Сказочные камни

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сказочные камни

Малышева В.В. 1
1ГБОУ Школа 185 г. Москвы
Пичугина Е.В. 1
1ГБОУ Школа 185 г. Москвы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В моей домашней библиотеке есть сказки разных народов России. Но именно уральские сказы П.П. Бажова впечатлили меня больше всего. Мне понравилось описание таинственных сил природы, профессий русских мастеров. Особенно любопытно было угадывать значение старинных слов.

Описание различных изделий из камня показалось мне по-настоящему волшебным. И мне захотелось узнать, как выглядят эти камни в реальной жизни? И почему их так много именно на Урале?

Актуальность работы: Урал – это национальное достояние России. Произведения П.П. Бажова дают реальную возможность познакомиться с историческими, культурными, природными и бытовыми особенностями этого края. Чуткость и уважение, с которыми автор описывает тяжелый труд уральских мастеров, красоту природы и традиции народа, формируют у читателя чувство глубокой привязанности и любви к Родине.

Цель проекта: исследовать уральские камни по сказам П.П. Бажова, расширить свои познания в области минералогии и краеведения.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с творчеством П.П. Бажова

  2. Найти упоминания о различных камнях в сказах данного автора

  3. Изучить научные факты об исследуемых камнях

  4. Научиться определять и различать образцы исследуемых камней

Гипотеза: предположение о том, что описание камней в сказах П.П. Бажова отражает реальную картину и богатство Уральского края.

Объект исследования: сказы П.П. Бажова.

Предмет исследования: уральские камни.

Методы исследования, запланированные к использованию: изучение художественной и научно-популярной литературы в печатном и аудио формате, в сети Интернет; опрос в виде беседы с сотрудниками музея; анализ, упорядочивание и систематизация полученных данных; эксперимент по определению образцов камней.

Степень изученности вопроса: в сети Интернет опубликовано достаточное количество проектных работ, которые условно можно разделить на две группы – это изучение сказов П. П. Бажова с формальным перечислением упоминаемых минералов и исследование различных камней без привязки к литературным произведениям. Мой проект – это комплексная работа, которая позволяет взглянуть на литературные произведения с научной точки зрения.

Характеристика личного вклада автора в решение избранной проблемы: моя работа имеет конкретное практическое применение – она позволяет на доступном языке и в занимательной форме говорить с аудиторией школьников о пользе художественной литературы и природных ценностях родного края. Я уже выступала с презентацией моего проекта перед несколькими классами и могу утверждать, что данная работа способствует повышению искреннего интереса моих сверстников к науке в целом, и к минералогии в частности.

Список используемых источников информации и литературы:

Медной горы Хозяйка / Бажов П.П. - ИД «Речь», 2019 - 144с.

Уральские сказы / Бажов П.П. - ИД «Мещерякова», 2021 - 118с

Малахитовая шкатулка / Бажов П.П. - «Издательство «Эксмо», 2021 - 590с

Сказы / Бажов П.П. - ИД «Советская Россия», 1986 - 136с

Минералы / Струан Рид; перевод Ю.Л. Амченкова - ИД «РОСМЭН», 2017 - 80с

Удивительный Урал / С.А. Лаврова - ИД «Сократ», 2013 - 72с

Цикл аудиокниг «Полное собрание сказов Бажова П.П.» - ИД «ИДДК», 2021

Все о камнях и минералах / https://mineralpro.ru

Энциклопедия камней / https://jgems.ru

Биография Уральских гор / https://kasli-gazeta.ru

Документальный фильм «Уральские самоцветы» / RTG TV, 2013

Глава 1. Изучение творчества П.П. Бажова

Популярные уральские сказы о Хозяйке Медной горы я уже знала по книгам из домашней библиотеки. Чтобы познакомиться с наибольшим количеством произведений П.П. Бажова, я взяла несколько сборников в районной библиотеке, а также скачала сказы в аудио формате.

Я изучила 31 сказ из 56, они выделены цветом в Таблице 1.1 Приложения 1.

В процессе изучения я отмечала и записывала упоминания о различных камнях. Затем я упорядочила полученные данные: всего получилось 37 наименований различных камней и 19 сказов, в которых они упоминаются. Результаты представлены в Таблице 1.2 Приложения 1.

Также я обратила внимание, что часто говорится о добыче золота в тех же краях, мне хорошо запомнились сказы: «Про Великого Полоза», «Золотой волос», «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», «Голубая змейка».

Некоторые камни служат ориентиром – они указывают на возможное месторождение золота, например, как в сказе «Золотые дайки»: «В которой жилке турмалин блестит либо зеленая глинка роговицей отливает, там золота не жди. А вот когда серой припахивет либо игольчатник-руда пойдет, айконитом-то которую зовут, там, может статься, комышек готовенького золота и найдешь.»

Фотоотчет данного этапа исследования – Фото 1 в Приложении 1.

Глава 2. Посещение Музея Уральских сказов и просмотр фильма

Чтобы узнать больше о самом авторе, его творчестве и героях, я отправилась в московский Музей Уральских сказов. На экскурсии я узнала много полезной информации, которая оказалась необходимой для моего проекта.

Сказ – это литературный жанр, в котором повествование ведется в особой манере с установкой на устную речь (от слова «сказывать»). Этот жанр предполагает сказителя, близкого к народу. Поэтому сказы П.П. Бажова были написаны в духе народного говора уральских горнозаводских рабочих.

Сам Бажов писал: «К тому, что рассказывает сказка, относились заранее как к вещи, которая занимает, развлекает, поучает младших. А к сказу относились по-другому, в сказе есть элементы действительной жизни, истории…».

В сказах П.П. Бажова постоянно встречается выражение «слышь-ко». В музее я нашла историческую справку о том, что много историй Бажов слышал от сторожа караулки на Думной горе Хмелинина Василия Алексеевича, которого в народе звали – дед Слышко за то, что он так часто это слово приговаривал. От его лица в качестве сказителя Бажов и вел повествование в своих сказах.

Из биографии Павла Петровича мне запомнилось, что его фамилия Бажов происходит от уральского слова «бажить», что означает «колдовать, ворожить», поэтому в детстве его называли Колдунок. От этого слова родился его писательский псевдоним – Колдунков Егорша.

П.П. Бажов сам уроженец Уральского края. Долгое время он изучал материалы и документы по истории Урала, посещал заводы и деревни, беседовал с местными старожилами, мастерами-камнерезами, поэтому ему удалось с максимальной достоверностью и любовью передать всю уникальность этого края, тяжелый быт местных мастеров, поверья народа.

У экскурсовода я выяснила, что прообразом Данилы Мастера из сказов «Каменный цветок», «Горный мастер» и «Хрупкая веточка» стал камнерез из деревни Колташи – Данила Кондратьевич Зверев. Беседуя с Данилой Зверевым, П.П. Бажов многие факты его жизни использовал для описания своего героя Данилы Мастера. Также как и герой сказов, он был сиротой и его взял на воспитание старый мастер – Самоило Прокопьевич Южаков – прообраз Прокопьича из сказов «Каменный цветок» и «Горный мастер».

В реальной жизни Д.К. Зверев был самым известным уральским горщиком. Позже он занимался оценкой драгоценных камней и консультировал таких выдающихся академиков, как А.Е. Ферсман и В.И. Вернадский. Любовь к камню Д.К. Зверев привил и своим сыновьям, которые также стали мастерами в этой области. Именно они подбирали самоцветы для изготовления звезд Московского Кремля.

На мастер-классе, проводимом в музее, я сделала украшение из малахита.

Также я обсудила с сотрудниками музея свой исследовательский проект, и получила возможность ближе познакомиться с коллекцией природных уральских камней – мне удалось подержать и рассмотреть их внимательно, задать дополнительные вопросы. Для своего проекта я приобрела несколько декоративных образцов уральских камней (Фото 2.1 Приложения 2).

Дома я дополнительно посмотрела документальный фильм «Уральские самоцветы». Мне стало понятно, как выглядели в реальной жизни «шахты» Мурзинки, в которые спускались первые старатели в поисках самоцветов. Я проследила сам процесс добычи минералов: как в толще жилы вскрывают пустоты, которые в сказах Бажова П.П. называются «занорыши» – именно на их стенах и вырастают драгоценные камни.

Фотоотчет данного этапа исследования – Фото 2.2 в Приложении 2.

Глава 3. Сбор научно-познавательной информации о камнях

«Трудно во всем мире назвать другой уголок земного шара, где бы было сосредоточено большее количество ценнейших самоцветов, чем в знаменитой Мурзинке…» – писал профессор и минералог Александр Евгеньевич Ферсман в своей книге «Путешествия за камнем».

Из научно-познавательной литературы мне удалось узнать, почему Уральские горы настолько богаты разнообразными ценными минералами.

Миллионы лет назад на месте Урала было море, на дне которого накапливались отложения из останков древних водоплавающих. Затем эти пласты отложений под действием различных природных явлений начали сминаться в складки. Много раз море подходило к подножию Уральских гор, которые испытывали новые поднятия и разломы. Поднятия сопровождались образованием трещин, по которым изливалась расплавленная магма. Поэтому в этой полосе имеются выходы горных пород, содержащие рудные ископаемые: железную руду, цветные и редкие металлы – медь, золото, а также редкие драгоценные камни.

Также мне стали понятны основные термины.

Земная кора образована твердыми горными породами, которые состоят из различных минералов. Камень также является горной породой.

Руда – это природное образование, содержащее соединения полезных компонентов таких, как минералы, металлы и органические вещества. Руды извлекаются из земли, обрабатываются и очищаются (чаще всего путем плавки) для получения этих самых ценных компонентов.

Минералы – это природные соединения с разным химическим составом и физическими свойствами, которые изучает такая наука, как минералогия.

Академиком минералогии А.Е. Ферсманом была предложена классификация камней с учетом различия их свойств: самоцветы – это прозрачные, полупрозрачные и просвечивающие минералы, которые в основном используются как ограночный материал в ювелирном производстве, а цветные камни – это поделочные породы (Таблица 3.1 Приложения 3).

Далее, используя тематические сайты в области минералогии, я собрала и систематизировала информацию об исследуемых уральских камнях: научное название камня, его внешний вид, наиболее известные месторождения и область применения. Эти данные я упорядочила с учетом классификации камней Ферсмана и представила их в виде Таблицы 3.2 в Приложении 3.

Дополнительно нужно уточнить, что «медным изумрудом» называли редкий минерал диоптаз, но на Урале его не добывали, поэтому остается загадкой, какие именно «…камешки в Степановой руке люди видели».

Помимо упомянутых в сказах Бажова камней на Урале также добывают такие драгоценные камни, как рубин и сапфир. Раньше на Руси их не различали между собой и называли оба камня «яхонтами».

Фотоотчет данного этапа исследования – Фото 3 в Приложении 3.

Глава 4. Эксперимент

В завершении своего исследования я провела эксперимент. Он заключался в том, чтобы самостоятельно, используя приобретенные в ходе работы над проектом знания, определить образцы исследуемых камней.

Для этого я взяла несколько «наборов раскопок», состоящих из гипсового бруска, в котором спрятаны натуральные камни. Найденные образцы я смогла узнать и различить. Подписав их названия, я сфотографировала коллекцию камней для своего проекта (Фото 4.1 Приложения 4).

Сверив полученные результаты с фотографиями из энциклопедии, я убедилась, что определила камни верно. Эксперимент удался!

Фотоотчет данного этапа исследования – Фото 4.2 в Приложении 4.

Заключение

Бажов Павел Петрович открыл всему миру уральский быт, предания и язык местного народа. В процессе моего исследования я смогла убедиться, что в его сказах отображена реальная жизнь и тяжелый труд уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, горщиков или «старателей», как их называл в своих сказах Бажов П.П.

Я выяснила, что в целях сохранения и научного изучения минералов и горных пород в их природном состоянии на Урале создан Ильменский государственный заповедник, именно о нем говорилось в сказе Бажова П.П. «Солнечный камень». Недра Ильменских гор содержат разнообразные минералы в таком сочетании, какого не встретишь ни в одном другом месте Земли. Это уникальный природный минералогический музей!

А Урал смело можно назвать памятником природы мирового значения.

Я научилась использовать различные источники информации, значительно расширила свои познания в области минералогии и краеведения, собрала собственную коллекцию камней.

Считаю, что цель моего исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Приложение 1

Таблица 1.1. Сказы П.П. Бажова (цветом выделены прочтенные)

Таблица 1.2. Выборка упоминаний о камнях в сказах П.П. Бажова

Продолжение Таблицы 1.2

Фото 1. Фотоотчет первого этапа исследования

Приложение 2

Фото 2.1. Декоративные образцы камней, приобретенные в музее

Фото 2.2. Фотоотчет второго этапа исследования

Приложение 3

Таблица 3.1. Уральские камни в классификации М. Бауэра – А.Е. Ферсмана

Таблица 3.2. Научно-познавательная информация об исследуемых камнях

Продолжение Таблицы 3.2

П родолжение Таблицы 3.2

Фото 3. Фотоотчет третьего этапа исследования

Приложение 4

Фото 4.1. Образцы найденных во время эксперимента камней

Фото 4.2. Фотоотчет четвертого этапа исследования

Просмотров работы: 39