Из глубины веков: дороги, несущие добро

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Из глубины веков: дороги, несущие добро

Плиев В.А. 1
1МБОУ Гимназия 45 Владикавказ
Гурциева А.А. 1
1МБОУ Гимназия 45 Владикавказ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данный экскурсионный проект создан для анализа и выявления значимости дорог Осетии, дать оценку экономического и стратегического назначения дорог. А также, необходимость сохранения памятников и объектов истории и культуры республики Северная Осетия - Алания. Экскурсионный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса к истории и географии Осетии и на формирование представлений о богатом культурном наследии предков современных осетин.

Цели работы:

1.Выявить и рассмотреть основные дорожные магистрали Осетии.

2.Проанализировать значимость дорог, дать оценку экономического и стратегического назначения дорог.

3. Разработать туристический маршрут.

Задачи:

1.Описать дороги Осетии, историю создания и значении этих дорог в древности и в наши дни.

2. Получить сведения о строительстве дороги на Мамисон.

3. Выявить значение Транскавказской магистрали.

4. « Путешествие » по Транскаму и ее достопримечательности.

5. Изучить литературу и интернет – материал.

Методы исследования: описательный, исторический, научно – исследовательский, аналитический.

Ожидаемые результаты:

1.Изучение научных документов и интернет – ресурсов.

2.Оформление презентации в виде слайдов.

3.Поездка на Транскам. Описание туристско-рекреационного маршрута.

Гипотеза:

Дорожные пути через Главный Кавказский хребет всегда имели большое экономическое и стратегическое значение, как для Осетии, так и для России.

Вступление

Главный Кавказский хребет, протянувшийся от Черного моря до Каспийского, издавна является природным барьером для передвижения пешеходов и транспорта. Большая разнообразность рельефа, широкая протяженность склонов и сильная извилистость ущелий сделали его труднодоступным для человека.

Вопрос о пересечении этого огромного горного массива с далеких времен стоял перед обществом, а необходимость в этом с развитием общественной жизни ощущалась все острее.

С момента поселения алан на обоих склонах Главного Кавказского хребта родилось желание иметь дорогу сообщения. Доступные пешеходные тропы испокон веков развивались с развитием осетинской нации в Центральной части Кавказского хребта. Строительство перевальной дороги имело значение для России. Идея создания кратчайшего автодорожного и железнодорожного путей через Главный Кавказский хребет имеет свою большую и интересную историю. Немало крупных специалистов до революции и в наше время ломало головы над идеей сооружения дорог через горные перевалы, отдавая свой богатый опыт, труд и знания на протяжении десятков лет, а то и всей жизни.

Глава 1Военно-Грузинская дорога, ( Арвыкомыфӕндаг ( осет.) дословно: «дорога Небесного ущелья») - историческое, с начала XIX века, название военной дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей города Владикавказ (Северная Осетия) и Тбилиси (Грузия). Дорога, как древний исторический путь, была известна с древних времён как Дарьяльский проход. Длина современной дороги 208 километров. Постепенно поднимаясь, дорога проходит по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка подходит к Крестовому перевалу (высота 2379 метров), откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура выводит к Тбилиси. Исторические источники сообщают нам, что в 5-7 веках нашей эры наблюдались массовые пересечения людьми Главного Кавказского хребта через Дарьяльское ущелье в военных целях.С развитием русско-кавказских связей пересечение перевалов людскими потоками становится все чаще. После присоединения Осетии к России в 1774 году основывается город Владикавказ. Он становится культурным и торговым центром Северного Кавказа, и связь его с Закавказьем, в частности, с торговыми центрами Грузии и Армении, происходит через Крестовый перевал. В это время усиливается местное движение в центральной части Кавказского хребта по Рокскому, Закинскому, Мамисонскому, Бийскому перевалам.По мере укрепления связей России с Закавказьем необходимость прокладки перевальной дороги диктуется военными нуждами обеих сторон. И так как связь эта осуществлялась через Северный Кавказ, центром его стал Владикавказ, а Закавказья - Тифлис, то прямым сообщением между ними могла служить только перевальная дорога через Крестовый перевал.Известный со времен древних греков, этот маршрут через горы стал жизненно важным для России в Закавказье и даже Азию в конце восемнадцатого века. В 1799 русские военные инженеры создали дорогу в её нынешнем виде, и тем самым определили её название.Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем.По всей трассе дороги встречаются памятники старины: соборы, крепости, сторожевые башни.

Достопримечательности.

  1. Село Чми — находится комплекс археологических памятников (погребения в катакомбах с оружием) от эпохи бронзы вплоть до позднего средневековья.

  2. Церковь Святого Николая у осетинского села Бинаг Ларс (середина XIX века).

  3. «Ермоловский камень» («Махмадкхера») — гигантский гранитный валун в пойме Терека неподалёку от селения Верхний Ларс на российско-грузинской границе, принесённый в 1832 году с гор во время обвала Девдоракского ледника на Казбеке.

  4. Гора Казбек (5033 м), одна из высочайших вершин Кавказа, а у подножия — живописнейшая Троицкая церковь в Гергети.

  5. Дарьяльское укрепление, построенное в 1844 году в Дарьяльском ущелье для охраны дороги.

  6. » Замок Тамары» - развалины старой башни на противоположном берегу Терека. Возможно, здесь находилось, упоминаемое римским историком 1в.н.э. Плинием, укрепление Кумания.

  7. Скала «Пронеси Господи».

  8. Средневековые сигнально-сторожевые башни.

  9. Сионская роща — зелёный оазис среди снежных вершин Кавказа.

  10. Крестовый перевал — высшая точка Военно-Грузинской дороги, самый удобный проход в центральной части Главного Кавказского хребта.

  11. Гудаурская пропасть и самое высокогорное на Военно-Грузинской дороге селение Гудаури.

  12. Замковый ансамбль позднефеодальной эпохи — крепости XVI—XVII веков в селении Ананури.

  13. Руины крепости Бебрисцихе

Военно-Грузинская дорога представляет собой один из основных транспортных маршрутов, связывающих с Россией не только Грузию, но и Армению, Закавказье.Строительство объездной федеральной трассы позволит разгрузить городские дороги и магистрали. К сегодняшнему дню дорога вплотную подошла к окрестностям Гизели и Владикавказа. Считаю, что участок дороги проходящий по Московскому шоссе заслуживает внимание экологов и природоохранных организаций, так как здесь находится зона дендрария, парка «Нартон» и Северо-Осетинского государственного заповедника.

Глава 2

Военно-Осетинская дорога, историческое название дороги через Главный Кавказский хребет (Мамисонский перевал, 2829 м), соединяющей железнодорожную станцию Даргкох (Северо-Осетинская АССР) с г. Кутаиси (Грузинская ССР). Длина 275 км. Строительство начато в 1858, в 1888 открыто колёсное движение. Дорога идёт вдоль р. Ардон по Кассарскому ущелью, ущелью Мамисон-Дона и после перевала вступает в долину р. Риони, по которой идёт до Кутаиси. Автосообщение от Даргкоха до Бурона и от Шови до Кутаиси. Способствовала развитию экономической жизни Западной Грузии и Северной Осетии.Военно-Осетинская дорога — историческое название дороги от Кутаиси до станции Даргкох протяженностью 275 км. Была проложена в 1897 году. Пересекает Главный Кавказский хребет. Делится на 2 участка автомобильного сообщения: Владикавказ - Алагир - Мамисонский перевал.(Российская Федерация) и Мамисонский перевал — Кутаиси - Ткибули - Они (Грузия). В настоящее время утратила свое транспортное значение в связи с построенной в 1981году Транскавказской автомагистрали.Было время, когда Военно-осетинская дорога была отнюдь не на вторых ролях. По ней передвигались легковые автомашины, в значительном количестве перебрасывались стратегические грузы, здесь даже пролегал один из туристических маршрутов времен СССР. Во время Великой Отечественной войны это был стратегический объект, который надо было защищать от подходящих к Кавказским отрогам гитлеровских войск. Большое значение, перевальный тракт имел и в древности. Исстари здесь, через Кавказский хребет, проходила караванная тропа. Существует версия, что это одна из трасс Великого Шелкового пути. Известный географ и ботаник А. И. Краснов, проезжающий как-то по данной транспортной артерии, писал: «Путешествие, совершенное поперек Кавказа, по всей Осетинской дороге, стоит длительного странствования по целому ряду государств и местностей. Военно-Осетинская дорога представляет громадное количество интересных объектов для наблюдений и таких, какие нельзя проследить ни на одном из Кавказских маршрутов». В настоящее время через пограничный Мамисонский перевал движение транспорта и людей давно уже прекращено, пункт пропуска через границу отсутствует.

2.1

Как мы уже сказали, Мамисонское ущелье в Северной Осетии находится на самом юге Республики. По ту сторону Мамисонского перевала находится Южная Осетия. Раньше через ущелье проходила военно-осетинская дорога, которая связывала Северный Кавказ и Закавказье. В 2022 году в Осетии началось строительство горнолыжного курорта «Мамисон». Мамисон - один из стратегических объектов нашей республики. Он входит в топ прорывных проектов социально-экономического развития региона, "Мамисон" - проект всесезонного курорта в Алагирском районе Северной Осетии в 120 км от Владикавказа. Строительство курорта началось в 2013 году, позже финансирование проекта приостановили. Власти Северной Осетии подали в Минэкономразвития РФ заявку на возвращение курорту статуса особой экономической зоны (ОЭЗ), которого он был лишен в 2016 году из-за неэффективной работы. В сентябре 2019 года на территории всесезонного горно-рекреационного комплекса "Мамисон" создали особую экономическую зону. Соответствовать современным российским и международным требованиям должна и дорожная инфраструктура, ведущая к комплексу. Сейчас уже успешно завершены работы по реконструкции первого участка дороги к Мамисону — от автомагистрали "Транскам" к тоннелю и далее к мосту у селения Нижний Зарамаг, протяжённостью 3850 км. Это часть старой Военно – Осетинской дороги.

Дорога к курорту расширена и оборудована системой ливневой канализации. Кроме этого, рабочие укрепили подпорные стены, чтобы защитить дорогу от падения камней. Также отремонтирован мост через реку Ардон, длиной около 30 метров: опоры моста усилили, плиты перекрытия заменили и укрепили. Также привели в порядок откосы для защиты земляного полотна, прилегающего к мостовым опорам.

«Мамисонский тоннель» — одна из важнейших точек на дороге к будущему горнолыжному курорту. Он был пробит более 40 лет назад при строительстве Зарамагской ГЭС как технологический и не был предназначен для движения пассажирского транспорта. В 2020 году началась его масштабная реконструкция. Современный объект полностью соответствует всем требованиям к пассажирским перевозкам и обеспечивает безопасность движения. Когда строили в 80-м году, тоннель планировали как технологический. Он был заброшен, много лет считался аварийным. При реконструкции объект не просто восстановили с нуля и укрепили, здесь полностью поменяли все параметры. Теперь это 500 метров безопасного движения для любых видов машин. Ничего кроме проезда не предполагающий объект. На деле же — это целый дорожный кластер. Мосты, водопропускные трубы, системы защиты дороги — всё это как раз для будущего туристического комплекса «Мамисон». Проезд фактически запускает цепочку строительства горнолыжного курорта. Дорога, да и сам тоннель защищены теперь от камнепадов. Проезжая по дороге, в некоторых местах мы увидели на склонах натянутые защитные сетки., ведь безопасность самое главное.. . При том, что строительство курорта начнётся позже, уже сейчас можно выезжать в ущелье и знакомиться с историей и красотой Осетии.

Транспортный тоннель, ведущий к Всесезонному туристско-рекреационному комплексу "Мамисон", в Северной Осетии был введен в эксплуатацию после реконструкции. Его протяженность составила 496 метров. Протяженность первого участка дороги к будущему курорту составляет 3,8 км, второго — 14 км (от моста у села Нижний Зарамаг к «Мамисону»).
В настоящее время уже ведется строительство второго 14-километрового участка дороги - от моста у села Нижний Зарамаг к "Мамисону". Проектом предусмотрено расширение и укрепление основания полотна, прокладка водопропускных и водоотводных труб, укладка нижнего и верхнего слоев дорожной одежды, строительство подпорных стен, а также работы по облагораживанию прилегающей территории. Ввести участок дороги в строй планируют в 2025 году.

Мамисонское ущелье - один из самых удаленных и труднодоступных уголков Северной Осетии. Здесь еще можно увидеть средневековые постройки: башни, которые использовались для жилья и для обороны, комплексы укреплений. Так, в оставленном жителями осетинском селе Лисри уцелели постройки XIV-XVIII веков: башни, храм и святилище. Через Мамисонское ущелье и одноименный перевал проходила Военно-Осетинская дорога, которая была построена в 1897 году, она соединяла Северную Осетию в Грузией. Вдоль этой дороги проходил популярный в СССР туристический маршрут.

Глава 3 Транскавка́зская автомагистра́ль

Транска́м — одна из федеральных автомобильных дорог, связывающих Россию с Республикой Южная Осетия. Начинается от города Алагира, идёт по Алагирскому ущелью берегом реки Ардон, затем вдоль рек Нардон и Закка, пересекает четыре хребта – Лесистый, Скалистый, Боковой и Главный Кавказский, проложена по ряду ущелий (их цепь начинается сразу за посёлком Бурон:Кассарское, Зарамагское, Цмиаком, Нарское, Джинатское, Закинское, Рукское – до Рокского тоннеля, и Урс-Туальское и Джавское – после Рокского тоннеля).Пройдя через Рокский тоннель под Главным Кавказским хребтом в районе Рокского перевала, трасса выходит в Южную Осетию, спускаясь по берегам рек Рокдон, Эрманидон и Большая Лиахви к столице частично признанной Республики Южная Осетия городу Цхинвалу и затем уходит на контролируемую Грузией территорию к городу Гори. Иногда в состав Транскама включают участок Военно-Осетинской дороги от Владикавказа до Алагира. Общая протяжённость Транскама 164 км российская часть трассы (от Алагира до границы с Южной Осетией) имеет протяжённость около 97 км, от южного портала Рокского тоннеля до Цхинвала порядка 43 км, от Цхинвала до Гори32 км. Идея создания кратчайшего дорожного пути через Главный Кавказский хребет имеет большую историю, в которой страница Транскавказской магистрали может служить ярким примером того, как в таких сложных географических условиях стало возможным осуществление столь грандиозного и сложного транспортного сооружения, которое можно сравнить с крупнейшими дорожными магистралями мира. Большая часть Транскама проходит по высокогорью. Дорога считается круглогодичной, однако в период с ноября по май движение транспорта по магистрали ограничено в связи с регулярными сходами лавин, селевых потоков, камнепадов. В августе 2008 года Транскам стал «дорогой жизни», которая спасала жизни тысяч мирных жителей Цхинвала. По дороге они направлялись в сторону Северной Осетии, а на помощь оставшимся в осажденном городе по этой дороге двигались войска 58-й Российской армии. В те августовские дни в ходе операции Транскам прошел жесткое испытание. Особенно досталось Рокскому тоннелю. По нему в обоих направлениях проследовали тысячи единиц военной техники, машин с людьми и гуманитарными грузами. Тоннель с трудом, но выдержал, а Транскам стал «дорогой жизни» для сотен раненых и десятков тысяч беженцев, которых вывозили из пылающей Южной Осетии». Транскавказская магистраль имеет не только экономическое, политическое и военно-стратегическое значение, но и дает каждый раз новый импульс духовному и культурному развитию двух Осетий. Она является круглогодичной, но часто оказывается закрытой зимой из-за схода лавин. Ее часто перекрывают сели, оползни и камнепады. В период, пока дорожники пробивают и ведут расчистку полотна, движение по Транскаму останавливается. Дорога оказывается закрытой от нескольких часов до нескольких дней. Всего на участке от поселка Бурон до Северного портала Рокского тоннеля находится около 280 лавиноопасных очагов. Круглосуточно здесь дежурят сотрудники МЧС, противолавинной службы и дорожники. Раньше на Транскаме периодически происходили трагические случаи. Сейчас таких проблем нет. Благодаря налаженным действиям всех служб за уже более 15 лет на Транскаме под лавинами не погиб ни один человек. Сейчас делается много для безопасного круглогодичного движения по Транскаму. Безусловно, Транскам – одна из самых сложных в числе восьми федеральных трасс на территории Северной Осетии протяженностью 97 км. Дорога попадает под удар двух стихий: с одной стороны, река, которая подмывает обочину дороги, а с другой – с горных склонов сыпятся камни, сходят сели, зимой – бесконечные снежные лавины. К концу 2016 года закончилось строительство нового противолавинного комплекса протяженностью почти 700 метров, который позволит перекрыть 20 лавинных очагов. Построено огромное количество искусственных сооружений протяженностью почти 2000 м. Завершены работы по реконструкции Рокского тоннеля, который считался одним из самых опасных участков Транскама из-за камнепада и слабых склонов. Сегодня Рокский тоннель один из самых технологичных, надежных и современных тоннелей в стране.

3.1 История магистрали

Идея строительства дорог через Главный Кавказский хребет начала разрабатываться в XIX веке. Отдаленность Военно – Грузинской и Военно – Осетинской дорог друг от друга создавала неудобства для населения Южной Осетии. Вместо нужного прямого сообщения оно шло вкруговую. Обстоятельства диктовали необходимость прокладки дороги по Лиахвскому ущелью с выходом на Военно – Осетинскую дорогу, то есть на ее первоначальное направление, или путем пересечения второго хребта и выходом в Фиагдонское ущелье с продолжением ее во Владикавказ. В поисках удобного варианта дороги внимание Управления путей сообщения и военного ведомства привлекает Рокский ( Рукский) перевал у села Верхний Рук в Южной Осетии. Первое обследование этого направления, получившего название Военно – Осетинская дорога, началось еще в 1845 году. Сравнительно сложное рельефное строение самого Рокского перевала с северного склона сделало его труднодоступным для тогдашних строителей, и в 1854 году Военно – Осетинская дорога с Рокского перевала была перенесена на Мамисонский. Первые практические шаги по реализации этой идеи в районе Рокского перевала были предприняты в начале 1930-х годов. 12 апреля 1930 года в Москве СНК СССР утвердил план строительства дороги.. Производителем работ был утверждён Рутен Гаглоев. По проекту работы по строительству тоннеля предполагалось закончить в 1959—1961 годах, осуществиться этим планам помешала Великая Отечественная война. В 1968—1969 годах вопрос о перевальной дороге вновь обсуждается в Госплане СССР. В 1971 году Совет министровСССР принял постановление о строительстве дороги через Рокский перевал и автодорожного Рокского тоннеля, работы были включены в пятилетний план 1971—1975 годов. В 1974 году план строительства Транскама был окончательно утверждён. 1986 год – дорога пропустила первых пассажиров

3.2 Значение дороги.

Транскам — единственная круглогодичная дорога, соединяющая Северную Осетию с Южной Осетией, а также самый короткий путь из европейской части России в Закавказье, Турцию и Иран. По Транскаму до 2003 года также осуществлялось грузовое сообщение с Арменией и другими странами Закавказья, транзит грузов был закрыт в июне 2004 года, одновременно с закрытием Эргнетского рынка. Автомагистраль «Кавказ» и автодорога Алагир (от «Кавказа») — Нижний Зарамаг являются участками международного транспортного коридора «Южные Ворота». Автомобильная дорога через Рокский перевал, как явление уникальное, представляет собой интерес для науки и практики дорожно-транспортного строительства вообще и для будущего горно-дорожного проектирования и строительства, в частности. Экономическое значение дороги тоже велико. Кавказ – край, богатый природными ресурсами, производящий множество продуктов промышленности и сельского хозяйства. Следовательно, необходимы перевозки, и не сезонные, а круглогодичные. И эти важнейшие перевозки призвана обеспечить кавказская перевальная дорога – Транскам. Необходимость создания инфраструктуры на лицо.

    1. Проект: Туристический маршрут «По Транскаму».

* Аланский Богоявленский женский монастырь. -

* Бальнеологический курорт «Тамиск»

* Монументальный памятник Уастырджы работы Николая Ходова

* Остатки таможенной заставы «Зылын-дуар», святилище «Саубæрæджы лæгæт» и руины средневековой заставы «Чырамад» (таможенные ворота в виде арки) рядом с селениемБиз

* Оборонительные башни рядом с посёлком городского типа Верхний Мизур

* Нузальская церковь — памятник XIII—XIV вв.

* Таможенная застава «Зылындуар» (Кривые ворота)  - башня, ворота, остатки средневековых сооружений , Зарамаг, , Касарское ущелье)

* Высокогорное селение Нар.

*Древнеосетинское село Рук — крепости, башни, своеобразная архитектура, древняя часовня

* Святая гора Бурсамдзелы или Бурхох, Хурбадæныхох

3.31 Богоявленский Аланский монастырь (осет.ХуыцауыраргомкæныныАлайнагмоладзандон) — женский монастырь Владикавказской епархии Русской православной церкви, расположенный 2 км к югу от города Алагир на территории Республики Северная Осетия — Алания. Основан в 2002 году по указу архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана. 18 марта 2004 года Указом преосвященнейшего Феофана, епископа Ставропольского и Владикавказского, православное сестричество Свято-Успенского скита города Алагир республики Северная Осетия-Алания было преобразовано в Богоявленский Аланский женский монастырь. Сегодня в монастыре постоянно проживают пять мантийных монахинь, две инокини и три послушницы. Настоятельница монастыря — матушка Нонна приняла постриг в 2002 году. Будучи в миру, Наталья Багаева окончила исторический факультет СОГУ, а также режиссёрский факультет ИПК ТВ и РВ. Работая режиссёром на ГТРК «Алания» параллельно поступила в аспирантуру того же института на кафедру искусствоведения. Один из ее репортажей, а именно репортаж о старце Ипполите - настоятеле Свято-Николаевского мужского монастыря в г. Рыльске полностью изменил её жизнь. Монастырский храм был освящён в 2006 году в честь преподобномучениц великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. В обители функционирует надвратный храм Архангелов Михаила и Гавриила. Здесь находятся частицы мощей преподобной мучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, святой источник Николая Чудотворца, греческая икона Святого Георгия. С 2005 года началось строительство реабилитационного центра для детей, пострадавших в Бесланском теракте. Центр начал свою работу с ноября 2007 года. За десять лет принял более семи тысяч детей и их родителей. Помощь в Центре осуществляется на безвозмездной основе. Во время августовской войны 2008 года, когда грузинские войска напали на Южную Осетию, обитель принимала беженцев и оказывала помощь нуждающимся, так как монастырь находится на Транскаме — дороге, соединяющей Северную и Южную Осетию.

3.32 Ныхас- Уастырджи. У въезда в Алагирское ущелье гостей встречает наскальная скульптура покровителя мужчин, путников и воинов, защитника слабых и обездоленных – Уастырджи. Этот памятник был создан в 1995 году по проекту скульптора Николая Ходова  в дар народу Осетии. Но, наверное, даже автор не подозревал, какую популярность впоследствии получит его детище. Памятник встречает путников на одном из участков Транскавказской трассы и это всегда происходит неожиданно – настолько монументальной и органичной получилась скульптурная группа. Масштабы скульптуры впечатляют: ее вес составляет 28 тонн, размер копыта коня – 120 см, высота его головы – целых 6 метров. На сегодня это самый большой конный памятник в мире. Отважный всадник на стальном коне будто появляется из отвесной каменной скалы. Он, словно страж спокойствия и порядка, силу которого признают даже природные стихии. В этом месте, на узкой горной дороге путники останавливались у входа в ущелье и просили помощи у высших сил. Так возникло святилище Уастырджи  Ныхаса. Люди, едущие с равнины в горы и с гор на равнину, у святилища всегда обращаются к Уастырджи с просьбой, чтобы они живыми и здоровыми благополучно вернулись к себе домой. Герой покровительствует великим воинам, а в их лице – всем отважным мужчинам. Он считается помощником, благоволящим честным и добрым людям, защищающим правое дело. При этом святой ненавидит клятвопреступников, мошенников и воров. Змея, извивающаяся у его ног, олицетворяет зло.
Предание гласит, что мощный старец частенько спускается на грешную землю, чтобы посмотреть, насколько праведно поступает его народ и оказывают ли люди помощь своим ближним. Легенда об Уастырджи отражает целый комплекс верований народов Северного Кавказа, демонстрирующих надежду на справедливость и чистоту человеческой природы. Уастырджи на скале – символ нашего края, его история и гордость. В связи с огромным потоком туристов, возникает необходимость бережного отношения к памятникам культурного наследия, Необходимо разъяснять и объяснять значимость объекта, экологического состояния. Предлагаю создание в районе специальной экологической службы, которая бы контролировала и регулировала на протяжении всего маршрута состояние объектов природного и культурного наследия.

Селение .Биз (Старый Биз) Æддаг хъау, Заронд хъау. Село нежилое. После землетрясения в 1922 году население переселилось на равнину. Небольшой возврат был, но через несколько лет село полностью опустело. Основные проживавшие фамилии: Цахиловы, Бутаевы, Дудиевы, Пагиевы.

Чем примечательно это место? Это, если можно так выразиться, инфраструктура древних дорог – средневековая застава «Чъырамад» (построенная на известковом растворе) - каменная арка 17 века, единственная сохранившаяся из семи подобных. В ходе исследований обнаружено несколько железных цепей, которыми перекрывались массивные деревянные ворота. За ними в скале находится полупещерный навес, служивший убежищем для стоявших здесь на страже дозорных из колена Цахилта. В огромном камне перед воротами выдолблен "небольшой водоем". Не исключено, что известный сасанидский кубок VII в., обнаруженный в этих местах еще в 1828 г., — ни что иное, как плата за проход иранских купцов. За «Чырамад» вьючная тропа, шириной не более метра, идет к югу, по направлению к верховьям р.Урсдон. На обочине проходящей дороги сохранилось несколько цыртов - памятных плит, установленных в честь геройски погибших в разное время членов фамилии.

Как говорилось ранее, Военно-Осетинская дорога с древнейших времен играла важную роль в связях севера и юга Кавказа. Чтобы контролировать оживленную магистраль, на торных путях Осетии воздвигались стены с обитыми железом воротами, перегораживавшие дорогу.

С обзорной площадки виден ещё один интересный объект, на противоположном от заставы склоне, гораздо выше, между скал. Тектонический разлом в скалистом массиве – «Пещера черного всадника»/Сау бараджы лагат – и соответсвенно святилище - Сау бараджы дзуар — в осетинской мифологии – покровитель воров и разбойников. Считается, что Сау бараджы дзуар является антиподом Уастырджи. Около селения Быз ему была посвящена отдельная роща, в которой мог укрыться вор или грабитель от своих преследователей. Само святилище находится у основания скал, куда есть тропа. Считается, что праздник в честь Сау бараджы дзура возник не позднее XVII века, когда среди осетин набеги стали важным источником дохода. После тоннеля, длиной 268 м, ущелье становится шире и мы попадаем в солнечную Унальскую котловину с преобладанием горно-степной растительности.

Слева с.Зынцар, от которого к подножью горы Кариу уходит Урсдонское ущелье, с селениями Инджынта и Урсдон. В сёлах сохранились старые башни, но большей частью жилые строения покинуты и руинированы. Над с.Урсдон сохранились наскальные укрепления, называемые Крепостью Ос-Багатара – последнего Аланского царя. В ту же сторону шла и древняя дорога Шахнад от заставы «Чъырамад». Сейчас там проходит просёлочная автодорога через древние сёла Донисар, Дагом, Цамад и спускается к с. Нижний Унал.

Озеро искусственного происхождения, фактически это так называемое «хвостохранилище» Мизурской обогатительной фабрики объемом в тысячи тонн отходов. Хвостохранилище - комплекс специальных оборудований и сооружений, которые предназначены для захоронения или хранения токсичных, радиоактивных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, которые именуются «хвостами». Многие называют это озеро бомбой замедленного действия из-за такого медленного отравления окружающих склонов и реки Ардон. Недостаточное снабжение водой объясняется изношенностью систем или, возможно, строительными работами на объектах Зарамагской ГЭС, которые мы увидим выше по руслу Ардона.

С появлением этого хвостохранилища и его губительным действием часто связывают и вырождение знаменитых в своё время Унальских садов. Груши с которых поставлялись к царскому столу и получали золотые медали на выставке в Париже.

Недавно в Нижнем Унале для туристов открылся музейный комплекс «Родовые башни», где воссоздано убранство жилых строений, показывающую быт и культуру средневековой Алании XV—XVI веков. Башню Цаллаговых этого комплекса .

3,3. Нуза́льская часо́вня — памятник истории и архитектуры федерального значения. Находится в Алагирском ущелье, на левом берегу реки Фиагдон, рядом со старой дорогой в осетинском селении Нузал, расположенном в небольшой горной котловине на высоте 1160 м над уровнем моря. Как и святилище Реком, Нузальская часовня среди древностей Северной Осетии занимает особое место, которое в данном случае объясняется не исходным материалом постройки и архитектурными достоинствами, а прежде всего замечательными фресковыми росписями, редкими для Северного Кавказа. Научные споры по поводу церкви не утихают с давних пор. Неизвестно точно, в каком веке ее возвели. Святыню датируют V, XII и XIII веками. С виду небольшое и грубое строение, но стоит заглянуть, как обнаруживается настоящее сокровище – старинная многовековая христианская роспись. В настоящее время в церкви сохранились фрески: «Георгия Победоносец», «Cвятой Евстафий» и портреты пяти представителей сильных родов Алагирского ущелья.
Так по одной из версий часовня построена в XIII веке в честь мужа знаменитой грузинской царицы Тамары – Давида Сослана. Умелый осетинский полководец был из славного рода Царазонта и много сделал для укрепления Грузии. По преданию он был захоронен под часовней. В результате проведённых раскопок под строением был найден могильник с человеческим скелетом, но принадлежность его Давиду Сослану подлинно не установлена, и историки продолжают разгадывать эту тайну.
В 1946 году археолог Евгения Георгиевна Пчелина обнаружила под полом церкви узкий каменный ящик, в котором лежал скелет мужчины. Пчелина сочла находку могилой Давида-Сослана, мужа легендарной царицы Тамары. Сейчас, однако, предполагают, что Нузальский храм стал мавзолеем другого видного военно-политического деятеля средневековой Осетии, Ос-Багатара, легендарного осетинского царевича, который пытался возродить Аланскую державу после монголо-татарского нашествия и погиб в 1306 году. Нузальскую церковь окружают тайны — точных знаний о ней не так уж много. Известно также, что когда-то стену часовни украшала надпись на грузинском языке, начинающаяся со слов «Нас было девять братьев». Узнать ее содержание исследователи смогли только благодаря спискам. Но и переводов, и толкований ее существует несколько. После реставрационных работ часовня стала местом паломничества туристов. Думаю, что еще следует много работы по восстановлению всего Нузала как исторически сложившейся территории, отвечающий за участок дороги.

Проехав поворот в Архонское ущелье, так же насыщенное историей – древними поселениями, башнями и склепами, видим, начинающийся справа, горняцкий посёлок Мизур , построенный бельгийскими предпринимателями в XIX веке на землях Мизурского общества осетин, для жителей которых основной сферой деятельности стало добыча серебро-свинцовой руды в здешних отрогах южного склона Скалистого хребта. Старое село Верхний Мизур (Стыр Мызур) находится справа наверху, башни и развалины которого мы могли видеть на подъездах сюда. Там же находится старая, но реконструированная церковь Архангела Михаила

3.4. Нар. Нар - горное селение в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания. Административный центр Нарского сельского поселения. Селение расположено вдоль Транскавказской магистрали, в южной части Алагирского района, у слияния Льядона и Закки в реку Нардон. Находится 56 км к югу от районного центра Алагир и в 92 км к юго-западу от Владикавказа. Дата основания около 15-16 век.В 1868 году часть жителей переселилась в Южную Осетию  и основала там село Цунар (осет. Цъунар, от Цъус Нар — «Малый Нар»).Несколько десятков семей переехало жить на опустошенные ущелье в долине реки Лаба, под предводительством офицера русской армии Левана Хетагурова, в основном Хетагуровы, Кесаевы, Абаевы, Дзапаровы, Сухиевы, Зангиевы, Туаевы, Ватаевы, Дарчиевы. С установлением Советской власти, а впоследствии после Второй мировой войны, село опустело с десятилетиями, к 1989 году в селе проживали около 20 человек.На 1 декабря 2023 численность населения (постоянных жителей) села Нар составляет 43 человека. Это чудесное место среди высоких холмов Алагирского района Северной Осетии. Здесь туристов покоряют изящные башни, которые так гармонично вписываются в природу, что кажутся ее неотъемлемой частью. К ним относятся полуразрушенная сторожевая башня, трёхъярусная башня-ганах Хетагуровых (всё ещё жилая), остатки Георгиевского монастыря на склоне горы Псе. В 2012 году реставрирована церковь святого Георгия Победоносца 19 века, некогда бывшая главным храмом монастыря.Нар известен как родина Коста Хетагурова, основоположника осетинской литературы, великого художника и поэта. Дом, в котором он родился, не сохранился, но место, где стоял дом – памятник истории. В Наре работает дом-музей, посвящённый осетинскому поэту. В доме поэта до сих пор сохранились старинные музыкальные инструменты, мебель, утварь и даже одежда, которую носили сто лет назад. Интересна коллекция фотографий и рукописей поэта. Памятник Коста Хетагурову установлен восточнее Нара, между селениями Цемса и Цасем. Он высится на склоне горы и смотрит на ущелье. Сегодня Нар нельзя назвать затерянным и покинутым. Более семидесяти лет здесь ежегодно, 15 октября собираются жители Осетии для того, чтобы почтить память поэта.

Выводы и предложения

Строительство Транскама стало величайшим событием. Но время не стоит на месте, появляются новые запросы. Прокладка железной дороги между югом и севером Осетии является актуальной задачей. Железная дорога не только сократит расстояние между центрами двух республик, но так же важна с точки зрения безопасности. А самое главное, железная дорога даст импульс развитию экономики. Необходимо создание новых возможностей дороги, а главное безопасность и здоровье людей, которые круглогодично могут пользоваться дорогой. Создание инфраструктуры позволит не только пассажирам, но и водителям останавливаться в уютных доступных отелях. Ведь трасса становится не только федеральной, но и международной. Люди должны иметь комфортные условия, чтоб переждать непогоду и не предвиденные обстоятельства.

Заключение

Транспортное сообщение с Закавказьем всегда имело стратегическое значение для России . И одним из инструментов утверждения этого влияния во все времена были транскавказские дороги – железные и автомобильные. Строительство Транскама имеет огромное экономическое, политическое и военно – стратегическое значение для двух Осетий. Невозможно представить, какова была бы судьба народа Южной Осетии, не будь этой дороги, связывающей ее с Россией.

Список литературы

1.Анисимов С. Военно – грузинская дорога. – М.,1930. – 206с.

2.Гусалов Н. А. Транскавказская автомагистраль - Орджоникидзе: Ир, .-1987. -122с. 3.Кортиев Л. И. Транскам-Владикавказ: Иристон, .-2000. -335с.

4.Цабаев В. Г. По Военно-Грузинской дороге. Путеводитель -3-е дораб. изд. - Орджоникидзе: Ир, .-1971. -120с.

Просмотров работы: 9