Неизведанные страницы школы

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Неизведанные страницы школы

Эдольф А.А. 1
1МБОУ СОШ №1 г.Азова
Эдольф Светлана Викторовна 1
1МБОУ СОШ №1 г.Азов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Заходя в школу, мы видим на фасаде здания памятную доску «Учителя и ученики школы, погибшие в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.».Навечно в списки школы внесены их имена (приложение № 1).

Уходят годы, уходит память о тех, кто воевал, защищая Отечество, но мы знаем, что в грозные годы Великой Отечественной войны многие выпускники ушли на фронт, к сожалению, не все вернулись домой. Фамилии тех, кто не вернулся мы видим на памятной доске. Представим, что каждый день они вместе с нами переступают порог родной школы, садятся за парту и …отвечают на уроках, как в далекие 40-е. Но главный свой урок, который получили за школьной партой - любовь к Родине они уже выполнили, защитив свое Отечество от врага, как защищали во все исторические времена его русские патриоты. Уроки любви к Отечеству ученикам дали их учителя, которые так же по первому зову ушли на фронт. Вернувшись с фронта они еще многие годы преподавали уже другим ребятам физику, математику, музыку, автодело и другие предметы и учили так же любить Родину.

Я подумала: «А все ли мы знаем об учителях, которые в мирное время учат детей, а когда пришли грозные годы войны – встали на защиту Родины и проявляя героизм и отвагу, мужественно защищали ее от фашизма?». Эта тема для меня нова, поэтому я выбрала ее для исследования.

Когда я начала исследовательскую работу - побывала в школьном музее, посетила Виртуальный Музей лицея № 9, обратилась в Межпоселенческую центральную библиотеку, изучила материал сайтов Министерства обороны Российской Федерации и убедилась, что материал о педагогах, участниках Великой Отечественной войны будет интересен всем. Эту память нужно не только сохранить, но и сделать ее общественно-доступной. На мой взгляд, тема остается не до конца изученной. Поэтому, мое исследование «Неизведанные страницы школы», я считаю, является актуальным.

Объектом исследования я выбрала лицей № 9.

Предметом исследования стали учителя - фронтовики.

Цель моего исследования - доказать значимость ветеранов-педагогов нашей школы в воспитании подрастающего поколения.

Гипотеза моей работы в том, чтобы доказать: педагоги-ветераны войны отважные защитники Родины в военное время и прекрасные учителя в мирные дни. Для реализации данной цели и проверки гипотезы мне было необходимо решить следующие задачи:

- собрать материал об учителях лицея № 9, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны;

- познакомиться с сайтами Министерства обороны Российской Федерации и изучить информацию об учителях лицея на этих сайтах;

- использовать информацию об учителях-фронтовиках для ознакомления учащихся лицея и их родителей;

- продолжить сбор информации по теме.

Проблему я вижу в том, что есть еще неизвестные страницы истории лицея и не все школьники знают об учителях, защищавших Родину в Великую Отечественную войну.

В исследовательской работе мной использованы такие методы, как поиск материала, изучение, обобщение. При выполнении работы я использовала печатные тексты, фото - материалы, интернет - ресурсы, пользовалась электронной доставкой документа.

Новизну исследования я вижу в том, что узнала: педагоги-фронтовики не только отважные защитники Родины, но и замечательные преподаватели.

Практическая значимость заключается в том, что материал исследования может быть использован для проведения внеклассных мероприятий, краеведческих занятий, краеведческих чтений, пополнения музейных стендов.

1. НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ШКОЛЫ

1.1 НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ ВОРОБЬЕВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

Фамилия Николая Павловича Воробьева возглавляет список на памятной доске не вернувшихся с фронта учителей и учеников школы.

О Николае Павловиче известно, что родился он в 1898 году в станице Георгиевской Краснодарского края в многодетной семье, где были еще сестра Екатерина и брат Михаил. Семья была грамотная, образованная. Его отец Павел Пантелеймонович был церковнослужителем в Краснодарском крае, затем в селе Летницкоена Ставрополье. Мама Анна Герасимовна занималась воспитанием детей.

Дети в семье получили хорошее образование. Сыновья закончили Ставропольскую мужскую, а дочь женскую гимназии. Николай Павлович, как старший сын священника должен был продолжить духовное служение в церкви и готовился поступать в духовную семинарию г.Ставрополя. Но, в связи с революционными событиями 1917 года и гонениями в то время на церковь, пошел работать в школу учителем начальных классов.

Работал учителем в селе Бараники, которое относилось в то время к Ставропольскому езду. По воспоминаниям внучки, которые хранятся в музее, в 1924 году Николай Павлович женился на учительнице начальных классов Лисицкой Капитолине Георгиевне. У них родились дочери Вера (1925г.р.) и Мария (1926 г.р.).

В 1933 году молодая семья переехала в Сальск, где в то время жили сестра и брат Н.П. Воробьева. Брат Михаил Павлович работал бухгалтером на молзаводе, а сестра Екатерина Павловна была хорошей пианисткой и работала топёром - играла на пианино во время демонстрации немого кино в доме культуры «Коммунар» 1.

В том же 1933 году Николай Павлович получил место учителя начальных классов в нашем лицее, который был из железнодорожной школы №8 Сталинградской железной дороги в 1933 году преобразован в среднюю общеобразовательную школу.

Учителем, по воспоминаниям учеников и их родителей, он был строгим, требовательным, но не многословным, имел непререкаемый авторитет. Дети его уважали, любили и беспрекословно слушали. Особенно нравились уроки чистописания, на которых они учились писать красиво бисерным почерком, как учитель.

Николай Павлович любил природу. На улице Свободы № 35, где поселилась семья - посадили по моде того времени сад. В свободное время он ходил на охоту и любовался природой (приложение № 2).

Но грянула война и 4 апреля 1942 года Воробьев Николай Павлович был призван Сальским райвоенкоматом на фронт. Воевал в 203 стрелковой дивизии. В письмах, которые он писал домой, вспоминал домашний уютный сад, любимую грушу-дичку, которая плодоносит и в настоящее время.

Погиб Н.П. Воробьев в бою 24 августа 1943 года, при освобождении села Богородичное Святогорского района Сталинской (в настоящее время Донецкой) области на Святогорском плацдарме. Информацию о Воробьеве Николае Павловиче я нашел в Книге памяти Сальского района «Ушедшие в бессмертие»2, стр. 80, 84.

Из интернет - ресурса я узнала, что бои за освобождение села Богородичное в 1943 году были тяжелые и длились с февраля по сентябрь. Село переходило из рук в руки. Так 2-го февраля село освободила Красная армия, а 3 марта вновь заняли фашисты. Почти все дома были сожжены. Затем снова село перешло в руки солдат Красной армии. Оборона немцев была мощная, проходила по возвышенности и имела очень  выгодное положение. 17 мая село вновь заняли фашисты, был разрушен мост через реку Северский Донец, который постоянно бомбили вражеские самолеты, не давая возможности перебраться нашим солдатам.

Именно там в июле 1943-го 1-я и 8-я (бывшая 62-я) гвардейские армии совершали прорыв немецких рубежей в шесть оборонительных линий. Бои были жестокими. А генеральное наступление наших войск началось в июле 1943 года.8-я гвардейская армия, победившая фашистов под Сталинградом, под командованием генерала Ф.К. Чуйкова готовилась к наступлению. Перед понтонно-мостовым батальоном была поставлена задача обеспечить форсирование реки Северский Донец в полосе наступления 79-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием генерала Н.Ф. Батюка.

Быстро и оперативно был наведён понтонный мост, который стал хорошей мишенью для немцев. Его постоянно бомбила вражеская авиация и артиллерия. Бойцы 102-го понтонного батальона строили его заново, выполняя под бомбами и снарядами тяжелейшую работу. Только через две недели по новому мосту прошел наш первый танк. Главный удар наносился в районе сёла Богородичное. Созданные наши передовые отряды расширили плацдарм, ворвались в Богородичное и с ходу захватили правобережную её часть. Завязались кровопролитные бои. Противник, поддерживаемый десятками танков, непрерывно переходил в контратаки против наших 82-й, 88-й, 79-й гвардейских стрелковых дивизий. Немцы бросили против правого фланга 82-й гвардейской дивизии пехотный полк и 48 танков, и с другой стороны полк пехоты и 50 танков. Враг пытался расчленить дивизию и уничтожить, прижав к берегу Северского Донца.

22 августа 1943 г. началось новое решающее наступление наших войск. Бои шли за каждый метр земли. В одном из боев, 24 августа погиб учитель нашего лицея Николай Павлович Воробьев, о чем есть запись в Списке безвозвратных потерь на сайте Министерства обороны 1, 2, 15; (приложение № 2).

Тяжелые бои продолжались еще две недели: немецкая армия отчаянно прикрывала отход своих войск. И только 5 сентября 1943 г. село Богородичное было окончательно освобождено от фашистов войсками Юго-Западного фронта под командованием генерала Р.Я. Малиновского. А 6 сентября 1943 г. битва на Северском Донце завершилась победой Красной армии. Об этих событиях генерал Ф.К. Чуйков, командовавший 8-й гвардейской армией вспоминал: «Много полегло тех, кто выдержал даже сталинградский ад…».

Сегодня живописное село Богородичное расположено на территории национального природного парка «Святые горы» на берегу реки Северский Донец. В 1981 году в парке на братской могиле был установлен памятник высотой 4,5 метра «Скорбящая мать». На аллее - 68 гранитных плит с именами 1495 воинов, погибших в тех жестоких боях. На одной из плит есть фамилия учителя Н.П. Воробьева (приложение № 3).

Вывод: Доблестно сражался в 1943 году школьный учитель. Память о нем, о жестоких боях, в которых он принял участие, будет сохранена в истории лицея.

1.2 СИРОТЕНКО НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Николай Иванович Сиротенко родился 9 сентября 1919 г. в селе Алексеевка Корочанского района Курской области. На фронт был призван Ростовским военкоматом 23 июля 1941 г. Прошел всю войну от Ростова-на-Дону до Будапешта в составе 5-го Донского кавалерийского корпуса. Освобождал от немецко-фашистских захватчиков города Брянск, Смоленск, а также Белоруссию, Польшу, Венгрию.

В звании гвардии лейтенанта командовал взводом Отдельного Гвардейского Истребительного Противотанкового дивизиона 3-го гвардейского кавалерийского корпуса. Награжден боевыми наградами: орденами Отечественной войны II степени, боевого Красного знамени, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

В наградном листе к ордену Отечественной войны II степени так описан его подвиг:«Гвардии лейтенант- командир взвода ПТР, Сиротенко Николай Иванович, в боях с немецкими захватчиками показал образцы мужества и умение руководить своим подразделением. В боях по очищению города Аппенштайн на его Северо-Восточной окраине, 22 января 1945 года товарищ Сиротенко умело управляя огнем и действиями взвода, сам лично уничтожил из ружья ПТР две огневых точки противника и 6 человек солдат противника взял в плен. Тов.Сиротенко Николай Иванович достоин правительственной награды – ордена...» 7; (приложение №4).

После окончания войны Николай Иванович еще год служил в Красной Армии. Уволен из армии 14 июня 1946г., закончил Ростовский пединститут и посвятил себя педагогической работе. Был учителем физики и директором школы № 62 в с. Новый Егорлык Сальского района. В 1952-1954 годы заведовал Сальским районным отделом народного образования. С 1954 по 1979 годы 25 лет руководил железнодорожной школой №9 станции Сальск (лицей №9), где одновременно преподавал физику14; (приложение № 5).

За высокий профессионализм в 1969 году Николаю Ивановичу было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Вывод: Не будет еще одной неизвестной страницы в истории лицея. Отважный офицер на фронте стал прекрасным учителем и хорошим руководителем в мирное время.

1.3. ТРУЩАЛОВ ФЕДОР ТИХОНОВИЧ

Бывшие ученики лицея вспоминают Федора Тихоновича как доброго и мудрого, честнейшего человека и неутомимого труженика. Он преподавал физику и был завучем школы, о нем я узнал из газетных статей.

Трудовая деятельность учителя началась еще в довоенные годы. Он мечтал стать именно учителем физики еще со школьной скамьи. В далеком 1932году начал педагогическую деятельность в школе им. Карла Маркса. В 1933году был переведен в Сандатовскую школу № 42, где не только преподавал физику, но и организовал технический кружок, стенгазету, школьную самодеятельность. Федор Тихонович одинаково любил физику и музыку. Обладая прекрасным голосом и тонким эстетическим вкусом, создал в сельской школе самодеятельный коллектив. Каждую субботу группа детей вместе с учителем выезжала на фермы, в бригады. Федор Тихонович читал лекции колхозникам, а дети выступали с концертами. В Сандатовской школе он работал до 1935 года.

Когда началась Великая Отечественная война - ушел на фронт. Воевал самоотверженно, проявляя образцы героизма, за что награжден боевыми наградами. После войны вернулся к педагогической деятельности.

Более полувека (52 года) Ф.Т. Трущалов учил детей не только своему любимому предмету - физике, но и был, по воспоминаниям, сердцем школы. Он преподавал, в городских школах №№ 1 и 2, но 41 год отдал железнодорожной школе № 9. Не только преподавал физику, еще руководил школьным хором и, имея хороший голос, пел на сцене. Был завучем школы. К нему обращались с разными вопросами и Федор Тихонович давал советы школьникам в выборе жизненного пути. Стройный, всегда подтянутый, с ослепительной улыбкой - любимец учеников, которые писали своему учителю письма благодарности со всех концов нашей страны.

В 1963 году Федору Тихоновичу Трущалову было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»5,6,11,12;(приложение №6).

Вывод: Педагог с большой буквы был учителем, воспитателем и другом школьников, а главное - примером в жизни.

1.4 ВОРОБЬЕВ ГРИГОРИЙ ПЕТРОВИЧ (1917-1981)

О Григории Петровиче - ветеране Великой Отечественной войны, преподавателе физики, я узнала из музея нашего лицея 1.

Он закончил физико-математический факультет Орджоникидзевского (Владикавказского) педагогического института. По окончании института работал учителем в ауле Докшукино (в настоящее время город Нарткала в Кабардино-Балкария).

Призван на фронт был в 1941 году. Служил в танковых войсках. Был контужен. Участник сражений под Сталинградом, в Курской битве, освобождал от фашизма Австрию; принимал участие во взятии Берлина. Закончил свой боевой путь уже после Победы в Чехословакии, в Праге.

За боевые подвиги награжден орденом Красного знамени и пятью медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

После войны продолжил работу учителем в Кабардино-Балкарии. В 1953 году с семьей перебрался в Сальск к родным. Почти 30 лет с 1953 по 1980 годы работал в железнодорожной школе №9 учителем физики.

Вывод: Медалью «За отвагу» во время войны награждался боец за личную храбрость. Таким был учитель нашего лицея.

1.5 КОРОЛЬКОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (1919-2008)

О Викторе Васильевиче я узнала из статей. О нем писали коллеги-учителя и его ученики. Тысячи сальчан благодарны судьбе, что в их жизни был такой учитель и отзывчивый, чуткий наставник (приложение № 7).

Родился В.В. Корольковв 1919 г. в Ростове-на-Дону в многодетной семье железнодорожного рабочего. Увлекался спортом. Поступил в университет и закончил три курса, но началась война. В Красную армию был призван в августе 1941 года. В составе 27-й особой артиллерийской дивизии защищал свой родной город Ростов. Был ранен и лечился в эвакогоспитале, который располагался в аудиториях и учебных комнатах его университета. После госпиталя сержант Корольков был направлен в 985 артиллерийский полк, воевал в Крыму. На фронте погиб его младший брат танкист. А Виктор Васильевич после войны из армии был демобилизован в декабре 1945 года. Продолжил учебу на физико-математическом факультете пединститута. Закончив в 1947году институт, был направлен учителем математики в железнодорожную школу № 9 станции Сальск. И остался верен ей до ухода на пенсию в 1989 году, проработав 42 года и не приняв других приглашений3, 4, 9.

По воспоминаниям коллег - он не стремился к славе, она сама к нему шла, потому, что благодаря урокам Виктора Васильевича, великому дару мудрого учителя получили путевку в профессию многие известные ученые нашей страны: стал академиком с мировым именем Юрий Протасов; доктором технических наук, профессором, Лауреатом Государственной премии СССР, генеральным директором ВПИНИ «Гидропроек имени С.Я. Жука», Заслуженным строителем Киргизской ССР Лерен Михайлов; докторами наук Римма Иванова, Виктор Барис; кандидатами наук Эмма Савицкая, Владимир Кулачков, Елена Белова, Михаил Кулаков, Виктор Сосин, Александр Козорезов, Анатолий Романов, Геннадий Кечеджиев, Сергей Аликов, Алина Ченцова и многие другие. На своих уроках математики он учил не только знать, но и глубоко мыслить. Имел к каждому ученику индивидуальный подход. О высоком профессионализме этого учителя говорит тот факт, что в течении нескольких лет он вел коллективный курс заочной математической школы при Московском государственном университете им. М. Ломоносова. Это помогло выпускникам школы поступать в самые престижные вузы страны. Был консультантом по математике Московского института железнодорожного транспорта, консультировал студентов-заочников институтов и техникумов. Работал не считаясь со временем, был завучем школы.

Выпускники учителя математики Виктора Васильевича отмечают в статьях, что на уроках царила атмосфера творчества, познания, взаимопонимания. А еще отмечают, что любимый учитель задушевно пел и красиво танцевал, много читал, был увлеченным шахматистом и лыжником, а так же болельщиком всех видов спорта школьных соревнований.

Труд учителя был отмечен - в 1977 году он стал Отличником народного просвещения, ему было присвоено звание Почетный железнодорожник, неоднократно награждался Министерством путей сообщения ценными подарками.

Вывод: Я убедилась, что главные человеческие качества: высокая нравственность, скромность, трудолюбие, доброта и честность не могли быть другими у этого фронтовика.

1.6 МАЛЫШЕВ ИВАН ДМИТРИЕВИЧ

Иван Дмитриевич родился 2 мая 1923 г. в Сальске в семье железнодорожного работника. Учился в городской школе №1. В 1937 году закончил железнодорожную школу №9. В то время в домах культуры, на предприятиях создавались духовые оркестры. Уроки музыки он получил на предприятии «Мукомольник», куда устроился работать после школы и где был свой духовой оркестр. Затем был приглашен играть в духовом оркестре в железнодорожный клуб, освоил валторн. Не имея музыкального образования – учился на слух, получал практические навыки.

В 1939г. Сальский район был приглашен для участия во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке народного хозяйства в Москву с симфоническим оркестром из местных музыкантов. Готовили оркестр для поездки московские дирижеры Львов, Волошин, которые специально приезжали для этого в Сальск. В оркестре было около 70 музыкантов. Иван Малышев играл на кларнете. Оркестр был готов защитить честь Сальского района в Москве на ВДНХ. Однако, обострялась международная обстановка, немецкие войска находились у нашей границе. И первый симфонический оркестр г.Сальска выступил только с полуторачасовой программой в железнодорожном парке культуры.

1940-й год был значимым для И.Д. Малышева. В отпуск в Сальск приехал военный музыкант Василий Иванович Зинченко и пригласил Ивана Малышева, Евгения Колесникова и Дмитрия Лавренко в военный оркестр. Так сальские мальчишки стали музыкантами духового оркестра II Краснознаменного стрелкового полка. Занятия начались 15 марта 1941 года. Вырабатывали музыкальную память, много репетировали и уже 1 мая 1941 года Иван Дмитриевич Малышев в составе оркестра участвовал в военном параде, где в сводном оркестре было 120 человек. Так был выдержан первый военный экзамен. 21 июня его стрелковый полк прибыл в г.Лиду под Минском. А на рассвете началась война… Рядовой Малышев во время войны участвовал в армейской художественной самодеятельности во время боевой передышки, в госпиталях, был санинструктором и автоматчиком. Был несколько раз ранен. Несколько месяцев провел в госпиталях. Прошел военными дорогами Белоруссии, Украины, Венгрии, Чехословакии.

Был демобилизован из армии в 1947 году. Работал на железной дороге в деревообрабатывающем цеху, а в 1965 году Ивана Дмитриевича пригласили музыкантом в эстрадный оркестр городского парка культуры и отдыха. Через год директор школы № 10, тоже фронтовик, Ю.Н. Котов пригласил его руководить детским духовым оркестром школы. Так И.Д. Малышев стал музыкальным педагогом. Перешел работать в железнодорожную школу № 9. Знал как вовлечь ребенка в оркестр. Прививал любовь к музыке. 18 лет работал с детьми.

Детский духовой оркестр железнодорожной школы № 9 под руководством Ивана Дмитриевича Малышева участвовал в областном празднике духовой музыки и марш-параде духовых оркестров «Салют, Победа!» в 1985 году в г. Ростове-на-Дону, в смотре учреждений Северо-Кавказской железной дороги в Минеральных Водахв 1984 году и заняли 2-е место.

Многие сальчане хорошо помнят традицию школы, когда в день последнего звонка колонна выпускников торжественно шла по центральной улице города в сопровождении духового оркестра вместе с И.Д. Малышевым и директором школы Н.И. Сиротенко. Везде музыканты под его руководством показывали мастерство8;(приложение №8).

Вывод: Музыка делала жизнь педагога эмоционально насыщенной и свои музыкальные знания он с готовностью передавал детям.

1.7 НОГИН АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ (1925-1987)

О Ногине Александре Семеновиче я познакомилась с материалом в школьном музее. Узнала, что родился он в г.Сальске закончил 7 классов школы, работал слесарем. Но началась Великая Отечественная война. Сальск с 31 июля 1942 по 22 января 1943г. был во временной вражеской оккупации. После освобождения района многие молодые ребята, кому исполнилось 18 лет, были призваны в Красную армию. Попал он в железнодорожные войска. Был механиком, музыкантом и печатником. Участвовал в войне с Японией.

После войны преподавал в железнодорожной школе № 9 автодело, машиноведение, вел кружки автомоделистов, картинга. Создавались действующие модели тепловозов и электровозов. Когда в 1968 году встал вопрос о создании кружка автомоделистов, он пошел дальше – с целью дать детям настоящие технические знания и создать кружок по строительству картов. Была создана школьная команда, в которой занимались старшеклассники, она участвовала в соревнованиях – картинге. Благодаря этим занятиям, некоторые кружковцы после школы выбрали технические специальности, полюбив в кружке технику. Ребятами под руководством педагога было собрано 3 карта. Школьная команда в 1973 году заняла на городских соревнованиях 1-е место, опередив команду станции юных техников.

Из газетной заметки я узнала, что влюбленный в автодело педагог решил создать и пионерскую команду, чтобы обучать школьников помладше. На занятиях ребята изучали устройство двигателя и ходовой части карта. Достижением можно считать, что дети были настолько подготовлены, что после окончания школы получали права на управлением мотоциклом или автомобилем 10;(приложение №9).

А.С. Ногин награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За победу над Японией», имеет почетное звание «Отличник железнодорожных войск».

Как ветеран Великой Отечественной войны и педагог проводил встречи с детьми, рассказывая им о военном лихолетье.

Вывод: Стремление передать знания и научить навыкам, которые пригодятся во взрослой жизни – было главным делом этого учителя.

1.8 ШУСТОВ ТИМОФЕЙ ПРОКОФЬЕВИЧ (1920-1999)

Тимофей Прокофьевич родился 14 февраля 1920г. в с.Сандата Сальского района. Школу закончил в 1940 г. Поступил в Южно-Уральское военное пехотное училище.

На фронте с 1941 года. Был командиром взвода десантно-воздушного фронтового полка. В 1943г. получил ранение. После госпиталя был назначен командиром стрелковой роты 788 стрелкового полка 214 стрелковой дивизии.

Участвовал в Сталинградской битвы, в боях под Прохоровкой и других сражениях. Везде проявлял мужество и героизм. Не раз был ранен и контужен.

Войну закончил в звании гвардии младшего лейтенанта. Из госпиталя пришел домой на костылях. Окончил физкультурный техникум и 40 лет с 1950-го до 1990 годы преподавал в железнодорожной школе № 9 начальную военную подготовку (НВП), физкультуру и труд.

Как ветеран Великой Отечественной войны, знающий цену войне и миру, в1962 году основал Музей Боевых и Трудовых традиций в лицее. С 1970-90 год музей считался лучшим в городе и на железной дороге Северного Кавказа, был удостоен золотой медали Всероссийского выставочного центра, где школа №9 представила экспонаты  музея. В 2005 году музей получил статус «Школьный музей». С 1962 по 2016 год музей посетило более 35000 человек.

Всю свою трудовую деятельность Тимофей Прокофьевич посвятил воспитанию подрастающего поколения и вел большую патриотическую работу. (приложение № 10).

Награжден орденом Отечественной войны IIстепени, медалями. 

Вывод: Неизвестных страниц истории не должно быть, поэтому патриотическую работу учитель начал с создания школьного музея.

ВЫВОДЫ

В ходе исследования я собрала материал о ветеранах Великой Отечественной войны - педагогах лицея № 9, самоотверженно сражавшихся на фронте, и с полной самоотдачей трудившихся на благо нашей Родины, выполняя свою главную задачу по обучению и воспитанию подрастающего поколения в мирное время. Я отметила для себя, что учителя-фронтовики были всегда примером для подражания.

В процессе работы над исследованием я собрала интересный материал, узнал биографии педагогов. Неизвестные страницы истории лицея для меня стали известными. Для меня лично эта исследовательская работа имеет огромное значение: я пополнила свои краеведческие знания и убедился, что дело, которому служишь надо любить и выполнять так же хорошо, как педагоги, о которых я подготовила исследование.

Цель исследования и поставленная мной проблема достигнуты.

Свою исследовательскую работу считаю полезной, так как собранная информация пополнит школьный музей, поможет учителям в проведении внеклассной работы по патриотическому воспитанию молодежи, а главное - сохранит память о ветеранах-педагогах и откроет многие неизвестные страницы истории лицея.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я пользовалась не только документами школьного музея, но использовала интернет-ресурсы, я научилась делать запрос по электронной почте
[email protected] и мне были высланы необходимые документы.

МОЮ работу можно использовать на классных часах в лицее, она может заинтересовать моих сверстников и дополнит их знания об учителях нашего лицея, защищавших Отечество в годы Великой Отечественной войны. Эти учителя – гордость лицея. Возможно, я рассказала не обо всех учителях-фронтовиках и тема исследования может быть продолжена.

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Архивный материал музея Лицея № 9.

Печатные издания:

2.Ушедшие в бессмертие / составители Лоза Т.А., Перепеч Л.Н., Шмыгаль И.А. – Ростов-на-Дону: «Альтаир», 2019 . – 768 с., цв. вкл.

3. Аленина, Л. Воспитатель математиков: о Королькове В.В. // На подъеме. - 1964. - 9 сент. - С. 2.

4. Власова, Л. Признание в любви: о Королькове В.В. // Сальская степь. - 1994. - 11 окт. - С. 2.

5. Жолобова, Т. Заслуженный учитель: о Трущалове Ф.Т.// На подъеме. - 1963. - 22 дек. - С. 1.

6. Жолобова, Т. Людям - полной горстью: о Трущалове Ф.Т. // На подъеме. - 1962. - 16 дек. - С. 4.

7. Костенко, В. «Здравствуйте, Николай Иванович!»: о Сиротенко Н.И.// Сальская степь. - 1982. - 8 мая. - С. 4.

8. Обозначенная нотами дорога: о Малышеве И.Д. // Город кудесников, город гостей: очерки культуры и искусства / Владимир Костенко. – Сальск: Талер, 2007. – С. 304-310.

9. Разин, П. С. Сержант Корольков - учитель школы // Дорогами войны . – Сальск : [Талер], 2001. – С. 242-244.

10. Сельцер, А. Автодело - любимое занятие: о Ногине А.С. // Сальская степь . –1974 . – 12 марта. – С.4.

11. Слово учителю: о Трущалове Ф.Т. // Сальская степь. - 1980. - 30 авг. - С. 4.

Источники Интернет:

12. https://museumlyceum9.moy.su - «Виртуальный музей лицея № 9 г. Сальска»

13.https://pamyat-naroda.ru - «Память народа 1941-1945»: официальный сайт Министерства обороны – поиск по фамилии участника Великой Отечественной войны.

14.http://podvignaroda.ru -Эектронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

15.https://obd-memorial.ru - Обобщенный банк данных «Мемориал» - банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

16. https://ru.wikipedia.org/wiki/Богородичное- с. Богородичное.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Памятная доска «Учителям и ученикам школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» на фасаде школьного здания.

Приложение № 2

Воробьев Николай Павлович

В списке погибших Воробьев Н.П.

Приложение № 3

Мемориал погибшим воинам в с. Богородичное

https://ru.wikipedia.org/wiki/Богородичное

Приложение № 4

Из наградного листа гвардии лейтенанта

Николая Ивановича Сиротенко

Н.В.Сиротенко в разные годы

Приложение № 5

Н.И. Сиротенко среди педагогов и выпускников школы.

Приложение № 6

Т .Ф. Трущалов

Статьи из периодической печати

Приложение № 7

Статьи выпускников о своем любимом учителе В.В. Королькове

Приложение № 8

О И.Д. Малышеве из книги В.Костенко « Город кудесников, город гостей: очерки культуры и искусства».

Приложение № 9

Ногин А.С. среди детей

С татья из периодической печати.

Записи в военном билете А.С. Ногина

Приложение № 10

Шустов Т.Ф., основатель школьного музея

Просмотров работы: 19