Введение
Учитель, сотвори ученика –
прекраснейшее из твоих творений.
Твой мозг, и сердце, и твоя рука –
Вот инструменты.
Пусть родится гений
В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста.
В настоящее время в нашей стране молодые люди все меньше считают профессию учителя менее престижной. В подростковом возрасте перед каждым ребенком встает проблема выбора профессии. Задав себе вопрос: «Кем быть?», молодые люди начинают активный поиск информации о будущей профессии. Осуществляя этот поиск, учащиеся начинают по-новому смотреть на труд своих родителей, на свои собственные увлечения, замечать особенности профессиональной деятельности окружающих их людей. Из всего объема полученной информации формируется профессиональная направленность, благодаря которой вырабатывается уверенность в правильности выбора своего профессионального пути, желание найти свое призвание, сформировать стремление и добиться высоких результатов в профессиональной деятельности, расширить кругозор и получить большой объем информации о профессиях.
Тема исследования: «Ветераны педагогического труда МБОУ «Розовская СОШ имени М.А. Буделева»
Цель: изучение жизни и трудовой деятельности педагогов-ветеранов МБОУ «Розовская СОШ имени М.А. Буделева»
Задачи:
Изучить историю школы в Омском районе.
Провести интервью по теме исследования.
Составить список педагогов-ветеранов.
Колоризовать черно-белые фотографии ветеранов.
Создать иллюстративный альбом «Ветераны педагогического труда. МБОУ «Розовская СОШ имени М.А. Буделева».
Объект исследования: Педагоги МБОУ «Розовская СОШ имени М.А. Буделева»
Предмет исследования: Ветераны- педагоги МБОУ «Розовская СОШ имени М.А. Буделева.
Методы исследования: работа с информацией, анализ, синтез, классификация, опрос, интервьюирование.
Актуальность: Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный, общественно полезный труд.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.
Методы исследования – интервью с педагогами, работа со школьным и личным архивами, работа с материалами историко-краеведческого музея школы, обобщение полученных данных.
Практический метод: социологический опрос учителей МБОУ «Розовская СОШ имени М.А. Буделева», интервьюирование.
1. Литературный обзор
1.1. История школы в истории района
Первые упоминания о школе на территории Розовского поселения относятся ктридцатым годам. Это время вошло в историю нашей страны, как период осуществления культурной революции. В нашем селе в небольшой избе, состоящей из четырех комнат, ранее принадлежавшей семье Шарф, открыли начальную школу.
Первым учителем стал Кель Василий Федорович он не имел специального образования, но был грамотным и этого оказалось достаточным, для того чтобы стать школьным учителем. Освещение осуществлялось с помощью керосиновых ламп. Писали на фанерках, досках углем или мелом.
Из воспоминаний учителя Красноперовой М.Н.
После Великой Отечественной войны наши односельчане вернулись с фронта, и у подростков, которые в годы войны были вынуждены бросить учёбу, чтобы заменить на полях своих отцов, появилась возможность продолжить обучение. Старая школа стала мала и поэтому, в 1947г школа переехала в новое здание, но тоже не большое и мало приспособленное. Количество учащихся росло, к школе сделали пристройку, и школа стала семилетней. Директором школы был Попов Андрей Константинович, педагогический коллектив состоял из семи учителей и директора.
Контингент учащихся в школе был чрезвычайно неустойчив, это было связанно с переездом семей на новое место жительства. После смерти Сталина и начала реабилитации, начался массовый отъезд ссыльных прибалтийских семей на историческую родину, месте с ними уезжали Розовские школьники.
Но в тоже время на постоянное место жительства в Розовку приезжает много семей, за лето 1954 года школа пополнилась на двенадцать учеников.
Со временем в школе все больше внимания начинают уделять производственному обучению. При Розовской школе действовал пришкольный участок, где школьники проводили интересную работу по садоводству, огородничеству, цветоводству. В 1956 году в нашей области появилась новая форма соединения обучения с производительным трудом -ученическая производственная бригада. В период летних каникул, ученики работали в бригадах колхоза по уходу за посевами, уборке урожая зерновых, и овощных культур.
В 1961 году к началу учебного года была открыта новая одноэтажная восьмилетняя школа на улице Школьной, директором ее являлся Усламин Борис Петрович.В следующем году школа была реорганизована в среднюю. Но просуществовала школа недолго, всего 9 лет, и по решению руководства района было решено построить двухэтажную, большую школу. В 1969-70 годах начинается строительство новой школы. Её Проектная мощность школы- 425 учащихся, в ней 17 учебных кабинетов, спортивный зал, актовый зал-столовая, библиотека, мастерская, компьютерный класс, конференц-зал. За 53 года существования школы в ней работали шесть директоров: Усламин Борис Петрович, Грабовская Людмила Васильевна, Шульгин Валентин Петрович, Ролдугина Светлана Владимировна, Моисеева Оксана Владимировна, и в настоящее время – Ридель Галина Борисовна.
Приоритетным направлением деятельности Розовской школы является создание адаптивной школы, также школа работает в единой воспитательной системе духовно-нравственного воспитания детей. Основными аспектами системы являются воспитание в детях нравственности, основ духовности, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, взаимодействие семьи и школы.
2. Материалы и методы
2.1. Опрос, интервью
Прежде чем приступить к работе по теме исследования мы задумались, где можно найти нужные сведения. Обсудив с педагогом, мы решили, что источниками информации могут быть:
секретарь школы;
директор или завуч школы;
учителя, которые давно работают в школе;
интернет источники
А также мы обсудили, что необходимо узнать по нашему исследованию:
фамилии ветеранов;
где они живут, работают или на пенсии;
встретиться с ветеранами педагогического труда, взять у них интервью;
выяснить, нуждаются ли они в нашей помощи.
Мы обратились к завучу школы и попросили рассказать, как обстоят дела с молодыми педагогическими кадрами в школе.
«Молодые учителя, выпускники педвузов, видя такое отношение государства, обходят школу стороной, поэтому, сегодня в учебных заведениях большинство педагогов предпенсионного и пенсионного возраста. Правильно заметил Владимир Путин, что «никакие технологии не заменят хорошего педагога». «Российская школа нуждается в талантливых и открытых всему новому преподавателях, - подчеркнул он. Работа в школе должна быть привлекательной для лучших специалистов, которые, как известно, стремятся туда, где интересно и престижно». И материальные стимулы играют здесь далеко не последнюю роль» - вот что мне удалось узнать из беседы с завучем школы Гут Т.А.
Она рассказала, что в нашей школе больше 50% работают ветераны педагогического труда. Одни из них продолжают работать, а другие находятся на заслуженном отдыхе.
Ветеранов, которые не работают, мы решили посетить дома, предварительно предупредив их.
Мы узнали об их трудном детстве и работе в школе. Поговорили с ними, узнали интересные сведения из их биографии.
Вот что нам рассказала учитель начальных классов Лехнер Фрида Андреевна:
«Учитель в те годы была одна из самых престижных профессий. К учителям относились с благоговением. Это был очень уважаемый человек. Сколько бы лет не было учителю 45 или 18 (и он только вошел в учительский коллектив), к нему всегда обращались на Вы, относились с пониманием, у него спрашивали совета в вопросах обучения и воспитания детей.
Учитель всегда находил место работы. Он знал, что куда бы он ни приехал, может рассчитывать на помощь и понимание, как со стороны коллег, так и со стороны родителей.
Был проведен опрос учителей, которые проработали в этой области уже много лет.
Валентина Викторовна Мишина, почему Вы решили стать учителем?
«Учителем я хотела стать с детства. Мои подружки хотели стать врачами, стоматологами, парикмахерами, а я всегда хотела стать учителем. Учитель - это ответственная профессия, без любви к детям это невозможно. Я очень сильно хотела стать учителем и люблю детей. Моя мечта сбылась».
А вот что говорят учащиеся о профессии – учитель «Нет, учителем становиться я не хочу. Это смелые люди. Это не престижная и мало оплачиваемая профессия. Дети очень разные, не послушные. Я боюсь, что не будут слушаться».
2.2 Список ветеранов педагогического труда МБОУ «Розовская СОШ имени М.А. Буделева»
Артёмова Юлия Семёновна, 1940 г. рождения в 1960 г. Окончила Тарское педагогическое училище Омской области по специальности «Преподавание в начальных классах школы». В 1967 году была направлена воспитателем в школьный интернат Розовской средней школы Омского района. В 1972 году Переведена учителем начальных классов данной школы, где проработала до октября 1995 года. с 1995 года – уволена в связи с уходом на пенсию. Педагогический стаж: 35 лет. Имеет грамоту РОНО.
Бобрусь Галина Николаевна, 1947 г.рождения. В 1969 году окончила Тобольский Государств. Педагогический институт имени Д.И. Менделеева по специальности учитель русского языка и литературы. В этом же году была направлена в Усть-Ишимскую среднюю школу Омской области в качестве преподавателя русского языка и литературы, где работала до 1976 года. В 1976 году была принята учителем русского языка и литературы в Розовскую среднюю школу Омского района. Педагогический стаж 40 лет.
Имеет награды:
- Грамоту РОНО Омского района;
- Грамоту Областного комитета народного образования.
Бобрусь Сергей Антонович, 1953 года рождения.
С 1976 года работал в Розовской школе учителем физкультуры
Победитель областного конкурса лучший учитель физкультуры, Регионального конкурса «Юность России», лауреат конкурса «Учителей физической культуры» в г. Брянске (выступал за Омскую область)
Награжден двумя грамотами областного Комитета по образованию.
Более сорока человек окончивших школу поступили в Институт физической культуры, и закончили его. Многие из них по настоящее время работают в школах.
Педагогический стаж 46 лет.
Гадыло Нэля Сергеевна. 1944 года рождения, 13 сентября, г. Хабаровск. С 1963 г. по 1968 г. – учёба в ОГПИ им. А. М. Горького в г. Омске на естественно- географическом факультете. С 1968 г. работала учителем химии и биологии Розовской средней школы. Руководила кустовым методобъединением учителей химии и биологии Учительский стаж 37 лет. В 2000 г. получила «Грамоту Областного управления народного образования». Ветеран труда.
Грабовская Людмила Васильевна. 1944 г. рождения 15 июля. Начало трудовой деятельности с 1965 г. учителем русского языка и литературы в Волотовской 8 летней школе Русско-Полянского района, с 1966 г. по 1971 г. –завуч Ново-Санжаровской средней школы Русско-Полянского района. 1969 г.- заочно окончила ОГПИ им. А.М. Горького г. Омска, историко-филологический факультет. 1971 – 1972 гг. – Секретарь РК комсомола Русско-Полянского района. 1972 г. (август) – Розовская средняя школа Омского района. Учитель русского языка и литературы. С 1974 г. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы данной школы. С 1979 г. по 1988 г. – Директор Розовской средней школы. С 1988 г. по 2002 г. – Учитель русского языка и литературы этой же школы. Общий трудовой стаж – 40 лет.
Награды:
- Значок ЦК ВЛКСМ;
- Отличник народного образования РСФСР;
- Отличник народного образования СССР;
- Ветеран труда.
Денисова Валентина Георгиевна, 1949 года рождения, 10 июня, Исилькульский район. с.Васютино. В 1971 году окончила ОГПИ им. Горького г. Омска, математический факультет. С 1971 г. по 2002г. Работала учителем математики Розовской средней школы. Общий педагогический стаж – 31 год.
Запорожец Альвина Масимовна, 1939 года рождения, 18 мая. 1957 г. –окончила педучилище г. Омска и начала трудовую деятельность в Черлакском районе, совхоз «Медет», 8-летняя Погранично-Григорьевская школа, учителем начальных классов. С 1961 г. по 1966 г. – учёба в ОГПИ г. Омска (очно, на филологическом факультете). 1966 г. – учитель русского языка и литературы Розовской средней школы. 1968-1996 гг. – Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Розовской средней школы. Общий трудовой педагогический стаж – 43 года.
Награды:
- Отличник народного образования РСФСР;
- Отличник народного образования СССР;
- 1989 г. – «Заслуженный учитель школы РСФСР»;
- Ветеран труда.
Колмагорова Лидия Ивановна, 1936 год рождения.
В 1959г. Окончила физико-математический факультет Запорожского пединститута и была направлена в Омскую область – в Розовскую семилетнюю школу в качестве преподавателя математики и немецкого языка. В 1974 году уволилась из школы и уехала в г. Пологи Запорожской области, где проработала учителем математики до августа 1975 года. В 1975 году вновь вернулась в Розовскую среднюю школу, где проработала до ухода на пенсию по выслуге лет в 1986 году. За многолетний добросовестный труд Лидия Ивановна имеет награды:
- Почётную грамоту Омского районного отдела народного образования;
- Почётную грамоту Президента ВЦСПС;
- Почётную грамоту Областного отдела народного образования.
Краснопёрова Мария Николаевна, 1928 г. рождения.
В 1949 году окончила Омский государственный педагогический институт им. А. М. Горького по специальности преподаватель истории. С 1949 г. по 1951 г. работала учителем истории и географии в Утьминской школе Тевризского района Омской области. С 1951 года по 1952 год работала лаборантом на заводе им. Баранова в г. Омске. В 1953 г. вновь возвращается в Утьминскую школу, где проработала преподавателем истории до 1958 г. С 1958 г. по 1966 г. работает преподавателем истории и русского языка в Розовской школе Омского района Омской области. С 1966 г. по 1968 г. – является преподавателем русского языка и рисования в школе № 55 г. Омска. С 1968 г. по 1986 г. – вновь работает преподавателем русского языка и литературы, истории в Розовской средней школе. В 1986 г. является руководителем драмкружка в ДК села Розовки Омского района. С 1987 г. по 1990 г.- учителем ИЗО в Розовской средней школе. В 1993 г. ушла на пенсию. Общий педагогический стаж – 43 года.
Имеет награды:
- Районо;
- Облоно;
- Министерства просвещения РСФСР.
Лехнер Фрида Андреевна, родилась 4 мая 1946г. С 1962 г. по 1966 г. работала старшей пионервожатой в Розовской средней школе. 1968 г. –окончила педучилище г. Омска. С 1966 г. по 1967 г. работала пионервожатой в г. Омске, школа №35. С 1967 г. до 30 августа 2003г.- учителем начальных классов Розовской средней общеобразовательной школы.
Награды:
- Отличник просвещения РСФСР;
- Ветеран труда.
Педагогический стаж – 36 лет
Менщикова Анна Степановна, 1940 года рождения. В 1959г. Окончила педучилище в г. Омске. По окончании педучилища была направлена старшей пионервожатой в Ребровскую среднюю школу. В 1961 году – поступила в Омский государственный педагогический институт им. А. М. Горького на заочное отделение по специальности «Учитель географии», который закончила в 1969г. С 1962 г. по 1967 г. работала учителем начальных классов Розовской средней школы Омского района. С 1967 г. по 1996 г. являлась учителем географии данной школы. Педагогический стаж 36 лет.
Имеет награды:
- грамота Обкома профсоюза;
- грамота Облоно
Славгородская-Асеева Екатерина Андреевна, 14.03.1941 года рождения. Родилась в селе Воронцовка Красноярского края. Окончила 10 классов, поступила в Педагогический институт на специальность учитель химии и биологии. С 1972 года работала учителем биологии в Розовской школе.
22 декабря 1987 г. Награждена медалью «Ветеран педагогического труда»
В 1992 году – «Отличник народного просвещения»
Педагогический стаж 28 лет
Усламин Борис Петрович, 21 августа 1941года рождения.
С 1959 года заместитель директора по учебной части Розовской школы, с 1961 года по 1984 год директор школы.
Имеет награды:
- грамота Обкома профсоюза;
- грамота Облоно.
Педагогический стаж – 25 лет.
Усламина Галина Ивановна, 1950 года рождения.
В 1967 году начало пед деятельности в с. Усть Заостровка – учитель немецкого языка. 1969 г. - Учитель начальных классов, поработала 47 лет.
Имеет награды
- Значок Почетный работник народного образования;
- грамота Обкома профсоюза;
- грамота Облоно.
Педагогический стаж- 56 лет. Работает по настоящее время Социальным работником школы.
Халаева Александра Ивановна, 1950 года рождения, 15 июня. В 1969 году окончила Омский областной библиотечный техникум. С 1967 г. по 1968г. – работала заведующей библиотекой с. Вперёд. 1969 г. – 1976 г. – заведующая сельской библиотекой. С 1976 г. – заведующая Розовской школьной библиотекой. Общий трудовой стаж – 37 лет.
Шульгин Валентин Петрович
С 1966 года в райкоме комсомола. После педагогического института пришел работать учителем физики в Ачаирскую школу, где проработал 17 лет. Ступеньки карьерной лестницы в судьбе Валентина Петровича стремительно поднимались вверх: заместитель директора по воспитательной, учебной работе, затем директор Ачаирской школы.
В 1988 году Валентин Петрович пришел директором Розовской школы, за его плечами уже был опыт руководителя. 35 лет отработал директором школы. Главными принципами его деятельности являются целеустремленность, открытость и главное – любовь к детям! За добросовестный труд Валентин Петрович награжден знаком «Отличник просвещения РСФСР», является почетным жителем села Розовки, имеет множество районных и областных грамот и благодарственных писем. Почти 45 лет жизни этот человек отдал школе, детям и результат достойный – безграничная любовь и уважение педагогического коллектива, поколения любящих выпускников и конечно же уважение односельчан!
Шульгина Рената Ивановна. 1948 года рождения, 28 июля.
В 1970 году окончила ОГПИ им. Горького в г. Омске, математический факультет. С 1970г.-1990г.- учитель математики Ачаирской средней школы Омского района. С 1990 г. по 2014 г. – учитель математики Розовской средней общеобразовательной школы. С 1980 г. по 1995 г – учитель-методист. В 2003 году награждена грамотой Министерства образования РСФСР. Педагогический стаж – 35 лет.
3. Анализ интернет-ресурсов колоризации фотографий.
Несмотря на то, что школьный архив достаточно объемен, все-же имеются фотографии ветеранов педагогического труда МБОУ «Розовская СОШ имени М.А. Буделева» только в черно-белом формате.
Перед составлением альбома ветеранов мы проанализировали интернет-ресурсы (нейросети) колоризации цифровых изображений.
Первый интернет-ресурс, изучаемый нами – сайт Colorize.cc от российского разработчика Александра Кожевина. На этом сайте можно загрузить фотографию в черно-белом формате и нейросети подберут нужные цвета под изображение:
Есть конечно недостатки: наличие водного знака на изображении, ореол бирюзового цвета вокруг головы. Но в целом изображение неплохо переходит от черно-белого формата к цветному.
Кроме того, на сайте есть еще функция реставрации фотографий, и если изображение было в не очень хорошем качестве, то перед колоризацией мы пользовались этой функцией.
Следующий интернет-ресурс - https://deepai.org предлагает несколько режимов работы с изображениями, среди которых также есть функция колоризации. Работает она схожим образом с предыдущей нейросетью: подгружаем фотографию в черно-белом качестве, на выходе получаем цветное изображение:
Также наблюдаем ореол бирюзового цвета и более размытые цвета на изображении.
П оследний интернет-ресурс, на котором мы остановились в области колоризации - https://www.img2go.com/ru Он больше, чем предыдущие ресурсы соответствовал нашему видению цветной фотографии:
Таким образом, заполняя альбом ветеранов педагогического труда МБОУ «Розовская СОШ имени М.А. Буделева» мы пользовались двумя ресурсами:
Colorize.cc – для реставрации фотографий;
https://www.img2go.com/ru – для перевода фотографий из черно-белого формата в цветной.
4. Заключение.
Нелёгок учительский труд, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность. Это преданность своей профессии.
Таким образом, учитель не только профессия, суть которой не только дать знания, но это еще и высокая, почетная миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.
Именно со школы, молодого поколения возрождается Россия, и именно современный учитель прививает чувства прекрасного, патриотизма, гуманизм, учит снова гордиться Родиной, своей историей, литературой, культурой. Так работали наши ветераны- учителя. И не зря девиз всех учителей «Сердце отдаю детям».
Данная исследовательская работа стала для нас интересной и полезной, потому что мы ближе познакомилась с биографией ветеранов педагогического труда нашей школы. Исследовательская работа дала нам возможность узнать об интересных страницах истории родной школы. Помогла понять и по достоинству оценить труд учителя.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Жизнь и трудовая деятельность педагогов-ветеранов по-своему интересна и значима.
2. Каждый педагог вложил свой посильный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения.
3. Педагогический труд заслуживает уважения учеников, родителей, общественности.
В истории школы нет обобщённого и систематизированного материала о педагогах - ветеранах, данная тема находится на начальном этапе исследования
В следующем учебном году нами запланировано продолжение данной темы для пополнения материалов для истории школы.
Мы решили создать альбом и поместить его в музей нашей школы, а также оформить стенд «Ветераны педагогического труда».
Пусть о них всегда помнят в школе.
5. Список использованной литературы
Архив МБОУ «Розовская СОШ имени М.А. Буделева»;
Личный архив педагогов;
Официальный сайт МБОУ «Розовская СОШ» http://ourozov.omr.obr55.ru/.
Приложение
Альбом
«Ветераны – педагоги МБОУ «Розовская СОШ имени М.А. Буделева»
Артемова Юлия Семеновна 1940 г.р. Учитель начальных классов Педагогический стаж 35 лет |
|
Бобрусь Галина Николаевна 1947 г.р. Учитель русского языка и литературы Педагогический стаж 40 лет |
|
Бобрусь Сергей Антонович 1953 г.р. Учитель физкультуры Педагогический стаж 46 лет |
|
Гадыло Нэля Сергеевна 1944 г.р. Учитель химии Педагогический стаж 37 лет |
|
Грабовская Людмила Васильевна 1944г.р. Учитель русского языка и литературы Педагогический стаж 40 лет |
|
Денисова Валентина Георгиевна 1949 г.р. Учитель математики Педагогический стаж 31 год |
|
Запорожец Альвина Максимовна 1939 г.р. Учитель русского языка и литературы Педагогический стаж 43 года |
|
Колмагорова Лидия Ивановна 1936 г.р. Учитель математики Педагогический стаж 27 лет |
Красноперова Мария Николаевна 1928г.р. Учитель русского языка и литературы, истории и ИЗО Педагогический стаж 43 года |
|
Лехнер Фрида Андреевна 1946 г.р. Учитель начальных классов Педагогический стаж 36 лет |
|
Менщикова Анна Степановна 1940 г.р. Учитель начальных классов, учитель географии Педагогический стаж 36 лет |
|
Мишина Валентина Викторовна 1952 г.р. Учитель начальных классов Педагогический стаж 37 лет |
|
Славгородская-Осеева Екатерина Андреевна 1941г.р. Учитель биологии Педагогический стаж 38 лет |
|
Усламин Борис Петрович 1941г.р. Учитель истории и обществознания, заместитель директора по учебной части, директор школы Педагогический стаж 25 лет. |
|
Усламина Галина Ивановна 1950г.р. Учитель начальных классов, Социальный педагог Педагогический стаж 47 лет |
|
Халаева Александра Ивановна 1950 г.р. Заведующая школьной библиотекой Общий трудовой стаж 37 лет |
|
Шульгин Валентин Петрович 1948г.р. Директор школы, учитель физики Педагогический стаж 45 лет |
|
Шульгина Рената Ивановна 1948г.р. Учитель математики Педагогический стаж 35 лет |