Аннотация
5 сентября 2021 года в Новом Уренгое отмечался День города. Мы с родителями пошли в парк Дружбы на праздник «Национальные подворья». На тот момент мне было 5 лет. Среди разных подворий стоял ненецкий чум. Мы с мамой зашли внутрь. В чуме нас гостеприимно встретила ненецкая девушка. Она угощала всех гостей чаем и северными ягодами, политыми сладким сгущённым молоком. Мне досталась морошка, а маме - голубика. Пока мы ели и пили чай, девушка отвечала на вопросы и рассказывала про особенности жизни и быта ненецкого народа. В тот день мне запомнился чум своей формой и тем, что люди в нём живут даже в суровые морозы. В дальнейшем я встречал чумы на Дне оленевода, Дне города, а также при посещении этнопарка Детской экологической станции и кружка в Академии талантов.
Актуальность
Освоение Севера влияет на привычный уклад жизни малочисленного коренного народа Ямало-Ненецкого АО. Коренные жители Севера пытаются сохранить историческое наследие предков и особое мировоззрение, особенностью которого является единение человека с природой [1]. Исследуя значение и устройство чума, я познакомлюсь с некоторыми традициями ненецкого народа. Используя особенности конструкции чума, я создам полезный декор для дома с северным колоритом.
Проблема: сохранение и популяризация национальной культуры ненецкого народа.
Объект исследования: ненецкий чум.
Гипотеза: если изготовить светильник в форме чума, то можно привлечь внимание к национальной культуре ненецкого народа.
Цель: изучить конструкцию и процесс сборки чума и на базе полученных знаний создать полезный предмет декора для дома в форме ненецкого чума.
Задачи:
рассмотреть конструкцию чума и изучить процесс его сборки;
изготовить светильник-ночник по подобию чума;
популяризировать национальную культуру ненецкого народа.
Методы исследования: анализ и синтез различных источников информации, обобщение полученной информации, представление результатов практической деятельности.
Что такое чум?
Чум – это жилище ненцев, хорошо приспособленное к условиям кочевой жизни в тундре и ведения оленеводческого хозяйства. Представляет собой большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху. На землю кладут доски, циновки из прутьев, травы и шкуры (зимой). На крутых стенках чума снег не задерживается, не страшны ему ветры, метели и морозы [2].
Чум в этнопарке Детской экологической станции (2023 год).
Ненцы называют своё жилище мя’- чум, или ненэй мя’- настоящее жилище [2].
Ненецкие женщины изображают чум на одежде, аксессуарах или предметах быта в виде орнаментов:
Виды чумов
Встречая чумы на праздниках и в определённых местах города, я обратил внимание, что чумы покрыты либо шкурами, либо материалом. Я узнал, что основным отличием, в зависимости от времени года, являются покрытия, предназначенные для сохранения тепла и защиты от ветра. Выделяют разные виды чумов [2].
Зимний чум – сырэй мя’. Его покрытие состоит из сшитых оленьих шкур. Зимой чум ставят в укрытых от ветра местах с большим количеством ягеля для оленей. (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Летний чум - таны мя’. Летом используют брезентовое покрытие. Подойдет и шинельное сукно, дернит. Брезент служит также для упаковки вещей в нартах. Ещё не так давно летнее покрытие чума делалось из бересты, которая длительно вываривалась для придания ей гибкости и эластичности и только после этого сшивалась. В настоящее время встретить жилище из бересты – большая редкость. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из хлопчатобумажных тканей – ситца, сатина. Летом из-за комаров спальные места на ночь отгораживают пологом, привязывая его к шестам чума. Летом чумы стараются ставить на возвышенности, в продуваемом ветром месте, для спасения от комаров и оводов.
Процесс сборки чума
На Дне города я слышал, что устанавливают и разбирают чум ненецкие женщины. В литературе также указано, что в основном чум собирают женщины, а мужчины помогают лишь накрывать чум. [1]
Кладётся очажный лист в центре будущегожилища.
Летом кочевники устраивают очаг прямо на земле, а зимой — ставят печку-буржуйку на металлический лист.
Процесс сборки чума состоит из следующих этапов [3]:
Под этот лист кладут две палки или доски, чтобы печка не накренилась, если под ней растает снег.
Ставится печь, укладываются доски пола и циновки, устанавливаются столики.
Зимой сбор чума занимает час или полтора, а летом не более 40 минут. Такой скорости удается добиться благодаря тому, что хозяйка всегда знает, в какой последовательности все устанавливать и на какой нарте лежит нужный элемент. Крупную мебель и печь всегда вносят еще до того, как начнут ставить каркас: так удобнее.
Устанавливается два или три опорных шеста.
В верхней части опорных шестов есть отверстия. В них продевается веревочная петля, и в нее вставляются верхушки других шестов. Верёвка изготавливается из оленьих сухожилий.
Устанавливается каркас, приставив к опорным шестам все остальные в определенном порядке. Ставится печная труба, а после этого священный шест — симзы.
В каркасе — от 25 до 50 шестов: чем их больше, тем вместительнее чум. Нижние части шестов втыкают в землю или в снег. Подгнившие от времени части удаляют, так что по высоте торчащих из верхней части чума шестов можно определить его возраст: чем шест ниже, тем дольше он стоит.
Шест симзы стоит особняком от других шестов посередине чума и отделяет сакрально чистое место: помимо культовых предметов и инструментов для мужского ремесла, там хранят компьютеры, зарядки. Нижняя часть шеста симзы ставится за очагом: вдоль него уходит дым через верхнее отверстие чума (зимой дым уходит по трубе буржуйки).
Подвешиваются два горизонтальных шеста над очагом.
К шесту симзы над очагом крепятся два горизонтальных шеста, а поперек них кладут железную жердочку: на эту жердочку вешают железный крюк для котла. Высота котла или чайника над огнем легко регулируется с помощью отверстий на верхнем конце крюка.
Заносятся постельные принадлежности и вещи первой необходимости.
Чум приходится ставить при самой разной погоде (например, в пургу). Но если нет снега или дождя, после установки горизонтальных шестов над очагом кочевники заносят в еще не покрытый чум постельные принадлежности и вещи первой необходимости, чтобы потом не протискиваться с ними через входное отверстие.
Надеваются на каркас внутренние (мехом внутрь) и внешние (мехом наружу) нюки, закрепляются веревками.
Нюки (покрышки) для зимнего чума делают из оленьих шкур, сшитых нитками из оленьих сухожилий.
Нюки – двойные, мехом и внутрь и наружу, для них требуется много шкур — на один чум уходит до 80 штук. Благодаря двойному слою меховых нюков создается эффект термоса — воздух между слоями позволяет удерживать температуру внутри чума. Тепло от очага поднимается к верхушке чума вдоль центрального шеста и стенок и образует «тепловую пробку»: зимой она удерживает теплый воздух внутри и защищает чум от потоков холодного воздуха, а летом не пускает внутрь насекомых. Летом чум покрывают брезентом.
Присыпается снегом подол чума по всей окружности.
Одно из немногих дел при установке чума, которым всегда занимается не женщина, а мужчина. Подол чума присыпают снегом (летом — дерном), чтобы защитить его от сквозняков и дополнительно укрепить.
Сзади чума, в месте, где сходятся края нюков, прислоняется к чуму шест, а на него вертикально ставится нарта.
Нарту нужно прислонить к чуму для того, чтобы не разлетались края нюков. Для этого используют не любую нарту, а нуто: на ней перевозят шесты. Строгая специализация нарт (одни для нюков, другие для шестов и т. д.) и их строгий порядок в аргише (караване) — один из многочисленных приемов, которые позволяют чуму быть по-настоящему мобильным жилищем.
4. Изготовление светильника-ночника в форме чума.
4.1. Подготовка необходимых материалов и элементов. Техника безопасности.
Изучив информацию о чуме, я приступил к изготовлению своего изделия. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Для начала нарисовал эскиз светильника-ночника для того, чтобы определить необходимые составляющие. Получился следующий список необходимых элементов: деревянное основание, светильник на батарейках, палочки для каркаса,
верёвка для скрепления палочек, ткань хлопчатобумажная.
Далее приступил к подготовке материалов. Для подготовки деревянного основания отправились вместе с папой в гараж. В гараже нашёлся кусок ориентированно-стружечной плиты (ОСП), его и решил использовать. Начертил круг и под присмотром папы выпилил электрическим лобзиком основание. Электрическим сверлом просверлил углубления для шестов.
При работе с лобзиком и сверлом соблюдал технику безопасности:
- был в защитных очках,
- не делал резких движений при выпиливании и сверлении,
- не наклоняться низко над заготовкой,
- обратился за помощью к папе для проверки надёжности крепления выпиловочного куска ОСП и пилки в рамке лобзика.
Светильник на батарейках выбрал и приобрёл в одном известном магазине. Для каркаса подготовил палочки двух видов: для опорных шестов с отверстиями - ветки, очищенные от коры, для остальных шестов – деревянные шпажки-шампуры для шашлыков. В качестве верёвки для скрепления опорных шестов взял капроновую нить.
Для покрытия каркаса взял хлопчатобумажную ткань тёмного цвета, похожую на летнее покрытие чума из брезента. Вначале предполагал, что возьму светлую ткань, но после того, как ткань была приложена на каркас - светильник стал напоминать вигвам индейцев, а не ненецкий чум. В итоге выбрал более тёмное покрытие. Для изготовления светильника-ночника мне понадобились следующие материалы:
- листы бумаги А4;
- карандаш;
- клеевой пистолет;
- ножницы;
-акриловые краски,
-поролоновый ролик.
- деревянное основание из ОСП в форме круга;
- беспроводной светильник на батарейках;
- деревянные шпажки-шампуры для шашлыков;
- деревянные палочки, очищенные от коры;
- капроновая нить;
- хлопчатобумажная ткань;
- электрический лобзик;
4.2. Изготовление светильника-ночника.
После подготовки всего необходимого приступил к сборке светильника.
Прикрепил беспроводной светильник к основанию на двухсторонний скотч, входивший в комплект к светильнику. Связал три опорных шеста капроновой нитью. Установил и прикрепил шесты к основанию с помощью клеевого пистолета. Вставил основные шесты в петлю из капроновой нити и закрепил внизу клеевым пистолетом. На вырезанном покрытии из ткани нанёс поролоновым роликом с акриловой краской орнамент при помощи трафарета. Загнул края и приклеил их с помощью клеевого пистолета. Привязал тканевое покрытие к каркасу светильника. Края приклеил с помощью клеевого пистолета.
4.3. Применение в быту. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
После изготовления светильника-ночника в первую очередь поставил его к себе в комнату и посмотрел на него при свете и при выключенном свете. Результат меня порадовал. Кроме приглушённого света, в комнате от светильника на потолке образовались световые пятнышки, и мне они напомнили северное сияние. Пришла идея добавить разноцветные листы цветного пластика, чтоб менять цвет свечения. Далее я поставил светильник-ночник в других комнатах и, на мой взгляд, он также вписался в интерьер.
Заключение
Цель проекта достигнута: создан предмет домашнего декора в форме чума. В ходе исследования я узнал особенности конструкции и виды чумов, познакомился с процессом сборки. Также я получил первый опыт работы с электрическими инструментами: лобзиком и дрелью, создал полезный предмет декора для дома и убедился в том, что особенности древней и ценной культуры коренного ненецкого народа можно ввести в современный быт. Также решил дальше поэкспериментировать со светильником и добавить в него накладки из цветного пластика для изменения свечения. С целью популяризации национальной культуры ненецкого народа я продемонстрировал свое изделие перед одноклассниками, их родителями, а также выставил фото на своей страничке в социальных сетях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Виды чумов
Зимний чум – сырэй мя’.
Л етний чум – таны мя’.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Этапы изготовления светильника-ночника в форме чума.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Фото готового светильника-ночника в форме чума
Список литературы
Самбуров Н. Древние традиции и ремесла. - Санкт Петербург: Издательство ООО «Русская коллекция СПб», 2013.
Харючи Г. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. – Томск: Издательство ТГУ, 2001.
Как правильно собрать чум: инструкция. https://arzamas.academy/materials/1727
Приходько М., Приходько О. Хомани. – Санкт-Петербург: ООО «Издательский Дом «Светлячок»», 2002
Проблема сохранения национальной культуры малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа. https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11885