БАШНЯ КАНУКОВЫХ – ПАМЯТНИК КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БАШНЯ КАНУКОВЫХ – ПАМЯТНИК КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ

Канукова К.С. 1
1МБОУ Гимназия 45 Владикавказ
Гурциева А.А. 1Милюхина В.Г. 1
1МБОУ Гимназия 45 Владикавказ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мы часто ездим с родителями в горы. И в одной из таких поездок, я увидела строение из камней, спросила у родителей, и они сказали, что это фамильная башня.

Мне стало интересно, и я решила найти башню своей фамилии. Стала искать материалы. Нашла Сторожевую башню Кануковых в Кобанском ущелье. Однако, вспоминая рассказы папиной тети, Кануковой Риты, наши предки были выходцами из Дигорского ущелья, и вторая башня находится в селении Донифарс.

Я узнала, что она является памятником культурного наследия, а так как Осетия является республикой, в которую последнее посещает много туристов с целью ознакомления с древними архитектурными сооружениями, мне очень бы хотелось, чтобы ее включили в туристический маршрут.

Актуальность и идея работы:

Мы решили проанализировать культурное наследие и традиции осетинского народа, их связь с природой; расширить знания о достопримечательностях Осетии; выяснить отношение людей, особенно молодого поколения, к историческому и культурному наследию своего народа.

Объект исследования: достопримечательности на туристском маршруте «Башня Кануковых».

Цели:

  1. Разработать туристический маршрут: «Башня Кануковых».

  2. Раскрыть отношение общества, молодого поколения к национальным историческим ценностям.

  3. Предложить мероприятия по сохранению культурного и природного наследия.

Задачи:

  1. Изучить справочный и интернет материал о культурно-исторических памятниках Северной Осетии-Алании.

  2. Пообщаться с местными жителями и собрать материал.

  3. Провести социологическое исследование: «Отношение гостей и местных жителей к природным и культурным памятникам».

Методы исследования:

Описательный, сравнительно-сопоставительный, интервьюирование.

Гипотеза: «Сохраняя культурное и природное наследие - воспитываем патриота и гражданина».

ВВЕДЕНИЕ

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики.

Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.

Рис.1. Башня Есе Канукова

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) — это объекты недвижимости, возникшие в результате исторических событий и представляющие собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, искусства, науки и техники, социальной культуры. Они являются источником информации о зарождении и развитии цивилизации.

Так как памятники истории и культуры представляют историческую ценность для народов России, их владельцы должны обеспечивать их сохранность. В частности, на территории объектов культурного наследия нельзя проводить капитальное строительство, здания и сооружения можно ремонтировать только при условии сохранения их внешнего вида, хозяйственная деятельность также не должна вредить историческому памятнику.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие

особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.Объекты культурного наследия включаются в единый государственный реестр в определенном законом порядке и подлежат государственной охране. На государственном учете также состоят выявленные объекты культурного наследия, которые подлежат государственной охране до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр. В Северной Осетии насчитывается 406 объектов культурного наследия, 206 из них имеют статус федерального значения, 200 – регионального. Также, в республике по последним данным зарегистрировано 1325 выявленных объектов культурного наследия.

Р ис.2. Географическое местоположение Башни Кануковых на карте.

Предлагаю отправиться в увлекательную экскурсию.
В западной части Осетии, в Дигорском ущелье, на левобережье реки Урух расположено старинное селение Донифарс. На утесе над селением одиноко и горделиво стоит полуразрушенная боевая башня. Эта башня является объектом культурного наследия федерального значения. Датируется XVI–XVIII веками. Она была главным форпостом Донифарского общества. А Есе, храбрый воин и мудрый старейшина, вызывал восторг у земляков и ужас у недругов. Враги, узнав, что им предстоит сражаться с ЕсеКануковым, обращались в бегство еще до начала боя. И сегодня его башня хранит эхо далеких битв — звон кинжалов, боевые приказы, победные возгласы. Она хранит память и о доблестном воине — Есе.

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ: ЛЕГЕНДА О ЕСЕ КАНУКОВЕ

Именно, Есе Канукову, прославленному старшине Донифарса, удалось сплотить своих земляков, чтобы дать отпор кабардинскому князю Сари-Асланбеку Кайтукину в начале XVIII века. Свидетелем тех тревожных дней и является эта башня, из которой хорошо просматриваются основные дороги, ведущие к Донифарсу. Очевидно, что она была важным оборонительным пунктом, из которого можно было передавать сигналы в близлежащие горные селения. В дигорских сказаниях сохранились упоминания, что перед нападением врага на донифарсцев Есе Кануков спрятал всех жителей в одной из башен села, «а кто только мог биться, им всем он велел залезть в бойницы великой железновратной башни Кануковых. Сам же Несен (Есе) взнес на верх башни большое фитильное ружье и там его зарядил» (из исторической интерпретации песни о Есе Канукове по описанию В. С. Уарзиати).  

Фольклорные источники повествуют о том, что кабардинский князь Сари-Асланбек Кайтукин задумал покорить дигорцев, сделать Есе Канукова своим вассалом, а его людей – своими данниками. Он послал на земли Донифарса, на пастбище Таторс, двух черных быков. Расчет был прост: если Есе Кануков – предводитель Донифарского общества – не тронет быков, то его можно будет приблизить к себе, а донифарсцев превратить в своих данников.  

 

Рис.3. Иллюстрация к легенде о Есе Канукове.

Как-то утром Есе, гласит предание, поднялся на свою сторожевую башню и увидел вместо одного солнца целых четыре, восходящих со стороны Таторса. По его приказу несколько человек отправились на Таторс и увидели не четыре солнца, а двух красивых черных быков с позолоченными рогами. Есе догадался, что это знак: кто-то посягает на земли их общества. Он приказал пригнать быков в селение, принести их в жертву и устроить пир в честь начала сенокоса.  

Кабардинский князь воспользовался случившимся как поводом для нападения на Донифарс. По преданию, большой отряд «в сто всадников из Кабарды, Балкарии и равнинных бадилат» во главе с самим Сари-Асланбеком расположился на поляне Мисигон, находящейся на берегу одноименной реки рядом с Донифарсом. Отсюда князь направил своих представителей на переговоры, поручив передать Есе: «Кроме твоего, в горах нет ни одного общества, не платившего бы мне ежегодной дани. Выдайте теперь мне дань. Сообщаю также, что иду сам с войском, кормление которого тоже будет вашей обязанностью».  

Есе ответил князю: если он добрый гость и пришел с добрыми намерениями, то он пошлет ему на завтрак чурек с сыром, а на обед мясо с алутоном. Если же тот пришел не как гость, Есе пообещал «поместить его в сарае, хлеву Козити, с пятнистыми свиньями» (историческая интерпретация песни о ЕсеКанукове по В. С. Уарзиати). Обеспокоенные происходящим жители Донифарса пришли к своему предводителю. Есе успокоил людей: «До завтрашнего утра подождите. Наши старые горы мне свидетели. Я ему из башни такой камень брошу, что его широкие крылья заболят».  

Ночью, на самом верху башни Есе, жители Донифарса развели большой костер, осветивший всю округу, а сами танцевали, пели и веселились всю ночь. Исследователи говорят о том, что «танцы, устроенные в башне Кануковых при свете огня и на глазах у неприятеля, способствовали физической и психологической подготовке перед сражением. В этом смысле они имели ярко выраженное магическое значение».  

Утром кабардинский князь Кайтукин в сопровождении слуги, который нес за ним кумган с водой (узкогорлый сосуд из глины, латуни или серебра; кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся, в основном, для умывания и мытья рук), вышел, чтобы совершить омовение. Увидев это с верхнего яруса башни, Есе обратился к донифарсцам: «Его пока не трогаю, смотрите на его рукомойник». Прицелившись, он выстрелил в кумган, стоявший на земле рядом с князем, и точным выстрелом разбил его вдребезги.  

Очевидно, Есе не собирался стрелять в Сари-Асланбека: своим выстрелом он только предупредил врага о возможных для него и всех его воинов последствиях. Князь послал человека узнать, в него ли целился Есе – или в его кумган? На это Есе ответил: «Спросите своего князя, кто больше – он или его кумган!» Фраза, достойная героического романа… 

Поступок Есе охладил боевой пыл князя. По одной версии, повернув свой отряд, он собрался покинуть Дигорское ущелье. Есе догнал его, вернул и, зарезав быков, устроил недавнему врагу в знак заключения с ним примирения пышное угощение. По другой – князь изменил свое решение силой подчинить строптивцев и сам как гость вступил в Донифарс, где Есе устроил ему богатый прием «с белым хлебом, медом и алутоном» (из песни о ЕсеКанукове по В. С. Уарзиати).  

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

В опросе (рис.4) участвовали гости республики (15 человек) и местные жители (взрослые 14 человек, молодежь – 15 человек).
Выводы (рис.5):

1. Жители Осетии слышали легенды ущелий и знают о географическом местоположении.

2. К сожалению, молодежь не владеет достаточной информацией, хотя интерес к своим корням, своей истории есть.

3. Создание буклета станет полезным и интересным не только для гостей, но и для жителей республики.

4. Для учащихся нужно проводить выездные экскурсии лекции.

 

Рис.4. Отношение гостей и местных жителей к природным и культурным памятникам.

Рис.5. Выводы

ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ: «БАШНЯ КАНУКОВЫХ – ДРЕВНЕЕ ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ»

Описание предмета охраны.

Регистрационный номер: 151410044690016

КАТЕГОРИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ: Федерального значения

ВИД ОБЪЕКТА: Памятник

ОСНОВНАЯ ТИПОЛОГИЯ: Памятник градостроительства и архитектуры

СВЕДЕНИЯ О ДАТЕ СОЗДАНИЯ: средние вв.

АДРЕС ОБЪЕКТА (МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ):

Республика Северная Осетия-Алания, Ирафский район, с.Донифарс
НАИМЕНОВАНИЕ, ДАТА И НОМЕР РЕШЕНИЯ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ О ПОСТАНОВКЕ ОБЪЕКТА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ОХРАНУ. Постановление Совета Министров РСФСР "О дальнейшем улучшении дела охраныпамятников культуры в РСФСР" № 1327 от 30.08.1960 г.

1. Место расположения и композиционная значимость (роль) здания сторожевой башни Канукова Есе в планировочной структуре окружающей ландшафта и селения Донифарс. 2. Объемно-пространственная композиция. Объем здания, основные габариты (в том числе толщина стен) и конфигурация прямоугольной в плане башни, с размерами 8,40х6,60 м. 3. Форма, размеры и расположение оконных и дверного проемов. 4. Материал капитальных стен и техника кладки. 5. Расположенные под дерновым слоем пласты грунтов, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности человека и содержащие в себе недвижимые остатки и предметы материальной культуры: а) полностью или частично скрытые в земле остатки и фрагменты хозяйственных, производственных, ритуальных и иных сооружений; б) полностью или частично скрытые в земле либо находящиеся на ее поверхности целые либо фрагментированные предметы, изготовленные из глины, камня, кости, стекла, металлов и иных материалов, в том числе остеологического материала.

Сохранилось описание башни Есе Канукова, сделанное Иналом Собиевым. Он пишет: «Башня имела три этажа. Стены и проемы, дверные и амбразурные, в первом и во втором этажах закопчены, что указывает на то, что эти два первые этажа служили жилым помещением. Из башни Есе хорошо видны все входы в Донифарс со всех сторон, что давало возможность видеть подходящего к крепости врага»

Рис.6. Общий вид на Башню Есе Канукова со стороны селения Донифарс.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Фамилия Кануковых обратилась в Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия республики с просьбой отдать в безмездное пользование памятник федерального значения сторожевую башню Есе Канукова в Донифарсе, чтобы ее восстановить. Объект средневековой архитектуры находится в критическом состоянии, и если комитет не сможет найти мецената для его восстановления, то башню отдадут в безвозмездное пользование представителям фамилии.

Вне зависимости от исхода, мне бы очень хотелось, чтобы у этого объекта культурного наследия была информационная табличка (рис.7) с историей возникновения боевой башни Есе Канукова.

Рис.7. Информационная табличка в виде QR-кода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Республика очень богата своей историей и естественной красотой. Почему бы не использовать данные факты для привлечения туристов, тем самым наладив туризм в Алании. Захватывающие истории и легенды о прошлом этой местности, о жителях ущелья и о старинных памятках позволят приблизиться к тайнам региона, прожить все периоды величия и падения. Пообщавшись с местными жителями, мы приблизились к пониманию важности бережного отношения к своим истокам, к истории, к культурному наследию. Памятники природного и культурного наследия охраняются государством, но многое зависит от нас, от самосознания. Мы в ответе за наследие, оставленное предыдущими поколениями.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кусов Г.И. Я хочу вам доверить тайну.- Владикавказ: РИО, 1992. - 78- 83

  2. Интернет-ресурс: Пресс-служба Фонда развития туризма РСО-Алания https://vladikavkaz-news.net/other «Он творит и во сне, и наяву…»

  3. Интернет-ресурс: Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия – Алания https://moyaokruga.ru/sevosetia;2012-2023

  4. Интернет-ресурс: Осетинское Радио — все новости Кавказа. https://osradio.ru/etnografija

  5. Интернет-ресурс: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА - ЭКОНОМИКА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА https://visit-alania.ru/

  6. Интернет-ресурс: Проект – дороги России https://www.rusroads.com

  7. Интернет-ресурс: http://izvestia-soigsi.ru/ru/archive/-21-60-2016/437-marzoev

  8. Интернет-ресурс: https://iratta.com/sevos/16139-ese-kanukov-i-ego-bashnya/

  9. Интернет-ресурс: https://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/vidy-ob-ektov-kul-turnogo-i-istoricheskogo-nasledija/

  10. Интернет-источник: https://www.mos.ru/otvet-kultura/kak-uznat-yavlyaetsya-li-zdanie-kulturnym-naslediem

  11. Интернет-ресурс: https://region15.ru/v-severnoj-osetii-naschityvaetsya-bolee-400-obektov-kulturnogo-naslediya-2

Просмотров работы: 23