Проблема: недостаток общения со старшим поколением. Что можно изменить?
Идея: объединение взрослых и детей через совместную деятельность.
Задачи исследования:
прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о кубанской вышивке;
изучить технологию вышивания крестом;
применить свои теоретические знания на практике;
объединить знания, умения и навыки старшего поколения и детей для достижения общей цели;
сделать выводы, подвести итоги исследования, наметить направления дальнейшей исследовательской работы.
I. Организационно-подготовительный этап. XXI век…! Век новых грандиозных технических открытий. Мы уже не представляем свою жизнь без разнообразной техники, которая заменяет людей повсюду. Мы всё дальше и дальше отдаляемся друг от друга не только в школе, родители на работе, но и в семье. Мы часами проводим время перед телевизором и компьютером и тем самым лишаем себя общения с близкими людьми.
Главная задача моего проекта:
сплотить семью;
найти общее интересное дело;
перенять опыт у старшего поколения.
Поэтому я считаю актуальной мою тему: «Кубанская вышивка. Вышивание крестом».
II. Историческая справка. Традиции Кубани дают возможность более полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции, духовные ценности. Через познание малой родины человек осознаёт сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения на Кубани. Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры: восточно-украинская и южно-русская, они во многом схожи между собой. Вот, что вспоминает моя бабушка: «С детства, сколько себя помню, меня окружала такая красота! В каждом доме вышивали, многие мастерицы ткали. Часто родители пели песни, такие задушевные. Нельзя было не уметь девочке вышивать – считалось зазорным. А вышивать учились с 5 – 6 лет, как только иголку умели держать в работе». Так осваивалась традиция народа, народное искусство, мудрость народа, народная философия. Произведения вышивки – это мир красоты и фантазии, взволнованный рассказ о мыслях и чувствах человека, мир вдохновенных образов, восходящих к обычаям наших предков. На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое. Вышивали по целой ткани различными «верхошвами» - крестом, гладью и прозрачными строчевыми швами по разреженной предварительно ткани – белая строчка или шитьё по выдергу.
III. Вышивание крестом. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Вышивки крестом бытовали повсеместно и также отличались разнообразием приемов исполнения. На Кубани нередки изделия, выполненные так называемым болгарским крестом (двойной крестик). В орнаментации женских сорочек, реже рушников, встречается вышивка мелким крестиком по счету ниток ткани.
1. Двухромная вышивка. Доминировала двухромная вышивка: основные цвета – красный, черный. Иногда мастера использовали вместо черного синий цвет или серый (от светло-серого до холодного серо-голубого). Но принципы цветовых соотношений оставались традиционными. Основным цветом в декоре был красный, столь излюбленный в народном творчестве. Девочки уже с 6 -7 лет приучались к прядению и до замужества приготавливали себе приданое – несколько «сувоев» (кусков полотна), рушники, рядна и мешки. По старинному обычаю девушки с разрешения родителей собирались в будние осенние и зимние вечера на «попряхе», «на досвитки» иль на сиделки. В какой-нибудь малосемейный дом с хорошей репутацией, где готовили себе приданное, шили, вязали. Умение точно прясть, искусно ткать ставилась в большую заслугу. Молодые женщины и девушки хвалились друг перед другом количеством пряжи и натканных холстов. Одна женщина изготовляла в год полотна и ряднины до 30 аршин.
2. Украшение вышивкой одежды и вещей быта. Украшение вышивкой одежды и вещей быта – органическая черта народного декоративно-прикладного искусства. Особое внимание стоит обратить на вышивку интерьерную. Если одежда у казаков была вышита менее, то украшение рушников, скатертей, вышитая постель были обязательным атрибутом казачьих обрядов. Вышивка выполнялась главным образом крестом, черными и красными хлопчатобумажными нитями. (Приложение 1)
3. Рушники. Одно из первых мест занимали вышитые тканые полотенца – рушники. По своим функциям полотенца подразделяются на «утирач», «килковые», «плечевые», «подарковые» (или дарные), «божники», «зеркальные», «церковные», «крестовые». Полотенце «утирач» - для вытирания рук и повседневного пользования – почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько безузорных полосок обычно красного цвета.
«Килковые» или «крючковые» полотенца получили свое название от обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая набитые в стенки гвозди – «крючки» («килок» - деревянный гвоздь). Несколько рушников входило в повседневное убранство комнаты, они обрамляли висящие на стенах картины, фотографии. Для зеркала иногда употребляли специальное полотенце: вышитые концы его обычно сшивали вместе. Полотенце окаймляло зеркало, спускаясь своим узорным концом под ним.
4. Скатерти-настольники. К предметам быта относятся скатерти – настольники, которые также имели широкое хождение в быту. Их сшивали из двух полотнищ холста. Ткань скатерти обычно делали узорной с помощью бранной техники тканья или способом много ремизного ткачества. Узоры были в «досточку», «дробинку», «ряды», «сосны», «кружки». Настольники украшались вышивкой вдоль их узких сторон, а на особо богатых праздничных изделиях по центру декорировались узко вышитой или кружевной каймой.
5. Женские и мужские рубахи. Вышивкой украшали женские и мужские рубахи. Украшали рубахи вышивкой по низу, по краям рукавов, по вороту и на груди. Нагрудная вышивка располагалась узкой полоской вдоль бокового разреза, в виде двух более или менее широких полос по бокам прямого разреза или делалась широкой («манишка») и сочеталась с боковым разрезом ворота или прямым («пазушник», накладывалась на прямой разрез). Низ декорировался не всегда. В некоторых станицах (Новорождественской, Воронежской и др.) распространены были рубахи с черно-красной вышивкой крестом, расположенной по прямому разрезу ворота, на груди и на обшлагах.
IV. Исследование. Опрос. Я провела исследование среди учащихся и учителей нашей школы, из которого узнала, знаем ли мы об увлечениях и занятиях старшего поколения, что знаем о вышивании. (Приложение 2)
№ |
Вопросы |
учащиеся |
учителя |
||||
да |
нет |
не знаю |
да |
нет |
не знаю |
||
1. |
Ваши бабушки или мамы когда-то занимались вышивкой? |
78% |
22% |
86% |
14% |
||
2. |
Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас? |
38% |
40% |
22% |
54% |
46% |
|
3. |
Умеете ли вы вышивать крестом? |
28% |
72% |
52% |
48% |
||
4. |
Хотели бы вы научиться вышивать? |
55% |
45% |
28% |
Из этой таблицы видно, что знают об увлечении бабушек и мам только 78% детей, 22% не знают и не интересуются этим вопросом. Среди учителей тоже есть такие, которые не знают, вышивали когда-то их бабушки и мамы или нет – это 14% от всех опрошенных.
На 2 вопрос «Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас?» положительно ответили 38% детей, а учителей – 54%.
А вот ответом на 3 вопрос «Умеете ли вы вышивать?» порадовали нас учителя. Положительно ответили 52%, а дети – 28%. Это говорит о том, что мы всё дальше и дальше отдаляются от старшего поколения.
Из всех учителей не умеют вышивать только 48%. Они не желают научиться, аргументируя это тем, что сейчас не хватает времени.
Из всех детей, которые не умеют вышивать, 55% с удовольствием научились бы.
Значит, есть занятие, которое могло бы объединить, сблизить взрослых и детей – это семейное рукоделие (например, вышивание крестом).
V. Заключительный этап. Меня очень заинтересовала вышивка крестом. Поэтому я попросила своих маму и бабушку научить вышивать. Чтобы ничего не упустить в работе, я составила «звёздочку» обдумывания.
VI. Итог нашего совместного труда. Мы с родными провели вместе не один вечер за вышивкой. Я переживала, когда у меня не получалось. Сначала было трудно, но вместе с родными я овладела этим видом рукоделия. Бабушке было приятно меня учить. Мы вместе радовались моим успехам. Мы получили чувство удовлетворения не только от своей работы, но и от общения друг с другом. Вся наша работа проходила под девизом: «Умелые руки не знают скуки».
VII. Вывод:
работая над проектом, я познакомилась с историей кубанской вышивки;
освоила технологию вышивания крестом;
в результате совместной деятельности мы еще более сплотились (мне очень помогали мои родные);
испытывали радость общения друг с другом;
бабушка, мама и даже дедушка с удовольствием оказывали мне помощь, радовались моим успехам, что ещё больше сблизило нас;
все получили чувство удовлетворения от нашего труда;
полученные знания пригодятся в жизни: оформленные вышивкой салфетки, занавески органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.
Сохраняя и приумножая собранный ценный материал, встречаясь с мастерицами-рукодельницами, мы приумножим наше будущее. Ведь Без памяти - нет традиций, Без традиций - нет культуры, Без культуры - нет духовности, Без духовности - нет личности, Без личности - нет народа
VIII. Направления дальнейшей работы. В дальнейшем я хочу научиться вышивать не только простые картины, но и серьезные работы: рушники, скатерти. А также изучить технологию вышивки гладью.
IX. Используемая литература:
1. Бодяев Ю. М. История Кубани. - Краснодар, 1997.
2. Бондарева Н.А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о жилье. - Армавир, 2006.
3. Гринь Л. Природа родного края. - Краснодар, 2005.
4. Лотышев И. П. Путешествие по родному краю. - Краснодар, 1999.
5. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс. - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.
6. Мирук М. В. Введение в историю Кубани. – Краснодар, 2000.
7. Очерки традиционной культуры казачеств России. /Под общей ред. Н.И. Бондаря. Т. 1. - Москва - Краснодар, 2002.
8. Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли. - Краснодар, 2005.
9. Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. - Краснодар, 1994.
10. Родная Кубань. Страницы истории. /Под редакцией В. Н. Ратушняка/. - Краснодар, 2003.
11. Трехбратов Б.А. Новая история Кубани. - Краснодар, 2001.
12. Хачатурова Е. А. История Кубани в рассказах и картинках. - Краснодар, 2002.
Приложение 1.
Геометрические мотивы в вышивке.
Деревья (вышивка)
Узоры вышивок низа рушников.
Шрифтовой орнамент в вышивке.
Петух.
Женская и мужская рубахи.
Манишка и рукава на женской рубахе.
Рукава на женской рубахе.
Женская рубаха. Вышивка «крестом» широкой полосой. На груди «манишка».
Наволочка. Вышивка «крестом», геометрический орнамент.
Рушники «набожники».
Рушник «утирач».
Подзор. Украшен кружевом фабричной работы.
Приложение 2.
Мои исследования (опрос учащихся и учителей школы)
№ |
Вопросы |
учащиеся |
учителя |
||||
да |
нет |
не знаю |
да |
нет |
не знаю |
||
1. |
Ваши бабушки или мамы когда-то занимались вышивкой? |
78% |
22% |
86% |
14% |
||
2. |
Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас? |
38% |
40% |
22% |
54% |
46% |
|
3. |
Умеете ли вы вышивать крестом? |
28% |
72% |
52% |
48% |
||
4. |
Хотели бы вы научиться вышивать? |
55% |
45% |
28% |
«Звездочка» обдумывания