пчёлы и мёд (АГРОЦЕНОЗ).

Предмет исследования: свойства пчёл и качество мёда.

Методы исследования: информационный поиск, анкетирование, экспериментальное исследование, анализ, обобщение, фотографирование.

На первом этапе своей работы я провёл опрос среди учащихся нашей школы. Было опрошено 30 учащихся. По полученным ответам на вопросы был проведён анализ и составлены диаграммы. Получил следующие результаты (Приложение 1 «Результаты анкетирования»):

Выяснилось, что мои сверстники любят мёд (24 учащихся или 80 %), считают его полезным (100 %), но в чём конкретно заключается его польза - большинство учащихся затруднилось с ответом (46 %). О видах мёда и продуктах пчеловодства и пользе пчёл, вообще мало, кто знает (только 50 %). А как распознать натуральность этого продукта в домашних условиях - 90 % учащихся ответили, что не знают.

3. Теоретическая часть

3.1. Польза пчёл

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какую пользу приносят пчелы?

Изо всех насекомых, живущих на планете, пчела – одно наиболее полезных для человека. Пчела-труженица не только дарит целебные и уникальные по своему составу продукты, но и опыляет растения, способствуя продолжению жизни на Земле. Многие ассоциируют их с медом и другими продуктами пчеловодства, что применяются в различных целях: в лечении болезней, кулинарии, косметике, просто в пищу или в качестве биодобавки.

Все продукты пчеловодства являются природными антибиотиками. Они, в отличие от фармацевтических препаратов, уничтожающих патогенную и полезную микрофлору с одинаковой силой, действуют выборочно, препятствуя росту и развитию вредных микроорганизмов. Пчела в процессе жизнедеятельности производит следующие вещества: мед, пергу, маточное молочко, прополис, воск, пчелиный яд. Даже мертвая пчела имеет ряд целебных свойств. Из пчелиного мора делают лекарственные настойки. Таким образом, пчелы приносят пользу человеку, производя все эти целебные продукты.

Таежный мед считается одним из самых уникальных сортов меда, это тайга остается до сегодняшних дней экологически чистым уголком нашей природы и таит в себе большое разнообразие полезных медоносов. Не зря считается, что чем темнее мед. Тем он питательнее и богаче по своему составу. Нашими медоносами являются: Ива, Гусиный лук, Актинидия, Бархат амурский, Лимонник китайский, многие виды кленов, черемуха Маака, Боярка, Липа и множество других растений.

Самый редкий мед – диморфантовый. Диморфант, или калопанакс семилопастный, произрастает только в определенной климатической зоне. В нашей стране ареал его обитания ограничивается южным Приморьем. Обильное цветение диморфанта, когда вырабатывается достаточно нектара, отмечается только раз в 4 года, поэтому натуральный диморфантовый мед – явление достаточно редкое. Такой пчелиный продукт ценится еще и потому, что обладает дополнительными лечебными свойствами благодаря своему происхождению. Ведь диморфант относится к семейству аралиевых, самыми известными представителями которого являются женьшень, элеутерококк, заманиха.

Есть и растения, которые наносят большой вред пчеловодам. Например, такие как сирень амурская или трескун, нектар которой ядовит. Пчела летит на сладкий запах сирени, пьет нектар и погибает.

3.2. Почему гибнут пчёлы?

 Год за годом в большинстве регионов России фиксируют массовую гибель пчел. И это тревожный сигнал не только для владельцев пасек. Ценой своей жизнь пчела сообщает всем нам, что с природой, что то не так.

Из таблицы вы видите, что массовая гибель пчёл в России была зарегистрирована осенью 2007 года.

Статистические данные:

(компания «Тенториум»)

Год

Показатель

2007

Массовая гибель пчёл в России

2016-2017

От 50 до 100% по России

2019

37 800 пчелиных семей

По данным международной ассоциации COLOSS

Год

Показатель

2014-2015

20% средняя смертность пчёл в мире

2019

до 40% пчёл, Евросоюз теряет до трети пчёл ежегодно.

В целом ООН отмечает значительной рост исчезновения пчёл по всему миру.

В своё время Альберт Эйнштейн предрёк, что после исчезновения пчёл человечество просуществует не больше четырех лет. Статистика по смертности пчёл в нашей стране и у соседей удручающая. Недаром в России 29 июня 2021 года вступил в силу ФЗ «О пчеловодстве». На планете есть уже регионы, где пчёл уже нет. Так в китайской провинции Сычуань пчёлы не живут уже с 1985 года.

Каждую весну мы вывозим пчел в тайгу, в экологически чистое место. Расстояние от ближайшего села, Центральное 5 километров, от трассы - около 10 километров. В конце июля мы перевозим пчел в другое место, в Хасанский район на леспедецу, аралию и осенние цветы. Раньше выезжали на гречишные поля. Но пять лет назад ослабло много пчел. Больше не рискуем.

Почему вымирают пчёлы? Современные исследования указывают на ряд причин, которые ставят под угрозу популяцию пчёл. Угроза вымирания пчёл связана с несколькими ключевыми факторами:

Факторы

Последствия

1.Потеря среды обитания

Интенсивное аграрное землепользование, энергетическое использование биомассы и урбанизация приводят к уменьшению количества мест обитания пчёл, где они могут найти питание и укрытие. Это также ведет к уменьшению разнообразия растений, что снижает доступность и качество кормов для пчёл.

2.Использование пестицидов

Сельскохозяйственная деятельность, особенно использование пестицидов и других химических веществ, наносит значительный вред пчёлам. Некоторые пестициды прямо убивают пчёл, а другие ослабляют их иммунную систему или мешают их способности ориентироваться, что может привести к потере пчёлами своей семьи.

3. Болезни и паразиты

Пчёлы, как и любые другие организмы, подвергаются болезням и паразитам. Одним из основных вредителей пчёл является клещ Varroa, который паразитирует на пчёлах, ослабляет их и может передавать вирусы. Многие пасеки по всему миру были уничтожены этим паразитом.

4. Изменение климата

Климатические изменения также могут негативно влиять на пчёл. Например, сезонные изменения, вызванные повышением температуры, приводят к несовпадению между временем цветения растений и активной фазой жизни для пчёл.

5. Монохозяйства

Практика монокультурного земледелия приводит к тому, что пчёлы получают питание в основном от одного вида растений, что неблагоприятно влияет на их питательный баланс и здоровье.

6. Электромагнитное излучение

Исследования показывают, что излучение от мобильной связи мешает ориентации пчёл, приводя к их гибели.

Из материалов международной научно-практической конференции по пчеловодству (2010 г) я узнал об экологическом значении пчеловодства.

Предлагаю вашему вниманию следующий ролик:

Ролик в качестве вывода!

Вот так будет выглядеть супермаркет, если пчёлы исчезнут.

Примерно 80 % магазинов не существовало бы без пчёл.

Если не будет пчёл, не будет наших любимых кофеен, исчезнут джинсы, хлопковая одежда, вот такой одежды не будет.

Не будет груш, слив, персиков, не будет цитрусовых. Говядина станет огромной редкостью.

Исчезнут орешки. И многие миллионы людей потеряют работу… если не будет пчёл.

Конечно, пчёлы не выращивают коров, пчёлы не шьют костюмы, но пчёлы участвуют в опылении – это главные опылители нашей планеты, без опыления хлопка, без опыления различных культур их просто не будет. Да останутся какие-то редкие культуры, но этого для человечества недостаточно. Пчёлы сейчас в огромной опасности. Я надеюсь, что моё видео поможет всем нам понять, насколько пчёлы важны, насколько пчёлы нужны в нашем мире. И быть может тогда, вместе мы спасём пчёл!

Что может сделать каждый из нас уже сегодня для сохранения пчёл? Видя пчелу на цветке в городском парке или в вашем саду, не спешите прогнать её или того хуже – придавить ногой. Оставьте её. Она делает свою непростую и очень важную работу. Пчела трудится «ради жизни на Земле»!

Любите природу и используйте качественные продукты пчеловодства!

4. Практическая часть

4.1. Проверка качества мёда в домашних условиях

В своей работе, я решил проверить в домашних условиях ещё и качество меда с нашей семейной пасеки и образцов, купленных в магазине

Отец никогда не докармливает пчёл сахарным сиропом. Именно этим натуральный мёд отличается от магазинного: промышленное производство ставит совсем другие цели — получить максимум мёда минимумом усилий.

Как определить натуральность мёда в домашних условиях? (Приложение 2 «Результаты опытов»).

Самый простой способ проверки меда в следующем: надо налить в блюдце мёд, а сверху немного воды. Потом повращать блюдце по часовой стрелке, через какое-то время мы увидим на меде чётко нарисованные соты (если мед свежий), а если он постоял несколько месяцев, то рисунок будет виден, но не так отчётливо. Это довольно простой пока ничем не объяснимый факт, доказывающий экологическую чистоту меда.

4. Заключение

Моя гипотеза подтвердилась. Роль домашних пасек крайне велика для экологии, ведь даже держа несколько семей, пчеловоды помогают поддерживать баланс в природе.

Из таблицы видно, какую роль выполняют пасеки для общества и экосистемы в целом. Это не просто производство мёда, но особая роль в поддержании численности пчёл, опыление и роевня.

Пасечники

Роль в поддержании численности пчел

Уход за пчелами

Создание благоприятных условий для размножения и воспроизводства

Опыление

Переносят пыльцу с цветка на цветок, способствуя размножению растений

Роевня

Создание новых семей и колоний для увеличения численности

Пчелиный мед

Увеличение численности для большего производства меда

Для борьбы с угрозой вымирания пчёл необходимо проводить масштабные и всесторонние меры, включая защиту и восстановление среды обитания пчёл, ограничение использования пестицидов, борьбу с паразитами, создание зон без излучения, улучшение ЭКО-практик пчеловодства в сельском хозяйстве и увеличение общественного осведомления об этой проблеме, через средства массовой информации.

«Практический продукт» моей работы

Проводя время над книгами, энциклопедиями, изучая материалы из Интернета, я подумал: «А почему бы мне не поделиться всей этой информацией с ребятами?» Вместе с руководителем проекта мы приготовили классный час - презентацию «Знакомство с пасекой», где я расскажу всё о своем исследовании, а ребята смогут попробовать натуральный мёд.

5. Литература:

  1. Гнатко М.Н. Пчеловоду Дальнего Востока/- 2-е изд., перераб. и доп. М.Н. Гнатко.- М.: Наш мир, 2022-420с.

  2. Джарвис, Д. С. Мёд и другие естественные продукты : Опыт исследования одного врача /Пер. с англ. Гаделия Н. В.; ред. изд. Губина Т. И.. — Бухарест: Апимондия, 1985. — 128 с. — (Из тайн природы).

  3. Кодесь Л.Г. ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПЧЕЛОВОДСТВУ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направлениям подготовки 36.03.02 «Зоотехния», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

  4. Кривцов Н.И. Получение и использование продуктов пчеловодства /Н.И. Кривцов, В.И. Лебедев. – М.: Нива России, 1993.

  5. Мёд, Мифы и реальность, Неумывакин И.П., - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2005 , - 125 с.

  6. Пашаян, С.А. Истребительно-профилактические мероприятия против возбудителей паразитарных заболеваний / С.А. Пашаян // Пчеловодство. – 2020. - №4. – С.27-28.

  7. http://kremlin.ru Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 490-ФЗ “О пчеловодстве в Российской Федерации”

  8. https://website-ok.ru/rol-pasechnika-vazhnost-ego-raboty-dlya-obschestva-i-ekosistemy

Приложение 1

Результаты анкетирования

Приложение 2

Результаты опытов

Образец № 1 – мёд пасеки Смирновых Образец № 2 - мёд гречишный из магазина

Образец № 3 - мёд цветочный магазинный Образец № 4 - мёд аралиевый с рынка

г.Артёма

Просмотров работы: 14