«Между жизнью и смертью» (дорогами афганской войны)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Между жизнью и смертью» (дорогами афганской войны)

Ковин Иван Александрович 1
1г.Тюмень, МАОУ СОШ №25, к.1
Чернухина Людмила Федоровна 1
1МАОУ СОШ №25, г.Тюмень
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Ах, война, что ты сделала подлая

 

Булат Окуджава.

Введение

Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, которая отгремела более75 лет назад, вспоминаем те страшные дни, но не стоит забывать, о подвиге Советских воинов- интернационалистов в Афгане!

Тема исследовательского проекта: «Между жизнью и смертью».

Цель проекта: формирование духовно- нравственных качеств школьников.

Задачи:

  1. Изучить документально – исторические факты и материалы, связанные с Афганской войной.

  2. Организовать встречу с участниками боевых действий в Афганистане.

  3. Прочитать и проанализировать документальную прозу С. Алексиевич «Цинковые мальчики».

  4. Провести анкетирование среди учащихся 9-х классов, литературную гостиную, развивать чувство патриотизма.

  5. Систематизировать собранный нами материал по тематике Афганской войны, провести литературную гостиную с приглашением воина- интернационалиста Сергея Васильевича З.

Актуальность темы.

Сохранение памяти о боевых действиях советских солдат в Афганистане, об их беззаветном служении России.

Гипотеза:

Если провести целенаправленную работу по изучению историко– литературного процесса, связанного с Афганской войной, то мы углубим знания школьников о мужестве, героизме и боевом духе советских воинов интернационалистов, выполнявших гражданский долг перед Отчизной.

Методы:

-теоретический (анализ, обобщение, систематизация)

- практический (проведение анкетирования, литературной гостиной)

-интервьюирование

-исследование

Объект исследования: события Афганской войны.

Предмет исследования: рассказы очевидцев о войне с душманами.

Новизна: расширение знаний о страшных событиях Афганской войны, вписанной на страницы истории нашей страны кровавыми буквами.

Практическое применение: данную работу можно применить на уроках, литературы, обществознания, истории, уроках мужества, на классных часах и литературных гостиных.

I. Теоретическая часть

Глава 1.1. Афганистан оставил след в душах советских людей

Афганская война (1979-1989) – один из этапов гражданской войны в Афганистане между вооруженными силами правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) и вооруженной оппозицией (моджахедами); в этот период по решению ЦК КПСС на территорию Афганистана был введён ограниченный контингент советских войск (ОКСВ).[4]

По официальной версии советского руководства Советская Армия должна была предотвратить угрозу иностранного военного вторжения на территорию СССР.

Формальным основанием ввода ОКСВ были неоднократные просьбы руководства Афганистана о помощи.

Решение было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Начало афганской войны (ввод ОКСВ) - 25 декабря 1979.

Окончание - 15 февраля 1989 года. [12]

Безвозвратные потери (убитые, умершие от ран, болезней, в происшествиях, пропавшие без вести) - 15 051 человек (по состоянию на 1 января 1999 года). Санитарные потери - почти 54 тысячи раненных, контуженных, травмированных; 416 тысяч заболевших (по состоянию на 1 января 1999 года). Потери в технике - 147 танков, 1314 бронемашин (БТР, БМП, БМД, БРДМ), 510 инженерных машин, 11 369 грузовиков и бензовозов, 433 артиллерийской системы, 118 самолётов, 333 вертолета (по состоянию на 1 января 1999 года).[2]

Военные действия в Афганистане явились суровой боевой школой. Советские войска на территории Афганистана находились девять лет, один месяц и 21 день - с 1979 по 1989 гг. Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека.[5]

За неполные 10 лет войны 40-я армия превратилась в миллионную армию ветеранов.

15 февраля мы вспоминаем тех, кто честно исполнил свой воинский долг на далекой афганской земле. 35 лет прошло с того дня, когда последняя воинская часть Ограниченного Контингента Советских войск (ОКСВ) вернулась на Родину. Война оставила тяжелый след в человеческих душах.

Глава 1.2 Афганскими тропами (Афганистан глазами рядового солдата и офицера)

В рамках работы над проектом мы встретились с участниками Афганской войны, нашими земляками (тюменцами): Сергеем Васильевичем З. (2), помощником депутата областной Думы и выпускником нашей 25 школы Игорем Викторовичем С. (1), членом партии «Боевое братство». Они поведали нам о тяжелой доле, которую с честью и доблестью преодолели! [10]

Игорь Викторович С. рассказал о том, как сложилась его судьба и как он попал на службу в Афганистане. «В поселке Гвардейск, в полке мотострелковой дивизии, я прошел ВВК (военно-врачебную комиссию) и увидел в своей медицинской книжке печать "По состоянию здоровья годен для прохождения в службе ограниченного контингента Советских войск в Афганистане", - вспоминает Игорь Викторович. Он рассказал, что в Республику Афганистан прибыл 2 августа 1985 года в подразделение охраны особого отдела 70 отдельной гвардейской мотострелковой бригады. Игорь Викторович вспоминал, как тяжело было в жару под палящим солнцем пробираться через горы с огромными и тяжелыми припасами на руках. Памятен случай, как сопровождал пленного душмана. В его разведывательной группе царило настоящее братство, солдаты проявляли героизм и мужество, не жаловались, с честью выполняли свой долг. О боевых рейдах воин - интернационалист рассказывал немного, трудно без слез ему вспоминать о тех событиях, однако отметил, что был тяжело ранен, после чего был вынужден покинуть Афганистан. Он вспоминал: «В районе Кандагара боевая машина пехоты, где находился я с товарищами, была подбита из гранатомета». Однако жизнь его на этом не остановилась, Игорь Викторович долгое время лечился, выздоровел, правда, до сих пор хромает. Афганские тропы дали о себе знать. Вернулся в Тюмень, в 1987 году поступил в Тюменский государственный университет. Всю войну он прошел сержантом, а за свои боевые заслуги был награжден большим количеством орденов и медалей. (3)

В стенах школы состоялась увлекательная беседа с Сергеем Васильевичем З. (4), воином - интернационалистом. Его командировка в мятежную республику Афганистан затянулась на 24 месяца. А эти месяцы – это 22 боевые операции, горные высоты, свист пуль и взрыв гранат. Но ничто не сломило тюменца. «О начале войны в Афганистане мало кто знал, даже военные СССР узнали только где-то через год - полтора, все было засекречено. Я дважды писал рапорт в Афганистан, один из них был удовлетворен, и 1 ноября 1981 года я пересек Советско- Афганскую границу», - отметил Сергей Васильевич. Он также подчеркнул: «Мы, участники двух чеченских войн, Сирии, СВО – вписали и вписываем страницы в новейшую историю, не забывая наших предков. Кто бы там не говорил - правы мы были или нет, нужна ли была война в Афганистане или нет, война, в любом случае, – это последний аргумент, крайняя точка. В Афган мы ехали не за наградами и не за славой, мы шли туда, чтобы оказать нашему дружескому народу интернациональную помощь». За 2 года Сергей Васильевич принял участие в 22 боях: «Моя часть находилась в Шинданте, в штабе 5 мотострелковой дивизии, которой командовал легендарный генерал Громов». (2)

«Одной из самых запоминающихся моих боевых операций был Кандагар, в январе 1983 года там я был между жизнью и смертью. Нам нужно было спасать группу корректировщиков, но нашу группу обнаружили 16 душманов и перевели весь огонь на нас, мною было принято решение передать информацию о том, что части группы нужно отступить, мы с сержантом приняли огонь на себя… Мы подползли ближе и сели за валуном, стали вести огонь на поражение, сержанта убило. Я остался один, группа передала нужную информацию, и десантники пришли на помощь. Я отступил, вместе с сержантом, своих не бросаем…», - с горечью в сердце о своем подвиге вспоминал Сергей Васильевич З.(6). «Одно дело читать по книгам о войне и слушать ветеранов войны о сражениях, а другое дело прочувствовать это на себе… Пока есть зло на этой планете - мы будем сражаться, держать оборону!» - завершил свой рассказ Сергей Васильевич. После окончания боевых действий в Афганистане Сергей Васильевич не забросил военную службу, побывал в командировках в Казахстане, Таджикистане, был заместителем начальника ТВВИКУ по воспитательной работе. В январе 1997г. в звании полковника уволился из Вооружённых Сил. Сейчас он является председателем общественного совета федерального партийного проекта «Историческая память» по Тюменской области, помощником депутата Тюменской областной Думы.

Чувство патриотизма возникает в душе, когда узнаешь, что такие герои ходят рядом с тобой, но они не считают себя героями, а считают, что их подвиги – это дело чести.

Глава 1.3. Взгляд писателя на военные действия в Афганистане

Светлана Александровна Алексиевич (родилась 31 мая 1948 года СССР) — белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов.

В книге «Цинковые мальчики» она разместила письма Афганских солдат родным, рассказы жен, матерей и самих участников этой страшной войны. Она написала о горе, страдании, муках солдат и их родных и близких. У писателя свой взгляд на афганскую войну.[1]

Некоторые критики считают данное произведение «лживым», они отмечают, что «побывать на войне» и «слетать в Афганистан» - это разное.

Однако, в произведении критики отмечают немало неточностей, вот одно из них: с 5 по 25 сентября 1988 года, согласно записям, Светлана Алексиевич находилась с группой корреспондентов в Афганистане. Оставалось пять месяцев до вывода советских войск:

«Идём на посадку. ..Гул орудий. Патрули с автоматами и в бронежилетах требуют пропуска.» - говорится в произведении. Она пишет, что командование армии разрешило посадку самолета в Камбуле (и вообще вылет его из Ташкента) при активных боевых действиях. Однако согласно документам взятых из архивов, можно утверждать, что это не так.

Далее получается, что журналисты пошли пешим ходом из аэропорта в Кабул: «патрули требуют пропуска». Но согласно записям других журналистов, их организованно отвезли в город.

II. Практическая часть. Осмысление исторической памяти молодым поколением

Глава2.1. Результаты анкетирования учащихся

Мы решили выяснить, что знают о событиях Афганской войны мои сверстники. Для этого провели анкетирование 51 обучающегося МАОУ СОШ № 25 по следующим вопросам (Приложение 2).

  1. Назовите дату Афганской войны? Как показывает рисунок 1, приложение 3, больше половины (54%) ребят не знают даты войны в Афганистане, 46% – знают частично.

  2. Знаете ли вы о событиях войны в Афгане? Только 11% опрошенных уверенно ответили, что знают о событиях той войны, 32% ответили, что знают частично, остальные (57%) - не знают. (рис.2, Приложение 3).

  3. Знакомы ли вы с литературными произведениями про Афганскую войну/ солдат-интернационалистов? Если да – приведите примеры (напишите автора и название произведения). 86% ребят не знакомы с произведениями, посвященными войне в Афгане, 14% - смогли привести максимум 1 книгу (рис.3, Приложение 3).

Таким образом, можно сделать вывод, знания учащихся об Афганской войне, о подвиге воинов - интернационалистов определяются как недостаточно сформированные. Есть над чем потрудиться.

Глава2.2. Проведение литературной гостиной

Мы предложили одноклассникам расширить свои знания о событиях войны 1979 года. Разработали и провели музыкально-литературную гостиную по теме «Между жизнью и смертью», на которую были приглашены все обучающиеся 9-х и 11-х классов. В сценарий вошли стихотворения, песни, литературно-музыкальная композиция на военную тему, фрагменты документальных фильмов, отражающих эпоху военных лет в Афганистане.

Литературная гостиная наполнилась интересными и яркими воспоминаниями о школьных годах и военных событиях Сергеем Васильевичем З. (Приложение 4), ветераном войны, который был почетным гостем. Ребята вели дискуссию о прочитанных главах документальной прозы Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». Завязался диалог-спор, что говорило об интересе к прочитанной книге и актуальности событий, отраженных в произведении. Презентационный ряд чередовался с исполнением песен и стихов об афганской войне.

Мероприятие получилось душевным и познавательным, в него было включено большое количество творческих номеров и воспоминаний о страшных афганских событиях 80-ых годов прошлого столетия.

Сергей Васильевич отметил отличную подготовку к мероприятию и заинтересованность ребят к событиям, о которых некоторые дети и не слышали. Офицер выразил благодарность за встречу и за теплую дружескую атмосферу.

Мероприятия духовно-нравственной направленности воспитывают патриотизм и сохраняют память о событиях, которые стали страницами истории России.

Заключение

Военные действия в Афганистане явились суровой боевой школой. Советские войска на территории Афганистана находились девять лет, один месяц и 21 день - с 1979 по 1989 гг. Все, кто хоть как-то соприкоснулся с событиями той войны, будут чувствовать боль и через 20, и через 30 лет, и еще через много лет… Потому что любая война – это катастрофа для всего человечества, потому что она пренебрегает наибольшей ценностью на земле – человеческой жизнью.

Наша работа «Между жизнью и смертью» (дорогами афганской войны) помогла глубже познакомиться с событиями страшной войны в Афганистане, поспособствовала обогащению знаний по теме проекта учащихся моей школы и развитию патриотизма.

Работа по проекту помогла четко осознать: нам, поколению 21 века, необходимо помнить о тех страшных событиях афганской войны, которая унесла 15000 человеческих жизней. Мы разработали литературную гостиную, на которой смогли поделиться полученными знаниями с одноклассниками.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: задачи, поставленные перед нами, выполнены, гипотеза подтверждена. Работа по проекту требует дальнейшего продолжения, и мы намерены продолжить патриотическое развитие!

Список литературы

1. Алексиевич «Цинковые мальчики». Изд-во Интербукбизнес, 2000 г.

2 Хвастов А.С «Ребята, мы вас не забудем! Книга памяти о погибших в Афганистане»:: Изд-во Спутник+, 2016.

3. Прямицын В.П. «Советский порядок на афганской земле». Изд-во Вече, 2024 г.

4. Ляховский А.В. «Трагедия и доблесть Афгана». Изд-во Эксмо, 2014 г.

5.Марковский В.С. «ИЛ-76. Герой Афгана» Изд-во Эксмо, 2016 г.

6. Зензин Н.В. «На опасных тропах Афганистана» Изд-во Сегодня, 2000 г.

7. Северин М.С «Я дрался в Афгане». Изд-во Яуза, 2021 г.

8.Марченко В.Г. «Афган: разведка вдв в действии». Изд-во Родина , 2018 г.

9.Жемчугов А.А. «Кому мы обязаны Афгана». Изд-во Родина , 2018 г.

10. https://патриот-тюмень.рф/?cat=218 – «Тюмень на Афганской войне».

11. https://vsluh.ru/novosti/obshchestvo/ – «35 лет с вывода войск из Афганистана».

12. https://histrf.ru/read/articles/afghanskaia-voina?ysclid=lt7o0ipb5v712985348 – «Факты Афганской войны»

13. http://www.afgan.ru/ - «Союз ветеранов Афганистана»

14. http://www.afgan.ru/memoryafgan/ - «Книга памяти Афганским ветеранам»

Приложение

Приложение 1

Основные события войны в Афганистане (1979- 1889)

1979 год. В июле в Баграм прибыл батальон из 111-го парашютно-десантного полка 105-ой воздушно-десантной дивизии. Это было первое регулярное подразделение Советской Армии в Афганистане. 9-12 декабря в Афганистан прибыл первый так называемый "мусульманский батальон", подразделение спецназа Советской Армии, созданное в ходе подготовки ввода войск в Афганистан и укомплектованное бойцами со "среднеазиатской" внешностью. 14 декабря в Баграм прибыл отдельный батальон 345-ого гвардейского парашютно-десантного полка (ОПДП). 25 декабря в 15.00 по двум понтонным мостам через реку Аму-Дарья в районе города Термеза начался ввод советских войск в Афганистан. Первыми переправились разведчики, затем колонны 40-ой армии – 108-я мотострелковая дивизия (командующий генерал К. Кузьмин).

1980 год. В феврале контингент советских войск в Афганистане достиг 58.000 человек. В марте была проведена первая крупная наступательная операция подразделений ОКСВ против моджахедов, так называемое Кунарское наступление. Летом 1980 в Афганистан ввели 16-ую и 54-ую мотострелковые дивизии. На севере Афганистана была создана 100-километровая зона безопасности вдоль советско-афганской границы.

1981 год. 357-ая дивизия была заменена 346-ой дивизией и дополнительно была введена в Афганистан 5-ая мотострелковая дивизия. В декабре был разгромлен базовый пункт оппозиции в районе Дарзаб (провинция Джаузджан).

1982 год. 3 ноября в горах Гиндукуш на перевале Саланг в результате взрыва бензовоза погибло более 176 человек.

1983 год. В Мазари-Шарифе моджахеды взяли в заложники 16 советских гражданских специалистов. 10 из них были освобождены через месяц, но шестеро погибли. В апреле были разгромлены отряды оппозиции в ущелье Ниджраб (провинция Каписа). Потери с советской стороны: 14 человек убитыми, 63 ранеными.

1984 год. Число советских войск в Афганистане достигло 150.000 человек.

Семь советских мотострелковых дивизий располагались вдоль важной кольцевой афганской дороги и на дороге к перевалу Кибер. 105-ая гвардейская воздушно-десантная дивизия находилась в районе Баграма-Кабула. Одна из пяти воздушно-десантных бригад, входящих в эту дивизию, была размещена в Джелалабаде.

1985 год. 21 апреля в Мараварском ущелье (провинция Кунар) попала в окружение и была уничтожена 1-я рота советского спецназа под командованием капитана Николая Цебрука. Невосполнимые потери: 31 человек. 26 апреля произошло восстание советских и афганских военнопленных в тюрьме Бадабера в Пакистане. Осенью началось создание опорных базовых районов в труднодоступных местах страны.

1986 год. На XXVII съезде КПСС секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв заявил о начале выработки плана поэтапного вывода войск. В апреле моджахеды потерпели крупное поражение в результате операции по разгрому базы Джавара. 4 мая на XVIII пленуме ЦК НДПА на пост генсека вместо Бабрака Кармаля избран Мухаммед Наджибулла. Новое правительство провозглашает курс на политику национального примирения.

1987 год. В феврале и марте проведены операции: "Удар" в провинции Кундуз, "Шквал" в провинции Кандагар, "Гроза" в провинции Газни, "Круг" в провинциях Кабул и Логар. В мае проведены операции: "Залп" в провинциях Логар, Пактия, Кабул и "Юг-87" в провинции Кандагар. В ноябре начата операция "Магистраль" за афганскую провинцию Хост на границе с Пакистаном.

1988 год. Наиболее ожесточённая схватка операции "Магистраль" произошла 7-8 января в районе высоты, обозначаемой на картах отметкой 3234. Девятая парашютно-десантная рота 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка общей численностью 39 человек при поддержке полковой артиллерии защищала высоту, которую атаковали специальные части мятежников, прошедшие подготовку в Пакистане. Невосполнимые потери: шесть человек. За этот бой все десантники награждены орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды; младший сержант В. А. Александров и рядовой А. А. Мельников посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.

1989 год. Последняя советская боевая операция в Афганистане – "Тайфун" - была проведена 23-26 января 1989 года. 4 февраля последнее подразделение Советской Армии покинуло Кабул. 15 февраля из Афганистана советские войска были выведены полностью. Руководил выводом войск командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Приложение 2

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1.Назовите даты Афганской войны _____________________________________________________________________________

2.Знаете ли вы о событиях войны в Афгане?

Да / нет / частично

3. Знакомы ли вы с литературными произведениями про Афганскую войну/ солдат-интернационалистов? Если да – приведите примеры (напишите автора и название произведения)

1) ________________________________________ 2)________________________________________ 3)________________________________________

Приложение 3

Рис. 1

Рис.2

Рис.3

Приложение 4

Рис.1 Фото с Игорем Викторовичем С. Рис. 2. Фото с Сергеем Васильевичем З.

Рис. 3. Встреча с Игорем Викторовичем С.

Рис. 4. Литературная гостиная «Между жизнью и смертью»

Рис. 5. Литературная гостиная «Между жизнью и смертью»

Рис. 6. Литературная гостиная «Между жизнью и смертью»

Рис.6. Брошюра о проведенном мероприятии

Просмотров работы: 21