История кубанского женского костюма

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История кубанского женского костюма

Сизова Е.И. 1
1МБОУ СОШ№30
Ганжа И.И. 1
1МБОУ СОШ№30
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

          Актуальностью работы является возникший повышенный интерес молодого поколения Кубани к истории традиционной культуры края, неотъемлемой частью которой является кубанский женский костюм, а изучение национального костюмного комплекса позволяет прикоснуться к истории народа, осмыслить его особенности, выявить специфические черты, понять социокультурные, религиозные, нравственные и творческие черты.

         При изучении истории костюма кубанской казачки мы ознакомились с достаточным количеством работ. Если говорить о кубанском женском костюме, то мы не встретили содержательных работ, посвященных именно различиям в костюме кубанской казачки. Работы по этой тематике, с которыми мы познакомились, повествуют об украинском или донском казачьих женских костюмах. Мы сосредоточились на изучении этих различий по фотографиям конца XIX – начала XX веков, которые сегодня можно во множестве видеть в сети Интернет и образцам, находящимся в музеях нашего края.

         Цель работы - изучение особенностей кубанского женского костюма и его воспроизведение.

     Задачи:

- изучение литературы по истории кубанского женского костюма;

- знакомство с технологией пошива;

- изучение технологии вышивки крестом;

- изучение, анализ и воспроизведение вышитых мотивов,

- воссоздание кубанского женского костюма.

Гипотеза: кубанский женский костюм имеет отличия только в вышитых мотивах.

Для первоначального знакомства с кубанским женским костюмом мы с нашим руководителем отправились на экскурсию в Северский краеведческий историко – археологический музей (Приложение 1). Там представлены оригинальные фотографии и кубанский женский костюм начала XIX века. Позже ознакомились с литературой по истории кубанского костюма.

  1. История костюма

Все известные нам традиционные костюмы сформировались во времена становления национальностей, и произошло это тогда, когда заимствования в костюмном комплексе между регионами был минимальными. Это обусловливалось уже устоявшимися традиционными формами, климатом, бытовым удобством. К тому же подавляющее число населения проживало тогда в сельской местности, миграция была минимальной.


Основой женского костюма была рубаха, которая являлась, также как и у русских и украинцев, нательной и верхней домашней одеждой. «Традиционная кубанская женская рубаха была длинной, с длинными рукавами, с круглым, немного присборенным воротом, иногда с воротником, прямым разрезом и застёжкой на пуговицу или с завязками (рисунок 1) » [2].

Рисунок 1- фото из книги Н.А.Гангур.

«Почти до 30-х годов XX века рубаха была основной одеждой казачек. В рубахе и юбке женщины выполняли все домашние работы. Девочки в одной рубахе, подпоясанной поясом или бечёвой, ходили до 10-12 лет, а в старину – до самого замужества. Старинной одеждой казачек, надевавшейся на рубаху, была юбка, более характерная для народного костюма украинцев и белорусов, чем для русских. Юбки шили широкие в пять-шесть полотнищ (полок или клиньев), на вздёрнутом шнуре-учкуре. Холщёвые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски подол, по-украински спидница. Нижние юбки поддевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки. Самая нижняя юбка была обязательно белой» [4].

         Повседневная одежда женщины-казачки состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца Девушки и молодые женщины носили более яркие цвета, чем старшие женщины. На свадьбу не шили специфического наряда, изготовлялась обычная одежда из дорогих тканей. Свадебную одежду хранили для погребения и в лечебных целях. На Кубани бытовало мнение о том, что если больного ребенка завернуть в свадебную одежду, то он выздоровеет. Праздничную одежду шили из шелка или бархата. Головной убор – платок, с XIX в. – файшонка (ажурная косынка). Праздничные кофты – кирасы – плотно облегали фигуру, застегивались сзади на множество мелких пуговиц, их длинные рукава, со сборками на плечах, к низу сужались.

Мы считаем, что современный костюм кубанской казачки взял лучшее из костюмов восточно-украинского и южнорусского этносов, на основе которых он сформировался. Парочка – костюм донской казачки стал его базой, но на летнее время кофта превратилась в жилет, что больше соответствует что больше соответствует кубанскому климату.

Рубаха стала ярко вышитой блузой, в чем мы видим влияние украинского костюма. Богато украшенный фартук тоже стал «подарком» украинского этноса. Русский платок большого размера или вязаная шаль стали неотъемлемой деталью бытового женского кубанского костюма (рисунок 2).

 

Рисунок 2- фото из книги Ярошенко Т.В

1.1 Различия в кубанском женском костюме

Нами были отмечены некоторые существенные отличия. Первое отличие в горловине костюма, второе в рукавах. Кубань в период ее освоения заселяли разные народности, украинцы, донские казаки, беглый люд с центральной части России. Поэтому и сложились отличия в кубанском женском костюме.

У выходцев с центральной России горловина застегивалась на планку – косоворотку и закреплялась пуговицей (как у мужчин, так и у женщин), была богато украшена вышивкой (рисунок 4) а в «украинском» она была большого объёма и присборивалась на декоративный (обычно красного цвета) шнур. Рукава в «русском варианте» были с прямой манжетой и вышиты узором крестом, а у выходцев с Украины присборенные на нить – рукава «с рохлями», то есть волнистые, без вышивки, но сама плечевая часть рукава богато украшалась вышивкой (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – фото из книги Н.А.Гангур

    1. Вышивка крестом и ее технология

Всеми нами любимая вышивка крестом так же, как и другие виды рукоделия, имеет свою историю. Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид. Ведь оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение красоты каждого народа.


В России и Беларуси вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке и постепенно вышивка приобретала все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода (рисунок 4).

Рисунок 4 - фото из книги Н.А.Гангур

«С ХVIII века она вошла в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (то есть по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до сегодняшнего дня сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц.

В каждой местности были свои особенности и приемы вышивки крестом. Наибольшее распространение получил односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия крестики, а по изнаночной — вертикальные или горизонтальные стежки (важное значение при этом придавалось «чистой» изнанке).

Простой односторонний крест состоит из двух наклонных скрещивающихся стежков, при этом, как правило, нижний стежок направлен из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок — из левого верхнего угла в правый нижний"[ 2].

«Основные требования к вышивке:

1. Крестики должны быть одного размера. Вершины всех соседних крестиков должны совпадать.

2. Все верхние стежки крестиков должны лежать в одном направлении.

3. На лицевой стороне должны быть наклонные скрещивающиеся стежки, а на изнанке — или горизонтальные, или вертикальные, но лежащие только в одном направлении.

4. При замене ниток их концы следует прятать с лицевой стороны под крестиками, поэтому толщина вышивальной нити должна быть достаточной для того, чтобы прикрывать ткань в промежутках между стежками крестиков.

5. Стежки на изнанке должны быть короткими. Допускается делать протяжки ниток длиной не более 1 см, желательно перевивая нитку с соседними «попутными» стежками. При необходимости более длинной протяжки нитку нужно обязательно перевивать с соседними стежками. Если это невозможно, далеко отстоящую часть мотива следует вышивать отдельной ниткой.

6. При необходимости в крестике можно выполнить дополнительный стежок, то есть продублировать верхний или нижний стежок.

7. Переход в нужную точку узора следует выполнять на лицевой стороне под крестиками. Поскольку нить в этой точке должна выходить с изнанки, то после протягивания под крестиками следует вывести нить на изнанку в точке, ближайшей к нужной, и сделать изнаночный стежок с выходом на лицевую сторону в нужной точке. При невозможности перехода под крестиками кончик нити следует закрепить и нить отрезать.

Практические рекомендации перед началом работы.

Узоры геометрического характера отличаются высокой технологичностью. Для её повышения часто используют прием обрамления орнаментальной полосы швом «косичка», облегчающим переход от элемента к элементу.

Для выполнения конкретного узора нужно в первую очередь внимательно его рассмотреть и выбрать направление стежков на изнанке (горизонтальное или вертикальное), то есть проанализировать возможность и удобство перехода от элемента к элементу узора.

Большинство узоров возможно выполнить двумя способами (с горизонтальными или вертикальными стежками), для некоторых бывает пригоден только один из них.

В упражнениях рассмотрены варианты прохода вышивальной нити в различных ситуациях. Любой выбранный для вышивания рисунок можно разложить на элементы (горизонтальные, вертикальные, наклонные ряды крестиков и их сочетания) и свести к различным комбинациям этих элементов.

Один и тот же узор можно выполнить несколькими способами с одинаковым результатом. Выбирать следует оптимальный вариант, то есть наиболее удобный для конкретного человека.

Упражнения для освоения вышивания крестом с «чистой» изнанкой.

«При вышивании крестом с «чистой» изнанкой используется способ неполного креста. Смысл этого способа состоит в том, что при первом проходе вышивальной нити в некоторых крестиках выполняются два стежка (верхний и нижний), в некоторых — только один из них, а некоторые крестики из технологических соображений вообще пропускаются. При втором, то есть обратном проходе вышивальной нити выполняются недостающие стежки в неполных крестиках, а также пропущенные крестики» [8].

Закрепление навыков.

Э

то упражнение, которые мы отрабатывали на практике(рисунок 5, 6).

Рисунок 5, 6 - образец вышивки автора

2 Методика исследования

2.1 Сравнение современных тканей и разработка и воспроизведение вышитых мотивов

Нами были изучены различные современные ткани в попытке найти подходящие как для рубахи, так и для ее вышивки. Рассмотрели бязь, ситец и лен разной плотности, рогожку. И пришли к заключению, что нынешние ткани имеют очень плотное переплетение, делающее невозможным прямой процесс вышивки, поэтому наши узоры мы воссоздавали на канве. Но первоначально обучение вышивке начали на ткани – рогожка (рисунок 6). Для того чтобы можно было провести исследование возможно ли вышивать крестиком не по канве, а по счету нитей как делали наши бабушки. Как видно из образца, неуверенные и «кривоватые» стежки и крестики знаменуют начало обучения вышивки. Автор до этого никогда, от слова совсем не занимался никаким видом вышивки, и даже простая операция по вдеванию нити в иглу и закрепление на изнанке казалась трудной задачей. Поначалу нити путались как с изнанки, так и изнутри и приходилось распарывать все вышитое и начинать вышивку заново. Казалось, что этот вид рукоделия настолько сложный, что никогда не будет освоен. Однако уже через два месяца руки привыкли к игле, глаза стали четко видеть переплетения нитей и вышивка «пошла». Процесс стал доставлять удовольствие. Был воспроизведен узор «Роза», «Виноград», н
есколько видов геометрического узора (рисунок 7).

Рисунок 7- образец вышивки автора

К сожалению рогожки белого цвета мы не нашли, а украшать рубаху вышивкой из ткани серого цвета посчитали не уместным. Сейчас на просторах интернета продают домотканые ткани - хлопок и лен, но их цена за метр в несколько раз выше фабричных тканей. Поэтому мы приняли решение вышивать на канве белого цвета и нашивать ее затем на готовую рубаху, по примеру фотографии из книги Н.А.Гангур.,Н.В. Шаповаловой «Традиции и мода в костюме Кубанского казачества» (рисунок 3 Приложение 2).

«Цвет в орнаменте тоже символичен. В основном, мастерицы использовали красный цвет - это символ солнца, огня, крови. Огонь считался же братом солнца. Цвет красный – это же конечно любовь, красота, смелость, великодушие, победа. Черный - цвет земли, пашни, ночи, покоя»[9].

Геометрический орнамент требует повторения элементов, но новичку в вышивке его даже проще повторить. Поэтому автор разработал свою схему вышивки (рисунок 8), размер

 

Рисунок 8- авторская вышивка

к
оторой, составил 26*6,5 см, для образца был взят пример (рисунок 9). Как видно он более

Рисунок 9 - пример кубанской орнаментальной вышивки

насыщен дополнительными элементами. Поэтому его видоизменили и упростили. В процессе разработки было вышито несколько образцов. Рисунок сначала пробовали рисовать в обычном блокноте, в клеточку, но затем отрисовывали орнамент более тщательно на миллиметровой бумаге (Приложение 2, фото1-2). Далее этот же орнамент повторен и для манжет и рукавов (Приложение 3, рис.1-2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе изучения многообразия кубанской вышивки, автор познакомился не только с особенностями и различиями кубанского женского костюма, но и с бытом Кубани, ее историей. «Загорелся» сшить костюм для себя, чтобы попробовать образ казачки.

В результате исследования выдвинутая в самом начале работы гипотеза не подтвердилась. Так кубанский женский костюм имеет отличия не только в вышивке, но и в самом крое рубахи.

Поставленная цель изучения особенностей кубанского женского костюма и его воспроизведение выполнена пока не полностью, осталось соединить вышитые части в полноценную рубаху.

Первая задача по изучению литературы по истории кубанского женского выполнена полностью. Второй задачей было знакомство с технологией пошива и с этой мы теоретически ознакомились. Третья задача по изучению технологии вышивки крестом освоена успешно и полностью, так же как и четвертая задача по изучению, анализу и воспроизведению вышитых мотивов. В пятой задаче по воссозданию кубанского женского костюма остались некоторые технические моменты из- за нехватки времени, но мы планируем завершить наш творчески-исследовательский проект в скором времени.

Однако в планах продолжить вышивку кубанских орнаментов. Вышить рушник, а может быть и новую рубаху. Постараться увлечь своим рукоделием одноклассников, и тогда сохранение исконной культуры Кубани будет не только в музеях, но и вышитое нашими руками!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Б.А. Альмазова Казаки.- Санкт- петербург: Золотой век, Диамант, -1999 –87 с.

2.Н.А.Гангур.,Н.В. Шаповалова Традиционный костюм Черноморского казачества.(конец18-1860г.) Н.А.Гангур,Н.В. Шаповалова.- Краснодар:Традиция,2001-224 с.

3. Е.Г.Вакуленко Мастера Кубани Вакуленко Е.Г.- Краснодар: Краснодар:Традиция,2009-144 с.

4. Ярошенко Т.В. Традиционный бытовой костюм кубанских казаков19-начала 20 века (из истории развития форм и конструкций). Научное издание.- Перспективы образования,2011-156 с.

5.Иванов А. Мастера Декоративно - Прикладного творчества Кубани Краснодар:АлВи -дизайн,2009-126 с.

6. Н.А.Гангур.,Н.В. Шаповалова Традиции и мода в костюме Кубанского казачества)Н.А.Гангур,Н.В. Шаповалова.- Краснодар:Традиция,2014-352 с.

7. Н.А.Гангур. Орнамент……Н.А.Гангур,.- Краснодар:Традиция,2001-224 с.

8. Секреты вышивки с чистой изнанкой.Часть 1 (Ярмарка мастеров)/https://www.livemaster.ru/topic/1713827-sekrety-vyshivki-krestom-s-chistoj-iznankoj-chast-1

9. МЫ КАЗАЧКИ. Этноблог Екатерины Гобозовой./ https://vk.com/wall-85665912_2518

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фото автора в Северском краеведческом историко - археологическом музее

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунок 1

Рисунок 2 Рисунок 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рисунок 1 – вышивка на рукаве

Рисунок 2 – вышивка на манжетах

Просмотров работы: 377