Граффити: от древнерусских надписей к современному уличному искусству

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Граффити: от древнерусских надписей к современному уличному искусству

Семенова М.П. 1
1МАОУ "СОШ №25 г. Челябиснка"
Свистунова С.И. 1
1МАОУ "СОШ №25 г. Челябиснка"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тему нашего исследования мы считаем актуальной. Надписи на стенах подъездов, «картины» на торцах зданий, которые люди видят каждый день, из-за чего зачастую перестают обращать на них внимание, являются яркими примерами одного из направлений искусства – граффити. Проблема данного исследования: современная молодежь практически не знакома с историческими истоками граффити, историей современного искусства граффити в нашей стране, в том числе в городе Челябинске, а также с возможностями, которые им предоставляются для реализации потенциала юных художников-граффитистов.

Цель исследования: изучить историю и особенности древнерусских и современных российских граффити и собрать в каталог самые обсуждаемые граффити в городе Челябинске. Задачи:

  1. Найти и проанализировать литературу по истории древнерусских граффити и показать их уникальность;

  2. Найти и проанализировать литературу по истории современных российских граффити, в том числе в городе Челябинске;

  3. Создать информационно-иллюстрированный каталог самых обсуждаемых граффити Челябинска.

Объект исследования – история и особенности граффити в Древней Руси и современной России, в том числе в Челябинске. Предмет исследования – древнерусские и современные российские граффити.

Гипотеза: древнерусские граффити и современное уличное искусство граффити являются неотъемлемой частью культуры нашей страны, при этом имеют различное содержание и выражение.

Ожидаемый результат: создание информационно-иллюстрированного каталога «Самые обсуждаемые граффити Челябинска».

В ходе работы над исследованием были использованы следующие методы: анализ источников и литературы, сравнительный, систематизация и обобщение полученных материалов, а также когнитивный метод (метод образного видения).

Глава 1. История граффити

    1. Уникальность древнерусских граффити

Слово «graffiti» («царапать») впервые было введено итальянцами в 1775 году. Термин «граффити» имеет два значения: «1. Древний рисунок или средневековая надпись магического, бытового или иного характера, нацарапанные на стенах зданий и т.п. 2. Рисунок или надпись на монолитной стене здания или на какой-либо иной поверхности, выполненные углем, мелом или краской с помощью спреевого баллончика.» [5]

В России интерес к древнерусским надписям возник в конце XVIII в., а с середины XIX в. началось их систематическое изучение, продолжившееся в XX – начале XXI века. Исследование Т.В. Рождественской основано на источниковедческом анализе работ предшественников. [13]

Автор отмечает, что после Крещения с развитием в XI в. на Руси церковного каменного зодчества граффити появляются на стенах храмов древнерусских городов. «Нанесение граффити на стену храма во время богослужения имело прежде всего молитвенную функцию, поэтому распространение получили краткие молитвенные надписи, например: «Г(оспод)и помози рабоу Своемоу Петрови» (XII в., киевский Софийский собор - Высоцкий. Средневековые надписи. С. 31, № 106). [13]

В граффити часто цитируются литературные произведения. В киевском Софийском соборе приведен текст граффити конца XI в. из «Разумы Варнавы неподобного», входившего в состав сборника «Пчела»: «мати не хотячи дѣтичя бѣжаеть Г(оспод)ь не хотя человѣка бѣдами кажетъ оумъ истоупивъ своего чину въсѣмъ грѣхомъ обьчь боудетъ аминь» (Мать не по злой воле наказывает дитя; Господь не по злой воле человека наказывает бедами. Разум, вышедший за свои пределы, станет причиной всех грехов. Аминь»). [13] Сохранились древнерусские граффити летописного характера, содержащие известия о важных событиях в жизни города и храма. Сообщения некоторых из них находят соответствия в летописях: «о смерти 20 февр. 1054 г. св. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (Зализняк. К изучению древнерус. надписей. С. 269), о кончине 23 авг. (кон. XI в.) Белгородского еп. св. Луки (Высоцкий. Древнерус. надписи. С. 45-46)». [13]

В граффити названы также имена князей, членов их семей и ближайшего окружения. Так, с персонажами «Слова о полку Игореве», по словам Т.В. Рождественской, исследователь Высоцкий отождествил названных в надписи XII в. в киевском Софийском соборе князей Игоря, Святослава, Олега, вдову кн. Владимира Андреевича Дорогобужского, которые присутствовали в храме «на празъдникъ» (Высоцкий. Киевские граффити. № 307; исправленное чтение см.: Янин. Эпиграфические заметки. С. 30). [13]

С рубежа XIV и XV вв. появляются «бытовые» граффити на стенах храмов. Примером может служить надпись конца XIII - начала XIV в. в новгородском Софийском соборе с эмоциональным обращением к архиерею: «охъ тъщьно вл(а)д(ы)ко нѣту поряда дьякомъ а дѣи не плачю охъ женатымъ дьякомъ» (Ох, тошно, владыка! Нет порядка дьякам! А как же мне не плакать! Увы женатым дьякам!) (Медынцева. Древнерусские надписи. С. 173-174, № 247; уточненное чтение: Зализняк. К изучению древнерусских надписей. С. 278-279). [13]

Графико-орфографические особенности граффити показывают, что большинство авторов владели приемами книжного письма и нормами церковнославянского языка. Ряд надписей часто сопровождается рисунками крестов, человеческих фигур (монахи, воины, всадники), животных (лошади, зайцы), элементами орнамента.

Рисунок – Древнерусские граффити в Софийском соборе в Великом Новгороде

Автор исследования предполагает, что «их авторы – профессиональные писцы и миниатюристы. Некоторые граффити оставлены людьми грамотными, но не слишком искушенными в книжном письме («Далята писал слова», XII в., новгородский Софийский собор; «Лазорь писал грамоту», нач. XIV в., ц. Спаса на Нередице)». [13]

И. Кирилина в своей работе [7] попыталась разобраться, как на храмовой стене оказался список убийц Андрея Боголюбского, почему некоторые новгородцы писали молитвы на глаголице и что могут означать изображения медведей в староладожской церкви Георгия Победоносца.

Из ее работы стало известно, что первые надписи на стенах Софийского собора в Новгороде появились еще на этапе строительных и отделочных работ, начатых в 1045 году и продолжавшихся пять лет, затем прихожане постоянно добавляли их. Сейчас известно около 800 таких граффити, среди которых встречаются и довольно необычные варианты. «Например, некто Чиж написал, что недавно подстрелил журавля в чужих владениях — это было запрещено, и сосед пожаловался на него властям». [7] Большинство граффити на стенах Софии Новгородской выполнено кириллическими буквами. Но встречаются и варианты на глаголице — более раннем и сложном славянском алфавите. Исследователь предполагает: «авторы таких надписей хотели показать свою ученость или верили, что молитвы, записанные глаголицей, обладают большей силой». [7]

Во 2015 году время реставрации Спасо-Преображенского собора в городе Переславле-Залесском Ярославской области археологи обнаружили на его стенах ценную древнерусскую надпись. Она сообщала о смерти Андрея Боголюбского в 1174 году и содержала список имен около 20-ти его убийц. Текст завершался проклятием преступникам и пожеланием вечной памяти князю, которого Русская православная церковь причислила к лику святых. «Ученый А. Гиппиус предположил, что этот текст власти специально разослали по главным храмам епархии, чтобы его высекли на стенах — как сообщение для потомков». [7]

Судя по рисункам с изображениями коней, которые археологи обнаружили на стенах Георгиевской церкви на Ладоге, ее часто посещали древнерусские воины. Сохранился на стене храма рисунок двух медведей, «археологи предположили, что это мог быть языческий символ… Такие рисунки в православных храмах встречались редко... после крещения Руси языческие и христианские символы и обряды часто совмещались». [7]

В Средневековой Руси об отношении к граффити общества и государства говорит тот факт, что граффити XI – XV веков сохранились до сих пор, а значит было разрешено. Множество граффити обнаружили в алтарной части Софийского собора в Новгороде, куда могли попасть только сами священнослужители: следовательно, они тоже вырезали небольшие тексты на штукатурке при помощи заостренного стержня-писала. [7]

Таким образом, мы приходим к выводу: большая часть древнерусских граффити – изображения крестов, благочестивые молитвенные тексты или просто имена, но встречаются и необычные граффити: записи об исторических событиях, бытовые картинки, языческие заговоры; многие граффити содержат точную дату и являются важными историческими, лингвистическими и палеографическими источниками. В этом заключается историческая уникальность древнерусских граффити.

    1. Развитие граффити в России в конце XX – начале XXI вв.

Сейчас словом «граффити» принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В современном языке для обозначения работ крупного размера используется также слово ««мура́л» (мура́ль) — а) в интерьере: панно, фреска или граффити от пола до потолка комнаты; б) огромное изображение на стене здания или сооружения». [15] Современное граффити значительно отличается от надписей на стенах храмов и соборов.

История современного жанра граффити началась еще в 1920-е годы на Западе, когда враждующие криминальные группировки больших городов стали помечать свою территорию особыми знаками. Но вскоре криминал потерял интерес к граффити, и надписи стали средством самовыражения молодежи. [2]

Из исследования Д.О. Махмутовой мы узнали, что зарождение российского граффити-движения произошло в 1980-х годах в СССР. Первыми российскими граффитчиками считаются В. Крыс из Латвии и О. Баскет из Ленинграда. В середине 1980-х по стране прокатилась волна молодежных break-фестивалей, которые сопровождались декорациями в стиле граффити. «В тот момент, — вспоминает знаменитый российский граффитчик Макс-Навигатор, — я настолько был поражен этими настенными картинами, что, купив в рижском магазинчике несколько десятков баллончиков с аэрозольной краской, тут же бросился создавать что-то подобное…». [10]

По мнению профессионалов, сейчас на всю Россию найдется не более трех-четырех человек, которых можно назвать истинными мастерами искусства граффити, да еще 15-20 человек приближающихся к ним, но эти уличные художники творят в стиле граффити настолько талантливо, что им могут позавидовать даже профессионалы из Америки и Европы. [10] К концу 1990-х граффити становится массовым искусством в России и коммерциализируется.

В начале 2000-х у художников появляется доступ к профессиональной краске, специализированным изданиям и видео, начинают проводиться первые граффити-фестивали и акции. С 2010 года в Екатеринбурге проходит международный фестиваль уличного искусства «Стенограффия». В 2014, 2016 и 2018 годах в Москве проходила биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА. В 2014 году в Санкт-Петербурге открылась общественная площадка Музея уличного искусства и заработала первая выставка — Casus Pacis / «Повод к миру».

В 2016 году И. Поносов написал первую русскоязычную книгу про уличное искусство «Искусство и город», за которую в этом же году был удостоен премии Сергея Курёхина в номинации «Лучший текст о современном искусстве».

В июне 2017 году художник Миша Most создал самый большой мурал в мире в городе Выкса, на фасаде ВМЗ. В Нижнем Новгороде ежегодно с 2017 года проходит международный проект уличного искусства «Место». В Екатеринбурге проходит самоорганизованный фестиваль уличного искусства «Карт-бланш». В 2022 году фестиваль вышел за пределы Екатеринбурга и прошёл сразу в международном формате.

Рисунок – Граффити «Палаточный пейзаж» Алексея Копье в Екатеринбурге (Фестиваль Карт-Бланш, 2021 г.)

В 2019 году творческое объединение «Артмосфера» выпустили «Энциклопедию российского уличного искусства» — издание, впервые объединившее биографические статьи об уличных художниках, авторскую хронологию уличного искусства и глоссарий основных терминов, относящихся к граффити и стрит-арту. [4]

Во всём мире в настоящее время царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей, которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. [3]

Таким образом, мы приходим к выводу: в России снова набирает популярность жанр граффити, однако теперь он имеет иную форму – это один из видов стрит-арта, который заключается в росписи различных поверхностей в разнообразных стилях. Можно согласиться с исследователями, что в России граффити – одно из востребованных направлений арт-рынка. [3] Развитие искусства граффити произошло стремительно: от отдельных работ немногочисленных художников и неприятия властями до фестивалей и общественного признания.

Глава 2. Граффити на улицах Челябинска

2.1. История граффити в Челябинске

История граффити в городе Челябинске формировалась так же стихийно. Эта тема отражена во многих новостных статьях из Интернет-ресурсов.

По словам директора компании по росписи фасадов, интерьеров, граффити оформление по России Graffiti Russia П. Щеклеина, «до сих пор у нас в городе больше тех, кто предпочитает оставлять на стенах свои следы, оставаясь неизвестным… Компания Graffiti Russia началась с оргкомитета фестиваля, программа которого включала в себя не только граффити, но и … другие элементы молодежной культуры». [2] Постепенно многие челябинские фестивали стали включать в себя граффити-площадки. Со временем созрела идея сотрудничества с городской администрацией, потому что фасады и торцы зданий, которые становятся арт-объектами, смотрятся гораздо лучше, чем скучные серые стены. К тому же компания предложила при поддержке администрации организовать в городе фестиваль современного уличного искусства, пригласив именитых художников из других городов. [2]

Из новостных статей мы узнали, что в Челябинске в рамках фестиваля «Культурный код 2020» известные российские художники создали музей под открытым небом. Планировалось создать на фасадах многоквартирных домов 10 муралов, но организаторы фестиваля приняли решение создать в подарок жителям города еще один мурал с изображением легендарного физика И. В. Курчатова. Фестиваль «Культурный код» – совместный проект ОНФ, президентской платформы «Россия – страна возможностей» и Фонда поддержки и развития современного искусства. [8]

В Челябинской области уже три года проходит фестиваль граффити «Наш Mural». В 2021 году после завершения этого фестиваля 13 огромных граффити на фасадах зданий украсили в Челябинске, Копейске, Златоусте и других городах области. [14] В результате и в Челябинске одним муралом стало больше. Мурал о любви к природе и свету нарисовал Дамир Бозик по адресу – ул. Бейвеля, д. 27. На мурале изображён гусляр, играющий на гуслях на природе. В 2022 году в августе и сентябре на Южном Урале проходил второй областной граффити-фестиваль «Наш Mural». В этом году в событии приняли участие 11 муниципальных образований региона. В Челябинске художники ассоциации «GraffitiRussia» расписали стены женского волейбольного клуба «Динамо-Метар».

Таким образом, мы приходим к выводу, что искусство граффити развивается в нашем городе также стремительно, как и в других городах России. Организаторы (компании) фестивалей уличного искусства «Культурный код», «Наш Mural» дают возможность реализовать свой потенциал юным художникам-граффитистам и уже состоявшимся художникам этого направления в Челябинской области и нашем городе.

2.2. Информационно-иллюстрированный каталог «Самые обсуждаемые граффити Челябинска»

Ознакомившись с историей граффити в Челябинске, мы приступили к созданию цифрового каталога «самых обсуждаемых» граффити нашего города.

На новостном сайте в 2021 году корреспондент У. Зайкова составила рейтинг «самых обсуждаемых» граффити Челябинска в 2020 г. [6] Мы отобрали некоторые работы для нашего каталога, а также добавили несколько других работ актуальных в настоящее время. Граффити мы классифицировали в 2 группы: 1) муралы, расположенные на фасадах домов и зданий; 2) граффити на бетонных заграждениях, переездах и стенах подземных переходов.

В перечень работ первой группы граффити вошли муралы участников международного фестиваля «Культурный код» 2020 года. 11 муралов на фасадах домов, расположенных на улице Университетской Набережной, создали художники из разных городов России. Мы составили описания этих муралов с краткой информацией о них: название, имя автора, техника выполнения, идея работы.

1. «Собаки борзые» - работа уличного художника из Санкт-Петербурга Филиппа (FI2K) выполнена в трафаретной технике. Все свои трафареты Филипп вырезает вручную, вкладывая в каждую работу частицу своей души. Последнее время Филипп находит вдохновение в эпохе Возрождения и старается объединить сюжеты разного времени в своих работах, он считает, что искусство должно вызывать эмоции и быть понятным для большинства зрителей.

2. Работа без названия художника из Санкт-Петербурга Виталия Царенкова под псевдонимом SY рассказывает о потребительском отношении человека к природе. Работа выполнена в стиле графики 8-битных приставок. Он призывает нас понять, что от действий каждого человека зависит сохранение природных богатств планеты. Для работ художника характерны яркие цвета и упрощенные формы, создающие эффект цифровой иллюстрации.

3. Мурал «Лето – маленькая жизнь», на котором изображена девушка, выгуливающая собаку. Героиня нарисована Василием Каптыревым (псевдоним BasilLST), родом из Ангарска, который теперь живет в Иркутске. Рисует в технике граффити уже 9-10 лет. Участвует в фестивалях, украшает фасады домов, делает некоторые экстерьерные объекты.

4. Работа, изображающая Венеру Миллоскую, изрисованную детскими рисунками, создана дизайнером из Тулы – Викторией Вейсбрут. Смысл картины художница так и не раскрыла. За плечами Виктории десятилетний успешный опыт художественного татуажа. В настоящее время в сферу её интересов входит живопись, скульптура и стрит-арт. В своих работах Виктория предпочитает использовать яркие, насыщенные краски.

5. Работа без названия, на которой изображена девушка-космонавт с закрытым ртом, Павла Orez – уличного художника из Калуги. Смысл работы в том, что в современном мире каждому человеку не хватает тишины. По словам художниа, в творчестве он вдохновляется культурой Европы и Азии, а вот цветовые комбинации и паттерны берет из азиатских культур.

6. Пейзаж, изображающий горы, является репликой увиденного художником Ильей Robe’ом пейзажа при восхождении на Эверест. Свыше 20 лет жизни Илья посвятил стрит-арту.Уединение и умиротворение, которое испытывает человек, созерцая великолепие природных уголков Земли оказывает большое влияние на его творчество. Он много путешествует, а потом по памяти воспроизводит увиденное на холсте.

7. Работа, изображающая человека с головой кубик-рубика, которую написал Рустам QBIC из Казани, призывает людей проще относится к жизненным трудностям, с которыми сталкивается каждый из нас. И тут всё просто, как с игрушкой Кубик-Рубик. Собрал его, получилось? Отлично, приобрел новый опыт, двигайся дальше.

8. «Руки» (условное название) Данила Шмелева (Shozy) из Москвы выполнена в реалистичной манере, изобилует такими элементами как: анаморфоз и тромплей. Райтер из Москвы долгие годы популяризирует 3D-граффити. Постоянный обмен опытом с художниками из разных стран позволяет ему использовать в своих работах новые элементы и приемы.

9. «Верблюд» Александра Помазкова (TOR) из Москвы был вдохновлен историей Челябинска. Он выяснил, что город рос и развивался благодаря тому, что находился на перекрестке торговых путей. Поэтому стену дома украшает верблюд, по смыслу перекликающийся с гербом Челябинска.

10. Работа, которую изобразили Василий Куклев и Дмитрий Дренин в составе команды «Слой» из Нижнего Новгорода, вдохновлена иллюстрациями из советских и иностранных журналов.

11. Яркая работа, главным героем которой является И.В. Курчатов, написанная Дмитрием Левочкиным из Москвы, считается подарком городу организаторов фестиваля «Культурный код». [8]

Далее мы выбрали самые яркие муралы меньших размеров, расположенные так же на фасадах домов и зданий города Челябинск, и дали им описания.

1. Творение главного скульптора Ренессанса Микеланджело украсило Комсомольский проспект нашего города в 2020 году. Проект реализовала компания «Ростелеком». Хорошо узнаваемому красавцу-Давиду челябинские граффитисты дали в руки планшет, облачили в стильный деловой костюм, дополнили образ беспроводными наушниками.

2. Самая знаменитая «носительница маски» – «Девушка с караваем» (условное название) на улице Труда, автором граффити является Владислав Одегов. На гостеприимную красавицу весной 2020 в год пандемии надели маску. Но затем граффити перерисовали – маску сняли, сама девушка обрусела, «метеорит» на изображении словно растворился, а многие нашли сходство с женой губернатора Ириной Текслер.

3. Роспись фасада волейбольного клуба «Динамо-Метар» на ул. Сталеваров, 90. Художники ассоциации «Граффити Россия». В 2022 году в Челябинске подводили итоги фестиваля «Наш Mural», на который в регион приезжали райтеры со всей страны, чтобы украсить дома области большими рисунками. Среди 13-ти лучших муралов Челябинской области оказалась эта работа.[1]

4. Праздничное граффити Тимура Абдуллаева (под псевдонимом Тимур Brazil) – одного из самых плодовитых и известных граффити-художников Южного Урала – появилось к 8-му марта 2023 года неподалеку от Законодательного собрания области (двор дома 110 на улице Кирова). В соцсетях автор поздравил женщин Южного Урала с праздником. Девушка с задумчивым выражением лица на темно-синем фоне выглядит слегка встревоженной, хоть и с цветком в волосах, но пространство во дворе дома становится ярче. [9]

Далее мы отобрали самые яркие граффити второй группы работ – граффити на бетонных заграждениях, переездах и стенах подземных переходов. К этим граффити мы так же составили краткие описания.

1. Вместо скучного серого бетона появились цветастые детские рисунки на улице Братьев Кашириных. В проекте использовали художества учеников челябинской школы №127, в которой занимаются воспитанники с нарушением зрения. Их работы адаптировали под уличное искусство и нанесли на опоры моста на пересечении со Свердловским проспектом. Работали над красочным оформлением переезда несколько дней и завершили работы в сентябре 2020 года. На создание граффити ушло 300 литров фасадной краски разных цветов. Надписи на граффити напоминают жителям мегаполиса о простых, но важных вещах: «Позвони маме», «Чувствуй», «Действуй», «Загадай желание».

2. Еще один знаковый объект – подземный переход на Площади революции. Авторами является команда художников Graffiticrew – Тимур Бразил, Дима Прозоровский, Женя Гуглич. На стенах художники нарисовали главные достопримечательности Челябинска, среди которых театр оперы и балета, Исторический музей Южного Урала и памятник И.В. Курчатову. Если внимательно приглядеться к граффити, то можно прочитать зашифрованное послание от автора граффити: «Это мой город. И я могу сделать его лучше. Думать о других. Улыбаться и быть искренним. Не создавать лишнего мусора. Чаще ездить на велосипеде. Как улучшить свой дом, двор, город. Мой выбор – в моих руках». [16]

3. Очень музыкальным получился другой переход – тот, что у бывшего магазина «Ритм»: на стенах изобразили портреты известных исполнителей – Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Мика Джаггера, к ним в компанию добавили простых челябинцев. Художники (все та же команда Graffiticrew) сделали акцент на яркие, почти кислотные цвета.

По замыслу настоящей работы, наш каталог выполнен в формате презентации, которую мы загрузили на Яндекс.Диск и ссылку на него переформатировали в формат QR-кода, чтобы ее мог посмотреть любой желающий.

Рисунок – QR-код на Яндекс.Диск. Каталог «Самые обсуждаемые граффити Челябинска»

Заключение

В заключении работы мы приходим к следующим выводам:

1. Граффити появились очень давно и выглядели иначе, нежели сейчас. На стенах древнерусских православных храмов археологи находят множество надписей и рисунков. Большая часть из них – изображения крестов, благочестивые молитвенные тексты или просто имена, но встречаются и необычные граффити: записи об исторических событиях, бытовые картинки, языческие заговоры. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить время сооружения собора и выполнения его внутренней отделки. Многие граффити содержат точную дату и являются важными историческими, лингвистическими и палеографическими источниками, свидетельствуют о широком распространении бытовой письменности на Руси. В этом заключается историческая уникальность древнерусских граффити.

2. Спустя сотни лет после христианской Руси, в России снова набирает популярность жанр граффити, однако теперь он имеет иную форму, нежели раньше. Граффити в современности – один из видов стрит-арта (уличного искусства), который заключается в росписи различных поверхностей в разнообразных стилях. Развитие искусства граффити произошло стремительно: от отдельных работ немногочисленных художников и неприятия властями – до фестивалей и общественного признания, став частью городской культуры нашей страны. О популярности граффити свидетельствуют многочисленные фестивали художников-граффитистов и издания книг о российском уличном искусстве.

3. Так же стремительно развивается искусство граффити и в городе Челябинске. Организаторы фестивалей уличного искусства «Культурный код», «Наш Mural» дают возможность реализовать свой потенциал юным художникам-граффитистам и уже состоявшимся художникам этого направления в Челябинской области и нашем городе.

Итогом работы стало подтверждение гипотезы: древнерусские граффити и современное уличное искусство граффити являются неотъемлемой частью культуры нашей страны, при этом имеют различное содержание и выражение. Современные художественные граффити – результат долгой истории традиционных граффити. Сначала они представляли собой просто процарапанные слова или фразы, а в современности превратились в живописное выражение мыслей и чувств. Данная работа будет полезна тем, кто увлекается искусством и дизайном.

В ходе работы мы создали информационно-иллюстрированный каталог «Самые обсуждаемые граффити Челябинска». В него вошли 18 работ художников-граффитистов не только из Челябинска, но и из других городов России.

Список литературы

  1. Агафонова И. 13 лучших муралов Челябинской области — 2022. - https://www.1obl.ru/news/kultura/13-luchshikh-muralov-chelyabinskoy-oblasti-narisovannykh-v-2022/

  2. Ваганов А. Челябинские мастера граффити выходят на новый уровень. - https://archive.vecherka.su/articles/news/147032/

  3. Граффити – что это такое? - https://crossarea.ru/graffiti/graffiti-chto-jeto-takoe/

  4. Граффити. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Граффити

  5. Ефремова Ф.Т. Современный толковый словарь русского языка. В 3-х томах. Т. 1. - https://gufo.me/dict/efremova/граффити

  6. Зайкова У. Прописные истины: смотрим на самые обсуждаемые граффити, которые появились в 2020 году в Челябинске. - https://74.ru/text/gorod/2021/01/05/69644721/

  7. Кирилина И. Граффити древнерусских соборов. - https://www.culture.ru/materials/257125/graffiti-drevnerusskikh-soborov

  8. Культурный код: Челябинск украсят 11 муралов известных художников. - https://onf.ru/news/archive/2020-08-13-kulturnyy-kod-chelyabinsk-ukrasyat-11-muralov-izvestnyh-hudozhnikov

  9. Литвер Л. Новые граффити появились в Челябинске в двух шагах от ЗСО. - https://www.1obl.ru/news/kultura/novoe-graffiti-poyavilos-v-chelyabinske-v-dvukh-shagakh-ot-zso/

  10. Махмутова Д.О. История возникновения граффити, популярные граффитчики и принятие граффити как одного из видов искусства в музеях. - https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-graffiti-populyarnye-graffitchiki-i-prinyatie-graffiti-kak-odnogo-iz-vidov-iskusstva-v-muzeyah/viewer

  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. – 976 с.

  12. Пенетова Е.В. Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм? - https://cyberleninka.ru/article/n/graffiti-kak-fenomen-gorodskoy-kultury-iskusstvo-ili-vandalizm/viewer

  13. Рождественская Т.В. Граффити / Православная энциклопедия // под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - https://www.pravenc.ru/text/166401.html

  14. Рыженьков Е. В Челябинской области завершился фестиваль «Наш MURAL». - https://www.1obl.ru/news/kultura/v-chelyabinskoy-oblasti-zavershilsya-festival-nash-mural/

  15. Хворостин Д. Толковый словарь Дениса Хворостина. - https://khvorostin.com/dictionary/mural/

  16. Худякова П. Цой, Курчатов и трамвай: в подземном перехода на площади Революции появились граффити. - https://pchela.news/news/detail/11927

Просмотров работы: 19