Введение
Сура! Красавица!
Богиня наша!
Не знаю величавее пока...
Не знаю неизбывнее и краше!
Плывут-плывут над нею облака,
Гудят леса,
Щебечут громко птицы,
Из глубины бьёт рыбина хвостом.
Течёт,
Играет,
Буйствует,
Струится,
Переливаясь, вьётся под холмом.
Татьяна Эйхман
Многие жители нашего города любят отдыхать на берегу красавицы реки Сура. Наша семья не исключение, мы любим не только загорать, плавать, но и кататься по Суре на моторной лодке. И в дни отдыха папа говорил, что машину оставим у пристани. Мне стало очень интересно, про какую пристань говорят родители?
Цель работы: изучить некоторые страницы истории судоходства на реке Сура и пристани в городе Шумерля.
Гипотеза: на территории города Шумерля работала пристань, было развито речное судоходство, осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки.
Для разрешения цели были поставлены следующие задачи:
1. Обогатить знания об истории и культуре родного города.
2. Изучить историю становления Сурского судоходства и города Шумерля.
3. Выяснить, была ли в городе пристань, если была, то изучить исторические материалы о ней.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
исторический;
анализ литературы;
интервьюирование;
выход на место;
анкетирование;
обобщение, анализ, выводы.
Объект исследования: река Сура и г. Шумерля.
Предмет исследования: история Сурского речного пароходства и знания моих сверстников об этом.
Актуальность исследования: в настоящее время подрастающее поколение мало знает о родном крае, не знакомо в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Знание своей истории всегда было потребностью общества.
Практическая направленность исследования: материалы моей работы могут быть полезны на уроках родной литературы, истории, культуры родного края.
Продукт проекта: Google анкета. Буклет «Вот она Сура, какая!»
Глава 1. Сура́ - большая река, правый приток Волги. Протекает по Ульяновской, Пензенской и Нижегородской областям, Мордовии, Марий Эл и Чувашии. Длина реки - 841 км. Есть несколько версий, откуда произошло название Сура:
В горномарийском языке «шур» означает также «рог» (рог животного) В языке горных мари – Шур сравнить удмуртским шур «река», коми шор «ручей».
В происхождении названия существует мордовское предание: Люди искали место, где поселится, и тогда один самый старый человек сказал: «Вот эта река, как палец, показывает, куда идти. Нам надо пойти по этой реке и там жить». Его послушались и пошли вверх по этой реке, там других народов тогда не было, никто не жил. А место было для охоты хорошее, лесов много. Так они и остались жить здесь. А реку стали называть Сур — она, как палец, им показала, где жить. Сур по-мордовски — «палец».
В татарском языке есть слово «соры́» означающее серый цвет, присущий сурской воде.
С древних времен по берегам Суры селились русские, чуваши, мордва, татары и даже выходцы из Европы — болгары. Более 300 лет назад с начала 18 столетия на берегах Суры началось промышленное использование чувашских лесов, в первую очередь, корабельных сосен и дубов. Это место называлось Большесурской корабельной рощей, которая занимала надпойменную террасу реки Суры современного Шумерлинского района и южную часть Красночетайского. В настоящее время эта территория принадлежит Кумашкинскому государственному заказнику и охраняется законами РФ. По имеющимся данным, каждый восьмой корабль Балтийского флота был построен из материалов Шумерлинского Присурья.
Вплоть до конца 19 столетия здесь сохранилось бурлачество. В одном из документов отмечалось «На Суре бурлачество более сохранилось; все суда без исключения, сплавляемые в Волгу, идут на Рыбинск на бечеве, парусе или завозне». Основным местом загрузки и разгрузки товаров служила Курмышская пристань. Многие знают о бурлаках разве, что их стон раздается над Волгой благодаря стихотворению Некрасова да картине Ильи Репина. Картина «Бурлаки на Волге» открыла многим глаза на этот тяжелый труд. Однако настоящим откровением для публики стала фотография «Женщины-бурлаки тянут плоты по реке Суре. 1910 год». Бригады женщин-бурлаков формировались так же как и мужские — фиксированное число людей на 1 000 пудов груза (16 360 кг), правда, что мужчин на такой груз требовалось 3, а женщин 5. Кроме того, женским бригадам и платили меньше, чем мужским за перевозку одной массы груза — женщины вынуждены были сбивать цену, чтобы их наняли. Поскольку труд бурлачек совпадал с мужским, то и иерархия внутри бригады была весьма схожая. Во главе артели стояла опытная сильная работница «шишка», которая от лица своих сотрудниц заключала договор с владельцем судна.
В отсутствии железных дорог река Сура для многих районов Симбирской и Пензенской губерний была главной транспортной магистралью. По ней в центральные и северные города России доставлялись грузы и, прежде всего, хлеб. Судоходной Сура была только в недолгий период весеннего половодья. В это время основная масса накопленных в течение года грузов сплавлялась вниз по реке до городка Васильсурска, где сурские суда вливались в огромные караваны идущих вниз и вверх по Волге белян, расшив, тихвинок и прочих парусно-вёсельных грузовых судов, большую часть которых тянули ватаги бурлаков.
Первые пароходы появились на Суре в 1870 годах. Среди них был колёсный пароходик «Неожиданный», принадлежавший алатырскому купцу-мукомолу Кириллу Николаевичу Попову.
Не далеко от реки Сура в 1916 году был основан наш любимый город Шумерля. Территория, на которой он возник, была занята дремучим лесом, озерами, топкими болотами и глубокими оврагами. А рядом находилась деревня под названием "Ҫӗмӗрле". Отсюда и появилось название города. В конце 1920-х годов началось строительство крупного завода по производству дубильного экстракта, получившего название «Большевик». Для обеспечения стройки рабочей силой к ней прикрепили ряд районов Чувашии, и в 1930 году завод дал первую продукцию. Бывшие крестьяне стали рабочими. Пристанционный поселок вырос, в нем появились коммунальные службы, учреждения здравоохранения, образования, культуры. Следующей стройкой стал деревообрабатывающий комбинат, который начал оформляться еще при создании дубильно-экстрактного производства и расширении поселка. В 1937 году поселок преобразовали в город.
В 19 веке в пределах современного Шумерлинского Присурья на реке Сура было две пристани: «Языковская» и «Бобер» (она же «Лесная»). Позже, в 1926 году на живописном речном изгибе обустроили новую пристань под названием «Шиловская» (в советский период пристань «Шумерля»). Откуда же пошло название «Шиловская»? Ответ я нашла в одной из статей историка краеведа В.И. Кондрашкина «Охраной лесов в начале XX века занималась лесная стража. Был такой кордон рядом с водокачкой, и назывался он Шиловский. До сих пор вспоминаю вывеску в виде двуглавого орла, символа Российской империи и цифры 1913, которая висела около входа».
В настоящее время этого кордона не существует, но это место теперь славится новой достопримечательностью- 28 января 2021г. состоялось торжественное открытие Памятной Стелы в честь подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Пристань - специально оборудованное у берега место причаливания (стоянки) речных судов на внутренних водных путях. Она предназначена для грузовых операций, посадки и высадки пассажиров и др.; имеет обычно 1–2 причала. Пристани бывают стационарные и плавучие (напр., дебаркадер), соединённые с берегом трапом.
В 70-е года появилось судно – имевшее согласно речному реестру название «Дебаркадер № 94». ТИП. Дебаркадеры 20 метров, ПРОЕКТ 118Д (деревянный) Сурского эксплуатационного участка Волжского объединенного речного пароходства (г. Нижний Новгород). Все жители ее называли Пристань-Шумерля. Фарватер Суры от корней деревьев и древесины, нанесенной весенним паводком, очищали специальные баржи-краны, так называемые «коряжницы». А на перекатах дно углубляли специальные земснаряды. На бакенах стояли керосиновые лампы, которые зажигала бригада бакенщиков. Они же замеряли глубину русла реки. Пик интенсивной работы пришелся на 1960-70 годы, когда шло ускоренное строительство нашего города. В то время десятки тысяч кубометров дубового сырья доставляли с Марийской республики для завода дубильных экстрактов, с берегов Волги и Ветлуги. Тысячи кубических метров с верховьев Суры плотами сплавляли древесину – в основном березу и хвою – в затон, расположенный у пристани. Эти плоты впоследствии разбирали, автокраном грузили на прицепы и отправляли в мебельный комбинат (ныне КАФ). Даже ценное красное дерево, доставленное из Африки, замачивали в близлежащем у реки Суры озере - Крутцы. Потом из него делали шпон, который шел на производство мебели.
Во время навигации в перевозке промышленных грузов по реке Суре были задействованы сотни судов, барж, площадок. С полей Чувашии и соседних областей в город Горький на элеваторы по Суре везли рожь и пшеницу, а назад – муку.
Весной, по большой воде, вместительными нефтетанкерами типа «Волгарь» завозили бензин, керосин на нефтебазы, расположенные на берегах реки. Работали также и соляные склады. По осени сухогрузы отвозили из близлежащих деревень в города овощи: лук, свеклу, капусту, картофель. Работа судоводителей велась до появления «шуги» — смеси снега с мелким льдом. Но часто бывало, что целые караваны, не успевшие вернуться до заморозков в загоны и скованные льдом, оставались прямо на месте, где их застала зима. В сороковых-пятидесятых годах это были колесные пароходы, работающие на деревянном топливе (чурках), — «Совет», «Октябрина», «Алатырец», «Зубр», «Степан Халтурин». Во время войны колёсник «Совет» всю летнюю навигацию перевозил раненых из городов Рыбинск и Ярославль в город Горький (ныне Нижний Новгород). Потом им на смену пришли дизельные теплоходы «Снегирь», «Байкал», «Пеликан». В пятидесятые-шестидесятые годы 20 столетия на Суре появились баржи-самоходки типа «ВТ-9», «ВТ-18», «ВТ-1001». А для транспортировки барж и площадок так называемые «толкачи»: «Алатырь», «Сергач», «Ядрин», даже в честь нашего города был назван один из таких катеров «Шумерля». В момент написания этой работы он был выставлен на торги. Наши Сурские «Зори» были представлены теплоходами «ЗАРЯ-97» и «ЗАРЯ-181». Эти речные суда относились к типу скоростных глиссирующих теплоходов с водометным движителем и создавались для перевозки пассажиров по малым рекам в светлое время суток.
Водометный движитель – один из вариантов реализации движения судна при котором движущая сила создается выталкиваемой струей воды, то есть двигатель не вращает гребной винт, как это принято по традиции, а приводит в действие мощный насос, который забирает воду и с силой выталкивает ее назад.
Теплоходы «Заря», реализующие оба этих принципа, могли перевозить от 60 до 80 пассажиров в зависимости от модификации на скоростях до 45 км/ч.
Маршрут «Шумерля-Алатырь» на таких судах занимал всего 4 часа в то время как на дизельных теплоходах типа «Пеликан» двое суток. При этом он совершал остановки следующих населенных пунктах: Новаты, Языково, Карачары, Барятино, Ратово, Мурзицы, Порецкое, Шатино, Княжий Яр, Междуречье, Сурмайдан, Евлеи, Алатырь.
«Заря» произвела самую настоящую революцию в тех районах СССР, где была неразвита дорожная сеть.
Мало кто знает, что речная дорога до города Алатырь стала испытательным маршрутом для «Горьковчанина» - головного судна столь передового проекта. На Суре его испытывали летом 1969 года, а после окончания всех проверок приняли на баланс.
Еще интереснее тот факт, что первый пассажирский рейс этого теплохода по маршруту Алатырь-Шумерля стал первой в СССР регулярной перевозкой пассажиров судном на воздушной подушке. Правда этот «Горьковчанин» спустя пару лет покинул Алатырь, уплыв в Москву через Волгу и Оку.
В семидесятых годах через нашу пристань проходил всесоюзный туристический маршрут для экстремалов-лодочников. Туристы из Украины, Белоруссии и многих областей РСФСР на вёсельных лодках от пристани Шумерля в течение шести суток по реке Суре спускались до города Ядрина.
Начальниками пристани в свое время были: Родион Никитич Емешев (до Великой Отечественной войн); Петр Константинович Фирсов (1940-1957 гг.);
Гаврил Васильевич Кошелев (1957-1987 гг.); Виктор Владимирович Гомза (1987-1990 гг.).
Дольше всех, тридцать лет проработал начальником пристани в Шумерле Кошелев Гавриил Васильевич (15.03.1927-13.05.2001 гг.). В момент его назначения в 1957 г., контора Сурского эксплуатационного участка Волжского объединения речного пароходства располагалась в пятистенном доме. Там же была билетная касса, зал ожидания и жилое помещение для семьи Кошелевых. Он сохранился до наших дней. Почти 20 лет этот дом выполнял вышеуказанные функции.
Узнав, что я заинтересовалась пристанью города Шумерля, мама посоветовала обратиться к моей бабушке Красновой Зинаиде Степановне. Какого же было мое удивление, когда я узнала, что она работала в кафе «Шайба» которое располагалась на берегу рядом с пристанью с 1975 г. по 1980 год в летний период. Несмотря на то, что там имелся магазинчик для отдыхающих и пассажиров, была организована торговля, пирожками, пончиками так же можно было купить котлеты и прохладительные напитки. В разное время с ней работали Ольга Полумордвинова, Раиса Медведева, Екатерина Конюхова, Таисия Валеева. Бабушка вспоминает, что в жаркие дни в кафе яблоку негде было упасть, была очень большая проходимость. В.B. Кондрашкин в своей книге «Сурская речная сага» вспоминает козу Маньку, которая была постоянным клиентом кафе, она действительно не отказывалась от пива, если шутники ей предлагали. Ела окурки, которые в избытке валялись в округе, так вот с этой козой моя бабушка тоже была знакома.
Узнала, что папин друг дядя Саша Кошелев, приходится внуком Гавриила Васильевича Кошелева. Он мне рассказал, что в его детской карточке при рождении был указан адрес Сура, Пристань. Когда я его попросила рассказать про самый запоминающийся момент из увиденного на Суре, он ответил: «Каждую весну, в половодье по большой воде с Волги приходил танкер. Он шел до п. Мурзицы и вез одновременно годовой запас топлива для всех близлежащих в районе колхозов. Такое зрелище можно было увидеть один раз в год, для меня это был очень знаменательно, как прилет жаворонков весной. Начиналось мое любимое время - начало речной навигации».
Ознакомилась с творчеством писателя Александра Сорочинского, 1956 года рождения, детство и юность провел в нашем городе. В своем произведении «Сурские зарисовки» он подробно написал про «Плавание на пароходе от пристани "Шумерля" до остановки "Княжий Яр". «Запомнилось, что тогда по Суре плавали (ходили) однопалубные, но высокие дизельные белые пароходы с написанными на бортах чёрной краской названиями: "Пеликан", "Альбатрос", "Байкал" и "Чайка». Размерам они были не больше речных трамвайчиков, по сей день курсирующих по Москве-реке, разве что более тяжёлые и основательные. Из трубы густым чёрным шлейфом чуть ли не на всю ширину реки стелился дым! Вслед за клочьями дыма из-за поворота показывалась капитанская рубка с прикреплённой к ней короткой радиомачтой, затем широкая, чуть наклонённая назад белая труба, и только потом величественно выплывал весь гордый профиль красавца-парохода».
Глава 2. На следующем этапе я провела Google анкетирование среди учеников школы
№2 г.Шумерля
Вопросы анкеты:
Знаешь ли ты, что места Шумерлинского и Красночетайского районов Присурья при Петре 1 назывались Большесурской корабельной рощей?
Варианты ответов: ДА, НЕТ.
Знаешь ли ты, что на Суре трудились бурлаки?
Варианты ответов: ДА, НЕТ.
Знаешь ли ты, что слово «Шишка» (начальник) произошло от бурлаков?
Варианты ответов: ДА, НЕТ.
Знаешь ли ты, где располагалась пристань «Шумерля»?
Варианты ответов: ДА, НЕТ.
Знаешь ли ты, что в честь нашего города назван корабль-буксир «Шумерля»?
Варианты ответов: ДА, НЕТ.
Какую достопримечательность открыли в близи места, где располагалась пристань в Шумерле?
Варианты ответов: 1) Пушка; 2) Паровоз; 3) Стелла в честь строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Интересна ли вам тема Сурского речного пароходства?
Варианты ответов: ДА, НЕТ.
В опросе участвовали 122 человека. Анализ результатов анкетирования показал, что участников опроса заинтересовала моя тема. Многие не знали, что наши места называли раньше Большесурской корабельной рощей. Большинство знали про бурлаков, но не знали, откуда пошло ругательное «Шишка». Люди знают, где располагалась пристань, но не предполагали, что в честь нашего города был назван корабль.
На классном часе, посвященном дню первооткрывателя, я представила свой проект, поделилась итогами своей работы. В планах посетить остальные классы, принявших участие в анкетировании, познакомить с результатами своего труда
Для орлят 1В класса я являюсь волонтером, наставником. Мне стало очень интересно, что знают малыши о реке Сура? По рекомендации научного руководителя я провела урок изобразительного искусства в данном классе. Из беседы с детьми я узнала, что река Сура для них пляж, место отдыха. Про пристань в нашем городе ребята ничего не знали, с интересом слушали мой рассказ. И в завершении урока организовали выставку «Сура глазами орлят 1В класса».
Совместно с руководителем проекта Осиповой Валентиной Николаевной выпустили буклет «Вот она Сура, какая!»
Заключение
В настоящее время пристань «Шумерля» закрыта и демонтирована, от былого величия на том месте остался лишь старенький домик с заколоченными окнами. С него все начиналось, и он же, как покинутый корабль напоминает о событиях былых времен. Последнее время в нем жила семья Кошелевых, которые отдали свою жизнь любимому делу. Я задалась вопросом: почему это произошло? Ответ я нашла у бабушки Красновой З.С. и подтвердила его официальными источниками. Пристань закрыли в связи с обмелением русла реки Суры, которое произошло постепенно. Снижение уровня воды идет не только в Суре, а на всей Европейской части России. Причина тому названа в первой части нашей речной истории – это окончание ледникового периода. Таяние гигантских массивов льда наполнило водой всю нашу Восточно-европейскую равнину, а затем уровень воды начал падать, падает он и сегодня. Наша река имеет богатую историю.
Я считаю свое исследование актуальным, не смотря на то, что в настоящее время пристань не функционирует. В процессе выполнения работы узнала много нового о своем родном городе и поделилась своими знаниями одноклассниками. Мои исследования вызвали у них огромный интерес к истории судоходства в г. Шумерля.
История Шумерлинской пристани одна из малоизученных страниц, считаю, что мы должны знать и изучать историю своего края. В дальнейшем я планирую продолжить свои исследования в области краеведения, так как это очень увлекательный и познавательный процесс!
Моя гипотеза подтвердилась: в плоть конца 90 годов существовала пристань Шумерля. Она принадлежала Сурскому участку Волжскому речному объединению речного пароходства. На пристани «Шумерля», по рассказам очевидцев, было многолюдно. Там имелся магазин, летнее кафе, зал ожидания для пассажиров. Я выяснила, что речной транспорт, для многочисленной группы людей, был единственным путем сообщения. Жители города ездили как в села, расположенные на противоположном берегу Суры, так и в более отдаленные поселки Порецского и Алатырского районов. В период навигации, вплоть до 1987 года теплоходы «Заря» ходили по маршруту Шумерля - Алатырь» ежедневно.
Прошло уже более 30 лет с того момента как пристань покинула место своей службы г. Шумерля, но люди помнят об этом, и охотно делятся впечатлениями и воспоминаниями.
Список литературы:
Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001
«Устно-поэтическое творчество мордовского народа», том X. — Саранск, 1983, с. 230
Водоемы Чувашии Дуданов И. С.
По книге «Родное Присурье» А.В. Клеянкина (1974), воспоминаниям А.Н. Крылова и справочнику «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (СПб.,1901).
Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. 12 декабря 1825 — 28 февраля 1881 гг. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830-1885 гг.
Красовский В.Э. Алатырская старина. Путевые заметки по археологии и истории алатырскаго края. - Симбирск: Губернская типография, 1899.
Кондрашкин В.И. Сурская речная сага, или Сказание о жителях Шумерли. – Шумерля 2018, 114 с., и илл.
100 лет-100 имен: справочное биографическое издание/ сост М.Бадина, Городская центральная библиотека им.Г.Н.Айги- Шумерля, 2016.-236с.
Интернет ресурсы:
http://pereplet.ru/arhiv/arhiv.shtml#lyudi
https://media73.ru/2023/fakty-k-yubileyu-oblasti-kak-po-sure-tramvay-na-vozdushnoy-podushke-khodil#bounce
https://vk.com/simbir_nature_history
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?id=2231305&gov_id=76
http://monomax.sisadminov.net/main/view/article/593
Приложение 1
Фото 1. «Начало реки Сура»
Фото 2-4. «За сбором информации». Библиотека им. Г. Айги, Шумерлинский краеведческий музей.
Приложение 2.
Фото 1. Картина русского художника Ильи Репина «Бурлаки́ на Во́лге
Фото 2-3. Бурлачки на р. Сура,1910 г.
Фото 4. Переправа на реке Сура
Приложение 3.
Фото 1. Дом- контора Сурского речного пароходства, в нем же располагалось жилое помещение для семьи начальника пристани. «С него все начиналось», февраль 2024г.
Фото 2. Здание бывшей водокачки на р. Сура, февраль 2024г.
Фото 3-4. Характеристика Дебаркадера; План помещений Дебаркадера.
Приложение 4.
1964г. 1967г.
1978 г 1982г.
Место, где располагалась пристань «Шумерля» 2023 год
Фото 1-5 Пристань в разные годы.
Фото 5-6 Пляж 1978 г.
Фото 7-9. Пляж 2022-2023 г.
Приложение 5
Фото 1 Работа земснаряда на р. Сура. Нижегородская область Пильнинский район. 1972 г.
Фото 2 Теплоход «Совет»
Фото 3 Река Сура. Пароход «Зубр» в рейсе с составом барж.
1926 год
Фото 4-5. Теплоход «Заря»
Фото 6. «Горьковчанин» 1967 год
Фото 7-8 «Зарница»
Приложение 5.
Фото 1-2 катер «Шумерля»
Фото 3 катера «Канаш» и «Порецкое» 1980 год
Фото 4-5 Сура зимой, Ледовая переправа Шумерля 2024 г.
Фото 6-7 Стелла «Сурский рубеж» 2024 год
Фото 8. Пристань глазами художника Ванеева В.Ф.
Фото 8 «Река Сура. Дождь» Автор Стройнов Виталий
Приложение 6.
Результаты анкетирования
Приложение 6.
Фото 1-3 Урок ИЗО в 1В классе