Введение
Изменения, произошедшие в современном обществе, предъявляют высокие требования к выпускникам школ. Ни для кого не секрет, что современный работодатель желает видеть служащего не только высококвалифицированным специалистом, но и специалистом, имеющим хорошее состояние здоровья. К огромному сожалению, сегодняшние выпускники, получая аттестат зрелости, зачастую получают внушительный перечень хронических заболеваний.
Повышение требований к учебной профессиональной и общественной деятельности порождает потребность в исследовании тех качеств, которые накладывают отпечаток на успешность человека.Умение ученика сосредотачиваться на выполняемой работе, переключаться с одного вида деятельности на другой, умело распределять свои силы, уметь вовремя и правильно отдохнуть может положительно повлиять не только на сохранение здоровья, но и позволит максимально рационально выбрать вид будущей деятельности. Одним из таких качеств является темперамент. Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.
Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.Не менее важным качеством, по нашему мнению, являются биоритмы.
Современное учение о биоритмах зародилось в Европе примерно в 1970-х годах. Поначалу к нему относились весьма скептически, но постепенно эта информация распространилась повсеместно и сегодня, когда данные о хронотипах подтверждены многочисленными научными исследованиями, можно с уверенностью сказать — совы, жаворонки и голуби существуют.
Основная характеристика, которую описывает хронотип, — это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей наутренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы.
Исследователями, занимающимися вопросами темперамента, практически не рассматривается проблема взаимосвязи между темпераментом, биоритмами и интеллектом. Мы нашли лишь небольшое количество исследований, изучающих эти показатели одновременно. В основном исследователи придерживаются мнения, что темперамент, интеллект и биоритмы - это независимые структуры индивидуальности.
Цель работы:
Изучение взаимосвязи между биоритмом, особенностями темперамента школьника и успешностью обучения.
Задачи:
1. Изучить историю открытия хронобиологии (литературный обзор)
2.Изучить особенности суточных биоритмов «сна-бодрствования» и работоспособности
3. Выявить особенности темперамента школьника.
4. Познакомиться с методиками определениями хронотипа человека.
5. Провести анкетирование среди учащихся 8-ых классов, с целью определить тип темперамента и биоритмы. Провести анализ анкетирования, сделать выводы.
6. Определить взаимосвязи между хронотипами человека – «жаворонок», «сова», «голубь» и темпераментом школьника.
7. Определить взаимосвязь между типологическими особенностями школьника и успешностью обучения.
8. Дать рекомендации по использованию полученных данных в воспитательно-образовательном процессе.
Актуальность проблемы:
Человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, и учет этих ритмов и правильное отношение к ним — основа человеческого здоровья, как физического, так и духовного.
Гипотеза:
• Знание своего типа биоритма, темперамента – залог здоровья, успешного будущего.
Методы работы:
• Обзор литературных источников
• Тестирование
• Статистический анализ.
Предмет исследования - влияние биоритмов и темперамента на успеваемость учащихся 8 классов. Исследование направлено на изучение взаимосвязи темперамента и биологических ритмов в жизни человека:
Зачем нужно знать особенности своего темперамента?
Стоит ли обращать внимание на биоритмы?
Как контролировать биоритмы?
Каково влияние биологических ритмов и темперамента на успеваемость обучающихся?
Объект исследования – учащиеся 8-х классов МБОУ «СОШ №3 с УИОП».
Вопросы, направляющие исследование:
Что такое «биологические ритмы» и как рассчитать свои биоритмы? Как правильно ими пользоваться?
Проблемные вопросы:
- Как и что влияет на наши биоритмы?
- Как поддерживать биоритмы в норме?
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы учащимися для изучения собственных биоритмов, повышения работоспособности, улучшения успеваемости.
1.История открытия хронобиологии
Современное учение о хронотипах зародилось в Европе примерно в 1970-х годах. Поначалу к нему относились весьма скептически, но постепенно эта информация распространилась повсеместно и сегодня, когда данные о хронотипах подтверждены многочисленными научными исследованиями, можно с уверенностью сказать — совы, жаворонки и голуби существуют.
О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Уже в «Ветхом Завете» даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. О том же писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие.
Основателем хронобиологии — науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.
Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале XX века, в том числе российскими учеными И. П. Павловым, В. В. Вернадским, А. Л. Чижевским.
Выработанная всем ходом эволюции временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма с окружающей средой способствует гармоничному согласованию разных ритмических биологических процессов и обеспечивает нормальную жизнедеятельность целостного организма. Тем самым выявляется важное адаптивное значение биоритмов для жизнедеятельности организма.
Достижения отечественной хронобиологии нашли широкое применение в организации режима трудовой деятельности и отдыха, повышении работоспособности, физическом совершенствовании человека.
Биологические ритмы имеют огромное значение для медицины. Они дали развитие таким новым подходам, как хрономедицина, хронодиагностика, хронопрофилактика, хронотерапия, хронофармакология.
Основная характеристика, которую описывает хронотип, — это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людейнаутренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы. Для каждого из этих типов подъем интеллектуальной и физической активности наступает в соответствующее описанию время.
Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких – на молекулярном уровне – с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек. Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации [3].
Повторяемость процессов - один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны.
Ритмы физиологических процессов в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называются периодом, иди циклом [12].
Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях [3].
Выделим следующие важные достижения биоритмологии:
1. Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы – от одноклеточных до биосферы. Это свидетельствует о том, что биоритмика – одно из наиболее общих свойств живых систем.
2. Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах.
3. Установлено, что биологические ритмы, с одной стороны, имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, с другой, их осуществление тесно связано с модифицирующим фактором внешней среды, так называемых датчиков времени. Эта связь в основе единства организма со средой во многом определяет экологические закономерности.
4. Сформулированы положения о временной организации живых систем, в том числе – человека – одним из основных принципов биологической организации. Развитие этих положений очень важно для анализа патологических состояний живых систем.
5. Обнаружены биологические ритмы чувствительности организмов к действию факторов химической (среди них лекарственные средства) и физической природы. Это стало основой для развития хронофармакологии, т.е. способов применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функционирования организма и от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болезни.
6. Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.
2.Биологические ритмы и их классификация
Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека [12,20].
Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы [3,6].
Биологические ритмы описаны на всех уровнях, начиная от простейших биологических реакций в клетке и кончая сложными поведенческими реакциями. Таким образом, живой организм является совокупностью многочисленных ритмов с разными характеристиками.
С понятием «ритма» связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность. Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Это движение небесных тел, смена времен года, дня и ночи, периодичность приливов и отливов. А также чередование максимумов и минимумов солнечной активности.
Различные физические явления отличаются периодическим, волнообразным характером. К их числу можно отнести электромагнитные волны, звук и т.д. В жизни примером служит изменение атомного веса элементов, отражающее последовательное чередование химических свойств материи [6].
Основные ритмы в природе, наложившие свой отпечаток на все живое на Земле, возникли под влиянием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и звездам.
Из всех ритмических воздействий, поступающих из Космоса на Землю, наиболее сильным является воздействие ритмически изменяющегося излучения Солнца. На поверхности и в недрах нашего светила непрерывно идут процессы, проявляющиеся в виде солнечных вспышек. Мощные потоки энергии, выбрасываемые при вспышке, достигая Земли, резко меняют состояние магнитного поля и ионосферы, влияют на распространение радиоволн, сказываются на погоде. В результате возникающих на Солнце вспышек изменяется общая солнечная активность, имеющая периоды максимума и минимума [12].
Многочисленные исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, показали, что во время наибольшей активности Солнца возникает резкое ухудшение состояние больных, страдающих гипертонической болезнью, атеросклерозом и инфарктом миокарда. В этот период времени происходят нарушения функционального состояния ЦНС, возникают спазмы кровеносных сосудов.
Французские ученые Г. Сардау и Г. Валло установили, что момент прохождения пятен через центральный меридиан Солнца в 84% случаев совпадает с внезапными смертями, инфарктами, инсультами и другими осложнениями.
Ритм – это универсальное свойство живых систем. Процессы роста и развития организма имеют ритмический характер. Ритмическим изменениям могут быть подвержены различные показатели структур биологических объектов: ориентация молекул, третичная молекулярная структура, тип кристаллизации, форма роста, концентрация ионов и т.д.
Установлена зависимость суточной периодики, присущей растениям, от фазы их развития. В коре молодых побегов яблони был выявлен суточный ритм содержания биологически активного вещества флоридзина, характеристики которого менялись соответственно фазам цветения, интенсивного роста побегов и т. д. Одно из наиболее интересных проявлений биологического измерения времени – суточная периодичность открывания и закрывания цветков и растений. Каждое растение "засыпает" и "просыпается" в строго определенное время суток [3,12].
Существуют ритмические изменения чувствительности организма к повреждающим факторам внешней среды. В опытах на животных было установлено, что чувствительность к химическим и лучевым поражениям колеблется в течение суток очень заметно: при одной и той же дозе смертность мышей в зависимости от времени суток варьировала от 0 до 10 %
Важнейшим внешним фактором, влияющим на ритмы организма, является фотопериодичность. У высших животных предполагается существование двух способов фотопериодической регуляции биологических ритмов: через органы зрения и далее через ритм двигательной активности организма и путем экстрасенсорного восприятия света. Существует несколько концепций эндогенного регулирования биологических ритмов: генетическая регуляция, регуляция с участием клеточных мембран. Большинство ученых склоняются к мнению о полигенном контроле над ритмами. Известно, что в регуляции биологических ритмов принимают участие не только ядро, но и цитоплазма клетки [12,18].
Центральное место среди ритмических процессов занимает циркадианный ритм, имеющий наибольшее значение для организма. Понятие циркадианного (околосуточного) ритма ввел в 1959 году Халберг. Циркадианный ритм является видоизменением суточного ритма с периодом 24 часа, протекает в константных условиях и принадлежит к свободно текущим ритмам. Это ритмы с не навязанным внешними условиями периодом. Они врожденные, эндогенные, т.е. обусловлены свойствами самого организма. Период циркадианных ритмов длится у растений 23-28 часов, у животных 23-25 часов. Поскольку организмы обычно находятся в среде с циклическими изменениями ее условий, то ритмы организмов затягиваются этими изменениями и становятся суточными.
Циркадианные ритмы обнаружены у всех представителей животного царства и на всех уровнях организации – от клеточного давления до межличностных отношений. В многочисленных опытах на животных установлено наличие циркадианных ритмов двигательной активности, температуры тела и кожи, частоты пульса и дыхания, кровяного давления и диуреза. Суточным колебаниям оказались подвержены содержания различных веществ в тканях и органах, например, глюкозы, натрия и калия в крови, плазмы и сыворотки в крови, гормонов роста и др. По существу, в околосуточном ритме колеблются все показатели эндокринные и гематологические, показатели нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. В этом ритме содержание и активность десятков веществ в различных тканях и органах тела, в крови, моче, поте, слюне, интенсивность обменных процессов, энергетическое и пластическое обеспечение клеток, тканей и органов. Этому же циркадианному ритму подчинены чувствительность организма к разнообразным факторам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок. Всего к настоящему времени у человека выявлено около 500 функций и процессов, имеющих циркадианную ритмику.
Годовой ритм обусловлен вращением Земли вокруг Солнца, благодаря чему на нашей планете происходит смена сезонов года. В течение этого цикла изменяются параметры температуры, влажности, аэронизации воздуха и многие другие. Активность человека также меняется со сменой времен года. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Причем самой плодотворной из четырех времен года является осень.
Существует и такое понятие как индивидуальный биологический год. Его отсчет начинается с даты рождения. Многочисленные наблюдения, проводимые учеными, показали, что наименьшая активность человека фиксируется во 2 и 12 месяцы со дня рождения, а вот пик работоспособности, умственного и интеллектуального подъема в 1 месяц индивидуального года. В целом, более продуктивной и спокойной в плане здоровья считается первая половина индивидуального года, вторая – более опасной.
Многолетние ритмы
О многолетних ритмах, действующих внутри человеческого организма, пока имеется очень мало информации, но об одном цикле, известном уже многие тысячелетия мы все-таки расскажем. Наверное, нет человека, который не был бы знаком с китайским календарем: год свиньи, год лошади, год собаки.
Однако мало кому известно, что этот календарь имеет под собой гораздо более серьезную основу, чем кажется на первый взгляд. На самом деле этот календарь представляет собой описание жизненного цикла человека: от младенчества до старости.
В соответствии с этим календарем каждые 12 лет (плюс/минус 2-3 года) в нашем организме происходит перестройка энергетической системы, переводя нас на следующую ступень жизненного цикла. Первый 12-летний период характеризуется интенсивным физическим ростом и адаптацией к внешнему миру.
Это довольно сложный период: как правило, до 12 лет дети много болеют. Вторая фаза цикла длится примерно до 24-х лет. И хотя обнаружить какие-либо изменения в этот период довольно сложно, вполне очевидно, что после 24 лет у людей меняется жизненный уклад, они заводят семью и остепеняются.
Следующий 12-летний период еще довольно благополучный, хотя многие уже обнаруживают у себя те или иные заболевания, которые начинают ярко проявляться или обостряться по окончании четвертого периода – 48 лет. В 60 лет цикл завершается полностью и начинается новый цикл. Человек снова вступает в самую сложную фазу – первое 12-летие.
Считается, что примерно после 75 лет, когда заканчивается первый самый сложный 12-летний цикл, вероятность заболеваний уменьшается.
Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время.
Обобщение опыта изучения периодических изменений организма человека, особенно его умственной, физической и психической активности, позволило ученым выразить общий суточный ритм, который можно использовать при организации процессов жизнедеятельности. В упрощенном виде, его можно представить следующим образом:
первая половина дня (примерно до 12-13 часов) - максимальная активность;
вторая половина дня (примерно до 15-16 часов) - спад активности;
вечер (примерно до 20-21 часа) - небольшой подъем активности;
поздний вечер и ночь - минимальная активность.
Если каждый человек проанализирует свою активность, работоспособность и самочувствие в течение дня, используя при этом данные о циркадных (суточных) ритмах организма, то станет ясно, почему максимальные нагрузки легче переносятся в первой половине дня, во второй - возникает сонливость и снижается общий тонус организма, а к вечеру возникает чувство усталости.
Организация режима трудовой и физической деятельности, отдыха и питания в соответствии с колебаниями интенсивности физиологических процессов поможет сохранить и укрепить здоровье, значительно повысить работоспособность и «иммунитет» к стрессовым нагрузкам.
Наиболее высокая работоспособность проявляется при правильном согласовании жизненного ритма человека с его индивидуальными биологическими ритмами. Каждому человеку для сохранения здоровья необходимо синхронизировать индивидуальный ритм с данными факторами, учитывая ритм сна и бодрствования, режим труда и отдыха, работу общественных учреждений, транспорта и другие. Не следует также забывать о ритме жизни окружающих тебя людей.
3. Влияние биологических ритмов на трудоспособность человека
Биоритмы организма – суточные, месячные, годовые – практически остались неизменными с первобытных времен и не могут угнаться за ритмами современной жизни. У каждого человека в течение суток четко прослеживаются пики и спады важнейших жизненных систем. Важнейшие биоритмы могут быть зафиксированы в хронограммах. Основными показателями в них служат температура тела, пульс, частота дыхания в покое и другие показатели, которые можно определить только при помощи специалистов. Знание нормальной индивидуальной хронограммы позволяет выявить опасности заболевания, организовать свою деятельность в соответствии с возможностями организма, избежать срывов в его работе [6,9,12].
Русский физиолог И.П. Павлов утверждал. Что в жизни человека нет ничего более властного, чем ритм.
Биологические ритмы - эволюционная форма адаптации к условиям ритмических изменений параметров внешней среды. Это временное взаимодействие различных функциональных систем организма друг с другом и с окружающей средой, способствующее их гармоничному согласованию и жизнедеятельности в целом.
Экзогенные (внешние) ритмы - ритмы, реагирующие на поступление из внешней среды определенных сигналов. Если не будет сигналов, не появится и реакция. К числу внешних ритмов в известной степени принадлежат, например, «птичьи часы». Птицы утром начинают петь в определенном порядке, и заканчивают в обратном порядке. Если небо утром внезапно затянется тучами, то пение в той же самой последовательности раздастся дважды. Таким образом, можно сделать вывод что утренние «птичьи часы» зависят от освещенности.
Эндогенные (внутренние) ритмы - ритмы, периодичность которых не зависит от внешних сигналов. К числу процессов проявляющих внутренние ритмы, среди прочих относятся биение сердца, периодические колебания электрического потенциала коры больших полушарий.
Высокочастотные биоритмы.
Ритмы высокой частоты: от доли секунды до 30 мин. Ритмы протекают на молекулярном уровне, проявляются на ЭКГ, регистрируются при дыхании, перистальтике кишечника.
Среднечастотные биоритмы.
Ведущая роль среди всех биоритмов принадлежит суточному или циркадному циклу, обусловленному вращением Земли вокруг своей оси. Большинство процессов и реакций, протекающих в организме, повинуются именно этому ритму. Суточная периодичность жизненных функций организма является врожденным свойством, однако, иногда некоторые изменения в этом ритме могут произойти под влиянием социальных факторов. Руководит этим циклом свет. Соответственно, когда он есть – организм находится в активной фазе, когда нет – скорость физиологических процессов снижается. Основные суточные ритмы активности органов и систем, эндокринных желез, клеток учеными уже установлены. Так, например, значения артериального давления и температуры тела достигают максимума к 18 часам, а минимумы регистрируется около 3 часов ночи. Именно нарушение циркадных ритмов является первопричиной многих заболеваний.
Сова, жаворонок или голубь?
Выделяют три группы людей, имеющие три типа суточных биоритмов.
«Жаворонки» - люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. Люди "жаворонки" спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. В последующей практической части оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, переносят сбои биоритмов при перелёте с запада на восток.
«Голуби» - люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты.
«Совы» - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. Лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь.
Низкочастотные биоритмы
Месячный ритм. Один из важнейших биоритмов – месячный. Однако измеряется он не нашим календарным месяцем – в природе нет процессов, совпадающих по своим циклам с октябрем или мартом.
Под месячным биоритмом подразумевается лунный цикл, длительность которого составляет 29,5 суток. Лунный цикл оказывает огромное влияние на все процессы, протекающие на нашей планете: морские приливы и отливы, периоды размножения у животных, интенсивность поглощения кислорода растениями. Луна влияет и на человека, особенно отчетливо изменение фаз Луны чувствует люди, испытывающие проблемы со здоровьем.
Например, в дни новолуний, когда гравитационное воздействие Луны на оболочку Земли особенно сильно, увеличивается количество рецидивов заболеваний сердечно-сосудистой системы, снижается активность головного мозга, возрастает число психических нарушений. В нашей стране сейчас мало кто знает о влияние фаз Луны на состояние организма, а вот в Индии и Китае лунный цикл внесен в гражданский календарь.
Было обнаружено более 300 физиологических процессов организма, которые повторяются с периодом в 20-28 часов.
Ниже приводится время максимальной активности человека в его суточном биоритме:
- печень - с 1 до 3 часов ночи;
- легкие - с 3 до 5 часов утра;
- толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
- желудок - с 7 до 9 часов утра;
- селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;
- сердце - с 11 до 13 часов дня;
- тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
- мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
- почки - с 17 до 19 часов вечера;
- органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;
- органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;
- желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи.
Разные ритмы имеют и различную периодичность: суточные, околонедельные, годовые, сезонные, многолетние и другие. Подобная ритмичность влияет на физиологические процессы. Так сезонные изменения влияют на возникновение заболеваний; человек наиболее устойчив к болезням в декабре-январе, менее устойчив – в августе, осенью белее чувствителен к стрессу, чем весной.
В первую половину дня у большинства людей отмечается возбудимость коры головного мозга. В зависимости от времени суток изменяется чувствительность организма к различным внешним воздействиям, поэтому человек по-разному реагирует на те или иные нагрузки.
Любому человеку присущ свой индивидуальный тип биологических ритмов, который определяет особенности биохимических процессов в организме и в целом характер поведения. Люди по-разному реагируют на множество внешних воздействий, по-разному переносят нагрузки в утренние и вечерние часы. У каждого человека в течение суток наблюдается 2 пика работоспособности: от 10.00 часов до 12.00 часов и от 16.00 часов до 18.00 часов; в промежутке между ними и вечером уровень физиологических функций, определяющий работоспособность падает. Однако не все люди испытывают одинаковые колебания работоспособности в течение суток. Кому-то легче работать в первой половине дня, другим – вечером. Люди, обладающие разным ритмом работоспособности, различаются особенностями характера и поведения. Ритм работоспособности – не результат привычки к определенному режиму труда, а внутренне присущее человеку качество.
А наблюдается ли какая-нибудь связь между ритмами работоспособности и темпераментом человека.
4. Темперамент. Виды темперамента
Темперамент человека представляет собой индивидуальную особенность функционирования центральной нервной системы (ЦНС), обусловленная характером реактивности и работоспособности корковых клеток и проявляющаяся во внешнем поведении человека.
Темперамент складывается из таких функциональных характеристик мозга как возбудимость, устойчивость возбудительного процесса и способность затормозить, прервать возникшее возбуждение.
Еще древнегреческим врачом и философом Гиппократом люди были разделены по темпераменту на 4 типа: меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики.
Темперамент – врожденная особенность человека.
Известно, что два основных процесса определяют поведение человека – возбуждение и торможение.
Сангвиник – легко возбудимый, но уравновешенный человек, способный удерживать свою возбудимость в определенных рамках, способный легко переключаться с одной деятельности на другую. Сангвиники трудолюбивые, трудоспособные и инициативные люди. Они спокойные, смелые, находчивые, не впадающие в панику и не теряющиеся в любой критической ситуации.
Флегматики характеризуются сильными, но инертными нервными процессами. Это тоже чрезвычайно работоспособные люди, когда речь идет о давно освоенных процессах. Флегматики не любят менять ни места работы, ни характера работы.
Холерик характеризуется легкой, но неуравновешенной, безудержной возбудимостью, явным преобладанием возбуждения над торможением. Холерик страстный настойчивый человек. Для него нетерпимо любое ожидание. Торопливость, суетливость, повышенная общительность – характерные черты холерика.
Меланхолик характеризуется слабостью возбудительного процесса. Люди этого темперамента легко утомляются, они не инициативны, боятся трудностей. Это робкие, неуверенные в себе и необщительные люди. Темперамент – это аспект общей структуры личности, характеризующийся предрасположенностью к определённым моделям эмоционального реагирования, изменений настроения и уровнем чувствительности, определяемым возбуждением. Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.
Слово "темперамент" происходит от латинского "temperamentum" и означает "надлежащее соотношение частей". Нам уже известны самые разные подходы к решению вопроса о биологических основах темперамента. Гиппократом была разработана гуморальная теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон исследовали связь соматических и темпераментальных характеристик человека, в 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик).
Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.
Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний.
Нужно помнить, что в чистом виде эти 4 темперамента не встречаются.
Меланхоликами были: Ч. Дарвин, Н.В. Гоголь, Ф. Шопен.
Холеричный темперамент А.В. Суворова во многом помог ему стать знаменитым полководцем.
Темперамент сангвиника имели А.И. Герцен, В.А. Моцарт.
Флегматичным темпераментом обладали М.И. Кутузов, И.А. Крылов.
5. Изучение взаимосвязи между хронотипом и особенностями темперамента школьника. Взаимосвязь с успешностью обучения.
Несмотря на суточный тип активности – внутренне присущее человеку качество, и социальная среда диктует ему свои требования, приучая его к определенному режиму деятельности. Это во многом можно отнести и к школьникам.
По изучению данного вопроса было проведено анкетирование среди школьников 13 - 14 лет. Полученные данные сопоставлялись с успеваемость в классных журналах.
В анкетировании приняли участие 58 школьников.
Изучение хронотипа показало, что к типу «жаворонок» относят себя 5/9% обучающихся, тип «голуби» соответствует 21/36% школьников, 32/55% - «совы».
При изучении темперамента получились следующие результаты:
- холерики – 15 /25%
- сангвиники – 28 /49%
- флегматики – 8 /14%
- меланхолики – 8 /14%
Соотнесение хронотипа человека с его темпераментом показало следующие результаты:.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) .
6. Исследование вопросов влияния различных типов темперамента и суточных биоритмов на умственную работоспособность и успеваемость учащихся
В своих исследованиях мы попытались соотнести хронотип и темперамент школьника с успешностью в обучении. При этом внимание обращалось на результаты успеваемости в классных журналах. Было замечено, что наиболее успешно (на «отлично» и «хорошо») обучаются «совы» - 63% от общего количества обучающихся, имеющий такой тип и 37% школьников имеют знания «удовлетворительно».На II место по успеваемости находятся «голуби»: на «хорошо» и «отлично» успевают 45% школьников от общего количества «жаворонков», 55% обучающихся имеют «удовлетворительные» знания.
Низкую успеваемость имеют «жаворонка». Всего 21% школьников имеют «хорошую» и «отличную» успеваемость. 79% ребят учатся «удовлетворительно». Такие результаты можно объяснить тем, что показатели их жизненной активности, а значит и учебы, приходится на разное время суток. Максимально работоспособными, продуктивно успевающими «жаворонки» бывают в ранние утренние часы, а «совы» - в поздние вечерние. Работоспособность же «голубей» совпадают с основным учебным временем (12.00 – 16.00 ч) так как все учатся во вторую смену.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Была установлена определенная зависимость между успешностью в обучении и особенностями темперамента.
Наиболее успешным, по данным исследования, является сангвинистический темперамент – 71% обучающихся имеют «отличную» и «хорошую» успеваемость. 29% - имеют «удовлетворительные» знания. Всего же сангвиников 48% от общего количества школьников, участвовавших в исследованиях.
Повышенная активность, работоспособность, а, главное, продуктивность при их уравновешенности помогают им успешно учиться. К тому же их внимание, память, мышление способны достаточно быстро переключаться.
От общего количества всех школьников, принявших участие в исследованиях, лишь 26% - холерики. Из них 68% успевают на «отлично» и «хорошо», 32% - имеют «удовлетворительные» знания. Холерики хорошо и быстро воспринимают учебный материал, но у них высока активность непроизвольных реакций на посторонние раздражители. Они часто отвлекаются, наблюдается неуравновешенность поведения. В связи с чем можно предположить, что они пропускают «мимо ушей» информацию и им требуется время, чтобы вернуться к «прослушанному» материалу.
Обучающиеся, имеющие флегматический и меланхолический темпераменты, показали невысокий процент успеваемости. 56% флегматиков и 46% меланхоликов имеют «отличные» и «хорошие» знания по школьным дисциплинам. Людям, имеющим такие темпераменты, свойственны замедленные психические процессы. Они долго сосредотачиваются, внимание переключается относительно медленно. Таким школьникам не хватает времени на уроке, чтобы усвоить весь объем информации. Возможно, необходимы дополнительные занятия или кропотливая самостоятельная подготовка.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Каковы же результаты успешности в обучении при соотнесении хронотипа и темперамента?
Сопоставив полученные данные с успеваемостью в классных журналах, мы получили следующие результаты.
Наиболее успешные оценки имеют обучающиеся, в которых сочетаются «голубь-сангвиник» (100% успешности). Максимальные показатели их активности, внимания, настроения отмечаются в поздние утренние и ранние вечерние часы (10.00-12.00 ч. и 16.00-18.00 ч). Это время как раз и приходится на учебный процесс. Особенности их темперамента позволяют максимально положительно использовать предоставленное учебное время.
Успешно обучаются и «совы-холерики» и «совы-сангвиники» (66% и 91% положительных оценок), хотя результаты холериков несколько ниже. Показатели их активности, внимания приходятся на эти же часы, но особенности их темперамента не позволяют сосредоточиться на учебном материале. Он может работать с полной отдачей, но сил надолго не хватает. Вследствие этого падает настроение, появляется раздражительность.
Успеваемость школьников, имеющих сочетание «голубь-флегматик» и «голубь-меланхолик» составляет соответственно 75% и 33%. Показатели средние. Объясняется это их достаточно медленно протекающими психическими процессами. Хотя флегматик обладает хорошей работоспособностью, быстро переключать внимание с одного объекта на другой получается с трудом. Меланхоликам тяжело дается использовать предоставленное время «на все 100%», так как они быстро утомляются, падает работоспособность и им требуется более длительный отдых.
«Жаворонки-сангвиники» имеют достаточно хорошие результаты (50% соответственно). Такие школьники боле комфортно чувствуют себя в утренние часы: 9.00ч. – 12.00ч. (I учебная смена). Во II учебную смену учиться им сложнее, так как работоспособность после 13.00 часов начинает снижаться.
«Совы-флегматики» показали средний результат.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4) .
В своей работе мы попытались выяснить у ребят, какие предметы ими усваиваются легко, с интересом, какие вызывают затруднения, а к каким школьным дисциплинам они относятся как к должным, относясь нейтрально.
Все школьные дисциплины условно разделены на циклы. Естественно-научный цикл дисциплин составляют: физика, химия, биология, география. К предметам гуманитарного цикла относятся: русский язык, литература, иностранный язык, история, правоведение. Математика, экономика, информатика, черчение составляют математический цикл дисциплин. В предметном цикле «Искусство» - ИЗО, технология, музыка, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура составляют цикл «Физическое развитие».
За основу изучения брался темперамент, поскольку эта черта человека во многом может определить непроизвольную тягу к тому или иному предмету, а следовательно, успешность в его изучении и познании.
Опрос показал следующие результаты:
- У сангвиников вызывает интерес предметы естественно-научного цикла (45%) и гуманитарного направления (38%). Сангвиник способен объяснять многие явления, находить довольно скоро ответы на логические вопросы в связи с устойчивой быстротой психических процессов.
- 43% холериков в качестве предметов с интересом ими изучаемыми, выбирают предметы цикла «Физическое воспитание». На второе место по интересу вышли предметы естественно-научного (23%) и «Искусство» (20%) циклов. Сильный подвижный темперамент позволяет школьникам реализовать себя в спорте, а его работоспособность позволяет достичь хороших результатов.
- Интерес для школьников с флегматическим темпераментом больше представляют предметы естественно-научного направления (61%). В силу особенностей своего темперамента школьники могут кропотливо, методично изучать предметы, требующие вдумчивости.
- Ярко выраженного интереса у школьников-меланхоликов нет. 30% школьников отдают предпочтение предметам гуманитарного цикла, 37% - предметам естественно-научного цикла и 30% - «Искусству». Людям с таким темпераментом свойственны глубокие переживания, увлекаться долго чем-либо они не могут, так как длительное напряжение вызывает у них замедленную деятельность (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Заключение.
В ходе работы по выбранной теме проанализирована литература, определена важность изучения и учета биоритмов человека и темперамента так как психическая и физическая активность человека подвержена влиянию лунно-земных связей и учет индивидуальных биоритмов помогут оптимизировать работоспособность.
В результате проведенного тестирования определен тип темперамента и тип работоспособности; выявлены часы максимальной и минимальной активности в течение суток. Действительно, биоритмы влияют на учебный процесс, а также их необходимо учитывать при составлении оптимального режима труда и отдыха.
Конечно, человеческая жизнь многообразна. Ее никогда не рассчитать по циклам и по дням. Но, с другой стороны, человек имеет право попытаться понять, отчего в одном и том же состоянии он ощущает себя совершенно по-разному? Поэтому биоритмы действительно имеют место быть. С этим нельзя не считаться. Знание своего типа темперамента и биоритмов и планирование деятельности в соответствии с ними, могло бы значительно улучшить качество жизни человека.
Список литературы.
1. Ужегов Г.Н. «Биоритмы на каждый день» -М: Издательство Торговый дом «Грант», агенство «Фаир», 1997.
2. Ужегов Г.Н. «Биоритм. Хорошие и плохие дни в вашей жизни»- Ростов, Феникс, 2000г.
3. Шапошникова В.И., Левин М.Я, Левин В.Р. «Критические периоды в жизни человека». Ленинград 1975г.
4. Иванов В.И. Управление самочувствием. – М.: Аграф, 1996.
5. Малахов Г.П. Биоритмология. – СПб.: ИД «Весь», 2001.
6. Биологический энциклопедический словарь. -М.: Российская энциклопедия, 2000. Статьи: «Биологические ритмы», «Биологические часы».
7. Детари Л., Карцаги В. Биоритмы / Пер. с венг. - М., 1984.
8. Гриневич В. Биологические ритмы здоровья // Наука и жизнь. – 2005. - № 1.
9. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дуброновиновой, Б.С. Круглова. – М.: Педагогика, 1988. – 198 с.
10. [1] Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
11.Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопр, психологии. — 1985.—№1.
12. Очерк теории темперамента /Под ред. В. С. Мерлина. — 2-е изд. — Пермь, 1973.
13. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
14. История психологии: Учебное пособие /Якунин В.А. – СПб,1998.
15. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 .
Приложение 1
Холерики |
Сангвиники |
Флегматики |
Меланхолики |
|
Совы |
11/19% |
12/21% |
4/7% |
5/8% |
Голуби |
2/4% |
12/21% |
4/7% |
3/4% |
Жаворонки |
1/2% |
4/7% |
0 |
0 |
Приложение 2
Тип биоритма |
Качество обучения |
Всего от количества тестируемых |
Совы |
63% |
54% |
Жаворонки |
21% |
11% |
Голуби |
45% |
35% |
Приложение 3
Тип темперамента |
Качество обучения |
Всего от количества тестируемых |
Холерики |
68% |
25% |
Сангвиники |
71% |
47% |
Флегматики |
56% |
14% |
Меланхолики |
46% |
14% |
Приложение 4
Качество |
Холерики |
Сангвиники |
Флегматики |
Меланхолики |
Совы |
8/66% |
11/91% |
2/50% |
3/60% |
Голуби |
1/50% |
12/100% |
3/75% |
1/33% |
Жаворонки |
0 |
2/50% |
0 |
0 |
Приложение 5
Тип темперамента |
Естественно-научный цикл |
Гуманитар ный цикл |
Математический цикл |
Цикл «Искусство» |
Цикл«Физическое развитие». |
Сангвиник |
45% |
38% |
13% |
||
Холерик |
23% |
24% |
20% |
33% |
|
Флегматик |
61% |
39% |
|||
Меланхолик |
37% |
30% |
30% |
Приложение 6
Рекомендации учащимся.
1. После окончания учебных занятий рекомендуется в течение получаса побыть на воздухе (суммарная двигательная активность должна ежедневно составлять не менее 2 ч.)
2. Стремитесь к правильному распределению умственной и физической нагрузки в течение дня:
• К выполнению домашнего задания старайтесь приступать не позже 19ч.
• Для рационального обучения советуем учитывать трудность предметов, используя шкалу трудности предметов, приложенную к работе.
• Стремитесь к соблюдению временных рамок при выполнении домашних заданий (не более 4 ч.).
• Соблюдайте режим продолжения сна (не менее 8-8,5ч.) и правильного времени отхода ко сну (не позже 23ч.)
3. Типовой режим дня рассчитан на «голубей», они легко настраивают себя по социальным часам: и встают, когда надо, и вовремя заснут.
4. Распорядок дня «жаворонков» и «сов» нуждается в корректировке, которая будет грамотно сочетать природные пики работоспособности с нагрузками социальными. И, прежде всего, с учебой.
5. Для «жаворонков» рекомендуется: перенести часы учебных занятий на утро. Стихи, которые многие рекомендуют учить перед сном, жаворонку просто необходимо повторить, собираясь в школу. Плотный завтрак. Посильные домашние и собственные дела рекомендуется сделать с утра (позавтракать, полить цветы, накормить или погулять с животными). Для «сов» рекомендуется: домашние задания, сборку портфеля стоит сделать с вечера. Не рекомендуется делать зарядку.
6.Лучший завтрак для «голубя» – хлеб с маслом, мармелад, кофе. Часов в 10 будет полезно добавить мюсли с молоком. Обед обязательно солидный: суп, мясо или рыба с гарниром, пудинг. А на ужин – хлеб, творог, чай, желательно не позже 9.30 вечера.
7. «Сове» лучше всего утром обойтись чашечкой кофе. Через пару часов добавить небольшое количество пищи с углеводами. В обед – снова углеводы и жиры в небольшом количестве. Главная часть дневного рациона должна приходиться на вечер – салаты, макаронные изделия, даже шоколад.
8. «Жаворонку» необходим обильный завтрак: сок, кофе, мюсли, хлеб с колбасой или сыром. Этого вполне хватит, и на обед достаточно будет большого салата. А вечером, между 7 и 8 часами, съешьте бутерброд с сыром или колбасой, удовлетворив потребность в сладком простым бананом.
Итак, важнейший принцип корректировки типового режима - не ломать природный ритм ребенка, а действовать в такт с ним. Грамотно составленный распорядок дня сбережет не только время, но и энергию психическую и физическую.
Приложение7
Тест Белова на определение типа темперамента
Инструкция к тесту:
В основе теста четыре описания или четыре паспорта — холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика. Описание или паспорт, представляет собой 20 характерных качеств данного типа темперамента. Отметьте знаком «+» те качества в паспорте темперамента, которые для вас обычны, повседневны.
Содержание теста:
Итак, если вы:
1. неусидчивы, суетливы;
2. невыдержанны, вспыльчивы;
3. нетерпеливы;
4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
5. решительны и инициативны;
6. упрямы;
7. находчивы в споре;
8. работаете рывками;
9. склонны к риску;
10. незлопамятны;
11. обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
12. неуравновешенны и склонны к горячности;
13. агрессивный забияка;
14. нетерпимы к недостаткам;
15. обладаете выразительной мимикой;
16. способны быстро действовать и решать;
17. неустанно стремитесь к новому;
18. обладаете резкими порывистыми движениями;
19. настойчивы в достижении поставленной цели;
20. склонны к резким сменам настроения – то вы чистый холерик.
Если вы:
1. веселы и жизнерадостны;
2. энергичны и деловиты;
3. часто не доводите начатое дело до конца;
4. склонны переоценивать себя;
5. способны быстро схватывать новое;
6. неустойчивы в интересах и склонностях;
7. легко переживаете неудачи и неприятности;
8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
9. с увлечением беретесь за любое новое дело;
10. быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;
11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной
работы на другую;
12. тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;
13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас
людьми;
14. выносливы и работоспособны;
15. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся
жестами, выразительной мимикой;
16. сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;
17. обладаете всегда бодрым настроением;
18. быстро засыпаете и пробуждаетесь;
19. часто не собраны, проявляете поспешность в решениях;
20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться – то вы, конечно же, сангвиник.
Если вы:
1. спокойны и хладнокровны;
2. последовательны и обстоятельны в делах;
3. осторожны и рассудительны;
4. умеете ждать;
5. молчаливы и не любите попусту болтать;
6. обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко
выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;
7. сдержаны и терпеливы;
8. доводите начатое дело до конца;
9. не растрачиваете попусту сил;
10. придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в
работе;
11. легко сдерживаете порывы;
12. маловосприимчивы к одобрению и порицанию;
13. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой
адрес;
14. постоянны в своих отношениях и интересах;
15. медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного
дела на другое;
16. ровны в отношениях со всеми;
17. любите аккуратность и порядок во всем;
18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
19. обладаете выдержкой;
20. несколько медлительны – то вы, без сомнения, флегматик.
Если вы:
1. стеснительны и застенчивы;
2. теряетесь в новой обстановке;
3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;
4. не верите в свои силы;
5. легко переносите одиночество;
6. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;
7. склонны уходить в себя;
8. быстро утомляетесь;
9. обладаете тихой речью;
10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
11. впечатлительны до слезливости;
12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
13. предъявляете высокие требования к себе и окружающим;
14. склонны к подозрительности, мнительности;
15. болезненно чувствительны и легко ранимы;
16. чрезмерно обидчивы;
17. скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;
18. малоактивны и робки;
19. уступчивы, покорны;
20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих – то вы меланхолик.
Ключи к тесту:
Если количество положительных ответов в паспорте темперамента того или иного типа составляет 16-20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:
Для того, чтобы вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента воспользуйтесь формулами: Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100%; Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100%; где X, С, Ф, М – типы темперамента; A1, A2, A3, A4 – число положительных ответов по паспорту темперамента соответствующего блока; А – общее число положительных ответов по четырем паспортам темперамента.
В конечном виде формула темперамента приобретает, например, такой вид: Т = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М; это значит, что данный темперамент на 35% – холерический, 30% – сангвинический, 14% – флегматический и 21% – меланхолический.
Анализ теста и интерпретация результатов:
Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше — это значит, что данный тип темперамента является доминирующим. Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко. Если результат 20–29%, то выражены средне. При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени.
Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением и эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Флегматик. Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.
Меланхолик. Человек задумчивый, романтичный и печальный, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Приложение 8
Тест Айзенка «Хронотип человека – «жаворонок», «сова», «голубь»
Биологические ритмы организма представляют важнейшую его характеристику, от которой зависит здоровье в целом. Представленный опросник позволяет выявить особенности суточных биоритмов «сна-бодрствования» и работоспособности.
1. Трудно ли Вам вставать рано утром:
а) да, почти всегда – 3 балла;
б) иногда – 2 балла;
в) редко – 1 балл;
г) крайне редко – 0 баллов;
2. Если бы у Вас была возможность выбора, в какое время Вы ложились бы спать:
а) после 1 часа ночи – 3 балла;
б) с 23.30 до 1 часа – 2 балла;
в) с 22 часов до 23 часов 30 минут – 1 балл;
г) до 22 часов – 0 баллов;
3. Какой завтра Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения:
а) плотный – 0 баллов;
б) менее плотный – 1 балл;
в) можете ограничиться вареным яйцом или бутербродом – 2 балла;
г) достаточно чашки кофе или чая – 3 балла;
4. Если вспомнить Ваши последние размолвки в и дома, то преимущественно в какое время они происходят:
а) в первой половине дня – 1 балл;
б) во второй половине дня – 0 баллов;
5. От чего Вы могли бы отказаться с большей легкостью:
а) от утренних чая или кофе;
б) от вечернего чая – 0 баллов;
6. насколько легко рушатся Ваши привычки, связанные с принятием пищи, во время каникул или отпуска:
а) очень легко – 0 баллов;
б) достаточно легко – 1 балл;
в) трудно – 2 балла;
г) остаются без изменения – 0 баллов;
7. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько времени раньше Вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком:
а) более чем на 2 часа – 3 балла;
б) на 1-2 часа – 2 балла;
в) меньше чем на 1 час – 1 балл;
г) как обычно – 0 баллов;
8. Насколько точно Вы можете оценить промежуток времени, равный 1 минуте?
а) меньше минуты – 0 баллов;
б) больше минуты – 2 балла;
Если Вы набрали 0-7 баллов, Вы «жаворонок»; 8-13 баллов – «голубь»; 14-20 баллов – «сова».