Питание и интеллект. Влияния рационального питания на интеллектуальное развитие учащихся

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Питание и интеллект. Влияния рационального питания на интеллектуальное развитие учащихся

Локтионова П.С. 1
1МБОУ "СОШ №3 с УИОП имени Г. Панфилова"
Локтионова Л.Ю. 1
1МБОУ "СОШ №3 с УИОП имени Г. Панфилова"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Известно, что полноценное и безопасное питание является важнейшим условием поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека, сохранения генофонда нации.

Проблемам питания сегодня принято уделять повышенное внимание. Часто можно услышать вопросы от врача: «А чем Вы питаетесь?». Не секрет, что органам требуется питательная и хорошо сбалансированная диета. К тому же некоторые продукты являются более полезными, чем другие.

От качества питания в целом и отдельных его компонентов (продуктов и блюд) в частности напрямую зависит состояние здо­ровья человека. Питание играет огромную роль, как в профилакти­ке, так и в возникновении большого числа заболеваний различ­ных классов. Питание лежит в основе или имеет существенное значение в возникновении, развитии и течении около 80 % всех известных патологических состояний.

Ученые выявили, что из всех органов первым ощущает любые огрехи в питании мозг. И даже незначительный дефицит любого из необходимых этому органу веществ может привести человека к повышенной утомляемости, раздражительности, плохому настроению и низкой успеваемости.

Легко найти информацию о продуктах, которые считаются полезными вообще, а вот о том, что надо есть, чтобы поддерживать качественную работу мозга известно не так уж и много. В этом вопросе есть пища для размышлений, в буквальном смысле тоже. Ведь так неприятно оказаться в ситуации, когда не можешь вспомнить события из прошлого, изученный месяц назад материал школьной программы, решить кроссворд или задачу.

Ученые уже несколько десятилетий проводят исследования о влиянии рациона питания на умственное развитие детей.

Цель работы: изучение влияния питания как компонента формирования здорового образа жизни на интеллектуальное развитие учащихся.

Объектисследования: физиологические аспекты питания школьников как компонента формирования здорового образа жизни, отражающие степень его рациональности, сбалансированности и оптимальности для умственного развития детей школьного возраста.

Предмет исследования: связь нарушений рационального питания школьников с успеваемостью в школе.

Гипотеза:режим и характер питания школьников, имеющих плохую успеваемость по основным предметам, является менее рациональным и более далеким отфизиологического оптимума, чем у случайно выбранных здоровых школьников того же возраста и пола.

Задачи:

  1. Изучить функционирование головного мозга.

  2. Изучить состояние проблемы рационального питания школьников по литературным источникам.

3. Определить роль питания как компонента здорового образа жизни современных школьников среднего возраста.

4. Рассмотреть особенности энергоснабжения головного мозга.

5. Изучить влияние питание на работу головного мозга и ЦНС (литературный обзор)

6. Изучить условия питания учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Г. Панфилова» г. Анжеро-Судженска в школьной столовой и отношение школьников к качеству питания и выбору блюд.

7. Проанализировать успеваемость учащихся, имеющих погрешности в питании, с контрольной группой.

8. Проверить гипотезу о влияния рационального и нерационального питания на интеллектуальное развитие детей.

9. Определить наиболее полезные продукты для работы головного мозга и ЦНС.

10. Разработать памятки для учащихся и родителей по теме исследования.

Весь экспериментальный материал, включенный в исследовательскую работу, был получен на базеМБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3с углубленным изучением отдельных предметов имени Г. Панфилова» г. Анжеро-Судженска. В исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов. Исследования проводился в сентябре – феврале 2023 года. В нем приняли участие 70 учащихся. В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие.

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

1.1 Строение и функционирование головного мозга

Строение головного мозга

Головной мозг состоит из 5 основных отделов: конечного мозга, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Конечный мозг составляет 80% всей массы головного мозга. Он протянулся от лобной кости до затылочной. Конечный мозг состоит из двух полушарий, в которых много борозд и извилин. Он делится на несколько долей (лобную, теменную, височную и затылочную). Различают подкорку и кору больших полушарий. Подкорка состоит из подкорковых ядер, регулирующих различные функции организма. Головной мозг располагается в трех черепных ямках. Большие полушария занимают переднюю и среднюю ямки, а заднюю ямку - мозжечок, под которым расположен продолговатый мозг.

Функционирование мозга

Считается, что основными функциями нервной клетки являются возбуждение и распространение потенциала действия по аксону и передача сигнала от одного нейрона к другому, либо к другой клетке с генерацией ответного сигнала. Сигналы, распространяющиеся по нервным каналам, представляют собой трансмембранный перенос ионов натрия и калия в силу этого имеют электрическую природу. Передача сигналов от одного нейрона к другому (либо к другой клетке) представляет собой очень сложный химический процесс. Скорость распространения таких сигналов составляет сотни километров в час (десятки метров в секунду), в отличие от электрических импульсов, скорость передачи которых близка к скорости света. Таким образом, деятельность нервной системы представляет собой электрохимический процесс.

По имеющимся данным амплитуды потенциала действия могут достигать 100мВ, а характерные величины токов в нервных тканях лежат в диапазоне от единиц пикоамперов до единиц наноамперов.

Кроме спонтанной электрической активности, в коре головного мозга наблюдаются характерные колебания потенциала, возникающие, как правило, в ответ на какие-либо психологические, мысленные и другие процессы. Это так называемые потенциалы событий (ПС), их амплитуда настолько мала, что обнаружить их можно только после суммирования нескольких последовательных записей. Это означает, что их амплитуда много меньше 1 мкВ, поскольку 1 мкВ легко фиксируется экспериментально.

Электрическую активность головного мозга исследуют, как правило, косвенными методами, например методом электроэнцефалографии. При этом обычно анализируются колебания потенциалов коры головного мозга, которые снимаются от кожи волосистой части головы при помощи электродов. Электродами фиксируются интегральные сигналы от деятельности десятков тысяч нейронов, расположенных под ними. Измерения различных ритмов показали, что их частоты лежат в диапазоне от единиц до сотен герц, а максимальная амплитуда достигает сотен микровольт.

Хорошее психическое здоровье, равно как и крепкое физическое здоровье, - это нечто большее, чем просто отсутствие болезней. Психически здоровый человек ведет себя не просто адекватно - он чувствует себя счастливым, оптимистически настроенным, редко бывает в подавленном настроении, не страдает от бессонницы, слабой памяти, невозможности сконцентрироваться. Психическое здоровье зависит от множества факторов, в том числе от наследственности, образа жизни и повседневных стрессов. Оно зависит и от того, насколько эффективно функционирует мозг, которому необходимо соответствующее питание.

Ученые пока еще не могут сказать со всей определенностью, каким образом физиологические процессы в головном мозге превращаются в мысли и побуждения к действию или какие нарушения химического обмена в мозге приводят к тем или иным психическим заболеваниям. Однако благодаря современному уровню развития науки наши знания о работе мозга и нарушении функций за последние десять лет значительно пополнились. Мозгу требуются медиаторы - особые вещества, обеспечивающие передачу нервного импульса от нейрона к нейрону. Все необходимые вещества поступают в мозг вместе с пищей, которую мы потребляем, поэтому, если в продуктах питания отсутствует хотя бы одно из указанных веществ, мозг не сможет функционировать достаточно эффективно.

Медиаторы, крайне необходимы для нормальной работы головного мозга, представляют собой относительно простые химические соединения и синтезируются из вещества, содержащихся в обычных продуктах питания. Следовательно, мы действительно состоим из того, что едим!

Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Обобщенность мыслительной деятельности является ядром обучаемости и её суммарного показателя – экономичности мышления. Обобщение и анализ, лежащие в основе умственных способностей, определяют возможности быстрого, качественного переноса и развития теоретического мышления. Лежащие в основе обучаемости интеллектуальные свойства рассматриваются исследователями как её компоненты. В тоже время обучаемость характеризуется и определенными показателями, соотносимыми косвенно с продуктивностью деятельности.

Основные показатели обучаемости – темп продвижения в освоении знаний и формирования умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжений, утомления, переживания удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материла.

Для этого необходимо правильное питание. Рациональное питание есть физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда. Оно способствует длительному сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, сопротивляемости вредным воздействиям окружающей среды, активному образу жизни и долголетию.

1.2. Энергетический обмен мозга

Человеческий мозг (составляет всего 2 % массы тела) потребляет до 1/5 получаемого организмом кислорода. Главный потребитель энергии в мозге - это фермент АТФ, поддерживающий электрическую активность нейронов. Потребление кислорода прямо пропорционально биоэлектрической активности коры головного мозга и составляет в среднем 3-3,5 мл/100 г/мин. (50 мл/мин.). Потребность мозга в кислороде по сравнению с таковой у других органов чрезвычайно велика, а запасов кислорода в нем нет. Если мозговой кровоток не восстанавливается в течение 3-8 мин., то запасы АТФ истощаются, и возникает необратимое повреждение нейронов. Катаболизм углеводов происходит путем гликолиза и гликогенолиза, который может протекать анаэробно или аэробно. Анаэробный гликолиз протекает в цитоплазме без участия кислорода до пировиноградной и молочной кислоты. В результате анаэробного гликолиза из одной молекулы глюкозы синтезируются две молекулы АТФ. Основная доля энергетической потребности мозга удовлетворяется посредством катаболизма глюкозы в цикле трикарбоновых кислот (цикл Кребса) в митохондриях при участии кислорода. В результате аэробного окисления глюкозы в цикле Кребса синтезируется 38 молекул АТФ [1-4].

Катаболизм белков и их гидролитическое расщепление происходит в лизосомах, в результате чего образуются аминокислоты. Далее от аминокислот отщепляется аминогруппа и выводится из клетки в виде мочевины, а углеродный фрагмент метаболизируется в цикле трикарбоновых кислот. В результате катаболизма аминокислот получается примерно одинаковое количество АТФ, что и при окислении глюкозы. В случае увеличения расхода энергии и дефицита глюкозы увеличивается содержание ГАМК, которая является тормозным медиатором для нейронов и снижает функциональную активность в определенных структурах мозга.

Виды человеческой памяти: а) визуальная память -запоминание лиц, текста, ситуаций; б) слуховая память -

люди, хорошо запоминающие информацию «на слух»; в) моторная память - человек хорошо запоминает при записывании.

По временным характеристикам память бывает:

1) долговременной; 2) оперативной; 3) непосредственной.

Самое первое, что влияет на память, - это важность информации. Чем значительней для нас та или иная информация, тем быстрее мы ее запоминаем. На память также влияют гормоны, особенно гормоны щитовидной железы. Дефицит йода в организме снижает интеллектуальный уровень на 13 %.

1.3 Поступления энергии в организм

Современная наука утверждает, что вся необходимая человеку энергия поступает к нему только из пищи. При нормальной деятельности организма всегда должен соблюдаться энергетический баланс, то есть количество энергии, поступившей с пищей, должно соответствовать количеству энергии, израсходованной организмом.

Естественно, что не все питательные вещества в организме усваиваются полностью, 5-7 % в том или ином виде выделяются из организма. Процесс усваивания и использования пищи в организме человека схож с процессом горения. Действительно, большая часть питательных веществ (углеводы, жиры и белки) в процессе жизнедеятельности разлагаются с выделением тепла (энергии), воды и углекислого газа. Поэтому продукты питания характеризуются энергетической ценностью, то есть количеством энергии (в калориях или джоулях), освобождающееся при окислении в организме веществ, содержащихся в 100 г данного пищевого продукта, с учетом их усвояемости.

Процессы, в результате которых окисляются сложные органические молекулы, разрываются химические связи и освобождается энергия, а из организма выводятся вода и углекислый газ, происходят в тканях организма постоянно. Даже в состоянии покоя, отдыха или во сне организм человека продолжает совершать работу – человек дышит, сердце работает, осуществляется обмен веществ в каждой клетке организма.

Поскольку все необходимые компоненты для получения клеткой энергии поступают с кровью, мы будем использовать термин энергоснабжение как синоним слова кровоснабжение.

Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Всего из расчета навкК среднюю массу тела

3-4

50-60

60-70

150-200

1603 – 1804

5-7

65-70

75-80

250-300

1804 – 2305

8-11

75-95

80-95

350-400

2355 – 2906

12-14

90-110

90-110

400-500

2806 –3307

15-16

100-120

90-110

450-500

3207 - 3508

Вычислим расход энергии у обучающихся.

Для школьников 16-17 лет на 1 кг массы тела приходится не менее 170 кДж энергии в сутки. Если (масса школьника 16 лет) = 52 кг, то суточный расход энергии будет равен

= 52 кг 170 = 8840 кДж = 2105 ккал

(В калориях измеряется энергия, которая является единицей энергии, которая необходима для нагревания одного грамма воды на один градус Цельсия. Джоуль равен работе, которая совершается при перемещении точки приложения сил соответствующий одному Ньютону на расстоянии один метр по направлению действия сил 1 калория равна 4,2 Джоуля )

Если (масса школьника 17 лет) = 60 кг, то суточный расход энергии составит

= 60 кг 170 = 10200 кДж = 2428 ккал

Согласно рекомендациям сторонников системы рационального питания,среднесуточное потребление энергии (E) юноши 17-18 лет нормального телосложения среднего роста весом 60 кг должно составлять примерно 3000 ккал.

1.4 Удельное энергопотребление мозга

Как отмечалось выше, энергопотребление обычного ученика составляет около 3000 ккал в сутки. Предположим, что масса головного мозга примерно 1,5 кг. Мозг в сутки потребляет около 20% всей энергии ( ), что будет составлять 3000 0,2 = 600 ккал. Это означает, что 1 кг мозгового вещества потребляет энергии:

Тело, масса ( ) которого 60 кг (без учета головного мозга) потребляет энергии

в сутки

В среднем 1 кг тела должен при этом использовать энергии :

Таким образом, 1 кг мозга потребляет в 10 раз больше энергии, чем остальные участки тела.

Для сравнения вычислим удельное потребление энергии мозга человека, масса которого 120 кг при том же среднесуточном потреблении (3000 ккал):

Отсюда следует, что чем больше масса тела человека (без учета массы мозга), тем меньше энергии необходимо для организма, в то время как для мозга требуется энергии больше. Следовательно, мышление требует больших энергетических затрат.

Глава 2

ИЗУЧЕНИЕ ПИТАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

    1. Питание умственно работающего ученика.

Пищевая, биологическая и энергетическая ценность пищевых продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных элементов, витаминов, органических кислот, вкусовых ароматических веществ; биологическая ценность пищевых продуктов зависит от количества белковых компонентов, перевариваемости белка и его аминокислотного состава. Энергетическая ценность характеризуется количеством энергии, которая высвобождается в процессе биологического окисления пищевых веществ и используется для обеспечения физиологических функций организма. Пищевая ценность продуктов тем выше, чем в большей степени она соответствует формуле сбалансированного для данных условий среды и данного организма.

При умственном труде в связи с ненагруженностью мышечной системы питание должно быть умеренным. Составляя рацион питания, необходимо строго учитывать потребность организма в энергии.

Питание обучающихся при умственной работе должно быть полноценным. Это значит, что потребляемые ими пищевые продукты должны содержать все биологически ценные, необходимые для организма вещества в определенном количестве и оптимальном соотношении.

Влияние белков.

При умственном труде повышается потребность в белках, поэтому в рационе питания белки должны составлять 13 % суточной энергоценности пищи. Белки – это структурные элементы, из которых строятся тела поэтому раньше их называли «кирпичиками» тела. Именно с белками связано осуществление основных проявлений жизни: обмен веществ, сократимости, раздражимости, способности к росту, размножению и даже высшей форме движения материи – мышлению. Особое значение имеют компоненты пищи, обладающие липотропными и противоскреротическими свойствами, в частности аминокислота метионин, содержащая серу. Источниками метионина и других серосодержащих аминокислот являются творог, сыр, куриное мясо, лосось, треска, сельдь.

Влияние жиров.

Жиры – основные источники энергии, также содержат биологически ценные компоненты, необходимые для организма человека, занятого умственным трудом. Подсчитано, что суточная потребность девушек составляет 2800 килокалорий, юношей – 3150 килокалорий. Жиры играют, входят в состав структурных частей организма, участвуют в использовании организмов белков, минеральных солей, витаминов. Прежде считалось, что животные жиры гораздо полезнее и нужнее организму, чем растительные. Однако сейчас доказано, что полинасыщенные жиры или, точнее говоря полиненасыщенные кислоты, содержащиеся в подсолнечном, хлопковом, конопляном, оливковом маслах, в организме человека не синтезируются, а поступают с пищей.

Но растительные масла – не универсальный поставщик жира, в них не содержатся полиненасыщенные кислоты, которые так необходимы организму. Следовательно, нужна комбинация жиров и животного и растительного происхождения.

Влияние витаминов.

Витамины - жизненно необходимые низкомолекулярные органические биологически высокоактивные соединения разнообразной химической природы, не синтезируемые (или синтезируемые в недостаточном количестве) в организме, поступающие с пищей и выполняющие функцию катализаторов - ускорителей обменных процессов. Витамины относятся к незаменимым факторам питания, однако не являются источником энергии. Содержание их в пищевых продуктах составляет, как правило, 10-100 мг/100г. Элементарная недостаточность витаминов возникает вследствие их низкого содержания в суточном рационе, из-за длительного или неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки, воздействия антивитаминных факторов, нарушения баланса химического состава рационов и оптимальных отношений между витаминами и другими пищевыми веществами и между отдельными витаминами.

Поэтому в рацион питания необходимо включать продукты содержащие достаточное количество витаминов, в том числе стимулирующих окислительно-восстановительные реакции. Этим свойством обладают почти все витамины, но особенно рибофлавин, пиридоксин, аскорбиновая кислота, никотиновая кислота и др. Профилактика витаминной недостаточности имеет существенное значение в сохранении работоспособности и мыслительной деятельности.

2.2. Продукты полезны для головного мозга и ЦНС человека

Мозг – центр нервной системы человека. Его главная функция – мозговая деятельность, анализ и переработка абсолютно всей переданной ему информации. Становиться понятно, что такому сложному и многофункциональному «механизму», требуется обогащенная витаминами, питательная пища.

Существует еда, разделенная на определенные группы, в соответствие с ее составляющих:

Ткани головного мозга примерно на 60% состоят из жира. Это гораздо более высокая концентрация, по сравнению с другими человеческими органами. И для питания мозга незаменимы жирные кислоты Омега-3 и Омега-6. При этом они не воспроизводятся в организме и поступают только с пищей. Можно сказать, что жирные кислоты обеспечивают клетки энергией для лучшего прохождения импульсов от клетки к клетке, что усиливает умственные способности. 

Кислоты омега-3 в большом количестве содержатся в льняном семени и льняном масле. Раньше эти продукты и их производные были частым гостем на столах наших предков. Но к сегодняшнему дню ситуация изменилась, и теперь основным источником омега-3 и омега-6 служат жирные сорта рыбы (палтус, осетр, сардина, минога, скумбрия и др.). В меню ребенка желательно включать рыбные блюда дважды в неделю. Правда, это правило не работает, если малыш склонен к аллергическим реакциям. К другим источникам жирных кислот относятся печень трески, морские водоросли, куриные яйца и орехи.

Продукты, содержащие магний. Он сохраняет человеческий мозг от стресса. Полезные продукты для развития мозга – пища с максимальным количеством содержания магния: зерновой хлеб, фасоль, листовая зелень, гречка, рис.

Продукты, содержащие лецитин. Лецитин – мощный антиоксидант, кроме того он способствует хорошему функционированию головного мозга. Лецитин присутствует в: печени, яйцах, сои и мясе птицы. Полезные продукты для головного мозга – это продукты, содержащие в себе лецитин.

Продукты, содержащие кальций. К пище, с максимальным количеством органического кальция, относятся – яичный желток и кисломолочные продукты.

Пища, в которой содержатся витамины группы B. Требуются для стабильной деятельности головного мозга человека. Витамины группы В присутствуют в печени, яичных желтках, фасоли, отрубях, кукурузе. Полезные продукта для мозга – еда, в которой присутствуют витамины группы B.

Пищевые продукты, содержащие железо, которое является основным элементом необходимым для человеческого мозга. В эту группу входят: зерновые, бобовые, зеленые яблоки и печень.Недостаточность железа в детском организме, даже при отсутствии симптомов железодефицитной анемии, вызывает нарушение внимания и памяти.

Пища, в которой присутствует витамин С. Максимально витамин С присутствует в японской айве, болгарском перце, цитрусовых, облепихе и черной смородине. Продукты питания полезные для мозга – это еда, в которой содержаться витамины группы C.

Продукты, содержащие глюкозу. Глюкоза – основная составляющая, которая обеспечивает отличную работу головного. Продукты, в которых повышенное содержание глюкозы – фрукты и сухофрукты.

Продукты полезные для головного мозга человека и сосудов головного мозга.

Нервная система человека, где головной мозг выступает «Центральным компьютером системы», сложна. В эту систему кроме головного мозга входят спинной мозг и все нервные окончания человека. Да и сам головной мозг человека структура сложная, состоящая из сосудов и нервных клеток. Ко всей этой системе требуется особый подход, особенно в питании. При этом для всей нервной системы губительны одни, а полезные другие продукты. И продукты полезные для спинного мозга человека, в принципе мало отличаются от продуктов нужным сосудам головного мозга. Так какие же продукты полезны для головного мозга и его сосудов?

Это еда, помогающая укрепить и расширить сосуды головного мозга.

Вода. Основной продукт для хорошей деятельности головного мозга, для его сосудов. Обезвоживание этого органа, приводит к серьезным повреждениям всех его функций. Вода – самый полезный продукт для мозга.

Полиненасыщенные жирные кислоты, Омега-3. Отлично воздействуют на память, принимают участие в обмене веществ, проходящем в головном мозге, понижают уровень холестерина. Данные вещества содержатся в жирной рыбе.

Холин и лецитин. Помогают вырабатыванию ацетил – холина, нужного для длительного функционирования мозга. Аналогично, содержатся в жирной рыбе.

Сложные углеводы. Ими обеспечивается бесперебойно питательные вещества клеткам головного мозга человека, так как медленно перевариваются. Содержатся в кашах, кукурузе, бобовых макаронах, овощах, хлебе, из муки грубого помола. Это полезные продукты для сосудов головного мозга.

Аминокислоты. Поддерживают ясный ум и увеличивают скорость мышления. Содержатся в фасоли.

Магний и фолевая кислота. Расширяют сосуды и стабилизируют функции головного мозга человека. Содержатся в свекле. Кроме того в свекле еще содержаться вещества, уничтожающие ферменты, которые в последствии могут быть причиной болезни Альцгеймера. Аналогичные вещества присутствуют в капусте.

Витамины группы В. Усиливают деятельность функций головного мозга, ответственных за переработку информации, участвуя, в исследовательской деятельности. Позитивно воздействуют на нервную систему.

Марганец. Марганец постоянно требуется для умственной работы. Содержится в томатах. Так же в томатах присутствует антиоксидант ликоин, стимулирующий кровообращение, так как помогает насыщать мозг кислородом. Кроме того томаты отрицательно воздействуют на тромбообразованию. Таким образом, томаты относятся к продуктам полезным для кровообращения головного мозга.

Витамин К. Замедляет старение мозга человека, так как помогает деятельности головного мозга, поддерживает познавательную функцию. Содержится в брокколи. А брюссельская капуста повышает концентрацию внимания. Таким образом, брюссельская капуста и брокколи – продукты полезные для мозговой активности.

Железо. Поддерживает познавательные и умственные функции мозга. Содержится в яблоках.

Антиоксиданты, повышающие эластичность вен и артерий, препятствующие образованию бляшек. Содержится в клюкве. Клюква так же поставляет в нервные клетки питательными веществами и кислородом.

Антиоксиданты, положительно воздействующие на капиллярное кровообращение мозга. Присутствуют в чернике и голубике, в которых дополнительно содержатся минеральные вещества и витамины, улучшающие на функции мозга и зрения. Еще в них есть Омега-3. Черника и голубика – продукты полезные для мозгового кровообращения.

Холин. Улучшает работу памяти, снимает усталость, помогает функционировать мембранам человеческого мозга. Присутствует в яйцах.

Антиоксидант флаванол. Стабилизирует кровообращение головного мозга. Присутствует в какао-бобах, в которых еще есть катехины, флаваниды, антиоксиданты, нужны для хорошей работы головного мозга.

Глюкоза. Глюкоза необходима для питания клеток головного мозга. Содержится во фруктах и сухофруктах. Фрукты и сухофрукты – продукты питания полезные для мозга, а так же его функций внимания и памяти.

Сера. Помогает насыщению мозга кислородом. Содержится в: огурцах, чесноке, инжире, капусте, миндале, крыжовнике, моркови, землянике, свинине, луке, картофеле, редисе. Все эти продукты – полезные продукты для мозговой деятельности.

Продукты полезные для работы головного мозга человека

Что бы что-то получалось, нужны постоянные тренировки. Для стройного тела, нужны постоянные физические нагрузки. Или, например, для игры на музыкальном инструменте, надо ежедневно тренироваться. Точно так и с человеческим мозгом. Что бы развивать его, требуются постоянные тренировки, решение задач, чтение книг. Но кроме тренировок, нужно придерживаться специального питания, улучшающего и стимулирующего функции головного мозга. Это следующие группы продуктов:

Фосфор. Фосфор –материал для строительства клеток головного мозга человека. (Цветная капуста, огурец, сельдерей, редис, бобы, грецкие орехи, соя.) Продукты, содержащие фосфор – полезные продукты для мозгов

Сера. Требуется, для нормального действия функции клеток мозга – насыщение кислородом. (Морковь, огурцы, капуста, инжир, чеснок, картофель, лук)

Кальций. Требуется для хорошего протекания процесса кроветворения, предохраняет от инфекции, так препятствует попаданию в кровь микроорганизмов, порождающих болезни. (Виноград, миндаль, яблоки, апельсины, зеленые овощи, огурцы, морковь, вишня, капуста, свекла, персики, абрикосы, ананас, цельное зерно, клубника.) Это самые полезные продукты питания для мозга.

Железо. Элемент необходимый для жизненных процессов в тканях головного мозга, помогает поддерживать нужный баланс гемоглобина в крови и нормальный состав крови. (Рис, фасоль, моллюски, помидоры, ананасы, капуста, горох, вишня, апельсины, горчица, зеленые овощи.)

Магний. Требуется для профилактики нервных заболеваний, хорошей работы нервной системы. Магний предупреждает появление бессонницы, головной боли, тревожности, беспокойства. (Арахис, тыква, картофель, слива, миндаль, мята, цикорий, салат-латук, цельные зерна пшеницы, оливки, грецкие орехи.) Продукты, содержащие магний – полезные продукты для активности мозга.

Витамины группы E и группы B. (Дыня, грейпфрут, авокадо, бананы, орехи, листья сала, пророщенная пшеница, орехи, шпинат, капуста, апельсины, полированный рис, зерна горчицы, сухие бобы – самые полезные продукты для улучшения работы мозга.)

Для обогащения клеток головного мозга человека необходим кислород, и для максимального обогащения клеток кислородом следует принимать в пищу определенные продукты (Помидоры, лук, редис, картофель, мята, хрен, петрушка – самые полезные продукты для работы мозга.)

Какие продукты полезны для восстановления мозга?

После, переутомления, сотрясения мозга или инсульта требуется восстановление головного мозга и нервной системы человека, кроме покоя и лекарственных препаратов, нужно придерживаться специальной системы питания, помогающей скорейшему выздоровлению. Поскольку во время лечения человек обычно соблюдает постельный режим, нужно есть легко усвояемые продукты. Требуется не перегружать организм. Следовательно, нужно есть в меру. А продукты должны быть свежими, отваренными или приготовленными на пару. Группы продуктов, которые нужно потреблять для восстановления функций головного мозга:

Пища, в которой содержаться витамины группы B (бобовые: горох и фасоль; орехи, спаржа, устрицы, рыба, печень, свинина, молоко, яичный желток, цельнозерновой хлеб, гречка, пивные дрожжи). Витамины группы В хорошо воздействуют на функционирование нервной системы.

Продукты, в которых присутствует железо (гречка, пшеница, овсянка, ячневая крупа, мясо птиц: курица, голубь; печень, бобовые: горох, фасоль; кизил, шпинат). Железо помогает максимально усвоиться витаминам группы В.

Продукты, содержащие лецитин (мясо птиц: курица, голубь; соя, яйца, печень). Лецитин хорошо влияет на деятельность головного мозга.

Продукты, содержащие полиненасыщенные кислоты, Омега-3 (рыба).

Пища, в которой присутствует витамин C (шиповник, сладкий перец, черная смородина, цитрусовые, жимолость, капуста, шпинат, рябина, калина). Витамин С положительно воздействует на весь организм, помогает ему справляться со стрессами.

Продукты, содержащие магний (морская капуста, гречка, ячневая крупа, орехи разных видов, бобовые: горох, фасоль; пшено, овсянка). Магний способствует нормализации работы мозга. Таким образом, видно, какие продукты полезны для развития мозга.

Продукты, содержащие глюкозу (сухофрукты и мед). Глюкоза требуется для деятельности клеток мозга.

Пища, обогащенная жирами (орехи, растительные масла.)

Пища, в которой содержится кальций (молоко, молочные и кисломолочные продукты). Кальций повышает иммунитет, улучшает в организме обмен веществ. Итак, становится понятно, какие продукты полезны для мозгов человека.

Пища, в которой содержится калий (изюм, бобовые: горох, фасоль; орехи разных видов, чернослив, морская капуста, курага, запечены картофель, молочные продукты).

Полезные продукты для нервной системы человека

Человеческая нервная система очень тонкая и сложная структура. Она – защита человеческого организма от влияния вредоносных факторов внешней и внутренней среды. Для нормальной деятельности нервной системы требуется соблюдать множество правил. В том числе придерживаться специальной системы питания, употреблять для нервной системы не вредную пищу. Так какие же продукты полезны для нервной системы?

Продукты, содержащие фосфор. Фосфор снижает тонус мышц, поддерживает нервную систему. Фосфор содержится в печени, мозгах, различных крупах, бобовых, языке и молочных продуктах.

Продукты, содержащие железо. Железо отвечает за ясный и быстрый ум. К продуктам, содержащим железо, относятся: гречка, морепродукты, говядина, печень, шпинат, белокочанная капуста, репа, дыня.

Продукты, в которых есть кальций. Кальций помогает передаче импульсов в мышцах и нервах. Данная группа продуктов – бобовые, свекла, миндаль, молочные продукты, капуста.

Продукты, содержащие магний. Магний расслабляет мышцы, отвечает за двусторонний обмен нервными импульсами. Продукты, содержащие магний – бобовые, орехи, минеральная вода, различные крупы, яичный желток, отруби.

Продукты, содержащие калий. Так как калий обеспечивает стабильное функционирование сердца, а так же мышц и нервов. К, такого рода, продуктам относятся: овощи, фрукты, пшено.

Продукты, содержащие йод. Его острый дефицит вызывает не просто временные ухудшения интеллектуальных способностей, а необратимые последствия для головного мозга. Особенно важно предотвратить гиповитаминоз йода в детском возрасте, когда нервные и мозговые процессы еще находятся на стадии развития. Йодом богаты морские водоросли, креветки, треска и тунец, чернослив, клюква. Йод улучшает память, обеспечивает нормальное, бесперебойное функционирование щитовидной железы, отвечает за регуляцию всего гормонального баланса. Продукты, содержащие в себе йод – морская капуста, креветки, устрицы, морская рыба.

Пища, с содержанием витамина А. Витамин А нормализует сон, защищает нервные клетки от повреждений, нанесенных свободными радикалами. Данная группа продуктов – стручковые, овощи, фрукты, зеленые листовые овощи, орехи, морковь, рыбий жир. Таким образом, видно, какие продукты полезны для мозговой деятельности.

Продукты, содержащие витамин C. Витамин C – защита от токсинов для нервных клеток, способствует появлению гормонов, противостоящих стрессу. Красный перец, шиповник, земляника, черная смородина – продукты, с содержанием витамина С.

Пища, с содержанием витамина E. Витамин E оказывает успокаивающее действие, нейтрализует стресс. Данная группа продуктов – проросшая пшеница, миндаль, фундук, шпинат, яичница глазунья, бобовые.

Продукты питания, в которых есть витамины группы B. Витамины группы B улучшают способность организма противостоять стрессам, помогают снять психоэмоциональные перегрузки, ответственны за белковый обмен. Каши, фрукты, овощи, черный хлеб – продукты, с содержанием витаминов группы В.

Продукты, в которых присутствует клетчатка. Клетчатка стимулирует выведение из организма токсинов. К этой группе продуктов относятся крупы и злаки.

Продукты, содержащие лецитин. Так как лецитин поддерживает холестерин в растворенном состоянии, нужном для нервных клеток. Кроме того в лецитине присутствуют жирные кислоты, фосфолепиды. Продукты, содержащие в себе лецитин – пророщенная пшеница, яичный желток, цитрусовые, семена подсолнечника.

Продукты, содержащие в себе глюкозу. Глюкоза – основное питание для нервных клеток, поддерживает нужный баланс сахара в крови, понижает ощущение беспокойства. К продуктам, содержащем в себе глюкозу относятся: картофель, виноград, салат, фрукты, неочищенные хлебные зерна, малина, черешня, мед, изюм. Итак, становиться понятно – какие продукты полезны для работы мозга.

2.3. «Заряди мозги!» или зачем нужен завтрак

Мы знаем что, наш организм состоит из клеток. Когда мы ночью спим, клетки работают- восстанавливаются, рождают новые клетки.

Поэтому, при пробуждении, наш организм – голодный, усталый, вялый. Ему требуется восстановить силы, заправиться питательными веществами- белками, жирами, углеводами и витаминами. Нужен завтрак!

Если же мы не завтракаем, то организм берет эти питательные вещества из других участков тела. Отсюда - редение волос, ломкость и болезнь ногтей, выпадение зубов, вялость мышц!

Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Школьники, получающие правильное питание – ежедневный полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой. Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Первый урок – это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы – рукой подать. Кроме того, не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от домашнего завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше иммунитет, они реже пропускают занятия.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

2.4. Каким должен быть завтрак?

В народе есть такое мудрое высказывание: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу!» Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова дает такое определение: «Завтрак – первый дневной прием пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды». Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются заболевания, приступы беспокойства. Завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга».Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. На завтрак школьнику лучше кушать каши, яйца или запеканку. Голодный школьник, перекусивший «всухомятку», быстрее устает и хуже учится. Запить завтрак можно чаем, молоком, кефиром или какао.

Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов. Фрукты - это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма. Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.

Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.

Диетологи советуют:

Колбаса, яйца, ветчина имеют в своем составе высокое содержание холестерина и жира. Эти вещества перевариваются медленно и вызывают сильный отток крови от мозга. Это приводит к замедлению мыслительных процессов.

В результате приема сладостей по утрам мы не достигаем бодрого состояния, а, наоборот, активность организма снижается.

«Жаворонкам»- людям, любящим вставать рано, нужно отказаться во время завтрака от кофе. А вот зеленый чай- то, что надо. И главное, не забыть плотно позавтракать.

У «сов»- людей, любящих вставать поздно, всё совсем наоборот. Утром им просто не обойтись без чашечки кофе. Он помогает им взбодриться. У «совы» в ранний час аппетит еще спит, поэтому завтрак должен быть легким. Зато через час, два - самое время подкрепиться!

Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и наши северные ягоды.

Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.

Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» мы узнали, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак. А вот обед, особенно если известно, что после него нужно будет прикладывать много умственных усилий, должен быть достаточно легким. Исследования ученых, выявившие полезное влияние завтрака на работу мозга, показали, что обед ухудшает способность к обучению и память.

Как показали проведенные опыты, у всех испытуемых до дневной трапезы эти показатели были лучше, чем после нее. Дело в том, что обильная или жирная еда перегружает пищеварительную систему и приводит к оттоку крови от мозга. «Сытое брюхо - к наукам глухо» - гласит народная мудрость.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.

2.5. 10 самых полезных продуктов для мозга

Итак, подводя итоги, мы можем назвать топ продуктов питания – 10 самых полезных продуктов для нервной системы и головного мозга человека в частности.

  1. Шпинат. В шпинате присутствует максимальное количество питательных веществ. Он кладезь железа, витаминов A, C, K и антиоксидантов. Предупреждает появление инсультов и инфарктов.

  2. Куриное мясо. Куриное мясо – источник белков, витаминов группы B и селена.

  3. Жирные сорта рыб. Такая рыба богата кислотами Омега-3.

  4. Морская капуста. Помогает предотвратить бессонницу, раздражительность, депрессию и расстройство памяти. Потому что морская капуста содержит максимальное количество йода.

  5. Морковь. Морковь содержит каротин, замедляющий процесс старения, и создает препятствие для разрушения мозговых клеток.

  6. Черный шоколад. Шоколад стимулирует мозговую деятельность, ответственен за активацию мозговых клеток, способствует расширению сосудов, снабжает мозг кислородом. Он полезен при недосыпании и переутомлении. Кроме того в шоколаде присутствует фосфор, содержащий питательно вещество для мозга, и магний, поддерживающий клеточный баланс.

  7. Куриные яйца. Яйца – это источник лютеина, витаминов А, Д. железа и др. микроэлементов, уменьшающий вероятность инфарктов и инсультов, противостоящий тромбообразованию.

  8. Черника. Черника предотвращает сердечнососудистые заболевания, улучшает память.

  9. Грецкие орехи. Грецкие орехи усиливают функции мозга, делают процесс старения медленнее. Грецкие орехи содержат каротин, витамины B1, B2, C, PP, полиненасыщенные кислоты. А еще, в грецких орехах, множество микроэлементы: железо, йод, магний, цинк, кобальт, медь.

  10. Яблоки. Благодаря яблокам уменьшает процент кровоизлияния в мозг. Так как вещества, присутствующие в яблоках, способствуют оздоровлению и укреплению клеток, составляющих внутренний слой сосудов. Таким образом, увеличивает эластичность сосудов и сокращается их возможная закупорка.

Глава3

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ВШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ МБОУ «СОШ№3 С УИОП им. Г. ПАНФИЛОВА»

3.1. Организация питания в школьной столовой МБОУ «СОШ № 3 с УИОП им. Г. Панфилова»

В нашей школьной столовой получают горячее питание учащиеся 1-9 и 10-11 классов.Льготным питанием пользуются 137 обучающихся из многодетных, малообеспеченных и опекаемых семей. Один ребенок получает льготное питание по программе «Дети Украины».

малообеспеченные

многодетные

Опекаемые и приемные

Дети с Украины

Всего

71

54

11

1

137

Учащихся 8 –х классов

5

5

-

-

10

Охват горячим питанием составляет 650 чел, выпечку и сок или чай – 200 чел. Столовая, позволяет организовывать горячие завтраки, обеды. Школьная столовая рассчитана на 120 посадочных мест. Для того чтобы все учащиеся получали питание горячим, работа школьной столовой организована по графику. Вопросами организации питания в школе занимается целый ряд сотрудников. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и сделанной в соответствии со всеми технологиями пищи и организованный приём приготовленной пищи. Для профилактики авитаминоза и ОРВИ  у учащихся школы, в рационе используется аскорбиновая кислота и отвар из шиповника (весной). Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. Персонал столовой всегда встречает детей с улыбкой. Поэтому дети с удовольствием посещают школьную столовую.

3.2. Изучение калорийности продуктов питания в школьной столовой

При составлении меню школьных завтраков учитываются нормы и калорийность питания. Витамины являются такой же необходимой составной частью пищи, как белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Чем разнообразнее пища, тем лучше обеспечивается организм необходимыми веществами и тем выше степень усвоения пищи. Какое же меню в нашей школьной столовой? Какова калорийность завтраков? Содержат ли блюда, которые едят школьники, необходимое количество белков, жиров и углеводов? С этим вопросами мы обратились к заведующей школьной столовой Марьиной Наталье Михайловне. Она рассказала нам о том, как разработано дотационное цикличное меню для школьников. Мы не ставили целью исследовать всё меню, нам было интересно, в какие дни калорийность пищи была самой высокой и самой низкой, в каких продуктах, из школьного меню больше и меньше белков, жиров и углеводов (Приложение 4). Проведя краткий анализ школьного меню, мы выяснили, что оно разнообразно, содержит жизненно необходимые для растущего организма белки, жиры и углеводы. Во всех продуктах есть минеральные вещества и витамины. Учитывая то, что за завтраком необходимо получать 25-35% калорий от суточной нормы, калорийность завтрака для учащихся должна составлять в среднем 600 - 800 ккал, в нашей столовой эта норма выдерживается и в среднем за 10- дневной период составляет в меню на возрастные группы 7-10 лет – 670 -900 ккал. В меню на возрастные группы 11-17 лет – 580 - 1100 ккал. Для учащихся льготной категории – 721 ккал.

К сожалению, не все учащиеся в нашей столовой получают горячее питание. Так как, чтобы сделать питание всех учащихся в школьной столовой сбалансированным и калорийным, необходимы дополнительные средства. В последнее время разговор идёт об увеличении родительской платы за питание. А ввиду социально-экономического положения в нашем городе и в стране в целом не все родители могут обеспечить ребенку сбалансированное питание и приблизительно 10% учащихся не питаются в школьной столовой, а 16% не получают горячее питание.

К сожалению, в меню мы увидели мало продуктов содержащих I. Йодированная соль не используется. А наш регион относится к регионам, где не хватает йода в продуктах питания.

Глава 4

ИССЛЕДОВАНИЕ

4.1. Анкетирование

Был проведен опрос в 10а, 10б, 10г, 10в классов.

Во – первых,было выяснено, что многие уходят из дому без плотного завтрака, а то и вообще без завтрака, ограничиваясь лишь стаканом чая. Были и такие, что весь день ходили полуголодные, а на ночь наедались.Примерно у 60% опрошенных, редко присутствуют первые блюда.

Во – вторых, обнаружилось, что наиболее полезные продукты – далеко не самые любимые ребятами. Когда мы выясняли, что они любят больше всего, группы оживлялись: конфеты, чипсы, батончики, пирожное и т. д. Где уж там молоку да кефиру. Наибольшее количество сладкоежек и любителей чипсов было в 10г кл.Если ребятам предстояло право выбора в том же буфете или на экскурсии, то, конечно, они стремились покупать именно то, что считали вкусным.

Результаты анкетирования “Твоё отношение к питанию”. В опросе участвовало- 70 учеников 10-х классов. Результаты анкетирования (Приложение 2) показали, что 33% опрошенных, любят “вредную пищу» (чипсы, сухарики, газировку). 89% употребляют в пищу продукты, в состав которых входят химические вещества. 66% опрошенных не завтракают утром или делают это иногда. Почти 60% - не употребляют в пищу богатую йодом морскую капусту, который важен для умственного развития. 48% изредка едят рыбу, а 15% вообще её не едят. 47% постоянно или часто пьют газированные напитки. 61% не едят или редко употребляют в пищу каши. Порадовало в опросе то, что 79% часто употребляют пищевые продукты с большим содержанием витаминов (фрукты, овощи). 54% употребляют препараты содержащие витамины. Многие из опрошенных ребят отдают предпочтение молочным и мясным продуктам. Статистика опроса неутешительна. Ребята в большинстве случаев питаются не совсем правильно, не получая всех полезных веществ и микроэлементов. Неправильное питание способствует развитию хронических заболеваний, быстрой утомляемости, снижению работоспособности. Употребление «вредной пищи» ведет к накоплению вредных веществ в организме. Если в дальнейшем будет так продолжаться, у большинства могут развиться различные патологии. Уже сейчас 60% обучающихся 10 классов предъявляют жалобы на частые головные боли, дискомфорт в желудке.

Сравнив успеваемость учащихся с предпочтением тех или иных продуктов питания, и учтя наличие или отсутствие завтрака, мы обнаружили прямую зависимость между завтраком и успеваемостью. Ребята, не завтракавшие и мало употребляющие морепродуктов, имеют неудовлетворительные отметки за четверть! Все эти ребята из малообеспеченных и многодетных семей! Учась со второй смены, они первый раз кушают в школе! Проанализировав предпочтение продуктов питания среди учащихся 10-х классов,мы выяснили, что наиболее рациональное питание относительно «пищи для ума» в 10 а классе в этом же классе самая высокая успеваемость (44%).

4.2. Расчет энергетического баланса для девушки 16лет массой - 52 кг , ростом - 170 см.

Определяем основной обмен за сутки, суммируя первое и второе число: 1016 + 4838= 5854 кДж;

1. Вычисляем основной обмен за час: 5854:24=244 кДж.

2. Определяем общий обмен. Для этого основной обмен за 1 час умножаем на число часов сна, занятий в школе, прогулки и т.д. (Приложение таблица № 3). Сумма всех энергетических затрат составит общий обмен.

Сон:

244 х 8= 1952 кДж.

Занятия в школе:

244 х 6= 1464; 1464 х 0.45 = 659;1464+659 = 2123 кДж.

Занятия дома:

244 х 2.5 = 610; 610 х 0.6 = 366; 610 + 366 = 976 кДж.

Прием пищи:

244 х 1.5 = 366; 366х 0.15 = 55; 366 = 55 = 421 кДж.

Общение дома, в школе:

244 х 2.5 = 610; 610 х 0.30 = 183; 610 + 183 = 793 кДж.

Прогулка, дорога в школу:

244 х 2.5= 610; 610 х 1.5. = 915; 915 + 610 = 1525 кДж.

Занятия спортом:

244 х 1 = 244; 244 х 4 = 976; 976 +244 = 1218 кДж.

Общий обмен:

1952 + 2123 + 976+ 421 + 793 + 1525 + 1218 = 9008кДж.

3. Определяем количество белков, жиров, углеводов, необходимое данной девушке в сутки,используя соотношение 1:1:4 и знание того, что в возрасте 16 лет на 1 кг. Веса требуется 2 гр.белков. Получаем: белков - 104 гр., жиров - 104 гр., углеводов- 416 гр.

Определяем количество энергии, заключенное в данном количестве веществ:

(104 х 17.2) + (104 х 39) + (416 х 17.2) = 13000 кДж.

4. Сравним: общий обмен 9008 кДж и количество, полученной энергии 13000кДж. Значит, девушке необходимо существенно скорректировать количество потребляемых углеводов и жиров относительно вычисленных 416 и 104 гр. Ей необходимо: 104 гр. Белков - 1789 кДж, оставшиеся 9008- 1789 = 7219 кДж, необходимо "употребить" в виде жиров и углеводов, соотношение которых в рационе должно быть 1:4., жиров 1444 : 39 = 37гр.,

Углеводов 5775 : 17.2 = 336 гр.в сутки

Используя таблицу № 1 (см. приложение),можно рассчитать суточный рацион питания для девушки, учитывая, что ей необходимо: 104 гр.белков, 37 гр. жиров, 336 гр. углеводов.

Составление пищевого рациона.

Учитывая соотношение белков, жиров и углеводов1:1:4 и приемлемых для вашей семьи наборов продуктов (Приложение1. Таблица №1, таблица №2, таблица №3, таблица №4) составляется меню четырехразового питания так, чтобы на завтрак, обед, полдник и ужин приходилось соответственно25%, 50%, 15%, 10% суточного рациона.

Состав суточного пищевого рациона «Пища для ума»

Режим питания

Название блюда

Продукты необходимые для его приготовления

Масса, г

Содержание во взятом количестве продукта, г

Калорий

ность, ккал.

Белки

Жиры

Углево-ды

1-й завтрак

Яйца с ветчиной на гренках

Кисель из яблок с клюквой

2 яйца

30 гр ветчины

30 гр сухарей

10 гр соус

75 хлеб

Яблоко

Клюква крахмал вода

185гр

200гр

26

0.3

6

0

78

15

450

75

2-й завтрак

Салат с кальмарами и морской капустой

какао

30 гр кальмаров

100гр морской капусты

10гр семя льна

75 хлеб

5гр льняное масло

200мл. молоко

5гр какао порошок

150гр

75 гр

200

5

3

5

2

15

8

245

122

Обед

Салат из свеклы с яблоками

Суп харчо

Перец фаршированный

Йогурт

Чай с

Шиповником

Грецкий орех

40гр яблоко

40гр свеклы

10гр семя льна

5гр сметаны

Крупа рисовая

Лук репчатый

Томатное пюре

Соус ткемали

Специи

50 гр говядина

Хлеб

Перец болгарский

Фарш мясной

лук репчатый

рис

йогурт

шиповник

вода

50 гр орехов

100гр

250гр

50гр

150гр

200гр

150гр

200мл

50гр

2

15

22

3

0

3

2

4

4

3

0

5

18

75

84

15

6

18

64

258

345

150

45

226

Ужин

Курица отварная

Макароны

кефир

100гр Курица отварная

100 макароны

150мл кефир

200гр

150мл

22

3

104

3

3

37

4

336

118

64

2162 Кк

Заключение

Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления индивидуального образа жизни учащихся и их отношениек основным положениям рационального питания.

В ходе работы была достигнута поставленная цель исследования: изучение влияния питания как компонента формирования здорового образа жизни на интеллектуальное развитие учащихся. И проверена гипотеза о том, что режим и характер питания школьников, имеющих плохую успеваемость по основным предметам, является менее рациональным и более далеким отфизиологического оптимума, чем у случайно выбранных здоровых школьников того же возраста и пола.

1. По литературным источникам изучено состояние проблемы рационального питания школьников. На настоящий момент питание школьников в целом не вполне соответствует критериям рациональности.

2. Определена роль питания как компонента здорового образа жизни современных школьников среднего возраста. Питание– один из факторов среды, существенно влияющий на здоровье, работоспособность, рост и развитие школьника. Рациональное питание как компонент здорового образа жизни должно подразумевать использование пищевых продуктов, адекватное ежедневным потребностям организма, отсутствие вредных пищевых привычек, исключение переедания и недоедания, соблюдение режима питания на основе знаний о влиянии различных продуктов на организм человека.

3. Сформулированы эмпирические критерии рационального питания школьников, к которым относятся: соблюдение четырех- пятиразового режима приема пищи ночного перерыва между приемами пищи не менее 12 часов, обязательное присутствие в ежедневном рационе первых блюд, свежих фруктов и овощей, ограничения потребляемой пищи по объему и составу продуктов, осведомленность о нормах рационального питания и дp. На основе данных критериев разработана анкета для оценки питания школьников.

4. Изучены условия питания учащихся в школьной столовой на предмет соответствия основным критериям рационального питания: энергоценности, сбалансированности, соотношения белков, жиров, углеводов, соблюдения приемлемого режима приема пищи, способов ее приготовления, а также отношение школьников к качеству пищи в столовой.

5. Сделаны выводы, отражающие предпочтения и особенности питания школьников, имеющих проблемы с обучением и здоровых учеников и организации питания в школе в целом. Результаты исследования свидетельствуют о подтверждении гипотезы.

6. Определены продукты питания, которые необходимы для работы головного мозга и ЦНС.

По результатам исследования даны рекомендации:

1. Обратить внимание медицинской сестры и повара-бригадира школьной столовой на некоторое несоответствие соотношения белков, жиров и углеводов в меню и подкорректировать его в направлении сокращения углеводов за счет увеличения содержания жиров и белков;

2. По результатам исследования классным руководителям рекомендовано на классных часах и родительских собраниях, уделять больше внимания пропаганде ЗОЖ и рационального питания.

3. Администрации школы активно вести работу по увеличению числа учащихся, получающих горячее питание в школьной столовой.

4. В перспективе полученные данные могут быть дополнены исследованиями школьников других возрастных групп.

Литература

  1. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с.: ил.

  2. Атлас анатомии человека. Р.Д.Синельников, М., «Медицина», 1978, 472 с., ил.

  3. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992год

  4. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989 год.

  5. Макаров В.А.Физиология. Основные законы, формулы, уравнения. М.:ГЭОТАР-МЭД, 2001

  6. З. П. Матюхина «Основы физиологии питания, гигиены, и санитарии», Москва «Высшая школа» 1989 год.

  7. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986 год.

  8. Учебная литература для медицинских училищ «Гигиена детей и подростков», Москва «Медицина» 1989 год.

  9. http://www.7ya.ru/artic

  10. [1] Советы диетолога: здоровое питание для школьников.

silver-studio.com.ua…znat/sovety…shkolnikov.html

[2]Правильное питание школьников – основа здоровья...

zid.com.uarus_creativework…shkolnykov…zdorovya-y…

[3]СловарьОжегова — Википедияru.wikipedia.orgСловарьОжегова

Приложение 1

Таблица 1. Состав пищевых продуктов и их калорийность

Название продукта

Белки

Жиры

Углеводы

Калорийность на 100г. продукта, ккал.

в процентах

Гречневая крупа

12,5

2,5

67,4

351,5

Манная крупа

11,2

0,8

73,3

354,6

Рис

7,

1,0

75,8

352,0

Макароны

11,0

0,9

74,2

358,4

Фасоль

23,2

2,1

53,8

355,7

Хлеб ржаной

6,9

0,9

42,9

222,6

Хлеб пшеничный

8,1

0,9

47,0

234,6

Картофель

2,0

-

20,0

90,2

Морковь

1,3

-

8,7

41,0

Свекла

1,5

-

10,4

48,6

Капуста свежая

1,8

-

5,3

29,1

Капуста квашеная

1,0

-

2,1

12,6

Лук зеленый

1,3

-

4,4

23,3

Арбузы

0,6

-

9,0

39,37

Дыни

0,7

-

11,3

49,8

Огурцы свежие

1,0

-

2,4

13,8

Огурцы соленые

0,5

-

1,2

6,92

Помидоры

1,0

-

3,8

19,5

Апельсины

0,9

-

9,1

41,05

Виноград

0,7

-

16,2

69,4

Лимоны

0,6

-

10,3

44,6

Мандарины

0,9

-

10,0

44,6

Яблоки

0,5

-

11,2

47,9

Сахар-рафинад

-

-

99,9

41,7

Шоколад

6,3

37,2

53,2

59,7

Какао

23,6

20,2

40,2

450,3

Масло подсолнечное

-

99,8

-

930,3

Масло сливочное

0,5

83,5

0,5

782,3

Кефир

3,5

3,5

4,3

64,4

Сметана

3,0

30,0

2,5

302,1

Творожная масса

12,5

16,0

15,0

262,05

Творог жирный

15,0

18,0

1,0

233,4

Мороженое сливочное

4,0

10,0

17,0

179,4

Сыр

22,5

25,0

3,5

339,8

Мясо говяжье

20,0

10,7

-

181,8

Мясо баранье

19,0

5,9

-

132,9

Мясо, свинина нежирная

23,5

10,0

-

189,7

Гусь

16,5

29,0

-

338,1

Курица

20,0

5,0

-

128,6

Колбаса любительская

13,7

27,9

-

316,2

Сосиски

12,4

19,4

0,4

233,4

Яйца

12,5

12,0

0,5

165,1

Сало

2,0

91,0

-

856,3

Лещ

16,8

7,6

1,0

139,8

Судак

19,0

0,8

1,3

85,4

Треска

17,6

0,4

1,2

75,8

Икра красная

31,6

13,8

7,7

258,4

Сельдь

19,7

24,5

12,4

308,8

Икра баклажанная

1,7

13,0

7,5

158,9

Таблица 2. Содержание основных пищевых веществ (на 100 г продукта)

и энергетическая ценность пищевых продуктов

Продукты

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

Мясо

       

говядина I категории

18,6

16,0

-

218

баранина

15,6

16,3

-

209

свинина жирная

11,7

49,3

-

491

свинина мясная

14,3

33,3

-

357

телятина

19,7

2,0

-

97

.крольчатина

21,1

11,0

-

183

Продукты

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

Вареные колбасы:

       

диабетическая

12,1

22,8

-

254

любительская

12,2

28,0

-

301

ветчина в форме

22,6

20,9

-

279

сардельки свиные

10,1

31,6

1,9

332

сардельки говяжьи

11,4

18,2

-

215

сосиски молочные

11,0

23,9

1,6

266

корейка сырокопченая

10,5

47,4

-

469

Птица I категории

       

куры

18,2

18,4

0,7

241

гуси

15,2

39,0

-

412

утки

15,8

38,0

-

405

индейка

19,5

22,0

-

276

яйца куриные (1 яйцо весит 47 г)

12,7

11,5

0,7

157

Рыба

       

камбала дальневосточная

15,7

3,0

-

90

карп

16.0

5,3 _

-

112

лещ

17,1

4,1

-

105

макрорус

13,3

1,6

-

68

навага дальневосточная

15,1

0,9

-

69

окунь морской

18,2

3,3

-

103

скумбрия атлантическая

18,0

13,2

-

191

ставрида океаническая

18,5

4,5

-

114

судак

18,4

1,1

-

84

треска

16,0

0,6

-

69

хек

16,6

2,2

-

86

Продукты

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

Молочные продукты

       

молоко пастеризованное

2,8

3,2

4,7

58

сливки 10% жирности

3,0

10,0

4,0

118

сметана 20% жирности

2,8

20,0

3,2

206

творог нежирный

18,0

0,6

1,8

88

творог жирный

14,0

18,0

2,8

232

кефир нежирный

3,0

0,05

3,8

30

простокваша

2,8

3,2

4,1

58

масло сливочное

0,8

72,5

1,3

661

сыр российский

23,0

29,0

-

360

Хлебобулочные изделия

       

хлеб ржаной

5,6

1,1

37,5

189

хлеб пшеничный

7,6

0,9

46,7

231

сушки простые

10,7

1,6

70,1

341

макароны Крупы

10,4

1,1

69,1

398

рисовая

7,0

1,0

71,4

328

перловая

9,3

1,1

66,5

320

гречневая

12,6

3,3

62,1

335

Сахар

-

-

99,8

379

Шоколад молочный

6,9

35,7

52,4

550

Печенье

7,5

11,8

74,4

436

Овощи

       

баклажаны кабачки

1,2 0,6

0,1 0,3

5,1 4,9

24 23

капуста белокочанная

1,8

0,1

4,7

27

Продукты

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

капуста белокочанная

1,8

0,1

4,7

27

картофель

2,0

0,4

16,3

80

морковь

1,3

0,1

7,2

34

огурцы грунтовые

0,8

0,1

2,6

14

перец зеленый сладкий

1,3

-

5,3

26

редис

1,2

0,1

13,8

21

свекла

1,5

0,1

9,1

42

томаты грунтовые

1,1

0,2

3,8

23

бахчевые:

       

арбуз

0,7

-

9,2

38

тыква

1,0

-

6,5

29

Фрукты

       

абрикосы

0,9

0,1

9,8

41

бананы

1,5

0,1

19,2

89

груши

0,4

0,3

9,5

42

персики

0,9

0,1

9,5

43

сливы

0,8

-

9,6

43

яблоки

0,4

-

9,8

45

апельсины

0,9

0,2

8,1

40

Я годы

       

виноград

0,6

0,2

15,0

65

земляника садовая

0,8

0,4

6,3

34

малина

0,8

0,3

8,3

42

смородина красная

0,6

0,2

7,3

39

смородина черная

1,0

0,2

7,3

38

Сухофрукты

       

курага

5,2

-

55,0

234

изюм

1,8

-

66,0

262

чернослив

2,3

-

58,4

242

Таблица №3 содержания йода в различных продуктах питания

Физиологическая потребность в Йоде, мкг в сутки:

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Пол Грудной Преддошкольный

0-3 мес 4-6 мес 7-12 мес 1-2 года 2-3 года

Мужской 60 70

Женский

ДОШКОЛЬНЫЙ И ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Пол Дошкольный Младший Средний Подростковый

3-7 лет 7-11 лет 11-14 лет 14-18 лет

Мужской 100 120 130 150

Женский 150

ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ

Пол Взрослые Пожилые Беременные

(2-ая половина) Кормящие

18-29 лет 30-39 лет 40-59 лет старше 60

Мужской 150 -

Женский дополн. +70 дополн. +140

В таблице приведены данные о содержании Йода (I) в некоторых продуктах питания: Таблица Категории продуктов

БД НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКТА Йод, I, mcg %РСП

Хек, Серебристый, рыба 160.0 107%

«Ессентуки № 4», минеральная вода 160.0 107%

Минтай, рыба 150.0 100%

Навага, Беломорская, рыба 150.0 100%

Пикша, рыба 150.0 100%

Путассу, рыба 135.0 90%

Треска, рыба 135.0 90%

Желток, сухой, яйцо куриное 115.0 77%

Креветка, дальневосточная, Мясо 110.0 73%

Яичный порошок, яйцо куриное 64.0 43%

Окунь, Морской, Сибас, рыба 60.0 40%

Молоко, сухое, нежирное, 1%, консерв. 55.0 37%

Мойва, весенняя, рыба 50.0 33%

Серебрянка, рыба, охлажденная, мороженая 50.0 33%

Камбала азово-черноморская, рыба, охлажденная, мороженая 50.0 33%

Мойва, осенняя, рыба 50.0 33%

Зубан, рыба, охлажденная, мороженая 50.0 33%

Пеламида, рыба 50.0 33%

Красноглазка, рыба, охлажденная, мороженая 50.0 33%

Курок, Спинорог, рыба, охлажденная, мороженая 50.0 33

Содержание йода в продуктах Йод содержится в некоторых продуктах питания в достаточном количестве. Определиться с нужными продуктами поможет наша таблица: Сбалансированное питание по этому элементу даст вам возможность не употреблять аптечные препараты, ведь в натуральном виде наш организм усваивает практически все полезное, и без побочных действий.

Таблица №4 Нормы употребления железа

Нормы потребления железа для различных возрастных групп. Для женщин: От 14 до 18 лет – 15 мг в сутки; От 18 до 50 лет – 18 мг в сутки; Старше 50 лет – до 8 мг в сутки. Для мужчин: От 14 до 18 лет – 11 мг в сутки; От 18 лет – 8 мг в сутки.

Анкета 1

1. Где вы обычно первый раз принимаете пищу –

а) дома, б) в школе.

2. Присутствие первых блюд в вашем ежедневном меню –

а) обязательно; б) желательно; в) как получится; г) стараюсь не есть первое.

3. Я принимаю пищу –

а) в определенные часы;б) почти всегда в одно время,

в) за исключением каких-либо экстраординарных случаев, г) как получится.

4. Перерыв (имеется в виду ночной) между последним и первым приемом пищи –

а) примерно 12 часов, б) более 12 часов, в) менее 12 часов.

5. Я ужинаю не позже –

а) 18.00; б) 20.00; в) 22.00; в) иное.

6. Перед сном я могу –

а) плотно покушать, б) легко перекусить, в) что-нибудь попить, г) ничего не есть обычно.

7. Я предпочитаю блюда –

а) отварные, б) запеченные, в) жареные, г) разные.

8. Между основными приемами пищи я люблю перекусить –

а) фруктами, б) бутербродом с чем-нибудь существенным, в) сладким.

9. Мама считает, что у меня аппетит –

а) излишний, б) хороший, в) нормальный, г) плохой.

10. Я ем свежие овощи, ягоды и фрукты –

а) ежедневно сколько хочу;б) каждый день, но меньше, чем хотелось бы; в) не каждый день; г) редко.

11. Я ем сладкие кондитерские изделия –

а) ежедневно сколько хочу; б) каждый день, но меньше, чем хотелось бы; в) не каждый день; г) редко.

12. В школьной столовой готовят –

а) вкусно; б) есть можно; в) не вкусно; г) ужасно.

13. Есть ли среди ваших родителей или ближайших родственников люди, страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта? –

а) да,

б) нет.

Анкета 2

Вопросы

постоянно

часто

иногда

никогда

Как часто вы едите овощи и фрукты?

       

Употребляете ли вы в пищу продукты, в состав которых входят химические вещества?

       

Принимаете ли вы препараты, содержащие витамины?

       

Завтракаете ли вы дома перед занятиями

       

Кушаете ли вы морскую капусту?

       

Как часто вы употребляете чипсы и сухарики

       

Кушаете ли вы молочные продукты?

       

Кушаете ли вы рыбу?

       

Кушаете ли вы мясные изделия?

       

Кушаете ли вы каши?

       

Пьёте ли вы газированные напитки?

       

Покупая в магазине продукты читаете ли вы из чего они состоят

       

Как часто вы ощущаете дискомфорт в желудке, расстройство пищеварения

       

Как часто у вас болит голова

       

1. Ежедневно ли вы завтракаете, обедаете и ужинаете?\

а) Да. 1 б) Зависит от моей занятости в конкретный день. 2 в) Нет, далеко не всегда. 3

2. Возвратившись после работы домой, сколько в среднем времени проходит перед тем, как вы садитесь за стол?
а) Не менее получаса. 2 б) Час и больше. 1 в) Сразу стараюсь что-нибудь перекусить. 3

3. И как вы выбираете блюда?
а) Ем то, что есть под рукой. 3 б) Исходя из их питательной ценности. 1 в) Ем все, что нравится. 2

4. Обычно во время приема пищи, вы:
а) придерживаюсь правила: «Когда я ем, я глух и нем». 1
б) отвлекаюсь на всевозможные разговоры. 2 в) читаю прессу или смотрю телевизор. 3

5. Всегда ли вы тщательно пережевываете пищу?
а) Нет, это не про меня. 3
б) Раз на раз не приходится, во многом зависит от времени, которым я располагаю. 2
в) Разумеется, да. 1

6. После приема горячей пищи вы, как правило, сразу переходите к чаепитию?
а) Нет, откладываю чаепитие минимум на полчаса–час. 1
б) По-разному. 2 в) Да, сразу. 3

7. Едите ли вы на ночь?
а) Да, бывает. 3 б) Позднее шести вечера не ем. 1
в) Прекращаю прием пищи не менее чем за два часа до сна. 2

8. Вы следуете принципу раздельного питания?
а) Да. 1 б) Время от времени, но в целом не придаю этому большого значения. 2
в) Нет. 3

9. Часто ли питаетесь всухомятку?
а) Такое случается нередко. 3 б) Иногда. 2 в) Практически никогда. 1

10. Вы стараетесь придерживаться правила: «В течение дня не ограничивать себя в еде, но есть небольшими порциями»?
а) Да, конечно. 1
б) Правило мне известно, но следую ему не всегда. 2 в) Нет. 3

Подсчитайте баллы

10–16 баллов. Остроумный Сократ заметил: «Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Вы, вероятно, прилежны в вопросе, как и когда есть, тем самым помогая вашему организму жить и работать с максимальной отдачей.

17–23 балла. Вам знакома истина, что чрезмерное увлечение едой, так же, как и высокомерное невнимание к ней, неразумно, но иногда вы об этом забываете. Вам не помешает относиться к тому, как вы едите, более ответственно, чтобы гарантировать себя в будущем от проблем со здоровьем, связанных с неправильным питанием.

24–30 баллов. Пришла пора задуматься над тем, чтобы начать менять свои привычки, потому что, судя по всему, вы не очень заботитесь о том, как едите. В качестве первых шагов старайтесь не садиться за стол, когда очень устали или раздражены. Такой прием пищи не пойдет впрок. Не ешьте наскоро, это позволит вам не переедать. Возьмите себе за правило, минимум дважды в день не пренебрегать горячей пищей.

Анкета 2

Впишите нужное:

1. Ваши любимые продукты и блюда

2. Что вы считаете желанным деликатесом?

3. Ваши самые нелюбимые продукты и блюда:

4. Какие продукты, по-вашему, наиболее полезны?

5. Какие продукты, по-вашему, наиболее вредны для здоровья?

Приложение 3

Таблица успеваемости учащихся 8-хклассов

 

Качество

44%

24%

19%

30%

успеваемость

100%

96%

95%

91%

Просмотров работы: 105