Женское образование в Казани. История и современность

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Женское образование в Казани. История и современность

Гилемханова Н.А. 1
1МАОУ "Гимназия-интернат №4" Кировского района г. Казани
Валеева Анна Борисовна 1
1МАОУ "Гимназия - интернат №4" Кировского района г. Казани, Республика Татарстан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Я – ученица Гимназии-интерната №4 города Казани Республики Татарстан. В нашей гимназии обучаются только девочки. Возможно, некоторым современным людям это покажется необычным, но гендерное обучение очень популярно в отдельных странах.

Город Казань славится традициями в сфере образования, ряд образовательных учреждений нашего города имеет вековую историю. Обучаясь в гимназии-интернате, я задумалась – есть ли схожесть женского образования в прошлом и современности? На уроках истории и обществознания мы обсуждали эту тему, в том числе обучение в институтах благородных девиц. В Казани существовал известный не только на все Поволжье, но и на всю Российскую империю Родионовский институт благородных девиц. Конечно, есть отдельные сведения, статьи, обсуждения на форумах, касающиеся этого института. В Национальном архиве Республики Татарстан представлены дела о приеме воспитанниц, ведомости об их успеваемости и поведении. В Отделе редких рукописей библиотеки им. Лобачевского можно найти статьи в газете «Казанские губернские ведомости», содержащие информацию о вступительных и выпускных экзаменах воспитанниц института.

Гипотеза моего проекта: женское образование в прошлом и современности имеет схожие черты.

Цель работы: раскрыть особенности женского образования в Казани второй половины XIX и первой четверти XXI в.в. и показать преемственность гендерных традиций.

Задачи работы:

  1. Выяснить особенности обучения и воспитания в Казанском Родионовском институте благородных девиц.

  2. Показать особенности обучения в Гимназии-интернате №4 для одаренных детей (девочек).

  3. Провести сравнительный анализ двух учебных заведений и выявить общее и различия в системе учебно-воспитательного процесса.

Новизна работы заключается в самом сравнении двух образовательных учреждений Казани прошлой и настоящей. Ценность работы во «взгляде изнутри», так как я сама являюсь ученицей Гимназии-интерната.

В своей работе я использовала такие методы, как изучение архивных источников по теме, работа с материалами СМИ, анализ полученных сведений, интервьюирование учителя – выпускницы нашей гимназии, некоторых педагогов и своих одноклассниц.

Казанский Родионовский институт благородных девиц (1841-1918 гг.)

Родионовский институт благородных девиц - привилегированное учебное заведение для воспитания дочерей потомственного и личного дворянства, духовенства и именитого купечества - начал действовать в Казани полтора века назад. Многочисленное дворянство Симбирской, Пензенской, Саратовской, Оренбургской и Казанской губерний ожидало открытия Родионовского института.

Идея открыть в Казани казенное образовательное учреждение для девочек из небогатых, большей частью провинциальных дворянских семей принадлежала императрице Марии Федоровне. Ею же в 1805 году был куплен земельный участок, находящийся за городской чертой и являвшийся летней дачей князей Болховских. Средства для постройки нашлись лишь десятилетия спустя после кончины казанской дворянки, помещицы Анны Николаевны Родионовой. Торжественное открытие института состоялось 30 августа 1841 года в присутствии первых лиц губернии. По указу императора Николая I институт официально назывался Родионовским.

В указе о его учреждении говорилось, что необходимо «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Для этого нужно было взять многообещающих девочек дворянского происхождения, оградить от влияния семей и воспитать в совершенно новом духе, превратив в добронравных воспитанных жён, которые потом распространяли бы дух просвещения и прекрасные манеры в обществе. Помимо учёбы, девицам предстояло участвовать в светских развлечениях, балах и прогулках, а также обедать у самой императрицы, которая символически заменяла им мать

Родионовский институт стал первым и на долгое время единственным женским учебным заведением на всем обширном востоке страны. Сюда приезжали учиться из приволжских губерний, Приуралья, Урала и Сибири. Даже после открытия институтов в Саратове и Оренбурге, в Казань стремились на учебу, а свидетельство об окончании Родионовского института ценилось достаточно высоко. Родионовский институт благородных девиц был закрытым учебным заведением со спартанскими условиями проживания. Воспитанницы проводили в институте всё время. Даже летом они не разъезжались по домам на каникулы. Занятия проводились с девяти утра до шести часов вечера, за исключением воскресений.

Согласно уставу, число штатных воспитанниц принимались только дочери родовых и потомственных дворян и чиновников, находящихся или служивших на военной службе в Казанской губернии. Если оставались вакансии, могли быть допущены дети личных дворян. В дальнейшем в нем учились не только дети привилегированных сословий, но и дочери состоятельных горожан. Частными пансионерками (за плату) в институт принимались девочки из семей купцов 1-й и 2-й гильдии. Возраст воспитанниц при приеме составлял от 8 до 13 лет. Ежегодно институт принимал около 30-60 девушек.

По Уставу полный курс обучения в институте составлял 6 лет. Девочки разделялись на три класса по два года обучения в каждом. Позднее классов стало шесть с годичным сроком обучения, с 1862 года — 8 лет обучения , а с 1911-го — 10 лет обучения. Каждый класс имел определенную форму платьев.

Для поступления необходимо было знать первые молитвы и 10 заповедей, уметь читать и писать по-русски и знать первые четыре правила арифметики.

В институте в обязательном порядке изучали следующие предметы: Закон Божий, русская словесность, французский и немецкий языки, арифметика, история, география, естествоведение с гигиеной, физика и космография, рисование, педагогика, минералогия, логика. Выпускница института Вера Фигнер отмечала, что при отсутствии учебников, девушки занимались ненужным переписываем книг и записыванием лекций преподавателей. Она заявляет, что «голы в институте задерживали ее духовный рост». Но отмечает, что «приучилась к дисциплине, развила чувство товарищества, воспитала в себе привычку к умственной работе». Учителями в институте состояли, в основном по совместительству, университетские и гимназические преподаватели, как женщины, так и мужчины.

Дополнительные предметы: чистописание, рукоделие, хоровое пение, гимнастика, танцы, верховая езда, домоводство, правила «светского обхождения», игра на фортепиано. Важным средством эстетического и нравственного воспитания в XIX веке считалась музыка. Хотя она и не относилась к числу обязательных предметов и преподавалась в свободное от расписания время, тем не менее, желающих обучиться игре на фортепиано было много. Администрация устраивала предварительные испытания (проверяя слух). Остальным воспитанницам, не прошедшим испытания, разрешалось брать частные уроки музыки за особую плату.

Ежегодно выпускницами института становились от 14 до 23 девиц.

Оплата за обучение была высокой (190 рублей в год, двумя частями), но значительная часть воспитанниц училась за счет института или на стипендии, установленные дворянскими собраниями.

Воспитание основывалось на православном вероучении, в ученицах стремились развить «привязанность к родителям и воспитателям, любовь к порядку и труду соответственно назначению их в семействе обществе». Девицы активно участвовали в благотворительных мероприятиях. Старшеклассницы помогали младшим, заменяя им сестер. В обязанность воспитанниц входило дежурство на кухне и поддерживание порядка в учебных и жилых комнатах. Однако в дальнейшем из интервью Веры Фигнер (воспитанницы института) мы узнаем, что о моральном воспитании и приготовлении к жизни никто даже не говорил. «Этого воспитания совсем не было. Ни о каких обязанностях по отношению к себе, к семье, к обществу и родине мы не слыхивали - никто нам никогда не говорил о них».

Выпускные и переводные экзамены проводились в присутствии главы Института, исправляющего должность Казанского Губернатора, Начальницы Института, Управляющего Казанским Учебным Округом, Губернского Предводителя Дворянства и многочисленной публики высшего сословия. Экзамены длились два дня. Экзамен открывался молитвою. Затем начинался сам экзамен, девушки вытягивали билеты. В отдельном зале проходила выставка работ воспитанниц (кройка и шитье, вышивка и вязание).

Необходимые предметы для сдачи экзаменов включали Закон Божий (история Священной и Церковной, Учения о христианских обязанностях), русская словесность (поэзия, история русской литературы), немецкая словесность (история литературы), география всеобщая и российская, сочинения на заданные темы (по русскому и немецкому языкам), чертеж географических видов разных государств.

Стоит отметить, что, несмотря на православную направленности воспитания и обучения, в институте учились и дочери мусульман. Совет института «нашел возможным совместить строй закрытого учебного заведения с требованиями Корана и выработал правила относительно религиозного воспитания девиц магометанского вероисповедания».

В ноябре 1918 года Родионовский институт благородных девиц был реорганизован в советскую школу II ступени. В 1941 году в зданиях института был развернут военный госпиталь, а с 1944 года по настоящее время располагается Казанское суворовское военное училище. И это такая «ирония судьбы» - из привилегированного института для девочек образовательное учреждение превратилось в военное училище для мальчиков.

Таким образом, Родионовский институт стал реализованной практикой женских частных пансионов высокого класса. Это было одно из лучших учебных заведений Поволжья. Высокий уровень образования обеспечивался тем, что в старших классах основные предметы преподавались профессорами Казанского университета. Девочки, не имевшие возможности получить образование дома, могли его получить в институте. Воспитанницы отмечали, что в институте обучали всему, что могло пригодиться 17-19летним девушкам для дальнейшей жизни. Лучшим воспитанницам вручался «золотой шарф» с вензелями начальных букв имени. И хотя документ об образовании в институте давал лишь право быть домашним преподавателем, многие воспитанницы становились учителями начальной школы, поступали в женские вузы.

МАОУ «Гимназия-интернат №4»

Приверженность к классическим принципам обучения и воспитания, национальные традиции замечательным образом сочетаются в этом учебном заведении с передовыми методами работы педагогического коллектива и стремлением к мировым стандартам в образовании. Являясь инновационным образовательным учреждением для одарённых детей, гимназия-интернат №4 Кировского района Казани возродила и развивает принцип раздельного обучения. Этот принцип позволяет более полно учитывать гендерные особенности детей, а преподавателям и воспитателям находить к ним наилучший подход.

На этапе перестройки системы национального образования два первых татарско-турецких лицея были открыты в 1992 году в Казани и Набережных Челнах. Именно эта сеть образовательных учреждений еще с 1990-х годов завоевала необычайную популярность среди жителей республики. Однако оказаться воспитанником лицея далеко не так просто. Огромный конкурс, как при поступлении в вуз, давал шанс только самым способным и талантливым.

Татарско-турецкие лицеи на практике отлично зарекомендовали себя. Изначально лицеи предназначались исключительно для мальчиков, но, когда многие родители стали настаивать на создании образовательного учреждения для девочек, было принято решение об открытии женского лицея.

Татарско-турецкий лицей-интернат №4 Кировского района г. Казани для девочек был основан в 1997-м году по инициативе мера Казани К.Ш. Исхакова. Посетив г. Эскешакир (Турция) и пообщавшись с представителями татарской диаспоры, решено было продолжить сотрудничество в сфере образования. К работе в лицее были привлечены педагоги Казани и учителя из Турции. В 2008 году «Лицей-интернат N4» был переименован в МАОУ «Гимназия-интернат №4», в 2010 году гимназия получила статус нетипового общеобразовательного учреждения для детей, проявивших выдающиеся способности.

В гимназии - интернате №4 учатся только девочки с 5 по 11 классы, часть воспитанниц проживает в интернате. В учебное заведение принимают окончивших четвертый класс школьниц любой национальности из общеобразовательных учреждений Казани, Татарстана и других регионов России по итогам индивидуального отбора. Учебные планы и программы полностью соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам.

Отличительной особенностью гимназии является наличие пришкольного интерната. Здесь проживают девочки из районов республики и регионов России. Проживание обязательно в 7 классе. Это делается для того, чтобы воспитатель и классный руководитель смогли лучше познакомиться с ребенком. За каждой комнатой закрепляется староста - главная помощница воспитателей. Старостой является ученица 10-11 классов, которая на своем примере помогает младшим ученицам быстрее освоить правила гимназии, а также через эту деятельность развивать свои лидерские качества, коммуникабельность. Девочки для своей комнаты могут разработать правила, играть в игры, смотреть фильмы. Воспитатели проводят собрания для старост, где девочки разбирают разные ситуации, делятся своими мыслями, думают вместе с воспитателями, как сделать жизнь в гимназии интересной.

Набор классов осуществляется только в 5 и 7, возможно индивидуальное поступление в 6,8 – 10 классы. Для подготовки в поступлении при гимназии открыта Прогимназия, где будущие ученицы изучают основные предметы, включая английский язык.

Поступление в гимназию проходит два тура. Первый тур состоит из тестирований по русскому языку, математике и английскому языку (по 45 минут каждый предмет). По итогам первого тура отбираются кандидаты для участия во втором этапе.

На втором этапе девочки живут в интернате три дня (кроме поступающих в 5 класс). Воспитатели наблюдают за их поведением, бытовыми особенностями, умением коммуницировать.

В гимназии изучаются общеобразовательные предметы - алгебра, английский, биология, вероятность и статистика, география, геометрия, информатика, история, литература, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, татарский язык, татарская литература, русский язык, турецкий язык, технология, физика, физическая культура, музыка, изобразительное искусство, химия, интенсивный турецкий. Часть предметов с основания Гимназии преподавалась на английском и турецком языках, преподавателями являлись носители языка. Сегодня в Гимназии преподаются турецкий язык как дополнительный предмет и английский язык на углубленном уровне. Преподавателями в Гимназии работают как женщины, так и мужчины.

У учениц есть возможность углубить знания и развить способности в дополнительных дисциплинах - профильные предметы (в форме курсов по выбору), хореография, баскетбол, волейбол, бадминтон, театрально искусство.

Ежегодно гимназия-интернат выпускает от 14 до 50 учениц.

Оплата за обучение отсутствует. Оплачиваются дополнительные предметы по желанию обучающихся и их законных представителей.

Педагоги гимназии-интерната уверены, что обучать и воспитывать девочку, значит, обучать и воспитывать само общество, совершенствовать его. Ведь основа общества — семья, а душа семьи — это женщина. Потому так значима социальная функция, которую выполняет гимназия. И в этом ещё одна её уникальная особенность. Опора на традиции и связь поколений благотворно сказывается на всём учебно-воспитательном процессе, позволяет объединить для решения общей задачи учащихся, учителей, родителей. В образовательный процесс гармонично включены воспитательные мероприятия – беседы с психологом, школьный театр, благотворительные ярмарки, встречи выпускниц (2 раза в год). В начале учебного года педагогическим коллективом выбираются ценности, которым будут посвящены отдельные месяцы. На 2023-2024 учебный год запланировано раскрытие таких ценностей, как дружба, милосердие, любовь, лидерство, скромность, эмпатия, гармония, взаимопомощь, человечность. На раскрытие конкретной ценности месяца направлены разнообразные мероприятия. В гимназии принято ходить в гости в семьи учениц, общаться преподавателям и членам семей воспитанниц в непринужденной обстановке.

Выпускные экзамены проводятся в соответствии с государственными стандартами в форме государственной итоговой аттестации соответственно в 9 и 11 классах.

Значительная часть учениц и педагогов нашей гимназии исповедуют ислам. И несмотря на то, что образование в ГИ4 носит светский характер, ученицы, педагоги и воспитатели имеют возможность носить традиционную исламскую одежду, еда в столовой приготовлена по стандартам халяль.

Отмечу, что некоторые ученицы – воспитанницы Гимназии-интерната возвращаются в наше учебное заведение учителями (на сегодняшний день 14 из 50 учителей гимназии являются ее выпускницами!), часть вчерашних выпускниц-студентов работают воспитателями, сохраняя преемственность традиций. Из интервью с одной из них Ильзирой Ильгизовной Гиззатуллиной (СМ Приложение 4) я узнала о ее оценке воспитания и обучения в гимназии. Ильзира-апа отмечает, что следовала примеру своей сестры, за время обучения в гимназии-интернате почувствовала себя частью большой ученической семьи и вернулась в качестве преподавателя.

Гимназия-интернат №4 продолжает традиции женского образования в Казани с учетом современных образовательных стандартов. Здесь мы учимся общаться и сопереживать, получать знания и развивать общечеловеческие и национальные ценности. В гимназии активно поддерживают участие учениц в конкурсах и олимпиадах. По итогам 2022-2023 учебного года Гимназия-интернат №4 вошла в топ-5 школ города Казани! Часть учениц, благодаря углубленному изучению английского и турецкого языков обучаются в ВУЗах за границей.

Я считаю, у каждого учебного заведения есть свои плюсы и минусы. Большая предметная загруженность, множество внеурочных мероприятий, некоторые правила интерната иногда вызывают усталость. Порой я перенасыщаюсь и не знаю куда деться, так как недостаточно личного пространства. Я очень люблю общаться с людьми, и интернат дает отличную возможность это делать. Дружелюбие, открытость и практики с воспитателями помогают эмоционально разрядиться и отдохнуть.

Сравнительный анализ учебно-воспитательного процесса в Родионовском институте благородных девиц и Гимназии-интернате №4.

На основе изученного материала я определила параметры/критерии сравнения.

Критерии сравнения

Родионовский институт

Гимназия-интернат №4

Тип учебного учреждения

Привилегированный

/сословный, закрытый

Для одаренных детей, открытый

Срок обучения

6 (в момент открытия) -11 лет

5 (в момент открытия) -7 лет

Возраст и социальное положение воспитанниц

9-17 лет, привилегированные сословия, на начальном этапе жительница Казанской губернии, в последующем – любого региона

10-17 лет, нет зависимости от социального происхождения и региона проживания.

Особенности поступления

На конкурсной основе, после домашнего обучения

На конкурсной основе, после окончания начальной школы в иных ОУ

Особенности проживания

Интернат, полный пансион для всех классов, под контролем воспитательниц

Интернат, полный пансион. Обязательно для 7 класса, по желанию и при наличии свободных мест в остальных классах, под контролем воспитательниц

Изучаемые предметы

Общеобразовательные предметы, языки – французский и немецкий, закон Божий, предметы эстетического цикла, этика

На основании ФГОС все общеобразовательные предметы, углубленные языки – английский и турецкий, курсы по выбору

Выпускные экзамены

Публичные, все основные предметы, индивидуально по билетам

В формате ГИА – обязательные русский язык и математика, предметы по выбору (для поступления в ВУЗы)

Воспитательный процесс

На основе традиционных российских ценностей, уклон в православные традиции, воспитание милосердия через участие в благотворительности

На основе традиционных российских и национальных (татарских) ценностей, воспитание милосердия и взаимопомощи

Возможности продолжения обучения

Есть, в небольшой степени, в основном – домашние учителя

Есть, в полной степени, поступление в ВУЗы

Возращение воспитанниц в качестве учителей

В качестве учителей и воспитателей младших классов, нет конкретных данных

В качестве учителей и воспитателей, 25-30% педагогического коллектива

На основании сравнительного анализа я могу сделать вывод, что во многом учебно-воспитательный процесс Родионовского института благородных девиц и Гимназии-интерната №4 для одаренный детей схожи. Как и в прошлом, современные ученицы изучают общие предметы, акцент делается на воспитательном процессе. В обоих учебных заведениях большое внимание уделяется не только учебе, но и совместным мероприятиям. Отношение к воспитанницам как к будущим матерям сохраняется. В оба учебных заведения поступление по конкурсу, на выпуске сдаются экзамены как показатель степени обученности. Но сам процесс сдачи экзаменов отличается. По-моему мнению, воспитанницам Родионовского института приходилось сложнее – аттестовывали по всем предметам при большом скоплении публики. Однако, в Родионовский институт могли поступать, в первую очередь, девицы из семей высшего сословия, в нашу гимназию может поступить любая желающая девочка. Воспитанницы интерната проживали в нем на постоянной основе, вне зависимости от возраста и класса обучения. В Гимназии-интернате №4 есть возможность выбора – жить в интернате или в семье. При этом мы, ученицы гимназии, имеем возможность по окончании учебной недели отправиться домой. Отмечу, что после окончания Гимназии-интерната мы получаем больше возможностей, чем воспитанницы прошлого, но это продиктовано скорее не типом учебного заведения, а системой образования в целом.

Заключение

В современной России обучение женщин в высших учебных заведениях стало обычным делом. Однако для этого женскому образованию пришлось преодолеть огромный путь, полный различных проблем и сложностей.

Женщины в Российской империи, вплоть до её крушения, не имели равных с мужчинами прав на образование. Если первая мужская гимназия открылась в России в 1726 году, то первая женская — лишь век спустя, в 1858-м. Первыми учебными заведениями, организованными специально для девочек, стали институты благородных девиц. Именно с них и началась система женского образования в России. Смольный институт — первое женское учебное заведение в России. Родионовский институт – первое женское учебное заведение в Казани.

С установлением советской власти система образования была реформирована. Все виды образования стали доступными. Между женщинами и мужчинам установилось равноправие. Эта тенденция существует и по сей день.

Во всем мире сегодня происходит персонализация, и обучение зависит, в первую очередь, от особенностей и потребностей каждого отдельного ученика/ученицы.

В России в целом, в Республике Татарстан в частности, достаточно сильно развиты конфессиональные традиции.. В Казани работает 201 школа, из них два лицея-интерната (№2 и №4) и суворовское училище, в которых обучаются только мальчики, и 2 Гимназии (ГИ4 и №12), в которых обучаются только девочки. В первую очередь это связано с мусульманскими традициями – в семьях верующих предпочитают давать девочкам общее образование, но в специальном формате обучения. Закон об образовании РФ позволяет это сделать. А значит мы, девочки, имеем возможность выбора формы обучения и развития.

На основе изученного, я могу сделать вывод, что преемственность женского образования в Казани сохраняется и продолжает развиваться. Обучение и воспитание в Казанском Родионовском институте благородных девиц и в гимназии-интернате №4 в большинстве параметров схожи. Особая атмосфера женских пансионатов позволяет легко влиться в процесс, быть раскрепощенной и открытой, делиться переживаниями с воспитательницами и сверстницами. Совместная жизнь в интернате учит поддерживать, взаимодействовать, коммуницировать друг с другом.

В XIX веке институты благородных девиц являлись учебными учреждениями закрытого типа. Конечно, в современном информационном пространстве невозможно полностью отгородиться от общества. Гендерное обучение относительно условно, оно проявляется только во время проведения уроков. В свободное от уроков время мы общаемся в соц сетях, смотрим программы и читаем новости в интернете. Таким образом, в стенах Гимназии мы общаемся в основном с девочками, а вне ее стен – получаем опыт общения и с противоположным полом.

Миссия российского образования - воспитывать тех, кто будет двигать прогресс, всесторонне развивать личность, готовить человека к успешной жизни и деятельности в обществе. Воспитание традиционных российских ценностей невозможно без преемственности. Миссия Родионовского института благородных девиц - «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества», тесно перекликается с миссией Гимназии – интерната №4 города Казани: «создать условия для духовного, нравственного, интеллектуального развития учениц, помочь им осознать и сформировать свое женское предназначение, понять и принять жизнь как творчество». Большое внимание в Гимназии-интернате 4 уделяется сохранению национально-этнических традиций, воспитанию девочки-девушки-женщины как хранительницы очага, рода, главного участника воспитания детей. Для татар – женщина – украшение дома. Особое отношение к женщине проявлялось не только внешним поведением, но и тем, что татарский дом традиционно делился на две половины – мужскую и женскую. И это проявление вовсе не разделения, а уважение к женскому началу, сохранение скромности, невинности, непосредственности. Так и в ГИ4 создается особая аура семейного уюта и сохранения женского начала, что позволяет познать и сохранить институт Семьи.

Список используемых источников и литературы

  1. Национальный архив Республики Татарстан. Ф.80, ед.хр.3359, 1705, 1774, 1823-1918 г.г.

  2. Ростки питаются корнями. – Сост. А.Д. Хайруллина, А.Р. Валишина, А.А. Шарипова/под общей редакцией М.М. Фаттиева. – Казань, 2022 г.

Материалы интернета

nart.archive@tatar.ru
https://allfind.kpfu.ru/Search/Results?lookfor=%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82+&submit=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA

http://www.iske-kazan.ru/182-rodionovskij-institut-blagorodnykh-devits

https://prokazan.ru/news/view/istoriceskaa-kazan-v-19-veke-devuskam-v-skolah-prepodavali-logiku-i-zakon-bozij

https://kazved.ru/news/luchshiy-zhenskiy-institut-povolzhya-nahodilsya-v-kazani-4743406

https://forum.vgd.ru/1410/49687/10.htm?a=stdforum_view

https://biography.wikireading.ru/hLXiYQHhMx?ysclid=lq3tbt535b533710841

Приложение 1.

Казанский Родионовский институт благородных девиц и его воспитанницы

Приложение 2.

«Казанские губернские ведомости» - о приеме и выпускных экзаменах в Казанский Родионовский институт благородных девиц

Приложение 3.

Гимназия-Интернат №4 Кировского района г. Казани

Приложение №4.

Интервью с педагогом – воспитанницей Гимназии Интерната №4 Ильзирой Ильгизовной Гиззатуллиной.

Вопрос 1. Почему Вы поступили именно в Гимназию-интернат №4?

Ответ: Про нашу гимназию я была наслышана еще задолго до поступления, как об одном из самых сильных (в плане учебной и воспитательной деятельности) учебных заведений Республики Татарстан, в которую ученицы стекаются не только из нашего региона, но и со всей России и зарубежья. С детства я увлекалась культурой, языками и историей разных народов. К тому же, захотела равняться на свою старшую сестру, которая к тому времени уже училась в ГИ4, и попытать свои интеллектуальные силы в поступлении.

Вопрос 2. Из-за чего Вы решили стать воспитателем, а потом учителем именно здесь?

Ответ: Гимназия много вкладывает в каждую ученицу – я это всегда чувствовала на себе. В какой-то момент я поняла, что за весь этот вклад я могу отблагодарить гимназию тем, что дальше передам навыки, знания и умения уже новым поколениям учениц нашей гимназии. Лучшего способа не нашла, кроме как самой стать педагогом.

Вопрос 3. На чем, по Вашему мнению, основывается воспитание в гимназии?

Ответ: Я считаю, что воспитание в гимназии основывается на общечеловеческих принципах и ценностях, которые объединяют всю большую семью гимназии-интерната №4: это и традиции (как, например, совместное проведение Нового года в ночь на 31 декабря), и воспитательские и классные часы с воспитателями и классными руководителями, и совместные пикники, и постоянные встречи с выпускницами, и в общем, все времяпровождение в кругу нашей семьи ГИ4. Тут каждый учится принимать и понимать, развиваться и поддерживать друг друга. Я бы сказала, что гимназия-интернат 4 – это целый мир в нашем мире со своей жизнью.

Вопрос 4. Чему научила Вас гимназия?

Ответ: Гимназия научила меня не сдаваться на полпути, быть сострадательной к окружающим, заботиться о своих близких, уметь постоянно удивляться и учиться новому.

Вопрос 5. Какие моральные ценности прививаются девушкам в гимназии?

Ответ: Девочки здесь учатся быть собой, уметь качественно распределять и проводить время, эффективно общаться, дружить, быть полезными друг другу, получать повсеместно знания и в целом любить людей и жить в этом мире. Соответственно, девочки узнают, что такое дружба, любовь, уважение, принятие, благодарность, лидерство; им прививаются общечеловеческие и национальные ценности.

Просмотров работы: 19