По словам академика Д. С. Лихачева, «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к родному очагу, к своей школе, селу, району. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» [ 2].
К сожалению, в современном обществе интерес к краеведению
небольшой. Хотя история любого населенного пункта с его особенностями, региональной спецификой и традициями является составной частью отечественной истории. Поэтому желание изучать родной край нужно воспитывать сегодня с помощью тех средств, которые интересны и доступны современным детям. К ним мы отнесем информационные технологии, которыми большинство учащихся свободно пользуются. Такие технологии упрощают поиск информации, ее обработки и предоставления в различных формах. Информационные технологии сегодня предлагают различные способы и методы работы с информацией. К таким методам относится веб-квест. Участвуя в веб-квесте, каждый самостоятельно найдет материал, проанализирует его и представит товарищам, проявив выдумку и знания. Как гласит древняя мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Мы выдвинули гипотезу: создание краеведческого веб-квеста поможет самостоятельному изучению истории района и формированию информационной культуры. Была сформулирована тема нашего проекта:
«Создание краеведческого веб-квеста «И край родной откроет тайны».
Целью данного проекта является создание веб-квеста для воспитания у школьников патриотических чувств к родному краю .
Задачи проекта и методы их решения:
Таблица 1. Задачи и методы
Задачи |
Методы |
Выяснить, насколько учащиеся школы осведомлены об истории Аскинского района, памятниках, известных людях района, обосновать актуальность темы. |
Опрос, анализ анкет. Сформулировать выводы. |
Собрать краеведческий материал о районе, памятниках, об известных людях в Интернете, архиве и историко-краеведческом музее. |
Работа в библиотеке, краеведческом музее, анализ Интернет-ресурсов. Сбор записей и фотографий. |
Сопоставить знания по курсу истории страны и краеведческий материал. |
Сопоставление, соотношение времени и событий. |
Изучить возможности компьютерных программ. Сервис для создания интерактивных упражнений Learning Apps, Google формы, MS Power Point.
|
Анализ методической литературы, компьютерных программ. |
Составить веб-квест по теме, используя cервис для создания интерактивных упражнений Learning Apps , Google формы, MS Power Point для оформления результатов. |
Работа с компьютерными программами. |
Провести внеклассное мероприятие, используя технологию веб-квеста. |
Работа в группах. Творческие задания. Анализ результатов. Сравнение полученных данных, обобщение. |
Проанализировать результаты творческих конкурсов, итоговых тестов
|
Анализ и сопоставление полученных данных. |
Актуальность данного проекта заключается в том, что любовь к родине начинается с любви к своей малой Родине – родному дому, селу, району. Знание истории малой Родины – это основа патриотизма и счастливого будущего нашей страны.
Тип задания веб-квеста: предложено шесть заданий, состоящих из 1 или нескольких вопросов. В случае верного решения задания появляется ключевое. После выполнения всех заданий из 6 ключевых слов нужно собрать высказывание о родном районе.
Продуктом проектной деятельности является интерактивный веб-квест.
Участники проекта: учащиеся МБОУ СОШ с.Урмиязы, других образовательных учреждений Аскинского района.
Исследовательский проект: «Создание краеведческого веб-квеста «И край родной откроет тайны» имеет практико-ориентированное значение, потому что собранные и оформленные материалы помогут всем желающим в форме игры познакомиться с историей и культурой нашего района.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ВЕБ-КВЕСТ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Веб-квест (webquest) — это современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания.
Образовательный веб-квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квесты разрабатываются для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок — может быть, на семестр или учебный год).
Использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких задач:
– повышение мотивации к самообучению;
– формирование новых компетенций на основе использования информационных технологий для решения учебных задач;
– реализация креативного потенциала;
– повышение личностной самооценки;
– развитие самостоятельности, коммуникативных умений и умений работы в группе, навыка публичных выступлений.
Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления. В целом тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, веб-страницы [3].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Создание краеведческого веб-квеста поможет учащимся активно использовать информационное пространство Интернета для расширения знаний о своей родине. Представляем этапы проекта и этапы выполнения квеста.
Таблица 2. План-график реализации проекта
№ |
Этапы работы |
Содержание |
1 |
Проектировочный этап. |
Определение темы и актуальности |
2 |
Сбор информации по теме проекта. |
Работа по сбору материала:п осещение архива, краеведческого музея, литература в библиотеке. Фотографирование объектов.
|
3 |
Анализ собранного материала |
Собранный материал классифицируем по темам, времени, назначению. |
4 |
Оформление проекта «Веб-квест по теме «И край родной откроет тайны» |
Работы с MS Power Point, LearningApps.org, составление заданий и подбор веб-ресурсов. |
5 |
Защита проекта |
Защита проекта проводится в форме представления веб-квеста на классных часах и внеклассных мероприятиях |
I этап. Выбор проблемы проекта. Перед нами встал вопрос, насколько актуальна проблема – недостаточное знание истории малой Родины. Среди учащихся 5-11 классов был проведен опрос, цель которого узнать, как учащиеся школы знают историю родного района и его духовно- культурные ценности. Всего было опрошено 49 человек .
Проанализировав ответы и составив таблицу, мы пришли к выводу, что, к сожалению, историю района обучающиеся школы с.Урмиязы знают плохо (приложение 1). Таким образом, возникла необходимость создания современных средств получения новой информации.
II этап. Сбор информации по темам проекта (исследование найденного материала)
План сбора информации.
Сбор информации:
- информация из историко-краеведческого музея , районной библиотеки;
- информация из исторических источников (учебников, энциклопедий, справочников);
- ресурсы Интернета.
III этап. Анализ собранного материала.
Провели классификацию информации по тематике, дате, направлениям.
IV этап. Оформление проекта «Веб-квест по теме «И край родной откроет тайны»
Этот этап был самый сложный. При работе учитывалось все: дизайн каждой страницы, характер вопросов, разнообразие заданий, организация гиперссылок (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Всю собранную о районе информацию мы распределили в группы по темам:«Символика района», «Достопримечательности района», «Памятники района», «Люди, прославившие район». Мы старались придумать вопросы, чтобы обратить внимание всех участников квеста на события, имена, детали, даты. Составили задания – четкое и интересное описание проблемной задачи, имеющей познавательную ценность. В программе LearningApps были придуманы следующие задачи:
- распределить на группы достопримечательности района;
- распределить фотографии известных личностей, выходцев из Аскинского района, по направлению деятельности;
-соединить изображение памятника с его названием или описанием;
- посмотрев видеоролик об Аскинском районе, решить кроссворд .
Адрес веб-квеста https://learningapps.org/watch?v=pbghpeizt24
V этап. Возможность использования проекта для решения образовательных и социокультурных задач.
Представление проекта учащимся проходило в январе - феврале 2024 года на классных часах и беседах с 5 по 11 класс МБОУ СОШ с.Урмиязы.
Ожидаемые от реализации проекта результаты
В ходе реализации проекта мы прикоснулись к прошлому района, к судьбам выдающихся личностей, выходцев из Аскинского района, смогли проанализировать настоящее. Узнали интересные факты истории Аскинского района, а ведь именно в этом состоит социально- исследовательская значимость проекта.
Продуктом проектной деятельности является интерактивный веб-квест.
Цель квеста – расширить знания учащихся об истории нашего района.
Адрес страницы теста https://learningapps.org/watch?v=pbghpeizt24
Исследовательский краеведческий веб-квест имеет практико- ориентированное значение:
- самостоятельный поиск информации и её анализ формирует исследовательские навыки,
- знакомит с историей района, с местами, где стоят памятники, с людьми, которые прославили район, таким образом происходит воспитание уважения к истории «малой Родины», любви к родному краю,
- творческие задания позволяют ребятам развивать воображение и ум.
Заключение
В ходе работы над созданием веб-квеста «И край родной откроет тайны» и его проведения мы выяснили, что ребята плохо знали историю района, его памятники и достопримечательности. Но у всех участников интерес к истории родного края вырос, когда они увидели, что на сайтах Интернета достаточно много информации.
− Участники веб-квеста пришли к выводу, что наш район имеет богатую историю, что памятники, украшающие села и деревни района, являются подлинными хранителями культуры и истории народа.
− Использованные в краеведческом социально-исследовательском веб-
квесте информационные технологии и компьютерные программы показали, что они служат расширению знаний о своей родине и формирует информационную культуру.
− Были проведены 3 внеклассных мероприятия по теме «Наш район», используя технологию веб-квеста. Охвачены 49 человек (приложение 3)
− В ходе самостоятельного исследования информации,
представленной в квесте, знания ребят об истории нашего района стали значительно больше.
Поэтому считаем, что наша гипотеза: создание краеведческого веб-квеста поможет самостоятельному изучению истории края и формированию информационной культуры – доказана.
Список литературы
1. Аскино на севере республики Башкортостан. Видеофильм https://www.youtube.com/watch?v=l2lzBeabHQs
2. Лихачев Д.С. «Земля родная» [электронный ресурс] https://libking.ru/books/nonf-/nonf-publicism/136637-28-dmitriy-lihachev-zemlya-rodnaya.html
3. Луткова Н. Технология веб-квеста как средство повышения познавательной активности учащихся [электронный ресурс] https://iyazyki.prosv.ru/2013/04/webquest-activity/
4. Якупов Т.З. Аскинский район: прошлое и настоящее. – Нефтекамская городская типография, 2003. –239с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
|
Вопрос |
Вариант |
Ученики (49) |
1 |
В каком году образован Аскинский район? |
1920 |
6 |
1930 |
16 |
||
1940 |
5 |
||
Не знаю |
22 |
||
2 |
Кто автор герба и флага Аскинского района? |
Айрат Фоатович Усманов |
4 |
Не знаю |
45 |
||
3 |
Какие памятники истории и культуры есть в Аскинском районе? |
Церковь |
4 |
Героям ВОВ |
19 |
||
Не знаю |
26 |
||
4 |
Сколько человек из Аскинского района имеют звание «Герой Советского союза»? |
2-3 |
28 |
5-6 |
12 |
||
9-10 |
9 |
||
5 |
Назовите имена известных поэтов, певцов, художников, прославивших наш район. |
Марат Шайбаков |
7 |
Госман Сада |
1 |
||
Не знаю |
41 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Краеведческий веб-квест «И край родной откроет тайны»
ВВЕДЕНИЕ
Здравствуй, юный друг! Приглашаем тебя в увлекательное путешествие по Аскинскому району, одному из самых красивых и богатых районов Республики Башкортостан. Тебе предстоит узнать много интересного о своей малой родине. В ходе путешествия у тебя появится возможность узнать об истории, о природе родного края, о знаменитых людях, познакомиться с памятниками района. После верного выполнения каждого задания ты узнаешь 1 ключевое слово. Всего таких слов будет 6. После завершения квеста из этих 6 слов ты сможешь собрать высказывание о родном районе. Отправляемся в путь!
Краеведческий веб-квест «И край родной откроет тайны» |
|
1 задание «Образование района» В каком году образован Аскинский район? А)1920 Б)1920 В)1940 Г)1950 Ключевое слово-Аскинский |
|
2 задание «Символика района» Распределить элементы пазла на 2 группы.Под пазлом лежит картинка-изображение герба района. Она откроется, если правильно собрать пазл
Ключевое слово-район |
|
3 задание «Объекты культурного наследия» Соединить памятник культуры с его названием
Ключевое слово-ты |
|
4 задание «Ими гордится район» Распределите фотографии известных личностей, прославивших Аскинский район, по соответствующим зонам. К каждой фотографии имеется подсказка. При возникновении трудностей подсказки тебе помогут.
Ключевое слово-дорог
|
|
5 задание «Достопримечательности района» Распределите достопримечательности района на 2 группы: а) Особо охраняемые природные территории Аскинского района б) Досуг, отдых
Ключевое слово-сердцу |
|
6 задание «Аскинский район сегодня» Юный друг! Посмотри видеосюжет об Аскинском районе, затем заполни кроссворд. Если все вписанные тобой слова будут верными, ты получишь подсказку –последнее ключевое слово. Ключевое слово-моему |
|
Ключевое высказывание |
Аскинский район-ты дорог сердцу моему! |
QR код для прохождения квеста
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Представление веб-квеста учащимся МБОУ СОШ с.Урмиязы