Как экономить воду

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как экономить воду

Поскрёбышев М.С. 1
1МБОУ "СШ № 11" 4 класс
Яценко И.Ф. 1
1МБОУ "СШ № 11" 2 класс
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вода – источник жизни. Она входит в состав любого живого организма. Без воды жизнь на планете Земля не смогла бы зародиться. Не будь воды, не было бы ни людей, ни животных, ни растений. Сейчас вода используется везде: в сельском хозяйстве, в промышленности, в быту. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют люди, звери и птицы, поля и леса, вода транспортирует тепло, растворяет и переносит химических вещества, разрушает горные породы, образует формы рельефа, участвует в образовании полезных ископаемых, вода помогает создавать электроэнергию, по ней сплавляются суда, она создает погодные явления, такие как осадки, туманы, облака, вода участвует в создании течений, перемещении русел рек и формировании водоемов.

Таким образом, вода нужна нам всем. Но, к сожалению, чистой воды остается на Земле все меньше и меньше, люди неразумно ее используют, не думая о последствиях. А этот важный ресурс нам надо беречь и экономить.

Мы поставили цель: найти пути экономии воды и доказать, что воду возможно экономить.

Задачи исследования:

1. Собрать информацию о воде как источнике жизни, рассказать о ее проблемах.

2. Объяснить необходимость и важность бережного отношения к воде в быту и в природе.

3. Найти пути  решения проблемы водопользования и водосбережения.

4. Информировать о проблеме сбережения воды в быту.

5. Научить учащихся школы разумно использовать водные ресурсы

Проблема исследования: как экономить воду в быту

Нами была выдвинута гипотеза: каждый человек в быту может сэкономить значительное количество воды

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: использование воды человеком.

Мы использовали методы:

  1. изучение специальной литературы;

  2. опыты по опреснению и очистке воды;

  3. посещение водоочистных предприятий;

4) эксперименты по экономии воды в быту;

5) анкетирование.

Актуальность (важность) нашей работы объясняется тем, что вода – это неотъемлемая часть нашей жизни, без нее не выживет ни одно живое существо. Но в настоящее время деятельность человека негативно сказывается на количестве и качестве воды на планете. Если не прекратить необдуманное использование воды, не перестать ее загрязнять, то мы можем полностью лишиться этого важнейшего ресурса. Как нам этого избежать, как научиться экономить воду? Мы решили ответить на этот вопрос в нашем исследовании и познакомить с результатами учащихся нашей школы.

Исследование проводилось в г. Глазове Удмуртской Республики. Нам помогали в исследовании учитель начальных классов Яценко Ирина Федоровна, Васильев Виталий Сергеевич, начальник участка подготовки хозяйственной питьевой воды АО «РИР», родители и ведущий библиотекарь «Растишки» Светлана Валерьевна Ельцова. В анкетировании принимали участие учащиеся школы № 11 г. Глазова.

Глава 1. Вода – источник жизни

1.1. Вода – источник жизни

Вода - основа жизни на нашей планете. Покрывая две трети поверхности Земли, вода влияет практически на все процессы, которые происходят на нашей планете.

Есть предположения, что вода существовала во Вселенной в виде льда или пара задолго до возникновения нашей планеты. Она оседала на пылинки и кусочки космических частиц. Из соединения этих материалов сформировалась Земля, а вода образовала в самом центре планеты подземный океан. Вулканы и гейзеры извергали из недр Земли фонтаны горячей воды, большое количество пара и газов. Этот пар окутывал нашу планету как одеяло.

Поверхность Земли постепенно остывала. Водяной пар начал превращаться в жидкость. Дожди обрушились на нашу планету, наполняя будущие океаны бурлящей грязной водой. Потребовалось много лет, чтобы океаны остыли, очистились и стали такими, какими мы их знаем сегодня. И именно в воде около 4 млрд лет назад зародилась жизнь на Земле. Первые живые организмы использовали органические и минеральные вещества, растворённые в теплой, богатой солями воде первичного океана.

В течение долгих веков и тысячелетий жизнь в воде становилась разнообразнее и обильнее. Одни виды стали вытеснять другие. Борьба за существование заставляла некоторых обитателей моря постепенно выходить на берег. Так морские обитатели покинули водную стихию и заселили сушу [11].

На данный момент вода покрывает около 71% поверхности Земли, а остальные 29% состоят из континентов и островов. Поэтому Землю называют – голубой планетой. Но вода не только в водных источниках, животные и растения тоже состоят из воды: животные и рыбы — на 75%, медузы — на 99%, картофель — на 76%, яблоки — на 85%, томаты — на 90%, огурцы — на 95%, арбузы — на 96%, человек состоит из воды на 75%.

Итак, мы изучили разные источники информации и узнали, что благодаря воде на Земле зародилась сама жизнь, вода содержится во всех живых организмах и нужна всем для нормальной жизнедеятельности.

1.2. Вода на Земле и ее состав

Все водные ресурсы Земли - это воды рек, озёр, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, вода (льды) горных и полярных ледников, водяные пары атмосферы.

На планете примерно 97,5 % воды приходится на долю морской воды. Пресной — намного меньше. Её доля – около 2,5 %, причём большая часть – в ледниках и грунтовых водах, то есть практически недоступна, залегает на больших глубинах.

Вся вода делится на категории: солёная (моря, океаны), пресная (реки, озера, ледники, подземные воды), дождевая, минеральная и вода, обработанная человеком (водопроводная, канализационная, дистиллированная, искусственная).

А из чего же состоит вода? Молекула воды (H2O) складывается из 2-х атомов водорода и 1-го атома кислорода. Это два газообразных вещества, которые, соединяясь, образуют невероятно прочные связи. Благодаря этим межмолекулярным связям, вода обладает рядом удивительных свойств – она способна быть в трех физических состояниях: газообразном, жидком, твердом [3].

Таким образом, вода – уникальное вещество, которого на Земле огромное количество, но при этом доступной и пресной воды крайне мало.

1.3. Значение воды для человека

Для человеческого организма вода — это второе по значимости вещество после кислорода. Вода регулирует температуру тела, увлажняет воздух при дыхании, обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода клеткам тела, защищает жизненно важные органы, помогает преобразовывать пищу в энергию, выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности.

Без пищи человек может прожить около 40 дней, а вот без воды – лишь несколько дней. В пустыне без воды человек выдерживает около суток. Отсутствие воды в организме приводит к смерти в течение нескольких дней. Когда организм теряет около 20% воды, жизнь останавливается. Роль воды в организме очень высока. При каждом движении теряется вода. Она смачивает глаза, увлажняет пищевод, выделяется с потом, а также при дыхании [1].

Главным вопросом питания человека является регулярное употребление воды в пище. В среднем человеку, чтобы он нормально себя чувствовал, нужно выпивать не менее 2-х литров воды в сутки.

Мы должны помнить о том, что человек сам состоит на 75% из воды. Ежегодно каждый из нас потребляет 300-400 литров воды.

Кроме внутреннего способа употребления воды, ее можно использовать наружно. Воду можно использовать при лечении. Водой можно делать паровые ингаляции, согревающие компрессы, контрастный душ, разнообразные ванны. 

Таким образом, значение воды в природе и в жизни человека трудно переоценить, так как вода – основа жизни.

Глава 2. Проблемы воды

2.1. Проблема загрязнения воды

Безрассудное отношение к окружающей среде привело к тому, что человечество стоит на грани экологической катастрофы. Чистой природной воды уже не существует. Остались только менее засоренные водоемы. Печально выглядит экологическое состояние океанов, морей, рек и озер.

Существует два вида загрязнения воды – естественное засорение (природное) и искусственное (техногенное). К природному типу относят вулканические выбросы, останки умерших растений и животных, пожары и пр. К техногенному, то есть созданному человеком, типу относятся – промышленные, аграрные и бытовые отходы [4].

Вся грязь, которую человечество сбрасывает в реки, попадает в мировой океан. Статистика показывает, что в мировой океан помимо мусора, попадает от 15 до 35 млн. тонн нефти в год. Поверхностное загрязнение вод в виде тонкой пленки образующейся после разлива нефти нарушает газообмен и приводит к гибели порядка 50% различных морских обитателей.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения более 80% всех заболеваний в мире передается через воду. Ежегодно в мире от загрязнения воды заболевают около 500 млн. человек. Количество заболеваний растет, продолжительность человеческой жизни во многих странах сокращается [10].

При большой концентрации мусора и вредных веществ в воде нарушаются естественные связи, погибают водоросли, микроорганизмы, рыба.

Таким образом, проблема загрязнения воды стоит крайне остро и ее надо решать.

2.2. Нехватка воды в Африке

Россия одна из самых богатых водными ресурсами стран. Ее омывают 14 морей. На территории страны более 2 млн. озер и 2,5 млн. рек [7]. Но есть страны, в которых воды катастрофически не хватает. Например, страны Африки, где из 800 миллионов человек 300 миллионов живут в условиях нехватки воды.

Чтобы напоить 80% населения Африки нужно огромнейшие денежные средства. У местных властей таких денег нет, континент финансово не обеспечен.

Причиной нехватки воды в Африке также является рост населения. За последнее столетие население планеты выросло более чем вдвое. 

Экологическая обстановка также усугубляет нехватку воды в Африке. Люди, живущие в регионах, лишенных воды, обращаются к небезопасным водным ресурсам, что способствует распространению болезней, передаваемых через воду, включая брюшной тиф, холеру, дизентерию и диарею.  Дети особенно восприимчивы к этим заболеваниям из-за их молодой иммунной системы, что приводит к повышенным показателям детской смертности во многих регионах Африки [6].

Более 70% сельскохозяйственной земли - это неорошаемое земледелие. Из-за погодных условий и географического расположения посевы и урожаи в Африке часто подвержены влиянию засух и наводнений, соответственно урожай гибнет, что ведет к нехватке и потере продовольствия.  То есть из-за последствия засух и опустынивания Африка страдает от неурожая и голода.

Таким образом, причинами нехватки воды в Африке можно назвать бедность страны, рост населения, климатические и географические условия.

2.3. Исчерпаемость пресной воды и как ее экономить

Вода – источник жизни. Она жизненно необходима человеку для его нормальной жизнедеятельности. Но проблема в том, что человек потребляет в основном пресную воду и ежедневно ему требуется от 20 до 50 литров воды для питья, приготовления пищи и личной гигиены. По разным подсчётам доля пресной воды в общем количестве воды на Земле составляет 2, 5—3 %. Около 85 - 90 % запасов пресной воды содержится в виде льда. Объём потребления пресной воды со временем только увеличивается, а её запасы уменьшаются [8]. Рано или поздно человечество истощит все запасы легкодоступной пресной воды на земле. Поэтому, наша задача всеми силами пытаться сохранить пресную воду и обеспечить ею не только себя, но и своих потомков.

Что же такое пресная вода? Это вода, содержащая менее 0,1% соли.

Как можно экономить воду в бытовых условиях известно почти всем, однако почти никто не старается этого делать. Например, можно выключать воду во время чистки зубов и намыливании посуды. Можно мыть посуду в отдельной емкости. Вместо ванны можно принимать душ. Наличие аэратора на смесителях позволяет обогащать воду кислородом и меньше расходовать воду в целом [2]. Также существуют специальные стиральные машинки и посудомойки, которые экономят вдвое больше воды.

Теперь поговорим о причинах дефицита пресной воды:

  1. Загрязнение воды;

  2. Чрезмерное и неправильное использование воды;

  3. Заболевания. Большое количество доступных подземных вод поражено болезнетворными бактериями;

  4. Изменение климата (глобальное потепление). Меняются естественные условия испарения воды, выпадения осадков, происходит уменьшение подземных вод во всем мире.

Все эти причины приводят к кризису ресурсов пресной воды. Отсутствие эффективного решения в ближайшее время приведет к глобальной проблеме [5].

Главный путь решения проблемы чистой пресной воды – это грамотная экологическая дисциплина. Она включает и внедрение новых технологий, и полную переработку отходов, и целый комплекс мер по грамотному использованию воды, и многие другие методы [9]. Результат их внедрения – избыток чистой пресной воды для всего человечества.

Таким образом, только 2,5% всей воды в мире является пресной, а люди столь малый процент необдуманно тратят и не берегут.  Можно начать с нашего экономного использования воды в быту, с рассказа друзьям и знакомым о проблемах воды. Поэтому по итогам анкетирования мы решили разработать памятку «Как экономить воду в быту» и раздать ее школьникам.

Глава 3. Опытно-экспериментальное подтверждение

Опыт № 1. Опреснение воды

Недостаток питьевой воды – глобальная проблема современности. От дефицита питьевой воды страдает 40% населения Земли. Поэтому мы посвящаем эксперимент этой проблеме. Вода должна стать пригодной для питья или технических целей. Для питьевого водоснабжения количество растворимых солей должно составлять менее 1 г/л. Изобретены многие способы опреснения соленой воды: вымораживание, дистилляция, электродиализ, прямой и обратный осмос, сепарация, ионный обмен. Сегодня мы попытаемся провести опыт с опреснением воды с помощью заморозки (Приложение 1.)

Материалы (Рис.1):

- пластиковая бутылочка 0,5 л, вода, соль, чайная ложка, морозильник.

Ход работы:

Налейте теплую воду в пластиковую бутылочку. Добавьте чайную ложку соли в воду и потрясите бутылку, чтобы растворилась соль (Рис.2). Поставьте соляной раствор в морозилку на несколько часов (Рис.3).

Когда жидкость полностью замерзнет, ​​поставьте бутылку в помещение при комнатной температуре (Рис.4). Через несколько минут верхний слой воды растает. Перелейте эту воду в емкость и попробуйте по вкусу. Талая вода окажется соленой (Рис.5).

Выводы: соленая вода замерзает медленнее и размораживается быстрее пресной. Когда температура снижается ниже нуля, образуются кристаллы пресного льда, а соль выталкивается в жидкость. При нагревании именно соленые участки первыми размораживаются. Кристаллы пресного льда тают долго. Если несколько раз провести процедуру заморозки, можно слить значительное количество соленой воды и получить пресную воду (Приложение № 1). Но это слишком длительная и затратная процедура, большое количество воды таким способом не опреснить.

Опыт № 2. Очистка воды

Чаще всего из-под крана бежит не очень чистая вода. Во-первых, она содержит в себе соли магния и кальция, которые делают ее жесткой. Во-вторых, наличие ненужных продуктов распада органики, включая нитриты и аммиак. Наиболее часто осадок ржавчины в воде является результатом ее перемещения по старым трубам. И, конечно же, одной из главных проблем является хлор. Но воду можно очистить и сделать пригодной к использованию самостоятельно. Есть несколько весьма эффективных способов: отстаивание, кипячение, бытовые фильтры, заморозка.

Мы попробовали очистить воду в домашних условиях путем фильтрования.

Материалы (Рис.6):

- три стеклянные банки по 0,5 л, вода, воронка, ситечко, песок, глина, активированный уголь, ватные спонжики.

Ход работы:

Опыт мы проводили в стеклянных банках. В одну из них мы залили воду и смешали ее с глиной (банка № 1). Получилась мутная вода, чтобы было легче убедиться, очистится ли она (Рис.7).

В ситечко мы засыпали кварцевый песок (Рис.8). Затем стали переливать мутную жидкость через ситечко из банки № 1 в банку № 2 (рис.9). Вода в банке № 2 стала чище (Рис.10).

Затем на дно воронки мы положили ватные спонжики и активированный уголь (Рис.11) и стали переливать воду из банки № 2 в банку № 3 (Рис.12). Вода в банке № 3 стала еще чище (Рис.13). Поставив рядом все три банки (Рис.14), мы убедились, что вода очистилась, наши фильтры помогли (Приложение № 2).

Выводы: Воду можно очистить в домашних условиях с помощью фильтрации, но абсолютно чистой и пригодной для употребления она не станет, к тому же это слишком трудоемкая процедура, большое количество воды таким способом не очистить.

Опыт № 3. Водочистные сооружения города

После очистки воды в домашних условиях нам стало интересно, как очищаются большие объемы воды, и мы обратились в компанию АО "РИР", именно «Русатом Инфраструктурные решения» управляют полным циклом водооснабжения: все составляющие тепло- и водоснабжения, его источники, водоочистка и стоки.  На наши вопросы по водоочистке ответил Васильев Виталий Сергеевич, начальник участка подготовки хозяйственной питьевой воды.

- Что вы можете рассказать о воде, подаваемой населению?

- Вода, подаваемая сетью централизованного водоснабжения, питьевая. Она используется в технологических процессах заводов, а также поступает в жилые дома и пищевые предприятия. Требования к качеству питьевой воды очень строгие, так как она напрямую контактирует с человеком и влияет на общий фон здоровья и благополучия горожан. Именно поэтому такая вода должна строго соответствовать всем установленным для неё нормативам.

 - Какие существуют требования для питьевой воды?

- Первое и основное – вода должна быть без микробов и прозрачная. 

- Вы могли бы вкратце рассказать, какие этапы очистки проходит вода, прежде чем отправится в наши дома?

- Как уже было сказано выше, вода очищается от микробов и ее различных примесей. Первый этап - ввод химических реагентов (для прохождения химической реакции с взвешенными веществами, находящимися в воде, и обеззараживания) (Рис.15). Второй этап - отстаивание воды (для осаждения примесей, которые вступили в реакцию с химическими реагентами (Рис.16). Третий этап – фильтрация – проводится для достижения нормативной прозрачности воды (Рис.17) (Приложение № 3).

- Сколько в день очищается воды на вашем предприятии?

- У нас два участка подготовки хозяйственной питьевой воды, начальником которых я являюсь. Первый в деревне Солдырь, тут очищаем речную воду с 3-мя  основными этапами очистки, второй - деревня Сянино, там вода идет практически чистая, воду очищаем с небольшим добавлением химических реагентов. Так вот,  в сумме от двух источником мы ежедневно получаем и очищаем до 30 тыс. метров кубических воды,  до 14 тысяч с Солдыря и до 15 тысяч с Сянино.

Таким образом, вода очищается на водоочистных сооружениях города очень тщательно и в огромных количествах. Но это не значит, что мы можем ее необдуманно тратить. 

 

Опыт № 4. Эксперименты по экономии воды в быту

Каждый месяц любая семья тратит огромное количество воды для бытовых нужд. Мы решили провести эксперимент: с 25 сентября по 25 октября 2023 года постараться экономить воду, замерив ранее потраченные за месяц объемы воды и по итогу проведения эксперимента.

Для начала мы определили нужды, на которые можно тратить меньше воды: приготовление пищи, чистка зубов, мытье посуды, мытье овощей и фруктов, принятие ванны или душа, стирка.

1. Мытье фруктов, овощей. Раньше мы мыли их при включенном кране. Сейчас мы стали использовать кастрюльку (Рис.18).

2. Чистка зубов. Раньше мы чистили зубы при включенной воде, сейчас стали использовать стакан с водой (Рис.19).

3. Мытье посуды. Раньше мы мыли посуду под проточной водой. Сейчас мы стали использовать тазик (Рис.20).

4. Умывание. При проведении утренних процедур не стали держать кран постоянно открытым, сейчас стали использовать метод прерывистого включения/выключения воды.

5. Принятие ванны или душа. Для приема ванны требуется 250 литров, один прием душа составляет примерно 50 литров воды. Стали принимать душ (Рис.22). 

6. Стирка белья. При стирке белья, конечно, экономичнее использовать стиральную машину, но делать это надо при полной загрузке барабана (Рис.21).

Таким образом, за период, в который мы экономили воду (с 25.09.2023 по 25.10.2023), мы израсходовали вместо обычных 14 кубических метров воды всего 7 куб.м. воды (1 куб.м. – 1000 литров), то есть в два раза меньше (Рис.23)! Получается, если каждый человек начнет экономить воду, то он может уменьшить ее потребление в два раза!

В законе РФ (Постановление Правительства № 354) регламентирован порядок предоставления населению водоснабжения. С помощью расчетов было установлено количество воды, которое тратит в среднем человек за один месяц. В документах эта цифра прописана и составляет 6,935 куб.м. – именно столько заложено государством на расход среднестатистического гражданина для комфортной жизни.

В нашем городе 87 762 человека (по данным 2021 года), если каждый житель будет тратить вместо положенных 6,935 куб.м. воды в два раза меньше, то он потратит вместо 608 629,47 куб.м. всего 304 314,735. Таким образом, будет сэкономлено 304 314, 735 куб.м. воды или 304 куб.км.

Исходя из этих данных, мы можем понять, что если в течение месяца все жители города Глазова будут экономить воду, используя 3,46 куб.м. на человека, то мы за это время смогли бы наполнить Онежское озеро, чей объем составляет 280 куб.км. Данное озеро - второй по величине пресноводный водоём в Европе после Ладожского озера.

Из практической части моей работы можно сделать выводы, чтобы сэкономить воду необходимо соблюдать следующие правила:

- не мойте овощи и фрукты под проточной водой. Пользуйтесь для мытья продуктов миской.

- закрывайте кран, когда чистите зубы. Для того, чтобы прополоскать рот наберите стакан воды.

- при мытье посуды не держите кран постоянно открытым, также можно воспользоваться миской.

- при умывании выключайте и включайте воду.

- используйте душ вместо ванны.

- используйте стиральную машину при полном барабане.

- поливайте цветы водой, оставшейся после мытья фруктов, овощей.

- обязательно проверьте исправность кранов, ведь струйка воды за сутки может вылить большое количество воды.

Таким образом, каждый человек в быту может сэкономить значительное количество воды, практически не затрачивая на это никаких усилий (Приложение 4).

Опыт № 5. Анкетирование

Для того чтобы узнать, знакомы ли учащиеся 4-ых классов со способами экономии воды, мы провели опрос (приложение № 5). Было опрошено 100 учеников.

Исходя из ответов опрошенных, можно сделать выводы, что не все ученики данных классов знают о способах экономии воды и большая часть просто не экономит воду (Приложение № 6). Специально для классного часа нами была разработана памятка – как экономить воду в быту (Приложение № 7).

Заключение

Итак, проведя исследование проблемы экономии воды, мы сделали выводы, что на Земле имеется достаточное количество воды, но доступной и пресной мало.

Мы узнали, что благодаря воде на Земле зародилась сама жизнь, вода содержится во всех живых организмах и нужна всем для нормальной жизнедеятельности. Однако, водные ресурсы нашей планеты нуждаются в охране.

Предположение, что каждый человек в быту может сэкономить значительное количество воды, подтвердилось.

А анкетирование, проведённое нами среди четвероклассников, показали интерес и актуальность этой темы. Практическая ценность нашего исследования заключается в информировании ребят, почему и как надо экономить воду.

Запасы пресной воды продолжают истощаться быстрыми темпами. Вопрос экономии воды во многих странах решается на государственном уровне, хотя внести свой вклад в решение проблемы водных ресурсов под силу любому человеку. За один месяц наша семья сэкономила 7 куб.м. воды. Значит, это под силу каждой семье, каждому человеку.

Проведя исследования, я могу сделать вывод, что если использовать элементарные способы экономии воды, то можно значительно сэкономить водные ресурсы нашей планеты.

Список источников

1. Володин В.А. Энциклопедия для детей. Т.19/В.Володин Экология. – Москва: Аванта+, 2001. – 448 с.
2. Волцит П. Как работает водопровод/П.Волцит. - Москва: АСТ, 2018. – 46 с.
3. Константиновский М. Почему вода мокрая?/М.Константиновский.- Москва: АСТ, 2016. – 45 с.
4. Константинов В.М. Охрана природы. /В.Константинов– Москва: Издательский центр Академия, 2000. – 240 с.
5. Кузнецов В.К. Экологическая азбука/В.Кузнецов – Москва: ООО Семейная книга, 2017. – 96 с.
6. Мамедов Н.М. Основы общей экологии/Н.Мамедов. – Москва: МДС, 1998. – 272 с.
7. Как живут реки. /Детская энциклопедия.-№ 9 – 2015.
8. Многоликая вода./Детская энциклопедия.-№ 6 – 2013.
9. Вторая жизнь воды. /Детская энциклопедия .-№ 2 – 2006.
10. Экология от А до Я. /Детская энциклопедия. -№ 9 – 1997.
11. Я познаю мир. – Москва: ООО Издательство АСТ, 1997. – 432 с.

Приложение 1

Опыт № 1. Опреснение воды (домашний эксперимент с заморозкой)

Материалы:

- пластиковая бутылочка 0,5 л;

- вода;

- соль;

- чайная ложка;

- морозильник.

рис.1

Ход работы:

Мы налили теплую воду в пластиковую бутылочку. Добавили чайную ложку соли в воду и потрясли бутылку, чтобы растворилась соль.

Рис.2

Затем поставили соляной раствор в морозилку на несколько часов.

рис.3

Когда жидкость полностью замерзла, ​​поставили бутылку в помещение при комнатной температуре.

Рис.4

Через несколько минут верхний слой воды растаял. Мы перелили эту воду в емкость и попробовали по вкусу. Талая вода оказалась соленой.

Рис.5

Выводы: соленая вода замерзает медленнее и размораживается быстрее пресной. Когда температура снижается ниже нуля, образуются кристаллы пресного льда, а соль выталкивается в жидкость. При нагревании именно соленые участки первыми размораживаются. Кристаллы пресного льда тают долго. Если несколько раз провести процедуру заморозки, можно слить значительное количество соленой воды и получить пресную воду.Но это слишком длительная и затратная процедура, большое количество воды таким способом не опреснить.

Приложение 2

Опыт № 2. Очистка воды

Материалы:

- три стеклянные банки по 0,5 л;

- вода;

- воронка;

- ситечко;

- песок;

- глина;

- активированный уголь;

- ватные спонжики.

рис.6

Ход работы:

Опыт мы проводили в стеклянных банках. В одну из них мы залили воду и смешали ее с глиной (банка № 1). Получилась мутная вода, чтобы было легче убедиться, очистится ли она.

Рис.7

В ситечко мы засыпали кварцевый песок. Затем стали переливать мутную жидкость через ситечко из банки № 1 в банку № 2.

Рис.8

рис.9

Вода в банке № 2 стала чище.

рис.10

Затем на дно воронки мы положили ватные спонжики и активированный уголь

Рис.11

и стали переливать воду из банки № 2 в банку № 3.

Рис.12

Вода в банке № 3 стала еще чище.

Рис.13

Поставив рядом все три банки, мы убедились, что вода очистилась, наши фильтры помогли.

Рис.14

Проведя опыт по очистке воды в домашних условиях, мы убедились, что с помощью кварцевого песка, ватных спонжиков и активированного угля можно очистить воду, но абсолютно чистой и пригодной для употребления она не станет, к тому же это слишком трудоемкая процедура, большое количество воды таким способом не очистить.

Приложение 3

Опыт № 3. Водочистные сооружения города

Респондент

Васильев Виталий Сергеевич,

начальник участка подготовки хозяйственной питьевой воды АО «РИР»

 

Интервьюер

Поскребышев Максим,

ученик 4-г класса МБОУ «СШ № 11»»

Рис.16

Это горизонтальный отстойники, где проходит второй этап очистки. Здесь видно, как взвесь, которая была в воде, образовала пену, хлопья, т.е. произошла химическая реакция.

Р ис.17

На данном фото вы видите контактный осветлитель, здесь происходит третий этап очистки (фильтрация воды). Затем вода уже поступает в город на потребителей.

Рис.15

Э та гигантская «рюмка» – смеситель, в котором проходит первый этап очистки воды. В этом резервуаре смешивается речная вода с химическими реагентами: коагулянтом (сульфатом алюминия) и дезинфектантом (гипохлоритом).

 

 

 

Приложение 4

Опыт № 3. Эксперименты по экономии воды в быту

Экономия воды при мытье овощей и фруктов.

Рис.18

Экономия воды во время чистки зубов.

Рис.19

Экономия воды при мытье посуды.

рис.20

Экономия воды при стирке белья.

Рис.21

Экономия воды при использовании душа.

Рис.22

Месяц

Потрачено горячей воды

(куб.м.)

Потрачено холодной воды

(куб.м.)

Потрачено всего воды

(куб.м.)

Фото

Июль

5

8

13

 

Август

7

7

14

 

Сентябрь

6

8

14

 

Октябрь

(с 25.09.2023

по 25.10.2023)

3

4

7

 

Рис.23

Таким образом, за период, в который мы экономили воду (с 25.09.2023 по 25.10.2023), мы израсходовали вместо обычных 14 кубических метров воды всего 7 куб.м. воды (1 куб.м. – 1000 литров).

Приложение 5

Анкета

Во время чистки зубов вы

Используете стакан с водой

Используете проточную воду

Используете и то, и другое

При мытье посуды

Используете проточную воду

Используете посуд. машину

Используете емкость с водой

При мытье овощей/фруктов

Используете проточную воду

Используете емкость с водой

Во время стирки белья

Используете таз

Используете проточную воду

Используете стиральную машину

Принятие ванны/душа

Используете ванну

Используете душ

   

Приложение 6

Результаты анкетирования

Во время чистки зубов вы

Используете стакан с водой – 35 чел.

Используете проточную воду – 35 чел.

Используете и то, и другое – 30 чел.

При мытье посуды

Используете проточную воду – 69 чел.

Используете посуд. машину – 22 чел.

Используете емкость с водой – 9 чел

При мытье овощей/фруктов

Используете проточную воду – 88 чел.

Используете емкость с водой – 12 чел.

Во время стирки белья

Используете таз – 11 чел.

Используете проточную воду – 9 чел.

Используете стиральную машину – 80 чел.

Принятие ванны/душа

Используете ванну – 54 чел.

Используете душ – 46 чел.

Приложение 7

Памятка «Как экономить воду в быту»

  1. При мытье посуды не держите кран постоянно открытым, либо мойте посуду в отдельной емкости.

  2. Не мойте овощи, фрукты под проточной водой, используйте отдельную миску.

  3. Выбирайте душ, а не ванну.

  4. Сократите время пребывания в душе.

  5. Запускайте стиральную машину только при полной загрузке.

  6. Поливайте комнатные растения водой, оставшейся после мытья овощей, фруктов.

  7. При чистке зубов используйте стакан с водой.

  8. Устраните протечку, почините все краны. 

  9. Выключайте кран во время умывания.

  10. Установите душевые лейки с низким расходом воды (аэраторы на смесители).

  11. Не размораживайте продукты из морозилки под струёй воды, лучше достаньте их из холодильника заранее.

Просмотров работы: 18