Трансформация шаманизма на Алтае в новейшее время

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Трансформация шаманизма на Алтае в новейшее время

Соловьёв К.С. 1
1Пспелихинская СОШ №4
Классен С.А. 1
1Пспелихинская СОШ №4
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В прошлом году я работал над темой «Пещеры Алтайского края и легенды о них». Мы с семьей совершали путешествия по пещерам Алтая, встречались с местными жителями, земляками-краеведами, от них узнали много интересных историй и легенд о пещерах. Во многих легендах присутствуют духи, шаманы. Кто это? Вымышленные герои или настоящие люди? Почему алтайские народы преклонялись шаманам, боялись их, просили помощи? Я решил узнать о шаманах, о их жизни, обрядах, а также посетить места в Горном Алтае, которые связаны с шаманами, выяснить есть ли шаманы сейчас в современном мире. Свою работу я назвал «Трансформация шаманизма на Алтае в новейшее время».

Актуальность темы:

Я изучал научные труды русских, советских и российских ученых. Я вместе с родителями совершил поездку в Горный Алтай, мы путешествовали по сакральным местам, я собрал много интересной информации. Хочу поделиться этими знаниями с другими.

Новизна исследования: заключается в том, что я получил информацию, изучая научную литературу русских, советский и российских ученых-исследователей, из бесед с коренными жителями, а также в том, что мне удалось своими глазами увидеть некоторые места в Горном Алтае, считающиеся священными для шаманов в прошлом столетии, а также побеседовать с настоящим потомственным шаманом.

Цель данной работы: выяснить изменился ли шаманизм на Алтае с течением времени

Задачи:

- побывать в Национальном музее Республики Алтай им. В. Анохина; на выставке Алтайского краеведческого музея «По следам шаманов»

-изучить труды русских и российских ученых – исследователей шаманизма на Алтае

- побывать в священных местах;

- взять интервью у местных жителей;

-создать макет шаманского бубна;

Исходя из темы, предмет исследования - изменение роли шаманов на Алтае в начале XX века и в современном мире.

Объект исследования: явление шаманизм на Алтае.

Гипотеза: шаманизм на Алтае с течением времени изменился.

Методы исследования: проведение анкетирования учащихся 5 классов, изучение материалов о шаманах в литературе, путешествие по Горному Алтаю, фотографирование, беседа с местными жителями и работниками музея, интервью по телефону с ученым – исследователем В. А. Бурнаковым, творческая работа.

Глава 1. Экскурсия в Национальный краеведческий музей Республики Алтай им. В. Анохина; на выставке Алтайского краеведческого музея «По следам шаманов»

Интересно, мои одноклассники и взрослые знают о шаманах. Я составил анкету и попросил ответить на вопросы (Приложение 1).

После анкетирования и анализирования ответов ребят, я понял, что тема для ребят неизвестна, что им интересно будет узнать о шаманах, их ритуалах, образе жизни (Приложение 2)

Я понимал, что шаманизм зародился еще в древности, поэтому я начал собирать информацию о древней истории Алтая. Когда на Алтае поселились первые люди? Чем они занимались? Что умели делать? Как жили? Во что верили?

Археологические раскопки позволяют доказать, что на территории Сибири и Алтая люди жили еще в начале каменного века, то есть более 40 тысяч лет назад. К окончанию ледникового периода, люди занимаются охотой. Когда ледники отступили, земля поросла тайгой, крупные животные ушли, поэтому для охоты на более мелкого зверя появились ножи и стрелы. Люди начинают заниматься скотоводством, перемещаясь вслед за стадами, появляются первые кочевники. На эту землю переходят из Монголии и Забайкалья гунны, они и являются предками современных народностей этого края: челканы, кумандинцы, теленгиты и другие. До XVI века алтайцы находились под тяжелым гнетом монгольских ханов. После завоевания Ермаком Сибири алтайцы в 1756 году дали согласие войти в состав России.

Об истории алтайцев от древности до современности я узнал, побывав на экскурсии в Национальном музее Республики Алтай им. А. В. Анохина в Горно – Алтайске.

В залах «Древней истории» собраны исторические находки предметов быта, орудий труда, оружия, костюмы, украшения коренного населения Горного Алтая. Создана инсталляция, позволяющие представить стоянку древнего человека. Можно увидеть останки мамонта, на которого охотились люди в древние времена.

Отдельные залы посвящены «Комплексу плато Укок». В 1993 году на плато во время раскопок могильника Ак-Алах -3 найдено захоронение молодой женщины пазырыкской культуры, относящиеся к IV-II векам до н.э. В народе женщина, умершая в 25-летнем возрасте получила название «Принцесса Укока». Мумия женщины, ее одежда, украшения хорошо сохранились, потому что была похоронена в деревянной колоде, заполненной льдом. Колода помещалась в лиственничный сруб, изображавший древнее жилище и также заполнен льдом. Вместе с женщиной были захоронены шесть коней в полной упряжи, два стола-блюда на ножках, домашняя утварь: сосуды из дерева, рогов и керамики, и жерди для постройки юрты. Богатая одежда и украшения, обернутые золотой фольгой, множество предметов религиозного культа рядом с женщиной, а также ее бальзамирование, говорят о ее высоком статусе в обществе.

На теле мумии хорошо видны татуировки. На левой руке - олень с головой и клювом грифона, на правой – баран, снежный барс и фантастический хищник с туловищем оленя. Деревянная колода, в которой лежала женщина, выполнена в виде шаманской лодки «ротык», все это позволяет предполагать, что женщина была шаманкой.

В Национальном музее им. А. В. Анахина мумия находится с 2012 года на временном хранении. Она помещена в специальный саркофаг, там поддерживается определенная температура, влажность воздуха, освещение. Посещение ее открыто только по определенным дням в соответствии с лунными циклами и по верованиям алтайцев (Приложение3. Фото 1-3).

В музее есть зал посвященный алтайским шаманам. Все вещи, выставленные в экспозиции, переданы семьями шаманов или отобранные у них во время репрессий.

Множество подлинных вещей шаманов я рассматривал на выставке Алтайского краеведческого музея «По следам шаманов» в ноябре 2023 года. (Приложение3. Фото 4-6)

Национальный музей Республики Алтай назван именем организатора и первого директора музеем русского и советского ученого Андрея Викторовича Анохина. Более 20 лет жизни он собирал фольклор и изучал материал о жизни коренного населения Алтая. Он стал просветителем, композитором, основоположником профессиональной музыки алтайцев и первым собирателем материалов о шаманах Алтая (Приложение 3. Фото 7).

Первая экспедиция началась в июле 1910 года. В окрестностях сел Анос и Чемал ученые собирали шаманские молитвы и гимны. Андрей Викторович встретился 24 шаманами и сделал записи бесед, они поместились в 80 ученических тетрадях. Записи сделаны на алтайском и русском языках.. Художницы А. А. Воронина – Уткина, С. К. Просвиркина, делала зарисовки быта, предметов культа алтайцев шаманов Сапыра, Сааты, Баланди и других

В результате нескольких экспедиций по Горному Алтаю от Катуни и ее притоков до Маймы в 1924 году А.В. Анохиным издана монография «Материалы по шаманству у алтайцев» (Приложение 3. Фото 8).

Глава 2. Шаманизм в трудах русских и российских ученых

2.1. А. В. Анохина «Материалы по шаманству алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 годах, по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии».

Я внимательно прочитал эту работу.

Алтайцы верили в духов. Духи обитают над землей, на земле и под землей. Они разделяют духов на первоначальные и позднейшие. Также духи бывают чистые и нечистые, т. е. черные. Позднейшие чистые и позднейшие черные духи – это есть души умерших шаманов и шаманок.

Дух Эрлика занимает центральное место в верованиях алтайцев. Эрлик – царь, готовый всегда приносить страдание и зло, с ним связаны самые страшные бедствия: болезни, эпидемии, смерть. Когда человек умирает, Эрлик забирает его душу к себе в подземелье и творит над ней суд или напускает ее на землю, чтобы приносить беду людям. Алтайцы приносят жертвы Эрлику, чтобы выкупить свое благополучие.

Алтайцы представляют Эрлика стариком с атлетическим телосложением, глаза и брови у него черные, как сажа. Длинная раздвоенная борода спускается до колен. Усы, как клыки закручивается и закинуты за уши. Рога, как корни дерева, а волосы кучерявые и развивающиеся по сторонам. Живет Эрлик в подземном мире, во дворце из грязи, царство населяют бесчисленное множество умерших людей. Дворец стоит на реке Тободым (возможно Обь), образованная слиянием девяти рек, течет она человеческими слезами. Охраняют дворец страшные чудовища. К Эрлику есть дорога с большими препятствиями, по ней могут пройти шаманы во время комлания.

Ест Эрлик красную пищу, поэтому жертвы, приносимые ему должны быть кровавые. Всегда жерва Эрлику – это бык или корова черной масти.

У Эрлика есть семь(или девять) сыновей, они помощники – злые духи, стерегут ворота аила, заведуют морями, реками, морскими чудовищами и руководят шаманами. У каждого рода алтайцев свой почитаемый сын Эрлика один или два. В лице сыновей Эрлика люди видят больших благодетелей, поэтому относятся к ним с уважением. Две (или девять) дочерей Эрлика проводят время в празднествах, когда шаманы во время комлания проходят мимо, они зазывают их к себе, чтобы именно им приносили жертвы. Если шаман поддается их убеждениям, то за это Эрлик наказывает шамана смертью.

К чистым духам у алтайцев относятся духи неба – Ульгень, его дети и помощники. Путь к нему проходит через семь препятствий и возможен только для шаман-мужчин во время камлания, но шаман достигает только пятого препятствия и возвращается обратно. По виду Ульгень представляется человеком, его называют «белая светлость», «Светлый хан». Ульгень является творцом огня, обладает божественной силой, управляет небесными светилами, производит гром и молнию, посылает дождь, град. Ульгеню совершают кровавые жертвоприношения весной или летом, сопровождается шаманским ритуалом при большом скоплении народа. Семь сыновей Ульгеня являются его помощниками. Каждый род имеет своего покровителя – сына Ульгеня. Особой популярностью пользуется старший сын – Каршыт. Дочерей у Ульгеня девять – «чистые дивы», своих имен не имеют. Во время камлания шаманы получают от них внушения. Их изображение в виде кукол подшивается к спине шаманского плаща.

Среди духов-посредников первое место занимает Яик, он живет среди людей. Ульгень послал его с неба охранять человека от всего худого и злого, давал новую жизнь. При совершении обряда шаман призывает Яика, который ведет его на небо, без Яика попасть на небо невозможно. Яику из белой материи делают изображение: из ленты вырезают голову, уши, руки, ноги, хвост. Изображение это вместе с другими ленточками (примерно 30 штук) прикрепляют к волосяной веревке, натянутой между двух берез на краю аила.

Помощниками Ульгеня являются Суйла (птица с лошадиными глазами), Кырлык (сотрудник Суйлы), Уткучи (ближайший посланник Ульгеня).

В совершенно самостоятельную категорию алтайцы выделяют духов земли (горы, воды, горных ледников). Эти духи не имеют никакого отношения к Эрлику и Ульгеню. Это местные духи, поэтому название реки, озера, горы, это еще и имя живого существа, божества, которому алтайцы молятся, как существам, способным проявлять гнев, посылать милость, отвечать на молитвы людей. Как и люди, духи земли могут иметь детей. Каждый горный дух является владельцем своего народа. С другой стороны, каждый род алтайцев имеет ту или иную реку, озеро, гору и почитает его, как своего родового покровителя. Духам земли также приносят кровавые жертвоприношения, шаманы устраивают обряд на другой день после жертвоприношения Ульгеню.

Во второй главе монограммы «Мифы о сотворении души и человека», рассказывается о представлениях алтайцев о происхождении человека (Приложение4)

Третья глава рассказывает о душах, духах умерших шаманов, в IV главе А.В.Анохин - о жертвоприношениях, а в V - об одежде и других принадлежностях шамана.

Раньше все алтайские шаманы и шаманки проводили обряды в обычной одежде. Впоследствии все стали использовать специальный халат маньяак. Женщина –шаманка, как нечистое существо могла служить только Эрлику и духам земли. Шамашы-мужчины, не совершающие призываний к Эрлику – белые шаманы, те, которые совершали служение всем духам – черные шаманы.

Шаманский маньяак шьется не по желанию шамана, а по внушению кормоса. Кормос через внушение делает указания каким должен быть маньяак, какие привески нужно делать – когти беркута, медвежьи лапы, шкура дятла. Если шаман или шаманка не слушаются внушений – наказываются болезнями. Шаман Суртуш сообщил, что он не сшил маньяак, за это Дух-Палас наказал его «падучей», несколько часов шаман лежал мертвый и только удары бубна смогли вернуть его к жизни.

Изготовление маньяака занимало от 3-4 месяцев, у бедных шаманов затягивалось до 3 лет, при работе по пошиву запрещалось вести себя непристойно. После изготовления маньяака совершалось камлание – дух, по внушению, которого был сделал костюм, тщательно осматривал его и давал одобрение, лишь только после этого маньяак становился священной одеждой. [1. с 33, 35, 37] (Приложение 5 Фото 9-10)

Шаманский бубен имеет круглую или овальную форму, сделан из дерева (береза или кедр), железа, меди, кожи и волосяной веревки. Размер бубна зависит от возраста шамана (от 6 до 50 лет, самый большой процент приходится на 20-й год жизни шамана). Когда шаман умирает его бубен подвешивают на сучок дерева возле могилы, предварительно изломав его.

На внутренней части бубна имеется рукоятка в форме человека, символизирует умершего шамана, в память которого сделан бубен. К железному пруту подвешивается 5 железных пластинок, с пластинок свешиваются 1 или 2 стрелы– это орудие от злых духов. Вверху с лицевой стороны навешены крючки разных размеров, называемые ухо и серьга. Во время камлания шаман прислушивается к их бряцанию и узнает волю духов. Обод бубна покрывается кожей марала или молодой лошади. Для усиления звука под обод волосяными нитями привязывались 5-7 березовых палочек, они образовывали горбики. Внутри бубна белой и красной краской сделаны рисунки. Рисунки выполнялись опытным рисовальщиком указательным пальцем, это прямые линии, дуги, кружки, изображающие Луну и рисунок березы, из которой сделан бубен, рисунок марала. На лицевой стороне бубна множество рисунков земной и небесной сферы. Главное – фигура человека – умершего шамана. Линии, полоски, кружки, все рисунки имеют свое значение. [1. с. 51-61]

Орбу (колотушка) делается из молодой березы, обшивается кожей с ноги животного. Орбу крепиться к руке шамана с помощью ремня, для того чтобы во время камлания не потерять. [1. с. 62] (Приложение 5. Фото11-13)

VI глава называется «Камлания тексты с переводом». В ней Андрей Викторович публикует словословия шаманов во время обрядов: камлание по призыванию духов, молитва около жертвенной лошади, возвращение домой, мистерии духам (таинства) (Приложение 6)

VII глава «Родословная алтайских шаманов и шаманок и их обоготворенные предки». Описаны родословные 16 алтайских шаманов, интересные случаи из их жизни и жизни предков, даны рисунки и подробные описания их ритуальные принадлежностей. (Приложение 7)

Ритуал камлания Сааты Г. И. Потанин «В Чемальском тупике» («Сибирская жизнь» 1912г 12 июня) (Приложение 8)

Анохин рассказывает, что шаманы за свой труд получали мало денег, выгоды, а времени отнимало много, поэтому домочадцы часто были недовольны что из родственники были шаманами. [1. с. 34]

Изучая историю шаманизма я узнал, что в 1904 по 1930 годы на Алтае по берегам Катуни возникает бурханизм – религиозное движение, которое в пику шаманству отвергало кровавые жертвоприношения.

В годы репрессий (30-е годы 20 века) гонениям подверглись шаманы, шаманки и бурханисты, они были арестованы и сосланы на поселения или даже расстреляны, как кам Сапыр Туянин из Куюма

Таким образом, я выяснил, что шаманизм на Алтае существовал с древности. Шаманы это невымышленные герои, это люди, которые реально существовали в истории алтайцев.

2.2. Интервью с Винарием Алексеевичем Б.

(Приложение 9. Фото 14)

Шаманизм – это религия или язычество? С таким вопросом я обратился к профессору сотрудникуинститута археологии и этнографии СО РАН, кандидату исторических наук Ксении Анатольевны К., участнице многочисленных экспедиций на Алтай, она курировала мою предыдущую работу. Ксения Анатольевна направила к своему коллеге Винарию Алексеевичу Б.. Мы общались по электронной почте. Винарий Алексеевич рассказал о том, что шаманизм – это язычество - ранняя форма религии. Так как алтайцы жили обособленно, не контактировали с другими народами, эта форма религии продлилась у них гораздо большее время нежели у других народов.

Шаманизм на территории Алтая зародился примерно 40-30 тыс. лет тому назад. Шаманы выполняли в мире людей несколько функций: лечебную, предсказательную, судейскую (привлекались для решения споров), как хранитель культурных ценностей, в военной компании в качестве мистической силы, чтобы навредить врагу (наслать дождь, ураган).

Кто мог стать шаманом и как? Шаманом мог стать только тот человек, который имел задатки, в его роду должны быть предки-шаманы. Дар передавался избранным по материнской или отцовской линии. Шамана, как посредника между миром людей и духами выбирали сами духи, это проявлялось чаще всего в детские годы. Самым ярким признаком была лишняя кость, лишний (шестой) палец, яркое родимое пятно. Человек отличался и своим поведением, он был глубокомысленным, казалось, что он ведет себя странно: убегал в лес или горы, ему снились странные сны, часто болел, в жизни происходили необъяснимые явления. Главный признак становления настоящего шамана – шаманская болезнь. Симптомами были галлюцинации. В своих галлюцинациях человеку казалось, что его терзают духи, они вынимают из него все органы, ищут лишнюю кость, а он видел это как-бы со стороны. Шаман должен был ритуально умереть как человек и воскреснуть как шаман. В дальнейшей жизни духи, которые его избрали, подсказывали и помогали ему. После этого духи подсказывали новоявленному шаману где срубить дерево, где отловить животное для бубна, как с шить ритуальный костюм. Когда буен был готов, происходил обряд – оживление бубна в два этапа. На первом – оживление дерева, шаман перевоплощался в дух дерева, во время второго в дух животного и рассказывал и показывал, как росло, чем питалось оно. Шаман выполнял много работы, его в любое время могли вызвать к постели больного или принимать роды, разрешать споры или конфликты, он заранее чувствовал это и не в праве был отказать.

Камлание над больным состояло из заклинаний) и экстатической пляски с пением и ударами в бубен; шаман якобы отправлялся в мир духов, чтобы принести оттуда похищенную душу больного. Во время камлания он в темноте проделывал всевозможные трюки, представлял, что он то превращается в медведя или в другого зверя, то колет себя ножом, то пожирает горячие угли или лижет раскаленные железные предметы.

Часто родственники противились, чтобы их родной человек становился шаманом, потому что эта «работа» занимала много времени, а достатка не приносила. Поэтому многие шаманы владели мирской профессией (Приложение 9, Фото 1)

2.3. Изучение материалов в книге В. Н. Басилова «Избранники духов»

Винарий Алексеевич посоветовал для изучения список литературы по шаманизму на Алтае.

В книге очень интересно рассказывается о шаманах Сибири, их верованиях, обрядах. Вера в сверхъестественные силы шаманов порождали множество фантастических рассказов о сотворенных ими чудесах.

Вот как описывается обряд камлания (Приложение 15)

Некоторые шаманы, для того, чтобы приобрести над зрителями полную власть умело сочетали ловкость рук с гипнозом. Для чего шаманы пускались на явные хитрости? Возможно для того, чтобы ошеломленные зрители сидели тихо и своими вопросами, советами не мешали шаману вести разговор с духами. Ответа дать никто не может.

Иногда вместо бубна шаманы используют варган, он издает мрачный «потусторонний» звук. К варгану привязаны ленты и предметы, отпугивающие злых духов.

В XIX веке начался быстрый процесс отмирания шаманства, а в начале XX века он резко усилился. Преобразования Советской власти в общественной и культурной жизни коренного населения привели к утрате шаманства своей прежней общественной роли. В 80-х годах XX века среди старшего поколения алтайцев еще встречались люди, которые верили во власть духов. До сих пор звуки бубна и обрядовое пение вселяет в людей надежду на избавление от болезней. В основном сейчас шаманство интересно для ученых историков, так как позволяет понять далекое прошлое человечества.

Известные художники XIX - XX веков В. И Суриков и Г. И. Чорос-Гуркин осветили шаманизм в своем творчестве. (Приложение 10. Фото 15-16)

Я читал, что в некоторых поселениях еще можно встретить шаманов, которые бьют в свои барабаны, еще лечат людей, предсказывают будущее.

Глава 3. Путешествие по шаманским местам в Горном Алтае

1. Камышлинский водопад

Очень хотелось увидеть своими глазами эти удивительные места, встретить настоящего шамана, побольше узнать об этих загадочных людях. Летом 2023 годы мы с родителями отправились в путешествие. В Горном Алтае в селе Онгудай у нас живут родственники (Приложение 11. Фото 17)

Мой дядя, Исаенко Сергей Викторович, всю свою жизнь проработал главным егерем Кош-Агачского и Онгудайского районов, он знает множество троп в горах, ущельях и лесах. Его жена, Исаенко Алена Михайловна, алтайка, коренная жительница этих мест. Они стали нашими проводниками, много интересных мест показали и рассказали о них.

Горы, скалы, пещеры, реки, водопады, озера, древние курганы – все это сакральные места.

И первое место - это Камышлинскии водопад. Водопад - место силы, издавна сюда камы ШЛИ камлать. Отсюда и название водопада –Камышлинский.

Горный воздух исцеляет, а вода водопада очищает. Здесь проявляется великая сила алтайских духов: духа гор Туэззи и духа воды – Суэззи. Это позволяло шаманам легко общаться в этих местах с силами природы.

Туристов тут просят: «Подумайте о хорошем. Освободите свое сердце от злых помыслов. Привяжите чистую ленту (дьялама), бросьте к ногам шамана монетку и следуйте к водопаду, вдыхая целебный воздух, наполняясь силами гор. И да помогут вам духи Алтая» (Приложение 11. Фото 17)

2.Тавдинские пещеры

Большая Тавдинская пещера или пещера «Девичьи слезы», протяженностью долее двухсот метров. В разные эпохи это место было пристанищем для людей, об этом говорят археологические находки.

Найдены артефакты (предметы быта и атрибуты для проведения обрядов) которые относятся к концу XIX века, началу XX, принадлежат укрывающимся здесь староверам и шаманам, прятавшимся от новой власти. Вход в нее находится на высоте 80 м, мы поднялись по ступенькам, в пещере проведено электричество(Фото). В главной галерее нас встретил «Хранитель пещеры», его нужно задобрить монеткой, до грота орла пришлось идти гусиным шагом. В нем на потолке отпечаток орла. По легенде древние люди подкидывали бедную птицу к потолку, пока орел не прилип. Дальше была «спальня древнего человека», именно там были найдены останки древних людей. Недалеко от входа в пещеру расположен памятник природы - «Арка желаний». Это остаток свода пещеры, похож на мостик, результат работы воды. Именно в этом место шаманы общались с духами (Приложение 11. Фото 18-20)

3. «Долина горных духов»

Ущелье Че-Чкыш – это скальный каньон в долине реки Катунь.

По-алтайски - Че-Чкыш, переводится как «тонкий или узкий». И действительно, река Катунь в этом месте тоненькая. Тропа, между гор очень узкая, поднимаясь вверх, она еще больше сужается, горы становятся ближе друг к другу, говорят, что там живут духи. Местные жители рассказывают, что в этих местах часто пропадает скот, считается, что его забирают горные духи. В Долине горных духов находиться «Сердце Катуни» - небольшой остров, который находится посередине реки, кто-то называет его «Островом Любви».

Есть в Долине горных духов Шаман-камень и водопад живой и мертвой воды. Рядом в горах мы побывали в пещере, на ее стенах сохранились настенные рисунки – петроглифы (Приложение 11. Фото 21-27)

Согласно легендам, высоко в горах в одной из пещер жил шаман. Его дух до сих пор блуждает по Долине духов. Путешественники замечали, что иногда в темную ночь в пещере возникает загадочное сияние.

4. Каракольская долина. Природный парк Уч Энмек

Уч-Энмек - это священная гора алтайцев, на­звание которой и букваль­ном переводе означает «Три темени».

«Уч» - «Три» - одна из наиболее почитаемых ал­тайцами цифр. Мы живём в трёхмерном мире, на тре­тьей от Солнца планете, пе­реживая три цикла: рожде­ние, жизнь, смерть. В круге вечности вращаются про­шлое, настоящее, будущее. В самом центре традици­онного жилища алтайца - аиле - находится тренож­ный очаг. Три основы очага, означающие троичность мироздания, обрамляют круг, символизирующий Ве­ликую Бесконечность.

«Энмек» - «Темя» - это часть головы, через кото­рую человек связан с Кос­мосом.

На Алтае очень почитают вершину Уч-Энмек, считая, что через нее идёт утро­енная энергия космоса. И вся Каракольская долина, которая начинается с вер­шины Уч-Энмек, считается священной [5]

По дороге мы остановились возле стеллы «Жилище Солнечных Богов». В природном парке Уч Энмек сохранились более 50-ти курганов – это древние захоронения. Считалось, что чем больше камней и выше курган, тем достойнее человек погребен, над курганами возвышаются высокие каменные столбы, как памятники. Там же есть целебный источник Аржан-Суу. Возле источника растут шаман - деревья, с разноцветными ленточками. Завязывая ленты белого и жёлтого, голубого и зелёного цвета, алтайцы почитают духов.

Аржан Суу - это минеральный источник, с большим содержанием ионов серебра, медью и другими минеральными примесями. В результате она долго хранится, не теряя своих качеств, улучшая обменные процессы, омолаживает, придаёт силы. А по содержанию железа вода из источника превосходит знаменитые Боржоми и Ессентуки. (Приложение 11. Фото 28-30)

До нас дошли легенды об источниках (Приложение 12)

Музей в селе Кулада

Село основана в 1700 году, еще раньше здесь жили люди. Очень красива природа в этих местах, много ручейков и речек. Рядом находится Башадарский комплекс с объектами скифской, тюрской культуры. Находки из его курганов хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

В музее нас встретила музейный работник Мажина Михайловна А., мы рассмотрели каменных воинов, домашнюю утварь и национальную одежду алтайцев.

Мы спросили у Мажины Михайловны: «Есть ли шаманы в Вашем селе?»

«Раньше шаманов здесь было много, но после прихода советской власти их стали выгонять из деревни, обвиняя во всех бедах, уничтожали, те, кто остались в живых, ушли в горы. Мажина Михайловна интересовалась Принцессой Укока, изучала материалы, участвовала в конференциях, она сказала, что местные жители, действительно, придерживаются того что принцесса была очень сильной шаманкой (Приложение 13. Фото 31-32)

В заключении нашего разговора Мажина Михайловна сказала, что в селе Кыдым-Таш живет настоящий шаман.

5. Перевал ЧикеТаман.

Когда – то на вершине  горы ЧикеТаман был родник. В далекие времена, когда еще не было дороги, и люди ходили пешком, здесь путники делали остановку на отдых или ночлег. Часто им виделась очень красивая девушка –хозяйка перевала. Когда стали строить Чуйский тракт, проводили взрывные работы, родник исчез, хозяйку перевала тоже не стала являться людям. Но люди почитают ее, вяжут ленты, поговаривают, что хозяйка горы вновь вернулась.

6. Водопад Шерлак (Водопад «Девичьи слезы»)

По дороге в Кош-Агач мы посетили водопад на склоне Айгулакского хребта. Высота водопада около 15 метров, по-алтайски он называется Шерлак по имени девушки, которая спасаясь от нападения вместе со своим маленьким братом бросилась с обрыва вниз, не желая попасть в плен. И действительно, скала напоминает щеку девушки, а сам водопад - ее слезы. По рассказам старожилов этих мест, шаманы проводили здесь обряды, черпая силы у духа водопада (Приложение 13. Фото33-34)

7. Красные ворота

Проезжая через Айгулакский хребет можно увидеть удивительную достопримечательность Горного Алтая – Красные ворота. Когда-то давно путешественники совершали свой переход по узкой тропе. Для постройки дороги в скале произвели взрывные работы. Получился узкий проем между скалами (50 метров), по дну его проложена дорога. Скалы имеют необычный ярко-красный цвет. Оказалось, что эти породы образовались из вулканической магмы после извержения вулкана в глубокой древности, в ней много ртутьсодержащего минерала – киноварь. Конечно, алтайцы рассказывают легенду, о том, будто - это кровь богатыря Калюка, который кинулся в погоню за злым великаном Алыпом, укравшим его невесту. Он не мог протиснуться между скалам, вот и оставил свою кровь. Айгульский хребет находится в самом сердце Алтая. Здесь отвесные скалы, белоснежные вершины гор, соседствуют с долинами. Течет бурная река Чибитка, величественные кедры шумят в высоте. Безмолвие и тишина. Местные говорят, что в этих безлюдных местах шаманы, уединяясь проводили свои обряды (Приложение 13. Фото 35-38)

8. Озеро Чейбеккель

Есть еще одно место которое нам показали местные жители связанное с легендами и шаманами. Это озеро Чейбек-Коль и Чейбеккель, что в переводе означает «длинное, вытянутое озеро. Озеро протянулось вдоль дороги на 2 км, ширина - 80 метром. Вода пресная, питается оно талыми водами, осадками и подземными водами. Так как озеро находится на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря, осенью оно быстро замерзает, лед тает к середине лета. В народе оно получило название – Мертвое озеро. В озере не растут растения, не живет рыба и другие животные, птицы не летают там. Говорят, в воде содержится много ртути, потому как неподалеку было открыто месторождение ртути и работала фабрика по обработки этого металла. В томские ученые выяснили - все в пределах нормы. Коренное население верит, что здесь обитают злые духи. (Приложение 13. Фото 39-40) .

9. Гейзеровое озеро

Гейзеровое озеро расположено рядом с селом Акташ. Оно небольшое по размеру. Со дна его бьют четыре ключа, выбрасывая голубую глину, от этого на поверхности видны круги, замысловатой формы. На эту картину можно любоваться бесконечно долго. Купаться в озере нельзя, вода в нем холодная. Питается оно подземными водами и талыми водами с гор. Интересно, что круглый год озеро не замерзает. Естественно, местные жители считают озеро волшебным, называют его глазом Земли, через которое она смотрит в Космос. Шаманы, якобы устанавливают связь с верхним миром и могут зреть в будущее (Приложение 13. Фото 41-42).

Глава 4. Встреча и беседы с местными жителями Горного Алтая

    1. Беседа с шаманом

Добравшись до села Кызыл-Таш мы нашли дом где проживает шаман.

Это был небольшой деревенский дом, нам навстречу вышел мужчина, приблизительно лет пятидесяти. Мы объяснили наш интерес к изучению шаманства, хозяин согласился нам рассказать о себе. Он просил называть его Славой (Приложение 14. Фото 43-44).

4.2.Интервью с Аленой Михайловной И. (коренная алтайка), 58 лет, с Онгудай

Я спросил у Алены Михайловны, во что сейчас верят алтайцы?

«Когда я была маленькой, у моих родителей была вера - «Ахтян», т.е. «белая вера», они покланялись духам, почитали их, кормили, устраивали жертвоприношения - кололи барана. На данный момент не все алтайцы придерживаются старых устоев, молодежь сама выбирает в кого верить. Есть в алтайских селах православные церкви, мечети, молельные дома старообрядцев.

Есть те, которые чтят старые традиции. В определенные дни они собираются на горе и проводят ритуалы. Мои родственники, например, подкармливают огонь, тем самым задабривая духов. Окуривают можжевельником дом и себя.

Ночью они не выносят из дома золу. Есть и шаманы, но они не рекламируют себя, слухи о том. Что к ним обращаются люди существуют. Однажды, когда я сильно заболела, я обратилась к шаману, чтобы он полечил меня. Болезнь не прошла. Через некоторое время я решила принять христианство и крестилась в православной церкви»

4.3. Интервью с Анастасией Сергеевной Б., 29лет, Андреем Ивановичем Б. (алтаец) с. Онгудай

Коренные алтайцы даже сейчас верят в духов. Они уверены, что у каждого природного объекта, растения, животных есть свой хозяин. Например, нельзя вырывать траву с корнем, так как это волосы земли.

Духи гор так же, как и люди живут на земле, им особое поклонение. В горах нельзя громко кричать, шуметь. Если человек поднимается в горы нужно отдать дань хозяину горы – монетку или камушек. У каждой реки. Озера, водопада есть свой дух, его настроение может быть разным. Оно зависит от настроения человека, пришедшего к реке, например. Алтайцы верят, что в водоемах живут чудовища. Особое отношение у алтайцев к огню, который давал людям тепло, пищу, до сих пор перед огнем они испытывают благоговейный трепет: в огонь нельзя бросать мусор, тем самым, как бы оскверняя его.

4.4. Интервью с Татьяной Николаевной Я., 59 лет, г. Горно-Алтайска.

В городе есть несколько православных церквей и буддийский храм, их посещают и алтайцы и русские люди, в основном люди носят свою веру в душе. Конечно, сейчас культа шаманов нет. Хотя в городе ведет прием шаманка, к которой я совсем недавно обратилась. Меня беспокоила болезнь младшего сына. Но ничего конкретного «шаманка» дать мне не смогла. Алтайцы чтят свою культуру, во время праздников, например, «Цветения Маральника», приходят артисты в костюмах шаманов. Для привлечения туристов местные ремесленники изготавливают и продают предметы культа шаманов: бубны, шапки, алтайский комус (варган), птицу Сирин.

Интервью с учителем истории, краеведом, археологом Александрой Ивановной Г.

Шаманство – язычество, религия, свойственная малообразованным народам. Шаманизм был религией не только на Алтае, но и на Дальнем Востоке, в Средней Азии, в Африке. Люди верили шаману, что тот в состоянии транса общается с духами, передает им просьбы людей и дают советы. Они верили, что именно шаман и духи обеспечивает удачу на охоте, обильный урожай, вылечивают человека от болезни. Шаман способен входить в состояние исступления – транс, припадок. Шаманы хорошо владели психотехникой, гипнозом. Невежественные, в далекие времена, люди верили в сверх силу шаманов, боялись их.

Глава 5. Изготовление бубна.

  1. Из березовых досточек изготовили бубен. Ручку, изогнутой формы, напоминающую фигуру человека.

  2. Обтянули кожзаменителем бежевого цвета.

  3. Нанес рисунки акриловой краской изнутри и снаружи.

  4. По периметру прикрепили бубенцы.

  5. На ручку бубна привязал ленты белого, зеленого, голубого, красного цвета. (Приложение 14. Фото 51-53)

Заключение

В ходе моего исследования я провел социологический опрос учащихся пятых классов. Мы побывали в музеях и местах Горного Алтая, на выставке в Алтайском краеведческом музее, экспозиции позволили наглядно представить предметы религиозного культа алтайских шаманов начала прошлого века, узнать интересные факты из жизни коренного населения Горного Алтая. Изучил научные труды русских, советский и российских ученых о шаманизме на Алтае. Я узнал, о роли, которую они выполняли в обществе, их религиозном культе, обрядах. Интересно было узнать, кто может стать шаманом, как проводились камлания, прочитать рассказы очевидцев тех событий.

Я побывал в сакральных для шаманов местах Горного Алтая. Я встретился с местными жителями и задал им вопросы о современной вере алтайцев. Мне удалось встретиться с настоящим действующим шаманом, он рассказал мне свою биографию, о жизни своего рода. По изученным материалам, образцам, увиденным мною в музеях и на выставке я с помощью родителей изготовил бубен.

Проведя свое исследование, я могу сделать выводы:

Раньше люди верили в духов на небе, на земле и под землей, в сверхъестественные силы шамана.

В начале XX века, далее в годы Советской власти, шаманы истреблялись. Со временем, изменилась культура местного населения. Молодые люди получают среднее и высшее образование. Вера я языческих духов прошла. Среди населения есть представители разных религиозных конфессий: христиане, мусульмане, буддисты. В современном обществе появляются новые традиции, но алтайцы сохраняют свою историю, чтут традиции своего народа.

Сейчас в Горном Алтае создана современная индустрия туризма, в которой культ шамана широко используется (артисты в костюмах выступают на праздниках, например, «Праздник цветения маральника»). Ремесленники создают амулеты, обереги для продажи туристам со всех регионов нашей страны (Приложение 14. Фото 45-50).

Появляется современный шаманизм или "неошаманизм", когда шаманом может стать кто захочет. Здесь главное, получить выгоду, используя сформированные веками традиции. Туристические компании предлагают шаманские туры: «Шаман – тур», «Духовная сила алтайских шаманов», «Шаман Алтай», индивидуальные туры к шаманам.

Реклама гласит: «Вас ждёт знакомство с алтайскими шаманами, с их ритуалами и обрядами, освоение методов самолечения»

Например, тур «Зимняя сказка у шаманов»:

• Шаманский обряд очищения духа, души и тела.

• Работа с сознанием. Возврат личной силы.

• Обряд оживления бубна.

• Шаманский авторский массаж [6]

Новые шаманы не разбираются в духовных вопросах, обучаются по книгам сомнительных авторов. Шаманизм и неошаманизм не имеют ничего общего. О своей работе я расскажу одноклассникам.

Я понял, что работа, которую я начал, открыла для меня много вопросов, на которые в будущем мне хотелось бы найти ответы.

Я наметил план на будущее:

- Совершить шаман-тур

-Познакомиться с творчеством художника Г.И.Чорос-Гуркина

-Узнать об учении Н. Рериха

Список источников и литература

  1. (https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/08/08_03/mae_ras_vol_4-2)

  2. http://artmuseumtomsk.ru/page/10/4/82?theme=tmpl_blind

  3. http://www.ipos-tmn.ru/rics/pdf/Basilov.pdf

  4. https://vk.com/wall-171731807_8327

  5. https://nbra.ru/resursy/ekologiya/etnoekologiya/191-mify-i-legendy-karakolskoj-doliny-svyashchennaya-gora-uch-enmek

  6. https://vk.com/wall78800031_38817

  7. https://fishki.net/2434249-altaj-zemlja-very-i-obwenija-s-vysshim-silami.html

  8. https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/arxeologicheskie-svidetelstva-civilizacii-v-sibiri.html

  9. https://dzen.ru/a/Y46oy5fXD1XkOUqT

  10. http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/index.seam?.. #кунсткамер

Приложение 1

Анкета для учеников 5 –х классов.

1 Кто такой шаман?

2 Что знаете о шаманах?

3 В культуре каких народов есть шаманы?

4 Знаете ли Вы атрибуты, которые используют шаманы?

Приложение 2

В опросе участвовало 34 человека

Вопрос

Знают

Не знают

1

Кто такой шаман?

12

22

2

Что знаете о шаманах?

8

26

3

В культуре каких народов есть шаманы?

3

31

4

Знаете ли Вы атрибуты, которые используют шаманы?

2

32

Приложение 3

Фото 1-3. В Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина

Фото 4-6. Выставка Алтайского краеведческого музея «По следам шаманов», 2023г

Фото 7 Анохин А.В. Фото 8. Научный труд Анохина А. В.

Приложение 4

Душа человека – суна, при жизни может отделяться от него и витать по горам, долинам, степям. Увидеть ее могут ясновидец, шаманы и собаки. Они видят суну – фигуру настоящего человека со своими особенностями в одежде на далеком расстоянии, собаки в это время издают вой, это сулит смерть человеку, чью суну увидели шаманы. Другой вид души –ула, это двойник человека или животного. Ула, как и суна отделяется от человека и может жить самостоятельно вне тела. Именно ула шамана и жертвенного животного совершает путешествие в мир духов, при камлании. В загробной жизни играет роль суна. После смерти человека в мире духов он обязательно встречается с душами ближайших родственников. Участь души умершего человека может быть различной в зависимости от добрых и худых дел человека. Душа хорошего человека живет на земле и пользуется всеми земными благами, т.е. Земля считается раем и лучшим положением для души. Душа порочного человека наказывается тем, что она не может жить на земле и идет в нижний мир к Эрлику (в огонь) и делается слугой Эрлика, приносит людям вред, болезни, старается увлечь кого-то из родственником в царство Эрлика. Душа шамана после его смерти остается на земле. Изготовляется его изображение, оно кропиться вином и вывешивается на почетное место, дух шамана становится духом, которого почитают в аиле, молятся, приносят жертвы. В начале 20 века алтайцы знали свою родословную до седьмого калена, в любой семье можно было найти умершего шамана по отцовской или материнской линии. У алтайцев никогда не существовало народной медицины, лечения травами, в любой болезни они видели проявление воли духов. А. В. Анохин описывает случаи, когда над больным человеком проводил обряд шаман, приносил жертву духам. Духи, пославшие человеку болезнь, ожидают от человека выкупа и они дают им его в виде жертвоприношений. Случаи выздоровления истолковываются так, что жертва удовлетворила духов. Если человек не выздоравливал, жертвы приносились снова и снова доводя семью больного до полного разорения.

В «Материалах» А. В. Анохин описывает обряд камлания, во время которого происходит общение шамана с духами. Все начинается с обряда кропления вином изображений ару-кормосов (чистые души), затем следует более торжественный обряд созывания ару-кормасов для беседы наедине с шаманом. Он происходит ночью. Потом следует тайная беседа шамана с духами, во время которой духи рассказывают, что они хотят от людей, ару –кормасы дают наставления, как умилостивить того или иного духа. По окончанию тайной беседы, шаман подробно рассказывает людям, что говорили духи, какой совет они дали. Во время обряда шаман облачен в специальную одежду, он бьет в бубен и совершает различные движения, а после впадает в транс, именно тогда и происходит его общение с духами. Ула (душа) шамана преодолевает препятствия по пути к духам неба или подземного мира с помощью ару-кормасов, они охраняют от опасностей, невидимо облекая собой шамана, сидят у него на голове, туловище, ногах. У большого шамана много ару кормасов (до 10), у слабого 3-2-1. Каждый ару-кормос имеет своего собственного тося - духа , например, скалистой горы, озера, реки.

Приложение 5

Маньяак шили из овчины или шкуры белого марала. В костюме насчитывалось тридцати частей, а количество доходило до 600. [1. с 38] Каждая деталь имела свое священное значение. На рукава пришивались полоски шкуры рыси, три ряда узлов из шерстяной нити, в каждом по 9 узелков, зигзагообразно пришивалась тесьма, по нижнему краю – медные колокольчики (на правом рукаве – 4, на левом -5, всего 9) и нечетное количество цветных лент (5 цветов). [1. с 39-40]

Спина до пояса покрывалась кумачом, посередине пришиты 9 деревянных кукол – 9 дочерей Ульгеню. Под куклами в два ряда пришиты 27 перламутровых раковин. Ниже горизонтально пришиты от 20 до 70

колокольчиков, а также 9 луков со стрелами, могут быть и пластины или кольца с подвесками. Все это броня шамана. [1.с 41]

Пояс красный, прикреплен к маньяаку ремнями. На нем большие бляхи, изображающие Луну и Солнце и множество мелких, изображающих звезды пришиты рядами, кучками или крестообразно. Под поясом пришиты девять бубенцов – обруч шамана. К поясу пришивается 9 игольников – это сумочки с оторочками, кистями, бисеринками. [1. с 42]

Под поясом на бедрах длинные жгуты из конопляной веревки, они плотно соединены друг с другом, их количество по разным данным бывает 60, 90, 100, 120, 200.

Украшают маньяаки и случайные вышивки: шкура дятла, горностая, изображение лягушки. Присутствие вышивок объясняются личными симпатиями шамана к духу, от которого он унаследовал силу. [1. с 43] За заплечьями во всю длину маньяака свешивается жгут из коричневой или зеленой материи, на нем есть голова, две ноги, ниже еще две ноги и раздвоенный хвост. Это изображение чудовища подземного царства Эрлика, защищает шамана от злых кормосов. Параллельно этим жгутам, во всю длину свешиваются девять связок жгутов по з в каждой связке, украшены перьями филина и символизируют крылья. [1. с 44]

К набедренной части маньяака прикрепляются платки людей, которые слушают камлания, после они идут в пользование шамана.

У некоторых маньяаков встречаются перья филина, когти беркута, лапы медведя, с их помощью шаман изгоняет злых духов из больного. [1. с 46] Все это должно охранять шамана от злых духов на земле во время камлания.

У шаманов два вида шапок. Шапка-птица украшается рисунков в традициях национального костюма алтайцев, на темя пришиваются пучки совиных перьев и три белых ленты. Шьют шапку из красной материи, подшивая в трех местах шкуру рыси. На передней части шапки пришиваются ряд кисточек из бисера, на некоторых против уха пришивали крупную бисерину – «серьга» и беличий хвост – «ухо». [1. с 47-50]

Фото 9-10. Рисунки А. А. Ворониной – Уткиной из «Материалов…»

Фото 11. Рисунки А. А. Фото 12-13 Шаманский бубен

Ворониной – Уткиной

Приложение 6

Моление при приношении жертвенника приезжими:

На будущий год будет ли даваться милость?

На этот год будет ли даваться спокойствие?

Теперь зеленую травку

Будем ли топтать?

В этот год птица (кукушка)

Будет ли также петь?

Белую коряжину(зимняя докучливая лежка)

Можем ли перешагнуть? [1. с. 78]

Приложение 7

Самый молодой шаман Сапсыр, ему 7 лет, камлает один год. «Во время камлания, которое тянется иногда до двух часов беспрерывно Сапсыр бьет в бубен, визжит, но слов не говорит. Старые шаманы говорят, что Сапсыр так будет камлать до 15летнего возраста» [1. с. 121]

«Шаман Болтой, 20 лет, камлает три года. За это время у него у него был один припадок: его нашли бездыханным, тело было синее и упругое, как у мертвеца, изо рта шла пена. Присутствующие на грудь Болтоя положили бубен и били его колотушкой. Через два часа шаман стал дышать, а когда возвратилось к нему сознание и силы, то стал камлать» [1. с. 122]

Шаман Моткочок, 76 лет, камлает с 9 лет, уже 65 лет. [1. с. 131-132]

У шамана Бади было девять бубнов. При нападении на Алтай киргизы убивали его три раза, распороли живот и увидели сердце обросшее шерстью, такое же сердце нашли внутри большого пальца. [1. с. 125]

Шаман Сапыр, 26 лет, камлает с 15 лет. Очень популярный шаман. «При камлании высекает из бубна колотушкой полосы огня (шаманисты принимают его за небесный огонь), выхаркивает железные вещи: трубки, конура (подвески к бубну) из горла, иногда выпускает змей из носу»[1. с 134]

Шаманка Саата, 30 лет, камлает 10 лет. [1. с. 114]

Приложение 8

Вот как описывает ритуал камлания Сааты Г. И. Потанин «В Чемальском тупике» («Сибирская жизнь» 1912г 12 июня): «Саата пела и плясала. Она принимала трудные, невозможные положения тела, неестественно закидывая голову за спину и поднимая над собой бубен. Иногда она вертелась на месте, как волчок. Тогда ленты и ремни мандяка рассыпались в воздухе, сливались в сплошной диск, в центре которого было тело шаманки» [2. c.2]

Приложение 9

Фото 14. к.и.н. Винарий Алексеевич Б.

Приложение 10

Фото 15 Г. И. Чорос-Гуркин «Камлание», 1895г Фото 16. В.И. Суриков «Шаман»(этюд к

Картине «Покорение Сибири Ермаком» 1893г

Приложение 11

Фото 17. Камышлинский водопад

Фото 18-20 Тавдинские пещеры

 

Фото 21-27 Че-Чкыш («Долина горных духов») Шаман-камень

Скала Шаман-камень по сей день считается священной, так как законы природы работают там с некоторыми особенностями. Например, можно отойти от скалы метров на 50 и расслышать шепот собеседника, который стоит у подножия. При этом ваш шепот он не услышит, так что в ответ придется кричать. Если хлопнуть в ладоши, то эхо донесется с большой задержкой, как будто скала – минимум в километре пути. Электронные приборы по непонятным причинам часто дают сбои в этой зоне. У подножия скалы проводились камлания, можно увидеть алтарный камень и сделать подношение духам возле небольших пещер.

Одну из пещер называют «пещерой шамана»: по преданию в ней прятался одинокий шаман и умел ловко исчезать через дыру в задней части пещеры, чем вводил в замешательство своих преследователей.

Фото 28 Каменный рыцарь Фото 30 Источник Аржан-Суу

Приложение 12

«Одна девушка, потеряв своего любимого, долгое время, пытаясь найти его, бродила по земле. За долгие годы поисков, она неоднократно умывалась в горном источнике. И когда нашла своего милого, он не узнал любимую. Оказывается с каждым умыванием, девушка молодела. И к моменту встречи, он постарел, а она выглядела совсем ребёнком...»

«Однажды один из охотников, увидев марала с рогами необычайной красоты, начал погоню. Во время погони он ранил марала. Но тут случилось удивительное! Из последних сил марал добрался до источника и бросился в него. Добежав до родника, охотник увидел, что раны на теле марала затянулись, и он за несколько прыжков скрылся в зарослях. Удивлению охотника не было предела. Спустившись к источнику, он опустил в воду сушёного хариуса. Через мгновение рыбка уплыла. Бросив в воду выделанную шкурку выдры, охотник увидел, что и она ожила и уплыла...»

Приложение 13

Фото 31-32 Мажина Михайловна А.руководитель музея в с Кулада

Фото 33 Водопад Шерлак («Девичсьи слезы»

Фото 35-38 Красные ворота

Фото39-40 Мертвое озеро

Фото 41-42 Гейзеровое озеро

Приложение 14

Фото 43-44Шаман Слава.

«Мой дед был шаманом, сестра моего отца и я являюсь шаманам. Мой дед был очень сильным шаманом, он мог многое, что сейчас не доступно мне, а также он был сказителем. Тетка была сильной шаманкой, с которой считались и боялись. Мы живём на одном и том же месте, это наш родовой дом. Я принадлежу к роду Кыпчак. Наш семейный духовный зверь - это снежный барс. Во время репрессии в 37 году нашу семью преследовали, считая нечестивыми, кого-то убили, кого-то посадили за шаманизм. Все братья, которые были у моего отца погибли на войне. Младший брат отца должен был быть шаманом, но его некому было посвятить в шаманы, он ушёл на войну, где и погиб. После его гибели, все стали очень сильно бояться, потому что, когда нет шамана, люди начинают заболевать и хворь приходит в то место. Спустя несколько дней разговоров с сестрой, она согласилась стать шаманкой вместо брата. После репрессий родственники начали заботиться об отце и его сестре, они жили бедно, всех овец и баранов забрало государство. Сестра отца помогала людям и жили за счет этого.

Отец мой работал бухгалтером, закончив только 4 класса школы, ему было сложно, но семью надо было кормить и содержать. В нашей семье было 13 детей. Дети болели и умирали, до взрослого возраста дожили я, средняя сестра и старший брат. У меня мой дар проявился в 16 лет. С16 лет я знал всё: будущее, прошлое и настоящее. Меня этому никто не обучал, в моей голове появлялись определенные образы и места, которые мне были неизвестны. Меня это очень сильно пугало, я спрашивал у своего отца, что со мной происходит, но он мне ничего не отвечал. После проявления дара я не мог спать по ночам, мне он сильно мешал, но спустя время я стал понемногу привыкать к нему и учится им пользоваться. Я мог видеть то, что происходило в соседней деревне, то, что будет происходить и какие неприятности там могут случится. Всех своих ближайших родственников я предупреждал, когда им грозила опасность или несчастья и также говорил, что им надо делать, чтобы этого не произошло. Некоторые сначала мне не верили, но после того, как происходило то, о чем я предупреждал, они снова обращались ко мне за помощью. Я могу разговаривать с духами, которые мне помогают с информацией. которая поступает мне о будущем. Они также советуют, как правильно поступать в той или иной ситуации. В то время, когда был молодой, я не давал советы, как шаман и не предсказывал будущее, потому что меня могли посчитать дурачком и отправить в психдиспансер или за клевету вообще посадить. С 2003 года я начал готовиться к посвящению в шаманы, для этого я поехал к родственникам в Тыву для обряда. С этого времени я стал настоящим шаманом и стал работать с людьми. У шамана каждый цвет в его одежде обозначает определённого духа. Я взаимодейсвую с загробным миром, со средним миром где живем мы и с высшим миром, со светлыми духами и черными. Для общения с духами мне нужны бубны, их делают шаманы в определенный день. Первый мой бубен был изготовлен в Туве монгольскими шаманами. Сам бубен обтянут оленьей кожей, для призыва духов я использую козью лапку, которой отбиваю нужный мне ритм на бубне. К бубну привязаны ленточки разного цвета, они отвечают за природные элементы: вода, земля, воздух и огонь. Мой костюм тоже был изготовлен монгольскими шаманами, которые называют себя сингили, они очень сильные шаманы. Обычный человек шаманом стать не может, но если он будет обманывать и притворятся шаманом, то может навлечь на себя несчастье и разозлить духов своими действиями. У меня есть 3 ученика, которые в дальнейшем будут продолжать помогать людям вместо меня. Два мои ученика живут в Горном Алтае, а третий ученик уехал в Монголию для улучшения своих способностей.

Кому из детей моих достанется мой дар я не могу предугадать, дар сам выбирает себе хозяина. Он может проявится у моих детей или у их детей, тут точно сказать нельзя»

 

Фото 45-50 Современность шаманизм в современном мире

Фото 51-53 Изготовление модели шаманского бубна

Приложение 15

Начиная камлание, шаман брал в руки бубен и призывал духов-помощников особой мелодией, связанной именно с этим духом, называл его по имени, хвалил достоинства, восхищался им:

Откликаясь на мой голос, придите,

Откликаясь на зов, спуститесь!

Железного хана сын, железное стремя пробивающий ногой, потному коню не дающий привязи (отдыха)

Когда железный лук натягиваешь, он ломается…

Пущенной стрелы меткий стрелок,

Красноречивый,

При его движении мужи не могут устоять,

Вида его не может скот вынести

Мой Кан Еркей – хан уважаемый!

Приход духа шаман изображал хриплым, приглушенным голосом, иногда шаман разговаривал с духами на «особом» плохо понятном для окружающих языке. Приходилось долго ждать, прежде чем духи внезапно появлялись. Часто облик их был настолько грозным, что шаман лишался чувств. Его приводили в себя и он начинал пляску, сначала медленно, а потом все быстрее и неистовее. Он колотил в бубен, свистел, кричал, подражая разным зверям и птицам все громче и громче. Бубен звучал то очень громко, то нежно завораживая своим звучанием присутствующих. Шаман распахивал дверь, высовывал наружу голову и втягивал в себя воздух. Возвращался он с закатанными глазами и высунутым языком, это означало, что духи вошли в него. Вселение духов было болезненным для шамана, его трясла лихорадка, его тошнило, тело дрожало, он ревел. Вместив в себя духа, шаман приобретал его свойства, если дух был животное, шаман подражал ему, если одноногий, он прыгал на одной ноге. Шаман был в состоянии транса, истерического припадка (многие исследователи считают шаманов больными «падучей болезнью» - эпилепсией) [3. c. 155] Состояние экстаза (разновидность самогипноза) может пропасть, поэтому во время камлания до шамана нельзя дотрагиваться. Камлание может закончится внезапно, шаман падал на пол, лежал бледный, казался бездыханным, через некоторое время придя в себя садился и рассказывал о результатах своего путешествия

Просмотров работы: 16