Чудо чудное, диво дивное. История вольской крашенки

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чудо чудное, диво дивное. История вольской крашенки

Филатова С.А. 1
1МОУ ВМР "Лицей г.Вольска Саратовской области"
Туртаева Снежана Викторовна 1
1МОУ ВМР "Лицей г.Вольска Саратовской области"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Сколько сказочных мест у великой России

Городов и селений у России не счесть.

Может где – то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Ю.Л.Брусенцова

Окрестности города Вольска богаты месторождениями высококачественных глин. Ещё в начале прошлого века в Вольске было несколько гончарных производств. В городе изготавливали самобытные гончарные изделия, расписанные особым образом. К концу XX века этот вид ремесла стал исчезать. Проект посвящен одному из символов г.Вольска Саратовской области вольской крашенке. Изделие, с одной стороны, опирается на традиционные основы саратовской глиняной игрушки, а с другой стороны является лицом мастеров Вольского района.

Актуальность темы исследования:гончарный промысел в прошлом был распространён в г.Вольске, являлся частью быта русского народа. Сегодня он наша история, наши корни. Многие секреты, которыми владели древние мастера, утрачены, остаются загадками технологии изготовления глиняных изделий. Я узнал, что в г.Вольске ведётся активная работа по возрождению гончарного ремесла. Культура родного края занимает особое место в жизни каждого человека, проживающего на территории Вольского района, поэтому тема моего исследования «Чудо чудное, диво дивное. История вольской крашенки».

Цель исследовательской работы: изучение истории вольской крашенки, приобщение одноклассников к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи исследовательской работы:

  1. Проследить историю гончарного производства.

  2. Посетить керамическую мастерскую в г.Вольске.

  3. Получить первоначальные знания и практические навыки изготовления вольской крашенки.

  4. Провести анкетирование.

  5. Систематизировать полученную информацию для одноклассников в формате видеоролика.

Гипотеза: процесс приобщения моих одноклассников к гончарному мастерству повысит их интерес к истории родного края.

Предмет исследования: бренд г.Вольска – вольская крашенка.

Методы исследования: поиск  и изучение информации в сети Интернет; интервью и встреча с создателями вольской крашенки; посещение гончарной мастерской; анкетирование.Методы исследования: анализ литературы и интернет источников, интервьюирование, анкетирование, сбор фотографий, видеоматериалов. Теоретическая значимость: повышение патриотизма и воспитание любви к культуре родного края. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в школьном музее, на классных часах, на уроках технологии, истории, окружающего мира. Место: г.Вольск МОУ ВМР Лицей г.Вольска, отдел декоративно – прикладного творчества МУК «Централизованная клубная система». Сроки: сентябрь 2023 года – декабрь 2024 года. Перспектива: принять участие ученикам начальной школы в мастер-классе от Ерёмина А.А. и Кондрашкиной А.А. по созданию вольской крашенки, собрать коллекцию работ одноклассников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОНЧАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Из истории

С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Каждый народные промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций.Посетив краеведческий музей города, я узнал, что окрестности города Вольска богаты месторождениями высококачественных глин. Ещё в начале прошлого века в Вольске было несколько гончарных производств. Имелась гончарная слобода и ныне именуемая улица Рабочая раньше называлась «Гончарная». Мастера изготавливали посуду, расписанную особым образом. К концу XX века этот вид ремесла стал исчезать. Гончарное производство - это обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще. Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусством.

1.2. Анкетирование Меня заинтересовало, знают ли мои одноклассники, что такое гончарное ремесло, есть ли предметы из керамики у них дома, хотят ли они посетить керамическую мастерскую и попробовать себя в роли гончара. Мною была разработана анкета и проведён опрос. Респондентам были заданы следующие вопросы:1. Знаете ли вы, что такое гончарство/гончарное ремесло?2. Есть ли у вас дома изделия из глины? 3. Как вы считаете, нужно ли гончарное ремесло в современном мире?4. Хотели бы вы попробовать себя за этим ремеслом?

Анкетирование проводилось среди моих одноклассников (30 человек). Результат анкетирования показал, что керамические изделия есть практически в каждом доме (75% опрошенных), но никто не знает, откуда они к нам пришли, и как керамика появляется на свет. Результаты опроса представлены в таблице. (Приложение)

Я рассказал одноклассникам, что в нашем городе открылась гончарная мастерская, которую мы посетили вместе с классным руководителем.

ГЛАВА 2. ПОЛУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

В ГОНЧАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

2.1. Экскурсия в гончарную мастерскую (Приложения 1)

Более 5 лет назад отдел декоративно – прикладного творчества МУК «Централизованная клубная система» Вольского района Саратовской области начал работу по возрождению гончарного ремесла, воплощённого в Вольской крашенке. В сентябре мы посетили выставку встретились с руководителем проекта заведующей отделом Алевтиной Алексеевной К. и руководителем клубного формирования, мастером по керамике Александром Алексеевичем Е..

2.1.1. Интервью с Алевтиной Алексеевной К. и Александром Алексеевичем Е..

1. В каком году было принято решение возродить гончарное мастерство в г.Вольске?

- В ноябре 2017 г. мы приняли участие в конкурсе на предоставление грантов Президента РФ с проектом «Возрождение гончарного ремесла. Вольская крашенка» и получили грант на приобретение муфельных печей. Реализация проекта позволила открыть в г.Вольске гончарную мастерскую с необходимым оборудованием.

2. Почему было решено возродить производство именно глиняной игрушки?

- Проживая среди карьеров, мы разведали два хороших месторождения глины. Теперь каждое лето мы заготавливаем глину - копаем, замачиваем, фильтруем через особые самодельные фильтры.

3. Как долго идёт работа над производством игрушки?

- Чтобы глина приобрела нужную консистенцию, необходимо ждать примерно 3 недели. Затем из глины изготавливается игрушка, которая расстаивается под плёнкой 3-4 дня. Следующий этап предшествует обжигу - сушка изделия в печи (сложность заключается в подборке оптимальной температуры). Сам обжиг занимает несколько часов: температуру в печи прибавляют постепенно - каждый час по 80 градусов, пока не достигнет 850 градусов. Готовый глиняный сосуд должен звенеть. Чем звонче - тем качественнее изделие.  Когда изделие готово, рисунок заливается акриловой краской, покрывается глазурью. Так что на 1 игрушку уходит около 1 месяца работы. Это очень трудоёмкий процесс.

4. Где можно приобрести «Вольскую крашенку?

- «Вольская крашенка» является обязательным атрибутом каждой ярмарки и фестиваля в нашем регионе.

2.1.2. Глиняная игрушка «Вольская крашенка» (Приложение 3)

«Вольская крашенка»: керамические изделия и глиняные игрушки с ямчатым рисунком.

 

Возобновление производства: 2017 год

Образы: животные, люди, сюжетные композиции.

Цвет: основа – цвет глины.

Орнамент: определенной цветовой гаммы нет, геометрический ямчатый декор, из треугольников, квадратов, кругов, крестиков, звездочек.

Инструменты: штампы различных форм.

Технология изготовления: обжиг, покрытие лаком.

2.2. Основные процессы работы с глиной на гончарном круге

В октябре мы посетили гончарную мастерскую и приняли участие в изготовлении изделий из глины.

Гончарный круг – один из инструментов для работы с глиной. Именно это приспособление позволяет создавать симметричную и ровную посуду, различные предметы утвари. В старину гончарный круг управлялся руками. Это вносило свои сложности в процесс создания изделий. Со временем умельцы создали педальное управление (при помощи ног). Такое приспособление облегчала гончарам работу – ведь обе руки они могли задействовать для формирования изделия. В настоящее время, конечно, гончарные круги стали автономными (с питанием от электричества). Несмотря на видимую простату работы на гончарном круге, этот процесс имеет свои тонкости.

Первоначально изделие центруют, это необходимая процедура для последующего процесса придания формы изделию. Если изделие не отцентровать – форма будет неправильная – и изделие сломается. После необходимого этапа центровки – начинаем закладывать форму, будет это горшок, или ваза не важно. Задаём дно: первыми большими пальцами рук давим в центр изделия и расширяем область обработки с учётом ширины нашего дна. Когда мы сделали центровку, сформировали дно, приступаем к формированию стенок горшка. Для того чтобы стенка горшка начала расти, мы должны сдавить стенку руками, и она начнёт расти вверх. Стенки горшка должны быть равномерными и одинаковыми, т. к. одна стена может получиться выше другой, другая толще. Для декора, когда изделие еще на гончарном круге, используется штампы различных форм. После формирования изделия на гончарном круге. Как обжигались в печи наши работы, мы не видели. Ведь для этого нужно 2-3 недели времени. За это время глина высыхает при комнатной температуре, затем отправляется в специальную печь (температура в печи +1000С). В ноябре мы забрали свои изделия. Всем они очень понравились! Каждый гордился своим результатом, ведь он проследил путь от простого комочка глины до настоящего изделия, которым можно пользоваться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игрушка — предмет детских забав и развлечений, и она же служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического развития. Игрушка способствует познанию окружающей действительности, развивает в детях мышление, моторику и речь, пробуждает творческую инициативу. Маленькая цветная, ямчатая, приятная на ощупь игрушка с необычным нарядом и окраской, одна не похожа на другую. Смотришь, на неё, улыбаешься, на сердце тепло и радостно...Мудрые говорили - без знания нет любви... Любви к ближнему, любви к природе, к земле на которой живешь, к Родине.

Изучив материал в сети Интернет, посетив гончарную мастерскую и побеседовав с Алевтиной Алексеевной и Александром Алексеевичем, я узнал:

1. В начале прошлого века в г.Вольске было несколько гончарных производств, ул.Рабочая называлась «Гончарная». К концу ХХ века этот вид искусства стал исчезать.

2. Производство глиняной игрушки «Вольская крашенка» возобновилось в 2017 году. Основателем производства стали заведующая отделом ДПТ МУК ЦКС Алевтина Алексеевна К., мастер – керамист Александр Алексеевич Е..

2. Чем дольше хранится глина в замоченном состоянии, тем качественнее будет изделие. Так она может храниться годами. В былые времена на фарфоровом производстве деды заготавливали глину для внуков. На изготовление одной игрушки уходит около 1 месяца. Это очень трудоёмкий процесс.

3. «Вольская крашенка» опирается на традиционные основы русской глиняной игрушки, но имеет свой стиль – ямчатый рисунок и яркую роспись.

4. «Вольская крашенка» - бренд г.Вольска Саратовской области. Вольская крашенка – это глиняная посуда и игрушки, раскрашенные особым образом.Стиль этих гончарных изделий уникален, но, в отличие от изделий других, «раскрученных» народных промыслов, почти неизвестен за пределами Саратовской области.

https://ethnomir.ru/articles/goncharnoe-remeslo-ot-drevnosti-do-nashikh-dney/?ysclid=ls0ciifpz8778720103

Список использованных информационных ресурсов

1. Африкантов П.П. – «Технология декорирования Саратовской глиняной игрушки» (Методическое пособие). Саратов, 2017 https://palata-npr.ru/nhp/goncharnyij-promyisel.html
2. Африкантов П.П. Методическое пособие «Саратовская глиняная игрушка». Из-во - «Саратовский областной центр народного творчества» г. Саратов. 2009 г.
3. Бренды Саратова. "Саратовская глиняная игрушка" [Электронный ресурс] https://saratov.gov.ru/gov/news/brendy_saratova_saratovskaya_glinyanaya_igrushka
4. Народная игрушка: учеб.-метод. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е. И. Ковычева - М. : ВЛАДОС, 2010. - 159 с.
5. Юлия Мастер «Глиняные игрушки: фото, виды, история создания, региональные особенности» [Электронный ресурс] – https://www.syl.ru/article/378937/glinyanyie-igrushki-foto-vidyi-istoriya-sozdaniya-regionalnyie-osobennosti

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПОСЕЩЕНИЕ ГОНЧАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МАСТЕР – КЛАСС от Александра Алексеевича Е..

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. «ВОЛЬСКАЯ КРАШЕНКА»

Просмотров работы: 32