Отражение судьбы обитателей в облике дома: особняк Рябушинского

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отражение судьбы обитателей в облике дома: особняк Рябушинского

Маслова М.Д. 1
1ГБОУ школа №1290
Перевозникова О.М. 1
1ГБОУ школа №1290 г. Москвы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

На протяжении 11 лет в Москве проходит олимпиада «Музеи, Парки и Усадьбы». Я принимаю активное участие в ней. Олимпиада позволяет узнать много о Москве и её жителях, так или иначе прославивших мой любимый город. За 6 лет я прошла немалое количество музеев в том числе и домов-музеев, в которых жили писатели, поэты, певцы, композиторы.

Однажды, гуляя по центральным улицам города, я обратила внимание на необычный дом, который находится на ул. Малая Никитская д.6/2с5. На главном входе есть табличка -«Музей-квартира М. Горького». Меня поразил этот особняк своим великолепием. Стало очень интересно побывать в нём и поближе познакомиться с историей этого памятника архитектуры.

Посещение дома музея не входит в олимпиаду, и я задалась вопросом «почему»? Может он просто не доступен для посещения в связи с ремонтом или реставрацией? Но вход в музей свободный, и его может посетить любой человек. Изучив материал об особняке, я узнала, что данный музей москвичи называют Особняком Рябушинского. Стало понятно, что этот архитектурный объект хранит множество тайн, загадок и интересных сведений.

Цель- определить роль особняка в жизни семьи Рябушинских и Максима Горького.

Задачи проектной работы:

  1. Познакомиться с историей возникновения особняка на ул. Малая Никитская д.6/2.

  2. Узнать историю первых владельцев Рябушинских, определить их роль в дореволюционной Москве.

  3. Выявить связь жизни и творчества М. Горького с данным особняком.

  4. Провести сравнительный анализ периодов жизни в особняке семьи Рябушинских и Максима Горького.

  5. Подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Тип проекта-исследовательский

Объект исследования – Особняк на ул. Малая Никитская д.6/2с5.

Предмет исследования – работа с литературой в том числе архивными документами.

Гипотеза: история особняка на Малой Никитской в периоды жизни в нём семьи Рябушинских и Максима Горького была разной, дом менялся в зависимости от того, кто там находился, и сам влиял на хозяев.

Методы работы: поиск и отбор информации, изучающее чтение, сравнительный анализ и синтез информации. Создание макета особняка.

Практическая значимость работы: заключается в возможности использовать материал во внеклассной деятельности, провести видео экскурсию среди одноклассников.

Глава 1. История возникновения особняка на улице Малая Никитская.

Летом 1900 года в центре Москвы на Малой Никитской началось строительство городской усадьбы для известного в то время, ученого и мецената, коллекционера икон и банкира, миллионера, старообрядца- Степана Павловича Рябушинского. Возводил ансамбль знаменитый архитектор Федор Осипович Шехтель. Малая Никитская в те годы выглядела провинциально. Невысокие каменные или деревянные дома иногда с мезонинами, булыжная мостовая, поросшая травой, свободно гуляющие куры. При звоне колоколов Большого Вознесения (церковь, в которой венчались А.С. Пушкин и Н. Гончарова) обычно тихая и малолюдная улица оживала. Чиновники, купцы, дворяне, простой люд с семьями направлялись в церковь. Участок, отведенный под строительство, был небольшой и не угловой, как сейчас. Нужен был немалый опыт архитектора, чтобы разместить здесь городскую усадьбу, с главным домом, большим внутренним двором и службами.

Таким архитектором был Федор Осипович Шехтель, к тому же имевший опыт строительства на этой улице. В 1901г Шехтель возвел трехэтажный доходный дом с лепным фризом из наяд с лилиями в волосах для домовладельца Канна. Так же архитектор участвовал в создании фасада театра «Парадиз» (сегодня-театр Маяковского). Неподалеку (ул. Спиридоновка) Шехтель возвел великолепный особняк купца Морозова (ныне Дом приемов иностранных делегаций). Что позволило заказчику выбрать именно его. Степан Рябушинский не ошибся в выборе архитектора. Шехтель спроектировал типичную городскую усадьбу в традиционной для модерна свободной ассиметричной планировки.

В 1902г. Работы были завершены, и особняк стразу стал достопримечательностью Москвы. Его стали печатать и тиражировать на открытках. (см. прилож. рис.1). Шехтель- подтверждает себя как одаренный и новаторский архитектор Москвы.

Степан Федорович Рябушинский с женой и сыном провели свои дни в особняке до Октябрьской революции 1917г. (см. прилож. рис.2). В 1917 году семья Рябушинских вынужденно эмигрировала за границу, а особняк перешел в ведение большевиков.

Недолго в усадьбе пребывали: «Отдел виз и паспортов», «Наркомат иностранных дел»  (1917—1919 годы) и «Гор.издат» (1919—1921 годы). Как планировка дома, так и сохранившаяся мебель не подходили для полноценного функционирования подобных организаций. (см. прилож. рис.3)

В 1921-м здание было отдано в ведомство «Русского психоаналитического общества» во главе с профессором Иваном Ермаковым.

С 1921-1930г в особняке расположилось «Всесоюзное общество культурной связи с заграницей» (ВОКС). На архивных фотографиях видим будку- это пропускной пункт, который является неотъемлемой частью организаций в этот исторический период. В мае 1931г. особняк предоставили семейству М. Горького, в качестве признательности за очерк «Соловки», где он положительно оценил деятельность лагеря особого назначения. Вилла подчеркивала статус ценимого властями официального советского классика. Здесь М.Горький часто принимает иностранных гостей. Организацией быта занялась специально организованная «Правительственная комиссия по устройству быта Горького в Москве». Семья писателя продолжала занимать дом и после его смерти в 1936г.

30 августа 1960г Особняк перешел в статус памятника культуры. В советский период мы видим, как уникальная ограда закрывается от прохожих. Цель-неизвестна.

В мае 1965 года стараниями невестки писателя Надежды Алексеевны в особняке был открыт мемориальный музей Горького. Сына его, Максима Алексеевича, уже не было в живых, внучки Марфа и Дарья уехали, а Надежда Алексеевна продолжала жить на втором этаже, стараясь всё сохранить в доме так, как было при Горьком. В доме сохранилась вся подлинная прижизненная обстановка. Особняк перешел в ведение Академии наук СССР. Это позволило сохранить данный особняк для посещения. Многие особняки Шехтеля, перешли в ведение посольств и министерств. Доступ в них весьма ограничен.

В 2015г зарегистрирован едином реестре культурного наследия федерального значения. (Постановление Совета министров РСФСР "О дополнении и частичном изменении Постановления Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" № 624 от 04.12.1974 Приказ Министерства культуры Российской Федерации "О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Особняк Рябушинского», конец XIX – начало XX вв. (г. Москва) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" № 18250-р от 13.11.2015)

В настоящее время Особняк является домом-музеем Максима Горького. В нем проводятся экскурсии, из которых можно узнать всё о его бывших, и очень разных владельцах.

Глава 2. Внешнее описание дома.

Небольшой участок в 1900г, на котором, возводился особняк вписывался в единую линию улицы. Будущий хозяин особняка пожелал, чтобы дом не примыкал плотно к улице, и тогда Федор Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию (линия, отделяющая застройку от пространства улицы), а сам особняк отодвинул вглубь, окружив его небольшим садом. Таким образом, между линией улицы и домом возникло воздушное пространство, которое в дальнейшем стало своеобразным естественным обрамлением всего архитектурного ансамбля. Планировочная структура особняка Рябушинского, его внешнее и внутреннее оформление – всё наполнено глубоким смыслом и символизирует мироустройство. Одна из основных идей, воплощенных в архитектуре здания, – жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. И вот в развитие водной, морской тематики на улице нас встречают завитки ограды (см. прилож. рис.8), символизирующие морскую волну, выполненные из чугуна окаймленные розовым бордюром.
  Красивый, двухэтажный особняк, на самом деле 3-й этаж скрыт от взора с улицы, с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицован светлым глазурованным кирпичом. Плитка не имитирует мрамор или камень, а лишь выполняет свою практическую функцию. Для облицовки автор остановился на светлом кирпиче. Первое, что бросается в глаза, — это огромные окна, почти равные ширине комнат. Затем их переплеты, в рисунке которых прямые линии сведены к необходимому минимуму. Каждый из переплетов уникален, рисунок его больше ни разу не повторяется. Особенно выделяется большое окно столовой с арочной раскладкой, а узкие окошки, взбегающие по диагонали, выдают расположение служебной лестницы. Со стороны главного входа можно найти арочные и растительные мотивы. Они хорошо сочетаются с рисунком решеток ограды и балконов. Балкон с решеткой в виде взора совы на втором этаже, перекликается в архитектуре в боковой части дома (см. прилож. рис.7). Крыльцо бокового фасада выходит в окружающий особняк садик. Необычные проемы крыльца придают ему мощный, основательный вид, что перекликается с брутальными формами бокового балкона. Решетка крыльца, напоминает рыбью чешую (мотив водной стихии).

Во внешнем облике особняка Рябушинского привлекает внимание широкая полоса мозаики в верхней части здания с изображением орхидей и ирисов. Как вспоминал сын архитектора, Ф.О. Шехтель сам делал эскизы с живых цветов с разных углов зрения в натуральную величину.(Особняк Рябушинского - великолепный образец московского модерна / Try Moscow или Культура отдыха). Кроме того, в солнечную погоду мозаика играет особым образом за счет золотистой смальты, вкрапленной в рисунок. Мозаика выполнена по заказу Ф. Шехтеля в мастерской Петербургского мастера Фролова (см. прилож. рис.6). Широкий карниз крыши позволяет максимально защитить мозаику от осадков. Крыльцо дома опирается на пилоны необычной формы, которые плавно перетекают в ограду. Федор Шехтель придумал детали сам — он выступает как полноправный творец, он не повто­ряет, а изобретает. Это изобретательство — важная черта модерна. А особняк Рябушинского становится главным образом архитектурного модерна. Модерн- архитектурный стиль позволяющий выстроить целостность всей композиции используя четкую внешнюю графику. Уходя от вычурности, лепнины, колон- модерн больше ориентирован на природные мотивы. Об архитектуре «модерн» французский искусствовед Шарль Блан высказался так — это архитектура в высшем ее понимании — это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят.

Глава 3. Внутреннее описание дома.

Внутри дом разделён на 3 разные темы.1 этаж-море,2 этаж-воздух, 3 этаж-духовность. Надо отметить, что дом был обустроен по последним модным тенденциям. Имел систему отопления и лифт для подъема еды в столовую. Весь дом украшен красивыми и разнообразными витражами и элементами, связанными с темами этажа.

Главный вход по задумке архитектора должен как бы напомнить посетителю что он в театре. Два витража в виде крыльев богомола, на данный момент витражи закрыты шкафами, хранящими библиотеку Горькова (см. прилож. рис.9), играют роль занавеса. Пол выполнен в виде мозаики напоминающем расходящиеся круги на воде. Двери имеют причудливые ручки в виде волны (см. прилож. рис.10) благодаря их особой форме, архитектор нашел изящное решение предохраняющее стекло от ударов (в те времена не было ударопрочных технологий). Поднимаясь на маленький подиум, взору посетителя предстает витраж, изображающий деревья и реку, который при определенном освещении имеет янтарный оттенок.

Главный акцент этого дома представлен в виде лестницы-волны (см. прилож. рис.13), разбиваясь о пол, взметается ввысь светильником-медузой. У перил нет ни одного изгиба, который повторялся бы, хотя выполнены они из мрамора. Во времена Рябушинских, лестница просторная и широкая. Но, в 1931 году необходимо было разместить библиотеку М. Горького, и правый край заметно сузился из-за установленных массивных, книжных шкафов. В то же время, есть мнение, что в некоторых элементах дома Шехтель использует какую-то христианскую мистику. Потому что лестница-«волна» хотя и смотрится как волна, но при этом имеет 33 ступени. А мы знаем: 33 — это возраст Христа. Внизу лестницы есть светильник. Снизу он напоминает медузу, как символ чего-то такого молодого, еще не нашедшего своих берегов, своего главного в жизни. По мере поднятия по этим ступеням, как бы по мере увеличения возраста, сверху, когда смотришь на этот светильник, то видишь уже черепаху - символ мудрости, степенности и покоя. При подъеме на второй этаж есть небольшое углубление, оборудованное для отдыха мягкими диванами и столиком. Именно там, были обнаружены «жучки», установленные для слежки за М. Горьким, который использовал данное место для аудиенций (см. прилож. рис.20).

Столовая первого этажа во времена Рябушинских не имела дверей. Обращаясь к архивным фотографиям (см. прилож. рис.11,12,) мы видим, как плавные линии паркета на полу перетекают в сторону лестницы, а стеклянные вставка с причудливым раскладом в дверном проеме как бы открывают взору лестничный проход с лампой медузой. Сама столовая оформлена деревянными панелями, потолок выполнен в виде плавно перетекающих линей, без острых углов. Из архивных фотографий мы видим, что до наших дней не сохранилась люстра и камин с ковром. Появились двери, отделяющие столовую от лестницы, двери датируются 1919 г. Стол и стулья находятся на тех же местах, как и при Рябушинских, а фортепиано было поставлено по наставлению Горького. В данной столовой Горький принимал гостей, а также устраивал небольшие совещания. Столовая была центром, где разные советские писатели встречались. Во времена Рябушинских люстра была большая, оформлена в растительном стиле, с 6 плафонами в виде цветов. Но сегодня мы видим абажур с эпохи Горького. Окно в столовой большое, квадратное, с арочным раскладом. Окна выходят на сад. Буфет стоит в неизменном состоянии ещё со времён М. Горького. С эскиза Шехтеля мы видим, что стены над деревянными панелями оформляли фрески с природными орнаментами. (см. прилож. рис.14). Но во времена СССР все фрески были закрашены в однотонный цвет. На окнах появились шторы, закрывающие верхних расклад цветочного орнамента. Двери ведут из столовой в следующую комнату, так называемую мужскую гостиную или, как её называли при М. Горьком, библиотеку. Они выполнены из грушевого дерева с изящной резьбой, дверная ручка напоминает волну. Вид из окна библиотеки открывается на церковь. Все стены покрыты шелковыми обоями и заставлены книжными шкафами, потолок имеет причудливую форму, лепнину в виде мелких цветов, ряски и улиток, и фреску с одуванчиками. Дверная ручка ведущая в рабочий кабинет в виде волны. (см. прилож. рис.15).

Попадая в кабинет, мы видим всю обстановку со времён Горького. Во время Рябушинских это помещение было парадным кабинетом. Окно большое, а потолок оформлен очень сдержанно. Специально изготовленный стол для М. Горького выше и длиннее стандартных столов покрытый зелёным сукном, кожаный диван. На стене висели 2 картине, напоминающие о жизни в Италии. Справа от стола остались книжные шкафы заставленные коллекцией нэцкэ, которую М.Горький собирал много лет. Мраморный камин и витраж межкомнатного окна ведущий в спальню единственное что сохранилось со времён Рябушинских. М.Горький любил кабинет и проводил здесь много времени. Судя по пепельнице – много курил, хотя болел туберкулёзом. Здесь, он дописал свои романы «Жизнь Клима Самгина» и «Васса Железнова». Принимает много молодых писателей, делает заметки в журналах и т.д. В свободное время Горький предпочитал выходить в сад для физ. работы, о чём свидетельствуют садовые инструменты на подоконнике (см. прилож. рис.16-17).

Следующее помещение – это спальня Максима Горького, а при Рябушинских малая приемная. Увидев обстановку, поспешно собранную для Максима Горького комендантом особняка, он назвал её «спальней балерины». Узкая кровать, богато украшенная резьбой, столик и прикроватная тумбочка и 2 стула, широкое окно, шкаф и кожаное кресло. Эта обстановка должна была казаться «богатой», но выглядит не совсем единым ансамблем. (см. прилож. рис.18). Выходя из спальни, мы попадаем под лестничный проход, который также украшен витражом, а затем в комнату для прислуги во времена Рябушинских, и в комнату Коменданта во времена Горького. Надо отметить, что во времена Горького центральный вход был закрыт для посещения, а задний вход со стороны улицы Спиридоновка, стал единственным входом в особняк. Это помогало коменданту не упустить из внимания любого посетителя. Этот вход действует до сих пор. Максим Горький жил только на 1 этаже. В силу своего здоровья, он не мог преодолеть лестницу и подняться выше. (см. прилож. рис.19). Поднимаясь по лестнице на второй этаж, замечаем, как становится больше воздуха, за счет увеличение высоты потолка на втором этаже и стеклянным потолком над лестницей. При подъеме замечаем колонну с саламандрами и лилиями - одна из придумок Шехтеля. Смысл в ней вот какой: Ящерицы – олицетворение зла, лилии – символ добра – то есть, все переплетено в «здешнем» мире (см. прилож. рис.20,21).

По первоначальному плану первый этаж предназначался для приема гостей, а второй этаж отводился под жилые комнаты хозяев: там располагались спальни, детские, ванна, будуар, а также находилась коллекция икон. Степан Рябушинский является основателем школы реставрации икон. Сейчас. большая часть комнат второго этаж закрыта для посещения – их занимают служебные помещения музея. В бывшей детской представлена экспозиция, посвященная жизни Максима Горького. Из интерьеров здесь ничего не сохранилось. Мы можем только рассмотреть оригинальный переплет окна с растительным узором. Во времена проживания семьи Максима Горького второй этаж занимали: сын, невестка и внучки писателя (см. прилож. рис.22).

Совершив весь путь, символизирующий духовное восхождение человека, попадаем в высшую точку малого космоса особняка – в молельню. Семья Рябушинских была старообрядцами. Стены и купол покрыты сплошной храмовой росписью. Здесь все исполнено глубоким символизмом, нет ни одной бессмысленной детали. Треугольники на своде купола. Тройное окно символизируют принцип триединства в христианстве. Буквы в росписях по бокам окна тоже зашифровывают основные понятия христианства, а надпись на древнегреческом гласит: «истинные христианки воспримут святость за свои страдания в день страшного суда». Помещение в плане квадратное, потолок – с круглым скрытым внутреннем купольным сводом, имеет священные христианские изображения. Иконостас и алтарь были утрачены после революции, но на полу сохранился паркет, рисунок которого изображает солнечные лучи, расходящиеся от алтарной зоны. Во времена проживания семьи Горького, в молельне было пробито дополнительное окно, а само помещение использовалось как комната для рисования невесткой Максима Горького- Надеждой Алексеевной. В настоящий момент «тайная молельня» восстановлена, но не имеет по-прежнему алтаря (см. прилож. рис.23).

Глава 4. Высказывания различных людей об особняке:

  • Когда Степан Рябушинский принимал работу, он внимательно и долго разглядывал каждую деталь, потом будто зачарованный произнес: «А любопытно-таки получилось… Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…» (журнал «Коммерсант» Петр Воронков 20.03.2023)

  • В 1921-м здание было отдано в ведомство Русского психоаналитического общества во главе с профессором Иваном Ермаковым, где начал свою исследовательскую деятельность выдающийся советский психолог Александр Лурия. Он оставил восторженные воспоминания о работе в необычном здании: «Я стал — в возрасте двадцати одного года — ученым секретарем Русского психоаналитического общества, председателем которого был профессор Ермаков... Нам дали прекрасный дом — особняк Рябушинского. Я получил великолепный кабинет, оклеенный шелковыми обоями, и страшно торжественно заседал в нем, устраивая раз в две недели заседания психоаналитиков. На первом этаже особняка помещалось наше психоаналитическое общество, а на втором — психоаналитический детский сад. Большого воспитательного эффекта работа наша не дала, но возможность заниматься интереснейшими проблемами науки в идеальных условиях мы на какое-то время получили». (Особняк С. П. Рябушинского — Википедия (wikipedia.org))

  • Горькому дом не понравился. «Величаво, грандиозно — улыбнуться не на что— говорил он. — Лучше бы нам дали хорошую квартиру». На самом деле «буревестнику революции» было страшно. «Здесь за каждой дверью есть ухо»— шептал он Елене Булгаковой. А дом Максим Горький признал «нелепым».

  • Сталин прослышал о недовольстве Горького и написал ему: «Все писатели очень капризные, а Вы, Алексей Максимович, больше всех. Вам доверяют, Вам хотят угодить, а Вы противитесь и ставите всех в неловкое положение».  (журнал «Коммерсант». Петр Воронков 20.03.2023)

  • Запись в дневнике К. Чуковского от 11 марта и 16 августа 1932 года, более чем через 20 лет после постройки особняка:
    «Особняк так безобразен и нелеп, что даже честные сугробы и глыбы снега, которыми он окружен и засыпан, не смягчают его отвратительности»
    "Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бесстыжее."
    (https://proza.ru/2010/08/24/1304)

Заключение:

Возникновение особняка на ул. Малая Никитская д.6, стало необходимостью для купца Степана Рябушинского. Степан Рябушинский в 24 года обзавелся семьей, у него родился сын-Борис. Все чаще, род занятий связан с городом Москва. Данный особняк стал гордостью его семьи. Он отвечал всем потребностям и устоям семьи, в то же время был оснащен по последнему «слову техники».

Рябушинские играли не последнюю роль в дореволюционной Москве. Главным наследственным делом Рябушинских была текстильная фабрика, в селе Заворотье. Сам Степан Рябушинский, совместно с братом Сергеем, были создателями первого автомобильного завода АМО, членами Правления московского и харьковского банков. Много и часто жертвовали на постройку храмов и церквей, хотя были старообрядцами. Для своих рабочих организовали школу и больницу. Крупные пожертвования внесли на строительство Археологического института и музея. Степан Рябушинский больше известен как коллекционер и первый реставратор икон.

С 1931года судьба особняка тесно связана с именем Горького. Здесь он заканчивает четвертый том романа «Жизнь Клима Самгина», редактирует первые тома романа. Написал три пьесы, множество статей и писем. Доклад для Первого съезда писателей. Особняк становится центром литературной и культурной жизни страны. В Особняке часто бывали писатели и поэты, зарубежные гости. Здесь проходят встречи, совещания и обсуждения.

Подводя итог, можно сказать, что особняк на Малой Никитской менялся исходя из потребностей своих хозяев. При Рябушинских- гостеприимный дом, восхищает своим убранством и таинственностью. Семья мецената приглашает в дом только людей своего круга. Повседневная жизнь дома- дворянский быт. При Максиме Горьком дом становится больше общественным пристанищем. Меняются интерьеры, появляются двери и комендантская комната. Жизнь самого писателя превращается в жизнь в «золотой клетке», под постоянным наблюдением и прослушкой. Рябушинские- восхищаются особняком, Горький называет особняк «нелепым».

Особняк по праву может называться и «Особняком Рябушинских» и «Домом-музеем» Максима Горького. Поскольку жизнь двух выдающихся людей стала частью истории дома на Малой Никитской.

Гипотеза- подтверждена!

Библиография:

  1. Н.Л. Плэнэжко, С.М.Демкина «Малая Никитская,6» -М.: Изд-во: Институт мировой литературы А.М.Горького РАН,2018г. 26 с.

  2. Н.Л. Плэнэжко, В.Н.Чернухина, А.М.Марченко «Шехтель,Рябушинский,Горький» -М.: Изд-во: Институт мировой литературы А.М.Горького РАН,2020г.- 114с.

  3. Журнал «Дилетант» спецпроект рубрика «Пресненский «Мой район.» №39 май 2023г М. онлайн. Библиогород. Глав. Архив Москвы май 2023г. -87 с.

  4. Елена Новикова «Максим Горький» -М: Изд-во: Институт мировой литературы А.М.Горького РАН, 2018г.- 94с.

  5. «Коммерсантъ FM». Путешествия с Петром Воронковым  20.03.2023

  6. https://pastvu.com/ (архивные фотографии).

  7. История (imli.ru) 20.09.2023

  8. Особняк С. П. Рябушинского — Википедия (wikipedia.org) 01.11.2023

  9. Жемчужина московского модерна: особняк С. П. Рябушинского авторства Фёдора Шехтеля. | Другая Москва | Дзен (dzen.ru) 05.11.2023

  10. Особняк Рябушинского - великолепный образец московского модерна / Try Moscow или Культура отдыха) 30.10.2023

  11. Особняк С.П. Рябушинского. Фасады и интерьеры! ... - Всё в шоколаде — LiveJournal 01.10.2023

Приложение.

Рисунок 1. Особняк Рябушинского в 1903г.

Рисунок 2. 1905г. Особняк во времена Рябушинских.

Рисунок 3. Особняк в 1920 году

Рисунок 4. Здание ВОКС 1929год

Рисунок 5. Максим Горький на крыльце виллы

Рисунок 6. Мозаичный фриз орхидеи.

Рисунок 7. Эскиз особняка С. П. Рябушинского в Москве, разработанный Ф. Шехтелем.

Рисунок 8 Ограда особняка в виде волны.

Рисунок 9. Входные витражи

Рис 10. Главный вход. Справа одежда Максима Горького.

Рисунок 11. Столовая.

Рисунок.12. Выход из столовой

Рисунок 13. Лестница-волна.

Рисунок 14. Эскиз столовой Ф.О.Шехтеля

Рисунок 15. Полоток в библиотеке.

Рисунок 16. Кабинет М.Горького

Рисунок 17. Коллекция нецки М. Горького. Камин и витраж Рябушинских.

Рисунок 18. Спальня М.Горького

Рисунок 19. Документ о регистрации переписки М. Горького и комендантская комната.

Рисунок 20. Внутренний балкон Рисунок 21. Колонна с саламандрами

Рисунок 22. Фрагмент экспозиции второго этажа. Рисунок 23. Тайная молельня.

Просмотров работы: 43