Купец Шамов – меценат и благотворитель

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Купец Шамов – меценат и благотворитель

Муртазин Т.М. 1
1МБОУ «Школа №12» Вахитовского района г. Казани
Бородова С.М. 1Камалиева Г.Ш. 1
1МБОУ «Школа №12» Вахитовского района г. Казани
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

2024 год объявлен в России Годом семьи. В философии семья рассматривается как вид социальной общности, как важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [15]. В нашей стране исторически был всегда важен институт семьи, с точки зрения религии всех конфессий нашей многонациональной страны, семья всегда имела главенствующее значение в воспитании и формировании человека. Но если сравнивать старообрядчество с другими православными конфессиями, то первое, что бросается в глаза, это его семейственность. Все формы традиционной духовности тяготеют к традиционному социальному укладу и патриархальному укладу, но для старообрядчества это являлось едва ли не главным вопросом вероисповедания. Все знают знаменитые старообрядческие купеческие династии: Морозовых, Бугровых, Третьяковых. [16]. В Казани тоже жили целые поколения старообрядческих семей. Их фамилии на слуху и сегодня. О представителе одной из них и будет моя работа.

Актуальность исследования

В современном обществе наблюдается падение уровня культуры, рост преступности, утрата нравственных идеалов. Необходимым условием выхода из сложившейся ситуации является поворот к духовности и гуманности. Доброта, отзывчивость, способность сопереживать и сострадать, готовность помочь в сложной ситуации - качества, которые отличают и возвышают человека.

Расслоение общества на разные по материальной обеспеченности, группы наблюдалась в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. В тот период времени не существовало чёткой программы социальной защиты населения, и проблема помощи нуждающимся во многом решалась благодаря деятельности института благотворительности, или, как его еще называли, дела общественного призрения, традиции благотворительности. К концу ХХ, века в результате исторических событий, вновь произошло расслоение общества, разделение по социально-экономическому положению на людей «обеспеченных», «средний класс», «бедных», находящихся за чертой прожиточного минимума. Эта категория населения в настоящее время испытывает нужду, на преодоление которой у государства не хватает средств.

В современной России благотворительность стала возрождаться, но, на мой взгляд, еще не получила значимого развития. Поэтому традиции дела общественного призрения, сформированные и применявшиеся на практике в конце XIX - начале XX веков могут стать примером для возрождения благотворительной деятельности со стороны, прежде всего, частных лиц, а также коммерческих организаций в нашем государстве.

Тема актуальна еще и тем, что обращена к одной из составляющих духовной культуры общества, поскольку в настоящее время российское общество переживает кризис культурных традиций. [16]

Социальная значимость работы

В последнее время, на фоне снижения воспитания таких качеств, как гражданственность и патриотизм, начинается процесс увеличения внимания к формированию данных качеств. Эта работа привлечёт внимание к развитию столь важных для любого общества качеств. Также данная работа расширит краеведческие знания о роли казанского предпринимательства в жизни губернии в ХIХ-ХХ вв.

Этапы реализации

  • изучение различных сайтов;

  • изучение статей журналов, газет, книг и кино-фото документов;

  • анализ изученной информации по выбранной теме;

  • художественное оформление исследования.

Практическое применение

Работа может быть использована на уроках истории, во внеклассных мероприятиях, а также во внеурочной деятельности.

Объект исследования

Хозяйственная и благотворительная деятельность казанского купца Якова Филипповича Шамова.

Цель работы

Изучитьхозяйственную деятельность купца Якова Филипповича Шамова, оценить его вклад в развитие благотворительной деятельности в дореволюционной Казани.

Задачи

  • Дать определение понятия «благотворительность».

  • Рассмотреть исторические предпосылки возникновения благотворительной деятельности в Казани и выявить ее наиболее ярких представителей.

  • Изучить биографию Я. Ф. Шамова.

  • Проанализировать благотворительную деятельность Я. Ф. Шамова в Казани.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Казанские старообрядцы и благотворительность

«Проявление сочувствия, сострадания к ближнему» – так определяет благотворительность толковый словарь Даля. [2] Мода на пожертвование менялась с некоторой периодичностью. И. Гаврилов, составитель казанского календаря на 1869 год, с сожалением замечал, что «… благотворительность у нас так редка, и большинство богатых купцов до такой степени скаредно скупы и бесчувственны к бедствиям ближнего, что не хватает терпения, чтобы не сказать эту горькую правду».

Шли годы, и к началу ХХ века отношение к благотворительности заметно изменилось. Быть причастным к богоугодному делу стало честью для многих видных жителей Казани. К тому времени в городе было уже открыто немало богаделен и других учреждений. Среди них Дом призрения неимущих, престарелых и увечных граждан, Детский приют и школа Общества пособия бедным мусульманам, и 33 городских благотворительных общества. [8] 8

И сегодня мы признательны людям, готовым оказать финансовую помощь и безвозмездно жертвовать миллионы рублей страждущим людям.

Исторически сложилось, что после завоевания Казани Иваном Грозным, город был поделен на две части – русскую и татарскую, началась активная христианизация местного населения.

По причине реформирования православной церкви, требующего привести содержание церковных книг и обрядов в соответствие с требованиями греческой церкви, от которой сформировалось российское православие, старообрядцы стали жить обособленной жизнью. Церковные реформы вызвали серьезные противоречия в среде русского духовенства. Русское православие раскололось на два враждующих лагеря. Вся дальнейшая история старообрядческой церкви - постоянные гонения и преследования староверов. Несмотря ни на что, число единоверцев к середине XIX века увеличилось в несколько раз и составляло едва ли не четверть населения Российской империи. По мнению некоторых исследователей, до революции в России старообрядцев было от четверти до трети от общего количества великороссов. Старообрядчество живо и до сих пор.[ 4]

Среди казанских старообрядцев было немало известных фамилий. Они занимали высокие посты в городском управлении, занимались меценатством. Купцы-староверы заключали миллионные сделки без всяких бумаг и договоров. Достаточно было одного их честного слова, нарушить которое даже под страхом смерти им не позволяла вера. Среди таких купцов были: Гребенщиковы; купец 3-й гильдии, дважды городской голова Федор Иванович Хворов; известный род казанских купцов Четверговых; Оконишниковы; богатейший купец России, основатель Волжско-Камского банка в Петербурге В. А. Кокорев; философ А. А Ухтомский и многие другие.[8‎]

Центральное место в этом списке по праву занимает крупнейший представитель старообрядческой общины Казани конца XIX – начала XX века Яков Филиппович Шамов.

Как и все купцы, старообрядцы активно занимались благотворительной деятельностью, имевшей свою специфику. Если православные и мусульманские купцы большие суммы тратили на строительство и украшение церквей и мечетей, то старообрядцам до 1905 года этого не позволяло законодательство. Поэтому в основном они жертвовали средства на больницы, помогали бедным. [6]

Страницы биографии будущего мецената

Родился Яков Филиппович Шамов предположительно в городе Орлов, Вятской губернии, в 1833 году, в семье старообрядческого торговца средней руки Филиппа Шамова, происходил из небогатой купеческой семьи из Вятской губернии. Его отец не был богатым, а потому богатого наследства ему не досталось. Единственные ценности, которые ему передали родители – это вера в Бога и любовь к труду. Окончил Орловское уездное училище. [19]

В 1863 году приехал в Казань.

Для постоянного жительства выбрал Казань, поскольку в середине XIX века и вплоть до 1917 года город являлся центром коммерческой деятельности. Как известно, в то время по Каме и Белой везли в Казань разные товары: зерно, лес, а также железо. Именно таким товаром торговал успешно Хрисанф Фомин, к которому молодой Яков Шамов поступил по собственной воле в услужение.

У Фомина была многочисленная семья, но все жили дружно. Приказчиками у купца и его родственников служили многие начинающие предприниматели и известные промышленники. Поэтому сблизиться с известным родом тогда считалось не только честью, но и возможностью обрести поддержку в торговых делах.

Но была и еще одна причина, которая привела тогда Якова в дом Фоминых и в Казань. Как известно, несмотря на долгие преследования, здесь действовала большая община, в которую входили старообрядцы. Таким образом, Шамов потянулся к единоверцам, надеясь на поддержку. И он не ошибся. [20]

Три брата Фомины жили на улице, что именуется ныне Столбова в нескольких домах под общим номером 1. (Приложение 1). Сегодня эти дома не сохранились. (Приложение 2). А под номером 1 на улице Столбова находится Автозаправочная станция. (Приложение 3).

Некогда единую усадьбу Евсей Федорович, Хрисанф Федорович и Лаврентий Федорович разделили между собой в 1838 году. Частью этого большого участка с одноэтажными каретными лавками владел купец А. К. Санников. Позднее, в 1864 году, она также перешла к Фоминым, а точнее - к дочери Хрисанфа, Аграфене Фоминой. Фасады домов выходили прямо на торговую площадь (Приложение 4), (Приложение 5), и теория подкреплялась для Шамова практикой. Именно лавки Сенного базара представляли собой один из центров торговой и коммерческой жизни города. Торговые лавки характеризовались довольно широким ассортиментом предлагаемых товаров: продукты питания, одежда, обувь, восточные сувениры и т.д. На Сенном базаре вполне мирно соседствовали торговые ряды как русских, так и татарских купцов. Здесь и обучался купеческому делу Шамов.

Вскоре он был произведен в приказчики, и стал женихом дочери хозяина Аграфены Хрисанфовны. Свадьбу сыграли пышно, с купеческим размахом, и за праздничным столом братья Фомины дали свое «добро» бойкому приказчику на открытие собственного дела, обещая помочь советом и средствами.

Женившись на дочери хозяина, он не только унаследовал, но и продолжил его «мучное дело», отдавая значительную часть доходов на благотворительные цели.

Дела у Якова Филипповича сразу пошли в гору, и скоро он стал арендатором самой большой в городе мельницы. Принадлежала водяная мельница Казанскому городскому обществу и находилась прямо под Кремлем с северной его стороны. (Приложение 6). Мельница сдавалась в аренду и долгое время (12 лет) её арендовали известные купцы Иван Оконишников и Яков Шамов. Вскоре деятельный и удачливый купец становится одним из крупнейших хлеботорговцев Казани и всего Поволжья и, как говорили тогда, «миллионщиком», ведь лишь одна эта мельница имела более чем полумиллионный оборот.

Мельница имела и еще одну функцию. В периоды особо недоброжелательного отношения властей к старообрядческой ветви православной религии устроил Яков Шамов в ней тайную молельню, куда стекались старообрядцы со всего города. Однажды на таком вот сходе и был избран Яков Шамов главой казанской старообрядческой общины.[20]

Глава казанской старообрядческой общины

Быстро разбогатеть помогла не только удача. Отчасти Яков Филиппович получил признание из-за своей своеобразной «должности» – он был назначен главой казанской общины старообрядцев. На его средства была построена скромная молельня на берегу Казанки, где староверы тайно собирались во время особо ревностных гонений. Молельня эта не сохранилась, но сохранилась другая молельня. Молельня эта сегодня, как и раньше имеет неофициальное название: Шамовская.

Во второй половине XIX века в Казани старообрядцы стали собираться на службу в двухэтажный храм на Варлаамовской улице в Татарской слободе, называемый «Общественной моленной». Сегодня Варлаамовская улица носит имя советского государственного и партийного деятеля Мартына Межлаука. Эта улица и сегодня такая же узкая, как много лет назад. И как много лет назад здесь находится старообрядческая молельня. (Приложение 7).  

Приходили туда многие казанские купцы и промышленники – ведь около трети населения города молились «по-старому». Так что назначение Главой облегчало заключение сделок, а затем помогло стать председателем правления Казанского купеческого банка. (Приложение 8). Находился Купеческий банк на Банковской улице – сегодня это улица Мусы Джалиля. Эта улица перпендикулярна улице Островского, банк находится в этом здании и сегодня, конечно уже не купеческий, банк «Аверс» (Приложение 9).

Казанский адрес Шамова

Иногда Яков Филиппович навещал тестя – поблагодарить за науку и отдать дань уважения, хотя давно обошел его и по капиталам. Он даже поселился совсем близко от Фоминых: через улицу, на бывшей Фуксовской, сегодня Камала. Дом Шамова и под номером два сейчас стоит в самом ее начале. (Приложение 10). Раньше Яков Филиппович жил только в левой части дома, а всю правую занимали склады.

За воротами и домом был мощеный двор с одним-единственным деревцем, ибо и двор, и дом являлись для Шамова, собственно, торговым предприятием. По всему периметру двора стояли кирпичные кладовые за железными дверями под тяжелыми запорами.

Яков Шамов, как, и многие казанские купцы, вкладывал часть своих доходов в недвижимость и имел в центральной части Казани еще два дома, стоявших один возле другого на Вознесенской улице. Дома эти целы, стоят на улице Островского. Построены они в стиле классической эклектики и составляют вместе с каменными проездными воротами единый комплекс богатой городской усадьбы – здесь Яков Филиппович отдыхал, будучи уже в возрасте, от дел праведных. [18] Это два почти одинаковых краснокирпичных здания. (Приложение 11). Здания эти и сегодня в прекрасном состоянии (Приложение 12). В 2018 году на одном из них была установлена мемориальная доска.

Вкладывать деньги в недвижимость всегда было выгодно. Богатые купцы владели несколькими домами. В некоторых жили, некоторые сдавали в наем. Некоторые источники сообщают, что Шамов владел ещё одним домом на Вознесенской улице. Он тоже сегодня сохранился. (Приложение 13).

Яков Филиппович - благотворитель

Яков Филиппович за свою жизнь исполнял различные общественные поручения. Начиная с 1881 года, его избирали кандидатом в старейшины, затем старейшиной Казанского биржевого комитета. С 1879 года он был гласным Казанской городской Думы, работал председателем совета Казанского купеческого банка, Казанского общества взаимного кредита. Среди русских купцов и промышленников того времени старообрядцев в городе было немало. Яков Филиппович начал тратить немалые деньги на благотворительные цели.

Много внимания Яков Филиппович уделял попечительской деятельности, связанной с большими денежными пожертвованиями. Его избирали попечителем бесплатной школы рисования при Казанском отделении Императорского русского технического общества, попечителем Александровской городской больницы. Он был членом правления Казанского общества призрения и образования глухонемых детей. Шамов жертвовал немалые суммы на нужды города, участвовал во многих благотворительных подписках.

На улице Карла Маркса (до 1918 года - Грузинская) и сейчас сохранилось здание Коммерческого училища, возведённое в 1908 году на деньги городского купечества. Основные жертвователи - Василий Александрович Карякин и Яков Филиппович Шамов. С 1922 года здесь Казанский институт сельского хозяйства и лесоводства. Сейчас - Казанский аграрный университет. (Приложение 14), (Приложение 15).

16 октября 1887 года протоколом заседания Казанской городской думы было утверждено Попечительство Я. Ф. Шамова над Александровской лечебницей, основанной в 1866 году (Приложение 16).

Здание больницы не сохранилось, было снесено в 2012 году. Эта больница, изначально предназначавшаяся для ремесленников и чернорабочих, содержалась на средства купеческого и ремесленного обществ. По сведениям календаря-указателя города Казани, на 1882 год, плата здесь составляла 7 руб.  50 коп. в месяц. Шамов видел, что на исходе XIX столетия Александровская больница не справлялась с поставленными задачами. К началу ХХ века больничное здание было небольшим по казанским потребностям. Нужно было здание больших размеров и более приспособленное для функционирования подобных учреждений. По всей видимости, именно эти обстоятельства способствовали принятию им решения построить новую, отвечающую всем требованиям времени, больницу. [9]

Последний подарок городу

Последним подарком городу и самым большим милосердным делом Шамова было строительство современнейшей по тем временам трехэтажной, на цокольном этаже, больницы, на возведение которой купец пожертвовал 400 тысяч рублей, до последнего дня функционирования известной в народе как «Шамовская». (Приложение 17).

17 января 1908 года Казанской Городской Думой было рассмотрено и принято заявление купца Якова Филипповича Шамова о желании построить за свой счет новое здание для городской больницы. 5-го февраля 1908 г. Дума постановила отвести место для строительства 3-х этажного здания больницы на 75 коек в Осокинской роще (ныне роща Фрунзе).

Купец Яков Филиппович Шамов скончался 23 октября 1908 года на 73-м году жизни, будучи Почетным гражданином города, в звании купца первой гильдии, председателем совета Старо-поморской староверческой Общины. Он был похоронен с большими почестями. До открытия главного объекта своей благотворительности он так и не дожил.

Строительство больницы завершила его жена Аграфена Хрисанфовна. Немалую роль в благотворительности играли жены купцов. Аграфена Хрисанфовна Шамова, пережившая мужа на 8 лет, достроила «Шамовскую» больницу, укомплектовала её и обустроила территорию и все подъезды к ней. [6] Немаленькое здание больницы было выведено под крышу двумя сотнями рабочих всего за один строительный сезон. Если смотреть на здание сверху, оно напоминает букву Ш - начальную букву фамилии Шамова. Больница была построена на Третьей горе, где берет начало современная улица Калинина. По планировке и оборудованию «Шамовская» больница соответствовала передовым взглядам того времени.

25 апреля 1910 года на торжественное открытие собрался весь цвет казанского общества. Казанский губернатор, городской голова, командующий войсками Казанского военного округа, гласный Городской думы и члены городской управы скрепили своими подписями памятный акт на открытие новой больницы. Этот бесценный документ бережно хранится в фондах Национального музея РТ. (Приложение 18).

Из архивных данных о первых годах работы больницы известно, что были развернуты хирургическое, терапевтическое, гинекологическое, глазное отделения, имелись лаборатория и рентгеновский кабинет, кабинеты амбулаторного приема - хирургический, терапевтический, гинекологический, глазной, ушной. Была своя аптека, прачечная и др. необходимые подразделения. На лечение принимались жители г. Казани и крестьяне Казанского уезда. Оснащена больница была по последнему слову техники. Медперсонал этой больницы рассказывал, что запасы больничного белья, приобретенного Яковом Филипповичем, закончились лишь в 90-е годы XX столетия.

После Октябрьской революции больнице было присвоено название «Первой городской больницы». Но она всегда так и называлась - «Шамовская».

Здание и сегодня Ш-образной в плане формы стоит на холме, на улице Калинина. До недавнего времени внешний облик здания и внутренняя планировка были сохранены в первоначальном виде. Сейчас здание реконструировано и перепланировано под отель Kazan Palace by Tasigo. (Приложение 19).

Ешё несколько слов о казанской благотворительности

Много толков в народе вызвало опубликованное завещание Якова Филипповича. Оно беспрецедентно по своей сути. На нужды благотворительных заведений покойный оставил следующие суммы: 

  • Обществу призрения и образования глухонемых детей – 5.000 рублей

  • Комитету общества попечения о бедных и больных детях Казани – 6.000 рублей

  • Александровской больнице – 10.000 рублей 

  • Казанскому старообрядческому обществу Поморского согласия – 35.000 рублей.

И так далее. Общая сумма составила около 955.000 рублей. Не забыл Яков Филиппович и слуг, завещав каждому до 500.000 рублей. Не забыл и родных и близких. Сегодня в такое трудно поверить, но факт остается фактом. И благодарная память казанцев еще не раз будет обращаться к именам истинных благотворителей.

На страницах казанских газет того времени довольно часто можно было встретить подобные объявления и обращения:

«Казанским обществом трезвости в первые три дня Рождества Христова в чайно-столовой общества на Булаке будут выданы бесплатные обеды всем бедным».

«Казанское общество русских женщин приносит искреннюю глубочайшую благодарность достоуважаемой Аграфене Хрисанфовне госпоже Шамовой за щедрое пожертвование в пользу вышеозначенного общества в размере 100 рублей».

«Добрые люди, нас просят обратить Ваше внимание на чрезвычайно бедственное положение жены отставного коллежского секретаря Е. И. Самойлова. Муж тяжело болен, а на руках двое детишек. Помогите, кто, чем может. Адрес ее: Суконная слобода, дом Шелковниковой. Пожертвования принимаются и в редакции газеты «Казанский телеграф»

Следует заметить, что фамилия Шамовых довольно часто появлялась на страницах местных газет. Он был уважаемым человеком в городе и за его пределами. [2] (Приложение 20).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Движение благотворительности по России широко развилось в XIX веке, особенно во второй его половине. И сложно себе представить благотворительность Казанской губернии без частных пожертвований купцов-старообрядцев. Их бескорыстный вклад бесценен. Для многих предпринимателей-староверов помощь нуждающимся являлась религиозно-нравственной потребностью. [6]

Шамов принадлежал к старообрядческому вероисповеданию, этим можно объяснить его широкую благотворительную деятельность. Казанская община христиан древле-православно-кафолического вероисповедания возникла в 1907 году при его непосредственном и активном участии.[13]

Благотворительность и меценатство Якова Филипповича Шамова вызывает уважение и как образец бескорыстного служения людям и своему отечеству. В современном обществе выделяется определенное сословие состоятельных граждан, которые вкладывают свой капитал в недвижимость, строительство торговых и развлекательных центров. Хочется надеяться, что среди них найдутся и такие, кто задумается о нуждающихся в помощи стариках, о людях, попавших в сложную жизненную ситуацию, о духовном развитии подрастающего поколения. И тогда список благотворителей пополнится новыми именами.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Фотография домов на улице Столбова, 1. 2006 год. (Фото из личного архива)

Приложение 2. Фотография места несохранившихся домов на улице Столбова, 1.

Приложение 3. Автозаправочная станция, улица Столбова, 1

Приложение 4. Старое изображение Сенной площади

Приложение 5. Современный вид Сенной площади

Приложение 6. Мельница на Казанке

Приложение 7. Казань, ул. М. Межлаука, 28

 

П риложение 8. Казанский Купеческий банк

П риложение 9. Казань, ул. Джалиля, д. 3

Приложение 10. Современная фотография дома на улице Г. Камала, 2

Приложение 11. Дома Шамова на Вознесенской улице

Приложение 12. Дома Шамова. Улица Островского, 23 – 25

П риложение 13. Улица Островского, 18

Приложение 17. Шамовская больница. Старые изображения

Приложение 18. Документ об открытии Шамовской больницы

П риложение 19. Kazan Palace by Tasigo (ул. Калинина, 5/24)

Приложение 20. Фото Я. Ф. Шамова

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Айдаров С. С., Халиков А. Х., Хасанов М. Х., Алеев И. Н. «Казань в памятниках истории и архитектуры»

  2. Даль В. И. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА современное написание слов), 1863-1866. Изд. "Цитадель", г. Москва, 1998 г.

  3. Девятых Л.И. Яков Филиппович Шамов. «Из истории казанского купечества». Казань, 2002.

  4. Елистрах Крюк. Казанский казан. Религия в России / Религия в истории. 2.04.2002

  5. Климова С.В., Хирьянова Л.В. Традиционные основы семьи как главный фактор формирования идентичности старообрядчества в эпоху модернизации // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - 2008.

  6. Латыпов И.Р. Благотворительность купцов-старообрядцев Казанской губернии в XIX - начале XX века. https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/latypov_i_r_blagotvoritelnost_kupcov_staroobrjadcev_kazanskoj_gubernii_v_xix_nachale_xx_veka/44-1-0-1932

  7. Леонид Девятых «Казань: забытое и незнакомое».

  8. Милашевский Г. А. Казань и казанцы. Новые штрихи к старым портретам. – Казань: Изд-во «Заман», 2003. – 208 с.: ил.

  9. Профессор М. Ф. Кандаратский. Красное яичко городу к Пасхе 1910 года. От Якова Филипповича и Аграфены Хрисанфовны Шамовых. Шамовская больница («Казанский Телеграф». 1910, №5114) https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/chitalnyj-zal/17464-otkrytie-shamovskoj-bolnitsy-po-svidetelstvam-sovremennikov

  10. «Республика Татарстан» № 72-73 (24628-24629) 11 апреля 2002, Рафаэль Миргазизов.

  11. «Республика Татарстан» № 131-132 (25207-25208) 1 июля 2004.

  12. С той же точки век спустя. Городской уголок с восточной пряностью. «Республика Татарстан» № 33. 17.02.2004.

  13. Свердлова Л.М. Яков Филиппович Шамов. «Купечество Казани: дела и люди». Казань, 1998.

  14. Старая Казань: девятый тур. Булак хотели закопать, а при этом и семь городских мостов снести. «Республика Татарстан». № 112-113. 5.06.2003.

  15. Философский словарь/под ред. И. Т Фролова. 7-е изд., перераб., и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.

  16. https://ist-konkurs.ru/raboty/2013/1455-blagotvoritelnaya-deyatelnost-samarskikh-kuptsov

  17. https://kazadmin.narod.ru/history/shamov.html

  18. https://realnoevremya.ru/articles/63762-ekskursiya-po-staroobryadcheskoy-kazani

  19. https://tatarica.org/ru/razdely/istoriya/novoe-vremya/personalii/shamov-yakov-filippovich Онлайн - энциклопедия Tatarica

  20. https://vseosemye.ru/imena-miloserdiya/kazanskij-mecenat-yakov-shamov.html

Просмотров работы: 36