Помним. Гордимся. Чтим

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Помним. Гордимся. Чтим

Богун А.В. 1
1МБОУ "СШ № 11" 4 класс
Яценко И.Ф. 1
1МБОУ "СШ № 11"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашей стране слова «Великая Отечественная война», «победа» отзываются в сердце каждого человека. Слова эти – это и память о погибших, и слёзы радости, и гордость, и скорбь. Проходят десятилетия, сменяются поколения, но разве можно забыть о подвиге воинов, которые спасли наше будущее от фашизма?

Всё дальше и дальше уходят от нас это героическое время. С каждым годом все сложнее находить бесценные документы, уходят из жизни дорогие наши ветераны, стирается человеческая память. Поэтому мы, молодое поколение страны, обязаны помнить о подвиге наших прадедов.

Горе войны не обошло стороной ни одну семью в нашей стране. И наша семья внесла вклад в победу.

На войну забрали и моего прадеда Муртазина Магафура Шарифулловича. Я понял, что я совсем мало знаю о нём. Мне захотелось узнать, кем был мой прадед? Где воевал? Как сложилась его дальнейшая судьба?

Цель исследования: изучение вклада моих предков в победу в Великой Отечественной войне

Задачи исследования:

1. Уточнить знания о Великой Отечественной войне в целом.

2. Изучить семейный архив.

3. Собрать материал о прадедушках и прабабушках, участниках войны, по рассказам родственников

4. Собрать данные семейного архива и создать альбом «Помним. Гордимся. Чтим».

5. Рассказать о результатах своей работы одноклассникам.

Проблема исследования: сохранение памяти о моих родных, участниках Великой Отечественной войны

Гипотеза исследования: память о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне будет сохранена, если молодое поколение будет знать и помнить о войне, вкладе своей семьи в победу и передавать это знание будущим поколениям.

Объект проекта: биография прадеда Муртазина Магафура Шарифулловича

Предмет проекта: вклад прадедушки в победу над фашистской Германией.

Мы использовали методы:

  1. Изучение исторических фактов, специальной литературы.

  2. Чтение художественной литературы и просмотра кинофильмов про ВОВ.

  3. Анализ семейных документов.

  4. Изучение и систематизация семейного фотоархива.

  5. Интервьюирование.

  6. Анкетирование.

  7. Обработка результатов.

Исследование проводилось в г. Глазове Удмуртской Республики. Нам помогали в исследовании учитель начальных классов Яценко Ирина Федоровна, мои родители, дедушки, бабушки. В анкетировании принимали участие учащиеся школы № 11 г. Глазова.

Глава 1. Что я знаю о войне

    1. Как началась война

В четыре часа утра 22 июня 1941 года войска фашисткой Германии напали на нашу страну. На нашу землю вторглись сотни самолетов и танков. Сухопутные войска неожиданно пересекли наши границы.

Началась Великая Отечественная война. Великой ее назвали потому, что не было в истории войны такой огромной, такой разрушительной. Никогда ещё не было разрушено столько городов, убито столько людей. А Отечественной эту войну мы называем потому, что наши солдаты защищали отечество. Защищали свободу родной страны от фашистов.

До этого германская армия уже успела завоевать много стран, и от многих городов не осталось камня на камне – все было разрушено. На нашу страну Германия напала вероломно, без предупреждения. Тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим людям в сёлах и городах. Самолёты бросали тысячи бомб с воздуха на железные дороги, мосты, аэропорты, города.

В планы фашистской Германии входило превращение нашего населения в рабов. Фашисты считали свою нацию особенной. Остальной народ фашисты не признавали. Они их называли «нелюди». В это число входили и народы нашей страны. Фашистская Германия, во главе которой тогда которой стоял Адольф Гитлер, поставила себе задачу подчинить себе весь мир, уничтожить чужую культуру, науку, запретить образование, всех людей превратить в рабов и заставить себе служить.

Но наша справедливая, вольная, мирная страна не хотела покоряться фашистам!

    1. Победу ковали и на фронте, и в тылу

С первого дня войны началась мобилизация на фронт. Советские люди приходили в военкоматы, рвались на защиту Родины. Только в первый день в Красную Армию записалось около миллиона человек.

У врага был план молниеносно завершить войну: быстро, одним ударом сломить нашу родину, дойти до самой Москвы и покорить ее. Но наша армия стояла насмерть. Все помнят подвиг защитников Брестской крепости. Каждый город давался фашистам в упорной борьбе.

Но враг все наступал и наступал. Много солдат было у фашистов, много самолетов и танков, много бомб и снарядов. Трудно пришлось нашей армии! Долго отступали наши солдаты, но ценой тяжелых боев, ценой своих жизней отстояли нашу столицу.

После этой великой битвы наступали наши солдаты начали гнать фашистов с родной земли, освобождали захваченные города и людей. Долгих четыре года длилась война.

Весной 1945 года наша армия ворвалась и захватила главный город фашистов – Берлин. 8 мая 1945 года фашисты сдались, а 9 мая стало великим праздником – Днём Победы.

Тыл в годы войны стал ещё одним фронтом. Армию нужно было кормить, одевать, обувать, непрерывно поставлять на фронт оружие, военную технику, горючее и многое другое. Все это создавалось тружениками тыла.

Эти заботы легли на плечи женщин, подростков, стариков. Люди по двенадцать часов работали у станка. А в сёлах трудились в полях: пахали, сеяли, убирали урожай. Так они вносили вклад в разгром врага.

    1. Цена победы

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Советские люди отдали все силы для спасения Родины и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.

Самоотверженно сражались наши солдаты за каждую пядь земли против фашистов на фронтах, в тылу врага, и в партизанских отрядах, на суше и на море, в воздухе и на земле. Многие заплатили за победу ценой своей жизни.

Так, например, подвиг Матросова будет долго в памяти людей. 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушка (псковской области) он закрыл телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения. [4] Красноармеец Матросов Александр Матвеевич посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2 миллионов детей. Жестокость фашистов не знала границ. Пленные погибали от непосильного труда и болезней, голода и холода. Над ними проводили медицинские эксперименты, брали кровь для нужд немецкой армии. Выживал лишь один из десяти. [3].

Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР. На нашей земле гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы.

Так, 22 марта 1943 года в Белоруссии были уничтожены 149 жителей деревни Хатынь, сожжены заживо или расстреляны за оказание жителями деревни помощи партизанам. [4].

За годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. потери военнослужащих и гражданского населения составили 26,6 млн. чел.

Война принесла в каждую советскую семью горе.

Но искренняя любовь к Отчизне, убеждённость в правоте и справедливости нашей борьбы, дружба между народами помогали нашей армии в годы беспощадной схватки с врагом.

Итак, изучая книги по теме, просматривая кинофильмы, я узнал, почему Великая Отечественная война так называется, каким тяжелым испытанием она стала для народа нашей страны, какой ценой далась нам победа в этой войне.

Глава 2. Вклад моих предков в победу

2.1 Мои родственники – участники войны и труженики тыла

Война затронула каждую семью в нашей стране.

Я горжусь своими прадедушками и прабабушками, которые принимали участие в завоевании Победы. Наша семья никогда не забудет об их подвигах и вкладе в Великую Победу.

В нашем семейном альбоме хранятся фотографии прадедушек и прабабушек, ветеранов войны, тружениками тыла, ветеранами труда с медалями на груди. Я листаю страницы семейного альбома. Вот они мои прабабушки и прадедушки:

В Великой Отечественной Войне 1941-1945гг участвовали мои предки:

Богун Василий Иванович, Богун Валентина Алексеевна, Касимов Фазульзян Рамазанович, Муртазин Магафур Шарифуллович.

Во время войны в тылу трудились:

Муртазина Нагар Хазиахметовна, Касимова Хамдуниса Гайнутдиновна.

2.2 Дорога войны моего прадедушки Муртазина Магафура Шарифулловича

Подробнее я хочу рассказать о прадедушке со стороны бабушки по отцовской линии Муртазине Магафуре Шарифулловиче,

Мой прадедушка родился в Башкирии в деревне Шакировка.

Ушел на фронт в 18 лет. В Красной Армии воевал с немецко-фашистскими захватчиками в танковых войсках.

За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награжден боевыми медалями и орденами: Орденом Отечественной Войны, Орденом Красной Звезды; а также медалями: «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», двумя «За боевые заслуги», «За взятие и освобождение городов Европы», медалью Жукова и другими медалями.

Во время войны он был танкистом механиком-водителем и воевал на легендарном танке Т-34. Этот танк его ещё называли танком Победы.

Вот что мы узнали об этой удивительной машине. Танкисты очень ценили этот танк за надежность, а пехота с ним ничего не боялась.

В начале войны танк Т-34 имел серьезное преимущество перед любым танком противника, поражая немецкие танки на расстоянии огневого боя до 1000 метров. Вот некоторые характеристики танка:

- вес – 26 тонн,

- скорость – 55 км\ч,

- экипаж – 4 человека,

- вооружение - 76 мм пушка

Два 7,62мм пулемета ДТ

В конце 1943 года на танк Т-34 была установлена литая башня с пушкой 85 мм, снаряд пробивал броню 100 мм на дистанции 1000м. Т-34-85 стал лучшим танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было построено более 40000 танков Т-34 различных модификаций. [2].

Этот танк сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и в других боевых операциях.

Прадедушка участвовал во многих крупных битвах, в том числе в решающем сражении на Курской дуге.

Битва на Курской дуге - это перелом в ходе Великой Отечественной войне. После неё стратегическая инициатива прочно перешла в руки советского командования.[1]

Прадедушка был трижды ранен. Но возвращался в боевой строй. Дошел до Германии.

 После войны, в мирное время учился в Свердловском военно - пожарном училище. Тушил пожары и спасал людей. Ушел в отставку начальником пожарной части в звании майор.

Глава 3. Чтобы помнили.

3.1. Как сохранить память о войне для потомков

Мы - внуки защитников нашей страны, тех, кто подарил нам мирное небо над головой, должны помнить и чтить память о них.

В нашей стране особенное отношение к победе, ветеранам, к памяти о Великой Отечественной войне. В Дни памятных дат, в День начала войны и в День Победы к памятникам и монументам возлагают цветы.

В канун дня Победы в память о героях-воинах крепят на грудь георгиевскую ленточку как символ того, что потомки чтят эту память и безмерно благодарны им.

Вечный огонь. На Красной Площади в Москве горит «Вечный огонь». Его называют «вечным», потому что он не гаснет ни днем, ни ночью, ни в проливной дождь, ни в самую сильную метель, как не должна угасать наша память о тех страшных и великих годах в судьбе нашей страны.

 Бессмертный полк - это общественная акция, которая проходит в России и ряде стран ближнего и дальнего зарубежья 9 мая в День Победы. Участники колонны несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Это способ сохранить память о солдатах Великой Отечественной войны и передать ее будущим поколениям.

Участие в акции «Бессмертный полк» становится традицией для многих семей, в том числе для нашей семьи. Фото с транспаранта нашей семьи представлено в приложении. (Приложение 1)

В декабре 2023 года я принял участие во Всероссийской международной акции «Наши семейные книги памяти» в ГИПУ им. В.Г. Короленко. Там я рассказал про прадедушку Муртазина Магафура Шарифулловича. Теперь и мой дедушка занесен во Всероссийскую международную книгу памяти «Наши семейные книги памяти». (Приложение 2) [6]

3.2. Анкетирование

Для того, чтобы выявить уровень знаний моих сверстников о Великой Отечественной войне и о вкладе своих предков в победу, мы составили анкету и провели ее среди учащихся нашей школы. Всего было опрошено 100 учащихся 3 и 4 классов нашей школы .

Анкета

1. В каком году началась Великая Отечественная война?

2. Какое государство вторглось в пределы нашей Родины?

3. Назовите главнокомандующего вражеской армии.

4. Назовите главнокомандующего советской армии.

5. В каком году закончилась Великая Отечественная война?

6. Какие ты знаешь книги, фильмы о войне?

7. Каких героев Великой Отечественной войны ты знаешь?

8. Какие знаешь советские военные песни?

9. Знаешь ли ты, кто из твоих родственников воевал в Великой Отечественной войне? Если да, то кто именно? В каком звании, в каких войсках? И кто тебе рассказал о них?

10. Учувствуешь ли ты в акции « Бессмертный полк»?

По результаты опроса мы составили таблицу. (Таблица 1)

Анализ результатов анкетирования

Вопрос

Верно %

Неверно

%

 В каком году началась Великая Отечественная война?

68

32

Какое государство вторглось в пределы нашей Родины?

60

40

Назовите главнокомандующего вражеской армии.

32

68

Назовите главнокомандующего советской армии.

31

69

В каком году закончилась Великая Отечественная война?

46

54

Кто победил в этой войне?

54

46

Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?

84

16

Из 100 опрошенных лишь 35% что-либо знают о предках, воевавших в Великой Отечественной войне. А имена родственников смогли назвать лишь 8% опрошенных.

Ребята назвали следующие фильмы: «В бой идут одни старики», «Сын полка», «Т-34», «Зоя», «По законам военного времени», «Сестрёнка» и др.

Героями Великой Отечественной Войны назвали Сталина, Жукова, Калашникова, Валю Котика, Лёню Голикова.

88% опрошенных участвуют в акции «Бессмертный полк».

Вспомнили следующие военные советские песни: «Священная война», «Катюша», «День Победы» и другие.

По результатам анкетирования мы составили диаграмму. (Приложение 3.)

3.3. Изучение архива семьи и создание альбома

Вместе с моими родителями мы решили сохранить память о моих предках, участниках войны и тыла, в семейном фотоальбоме. Мы собрали и скопировали семейные фотографии. Я узнал фамилии, имена, отчества своих прадедушек и прабабушек. Я узнал от родителей о судьбе моих предков в годы Великой Отечественной войны.

Мы взяли интервью у дедушек и бабушек: Богун Мадины Магафуровны, Богуна Юрия Васильевича, Касимова Расуля Фазульзяновича

Вопрос, который я задавал: «Где и кем служили мои предки во время Великой Отечественной войны?»

Мы собрали следующую информацию:

Богун Василий Иванович воевал командиром артиллеристской батареи, артдивизиона, начальником разведки полка. Участник Сталинградской битвы. Звание майор.

Богун Валентина Алексеевна с мужем защищала г. Сталинград. Зенитчица и радистка, звание ефрейтор.

Касимов Фазульзян Рамазанович. Сержант, командир пулеметного взвода

Муртазин Магафура Шарифулловича, механик-водитель танка Т-34, участник Курской и других битв.

Шагимарданов Гайса Исмагилович, рядовой пехоты

Во время войны в тылу трудились:

Муртазина Нагар Хазиахметовна, оператор водных установок. Труженица тыла;

Касимова Хамдуниса Гайнутдиновна в годы войны была комсоргом и председатель колхоза в деревне Парпиево.

Шагимарданова Магинур Замалютдиновна была уборщицей в милиции.

Мы сделали фотографии орденов и медалей и скопировали удостоверения к ним.

Все собранные материалы мы систематизировали, разложили по фамилиям.

Мы решили включить в альбом песни военных лет, которые помогали поддерживать боевой дух в то непростое время. Также включили фотографии служивших дедушек и бабушки и их награды за заслуги перед Отечеством.

Хроника семьи Богунов продолжает пополняться новыми данными и по настоящий день. В настоящее время двоюродный дядя Герой Российской Федерации Клименко Дмитрий Николаевич служит Российской Федерации в звании генерал-лейтенант.[5].

В результате нашей работы получился альбом с семейным архивом «Помним. Гордимся. Чтим». Фотографии страниц из альбома представлены в приложении. (Приложение 4)

Теперь с этой информацией мы должны познакомить как можно больше моих сверстников и хранить альбом в нашей семье для будущих поколений. Нам хочется побудить одноклассников к созданию таких альбомов в своей семье. В этом заключается практическое значение и нашей работы.

3.4 Классный час «Спасибо деду за победу!»

Для того, чтобы решить вышеизложенные задачи, мы разработали и провели классный час.

План классного часа.

  1. Викторина о войне

  2. Беседа о своих предках, участниках войны

  3. Рассказ о нашем семейном альбоме « Помним. Гордимся. Чтим»

  4. Разучивание и исполнение военной песни «Священная война»

  5. Изготовление георгиевских ленточек

  6. Представление рекомендуемого списка фильмов и книг о войне на классном стенде.

(Приложение 5)

  1. Просмотр эпизодов фильма «Девочка ищет отца»

Заключение

В ходе исследования мы узнали много новых сведений об истории Великой Отечественной войны.

Мы поняли, почему эта война называется Великой Отечественной. Она длилась 1418 дней и ночей. Путь к победе был тяжелым и долгим. Победа далась ценой огромных жертв. Наш народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.

В процессе работы мы нашли и систематизировали подлинные документы времён Великой Отечественной войны нашей семьи: старинные фотографии, медали и ордена и документы к ним.

Мы поняли, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших родителей, они переходят к детям и внукам. Война живет в памяти всего нашего народа.

Проведя исследование проблемы сохранения памяти о родных, участниках Великой Отечественной войны, мы сделали выводы, что лучшим решением этой проблемы в каждой семье будет создание семейного альбома. Наш семейный альбом «Помним. Гордимся. Чтим» был создан на основе материалов семейного архива.

Считаем, что наша гипотеза подтверждена, так как этот альбом будет храниться в нашей семье и передавать память о наших предках, участниках войны, будущим поколениям.

Альбом был представлен моим одноклассникам на классном часе «Помним. Гордимся. Чтим». Мы надеемся, что наша работа заинтересует моих сверстников, побудит их к созданию своих семейных альбомов.

Актуальность нашей работы заключается в поднятии интереса к изучению истории Великой Отечественной войны и вклада своих предков в Великую Победу у моих одноклассников.

Список источников

  1. Бодер Д.И. Все войны России. 6-11 классы. – 4-е изд. - М.: ВАКО, 2020. 160 с.

  2. Военный энциклопедический словарь. А.П. Горкин, В.А. Золотарев и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2002. – 1664с.

  3. Нерсесов Я., Волков В. Война народная Великая Отечественная война 1941-1945. Серия « История России» - М: ООО «Белый город». – 48с.

  4. Советский энциклопедический словарь. А.М. Прохоров. Изд.4-е. - М.:Сов. экциклопедия, 1987. – 1600с.

  5. Всероссийская молодёжная акция «Наши семейные книги памяти» https://ru.wikipedia.org/wiki/Клименко, Дмитрий_Николаевич, 2023

  6. Всероссийская молодёжная акция «Наши семейные книги памяти» https://книгипамяти.рф/books/search Муртазин Магафур Шарифуллович, 2023

Приложение 1.

Фотография для акции «Бессмертный полк»

Приложение 2.

Фотография для акции «Наши семейные книги памяти»

Приложение 3.

Р езультаты анкетирования

П риложение 4

Приложение 5.

Список фильмов о Великой Отечественной войне для детей

«Сын полка» (1946)

«Девочка ищет отца» (1959)

«Это было в разведке» (1968)

«Юнга Северного флота» (1973)

«Садись рядом, Мишка!» (1977)

Список книг о Великой Отечественной войне для детей

  1. Л. Воронкова «Девочка из города»

  2. Л. Кассиль «Улица младшего сына»

  3. В. Катаев «Сын полка»

  4. В. Осеева «Васёк Трубачёв и его товарищи»

  5. К. Симонов «Сын артиллериста»

  6. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»

  7. Ю. Герман «Вот как это было»

  8. М. Водопьянов «штурман Фрося»

  9. А. Родимцев «Машенька из мышеловки»

  10. М. Ефтов «Последний снаряд».

Просмотров работы: 147